Если доказательства и доводы мои не вполне удовлетворительны и недостаточны, то прошу простить меня простеца; но не оставлять без внимания столь важного сочинения, как пресловутая «записка о расколе», и более подробно опровергнуть все лживые доводы и клеветы, в ней заключающиеся. Дозволено духовною цензурою. С.-Петербург Декабря 12 дня 1863 года. 1 A History of the Holy Eastern Ehurch. By the Rever. Iohn mason Neale, M. A. Warden of lackville Collegi, East Grinsted. London, 1850. Partr. Прибавления к жур. твор. св. Отц. в руск. перев. за 1850 год. стран. 551. 2 Желающие узнать подробнее историю о белом митрополите Амвросие, могут обратиться к книге моей о промысле Божием, изданной в Москве в 1857 году. 4 На обратном пути отшедший ко Господу Полтавской губ. в г. Лубнах, где и препочивает нетленно. Как опочил Святейший сидя в креслах, в таком положении пребывает и поныне. 5 Смот. Скрижаль. ч. 1, стр. 639760. и предисл. к Служебнику, печат. 1655 года и к Увету духови. 8 «Оно не упоминается ни в одном из доселе известных каталогов греческих рукописей. Достойны при этом замечания слова греческих патриархов Паисия александрийскаго и Макария Антиохийскаго (в 1667 г.): а Феодорит о том (о крестном знамении) ничтоже писа; зане велико истязание о том было во святой горе Афонской, в лето 1156 (1648), подобне якоже и в царствующем великом граде Москве бысть крепкое истязание от преосвященных великороссийских митрополитов, архиепископов и епископов, во святом Духе собравшихся в лето 1114 (1666), и не обретеся в Феодоритове книзе таковое писание: но солгано на него, Феодорита, от неких суемудрых и сокровенных еретиков» (Допол. к акт. Ист. V. 502503). 9 Очевидец Курбский так жаловался на составителей подложных сочинении: «противлюся лжесловесником, преобразующимся в истовые учители, и пишут повесть сопротив Евангельских словес и имена своя скрывше, да необличены будут и подписуют их на святых имена, да удобно их писание приемлетси простыми и ненаучеными...» и т. д. (Рукоп. библиот.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Г. автор продолжает: «С 1827 года начались отмены постановлений, сделанных при Екатерине второй и Александре первом. Было постановлено: оставшихся у раскольников попов не преследовать, не новых не дозволять; молитвенныя заведения вновь не строить и ветхих не чинить, а в случае каких либо поправок, уничтожать. Многие сотни молитвенных заведений были уничтожены, десятки тысяч икон, сего древняго достояния прадедов, было отобрано. Огромную библиотеку можно составить из богослужебных и других книг, взятых в часовнях и домах раскольников и не всегда вредных по своему содержанию. Такие изъятия книг, икон и других богослужебных принадлежностей из употребления раскольников делались и делаются без надлежащего основания и рассматриваются духовными консисториями, или небрежно, или без всякого знания дела, что производит сильное и, нельзя не сознаться, справедливое негодование раскольников. У них отбираются так называемые вещи запрещенные; духовные консистории, определяя степень вреда каждой из них, обращают обыкновенно внимание на три обстоятельства: 1) употребляются ли те книги и образа в православных церквах? Если не употребляются, их не возвращают, хотя эти самые книги дозволены единоверцам; и наши архиереи, служа в единоверческих церквах, служат по этим самым книгам. 2) Нет ли на иконах старинного перстосложения, которое находится на всех иконах единоверческих и всех древних особенно чтимых иконах церкви православной. 3) Нет ли орфографических ошибок против той грамматики, по которой преподается в семинариях. – Таким образом весьма часто отбираются и гибнут в консисторских подвалах древние рукописи, старинные иконы и другие драгоценные для науки остатки нашей старины; ибо в глазах духовенства все, что писано не по никоновски, или несогласно с орфографией, которой учат в семинариях, составляет величайшую ересь. С другой стороны, при рассмотрении действительно вредных книг консисториями, они, по причине того же невнимания или невежества, возвращают их владельцам, и своим безсознательным приговором вовлекают гражданские начальства в неправильные действия, так что иногда некоторые из вредных по содержанию книг, и другие подлежащие запрещению предметы назначаются в публичную продажу для пополнения казённых издержек при производстве следствий. Вообще при отобрании и рассмотрении раскольнических книг и вещей обращается внимание не на содержание, а только на одну форму. Таким образом, не принося никакой существенной пользы, такого рода преследования только раздражают раскольников, которые смотрят на эти действия как на хищение сильного, и кроме того иногда распространяют в народе действительно вредные сочинения».

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

12. С. 407-460; 1860. 1. С. 3-38; Мельников П. И. (Андрей Печерский). Старообрядческие архиереи//РВ. 1863. 4. С. 599-656; 5. С. 5-42; 6. С. 429-506; он же. Очерки поповщины//Собр. соч.: В 8 т. М., 1976. Т. 7; Парфений [Агеев], иером. Разбор Окружного послания, составленного лже-архиепископом австрийско-поповщинской секты Антонием, с сотрудниками. М., 1863; С[убботи]н Н. Современные движения в расколе. М., 1863. Вып. 1; 1865. Вып. 2; он же. Новый раскол в расколе. М., 1867; он же. История Белокриницкой иерархии. М., 1874. Т. 1; он же. История так наз. австрийского, или белокриницкого, священства. М., 1895-1899. 2 вып.; он же. Материалы для истории так называемой Австрийской, или Белокриницкой, иерархии. М., 1897; Попов Н. И. Сборник из истории старообрядчества. М., 1864. Вып. 1; Присоединение к Православию раскольнических епископов и других членов так называемой Белокриницкой иерархии//РВ. 1865. 12. С. 592-647. (Отд. изд.: М., 1866); Ивановский Н. И. Об австрийском священстве//ПО. 1868. 5-6; он же. Окружники и противоокружники в согласии старообрядцев, приемлющих австрийское священство//ПС. 1881. 11; Современные летописи раскола. М., 1869. 2 вып.; Летопись происходящих в расколе событий. М., 1871; Летопись происходящих в расколе событий//Братское слово. 1875. Кн. 1-4; 1884. 1-5, 7-9, 11-12, 14-15, 17-20; 1885. 1, 3, 5-7, 10-11, 13, 15-20; Летопись раскола за 1876-1879 годы. М., 1880; Летопись происходящих в расколе событий за 1886 г. М., 1887; То же... за 1887 г. 1888; То же... за 1889 г. 1892; Монастырский М. Я. Исторический очерк австрийского священства после Амвросия//ПС. 1877. Ч. 1. Ч. 282-339; Ч. 2. С. 3-31, 277-326, 444-489, 606-634; Ч. 3. С. 122-149, 266-357; Деятельность раскольнических миссионеров//Братское слово. 1883. 9; Летопись раскола: О бывших суздальских заточниках: Аркадии, Кононе и Геннадии//Братское слово. 1883. 4. С. 179-192; Пругавин А. С. Раскол - сектантство: Мат-лы для изучения религиозно-бытовых движений русского народа. М., 1887. Вып. 1. С. 295-342 [библиогр.]; Сахаров Ф.

http://pravenc.ru/text/Белокриницкая ...

Я весьма о том скорбел и плакал. Хотя и показывали мне старцев, которых считали великими, но я их находил не такими, каких желала душа моя. Я искал и желал старцев кротких и смиренных, искусных в иноческой жизни и в Божественном и Отеческом Писании, которые бы наставили меня и научили, как мне беспорочно препроводить жизнь свою, как укротить необузданную свою юность, как мне прожить опасные младые лета, как мне переплыть страшное и многоволнистое житейское море, наполненное всяких опасностей, душевных и телесных, как мне достигнуть в тихое и небурное пристанище бесстрастия, как мне приобресть совершенную любовь ко Господу Богу и к ближним своим, соединиться с Богом, и наследовать Царствие Небесное; но мне показывали не таковых, но или малограмотных, или вовсе безграмотных, которые только потому называются великими, что ни с кем не пьют, не едят, и всеми гнушаются, и всех хулят, и всех осуждают, даже своих единоверных; и всех считают грешниками, а только себя святыми; и толкуют день и ночь, а о иноческой жизни не знают, в чем она и состоит. А сего я еще в миру терпеть не мог, добре помня евангельские словеса: не осуждайте, да не осуждени будете ( Лк.6:37 ). И так в Стародубских монастырях не нашел я того, что имел надежду обрести, ниже следу того, о чем помышлял, но все нашел напротив моей совести и моего желания. Ибо общежития отнюдь не имеют, и строгих общежительных уставов и правил не соблюдают, а живут каждый по своей воле, кто как хощет: женам вход без всякого препятствия допускается, даже по келиям; видел и прочие соблазны, о которых нечего и поминать, а довольно сказать: да не возглаголют уста моя дел человеческих ( Пс.16:4 ). Ибо я сам грешнее паче всех человек. Только я весьма соблазнился и заскорбел, и недоумевал, что делать и куда более идти? Мне некоторые говорили: «Брат, живи, как живется». А я им отвечал: «Ежели быть иноком, то надобно по-иночески и жить; a ежели жить по-мирски, то надобно жить в мире». И так в Стародубских слободах и монастырях не получил я никакой душевной пользы, кроме соблазнов.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

В 1899 г. в Черновцах была издана книга В. М. Карловича «Критический разбор «Окружного послания» и все оттенки направления самого автора его». Карлович с позиции противоокружников обвинил Кабанова в попытках сближения с единоверием. Арсений (Швецов) написал автору: «Вы сделали огромную ошибку, взялись за дело, превышающее ваши силы». (Названные работы Арсения (Швецова) опубл.: Арсений (Швецов), еп. Собр. соч. М.; Ржев, 2013. Т. 3.) Сторонником «О. п.» был старообрядческий публицист Ф. Е. Мельников. Полемика с неокружниками, отражение событий, происходивших в их среде, были постоянными темами старообрядческой периодики 1906-1917 гг., в частности публикаций свящ. Ф. М. Гуслякова. События, происходившие у неокружников, также подробно описывал Н. И. Субботин в «Летописи происходящих в расколе событий» в ж. «Братское слово» в 80-90-х гг. XIX в. Историками и полемистами Русской Церкви «О. п.» оценивалось по-разному. «Миролюбивым и кротким» тоном послания, основательностью изложенных в нем мыслей был восхищен Субботин, считавший, что «О. п.» свидетельствует о желании белокриницкого согласия примириться с Русской Церковью. Подобное мнение разделяли не все. Резко негативно оценил послание единоверец игум. Парфений (Агеев) в вышедшей в 1863 г. кн. «Разбор Окружного послания, составленного лжеархиепископом австрийско-поповщинской секты Антонием с сотрудниками». А. Г. Вишняков (псевд. А. Вескинский) подверг критике мнение Субботина о том, что «О. п.» и «изгнание» Белокриницкого митр. Кирила из Москвы в 1863 г. свидетельствуют о примирительных намерениях старообрядцев ( Вескинский А. По поводу толков о современных движениях в расколе//ПО. 1864. Т. 15. 9. С. 49-62). Н. И. Попов в 1865 г. писал, что «целью Окружного послания было отнюдь не сближение рогожского согласия с православием» ( Попов. 1865. С. 8-9). В нач. ХХ в. оригинальный взгляд на «О. п.» предложил В. Г. Сенатов, по мнению которого «О. п.» открыло поповцам путь к учреждению патриаршества, поскольку, отринув беспоповское учение об антихристе, Белокриницкая иерархия высказала «свою способность к внутреннему развитию...

http://pravenc.ru/text/2578255.html

Здесь хранится святая вода и благословенные хлебы. Вокруг в алтаре написаны двенадцать апостолов и много святителей, и пониже сводов кругом написано сие: «Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея: осанна в вышних. Благословен грядый во имя Господне: осанна в вышних». В алтаре множество лампад, более пятидесяти, и многие из них неугасимые. Кругом подле стен возвышено на три ступени; здесь стоят не служащие священники, диаконы и монахи; мирянам же в алтаре стоять не позволяют. На горнем месте стоит мраморная патриаршая кафедра; во время патриаршего служения становят и другие архиерейские кафедры. Из алтаря двое врат: на правую сторону – на гору Голгофу, а на левую страну – в ризницу. Царские врата – резбенные и вызолоченные, с четырьмя Евангелистами и с Благовещением. Наверху стоит двуглавый орел. Клиросы сделаны весьма тесные, потому что мимо их ход в боковые врата. На правой стране, за клиросом к столбу, стоит великая резбенная и вызолоченная патриаршая кафедра. Напротив ее, на левой стране, вторая кафедра, подобна первой, патриаршего наместника, митрополита Петры Аравийской 12 . На обеих странах между столбов сделаны великие резбенные и вызлащенные иконостасы, и в три ряда иконы: внизу святители, повыше пророки и преподобные, а вверху по седьми икон на стране, великих, самого высокого российского писания, на греческий образец; присланы и пожертвованы Российским Императором, Александром Павловичем, после пожара; изображены все страдания Иисуса Христа; пред каждою иконою повешена лампада. Повыше икон стоят по седьми ангелов на стране, резбенных и вызолоченных, и в обеих руках держат по подсвечнику, куда в праздники становятся свещи. Поверх иконостасов поделаны хоры; во время Пасхи много вмещается народа. Кругом подле стен стоят монашеские места (формы), возвышенные против полу на три ступени. В сем греческом храме четверо часов: двое в алтаре, и двое в храме, у задних столбов. Посреди храма висят три великие паникадила, по пятидесяти свечей: одно, среднее, – чистого серебра, а два посеребренные; все пожертвованы Российскими императорами, а более – Николаем Павловичем.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Пришедши в Молдавию и обошедши все молдавские монастыри и скиты, нашли себе духовного отца и пастыря в Балашевском скиту, от города Буташан четыре часа ходу, и препоручили ему свои души купно с телесами. Чрез несколько времени, духовный отец постриг их обоих в монашество, и нарек Алексию имя Авель, а спутнику и сотруднику его – Никандр. Чрез несколько времени, наставник и пастырь их, видя их великие подвиги и смирение понудил отца Авеля принять хиротонию, яко достойного и в писании искусного. Но ему сие весьма тяжко показалось, и просил он своего пастыря со многими слезами, да не налагает на него тяжкого бремени выше силы его, но да оставит его только в монашеском чине работать Господу. Но старец ему сказал, что совершенному послушнику не подобает иметь своего рассуждения, а должно творить повеленное, и не учить своего старца, а быть послушливу даже до смерти. Авель поклонился ему до земли, и сказал: «Прости мя, отче святый! согрешил пред тобою; твори, якоже тебе угодно». И скоро хиротонисан был во иеродиакона, потом во иеромонаха, и по согласию всей скитской братии духовником сделан. Но аще и иеромонахом сделался, обаче своего послушания и смирения не изменил: повиновался своему старцу, и никогда ничего не начинал без его благословения. И повиновались они оба с отцом Никандром своему пастырю и наставнику, в совершенном послушании и отсечении своей воли, осьмнадцать лет. Препроводив своего вождя и пастыря на вечное блаженство, яко ходатая за себя ко Господу Богу своему, сами остались сиротами; обаче по своей воле жить не восхотели, а положили – жить по-братски: одному у другого быть в послушании, и не разлучаться до самой смерти. Так и исполнили на самом деле. Хотя отец Никандр и желал отца Авеля иметь себе за пастыря, потому что он был иеромонах и духовник: но отец Авель никак не согласился быть за старца, но положил – жить одному у другого в послушании, по-братски. Жили они так немногое время, и было обоим откровение от Бога, повелевающее им идти в Святую Афонскую Гору, и там препровождать остальную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Когда встану, – лампада уже горит, и я зажигаю два пука свечей, выношу и подаю». Митрополит выносит свет в притвор, и вкладывает пуки в железные фонари, и подает от Гроба в отверстия, для того устроенные, правой рукой – православным, а левой – армянам и прочим. Православных арабов целая толпа стоит подле отверстия. И как только митрополит покажет Святой свет, – один араб, схвативши бежит прямо в алтарь; а оттуда, в Царские врата, раздают народу; а подле отверстия едва только успеет один запалить свещи. Митрополит же паки обращается ко Христову Гробу, и еще зажигает два пука, и выходит из дверей Гроба. Арабы же самые сильные стоят у дверей Гроба, и его дожидают. Только он выйдет, держа в руках по тридцати по три свещи горящих, – арабы, взявши его на свои руки, несут прямо в алтарь. Народ весь бросается к нему: всем желательно прикоснуться к его одежде. И едва, с великим трудом, могли его донести до алтаря; и посадили его на стуле: он просидел всю Литургию, яко вне себя, наклонив главу; очами не смотрел и устами ничего не провещал; и никто его не беспокоил. Когда унесли его от Гроба, – народ бросился вовнутрь Гроба прикладываться; и я сподобился приложиться. Весь Христов Гроб был мокрый, якобы дождем вымочен; но я не мог узнать – от чего это. Посреди Гроба стояла та великая лампада, которая сама зажглась, и великим светом горела. По Литургии, каждый пошел в свое место, и один, другого поздравлял с получением новой благодати Святого света. 103. Светозарная нощь святой Пасхи Вечером все мы пошли ночевать во храм, ко Христову Гробу. Когда же пришли в храм, – увидели дивное и преславное зрелище: весь храм, а наипаче Божий Гроб, неизреченно украшен разными серебряными и златыми иконами и фигурами, а наипаче множеством серебряных и вызлащенных лампад, горящих великим светом; обставлен множеством свечей белого воску, но еще не зажженных. Весь храм увешен был лампадами: где прежде была одна лампада, там десять: хотел я пересчитать, но не мог. Везде тихо и спокойно. Врата церковные оставлены были не затворенными на всю ночь.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

Вот что я мог упомнить из жизни старца Даниила; а более ничего не могу вам сказать. Петр Борисов Шумилов, томский мещанин, о старце Данииле рассказывал мне следующее: Когда я по обещанию моему странствовал в России по святым местам; то на обратном пути из Киева, в 1843 году, проходя свою сибирскую страну, желал было видеть старца Даниила, но не сподобился. На пути, около реки Иртыша, встретился со мною знакомый брат, молодой юноша, крестьянин села Красной Речки; село сие от деревни Зерцал, где келия старца Даниила, только в шести верстах. Брат этот, именем Дорофей, ученик старца Даниила, весьма кроткий, и смиренный, и послушливый, меня весьма удивил тем, что он, идя в дальнюю страну, не имел при себе ни сумы, ни посоха, ни денег. Я его спросил: почему он так очень легко идет? Он же мне ответил: «Так было угодно моему старцу, отцу Даниилу; ибо он меня благословил в этот путь, конечно, по моему желанию, и сказал мне: иди, брат, во след Христа по-апостольски, по тесному пути, и не бери на путь ни сумы, ни жезла, ни денег: и Господь тебя не оставит и пропитает; а с половины дороги поедешь вместе с архиереем, и будешь монахом. Вот, поэтому я и иду так, с одною надеждою на Бога и на молитвы старца Даниила. Но старец уже уехал в Енисейск». Что же? Когда этот брат Дорофей, уже прошедши Екатеринбург, был около Кунгура, – вдруг, приближается к нему преосвященный Евлампий, бывший Пермский Викарий, епископ Екатеринбургский, проезжавший тогда на назначенную ему Орловскую епархию. Увидав странника, он остановился и спросил его: откуда и куда идет? Узнав, что путник из Сибири идет в Киев, Владыка посадил его с собой, привез в Орел, и оставил его пожить при себе, как истинного раба Божия. Он прожил при Владыке около двух лет; потом Владыка отпустил его в Киев на поклонение. А после, Дорофей пожелал остаться в общежительной Белобережской пустыни, в которой и доднесь пребывает, и уже давно пострижен в монашество и наречен в пострижении Д. – А преосвященный Евлампий после был епископом Вологодским, а теперь уже архиепископом Тобольским.

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

В один день ходили мы на Арнаутку, и смотрели то место, где была славная святая Студийская обитель; ныне на том месте султанские оранжереи. 45. Описание Константинополя вообще И так мы ходили, и гуляли по Константинополю двадцать дней, и весь его рассмотрели, его величину, длину и ширину. И сказывал, нам вожатый, что в городе есть до двух тысяч турецких мечетей, и более сорока греческих православных церквей. Греческие церкви велики: ибо считается половина города греков, хотя и не все – турецкие подданные, но разных держав. Много также церквей армянских и католических, и пятьсот маголов. На каждой маголе есть рынок (или базар), и каждая магола имеет свое название, своего старосту и гауптвахту. И бывает каждый день ярмарка по разным местам. Есть семь великих мечетей, возле которых бывают в назначенные дни базары великие. Весь город – как торговый: ходят по всем улицам разносчики, один за другим, и столь многолюден город, что как начинается день, – все улицы полны. Ходят же только одни мужчины, а женщин весьма редко увидишь. Проливы и заливы наполнены кораблями: более шести тысяч одних каюков, на которых возят народ; также ходит беспрестанно пароход, развозит народ. Константинополь рассеян между проливов и заливов. Только шесть городов стоят на азиатском берегу; а на европейском, от самого Мраморного моря и до Черного, верст на пятьдесят, беспрерывные города. Но сам Константинополь стоит по себе, между Мраморным морем и гаванью; обнесен кругом каменною стеною, великим царем Константином; ходу в окружности считают девять часов (или сорок пять верст); по-турецки называется Станбул. В нем живут султан и Патриарх; в нем все главные мечети и присутственные места, главные гостиные дворы. По всему Константинополю улицы узкие, не более двух и трех сажен, и с изгибами, вымощены диким камнем, постройка более деревянная и высокая, трех и четырехэтажная; внутри подштукатурено, а снаружи выкрашено: христианские дома черной краской, а турецкие красной, а хотя и есть каменные здания, но их не видно. Турецкие мечети и гостиные дворы все – каменные.. 46. О церквах греческих

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010