Сколь сие похвально и прекрасно — исполнить и преисполнить закон церковный. Потому-то я вам прежде говорил, что сербский народ — народ подвижнический и монашеский. Наученный царским сыном святителем Саввою, старается он сделать больше, чем от него требуют. Где в мире найдёте вы такое?    А Бог видит, и ведает, и измеряет труд всякого — и стоящее за всяким трудом сердце. И возвращает Он сербам «меру добру, наткану и потрясну и преливающуся» (Лк. 6:38).    Чем возвращает? Святыми мужами и женами, коих умножает в сербском народе, — и число их так велико, что один Господь Бог его весть. Календарь не может вместить их — но лишь Книга Жизни, открытая на небесах пред престолом Господа Вседержителя. В Книге сей вписаны без упущений имена многих тысяч и миллионов сербских угодников и угодниц Божиих, сербских мучеников и мучениц. В сей небесной Книге Жизни записано златом небесным и имя преподобной Параскевы-Петки Сербской, и многих других сербских девиц и жен из богатых и знатных семей — не говорю уже о целом воинстве сербских дев и матерей из крестьянского сословия.    Как-то раз здесь, за трапезою, говорил я вам о том, насколько легче вам, селянкам и простолюдинкам, жить во святой обители и исполнять строгий монастырский устав о посте, молитве, послушании и целомудрии, нежели женам, решившимся уйти в монастырь из домов богатых и господских. Но теперь я скажу вам, что в сербском народе не безызвестны и инокини из богатых домов, из вельможных дворцов и даже из царских палат.    Преподобная Параскева была из дома богатого и вельможного, как до неё другая сербка, святая Ирина, была из дома царского. Однако, хотя преподобная Параскева приучена была вкушать лучшие яства, носить многоценные одежды, иметь многочисленных слуг и служанок — всё сие она однажды презрела и отвергла, и удалилась в пустыню из любви ко Господу нашему Иисусу Христу. Да притом куда удалилась? За Иордан, туда, где нет ничего, кроме зноя и песка; туда, где могли жить лишь святой Иоанн Креститель и преподобная Мария Египетская — и ещё весьма немногие, самые доблественные.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3739...

Церковь во имя ап. Марка на Ташмайдане. 1931–1940 гг. Церковь во имя ап. Марка на Ташмайдане. 1931–1940 гг. Ц. ап. Марка на Ташмайдане построена в 1931-1940 гг. на месте старой (1835) в сербско-визант. стиле (архитекторы П. и Б. Крстич). Облик церкви напоминает собор мон-ря Грачаница . В юж. части храма расположен саркофаг с останками серб. царя Душана Сильного, перенесенными из мон-ря св. Архангелов под Призреном, в сев. части - беломраморная гробница серб. Патриарха Германа (Джорича) . Ц. арх. Гавриила с приделом во имя вмч. Пантелеимона воздвигнута в 1937-1939 гг. в память о серб. воинах, павших во время первой мировой войны (архит. Г. Самойлов). Иконостас вырезан мастером С. Атанасовским, иконы - серб. худож. Д. Глишичем, царские врата, апостольский ряд иконостаса и храмовую икону арх. Гавриила выполнил А. Дикий. В 1983-1985 гг. был расписан худож. Д. Маруничем. Ц. св. Александра Невского - см. Александра Невского собор в Белграде . В Б. и его окрестностях также находятся церкви во имя вмч. Георгия (ул. Зрманьска), св. Лазаря (ул. XXI дивизии), Собора Сербских Святителей (р-н Карабурма), Рождества Иоанна Крестителя (ул. Запланьска), свт. Николая (Новое кладбище), вмч. Георгия (Бежания), Св. Троицы (ул. Господара Вучича), святых ап. Варфоломея и Варнавы (Раковица), прор. Илии (Мириево), Вознесения Господня (Жарково), Св. Троицы (Кумодраж), Вознесения Господня (Железник), Покровская (ул. Каймакчаланска), Харишева часовня (Земунское кладбище); мон-ри Введения во храм Пресв. Богородицы (Топчидер), арх. Михаила (Раковица), Рождества Пресв. Богородицы ( Раиновац ), арх. Гавриила (Земун), св. архидиак. Стефана (Сланци), в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца (Грабовац), прп. Параскевы (св. Петки) (Фенек), прп. Параскевы (Сибниц), арх. Гавриила (Тресие), свт. Николая Чудотворца (Павловац). В юрисдикции РПЦ находятся ц. Св. Троицы рядом с храмом св. Марка и Иверская часовня на Новом кладбище, построенная в 1930-1931 гг. на пожертвования рус. эмигрантов в память о снесенной в 1929 г. большевиками Иверской часовне в Москве.

http://pravenc.ru/text/77876.html

О. С. Гринченко Г. южных и западных славян Южнославянская Г. XIII-XVIII вв. Канон успению прп. Иоанна Рильского. Сборник посл. четв. XV в. (б-ка Рильского мон-ря. 62. Л. 193) Канон успению прп. Иоанна Рильского. Сборник посл. четв. XV в. (б-ка Рильского мон-ря. 62. Л. 193) I. Новому этапу развития болг. Г., начавшемуся в XIII в., предшествовал период определенного греко-болг. культурного симбиоза в эпоху визант. владычества в XI-XII вв. (см. ниже). В 3-й четв. XII в. наместник Софии (Сердики, Средеца) бывш. имп. куропалат Георгий Скилица после возвращения мощей прп. Иоанна Рильского из Венгрии написал (наряду с Житием) 4 канона святому (у раки к-рого он получил исцеление). 3 сохранились только в слав. переводе, 4-й известен по переводу акростиха ( Ангелов. (II) 1977. С. 60-65; Добрев. (II) 2002). Эти каноны составили основу всей позднейшей гимнографической традиции рильского отшельника. Георгию Скилице принадлежит также канон вмч. Димитрию Солунскому, не получивший распространения в греч. традиции, но широко известный в слав. переводе. Гимнография XIII-XIV вв. связана в первую очередь с почитанием святых (по большей части греч.), чьи мощи в царствование Иоанна Асеня I, Калояна и Иоанна Асеня II были перенесены в Тырнов (Илариона Мегленского, Иоанна Рильского, Иоанна Поливотского, Михаила Воина, Параскевы (Петки), Филофеи). Оригинальные гимнографические тексты до 2-й пол. XIV в. немногочисленны. Применительно к службам св. Иоанну Рильскому и прп. Параскеве уместно говорить об освоении греч. наследия. Все древние (XIII-XIV вв.) списки служб св. Иоанну (как на день памяти, так и на успение) содержат каноны Георгия Скилицы. Переводной канон входит и в списки службы прп. Параскеве до кон. XIV в. К оригинальным текстам в службах этим святым могут относиться лишь отдельные песнопения (стихиры, тропари). Не сохранилась до наших дней служба св. Тырновскому патриарху Иоакиму I , на возможное существование к-рой в сер. XIII в. указывает проложное Житие этого архиерея. Канон прп. Иоакиму Осоговскому (Сарандапорскому), известный в списках XIII в. ( (I) 1992), как установлено в последнее время, совпадает с текстом канона Евфимию Великому св. Климента Охридского, где лишь заменено имя святого ( Станчев, Попов. (I) 1988. С. 120-121, 125, 128). Илариону Мегленскому посвящены только кондак и икос, древние песенные тексты в честь св. Иоанна Поливотского неизвестны. Службы Михаилу Воину и прп. Филофее ( Иванова. (II) 1975) можно датировать XIII в. с известной долей условности (хотя это и не исключается), поскольку содержащая их Праздничная Минея (Одесса. ГНБ. 1/5) в равной мере может относиться как к кон. XIII в., так и к 1-й пол. XIV в.

http://pravenc.ru/text/165013.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла НАУПАРЕ [Наупара], жен. монастырь в честь Рождества Пресв. Богородицы Крушевацкой епархии Сербской Православной Церкви. Находится в 13 км от г. Крушеваца, в одноименном селе на берегу р. Расина, на склоне горного массива Ястребац. О происхождении названия Наупаре существует неск. легенд. Возможно, оно происходит от выражения «новые деньги» (серб. «нови пари»), к-рые чеканили в существовавшем некогда поблизости пос. Саса. Другая легенда повествует о том, что, готовясь к битве с османами, серб. кн. Лазарь († 1389) велел закопать все богатства под местной ц. мц. Параскевы (Петки), чтобы после боя (Косовский бой, 1389), когда «на уме будут только деньги» (серб. «на уме буду паре»), раздать их воинам. Согласно 3-й легенде, кн. Лазарь брал камень из этих мест для строительства мон-ря Лазарица (храм св. Стефана) в своем г. Крушеваце и направил сына Стефана (см. Стефан Лазаревич ; † 1427) познакомиться с мастерами. Стефану так понравилось место, что часть камней он оставил для возведения своего мон-ря. Узнав об этом, отец спросил его, что он задумал (серб. «на ум пало»), впосл. этот оборот дал название селу и обители. Разозлившись, князь проклял это место, в котором якобы медведи рождаются, а сын назвал Лазарицу местом, где спариваются тур. кони. Когда Лазарь освящал Лазарицу, сын позвал его в Н.; ослепленная светом от храма лошадь под князем оступилась - с этим связывают название местечка Уступ близ с. Горни-Степош. Кафоликон мон-ря Наупаре. 1377–1382, 1835 гг. Кафоликон мон-ря Наупаре. 1377–1382, 1835 гг. Впервые «двор в Наупаре с церковью» письменно упоминается в Повелье от 2 марта 1382 г., в которой кн. Лазарь вместе с патриархом Спиридоном утвердил список владений новооснованного монастыря Дренча ( С. Законски споменици српских држава века. Београд, 1912. С. 761-764). Поэтому возведение храма в Н. датируют периодом с 1377 (год строительства Лазарицы) по 1382 г. В силу того, что ктиторами Дренчи были хиландарский мон. Дорофей и его сын иером. Даниил, буд. Сербский патриарх Даниил III Баньский (1390/91 - не позже 1400), возникла гипотеза, предполагавшая, что Н. тоже была основана ими и поначалу являлась родовым аристократическим городищем с приходским храмом.

http://pravenc.ru/text/2564760.html

Воры сняли ценные украшения с чудотворного образа Божией Матери, оставленные благодарными прихожанами 8 ноября. ПРАВМИР. Злоумышленники ограбили Свято-Покровский храм в селе Плоское Броварского района Киевской области. Воры пробрались в церковь в ночь на 6 ноября, спилив решетки на окне, пишет СПЖ . Они похитили три старинные иконы, пожертвования из двух сейфов и ценные украшения с чудотворного образа Божией Матери, которые оставляли благодарные прихожане. По словам настоятеля храма протоиерея Николая Сидоренко, воры точно знали, какие иконы представляют большую ценность – они взяли образы, которым не менее ста лет, бросив рамки от них в храме. «Слава Богу, что они не коснулись престола. Там лежало Евангелие, которому 200 лет», – отметил священнослужитель. Дозвониться до следователя получилось только через два дня. Правоохранители сняли отпечатки пальцев и осмотрели территорию, но пока ничего не сообщили о ходе расследования. «Сегодня я сам звонил следователю, он говорит «я вам, батюшка, перезвоню». Как-то немного неправильно все это… Никто ничем не занимается», – посетовал протоиерей Николай. Неделю назад из Свято-Троицкого храма в селе Украинка Острожского района Ровенской области воры похитили три старинные иконы и напрестольный крест. В Одесской епархии в октябре из храма в честь святой Параскевы-Петки в селе Приозерное воры украли  написанную на холсте старинную полутораметровую икону святой Варвары в позолоте, а также две другие старинные иконы и дискос. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 22 сентября, 2011 8 ноября, 2011 26 марта, 2013 22 апреля, 2024 17 апреля, 2024 15 апреля, 2024 2 апреля, 2024 29 марта, 2024 21 февраля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/iz-borispolskogo-hrama...

Семь лет Лидия пешком странствовала по Европе. В этот период ей пришлось перенести много испытаний и на собственном опыте познать страшную брань с невидимым миром демонов. Во всех событиях ее жизни в это время можно видеть живой пример промыслительного Божия водительства. В Сербии она приняла монашеский постриг. Схиигумения Мария (в миру Лидия Николаевна Дохторова, 1896–1978) – замечательная русская подвижница благочестия ХХ века. Ее жизнь сравнивают с жизнью древних святых, и действительно в ее биографии можно увидеть много общего с древними житиями. Лидия родилась в состоятельной дворянской семье в Киеве. С раннего детства в ней было заметно стремление к духовной жизни. Еще в родительском доме она начала строго поститься. В годы учебы в Московском университете Лидия вела почти монашескую жизнь: избегала знакомств, постилась, несла телесные подвиги. После большевистского переворота она, как и многие русские люди, была вынуждена уехать из России. Семь лет Лидия пешком странствовала по Европе. В этот период ей пришлось перенести много испытаний и на собственном опыте познать страшную брань с невидимым миром демонов. Во всех событиях ее жизни в это время можно видеть живой пример промыслительного Божия водительства. В Сербии она приняла монашеский постриг. В 1954 году вместе с духовно близкими ей русскими монахинями пришла в заброшенный монастырь преподобной Параскевы-Петки близ Софии, и трудами сестер полуразрушенная обитель была восстановлена. Здесь схиигумения Мария подвизалась до своей блаженной кончины в 1978 году. Митрополит Ловечский Гавриил (Болгарская Православная Церковь) в течение шести лет был духовным чадом схиигумении Марии. В конце 90-х годов написал о ней книгу, благодаря которой о великой русской подвижнице узнали многие ее соотечественники. Недавно Владыка побывал в России. — Владыка, расскажите, с какой целью вы приехали в Россию? — Меня пригласили сестры екатеринбургского Ново-Тихвинского монастыря. Они очень хотели познакомиться со мной, потому что много слышали и читали о матушке Марии и знали, что в последние годы ее жизни я был ее духовным чадом. Они просили, чтобы я рассказал им про нее как можно больше. Я со своей стороны считаю, что обязан рассказывать о матушке всем, кто желает знать о ней. Я не имею права скрывать этот данный мне «талант».

http://pravmir.ru/ctaraemsya-lyubit-ange...

И вот та же незабвенная могила нашего великого полковника Раевского. Он еще даже не женат был, мать увезла его прах в Россию. Но там, в Сербии, свято хранится место его гибели, место, где он отдал Богу душу. Надо было бы, чтобы там было подворье. Они мечтают и надеются, сербы, и светские и духовные, что там будет подворье Московской Патриархии. Там и место прекраснейшее, недалеко два населенных пункта, там были бы прихожане. Я ничего не соображаю в церковных взаимоотношениях, но было бы очень хорошо, если бы там присутствовала Русская Церковь. В наших сердцах живет Сербия. И она - как составная часть нашего русского сердца. Мы не одиноки. Сербия маленькая чисто по площади, но она велика сердцем. В книгах, которые я помню, есть европейская карта. В Первой мировой войне Сербия одинока среди врагов. Карта Второй мировой войны — Сербия еще более одиноко живет. Вокруг враги. Все её предавали. Но она выжила. Она не по зубам мировому империализму и капитализму, нашествию денег, бездуховности, мракобесия, американщины. Она живет. Она не унывает. Я видел свадьбы, я видел крестины в церкви святой Петки, святой Параскевы. Я видел отпевание на кладбище Ново Гробле. Это не просто живые люди. Это удивительные лица, удивительные сильные мужчины, красивые женщины. Ощущение здоровой нации, которая дает нам пример отношения и к жизни, и к Богу, и к себе, и к будущему Отечества. Слава Богу, что есть на земле Сербия! Слава Богу, что она нас любит. Слава Богу, что мы ее любим. И никогда мы не можем изменить этому великому, скрепленному кровью братству. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 5. Ответ на 3., Слава Богу, что есть на земле Россия!Слава Богу, что она нас любит.Слава Богу, что мы ее любимИ никогда мы не можем изменить этому великому, скрепленному кровью братству.Большое спасибо брат ВладимирБольшой привет из Сербии Говори српски, коньу едан ) 4. Re: «В наших сердцах живет Сербия»

http://ruskline.ru/news_rl/2016/10/22/v_...

Когда в 1398 г. кн. Стефан был обвинен (возможно, ложно) вельможами перед султаном в переговорах с враждебным османам венг. королем, Е. и Милица отправились в резиденцию султана Баязида в Серры, чтобы оправдать своего правителя. По свидетельству очевидцев, Е. бесстрашно разговаривала с султаном, благодаря чему миссия удалась (Там же). Тогда же они уговорили султана отдать им захваченные турками при взятии г. Видин мощи прп. Параскевы (Петки) Тырновской , к-рые были торжественно перенесены в Сербию (см.: Д. Под светости: Култ светих владара и peлukbuja у Cpбuju. Београд, 2006. С. 271-294; Т. Ymuцaj преноса мoшmujy св. Петке у Деспотовину на paзboj култа у cpnckoj средини//България и Сърбия в контекста на византийската цивилизация. София, 2005. С. 343-354). Лично знавший Е. буд. митр. Киевский Григорий Цамблак так характеризует ее: «...постничьства же украшене сущи, и деанием и добродетелми, в премудрости же и остроумии многых превъсходещи» ( Иванов Й. Български старини из Македония. София, 19312, 1970р. С. 435). С поездкой в Серры (1398/99) связан ее вклад в Хиландар шитой золотом и серебром (возможно, собственноручно) завесы (катапетазмы) для царских врат монастырского собора с изображением Христа Великого Архиерея, святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста, считающейся шедевром серб. лицевого шитья рубежа XIV и XV вв. (ныне в ризнице мон-ря, см.: Θησαυρου το Αϒου Ορος. Θεσσαλονκη, 1997. Σ. 341). У ног Спасителя вышито пространное «Моление» от лица Е., поэтическое содержание и стиль к-рого навеяны евхаристическими молитвами прп. Симеона Нового Богослова ( 1980. С. 196-197). Е. внесла заметный вклад в прославление св. кн. Лазаря. В 1402 г. в Любостине в его честь она написала Похвалу и вышила ее текст на покрове для раки с его мощами (ныне в Белграде, МСПЦ; С. Myзej Српске Православне Цркве. Београд, 2001. С. 71-74). Особенностью покрова является отсутствие на нем изображений: кроме орнаментальной узкой каймы с растительными мотивами всю площадь занимает вышитый золотом на алом атласе текст. Похвала отличается оригинальностью и поэтичностью, проникнута патриотизмом и сильным личным чувством. Композиционное и образное совершенство текста и целостность ощущения личной и общественной (гос. и национальной) трагедии делают Похвалу одной из вершин средневек. серб. лит. творчества ( Кашанин. 1975. С. 309-310; 1980. С. 197).

http://pravenc.ru/text/187809.html

Удивительно, что под грудой камней целой и невредимой сохранилась икона Божией Матери «Предвозвестительница». Ныне икона хранится в маленькой часовне, которая схоронилась как раз за собором. Сейчас именно в ней идут службы, ведь собор восстановлен только на две трети. Большой собор будет - две тысячи молящихся поместится. Кроме того, собор этот будет ещё и культурно-просветительским православным центром. Это очень важно для нас. И сейчас после службы никто не расходится, все дружно собираются под крылом м.Натальи, которая радушно поит всех кофе, а о.Радивое выслушивает рассказы прихожан об их житье-бытье, о трудностях и радостях. Ирина: - В Мостар ныне приезжает много туристов, не протолкнуться. На пути туристических маршрутов россыпь лавочек, где лежат сувенирчики, старые вещи, фотографии нацистских героев, нацистские значки, - это там культивируется. - Много ли среди туристов русских? - Нет, приезжают в основном китайцы, хорваты, из Европы приезжают. Видите ли, там недалеко море, и, пользуясь шенгенскими визами, едут европейцы целыми семьями на море отдохнуть, их не волнует трагедия сербского народа. Я принимаю всё близко к сердцу, потому что мой муж воевал там в составе русского добровольческого отряда и похоронен в Сараеве. Мы и с Момиркой познакомились в автобусе, я спросила: «Откуда ты?» Она: «Ты не знаешь, я из Прачьи». - «Как же не знаю, - отвечаю. - Мой муж погиб там». Сейчас это мусульманская территория. Чтобы хоть как-то разрядить тягостные воспоминания Момирки, я взяла в руки стеклянную чашу с изображением св.Параскевы-Петки Сербской, спросила: «Для чего предназначена чаша?» Момирка оживилась: «Для славления святого рода, семьи. У нас, в отличие от русских, не крестят в честь какого-то святого. У нас есть святой покровитель рода. В моей семье это св.Сава. Но когда девушка выходит замуж, она должна славить святого покровителя рода своего мужа. В день памяти святого, который является покровителем семьи, мы насыпаем в такую чашу жито, заливаем вином и устанавливаем свечу. Священник читает молитву, а члены семьи потом получают по кусочку хлеба, вымоченного в вине в этой чаше. Такая традиция».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

как продолжение Жития св. Иоанна Рильского и в ряде позднейших списков, разделяющихся на 2 редакции, рассказывает о восстановлении мон-ря в 1469 г. братьями-монахами Иоасафом, Давидом и Феофаном при покровительстве Мары Бранкович и о перенесении в обитель из Тырнова мощей св. Иоанна. Основному сюжету предпослана история завоевания Балканского п-ова османами. Тематически и стилистически она продолжает линию историко-агиографических повестей-трансляций нач.- сер. XV в., таких как «Повесть о перенесении мощей прп. Параскевы-Петки в Видин и Сербию» Григория Цамблака и анонимная «Повесть о перенесении мощей св. ап. Луки из Рогоса в Смедерево». Послесловие-послание В. Г. (издано при всех описаниях сборника 1469 г., а также: Данчев. Владислав Граматик... С. 137-142) - образец высокого риторического стиля в традициях тырновской книжной школы XIV в. В какой-то мере В. Г. было не чуждо и летописание: в выходной записи сборника 1473 г. он сообщает о войне османов с державой Ак-Коюнлу и о гибели в сражении на Евфрате паши Романии Хасмурата, а в Рильском сборнике 1479 г. о взятии турками принадлежащего Венеции Шкодера. При упоминании в записях тур. правителей В. Г. подчеркнуто лоялен (см.: Этническое самосознание славян в XV ст. М., 1995. С. 169). Приписки-послесловия В. Г. изданы при описаниях его рукописей (см. также: Данчев. Владислав Граматик... С. 137-144; Христова Б. , Караджова Д. , Узунова Е. Бележки на българските книжовници X-XVIII вв. София, 2003. Т. 1 (X-XV вв.). 126, 129-131). В. Г. также и редактировал тексты. Переписанные им дважды (в 1469 и в 1479) пространное Житие Константина-Кирилла Философа и Слово похвальное Кириллу и Мефодию представляют особую позднюю редакцию текста, не зафиксированную др. рукописями, как восточно-, так и южнославянскими. При этом младший список обнаруживает по отношению к старшему следы дополнительной редактуры (см.: Флоря Б. Н. Рукописная традиция памятников Кирилло-Мефодиевского цикла: (Итоги и задачи изучения)//Жития Кирилла и Мефодия: Факсим.

http://pravenc.ru/text/155003.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010