София. Церковь Параскевы Сербской. Църква " Света Петка Българска " ; Церковь Параскевы Тырновской (Петки Старой) Церковь. Действует.   Престолы: Параскевы Сербской Год постройки:1241. Ссылки:   Адрес: Болгария, г. София, кв-л Центр, ул. Царя Калояна, д. 9 Улица " Цар Калоян " 9, 1000 квартал Център, град София, България Координаты: 42.696436, 23.322346 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Света Петка Стара – православный храм в столице Болгарии, городе София. Церковь была построена в XIII веке. По своему экстерьеру храм стилистически сочетается с античным дворцовым комплексом императора Константина I (здания в тот период служили резиденцией болгарского царя Калояна), поэтому исследователи часто делают вывод о том, что Света Петка Стара была дворцовой церковью. Осенью 1386 года войска Османской империи разрушили здание старой церкви, однако позднее храм был восстановлен за счет пожертвований верующих жителей Софии (точная дата строительства неизвестна, но первое письменное упоминание о новом здании зафиксировано в путевых заметках путешественника Стефана Герлаха, посетившего Болгарию в 1578 г.). В 1930 г. в церкви были проведены ремонтные работы. Интерьер храма довольно необычен: отсутствие естественного освещения (в церкви нет окон), низкие арочные своды, выкрашенные белой краской, и почти полное отсутствие фресок создают необычный для православного храма облик, который, однако, привлекает своей уютностью и камерностью. Посетители церкви могут посмотреть на древние иконы, в том числе чудотворные иконы святой Петки и святого Мина, колодец с лечебной водой и реликвию с названием «Дерево святого Тарапонтия». Церковь Св. Петка Стара традиционно пользуется популярностью жителей Софии и гостей города, поэтому внутри здания всегда много народа, как верующего, так и просто интересующегося историей и культурой Болгарии. В центре болгарской столицы Софии сосредоточено много культурных и архитектурных объектов, свидетельствующих о тысячелетней истории города. Среди них и старинная церковь Святой Петки Старой.

http://sobory.ru/article/?object=47021

Женский монастырь святой Параскевы-Петки (Стубал) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Монастырь святой Параскевы-Петки или Монастырь Стубал — женский монастырь Жичской епархии Сербской Православной Церкви, расположен в 11 км к северу от Врнячка-Баня на склонах гор Гледич, в деревне Стубал, недалеко от города Кралево. Содержание История [ править править код ] В 1780 году в деревне Стубал было проживали выходцы из Герцеговины. Существует предание, что деревня получила свое название от четырехугольного камня, напоминающего столб, который с древних времен находился рядом с деревней. Есть версия, что камень является частью более ранней церкви, а точнее ее алтарной части, и люди верят, что этот камень чудотворный. Первым владельцем луга, на котором расположен камень, был некий Арсений. В 1875 году он женился на вдове по имени Румен, у которой был сын Тихомир Милосавлевич. Поскольку люди с давних пор собирались вокруг камня с верой в его чудотворность, а Арсению это не нравилось, однажды он решил избавиться от камня, выкопав и выбросив его в ручей. Вернувшись домой Арсений увидел, что пасынок Тихомир серьёзно заболел. Испугавшись, что его постигло наказание за то, что он сделал, Арсений вернул камень на место и пасынок чудесным образом пошёл на поправку. В 1906 году Арсений и Тихомир построили здесь часовню, а после смерти Арсения в 1930 году владельцем участка стал Тихомир. Поскольку люди не переставали посещать это место и оставлять у камня деньги, между Тихомиром и церковными властями происходили конфликты, в результате которых Тихомир продал землю. В 1965 году землю приобрел крестьянин Стоян Коматович из соседнего села, который сам стремился к монашеской жизни и хотел построить новую церковь и монастырь на этом месте. Стоян несколько лет собирал деньги на строительство монастыря, но только в 1972 году был заложен первый камень в фундамент церкви на лугу возле часовни, а строительство завершилось в 1978 году, когда и было принято решение о присвоении территории статуса монастыря. Стоян Коматович стал монахом, приняв монашеское имя Савва. Через 10 лет Савва остался в монастыре один, так как старые монахи умерли, и Савва решил оставить монастырь женщинам. Так с 1988 года монастырь стал женским.

http://azbyka.ru/palomnik/Женский_монаст...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

«Закон любви таков,– говорит описатель жизни св. Параскевы,– что он побуждает обновлять в памяти любезных нашему сердцу, чтобы могли мы созерцать в уме образ их и живописать речи их, тем более отрадно для сердца воспоминание о Божиих угодниках, столько полезное для всех. Как в летние дни, под благотворными лучами солнца, всё оживает и растёт: так и духовная повесть, прогоняя облако печали, веселит и живит душу и подавая силу усердию нашему, ведёт нас к лучшему. Уже во всей Мизии, Фракии и Далматии славится имя преп. Параскевы» 615 . Родители блаженной Петки были сла­вяне и люди не бедные, пользовавшиеся известностию; жили они в местечке Эпиватос (Пивать, турецкий Баядос), на взморье, между Силимвриею и Константинополем. Кроме дочери Петки был у них сын. Его отдали они в училище, а дочь воспитывалась в доме родителей, под надзором матери. В Петке рано открылось пламенное желание жить для Господа. «Иже хощет по мне идти, да отвержется себе»: эти слова, слышанные ею в храме, как стрела, пронзили сердце её и она, при выходе из храма, отдала богатое своё платье встретившемуся бедняку, выменяв на него лохмотье. Родители побранили её за вымененный наряд; но сердце её горело любовию к Господу. Спустя несколько времени опять отдала она свою одежду нищенке и потом не раз повторяла тоже самое. Бранили её резко, но она чувствовала, что иначе не может она жить. Брат Петки, когда достаточно научен был священному писанию, пожелал иночества и с согласия родителей постригся под именем Евфимия. Восходя постепенно в жизни духовной, он стал мужем твёрдым. По известности о его высокой жизни возведён он был на епископскую кафедру епархии мадитской; здесь он прославился добродетелями и борьбою с еретиками. Он почил в глубокой старости и тело его положено было в соборном храме, где источало чудеса. Михаил Пселл в похвальном слове п. Михаилу Керуларию (1043–1058 г.) с похвалами отзывается о святителе Евфимие, как о современнике или несколько прежде процветавшем на кафедре мадитской, на берегу моря 616 .

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Телефон: +381 18 652266 Подробнее... Монастырь святой Параскевы-Петки – Стубал [ править править код ] В 1780 году в деревне Стубал было проживали выходцы из Герцеговины. Существует предание, что деревня получила свое название от четырехугольного камня, напоминающего столб, который с древних времен находился рядом с деревней. Есть версия, что камень является частью более ранней церкви, а точнее ее алтарной части, и люди верят, что этот камень чудотворный. Первым владельцем луга, на котором расположен камень, был некий Арсений. В 1875 году он женился на вдове по имени Румен, у которой был сын Тихомир Милосавлевич. Поскольку люди с давних пор собирались вокруг камня с верой в его чудотворность, а Арсению это не нравилось, однажды он решил избавиться от камня, выкопав и выбросив его в ручей. Вернувшись домой Арсений увидел, что пасынок Тихомир серьёзно заболел. Испугавшись, что его постигло наказание за то, что он сделал, Арсений вернул камень на место и пасынок чудесным образом пошёл на поправку. В 1999 году монастырь получил в подарок от города Яссы плащаницу Святой Петки с подушечкой, где покоилась глава святой. С тех пор каждую пятницу в 17:00 служится молебен и выносится плащаница. Адрес: Stubal, Сербия Проезд: Женский монастырь святой Параскевы-Петки расположен в селе Стубал, в 11 км от курорта Врнячка-Баня. Неподалеку находится монастырь Студеница. Телефон: +381 36 5876597 Подробнее... Монастырь Студеница [ править править код ] Монастырь Студеница был возведён в 12 веке на пустынном месте, где иногда охотились местные жители. Посвящен Успению Пресвятой Богородицы. Его основатель Стефан Неманя отрёкся от престола в пользу своего второго сына Стефана Первовенчанного и отошёл в монастырь Студеницу в 1196 году. Тогда же в монастыре завершились первые этапы строительных работ. Монах Симеон умирает в 1199 году на руках своего сладшего сына Саввы, который возвращается с Афона в Сербию в 1206 году,чтобы помирить своих старших братьев, и привозит с собой в монастырь Студеницу мощи своего отца. Тогда святой Савва становится старейшиной (игуменом) монастыря до двадцатых годов 13 века в чине архимандрита. В это время монастырь становится культурным, духовным и медицинским центром Сербии.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(монаст...

См. сноску на с. 97. 158 Горячность этого письма объясняется не только воинственным характером воеводы, но и остротой ситуации. Дать согласие на этот брак для отца юноши означало бы подписать приговор всем своим потомкам, из которых никто уже не сможет стать священнослужителем, поскольку Мирабай не браминских кровей. 159 Васудева(санскр. «тот, чей бог Васу») — поклонник Васу (санскр. «доброго»). Васудевой звали отца Кришны, и потому для Кришны это имя является родовым. 160 По сербски: сестра, жена и мати». 161 Преподобная Параскева-Петка(† XI в.; память 14/27 октября) весьма почитается сербами, трудно найти церковь в Сербии, где бы не было ее иконы; много храмов и часовен воздвигнуто в ее честь. Она родилась в Сербии, в селении Епиват, после смерти родителей продала все имение, раздала деньги нищим и пошла в Царьград, чтобы поклониться его святыням. Здесь она в молитвенном подвиге жила при одном храме пять лет. Затем посетила Святую Землю, поклонилась ее святыням и уединилась в суровой Иорданской пустыне. Однажды ей явился Ангел и повелел вернуться на родную землю, ибо там она должна была отойти ко Господу. Петка вернулась в свое сербское село и через два года мирно предала Богу свою чистую душу. Однажды на берегу было найдено тело утопленника. После его погребения святая Петка стала являться людям во сне и требовать его перезахоронения. Так были обретены мощи святой, лежавшие рядом с несчастным утопленником. Они стали являть столько чудес, что их, как великую драгоценность, начали оспаривать государи разных стран. В 1238 году мощи святой Петки были перевезены в Тырново. Когда турки напали на Тырново, святые мощи тайно перенесли в Валахию (совр. Румыния). Когда же турки захватили и Валахию, святая княгиня Милица († 1405) упросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. В XV веке султан Сулейман, ограбивший Белград, унес с собой в Турцию и святые мощи; они с большими почестями были поставлены в константинопольском патриаршем соборе. Наконец, в 1641 году мощи святой Петки были по просьбе молдавского господаря Василия Лупу перенесены в столицу Молдавии Яссы (ныне территория Румынии) во вновь воздвигнутый монастырь в честь Трех святителей. Здесь святые мощи покоились почти два с половиной века, затем были возвращены в Белград. 162

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=878...

Один из рабочих (его звали Георгий) ночью увидел во сне светлую царицу, сидящую на престоле, а вокруг нее множество красивых воинов в белоснежных одеждах. Георгий в страхе упал на землю. Тогда один из воинов поднял его и сказал: — Зачем ты со своими товарищами надругался над святыми мощами преподобной Параскевы? Немедленно исправь свою ошибку. А светлая царица добавила: — Побыстрее перенеси мои мощи в достойное место, потому что я не могу больше терпеть удушливого смрада. Утром Георгий рассказал о своем сновидении людям. Жители Епивата, возжегши свечи, с благоговением обрели мощи святой Параскевы и торжественно перенесли их в храм. Около великой святыни происходило множество чудес: слепые прозревали, прокаженные очищались, согбенные выпрямлялись. Слух об этих удивительных чудесах дошел до благочестивейшего Иоанна Асеня II, царя Болгарского. По его приказу мощи святой Петки в 1238 году были перенесены в престольный град Болгарской земли — город Тырнов. Через некоторое время турецкий султан Баязид покорил Болгарию; храмы он разрушал, церковные драгоценности и украшения раздавал воинам. Православные христиане успели тайно перенести мощи святой Параскевы в Валахию. Однако нога нечестивого завоевателя вскоре ступила и сюда. Тогда княгиня Сербская Милица попросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. Тот неожиданно согласился, и святыня была доставлена в столицу Сербии Белград. Прошло сто двадцать лет. Началась новая полоса грабительских войн. Турецкий султан Сулейман II, взяв Белград и разграбив его, увез с собой в Константинополь несметные богатства. Среди них находились и честные мощи преподобной Параскевы. Слух о многочисленных чудесах, которые происходили около великой святыни (исцелялись не только христиане, но и мусульмане), с быстротой молнии разнесся по всему Константинополю. Турки, убоявшись, что эти чудеса нанесут немалый вред магометанству, передали святые мощи константинопольским христианам, а те с честью положили их в патриарший собор. Кроткий и богобоязненный Василий-Лупул, воевода и господарь Молдавский, узнав о великой святыне, пожелал, чтобы она прибыла в его владения для упрочения веры и благочестия среди его подданных. Константинопольский Патриарх Парфений, рассмотрев этот вопрос и внимательно выслушав мнения своих иерархов и пресвитеров, счел возможным удовлетворить смиренную просьбу молдавского господаря. В 1641 году мощи святой Параскевы прибыли в Яссы, первопрестольный град Молдавии (ныне — территория Румынии), где находятся и по сию пору.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания». Источник: Журнал Московской Патриархии 04-1999        В какой бы храм или монастырь мы ни вошли (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — Даже в России нет такого ее почитания». В Сербии очень много храмов, посвященных святой Параскеве. Самый древний из них находится в Калемегдане — Старой крепости, построенной в том месте, где река Сава впадает в Дунай. Здесь всегда много народа, а особенно в выходные и праздничные дни: приходят и молодые, и пожилые люди, и мужчины, и женщины, гражданские и военные, жители Белграда и провинциалы. Каждый может поставить свечку перед иконой святой Петки (так ее тут зовут) и помолиться перед ней. — В чем причина такой сильной любви сербов к святой великомученице Параскеве? — спросил я настоятеля этого храма Радомира Поповича. — Она вовсе не великомученица. — А кто же? — Преподобная. — Значит, она сербская святая? — Да. Ларчик открывался просто. Излишне говорить о том, что в каждом сербском доме имеется икона святой Параскевы, а теперь и в Москве она есть у многих. Света Петка (святая Параскева) родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро раздавали милостыню. Девочка очень любила посещать храм Божий. Однажды за Божественной литургией она услышала евангельские слова: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). Как стрела, пронзили эти священные глаголы сердце юной Петки. Выйдя из храма, она отдала свое красивое нарядное платье первой же нищенке, а сама оделась в ее лохмотья. Родители Петки пожурили дочку за такой поступок и снова одели ее в чистую и хорошую одежду. Через некоторое время девочка опять явилась домой в нищенских лохмотьях.

http://pravmir.ru/sveta-petka-rasskaz-o-...

Отец Иоанн живет без электричества. Прихожане помогли ему соорудить мини-гидроэлектростанцию, но ее смыли весенние дожди. Пока станция работала, она производила достаточно энергии, чтобы освещать братский корпус и церковь. Этого мерцающего света хватало, чтобы разглядеть, как здесь, под холмом, в мире и покое снова поселился дух святой Параскевы, защитницы женщин, охраняющий всех, и сербов, и албанцев, чьи поля граничат с монастырским двором. «Воду мы кое-как провели, нам обещают помочь и с электричеством. Нужно примерно 60 000 динаров (около 540 EUR – прим. Ред.), чтобы монастырь снова получил освещение. Еду я готовлю на газу, а вечером при свете фонаря молюсь за всех страдальцев, разделяющих судьбу этой земли», – рассказывает о своей жизни расторопный монах, который успевает служить и в монастыре Святой Петки, и в местечке Улие близ Лепосавича. Мы спросили отца Иоанна, не чувствует ли он, что живет в пограничном укреплении, в буферной зоне и не боится ли он, что окрестные албанцы из Церани, Кошутова и Шальской Быстрицы могут ему навредить. «Если молиться, то и бояться нечего. Да, я тут один, в «междузоне», как говорят здесь» – отвечает он со скрытой усмешкой и смотрит на реку, сметавшую весной все на своем пути. Не боится настоятель монастыря Святой Петки и волков, которые зимой приходили к нему под самый порог, ни медведя, убитого недавно на холме, потому что, как он говорит, с ним Бог и верный пес, которого он взял из Сочаницы. Компанию им составляет кот Брка. – Люди круглый год приезжают сюда помолиться святой Параскеве, я каждую пятницу пою акафист в ее честь и каждую субботу служу Божественную литургию. Когда два года назад сюда привезли колокол, более тысячи верующих во время крестного хода из Сочаницы в Цериньску Реку со слезами на глазах благодарили Господа за воскресение этого монастыря. Отец Иоанн рассказывает, что когда рыли яму для установки креста, был найден скелет человека, о котором теперь говорят, что он пять веков ждал, что на месте его могилы будет воздвигнут высокий крест. Как маяк, своим светом провозглашающий возвращение православия в души сербов.

http://pravoslavie.ru/61881.html

Габрово. Церковь Успения Пресвятой Богородицы. Църква " Успение Богородично " Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь Успения Пресвятой Богородицы (Църква Успение Богородично) – православный храм, здание которого считается шедевром архитектуры эпохи Болгарского Возрождения. Церковь Успения Пресвятой Богородицы в Габрово была возведена в историческом центре города, рядом с церковью Святой Петки, где хранились частицы мощей этой святой (известной также как Параскева Пятница Сербская, Болгарская, Эпиватская, Тырновская), особенно почитаемой в Балканских странах. В Русской Православной Церкви день памяти Святой Параскевы Пятницы отмечается 14(27) октября и 30 августа(12 сентября) - в Соборе Сербских святых. Освященная в честь особо почитаемой болгарской святой - покровительницы города, церковь Святой Петки в свое время была важным духовно-просветительским центром. Храм существовал и в первые века османского владычества. В 1798 году турецкие войска под предводительством Хусейна-паши варварски опустошили Габрово, подвергнув город разрушению и разграблению. Наряду с остальными значимыми городскими постройками, была сожжена и церковь Святой Петки. Со временем она так и не была восстановлена. В 1804 году к югу от старого храма была построена новая церковь Успения Пресвятой Богородицы. Согласно существовавшим турецким законам, храм был наполовину вкопан в землю. Но на строительство этой церкви не было получено разрешение от турецких властей, и поэтому габровцы, чтобы предотвратить закрытие храма, решили временно разместить во вновь построенном здании мастерскую по изготовлению сёдел для лошадей. В XIX веке, с началом эпохи индустриализации, Габрово становится развитым промышленным, коммерческим, экономическим и образовательным центром. Численность городского населения значительно увеличивается, и поэтому возникает необходимость строительства большого храма. 5 мая 1865 года старое здание церкви было разрушено, и на его месте через несколько дней, 11 мая, началось строительство нового здания. В 1866 году было возведено величественное здание церкви Пресвятой Богородицы. Здание храма построено по проекту выдающегося болгарского архитектора Генчо Кынева, автора проектов здания Априловской гимназии в Габрово и нескольких церквей в Румынии и Греции. 26 октября 1866 года новая церковь была торжественно освящена.

http://sobory.ru/article/?object=36868

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010