Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТКОВИЦА Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Освящение мон-ря во имя прп. Параскевы близ г. Шабаца (Сербия). Литография. 1890 г. Название неск. монастырей во имя прп. Параскевы (Петки) Сербской Православной Церкви. 1. П., жен. обитель Шабацко-Валевской епархии , находится в одноименном селе, у подножия горы Цер, в 30 км от г. Шабац (Сербия). Исходя из архитектуры храма, основание обители датируется XIII или 1-й пол. XV в., когда среди сербов распространилось почитание прп. Параскевы (Петки). Первым письменным упоминанием обители считается надпись 1561 г. (не сохр.), найденная в древней монастырской церкви. В П. действовал скрипторий: по повелению митр. Зворникского Павла расодер Роман 2 окт. 1576 г. закончил здесь список Типика, постриженик обители митр. Бачский и Сегединский Георгий 24 мая 1579 г. вложил в нее Типик (переписанный тем же Романом) и 20 июня 1581 г.- Евангелие, 18 апр. 1590 г. иером. Панкратий завершил здесь список Псалтири. В 1629 г. в мон-ре Тавна свящ. Стоян переписал Минею, взятую из П. для копирования. В тур. описи 1604 г. отмечено, что П. имеет доход в 600 аспри. В 1-й пол. XVIII в. в обители действовала школа для буд. священнослужителей, в к-рой преподавали иером. Иоанникий и игум. Георгий. Во время австро-тур. войны, в 1789-1790 гг., в монастырских зданиях стоял австр. гарнизон, что, вероятно, вызвало опустение обители, о к-ром сообщается в 1804 г. Монашеская жизнь в П. вскоре возобновилась, в 1827 г. Праздничную Минею обители подарил Еврем Обренович (см. в ст. Обреновичи ), управитель Шабацкой нахии. В 1836 г. благодаря помощи серб. кн. Милоша Обреновича мон-рь был восстановлен. После смерти настоятеля архим. Пахомия Херцеговчича (1844) П. недолго являлась метохом соседнего мон-ря Чокешина. В 1858 г. в обители возвели большой конак, в 1862 г. надстроили алтарную апсиду до высоты нефа, пробили вход в храм с сев.

http://pravenc.ru/text/2580088.html

Один из этих рабочих (его звали Георгий) ночью увидел во сне светлую царицу, сидящую на престоле, а вокруг нее множество красивых воинов в белоснежных одеждах. Георгий в страхе упал на землю. Тогда один из воинов поднял его и сказал: — Зачем ты со своими друзьями надругался над святыми мощами преподобной Параскевы? Немедленно исправь свою ошибку. А светлая царица добавила: — Побыстрее перенеси мои мощи в достойное место, потому что я не могу больше терпеть удушливого смрада. Утром Георгий рассказал о своем сновидении людям. Жители Епивата, возжегши свечи, с благоговением обрели мощи святой Параскевы и торжественно перенесли их в храм. Около великой святыни произошло много чудес: слепые прозревали, прокаженные очищались, согбенные выпрямлялись. Слух об этих удивительных чудесах дошел до благочестивейшего Иоанна Асена, короля Болгарского и Сербского. По его приказу мощи святой Петки в 1238 году были перенесены в престольный град Болгарской земли Тырнов. Через некоторое время турецкий султан Баязет покорил Сербию и Болгарию; храмы он разрушал, церковные драгоценности и украшения раздавал воинам. Православные христиане успели тайно перенести мощи святой Параскевы в Валахию. Однако нога нечестивого завоевателя вскоре ступила и сюда. Тогда сербская царица Милица попросила турецкого султана отдать ей мощи святой Петки. Тот неожиданно согласился, и святыня была доставлены в столицу Сербского королевства Белград. Прошло еще сто двадцать лет. Началась новая полоса грабительских войн. Турецкий султан Сулейман Второй, взяв Белград и разграбив его, увез с собой в Константинополь несметные богатства. Среди них находились и честные мощи преподобной Параскевы. Слух о многочисленных чудесах, которые происходили около великой святыни (исцелялись не только христиане, но и мусульмане), с быстротой молнии разнесся по всему Константинополю. Турки, убоявшись, что эти чудеса нанесут немалый вред магометанству, передали святые мощи константинопольским христианам, а те с честью положили их в Патриаршем соборе.

http://pravmir.ru/sveta-petka-rasskaz-o-...

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Не удалось извлечь искомое из базы (((

Строительство монастырской церкви в Очестово началось в 1928 году, когда православное население Далмации, и особенно жители Очестово, решили построить церковь на месте рождения великого далматинского епископа Стефана (Кнежевича) (1853-1890 гг.). Святая мученица Неделя пользуется особым почитанием среди православных в Далмации, что подтверждается большим количеством храмов, воздвигнутых в ее честь. Высокопреосвященнейший епископ Фотий решением от 13 июля 2005 г. объявил храм в Очестово монастырем. Адрес: Oestovo 19, 22300, Knin, Хорватия Телефон: +385958657842 Электронная почта: sv.nedelja.ocestovo@gmail.com Подробнее... Женский монастырь Святой Параскевы (Загреб) [ править править код ] Монастырь Святой Параскевы (Петки) Сербской — женский монастырь Сербской православной церкви в Загребе, столице Хорватии. Монастырь Святой Параскевы в Загребе был основан митрополитом Досифеем (Васичем) в 1936 году. В середине 1955 г. монастырь был возвращен Сербской православной церкви. В 1968 г. при помощи русской общины Загреба началось восстановление монастыря. С 2000 года были созданы материальные условия для обновления монастырского комплекса. В настоящее время обновление монастыря Святой Петки в Загребе почти завершено. Адрес: Ul. Sveti Duh 122, 10000, Zagreb, Хорватия Подробнее... Монастырь Успения Пресвятой Богородицы (Дальска Водица) [ править править код ] Монастырь Успения Пресвятой Богородицы, известный как монастырь Дальска Водица — главный монастырь Осечкопольско-Бараньской епархии Сербской православной церкви. Монастырь как место паломничества известен еще с XVIII в. В некоторых письменных источниках упоминается церковь, где в праздники Рождества и Успения Пресвятой Богородицы проходили народные собрания. Кроме этого, богослужения совершались и в день святого апостола Иуды. Во время Второй мировой войны старый храм был снесен, а новый построен в период с 1946 по 1948 год. Часть иконостаса сохранилась в заново построенной часовне. Монастырский комплекс состоит из церкви, алтаря под открытым небом и келейного корпуса. Вода из монастырского источника в народе считается целебной.

http://azbyka.ru/palomnik/Хорватия_(мона...

В день праздника в честь святой Параскевы-Петки мы были в ее пещере, где в течение ряда веков хранились ее святые мощи. Мы пришли туда под вечер, когда никакого богослужения там уже не совершалось. Шел проливной дождь, и тем не менее народ непрерывной лентой тянулся к святой пещере, к тому чудесному источнику, который бьет в глубине этой пещеры и почитается священным благочестивым православным народом. В толпе были и простолюдины-селяки из окрестных деревень, и городские жители, и особенно много солдат и офицеров белградского гарнизона. Каждый из них считал своим долгом войти в темную пещеру, помолиться там, поставить свечу пред образом святой Параскевы и получить от дежурного там стража немного святой воды из источника преподобной Параскевы. Утром же, во время литургии, как рассказывали нам, здесь, у церкви и у пещеры, была несметная, огромная толпа молящегося народа, пришедшая из всех окружных поселков и деревень, так же как и со всего Белграда, на «славу» святой Петки. Благочестие сербского народа несколько своеобразно и не во всем похоже на русское благочестие. Сказывается на сербском народе его многосотлетнее пребывание под гнетом турецкого ига, когда все официальные, торжественные внешние проявления церковной жизни находились под гнетом и преследованием, когда каждый посещавший церковь находился под опасностью внезапного вторжения турок в храм и захвата христиан, когда православные храмы покоренные племена должны были строить в самых низких частях города и не выше определенного уровня, чтобы церкви были бы ниже всех городских мечетей и областного турецкого управления. Сражавшиеся в глухих лесах, трущобах и горах за Веру и Родину, сербы не имели возможности построить церкви, но молились под открытым небом в лесах и горах. Эти тяжелые условия создали то, что сербы мало ходят в церковь . Только теперь под русским влиянием и благодаря упорным и настойчивым стараниям Патриарха и некоторых представителей сербского духовенства начинается постепенное приучение населения Сербии к посещению храмов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

Несмотря на то, что в целом мы можем согласиться с данным выводом, укажем на одно весьма существенное обстоятельство. В «Истории о выезде прусского державца Воейко Войтеговича Терновского», сочиненной его потомком Никитой Львовичем Воейковым в конце XVII в., нигде не говорится, что Сергий благословил родоначальника фамилии образом св. Николы. Зато в ней находим упоминание другой иконы. Сообщается, что после смерти Дмитрия Донского (19 мая 1389 г.) Прокопий-Воейко продолжил служить его старшему сыну великому князю Василию I. У боярина было двое детей: Михаил и Стефан, ставшие, как и отец, ближними боярами. Перед кончиной Воейко призвал сыновей и дал старшему драгоценный крест, полученный им от митрополита Киприана, а младшего Стефана благословил «драгоценной иконою преподобныя Параскевы, прославляющия отечество мое град Тернов» 933 . Таким образом, можно говорить о том, что первоначально на родовой иконе Воейковых находилось изображение святой Петки (Параскевы Пятницы), уже в XIV в. являвшейся покровительницей родного города Воейко – Тырнова. Спустя два столетия живописный слой иконы в значительной части, очевидно, был утрачен, и иконописец XVI в., «реставрируя» его по плохо сохранившимся контурам решил, что перед ним не малоизвестный на Руси образ Петки, а более привычный – Николы Можайского. В итоге под его кистью святая превратилась в святого. И все же, несмотря на этот искусствоведческий «конфуз», мы должны признать достоверность семейной легенды о крещении родоначальника Воейковых Сергием Радонежским. В 1986 г. данный вопрос подробно разобрал Д. И. Полывянный. Прежде всего он обратил внимание на то, что в конце XIV в. действительно известен боярский род Товарковых, из которого происходила жена Воейко Ксения. Бросается в глаза обилие болгарских деталей. Происхождение Воейко из высшей тырновской знати, его тесные связи с другим уроженцем этого города – митрополитом Киприаном, упоминание о покровительнице Тырново св. Петке – все это наводит на мысль об устойчивой семейной традиции, сохранившей ряд преданий о связях основателя рода с митрополитом Киприаном и общем для них болгарском отечестве. Для начала, само имя Прокопия – Воейко Войтегович – достаточно веско характеризует его происхождение. Имя «Войко» (Войо, Вою) было довольно широко распространено в период Второго Болгарского царства, о чем говорит его наличие в ранних османских регистрах и других памятниках XV в. В болгарской средневековой ономастике известно и имя «Войтех». На болгарское происхождение Воейко могут косвенно указывать и имена его сыновей – Стефан и Михаил, принадлежавшие к числу наиболее распространенных среди болгарской аристократии XIV–XV вв.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

— Обратите внимание на эти изящные броши, — сказал настоятель, остановившись около одной из витрин. — Они интересны тем, что сделаны из… пуль. Скажем, во время сражения русский офицер или солдат получал ранение; его доставляли в госпиталь, и из пули, извлеченной во время хирургической операции, делали брошь. — А сейчас экспозиция музея пополняется? — поинтересовался я. — Да, конечно. Все русские люди, которые живут в Белграде, знают о нашем музее и постоянно приносят нам что-нибудь интересное. Жалко, что помещение, где мы находимся, стало для нас тесным и не вмещает все экспонаты, которыми мы располагаем. Света Петка В каком бы храме или монастыре мы ни были (и не только в Белграде, но и далеко за его пределами), всюду встречали икону святой Параскевы. Да практически в каждом сербском доме имеется ее образ! «Как любят сербы эту святую, — подумал я. — А у нас, в России, — нет такого ее почитания». В Сербии очень много храмов, посвященных святой Параскеве. Самый древний из них находится в Калемегдане — Старой крепости, построенной в том месте, где река Сава впадает в Дунай. Здесь всегда много народу, а особенно в выходные и праздничные дни: приходят и молодые, и пожилые люди, и мужчины, и женщины, и гражданские, и военные, и жители Белграда, и провинциалы. В храме можно принять Таинство Святого Крещения, купить крестик или лампаду, поставить свечу перед иконой святой Петки (так в Сербии зовут святую Параскеву) и помолиться перед ней. — В чем причина такой сильной любви сербов к святой великомученице Параскеве? — спросил я настоятеля этого храма Радомира Поповича. — Она вовсе не великомученица. — А кто же? — Преподобная. — Она… сербская святая? — Да. Ларчик открывался просто. Света Петка родилась в Сербии, в селении Епиват. Родители ее были благочестивые люди, они всегда исполняли заповеди Божии и щедро подавали милостыню. Девочка очень любила посещать церковь. Однажды за Божественной Литургией она услышала такие евангельские слова: Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною ( Мф. 16:24 ). Стрелой пронзили эти священные глаголы сердце юной Петки. Выйдя из храма, она отдала свое красивое и нарядное платье первой же нищенке, а сама одела ее лохмотья.

http://azbyka.ru/fiction/obruchenie-xris...

В 1950 году игумении Марии предложили отказаться от подчинения Московской Патриархии и от советского гражданства, Угрожая переселением в другую страну. Она предпочла отправиться в изгнание, но не отказалась от своей Родины и от своего архипастыря и отца – Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Тогда ее вместе со всеми русскими сестрами в товарном вагоне вывезли в Албанию. Сербские монахини неутешно плакали и рвались к матушке, но их разлучили насильно… В Албании им разрешили занять один из монастырей и по ходатайству Святейшего Патриарха Алексия и советского посла оказывали всякое содействие. Но трудно было православным монахиням жить в неправославной стране. По этой причине матушка отказалась от возможности остаться в монастырях Франции или США, она решила проситься в Болгарию. По ходатайству Святейшего Патриарха Алексия Болгарская Православная Церковь и болгарское правительство в 1954 году приняли русских монахинь и предоставили им возможность выбрать монастырь. Матушка осмотрела разные обители в Болгарии… ей понравился маленький полуразрушенный скит преподобной Параскевы-Петки, находящийся недалеко от Софии (курорт Банкя)… Началась работа по восстановлению монастыря и постройке новой церкви. В скиту преподобной Параскевы-Петки матушка учредила скитский устав преподобного Нила Сорского … Я познакомился с моей духовной старицей в 1972 году, а в 1973-м оказался у нее в монастыре. Сколько добра она сделала для меня, сколько сил и времени посвятила мне, обо всем и не расскажешь. Она старалась глубоко проникнуться состоянием моей души и необычайно терпеливо помогала мне избавляться от страстей и мирских привычек… За сугубые проступки своих духовных чад матушка наказывала совершенно необычным способом: она сама несколько дней оставалась без пищи и питья. Более страшного порицания для любящих ее и быть не могло… Матушка сама готовила и подавала монастырским гостям и рабочим… Она была необычайно умна, образованна, талантлива, начитанна. Но не это привлекало к ней людей… всему этому способствовала ее любовь во Христе…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

До середины тридцатых годов XIX века церковь была посвящена Святой Троице. Помимо строительства церкви, князь Милош Обренович вместе с семьей и почетными гостями часто посещал ее и присутствовал на богослужениях. Когда резиденция Сербской Православной Церкви была перенесена в Белград, церковь сохранила свое ведущее значение только для Пожареваца и его окрестностей. Первоначально собор не имел колокольни, как и многие соборные церкви того периода. Звонница была устроена позже. Адрес: 2, Пожаревац 12000, Сербия Проезд: Кафедральный собор Святых Архангелов Михаила и Гавриила в Пожареваце располагается рядом с епископским дворцом Браничевой епархии. Город Пожаревац находится в 80 километрах к юго-востоку от Белграда. Телефон: +381 12 521645 Подробнее... Церковь святого Николая Чудотворца (Пожаревац) [ править править код ] Церковь Святого Николая в Пожареваце построена в 1890 году на пожертвование священника Петра Шливича и его супруги Елены (они похоронены в крипте под алтарем храма). Петр Шливич (1818-1902 гг.) был сыном князя Живко Шливича, участника Первого сербского восстания. В 1890 году на его средства была построена часовня-«задушбина» в Пожареваце в районе под названием «Бугар мала». Проект храма принадлежит архитектору Светозару Ивачковичу. Ивачкович был первым сербским учеником Феофила Хансена в Вене и считался самым известным архитектором в области церковной архитектуры до начала Первой мировой войны. Иконостас – работа академического художника Андрея Биценко. Адрес: 6, Пожаревац 12000, Сербия Проезд: Пожаревац расположен в 80 километрах к юго-востоку от Белграда. До Пожареваца можно добраться на машине, такси или автобусе от автовокзала Белграда. Подробнее... Церковь святой Параскевы-Петки Сербской (Пожаревац) [ править править код ] Церковь в честь святой Параскевы-Петки Сербской в Пожареваце расположена в новой части города – районе Бусие. Работы по строительству храма на этом месте начались в 2001 году, в 2013 году храм был освящен. Участок под строительство выделили городские власти.

http://azbyka.ru/palomnik/Сербия_(храмы)

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010