Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Всемирная история стран и регионов. Европа. Германия ВОРМССКИЙ КОНКОРДАТ договор, заключенный 23 сент. 1122 г. в г. Вормс (Германия) между герм. имп. Генрихом V и герм. князьями, с одной стороны, и легатами папы Римского Каллиста II - с другой ГЕНРИХ I ПТИЦЕЛОВ (ок. 876 - 936), герц. Саксонии (с нояб. 912), герм. кор. (с мая 919) из саксон. рода Людольфингов, основатель Саксонской династии ГЕНРИХ II (973 - 1024), герц. Баварии (с 995), герм. кор. (с 1002), имп. Римско-Германской империи (с 1014) из Саксонской династии, св. (пам. зап. 13 июля) ГЕНРИХ III (1017 - 1056), герм. кор. (с 1028, самостоятельно с 1039), имп. Римско-Германской империи (с 1046) из Салической (Франконской) династии город на р. Рейн в Сев.-Зап. Германии архиепископская кафедра Римско-католической Церкви, в средние века - столица церковного княжества архиепископов Кёльнских КУЛЬТУРКАМПФ направление внутренней политики в Германской империи в 1871-1878 гг. с целью реформировать отношения между гос-вом и католич. Церковью ЛЮДОВИК IV БАВАРСКИЙ [Людвиг] (кон.1281 или нач. 1282 - 1347), германский король (с 1314) и император Свящ. Римской империи (с 1328) из династии Виттельсбахов ОТТОН I (912-973), герм. король (с 936), итал. король (с 951), император Свящ. Римской империи (с 962); из Саксонской династии (др. названия: династия Людольфингов, династия Оттонов) ОТТОН II (кон. 955 - 983), герм. король (с 961 как соправитель отца, Оттона I, с 973 самостоятельно), император Свящ. Римской империи (с 967 как соправитель отца, с 973 самостоятельно); из Саксонской династии (династии Людольфингов) ОТТОН III (980-1002), герм. король (с 983, самостоятельно с 995), император Свящ. Римской империи (с 996); из Саксонской династии (династия Людольфингов) ОТТОН IV (1175/76 - 1218), германский король (с 1198, единолично в 1208-1211), император Свящ. Римской империи (с 1209); из династии Вельфов. Третий сын Генриха Льва († 1195), герцога Баварии и Саксонии, и Матильды (Мод) Английской († 1189), дочери англ. кор. Генриха II Плантагенета (1154-1189) и Алиеноры Аквитанской († 1204) |
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОСКОР II патриарх Александрийский (516/7 - 14.10.517/20), монофизит. Племянник Тимофея II Элура , занял кафедру после смерти Александрийского патриарха Иоанна III Никиота . Как сообщает Либерат карфагенский, во время рукоположения от Д. потребовали принять «Энотикон» визант. имп. Зинона как документ, составленный для отмены определений Халкидонского Собора. Д. согласился с этим, после чего с ним вступили в общение те, кто пребывали в расколе с Александрийскими патриархами из-за позиции Петра III Монга по отношению к «Энотикону». Рукоположение Д. было осуществлено по выбору знатных людей Александрии без согласия местных клириков. В результате возникло возмущение, вслед. к-рого Д. был вынужден удалиться в ц. ап. Марка, где по настоянию клириков над ним вторично была совершена хиротония. Во время торжественной службы, к-рую патриарх совершал после интронизации, возмущенный народ напал на представителей властей, в результате чего был убит августал (губернатор Египта) Феодосий, сын Каллиопия. Согласно сообщению Иоанна Малалы , причиной этого убийства была искусственно созданная нехватка оливкового масла в городе. Имп. Анастасий потребовал применить к убийцам жесткие меры. Чтобы уговорить императора воздержаться от них, Д. был вынужден отправиться в К-поль. По пути в визант. столицу он получил послание от Севира Антиохийского, в к-ром тот напутствовал его и приглашал принять активное участие в борьбе с Халкидонским Собором и Томосом папы Льва I . В К-поле Д подвергся нападкам православных, заподозривших, что он приехал в столицу обсуждать догматические вопросы. Вскоре после возвращения в Александрию Д. умер. Ист.: Ioan. Malal. Chron. P. 401-402; Theoph. Chron. P. 162-163; Liberatus. Breviarium causae Nestorianorum et Eutychianorum//ACO II. Vol. 5. P. 132-133. Лит.: Gutschmid A. , von Verzeichnis der Patriarchen von Alexandrien// i dem. Kleine Schriften. Lpz., 1890. Bd. 2. S. 457; Brooks E. W. The Dates of the Alexandrine Patriarchs Dioskoros II, Timothy IV and Theodosius//BZ. 1903. Bd. 12. S. 494-497; Maspero J. Histoire des patriarches d " Alexandrie. P., 1923. P. 43-46; Stein E. Histoire de Bas-Empire. P., 1949. T. 2: De la disparition de l " Empire d " Occident à la mort de Justinien (476-565). P. 164; Hardy E. R. Christian Egypt. N. Y., 1952. P. 120; Bardy G. Dioscore II, patriarche d " Alexandrie//DHGE. Vol. 14. P. 514; Frend W. H. C. The Rise of the Monophysite Movement: Chap. in the History of the Church in the 5th and 6th Cent. Camb., 1972. P. 73, 229; Grillmeier A. Die Kirche von Alexandrien mit Nubien und Äthiopien nach 451// i dem. Jesus der Christus im Glauben der Kirche. Freiburg i. Br. etc., 1990. Bd. 2/4. S. 41-42; Martindale J. R. The Prosopography of the Later Roman Empire. Camb., 1993. Vol. 2: A. D. 395-527. P. 1102. М. В. Грацианский Рубрики: Ключевые слова: |
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Не удалось извлечь искомое из базы ((( |
|
|
Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ ФИЛОСОФ [Греч. Λεντιος Θιλσοφος], прп. (пам. греч. 19, 20, 30, 31 окт.). Время и место жизни неизвестны. Память Л. Ф. без к.-л. биографических сведений встречается в различных видах византийских и новогреческих календарей: под 19 окт.- в «Синаксаристе» прп. Никодима Святогорца, в служебной Минее (Венеция, 1870), в «Великом Синаксаристе» К. Дукакиса; под 20 окт.- в стишных Синаксарях (Синаксарь ГИМ. Син. греч. 390 (354), 1295 г.; Лундский Синаксарь XIV в.); под 30 окт.- в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. Х в.), где Л. Ф. назван «благочестивый Лев Философ» (SynCP Col. 178); под 31 окт. - в Типиконе Великой ц. IX-XI вв. ( Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 29; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 84). В палестино-груз. календаре Sinait. iber. 34 (X в.) под 12 июня указана память «Леонтия, философа Римского» ( Garitte. Calendrier Palestino-Georgien. Р. 72), к-рого Ж. Гаритт предположительно отождествил с Л. Ф. Исследователь также отметил, что в этот день Западная Церковь празднует память папы Римского Льва III (795-816) (Ibid. P. 249). Память Л. Ф. не вошла ни в стишной, ни в нестишной Прологи (Славяно-русский Пролог по древнейшим спискам: Синаксарь (житийная часть Пролога краткой редакции) за сент.-февр. М., 2010. Т. 1. С. 224-235, 276-283; Петков, Спасова. Стиш. Пролог. 2009. Т. 2. С. 135-136, 142-144), она отсутствует в ВМЧ (ВМЧ. Окт. Дни 19-31. Стб. 1533-1679, 2039-2062) и совр. календаре РПЦ. Ист.: Δουκκης. ΜΣ. 1895. Τ. 10. Σ. 267; Владимир (Филантропов). Описание. С. 522; SynCP. Col. 178-179; Νικδημος. Συναξαριστς. 1993. Τ. 1. Σ. 383. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 324-325, 338, 340; Rudberg S. Y. Le Synaxaire grec de Lund//AnBoll. 1963. Vol. 81. P. 125; Sauget J.-M. Leonzio, il Filosofo, santo//BiblSS. 1966. Vol. 7. Col. 1315; Σωφρνιος (Εστρατιδης).Αγιολγιον. Σ. 272; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2009. Τ. 2: Οκτβριος. Σ. 215. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова: |
В ХХ в. К., как правило, совмещали свой пост с др. ключевыми должностями в Римской курии или коллегии кардиналов. Так., кард. Луиджи Орелья ди Санто-Стефано был К. и деканом коллегии кардиналов, его преемник, кард. Франческо Салезио делла Вольпе, был К. и кардиналом-перводиаконом, кардиналы Пьетро Гаспарри , Эудженио Пачелли (впосл. папа Пий XII) и Жан Вийо совмещали должности К. и гос. секретаря. На момент смерти папы Пия XII в Римской курии не было К., и кардиналам, собравшимся на конклав, пришлось избрать 9 окт. 1958 г. про-камерленго кард. Бенедетто Алоизи Мазеллу, к-рого избранный 28 окт. папа Иоанн XXIII утвердил в должности К. Согласно конституции папы Римского Иоанна Павла II «Pastor bonus» от 28 июня 1988 г., Апостольская палата и возглавляющий ее К. осуществляют адм. управление финансами и имуществом Папского престола в период sede vacante, отчитываясь перед коллегией кардиналов. Должность К. перестала быть пожизненной; как и главы др. декастерий Римской курии, К. подает прошение об отставке по достижении 75-летнего возраста. Конституцией «Universi Dominici Gregis» от 22 февр. 1996 г. папа Иоанн Павел II определил обязанности К. после смерти Римского понтифика (составление офиц. акта о смерти, опечатывание личных папских покоев), а также участие К. в подготовке и проведении конклава. В период sede vacante государство-город Ватикан печатает марки и чеканит монеты с гербом К.; до подписания Латеранских соглашений 1929 г. и образования государства-города Ватикан в периоды sede vacante (в 1878, 1903, 1914 и 1922) чеканились памятные медали с гербом К. К. коллегии кардиналов (Camerarius Sacri Collegii), ранее существовавшая должность, к-рая замещалась кардиналом, в чьи обязанности входило управление финансами и имуществом коллегии кардиналов. Точное время появления этой должности неизвестно. Существует мнение, что должность была введена папой Римским Евгением III в 1150 г. Однако сведения как о самих К. коллегии кардиналов, так и об их обязанностях до XVI в. носят фрагментарный характер. Согласно решению папы Льва Х, к-рое затем было закреплено конституцией папы Римского Павла III в 1534 г., должность К. коллегии кардиналов ежегодно передавалась от одного кардинала к другому. Занимать ее могли только постоянно проживавшие в Риме кардиналы, освобождались от должности немощные из-за старости или болезни. Кардиналы назначались на эту должность поочередно, согласно старшинству в коллегии. В течение нек-рого времени кардиналы-диаконы были исключены из назначаемых на должность К. коллегии кардиналов, но в 1818 г. папа Римский Пий VII вернул им это право. |
Позиция папы в этом вопросе неясна. Вероятно, он одобрял действия Евксития. Данный фрагмент важен тем, что свидетельствует о вмешательстве папы в дела вост. Церквей, т. к. Адрианополь находился за пределами Фессалоникийского вик-ства, подчиненного Римскому престолу (диоцез Иллирика), и был в составе Фракийского диоцеза, к-рый, согласно 28-му прав. Халкидонского Собора, долгое время оспаривавшемуся Зап. Церковью, находился в юрисдикции К-польской кафедры. В Риме И. вступил в борьбу с арианством , о чем позднее вспоминал папа Геласий I (492-496). Готы-ариане, находившиеся на службе в рим. армии, пользуясь поддержкой магистра армии Рикимера, захотели открыть в Риме свою церковь. Усилиями Филофея, родственника имп. Прокопия Антемия (467-472), ариане получили от него соответствующее разрешение. Однако позднее под влиянием И. император отменил свое решение и клятвенно заверил папу, что не допустит еретических богослужений близ гробницы ап. Петра ( Gelasius I. Ep. 26//Epistulae Romanorum Pontificum. 1868. T. 1. P. 406). Послания папы к епископам Галлии о положении кафедры Арелата (ныне Арль) были включены в «Арелатское собрание» (Collectio Arelatensis). В Юж. Галлии И. поддерживал первенство Арелатской кафедры. Утвержденное в 417 г. папой Зосимой первенствующее положение этой кафедры было утрачено ею в 445 г. по решению имп. Валентиниана III (после конфликта св. Илария , еп. Арелатского, и папы Льва Великого). Через нек-рое время Лев Великий вернул ряд прав преемнику Илария Равеннию, но они имели характер личных привилегий. И. восстановил власть архиепископов Арелатских в полном объеме. В 462 г. в Галлии разгорелся скандал вокруг нарбонского архидиак. Ермета. Рукоположенный архиеп. Нарбоны Рустиком во епископа г. Бетерры (ныне Безье), Ермет не был принят паствой и остался в Нарбоне. Рустик назначил его своим преемником на Нарбонской кафедре. В послании к Леонтию Арелатскому от 2 нояб. 462 г. И. просил предоставить ему сведения об этих неканонических действиях ( Hilarus. Ep. |
Значительная часть канонов, признаваемых современными исследователями аутентичными, была посвящена вопросам церковной дисциплины: осуждалась симония (канон 1); запрещалось занимать должности препозита, архипресвитера или декана лицам, не имеющим пресвитерского рукоположения, а должность архидиакона - не имеющим диаконского рукоположения (канон 6; оба канона дословно повторяют постановление Тулузского Собора 1119 г.); во епископа разрешалось рукополагать только канонически избранных кандидатов (канон 2); запрещались сожительство клириков с женами или наложницами (канон 7) и браки между кровными родственниками (канон 9). Ряд постановлений регулировал отношения светской и духовной властей, прежде всего вопрос об инвеституре. В 8-м каноне со ссылкой на постановление папы Стефана II (III) (из Лжеисидоровых декреталий ) содержался запрет светским лицам распоряжаться церковным имуществом. Отдельные каноны регулировали вопросы церковной собственности: запрещались изъятие светскими лицами пожертвований, сделанных церквам, обложение податями приходских церквей и использование храмов в качестве укреплений (канон 12). Отдельным каноном (канон 5) осуждалась деятельность низложенного в апр. 1121 г. антипапы Григория VIII (назван по своему родовому прозвищу Бурдин), все совершённые им рукоположения объявлялись незаконными. Заметное место в постановлениях Л. С. занимают меры по укреплению власти епископа в диоцезе: архидиаконы, архипресвитеры, препозиты и деканы могли назначать заместителей (викариев), поручать им пастырскую деятельность (cura animarum) и передавать церковные пребенды лишь с разрешения епископа (канон 4); указ епископа об отлучении от Церкви человека, находящегося в его юрисдикции, должен был соблюдаться др. епископом или аббатом (канон 2). Особые каноны были посвящены охране имущества крестоносцев, отправившихся на Св. землю или в Испанию (канон 10), поддержке движения «Божий мир» (канон 15) и отлучению от Церкви фальшивомонетчиков (канон 13). Нек-рые постановления Л. С. касались локальных вопросов: отлучения от Церкви лиц, к-рые облагали новыми дорожными пошлинами направлявшихся в Рим паломников или торговцев (канон 14); регулирования раздела имущества после смерти porticani - вероятно, жителей «города Льва» (civitas Leonina), ограниченного стеной папы Льва IV, или мелких торговцев и клириков-проводников, проживавших вдоль портика рим. базилики св. Петра и обслуживавших паломников в Рим (канон 11); неприкосновенности папских владений в г. Беневенто (Beneventatam civitatem; канон 17). |
| |