Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОАННА ПАПЕССА [лат. Joanna papissa], вымышленный персонаж, женщина, якобы занимавшая Папский престол в сер. IX в. (по другим версиям, в X или в XI в.). Легенда об И. П. получила широкое распространение с XIII в. и играла значительную роль в антикатолич. полемике в Новое и Новейшее время. Легенда Источником, от к-рого в той или иной степени зависели упоминания об И. П. в 50-70-х гг. XIII в., является «Chronica universalis Metensis» (Всемирная Мецская хроника, ок. 1250) доминиканца Жана де Майи. Согласно хронике, в 1099 г. папесса (papissa) заняла Римский престол св. Петра; она успешно выдавала себя за мужчину и до избрания на Папский престол была нотарием папской курии и кардиналом. Ее обман раскрылся, когда она родила ребенка, садясь на лошадь. Разоблаченную женщину привязали к конскому хвосту, протащили по улицам и побили камнями. Ее похоронили на месте гибели и якобы установили там камень с эпитафией. Папесса Иоанна. Игральная карта семьи Висконти-Сфорца. Ок. 1450 г. Худож. Б. Бембо (Б-ка П. Моргана, Нью-Йорк) Папесса Иоанна. Игральная карта семьи Висконти-Сфорца. Ок. 1450 г. Худож. Б. Бембо (Б-ка П. Моргана, Нью-Йорк) В соч. «Chronicon Pontificum et Imperatorum» (Хроника пап и императоров, ок. 1277) Мартин Поляк приводит более подробный вариант легенды (к его тексту восходят мн. позднейшие упоминания о папессе): некий Иоанн, англичанин по происхождению, но родом из Майнца (Johannes Anglicus, natione Moguntinus), в период между понтификатами Льва IV (847-855) и Бенедикта III (855-858) якобы занимал престол Римских пап в течение 2 лет, 7 месяцев и 4 дней. Этот Иоанн, согласно Мартину Поляку, в действительности был женщиной, к-рую увез в Афины любовник, переодев в муж. платье. В Афинах она изучала науки, в Риме преподавала тривиум (см. Artes liberales ), у нее было много учеников-магистров, затем она стала кардиналом и сумела достичь вершины духовной власти, заняв Римский престол. Однако потом И. П. забеременела от своего спутника и во время шествия от собора св. Петра к Латерану умерла после родов, происшедших публично на месте между Колизеем и ц. св. Климента (на этом месте ее и похоронили). Из-за того, что позднее Римские папы всегда объезжали это место, сложилось мнение, что причиной этому служило отвращение к случившемуся. Поскольку И. П. была женщиной, объясняет Мартин Поляк, ее имя не внесли в офиц. перечень Римских пап.

http://pravenc.ru/text/577906.html

89. ГРИГОРИЙ II Римские Папы. Список 89. ГРИГОРИЙ II. 715—731. Избрание этого священника-римлянина свидетельствовало об изменении настроений в Риме. Имя нового папы как бы обязывало его продолжить осуществление религиозно-политической программы его выдающегося предшественника — Григория Великого. Действительно, отношения между Римом и Константинополем оставались напряженными. После бурных переворотов Восточная империя нашла в лице Льва III (717— 741) монарха, который не только вернул себе всю полноту власти, но и основал новую династию, известную как Исаврийская или Сирийская. По причинам, до конца не выясненным, Лев III начал борьбу против культа икон, опираясь на поддержку части церковных иерархов. Однако это вызвало бешеное сопротивление со стороны монахов и духовно связанного с монастырями населения. Борьба с религиозными картинами, называемая иконоборчеством, в большой степени ослабила императорский авторитет. Этим воспользовался Григорий II, который начал искать союзников в государстве Меровингов, в Англии, а также среди недавно обращенных в христианство германских племен, находящихся за Рейном. Подобно своему предшественнику Григорию I, он пользовался помощью бенедиктинцев, которые вели активную миссионерскую работу в Германии. Апостол Восточной Франконии монах Уинфрид, позднее называвшийся Бонифацием, получил от Григория II епископский сан. Обширная переписка между Бонифацием и папской курией свидетельствует о далеко идущих намерениях римского епископа. В самой Италии Григорий II вмешивался с переменным успехом в распри между лангобардами и Равенной. Он противодействовал иконоборческой политике императора Льва III, но следил за тем, чтобы дело не дошло до всеобщего антиимператорского восстания, поскольку понимал, что еще не наступил удобный момент для полного освобождения из-под власти Константинополя. Из книги: Ян Веруш Ковальский. Папы и папство. М.: Издат. политической литературы. 1991 г. Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024 Поделитесь с друзьями

http://sedmitza.ru/lib/text/442094/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Философия МОР Томас (1478-1535), англ. писатель, философ, богослов, видный представитель англ. гуманизма; юрист, церковный и политический деятель, лорд-канцлер Англии (1529-1532); в католической Церкви почитается как мученик (пам. 22 июня) НАГАРДЖУНА (II - нач. III в.), основатель Мадхьямики, 1-й религиозно-философской школы Махаяны, почитается какбодхисаттва; в традиции ваджраяны почитается как махасиддха (букв.- «обретший великое достижение») НАГ-ХАММАДИ БИБЛИОТЕКА собрание древних текстов на коптском языке, обнаруженное в дек. 1945 г. близ совр. г. Наг-Хаммади в В. Египте НЕОПЛАТОНИЗМ последний этап развития античного платонизма, философское направление, окончательно оформившееся к III в. по Р. Х. и просуществовавшее в языческой форме вплоть до кон. VI в. НЕОСХОЛАСТИКА консервативное движение в католическом богословии, развивавшееся с 20-х гг. XIX в. до публикации энциклики «Aeterni Patris» (1879), когда решением папы Римского Льва XIII официальной программой католической интеллектуальной культуры стал томизм НЕРСЕС ЛАМБРОНАЦИ (1153-1198), свт. Армянской Апостольской Церкви, архиеп. Тарса, писатель, ученый, философ, поэт, музыкант, переводчик, гос. деятель Киликийской Армении НИКАНОР (Бровкович Александр Иванович; 1827 - 1890), архиеп. Херсонский и Одесский; религ. философ, богослов, публицист и мемуарист НИЦШЕ Фридрих Вильгельм (1844-1900), нем. философ и писатель, один из представителей философии жизни, критик христианства НОВИЦКИЙ Орест Маркович (1806-1884), философ, историк философии и религии, богослов, один из наиболее видных представителей духовно-академической и университетской философии в России в XIX в ОВАННЕС III ОДЗНЕЦИ [Имастасер (Философ)] (ок.650 - 729), армянский святой (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), католикос Армянской Апостольской Церкви (ААЦ; 717-728), богослов, философ, правовед ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев ПЕРСОНАЛИЗМ обобщенное наименование мировоззренческих представлений и философских учений, утверждающих высший онтологический и ценностный статус личности

http://pravenc.ru/rubrics/123336_8.html

Отечество Библейские примеры любви к родине (патриотизма) I. В Святом Писании подвиги патриотизма изображаются рядом с величайшими подвигами веры. Величайшие представители ветхозаветного мира – Моисей, Иисус Навин, Самуил, Давид, Илия, Елисей, Исайя, Иеремия, Даниил, Ездра, Зоровавель, Неемия, братья Маккавеи, великие ветхозаветные жены–Мариам, Деввора, Есфирь и Юдифь представляют нам образцы высокого патриотизма. II. В некоторых из святых людей пламенные порывы патриотизма до того возвышались, что они готовы были из любви к своему народу не только пожертвовать всеми благами временной жизни, но, если бы то было возможно пред судом высочайшего правосудия Божия, самым вечным спасением своим, самым Божиим благоволением к ним: святой пророк Моисей молил Бога лучше изгладить его из книги жизни, но не лишать Своего благоволения избранный народ ( Исх.32:32 ); святой апостол Павел со скорбью говорил, что он желал бы сам быть отлученным от Христа из-за любви к братии своей, роду израильскому ( Рим.9:3 ). III. Сам Господь наш Иисус Христос, явившийся на земле как истинный Бог и истинный человек со всеми человеческими свойствами и стремлениями, кроме греховных, показал нам и образец любви к народу Своему. Он хотя послан был возвестить евангелие царствия Божия всем людям, но прежде всего пришел к Своим ( Ин.1:11 ), к овцам погибшим дома Израилева ( Мф.15:24 ), и им первым возвестил тайны царствия Божия и старался собрать их около Себя, как птица собирает птенцов под крылья свои ( Мф.13:37–39 ); когда же они этого не восхотели, не приняли Его, возненавидели, хотели убить, Он, Святейший, скорбел и плакал, о их ослеплении и предуготовляемой ими для самих себя гибели ( Лк.19:41–44 ). Так любовь к своему народу составляет в нас не только привязанность естественную, но и чувство высоконравственное, добродетель христианскую. Читать далее Источник: Практическая симфония для проповедников Слова Божия : Содержащая в алфавитном порядке своды библейских текстов на разные догматические, нравственные и церковно-практические истины/Сост. Григорий Дьяченко. — [Репринт. воспроизведение изд. 1903 г.]. – Киев : Изд. им. свт. Льва папы Римского, 2008. – XXV, 498 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Еретичество папы Гонория А.В.Карташев. Вселенские соборы//Император Юстиниан I Великий (527-565 гг.) и V Вселенский собор. (оглавление) Как известно, последующий VI Вселенский собор 680-681 гт. анафематствовал папу Гонория и этим отнял всякое право y римских богословов замалчивать или перетолковывать соблазнительный для них факт еретичества папы. Неудивительно, что мы имеем по этому вопросу огромную римско-католическую литературу. Кардинал Hergenroether в своей церковной истории цитирует 16 католических ученых, решающих вопрос не в пользу папы Гонория, и 82 — его выгораживающих. Вот вкратце их ухищренная аргументация с нашими возражениями. I. И послание папы Гонория, и деяния VI Вселенского собора интерполированы. Но ведь не только эти деяния говорят ο ереси папы Гонория, a и множество других документов и писем той эпохи свидетельствуют o том же. II. Латиняне говорят, что собор осудил бы ложное мнение, даже если бы оно и принадлежало папе. Однако на деле мнение папы были другим . Осужден ошибочный факт (error facti), a не лицо. III. Папа действовал так из «икономии,» желая погасить спор. Но ведь папа принял в споре под защиту только одну сторону. IV. Будто бы папа высказал это суждение не ex cathedra. Ho тогда что же такое ex cathedra? Тут целая половина церкви тревожно и ответственно ждет отклика от другой половины. Обращение к папе сделано было официально, как именно к папе, и по вопросу догматическому. V. Указывают на второе послание папы. Оно бесспорно мягче, но и оно не отрекается от первого, не осуждает его. VI. Говорят: Сергий завлек папу неправильной постановкой вопроса. Но в том-то и дело, что папа не способен был разглядеть эту неправоту. Где же его дар непогрешимости? VII. Да, выражение (εν θλημα) неправильно. Ho мысль папы была правильна, ибо он утверждал томос папы Льва. Но ведь в том-то и состоят ереси, что из правильных церковных предпосылок делаются неправильные выводы. Так и Сергий с Киром из гармонии и безгрешности воли во Христе делали вывод и ο «миа энергиа,» и об «эн телима,» но уже в сознательном восточном онтологическом смысле. И Хефеле (в Konziliengeschichte), менявший свое мнение ο степени виновности папы Гонория, и его французский переводчик и переиздатель Leclercq все-таки признают, что Гонорий был и плохим богословом . И если он так поступил из «икономии,» то был столь же плохим политиком : он не знал и не понимал Востока, не различал качеств лиц Сергия и Софрония. He понимал, с каким делом он соприкасается и какую поддержку дает еретикам. Где же тогда его «дар infallibilitatis»? Ссылки по теме Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла © Православная Энциклопедия, 2001–2024. Все права защищены © Сделано в Stack Group , 2008–2024

http://sedmitza.ru/lib/text/435302/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Визант. имп. Василиск. Аверс солида. V в. Флавий [лат. Basiliscus Flavius; греч. Βασιλσκος Θλβιος], визант. имп. (9 янв. 475 - авг. 476), узурпатор. Брат августы Верины, жены имп. Льва I (457-474). В 465 г. был консулом. С 468 г. главнокомандующий (magister militum), в том же году возглавил экспедицию против вандалов (1100 кораблей, 100 тыс. чел.). Несмотря на полный провал похода и гибель флота, В. сумел благодаря заступничеству сестры избежать наказания. В 471 г. способствовал устранению военачальника-алана Аспара, за что получил от имп. Льва I звание первого сенатора (474). В нач. янв. 475 г. В., давно мечтавший об имп. короне, организовал вместе с Вериной заговор против только что провозглашенного императором исаврийца Зинона (474-475, 476-491). Зинон с женой бежал в Исаврию, а В. занял имп. трон, объявив свою супругу Зинониду августой, а сына Марка - кесарем, а затем августом. В церковной политике узурпатор принял сторону монофизитов. Все низложенные и сосланные монофизитские епископы (в т. ч. патриархи Александрийский Тимофей II Элур и Антиохийский Петр Гнафевс ) были восстановлены на своих кафедрах. По совету Тимофея В. издал окружное послание (Энкиклион, 475), в к-ром осудил и отверг как вероопределения Халкидонского Собора (451) и томос папы св. Льва Великого, так и крайнее монофизитское учение Евтихия ( Евагр . Церк. ист. III 3-7). Хотя большинство епископов подписало «Энкиклион», К-польский Патриарх Акакий (472-489) встал в оппозицию политике В., к-рый лишил его церковной юрисдикции в М. Азии, вновь возвысив Эфесскую митрополию. Акакия поддержал своим авторитетом прп. Даниил Столпник . Население К-поля, недовольное экономической и религ. политикой В., подняло восстание; в столице начались пожары. В опровержение «Энкиклиона» В. поспешил издать «Антиэнкиклион», возвращающий церковные дела в прежнее состояние, но было уже поздно: имп. Зинон, к-рого поддержали военачальники-исаврийцы, вступил в К-поль и вернул себе трон (лето 476). В. вместе с семьей был отправлен в одну из крепостей Каппадокии, где они умерли от голода. Лит.: Prosopography of the Later Roman Empire. Camb., 1980. Vol. 2. P. 212-214 [обзор ист-ков]; Croke B. Basiliscus, the Boy-Emperor//GRBS. 1983. Vol. 24. P. 81-91; Dovere E. L " «Εγκκλιον Βασιλσκου»: Un caso di normativa imperiale in Oriente su temi di dogmatica teologica//Studia et documenta historiae et iuris. R., 1985. Vol. 51. P. 153-188; Krautschick St. Zwei Aspekte des Jahres 476//Historia. 1986. [T.] 35. S. 344-371; Глушанин Е. П. Военная знать ранней Византии. Барнаул, 1991. С. 130-132, 141-142; Salamon M. Basiliscus cum Romanis suis//Studia Moesiaca/Ed. L. Mrozevicz, K. Ilski. Pozna, 1994. S. 179-196. П. И. Жаворонков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/149793.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕДИКТ V Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits ponmificum. 1626) Бенедикт V, папа Римский. Гравюра (Sacchi. Vitits ponmificum. 1626) († 4.07.966, Гамбург, Германия), папа Римский (22 мая 964 - 23 июня 964), римлянин. Помимо Liber pontificalis сведения о его понтификате дошли до нас в сочинениях Лиутпранда Кремонского , Флодоарда Реймсского , Бенедикта из мон-ря св. Андрея на горе Соракте (совр. Соратте) к северу от Рима, Адама Бременского , Титмара Мерзебургского . Хронист Флодоард Реймсский сообщает, что Б. занимал в канцелярии в Латеране должность нотария-скриниария ( Flodoard. Annales ad annum 965) и благодаря своему знанию грамматики и стилистики получил прозвище Грамматика. Папа Иоанн XII рукоположил Б. в кардинала-диакона. После смерти Иоанна XII римляне, не приняв папу Льва VIII , ставленника имп. Оттона I , избрали папой Б. Они сообщили о его избрании императору, когда тот уже шел с войском на Рим. После непродолжительной осады город сдался, и горожане выдали Б. императору, предпочитая, по сообщению хрониста Бенедикта, монаха мон-ря св. Андрея, «чтобы он один принял смерть за всех и избавил бы их от мук голода» ( Benedictus de S. Andreae de Monte Soracte. Chronicon. 37). Собор под председательством папы Льва VIII, созванный Оттоном I в Риме 23 июня 964 г., низложил Б., оставив его в сане диакона; после этого Б. был сослан в Германию под надзор Адальдага, архиеп. Гамбургского и Бременского, а папой снова стал Лев VIII. В изгнании, в Гамбурге, Б. пользовался почитанием горожан и духовенства ( Adamus Bremensis . Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. II 12). Его останки по приказу имп. Оттона III были перенесены из Гамбурга в Рим капелланом Рацо между 983 и 988 гг. (Ibid. II 10). Место их захоронения неизвестно. Ист.: Flodoardus Remensis. Annales. ad annum 965//MGH. SS. Vol. 3. P. 406-407; Liutprandus. Liber de rebus gestis Ottonis magni imperatoris. 7-21//Ibid. P. 341-346; Benedictus de S. Andreae de Monte Soracte. Chronicon. 37//Ibid. P. 718; Thietmarus Merseburgensis. Chronicon. II 18, 22; IV 53//Ibid. P. 752, 754, 772, 785, 831-832; Adamus Bremensis. Gesta Hammaburgensis ecclesiae pontificum. II 10, 12//Ibid. Vol. 7. P. 309; Continuatio Reginonis ad annos 964, 965//Ibid. Vol. 1. P. 626; PL. 135. Col. 487-488; LP. Vol. 2. P. 251; Jaffé. RPR. Vol. 1. P. 469sq. Лит.: Грегоровиус Ф. История города Рима в Средние века: В 5 т. СПб., 1903-1912. Т. 3. C. 294-297; Demermann P. Die Deposition der Päpste Iohannes XII, Leon VIII und Benedict V//Mitt. d. Inst. f. österreich. Geschichtsforschung. 1960. Bd. 68. S. 209-225; Zimmermann H. Das dunkle Jh. Graz, 1971. S. 151-153; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 128-129. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78034.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Бенедикт IV, папа Римский. (Sacchi. Vitis pontificum. 1626) († авг. 903), папа Римский (янв. или нач. февр. 900 - июль или авг. 903). Согласно Liber pontificalis , сын римлянина Маммола. Рукоположен во пресвитера папой Формозом . Став папой Римским, Б. вслед за Иоанном IX на Соборе в Риме (31 авг. 900) подтвердил легитимность понтификата папы Формоза и сделанных им назначений и рукоположений, а также восстановление на Лангрской кафедре еп. Аргрина, низложенного папой Стефаном VI , но в 899 г. восстановленного папой Иоанном IX (PL. 131. Col. 39D - 43B). Понтификат Б. пришелся на время политической нестабильности в Италии: династия Каролингов переживала упадок, в Риме началось возвышение консула и сенатора Феофилакта, семья к-рого вскоре захватила почти на 60 лет власть в городе. В февр. 901 г. кор. Прованса Людовик III Дитя (Слепой) был провозглашен Б. императором. В сохранившихся посланиях Б. есть сведения о защите им прав епископов. Б. также подтвердил привилегии мон-ря Фульда (PL. 131. Col. 43C-46B). Эпитафия на его могиле в соборе св. Петра сохранилась только в соч. Флодоарда Реймсского «О триумфе Христа в Италии» (De Christi triumphis apud Italiam. XII, 7), где Б., названный великим, восхваляется за милосердие и заботу о сиротах, вдовах и бедных. Взошедший на папский престол в 904 г. Сергий III , противник папы Формоза, осудив политику Формоза и его сторонников Иоанна IX, Б., Льва V , к-рых он рассматривал как самозванцев, приказал уничтожить надписи в Латеранской базилике , упоминающие их имена. Соч.: PL. 131. Col. 39-44. Ист.: LP. Vol. 2. P. 233; Flodoardus. De Christi triumphis apud Italiam//PL. 135. Col. 595-886; Jaff é . RPR. Vol. 1. P. 443-444; Vol. 2. P. 705. Лит.: Hefele, Leclercq. Hist. des Conciles. Vol. 4. P. 718-719, 721, 725, 731, 1360; Fliche, Martin. HE. Vol. 7. P. 28-29; Zimmermann H. Das dunkle Jahrhundert. Graz, 1971. S. 27f; Kelly J. N. D. The Oxford Dictionary of Popes. Oxf., 1986. P. 117-118. В. Л. Задворный Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/78032.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНАСТАСИЙ II [в крещении Артемий] († 1.06.719, К-поль), визант. имп. (4 июня 713 - авг. 715). На след. день после военного переворота, произведенного войсками фемы Опсикий, в результате к-рого был низложен и ослеплен имп. Филиппик , Патриарх Иоанн VI венчал на царство протасикрита (начальника ведомства асикритов ) Артемия, принявшего имп. имя А. как символ того, что он, подобно Анастасию I, сможет уладить внутренние нестроения империи. А. существенно пересмотрел церковную политику своего предшественника, отказавшись от поддержки монофелитства и признав постановления осудившего эту доктрину Всел. VI Собора . Император подтвердил свое Православие перед апокрисиарием папы Константина и восстановил отношения с Римом. 11 авг. 715 г. К-польскую кафедру занял митр. Кизика свт. Герман . Участившиеся рейды арабов в М. Азию и известия о подготовке крупного араб. вторжения в Византию вынудили А. обновить и перестроить оборонительные сооружения К-поля с суши и с моря, столица была укреплена новыми орудиями. Жителям был отдан приказ заготовлять припасы на случай осады, тем же, кто не в состоянии себя обеспечить, надлежало покинуть город. А. также увеличил флот и создал военно-морскую базу на о-ве Родос. В 715 г. император принял решение напасть на араб. флот, отправленный в Финикию для заготовки корабельного леса. Во время экспедиции часть войск из фемы Опсикий подняла мятеж и провозгласила императором Феодосия III . А. уехал в Никею и после 6-месячной гражданской войны, окончившейся захватом К-поля Феодосием, сложил с себя имп. сан, принял постриг и был сослан в Фессалонику (716). В начале правления Льва III Исавра А. по совету магистра Никиты Ксилинита предпринял попытку вернуть себе трон. Получив помощь от болг. хана Тервеля, А. подступил к К-полю, но не нашел поддержки у народа и вскоре был выдан болгарами имп. Льву. А. и др. заговорщики были казнены; вдова бывш. императора Ирина добилась разрешения похоронить его в храме святых апостолов в К-поле. Ист.: Theoph. Chron. P. 383-386, 400-401. Лит.: Sumner G. V. Philippicus, Anastasius II and Theodosius III//GRBS. 1976. Vol. 17. P. 287-294; Кулаковский. История. Т. 3. С. 293-299. А. В. Кузнецов Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114874.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БАРДО [древневерхненем. Bardo от Bardolf - «волк и секира»] (ок. 980 - 10 или 11.06.1051), свт. (пам. зап. 10 июня), архиеп. Майнцский. Представитель знатного рода, родственник имп. Гизелы, жены герм. имп. Конрада II. Был монахом бенедиктинского мон-ря в Фульде (Германия), руководителем и деканом монастырской школы, затем приором собора св. Андрея. С 1029 г. настоятель мон-ря в Вердене на р. Рур и одновременно мон-ря в Херсфельде на р. Фульда с 1031 г. В том же году при посредничестве имп. Гизелы стал преемником еп. Арибо на кафедре г. Майнца, заняв при этом должность эрцканцлера Римско-Германской империи. Завершил строительство нового Майнцского кафедрального собора, к-рый был освящен 10 сент. 1036 г. в присутствии имп. Конрада II и его сына Генриха III. Не желая допустить создания Пражского архиеп-ства, участвовал в походе Генриха III против чеш. кн. Бржетислава в 1041 г. Будучи влиятельным лицом при имп. дворе, предлагал провести коронацию супруги Генриха III в Майнце, однако коронация все-таки состоялась в Кёльне в 1043 г. Присутствовал в окт. 1049 г. на общегерм. Соборе в Майнце, состоявшемся под председательством папы Льва IX. На Соборе были приняты важные постановления против симонии и конкубината среди духовенства. Перед отъездом Лев IX назначил Б. папским легатом в Германии. За время пребывания на кафедре Б. прославился своим благочестием, красноречием и благотворительностью. Скончался во время пастырской поездки близ Падерборна. Похоронен в Майнце, при кафедральном соборе. Ист.: Vita Bardonis auctore Vulculdo//MGH. SS. Bd. 11. S. 317-321; Vita Bardonis maior//Ibid. S. 321-342. Лит.: Schneider F. Der heilige Bardo. Mainz, 1871; Allemang A. Bardon//DHGE. Vol. 6. Col. 775; Falck L. Mainz im frühen und hohen Mittelalter. Düsseldorf, 1972; Gerlich A. Bardo//LexMA. Bd. 1. Col. 1459-1460. А. С. Небольсин Рубрики: Ключевые слова: ГОНОРИЙ († 653), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери), свт. (пам. зап. 30 сент., перенесение мощей - 6 или 13 сент.), архиеп. Доруверна (Дуроверна, совр. Кентербери)

http://pravenc.ru/text/77544.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010