Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АМВРОСИЙ [Амбросий] (Паппа-Георгополи Амирей, греч. Πππα-Γεωργοπλοι Αμοιραας; 1791, с. Маистра близ г. Энос (совр. Энез), Турция - 30.10.1863, г. Цилли, Австрия (совр. Целе, Республика Словения)), старообрядческий митр. (см. Старообрядчество ), основатель Белокриницкой иерархии . Сын свящ. Георгия из древнего греч. священнического рода. В 1811 г., после окончания богословской школы, А. Паппа-Георгополи был рукоположен во священника - 23-го в своем роду - Эносским митр. Матфеем. После смерти жены в 1817 г. принял монашество, был настоятелем Троицкого мон-ря на о-ве Халки, после 1827 г. Амвросий (Паппа-Георгополи), митр. Белокриницкой иерархии. 90-е гг. XIX в. (ГИМ) Амвросий (Паппа-Георгополи), митр. Белокриницкой иерархии. 90-е гг. XIX в. (ГИМ) протосинкелл Великой ц. В 1835 г., когда скончался Босно-Сараевский митр. Вениамин, К-польским Патриархом Григорием VI А. был рукоположен на Босно-Сараевскую кафедру. В 1840 г. А. поддержал восстание боснийцев против тур. правителя в Сараеве (тур. Босна-Сарай). Восстание было подавлено, однако митрополит от своего лица и от лица народа послал в Стамбул жалобу на притеснения, творимые тур. чиновниками. Жалоба А. была удовлетворена, и в Боснию был прислан новый наместник. Поведение А. настолько не соответствовало устоявшемуся народному представлению о греч. архиереях, обычно действовавших в полном согласии с тур. властями, что возникла легенда о болг. происхождении А., отраженная в «Летописи Боснии». (Эту легенду развил старообрядческий инок Павел (Великодворский) , придумав для А. др. мирское имя - Андрей (поскольку имени Амирей нет в святцах) - и славянизировав фамилию иерарха - Поппович.) Раздраженный действиями А., тур. правитель Сараева убедил неск. богатых купцов написать К-польскому Патриарху донос на А., в к-ром, в частности, сообщалось, что митрополит поддерживал антитур. восстание. Новый К-польский Патриарх Анфим IV , испугавшись возможного конфликта с тур. чиновниками, 12 сент. 1840 г. своим распоряжением отозвал А. в К-поль, куда последний смог выехать только 27 дек. 1841 г., поскольку провел нек-рое время в сараевской тюрьме как несостоятельный должник. В К-поле А. в числе др. безместных греч. архи-ереев должен был, получая небольшую пенсию, дожидаться нового назначения на кафедру; положение А. осложнялось тем, что рядом с ним был сын Георгий с семьей, не имевшей средств к существованию. Поскольку сменявшие друг друга на кафедре К-польские Патриархи не определяли А. в епархию, бывш. Босно-Сараевский митрополит чувствовал себя несправедливо обиженным.

http://pravenc.ru/text/114398.html

II 10; Иерусалимский Талмуд. Таанит. II 66a; Иерусалимский Талмуд. Мегилла. I 70d). В евр. традиции подробно описывается подвиг Юлиана и Паппа. Во времена имп. Траяна (98-117) некий ребенок из языческой семьи был найден в Л. мертвым. Вина за убийство была возложена на еврейское население, и в случае невыдачи виновника преступления римляне грозили убить всех евреев. Тогда Юлиан и Папп взяли вину на себя и были казнены. Источники передают их диалог с рим. наместником Луцием Квинтом, к-рый по стилю и отдельным фразам напоминает беседу Христа и Пилата (Вавилонский Талмуд. Таанит. 18b; Rashi on Taanit. 18b). Далее описывается, как по приказу имп. Адриана (117-138) Луций был предан жестокой казни. Антииудейский характер действий Луция, подчеркнутый в евр. источниках, был связан с тем, что в это время наместник исполнял поручение имп. Траяна подавить иудейское восстание в Вавилонии (в то время занятой римлянами). Луций действительно погиб в начале правления имп. Адриана и, возможно, был казнен по его приказу, но не в Л., а в Лаодикее. Евреи установили праздник в честь избавления от мучителя (День Траяна), но позднее это торжество отменили, т. к. память пострадавших Юлиана и Паппа также приходилась на этот день. О Луции Квинте упоминает и Евсевий Памфил ( Euseb. Hist. eccl. IV 2). В 200 г. имп. Септимий Север даровал Л. статус рим. муниципия с названием Colonia Lucia Septimia Severa Diospolis (Город Зевса Колония Луция Септимия Севера), что было очень почетно и свидетельствовало о признании важного положения города. Л. не раз упоминается в НЗ; город посетил ап. Петр , нашел здесь общину христиан и исцелил расслабленного Энея (Деян 10. 32-35, 38). Первым епископом Л. был св. Зина , ап. от 70, ученик ап. Павла . Евсевий Кесарийский в кн. «О палестинских мучениках» (нач. IV в.) пишет о Л. как о большом городе, все население к-рого состоит из иудеев ( Euseb. De mart. Palaest. 8). В IV-V вв. христ. население в Л. постепенно увеличивалось. Первым из известных христ. епископов Л. был Аэций, сторонник арианства, принимавший участие в I Вселенском Соборе в Никее 325 г.

http://pravenc.ru/text/2110481.html

Дав такое объяснение, он просил преждеиздержанные им 612 р. 50 к. выдать ему, а вновь израсходованной (660 руб.) сумме счет прекратить, за исключением счета по новой гостинице, который в состав сего расхода не входит. Журналом 2 мая 1835 года Учрежденный Собор признал отчет о. депутата весьма неудовлетворительным и постановил отчет приобщить к делу в ожидании правильного объяснения 751 . —84— Между тем иеромонах Филарет, как видно из дела, другого отчета в Собор не представлял, а 5 августа 1835 года репортовал в Собор, что указом 12 февраля 1835 года 80 752 , Собором предписано ему иметь хождение, где следует, о постановлении границ на площади вокруг Лавры по силе распоряжения князя Прозоровского и просил на расходы по сему предмету прислать ему на Троицкое Сухаревское подворье 200 рублей, каковые деньги Собором и посланы были ему 22 августа 1835 года. Кроме того Иеромонах Филарет, получив 15 сентября 1835 г. еще 100 руб., 17 октября того же 1835 г. просил прислать на то же подворье 200 руб. Вследствие сего Собор журналом 18 октября 1835 г. определил выдать ему кружечный его доход, состоявший из 200 руб., с оговоркою, что они награждаются доходом за службу в церкви Божией, а он, иеромонах Филарет, за дело вне церкви 753 . —85— Затем иеромонах Филарет, согласно просьбе, получил 13 февраля 1836 г. из средств Собора 200 рублей 754 , а 18 мая 1836 г. просил выслать ему 200 руб., Собор же 27 мая того года постановил выдать ему 100 руб., 6 июля 1836 года о. депутат просил выдать еще 300 руб., но Собор 19 июля того года выдал 150 руб., оговорив в указе о. казначею, что выдача сия производится по дозволению Его Высокопреосвященства. Доселе дело, как видим, шло более или менее гладко; иеромонах Филарет с успехом выполнял возложенные на него поручения, а Учрежденный Собор удовлетворял его денежные претензии, и наместник Антоний сохранял к нему дружественные чувства. Но вот 6 февраля 1837 года о. казначей Лавры иеромонах Анастасий, в бытность свою в Москве, неожиданно объявил иеромонаху Филарету словесное приказание о. Наместника, чтобы он оставил порученное ему дело без исполнения и возвратился в Лавру на жительство 755 . Получив это приказание, иеромонах Филарет рапортом 11 февраля 1837 г. объяснил Собору, что дело поручено ему для исполнения на основании резолюций Его Высокопреосвященства, согласно указного предписания, а потому он не может основываться на словесном приказании о. Наместника тогда, когда имеет письменное его приказание, чтобы ничем не смущаться и ни о чем не

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы выехали отсюда через лощину, где были Соломоновы сады, к самой плотине крайнего водохранилища Соломонова. Отдохнув несколько в этом месте, мы прибыли к ночи в отрадный Вифлеем, под кров доброго отца Иоаникиоса. На другой день, с растроганным сердцем, с душевною молитвою на устах, расстался я с великою святынею Рождества Господа нашего Иисуса Христа и направился, с глубокою думою, по пустынной дороге Иерусалимской… 101 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 102 Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. 103 «Adam maximus ibi inter Enacim situs est». См. также об этом предмете в: Bochart Samuel. Samuelis Bocharti Animadversionenis ad Hannonis Periplum, ex parte altera Geographiae sacrae. 1674. P. 339–340 и 363. 104 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). IV. 9. 7. 106 См.: Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русское наречие. Часть 1–3. СПб., 1835. См. Ч. 1. С. 34 и Ч. 2. С. 59. 107 Josephus Flavius. De bello Iudaico, I–VII/Flavii Iosephi Opera/Ed. B. Niese. B., 1895, 1955r. T. 6 (рус. пер.: Иосиф Флавий. Иудейская война/Пер. М. Финкельберг, А. Вдовиченко. М.; Иерусалим, 19992). V. 7. 108 Baronius Caesar. Abrégé des Annales ecclesiastiques de Caesar Baronius Composé en latin, par le R. P. Aurele Perusin … et traduit … par Me Charles Chaulmer 8 tom. Paris, 1673. T. III. sub. A. 326. Читать далее Источник: Путешествие по святой земле в 1835 г. В двух частях./А.С. Норов, Санкт-Петербург, типография А. Смердина, 1838 г. Путешествие по Святой земле в 1835 году/[Соч.] Авраама Норова; С примеч. на Путешествие игумена Даниила в XII в. Ч. 1-2. - (2-е изд., доп.). - Санкт-Петербург : тип. III Отд-ния Собств. е. и. в. канцелярии, 1844. - 2 т.; 27. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Norov/p...

Герасим Петрович Павский – определен к придворному собору 1829 года апреля 3 дня на место Николая Стефанова с тем, чтобы во время отлучки или болезни О. Духовника, служил в малой церкви. В 1835 году 24 января перемещен к церкви Таврического дворца, но с тем, чтобы при соборном служении он сохранял старшинство, какое до ныне имел в придворном соборе. Умер 1861 года. Антипа Гаврилович Гаврилов – протоиерей Преображенского собора определен ко двору 1829 года сентября 6 дня, на место Михаила Иванова. Исидор Артемьевич Канашевич – духовник государя-цесаревича Константина Павловича, обер-священник бывшего отдельного Литовского корпуса, протоиерей, определен к придворному собору 1831 года августа 6 дня на место Песоцкого, с производством из государственного казначейства 1400 руб., в сравнении с окладом по званию обер-священника, и с пенсионом по званию духовника цесаревича 300 руб. Петр Иванович Турчанинов – по Высочайшему повелению 1831 года 9 февраля получал из кабинета 1600 руб., ко Двору определен 1833 года мая 1 дня. В 1835 году 24 января перемещен к церкви Мраморного дворца, с прежним содержанием. В 1835 году февраля 12 дня переведен в Стрельну к тамошней придворной церкви. Гавриил Филиппович Полянский – определен к придворному собору 1835 года 24 января из протоиереев Таврического дворца на место Павского; а впоследствии перемещен в Конюшенную церковь . Василий Иванович Моисеев – протоиерей лейб-гвардии Егерского полка, определен к придворному собору 1835 г. марта 1 дня. Умер 1841 года 6 октября. На место Моисеева 1841 года октября 18 определен ко Двору пресвитером Илья Петрович Никольский, в 1849 году перешедший в Конюшенную церковь . Николай Алексеевич Мещерский – из петергофской придворной церкви перемещен к придворному собору 1835 года 24 января на место Левитского. Петр Андреевич Евланов – из священников лейб-гвардии драгунского полка переведен ко Двору 1850 года 27 февраля. Умер в 1851 году. Александр Иванович Лебедев – из священников (1830 года 10 августа) Кексгольмского собора переведен ко Двору 1838 года 5 января. Умер в 1861 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 217, 225; Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 169, 188; см. также: Nichols A. Catholic Theology of the Trinity in the 19th Cent.//The Oxford Handbook of the Trinity/Ed. G. Emery, M. Levering. Oxf.; N. Y., 2011. Р. 284), он постоянно говорит о Духе как о божественной Личности (Person, Persönlichkeit), настоятельно подчеркивает Его особую внутритроичную самостоятельность (die wahrhaftige Subsistenz und persönliche Besonderung des Geistes - Klee. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 173) в силу неизъяснимого, но реального отличия образа Его происхождения от Отца как «spiratio» (лат. «дыхание») от предвечного «рождения» Сына, отмечает специфическую домостроительную активность Св. Духа ( Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 220-224; Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 171-181). Св. Дух полноценно участвует во взаимопроникающем имманентном пребывании Лиц Пресв. Троицы друг в друге (circuminsessio - Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 113-115; ср.: Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 192). Опираясь на триадологию отцов-каппадокийцев, К. показывает Св. Духа в роли совершителя исполненных Сыном замыслов и воли Отца ( Idem. Katholische Dogmatik. 1835. Bd. 2. S. 117-118) - Того, Кто совершенствует мир после творения (Nach-Schöpfer) и довершает в Церкви дело искупления (Nach-Erlöser) ( Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 225-226). При этом если творческие и искупительные действия Сына направлены на универсум в целом (Weltmasse), на общие начала, имеют следствия для общего природного порядка (im Allgemeinen, in der Masse), то Св. Духу предлежит их формо- и жизнеобразующее продолжение (Gestalt und Leben verleihend - Idem. System der katholischen Dogmatik. 1831. S. 226) в частном отношении (im Einzelnen), развитие в плане духовной свободы и сознания, способствование освящению человека и личному приятию спасительной благодати каждым в отдельности ( Idem. Katholische Dogmatik. 1835.

http://pravenc.ru/text/1841279.html

168 ЦИАМ. Ф. 617, оп. 1, д. 3, л. 1–6. Два письма старца Зосимы 1832 года к благодетелю Семену Лонгиновичу Лепешкину (автографы). 169 «В исполнение указа Московской Духовной консистории от 19 числа сентября 1855 года за 8162, завещанный покойным почетным гражданином Семеном Лонгиновичем Лепешкиным билет Сохранной казны в десять тысяч рублей серебром в пользу сестер общежития от сына завещателя Василия Семеновича Лепешкина получен и по монастырским документам записан под 22-м 1856 года июня 12 дня» [ЦИАМ. Ф. 203, оп. 640, д. 153]. 173 Начиная с 1835 года в исповедальных росписях села Руднева указаны «господ Верховских крестьяне»: Никита Андреев (31-летний в 1835 г.), жена его Ульяна Андреева и трое детей: Параскева (8 лет в 1835 году), Дарья (3 лет в 1835 году) и Иван (род. в 1836 году). Кроме этой семьи в 1835 году поименована еще одна крестьянская семья из четырех человек, а в 1836 году – другие четыре семьи из 16 человек [ЦИАМ Ф. 203, оп. 747, д. 1262 (1835 г.), 1286 (1836 г.), 1309 (1837 г.), 1330(1838 г.), 1352(1839 г.), 1374(1840 г.), 1396(1841 г.)]. Параскева Никитина, в возрасте 41 года в 1870 году, числилась в списках послушниц Троице-Одигитриевского монастыря, живущих «по виду» [ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 15, л. 1 ], т. е. не утвержденных еще указом из консистории. Сама о себе она свидетельствовала в 1872 году так: «Я привезена с благословения старца Изосимы – покойную матушку игумению Веру посылал за послушание привезти себе в кучера моего родителя в 1833 году. Они и сейчас живут на конном дворе. Меня привезли 5 лет. Покойная игумения Вера выучила и 26-ти лет накрыла. Тринадцать лет покрыта рясофором отцом наместником... [Подпись] – Клавдия Никитина» [ЦИАМ. Ф. 1368, оп. 1, д. 39, л. 48]. 174 «Жизнь в Бозе почившаго блаженной памяти схимонаха Зосимы» и «Изречения старца схимонаха Зосимы и извлечения из сочинений его» (две книги в одном переплете). М., 1860. 175 Житие и подвиги в Бозе почившаго блаженный памяти старца схимонаха Зосимы, его изречения и извлечения из его сочинений. М., 1889. В 2-х частях.

http://azbyka.ru/otechnik/Zosima_Verhovs...

Брюхово. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Лумбушах. Карта и ближайшие объекты В Национальном архиве Республике Карелии хранятся материалы дела о строительстве церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Лумбушском селении. Приведём выписку из фонда 25 Олонецкой духовной Консистории опись 20, дело 57/636: « … по указу Его Императорского Величества (Николая I) Олонецкой Духовной Консистории слушали дело об устроении в Лумбушском селении Повенецкого Уезда деревянной церкви с снабжением оной утварью и другими нужными к богослужению вещами и книгами на счет казны и с устройством для причта церковного дома» Суть дела была в следующем: архиепископ Игнатий (Семенов) предоставил рапорт от 14 сентября 1834 года на благоусмотрение Святейшему Правительству Синода, что по прошению некоторых жителей Лумбушского селения, обратившихся из раскола к Православию, необходимо в селении устроить церковь и причт и просил необходимую сумму по приложенным примерным сметам. Относительно времени продолжения и хода постройки церкви и дома имеются в деле следующие сведения: 5 июня 1835 года на назначенном месте была сделана закладка строения храма во имя Рождества Пресвятой Богородицы. К 25 июня 1835 года церковь и колокольня срублены до потолка, на алтарь и паперти потолок положен, пиловка тесу окончена к 1 июня того же года. Плотническая работа к 20 сентября 1835 года вся окончена, печь складена, летние рамы вставлены и окрашены. Церковь к 14 ноября 1835 года по заключенным договорам строением вся окончена, кроме наружной обшивки тесом, на что требовалось неизбежно время для осадки здания, освящение же церкви отложили до написания икон, часть которых была получена, а другие не доставлены по непредвиденным обстоятельствам. Святейшему православному Синоду репортом от 25 декабря 1835 года было донесено , что церковь в Лумбушском селении строением вся окончена, 22 декабря освящена, но осталась еще неоконченною обшивка здания с наружной стороны тесом и окраска. Обшивка церкви тесом производилась в июле месяце 1836г. Окраска церкви произведена в 1837 году.

http://sobory.ru/article/?object=12817

585 Дело Полоцкой Дух. Консистории 1833 г. 89: противнику присоединений униатскому священнику Мирскому, потерявшему свой приход, Смарагд выхлопотал сначала 200 руб. пособия, а потом другой приход. А известного бедокура Довгялло сам Смарагд 13 ноября 1835 г. аттестует пред кн. Н.Н. Хованским, что он «служит исправно по Московскому Служебнику и вообще заглаждает прежде бывшие свои поступки» (см. в Витебском Губернском Архиве 1834 г., св. 3, д. 3). Декан Хруцкий наезжал в присоединённый Долысский приход и многих совращал обратно в унию, за что подлежал ответственности, но Смарагд потом писал 29 сентября 1835 г. кн. Н.Н. Хованскому, что «согласен оставить оное дело без дальнейшего преследования дек. Хруцкого», так как Долысский приход «ныне совершенно спокоен и твёрдо содержит... греко-российскую веру» (ibid. 1837 г., св. 7, д. 166, л. 1–55). 586 См. Мнения, отзывы и письма м. Филарета по разным вопросам за 1821–1867 гг. (Москва 1905), стр. 23–24. 587 О вредном влиянии безместных вдовых священников униатских, повсюду рассыпавшихся с пропагандой против воссоединения, см. и у † проф. М.О. Кояловича на стр. 4 324. 590 Дело Полоцкой Дух. Консистории 1834 г. 234, стр. 1–2, где резолюция Смарагда от 8 июня на отношении кн. Н.Н. Хованского об указанных мероприятиях. 591 Настольный реестр Полоцкой Дух. Консистории 1835 г. 42 от 25 января по рапорту свящ. Иоанна Щербова о помещике Погоском и помещице Марцинкевичевой о совращении ими своих крестьян. 593 См. о сём у о. Г.И. Шавельского, Последнее воссоединение с православной церковью униатов Белорусской епархии, стр. 367. 594 Настольный реестр Полоцкой Дух. Консистории 1835 г. от 11 марта на рапорте свящ. Исидора Кнышевского. 596 См. цифры выше, на стр. начало: «Таким образом, всё дело...». – Редакция Азбуки и ср. 569 начало: «Что касается до присоединённых...». – Редакция Азбуки 597 Настольный реестр Полоцкой Дух. Консистории 1835 г. 45 от 30 января: Смарагд разрешает Виленскому архимандриту Платону присоединить к православной церкви двух бернардинов, испытав образ их мыслей и научив православным догматам, буде они не состоят под судом и ответственностью в испорченной нравственности, а вообще обязывает руководствоваться указом 26 апреля 1830 г., копию которого препровождает.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Надежды архиерея-воссоединителя не оправдались. Частные присоединения не были остановлены, но по инициативе императора лишь упорядочены составленной свт. Филаретом Московским секретной инструкцией под названием «Мысли и советы для православных архиереев, которых паствы сопределены с разномыслящими в вере и уклонившимся от Православия». Она была разосланной адресатам 13 апреля 1835 г. В результате в Беларуси и Литве унию в пользу господствующего исповедания оставили в 1834 г. 35 297 чел., в 1835 – 44 398, в 1836 – 46 777. В то же время мнение Семашко было принято во внимание и для согласования различных точек зрения на воссоединение по повелению Николая I 26 мая 1835 г. был образован Секретный комитет по делам Греко-униатской Церкви, в который вошли: от греко-католиков – митрополит Иосафат Булгак и епископ Иосиф; от православных – свт. Филарет Московский , митрополит Петербургский Серафим и Тверской архиепископ Григорий; от правительства – министр внутренних дел Д.Н. Блудов, обер-прокурор Синода С.Д. Нечаев, П.А. Толстой, А.Ф. Голицын и А.С. Танеев. До конца 1836 г. Секретный комитет собирался только 3 раза. Под влиянием владыки Иосифа, консультировавшего его председателя Д.Н. Блудова, он принял важные решения: 1) введение изучения греко-православного катехизиса в униатских семинариях (3 июля 1835 г.); 2) восстановление иконостасов в униатских церквах (3 декабря 1835 г.); 3) подчинение униатских семинарий комиссии духовных училищ Св. Синода (13 марта 1836 г.). Эти решения без главного – подчинения униатов православной духовной власти, – не могли привести к разрыву союза с Римом. Но преосвященному Иосифу не удавалось добиться более решительных шагов, т.к. Секретный комитет оказался полем интриг против планов общего воссоединения со стороны сторонников частных присоединений во главе с С.Д. Нечаевым. Медленная и нерешительная работа комитета проходила на фоне развития противодействия со стороны духовенства латинского обряда и помещиков-католиков, подстрекавших униатских священников к сопротивлению своей иерархии и занимавшихся среди униатов прозелитизмом. Положение епископа Иосифа становилось все более тягостным. Он начал сомневаться в самой возможности с помощью представителей российской бюрократии упразднить Унию, что вынудило его 24 сентября 1836 г. вновь подать прошение о личном присоединении к Православию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010