Во время президентства М. произошло установление полноформатных дипломатических отношений с Папским престолом. Соглашение об этом было достигнуто во время краткого рабочего визита М. в Ватикан 3 дек. 2009 г., когда состоялась его встреча с папой Римским Бенедиктом XVI, после чего статус российского представительства при Ватикане был повышен до посольства, а представительства Ватикана в РФ - до Апостольской нунциатуры. 17 февр. 2011 г. М. совершил официальный визит в Ватикан. В ходе встречи с папой Бенедиктом XVI обсуждались международные вопросы, прежде всего политическая ситуация на Ближ. Востоке. На совместной пресс-конференции М. и папа Бенедикт XVI высказались за взаимодействие в культурной и социальной сферах. В папскую б-ку в качестве подарка были переданы более 2 десятков вышедших томов Православной энциклопедии. После окончания 7 мая 2012 г. срока полномочий Президента РФ 8 мая того же года М. назначен Председателем Правительства РФ. 26 мая 2012 г. избран Председателем партии «Единая Россия». Как Глава российского правительства М. продолжает принимать активное участие в реализации программ развития духовного просвещения, культуры и образования. М.- лауреат премии Международного фонда единства православных народов «За выдающуюся деятельность по укреплению единства православных народов. За утверждение и продвижение христианских ценностей в жизни общества» им. патриарха Алексия II за 2009 г. Награжден орденом РФ «За заслуги перед Отчеством» 1-й степени (2015); орденом РПЦ св. кн. Даниила Московского 1-й степени (2016); наградами Поместных Церквей: звездой ордена св. ап. Марка Александрийской Православной Церкви (2009) и орденом св. Саввы 1-й степени Сербской Православной Церкви (2009). Большое личное внимание к проблемам духовного развития, прежде всего молодежи, характерно не только для самого М., но и для его супруги. В апр. 2007 г. С. В. Медведева возглавила Попечительский совет целевой комплексной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России».

http://pravenc.ru/text/2562762.html

512 В своих «Словах о священстве» св. Иоанн Златоуст детально перечисляет трудности и опасности пастырского служения (особенно в Слове III), и хотя в начале своего рассмотрения говорит, что «много есть таких священников, которые избегли этих сетей, и их гораздо более, чем уловленных» (III, 10) , но затем приходит к выводу, что «немногие переходят на подвиги священства; и из них большая часть оказываются неспособными, падают духом и испытывают неприятные и тяжелые последствия» (VI,7), и даже что «нужна душа как бы божественная, чтобы не предаться ненависти и не впасть в уныние» (V,8). 515 Главный труд св. Иринея, полное название которого «Опровержение и низложение лжеименного знания», посвящен критике гностицизма (см. прим. V,9). Если следовать за простым преемством кафедр, то в 4-м веке мы, вместе с папой Либерием и подавляющим большинством преемников апостольских, преклонились бы пред арианством (Арианство – рационалистическая ересь IV в., отвергавшая несотворенность Бога Сына и Его единосущие с Богом Отцом; по учению Ария Христос сотворен Отцом и лишь по благодати сделался Богом.). В VII-м веке мы вместе с патриархом Сергием, папой Гонорием и патриархом Киром не разобрались бы в монофелитстве (См. прим. XIV,a.), а в эпоху иконоборчества (Движение против почитания икон (объявленного идолопоклонством), начатое византийским императором Львом Исавром (716–741), продолжалось до правления царицы Ирины (775–802), восстановившей иконопочитание; иконоборческое гонение вновь было воздвигнуто Львом Армянином (813–820); окончательно иконопочитание было утверждено при Феодоре (843).) иконоборчествовали бы с огромным большинством иерархии. Чтобы не преткнуться, необходим был выбор: следовало идти за Афанасием Александрийским и Антонием Великим , Патриархом Софронием и Максимом Исповедником и т.д. Этим не отрицается значение соборного голоса епископов, утверждающих своим иерархическим авторитетом опознанную истину, которая, чтобы получить зрелость и полноту, вселенскую завершенность, должна найти для себя завершительное выражение чрез тот орган, которому Бог вверил ее закрепление – прим. М. Новоселова .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Novosel...

Небольшое отступление. Собственно идея примата политики над экономикой принадлежит не Карлу Марксу, а Николо Макиавелли. В 1513 году в книге «Государь» он предложил богатейшему в Европе банкирскому дому Медичи свои инструменты для реализации доктрины мирового господства вселенцев (т.е. католиков, слово «католик» означает «вселенец»). Дело в том, что в том 1513 году папой римским Львом Х стал 38-летний глава этого банковского дома Джованни Медичи. Кардиналом он был назначен еще в возрасте 13 лет. У вселенцев все решают деньги. Став кардиналом, он оставался мирянином. Лишь после избрания папой римским его для соблюдения формальностей рукоположили в священника, а затем в епископа. Макиавелли угадал рождение папской династии Медичи. Папа-банкир Лев Х жил на широкую ногу. Чтобы пополнить свою казну, он продавал должности кардиналов и индульгенции за своей подписью. Индульгенцией называли патент на нарушение Закона Божиего. Именно так, за деньги у папы римского можно было купить право на совершение греха. То есть на словах грешить было нельзя, но за деньги можно. И чем чаще в Европе нарушали Закон Божий, тем больше был доход у Ватикана. Такой экономический алгоритм был логичен, ибо Ватикан еще в XI веке отказался от мировоззрения самодостаточности и перешел в идеологию прибыли. Никола Макиавелли дополнил докрину вселенского (мирового) господства вселенцев приматом политики над экономикой. В государстве вселенцев папа был государем, а короли, герцоги, кардиналы и епископы за деньги покупали лицензии на управление колониями папы, из которых тогда состояла вся Западная Европа. В 1517 году результатом деятельности Льва Х стала Европейская реформация Мартина Лютера. Начался массовый переход европейских христиан из идеологии прибыли в мировоззрение самодостаточности. Уходили как в протестантизм, так и в православие. К примеру, преп. Макарий Римлянин происходил из богатой семьи в Риме. Он отверг роскошь, в которой жила верхушка вселенцев, роздал свое имущество нищим, а сам пешком ушел на Север России. Преп. Александр Свирский, которому как Аврааму явилась Святая Троица, принял его в православие и постриг в монахи. Преп. Макарий Римлянин жил отшельником на болоте близ современного Санкт-Петербурга в подлинной самодостаточности, он не писал книг, не посящал именитых людей, поэтому о нем не осталось никаких письменных свидетельств. Но мы и сегодня помним о нем.

http://ruskline.ru/analitika/2021/08/10/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИППОЛИТ [греч. Ιππλυτος; лат. Hippolytus] (1-я пол. III в.), мч. Римский (пам. 13 авг.). Об И. как о пресвитере Римской Церкви впервые упоминается в Каталоге папы Либерия и в древнейшем рим. календаре «Depositio martyrum», к-рые входят в состав Хронографии 354 г. (Календарь Филокала). Согласно Каталогу Либерия, в 235 г., при имп. Александре Севере (222-235), И. вместе с Римским еп. (папой) Понтианом был сослан на о-в Сардиния. Понтиан скончался в ссылке 28 сент. О смерти пресвитера в Каталоге Либерия не сообщается, однако в IV в. существовало представление о том, что он принял мученическую кончину. В «Depositio martyrum» под 13 авг. указана память И. в катакомбах на Тибуртинской дороге и Понтиана в катакомбах Каллиста (Ypoliti in Tiburtina et Pontiani in Callisti). Поскольку И. и Понтиан имеют общий день памяти, возможно, что пресвитер также умер в ссылке и его останки были возвращены в Рим вместе с останками епископа (согласно Liber Pontificalis , тело Понтиана было погребено Римским еп. (папой) Фабианом (236-250) в папской усыпальнице в катакомбах Каллиста - LP. Vol. 1. P. 145). Мч. Ипполит Римский. Гравюра. XVII в. Мастер из Делфта. Мч. Ипполит Римский. Гравюра. XVII в. Мастер из Делфта. Более подробное изложение предания о пресвитере И. содержится в эпиграмме Римского епископа (папы) Дамаса I (366-384), текст которой был помещен в усыпальнице И. Согласно этому источнику, И. был приверженцем новацианской схизмы, однако впосл. примирился с Церковью и претерпел мученическую кончину ( Damasus. Epigrammata. 37). Новацианский раскол возник в связи с избранием еп. (папы) Корнелия (251-253), следов., мученичество И. можно отнести к правлению имп. Валериана (253-260). Причисление И. к новацианам исследователи объясняют недостаточными знаниями об истории Римской Церкви 1-й пол. III в., а также актуальностью идей новацианской схизмы в эпоху Дамаса ( Dufourcq. 1900. P. 205-206; Testini. 1977. P. 53-54).

http://pravenc.ru/text/673789.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ГРИГОРИАНСКИЙ КАЛЕНДАРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Григорианский календарь - это наиболее распространенный в настоящее время календарь. Он был предложен Алоизиусом Лилиусом, врачом из Неаполя, и принят папой Григорием XIII в соответствии с рекомендациями Тридентского собора ( 1545 - 1563 гг.), чтобы исправить ошибки старого юлианского календаря . Он был введен папой Григорием XIII папской буллой от 24 февраля 1582 г. Эта булла называется " Inter Gravissimas " по ее первым словам. В григорианском календаре длина тропического года аппроксимирована числом 365 97/400 суток=365.2425 суток. Таким образом, тропический год сдвинется относительно григорианского календаря на один день через 3300 лет. Приближение 365 97/400 достигается введением 97 високосных лет на каждые 400 лет. В григорианском календаре на каждые 400 лет приходится 97 високосных лет: Таким образом, 1700, 1800, 1900, 2100 и 2200 - не високосные годы. Однако 1600, 2000 и 2400 - високосные годы. Пасхалия Принцип определения даты Пасхи в Григорианском календаре в целом сохраняет принцип Александрийской пасхалии (воскресенье после первого полнолуния после равноденствия), но равноденствием считается, естественно, 21 марта по новому стилю, что (на сегодняшний день) на 13 дней раньше, чем по юлианскому счислению (и почти совпадает с астрономическим - например, в 2005 г. оно было 20 марта н. ст.) Подробнее см. статью Пасхалия . Когда страна X перешла от юлианского к григорианскому календарю? Папская булла от февраля 1582 года постановила, что 10 дней должны быть исключены из октября 1582 г., таким образом за 4 октября следует 15 октября и далее необходимо использовать новый календарь. Это было соблюдено в Италии, Польше, Португалии и Испании. Вскоре последовали и другие католические страны. Однако протестантские страны не спешили осуществить переход, а страны с греческой православной церковью не перешли на новый календарь до начала 1900-х годов.

http://drevo-info.ru/articles/79.html

P. Michel, D. de Gumiel. Barcelona,. 1495 (Archivio de la Corona de Aragón. Inc, 49) Кор. Фердинанд II Арагонский. Фронтиспис кн.: Constitutiones catalanas/Ed. P. Michel, D. de Gumiel. Barcelona,. 1495 (Archivio de la Corona de Aragón. Inc, 49) С успехами итал. политики кор. Альфонсо V Великодушного во многом было связано усиление позиций Арагонской короны при папской курии. Арагонец Алонсо де Борха (в Италии фамилию произносили как Борджа) содействовал тому, чтобы кор. Альфонсо V признал законным папой Мартина V , потом быстро поднялся по ступеням церковной иерархии и был избран папой ( Каллист III (1455-1458)). Он покровительствовал родственникам, при его поддержке развивалась церковная карьера племянника Родриго де Борхи (впосл. папа Римский Александр VI (1492-1503)). В результате брака, заключенного в 1469 г. между кастильской принцессой Изабеллой (впосл. кор. Изабелла I (1474-1504) и арагонским принцем Фердинандом (Фернандо), и после того как Изабелла унаследовала кастильский трон, а Фердинанд - арагонский (1479), оформилась династическая уния между Кастилией и Арагоном, ставшая важнейшим событием на пути к объединению И. Оба королевства еще долго сохраняли различные системы управления и налогообложения, свои суд и законы, вначале координируя в основном лишь вопросы внешней и религ. политики. Последствия унии для обеих стран были неодинаковыми. Кастилия стала ядром И. и шире Испанской монархии, а владения Арагонской короны, являвшейся в XIV-XV вв. могущественной средиземноморской державой, вскоре оказались на периферии, монархи там почти не бывали. С этого времени и в течение по крайней мере 200 лет Арагон, Каталония и Валенсия развивались медленно, сохраняя ранее сложившиеся формы управления, обычаи и привилегии. В борьбе за трон Кастилии Изабелла преодолела сопротивление мятежной знати в гражданской войне 1474-1479 гг., в к-рую на стороне Хуаны, дочери Энрике IV (хотя его отцовство отрицалось противниками короля), вмешался король Португалии. Вдовый кор. Афонсу V женился на Хуане и вступил с войском в Кастилию, требуя, чтобы Изабелла отказалась от своих прав на кастильский трон.

http://pravenc.ru/text/674995.html

Хотя указанные воззрения на папскую власть и на Римскую империю составляют существенную особенность византинизма, тем не менее император Мануил нашел возможным, когда идея союза с западным императором оказалась неосуществимой, искать сближения с Римским престолом, воспользовавшись для того охлаждением между Фридрихом Барбаруссой и Адрианом IV. Первые сношения с папой начались еще на почве переговоров о союзе против сицилийского короля в 1155–1156 гг., причем наряду с темами политическими обсуждались и религиозные, именно возбуждался вопрос о возможности восстановления единства Церкви. При преемнике Адриана, папе Александре III, который порвал сношения с германским императором, направление церковной политики Мануила определилось ясней. Папа Александр III, вступивший в борьбу с Фридрихом из-за политических прав над Италией, шел навстречу императору Мануилу и, может быть, поощрял его в его церковной политике. Это был тот папа, который позволил себе сказать Фридриху: кому как не папе обязан он своим венцом. Дабы побудить Мануила принять сторону папы против императора, Александр обратился за содействием к королю Людовику VII, который со своей стороны просил царя оказать помощь Римскому престолу и предлагал за это союз. Ответ Мануила в конце 1161 г. вполне отвечал желаниям короля, и с тех пор переписка и сношения с французским двором без перерыва продолжались значительное время. Внимательно следя за событиями на Западе, Мануил питал уверенность, что под влиянием обстоятельств папа неминуемо придет к мысли искать поддержки в Константинополе, если только не решится пожертвовать своими притязаниями на светскую власть. Наконец в 1168 г. Мануил решился определенней объясниться с папой и высказать ему свой взгляд как на вопрос о соединении Церквей, так и на условия снятия схизмы. С этим поручением был отправлен в Рим севаст Иордан, сын князя Роберта Капуанского. В анналах Барония 155 говорится об этом, что императорский посол, принеся папе драгоценные дары, изложил все, что было ему поручено.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

 Ну, когда ребенок еще маленький, и он еще не умеет ходить, то тут все просто. Распеленал, подмыл, опять запеленал, погулял, покормил -и все. Заорал- подошел. Ну а когда уже жизнь начинается? Когда он говорит? Когда спрашивает: а это что? Он же хочет вступить в разговор. Ему надо уже все объяснить. Он хочет общения, а мы ему: мультик смотри, потому что я устал. А потом он смотрит мультик на протяжении многих лет. У одного мальчика спросили: кем ты хочешь стать, когда вырастешь? Я хочу быть телевизором. Почему? Чтобы папа на меня смотрел. Дети -то хотят общения с папой и с мамой. Почему они так любят сидеть на ручках? Не потому что тепленько, удобненько. А потому что для ребенка это общение. Нехорошо быть человеку одному. Он хочет общения. С кем? С мамой, с папой. Надо это общение ни в коем случае не терять. А родители так устраивают жизнь, что они это теряют. Потом начинают гнев свой проявлять.  -Сначала согнут, а потом пытаются разогнуть. А он уже не разгибается.  -Ну, поздновато. Надо изучать возрастную психологию, физиологию. Потому что каждые полгода ребенок меняется. Но особенно в младшем самом возрасте. Но если мы упустим этот возраст с 12 до 14, у всех деточек немного по разному. Ну тогда- все. Тем более, дети в этом возрасте бывают на голову выше родителей. И что тут с ним делать, вообще непонятно.  -Смотреть на него снизу вверх.   Как познать Бога?  -Посредством Его же божественной благодати. Другого способа познания Бога нет.  -Никто не приходит к Отцу, если только Отец его не позовет. Когда Бог обратится к нам, надо на этот призыв откликнуться.  -Можно так сказать.    -Добрый вечер отец Дмитрий, отец Александр. Спасибо вам большое за проповеди, беседы, лекции ваши. С уважением вас слушаю во славу Божию. Отец Дмитрий, подскажите, пожалуйста, как бороться с помыслами на молитве? На вечерних, утренних правилах, на чтении псалтыря? В Евангелии сказано, что помыслы приходят в житейские моменты, которые вообще неуместны.  -Скажу. В 1532 раз. В силу нашего падшего естества, все люди на земле - и грешники самые тяжкие, и святые - бывают мучимы помыслами, особенно на молитве. Потому что когда человек начинает молиться, все силы ада этому сопротивляются. И чем лучше эта молитва, тем более это сопротивление. Смущаться не надо, а надо относиться к этому с терпением. Как мы, гуляя по улице, терпим комаров. Так же и помыслы. Не рассеиваются и без помыслов молятся одни только ангелы. Для человека это невозможно. Поэтому бороться с помыслами- это все равно, что бороться с комарами в лесу. Дело совершенно бесполезное. Надо относиться к этому с терпением, с сознанием своего недостоинства, со смирением. Это вот непрестанный труд человека, который молится.

http://radonezh.ru/text/zachem-i-pochemu...

- Но заступиться- то нужно вот сейчас, а не когда там, может быть, у меня уляжется в душе гнев? -Нет, ну что значит «уляжется», он может улечься через 30 секунд. Смотря, какие рычаги будем употреблять. Но в кипении голова работает неправильно. - То - есть в этом состоянии никакой справедливости не восстановишь? -Нет. Человек  будет делать по страсти гнева. Благими намерениями вымощена дорога куда? -Отец  Дмитрий, скажите, пожалуйста, какие вопросы и моменты нужно обсуждать с невестой, чтобы не было такого что: а это, милый, надо было решать до свадьбы? -Да вы хотите, милый мой, чтобы я все сам сделал? -По крайней мере -направил. -Ну, мы сегодня встречались с моими одноклассниками. Вот, очень важно включать голову. Мы, правда, говорили о том, что включать дурака. И один товарищ сказал: надо не забыть потом его выключить. -Ну, хорошо, когда у человека есть опыт семейной жизни за плечами, а вот он только собирается. -Нет, надо подумать, а какую ты хочешь жану- то? Это же он выбирает. -Ну, какую жену- каждый может себе, наверное. вообразить. -Ну вот. Вот это пусть и исследует. -Соответствует ли она этому запросу. -Да, конечно. -Ну, скорее всего -нет. Потому что запрос всегда превышает. -А потом с папой посоветоваться, с мамой. -Так может быть совсем противоположное. -Ну, я же говорю « посоветоваться», а не сделать то. что скажут. И потом я буду что, нести ответственность за его будущую жизнь? А  вдруг я сейчас что-то упущу? -Ну, вообще с папой стоит на эту тему поговорить. -А с мамой? Вот у нас был такой профессор в институте, он всегда говорил – умный и у дурака может научиться, а дурак и у умного ничего не возьмет. Я это на всю жизнь запомнил. -Совершает ли человек грех убийства, защищая свою собственную жизнь в пределах необходимой обороны? -Ну, конечно, совершает. Если убил. Но бывают ситуации, когда можно сказать: мало, что убил. Есть люди, которых убить мало. -Получается, что мы за Бога выносим ему суд? -Нет, без всякого суда.  Просто мы знаем, что такого человека убить мало. Но все равно мы к этому не призываем. Я, например, противник даже смертной казни. Лучше пусть человек пожизненно сидит, а захочет -  так помолиться. И какие- то процессы в нем могут идти. А если Богу угодно, то Господь его приберет.

http://radonezh.ru/text/protoierey-dmitr...

Григорий не старался силою убеждения склонить своих соотечественников к примирению с вселенской церковью; он думал дело примирения предоставить времени, пока образование, близкое знакомство с древне-церковной литературой и с истинным учением других церквей и их обычаями не приведет армян к пониманию истинного значения обрядов и к единомыслию с православной церковью в догматах. В этих видах он принял на себя труд посредством переводов познакомить армян с произведениями древне-греческого в древне-сирийского богословского гения, внушить уважение к греческой и латинской церкви чрез жизнеописания великих святых древней вселенской церкви. Его чрезвычайная любовь к последнего рода произведениям и его многочисленные переводы житий святых мучеников доставили ему прозвание Векайасер (друг мучеников). Он не только сам занимался переводами, но и других заставлял делать то же и для этой цели собрал около себя несколько ученых армян, греков и сирийцев. Католикосе Григорий сносился и с папой Григорием VII; именно около 1080 г. он послал к нему посольство. Папа указывал послу католикоса заблуждения армян, но посол, очевидно с ведома католикоса, отвергал приписываемые армянам заблуждения. Из этого можно заключить, что Григорий действительно был чужд крайностей армянского богословия и, отрицая их, желал видеть их несуществующими среди армян. Однако и после сношений с папой Григорий ничего не изменил в армянской церкви. В частности, что касается церковных обычаев, Григорий, повидимому, и не был расположен делать изменения. В 1102 году начался ожесточенный спор между греками и латинянами с одной стороны, и армянами и сирийцами с другой по поводу празднования пасхи. Григорий не принимал участия в споре, но когда армяне обратились к нему за его мнением, то он ответил, что следует держаться тех обычаев, которые установлены предками. Время патриаршествования Григория II ознаменовалось еще одним важным в жизни армянской церкви обстоятельством – именно разделением армянского патриархата. Удовлетворяя быть может желанию восточных армян иметь католикоса среди себя, католикос Григорий поставил в г.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010