В Московский период продолжается и становится более активным общение святителя Макария с представителями Православного Востока и Западного мира. В 1557 г. в Москве состоялся диспут Митрополита Макария со шведским архиепископом. Русские источники об этом молчат, сведения о нем мы встречаем в немецком издании “История государства шведов” О. фон Далина (Росток, Грайфсвальд, 1763). Можно предполагать, что это был уже второй межконфессиональный диспут в истории Московской Митрополии; первый состоялся в 1472 г. и проходил между Митрополитом Филиппом и папским легатом, сопровождавшим Софью Палеолог из Рима в Москву. Спецификой отношения Митрополита Макария к приходящим с Востока было то, что Святитель не только материально помогал, но и с любомудрием спрашивал их о жизни в других странах. Он интересуется как книжник, чтобы обогатить русскую письменность новыми произведениями. Так, 27 февраля 1547 г. старец Синайской горы иеромонах Григорий рассказывал Митрополиту Макарию о положении Православных Церквей на В том же 1547 г. Митрополит Макарий дает свою грамоту инокам Афонского Пантелеимоновского монастыря, в которой русские люди призываются жертвовать “милостыню на подможение и на искупление братству… обители”. При этом глава Церкви напоминает Евангельское Христово слово: “блажени милостивии, яко ти помиловани будут”; и еще: “даяй, рече, убогу, Самому Христу дает в Самые Христовы руце влагает, и от Него сторицею мзду восприимет и жизнь вечную Создавая Успенскую редакцию Миней, Святитель поместил в конце декабрьской книги так называемый “Типик святыя горы”. Эта статья начинается так: “В лето 7059-е месяца декабря, в 24 день, господину Макарию Митрополиту всея Русии, сказал игумен Паисий, Хиландаря монастыря, что Святая гора кругом 100 верст…” Помимо географического описания Афона, игумен говорит о многочисленных турецких налогах. Упоминает он также о близких отношениях двух славянских монастырей — Пантелеимоновского и Хиландарского, “занеже те два монастыря имеют промеж себя Несомненно, тематика бесед святителя Макария со “старцами” была обширнее, чем говорится в данном “Типике”. Так, полемизируя с дьяком Висковатым, Митрополит, ссылаясь на свидетельство пришедших с Афона иноков, говорит об изображении Бога Отца в росписи храма нашего русского Пантелеимонова

http://pravmir.ru/iz-zhizni-mitropolita-...

Икона святого князя Владимира прибыла из Афона в Санкт-Петербург августа 2014 Накануне дня памяти святого великомученика и целителя Пантелеимона, 8 августа, в один из старейших  храмов  Санкт-Петербурга, посвященный памяти этого святого,  прибыла икона святого равноапостольного князя Владимира, написанная для Пантелеимоновского храма иконописцем Александро-Невской лавры Михаилом Селецким и освященная 10 апреля в Ватопедском монастыре на Святой горе Афон.  Икона прибыла в город на Неве морским путем, на борту учебного парусника " Мир " Государственного университета морского и речного флота (ГУМРФ) имени адмирала С. О. Макарова, - так завершился духовно-патриотический морской поход " Морскому флоту России - слава! " , включенный в официальную государственную программу мероприятий по празднованию 300-летия первой в истории морской победы русского флота под командованием Петра Первого над шведами у мыса Гангут в 1714 году. Поход парусника, продолжавшийся с апреля 2014 года, осуществлялся при поддержке Русской Православной Церкви.   Парусник со святыней на борту отправился из Афона по местам боевой славы российского флота: побывал, в частности, в Синопе (Турция), Флисё (Аландские острова, Швеция), на полуострове Ханко (нынешнее название Гангута, Финляндия). В Санкт-Петербурге парусник " Мир " встречали представители городской администрации, российских компаний морского транспорта, СМИ, школьники из клубов юных моряков, родные и близкие курсантов. На пирсе настоятелем Пантелеимоновского храма  протоиереем Александром Румянцевым  был отслужен молебен во славу русского флота и его небесных покровителей. Затем икона на теплоходе с сопровождающими совершила последний почетный водный отрезок похода по Неве - от набережной Лейтенанта Шмидта до Летнего сада. У Летнего сада икону встречали прихожане храма. Священнослужители, прихожане и курсанты прошли крестным ходом через Летний сад до храма святого великомученика и целителя Пантелеимона, где был отслужен молебен с акафистом святому великомученику и целителю Пантелеимону. Затем отец Александр обратился к молящимся с пастырским словом.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

105 Азария (Азарий) (Попцов; Т 1878), схимонах – насельник Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, библиотекарь, археограф, исследователь и издатель афонских документов. 108 Макарий (Кармазин Григорий Яковлевич; 18751937), епископ – выпускник Подольской ДС (1898), священник в церквах Подольской губернии (1893), военный священник (1902), священник на приходах Киевской епархии (19181922); епископ Уманский, викарий Киевской епархии (1922), с апреля 1923 г. управляющий Киевской епархией, в январе 1925 г. был арестован, выпущен в конце этого же года; епископ Екатеринославский и Новомосковский, вновь арестован, выслан в Харьков; подвергался новым арестам и ссылкам в 1927 и 1934 гг. Последний арест в 1937 г. привел к приговору к смертной казни. Причислен к лику святых в 2000 г. 109 Вероятно, имеется в виду издание:ηνολγιον των ευαγγελιν εορταςοτικον sive Kalendarium ecclesiae Constantinopolitanae M. annorum vetustate insidne … accedunt quatuor evangeliorum lectiones in codice variants/ed. S.A.Morcelli.Romae, 1788. Vol. 12. 110 Дмитриевский А. А. Русские на Афоне: Очерк жизни и деятельности игумена Русского Пантелеимоновского монастыря священноархимандрита Макария (Сушкина). СПб, 1895. 111 Eς πολλ τη, δοποτα (греч.) – На многая лета, владыко – песнопение архиерейского богослужения и традиционное приветствие архиерея в Православной Церкви 112 Иннокентий (Пустынский Александр Дмитриевич; 18681937), архиепископ – выпускник КДА (1893), преподавал в духовных школах, магистр богословия (1900); епископ Аляскинский, викарий Северо Американской епархии (1903), епископ Якутский и Вилюйский (1909), Туркестанский и Ташкентский (1912); в 1923 г. примкнул к обновленчеству, обновленческий «митрополит» Киевский и Галицкий (1924); подвергся аресту и ссылке (1933), вновь арестован (1937) и расстрелян. 113 Памяти С. И. Пономарева//СИППО. 1914. Т. 25. Вып. 2. С. 229257; Вып. 34. С. 408435; Памяти библиографа и вдохновенного певца Св. Земли С. И. Пономарева: (По переписке его с о. архимандритом Антонином и В. Н. Хитрово ). Петроград, 1915.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В Московский период продолжается и становится более активным общение святителя Макария с представителями Православного Востока и Западного мира. В 1557 г. в Москве состоялся диспут Митрополита Макария со шведским архиепископом. Русские источники об этом молчат, сведения о нем мы встречаем в немецком издании " История государства шведов " О. фон Далина (Росток, Грайфсвальд, 1763). Можно предполагать, что это был уже второй межконфессиональный диспут в истории Московской Митрополии; первый состоялся в 1472 г. и проходил между Митрополитом Филиппом и папским легатом, сопровождавшим Софью Палеолог из Рима в Москву. Спецификой отношения Митрополита Макария к приходящим с Востока было то, что Святитель не только материально помогал, но и с любомудрием спрашивал их о жизни в других странах. Он интересуется как книжник, чтобы обогатить русскую письменность новыми произведениями. Так, 27 февраля 1547 г. старец Синайской горы иеромонах Григорий рассказывал Митрополиту Макарию о положении Православных Церквей на востоке . В том же 1547 г. Митрополит Макарий дает свою грамоту инокам Афонского Пантелеимоновского монастыря, в которой русские люди призываются жертвовать " милостыню на подможение и на искупление братству... обители " . При этом глава Церкви напоминает Евангельское Христово слово: " блажени милостивии, яко ти помиловани будут " ; и еще: " даяй, рече, убогу, Самому Христу дает в Самые Христовы руце влагает, и от Него сторицею мзду восприимет и жизнь вечную наследит " . Создавая Успенскую редакцию Миней, Святитель поместил в конце декабрьской книги так называемый " Типик святыя горы " . Эта статья начинается так: " В лето 7059-е месяца декабря, в 24 день, господину Макарию Митрополиту всея Русии, сказал игумен Паисий, Хиландаря монастыря, что Святая гора кругом 100 верст... " Помимо географического описания Афона, игумен говорит о многочисленных турецких налогах. Упоминает он также о близких отношениях двух славянских монастырей - Пантелеимоновского и Хиландарского, " занеже те два монастыря имеют промеж себя союз " . Несомненно, тематика бесед святителя Макария со " старцами " была обширнее, чем говорится в данном " Типике " . Так, полемизируя с дьяком Висковатым, Митрополит, ссылаясь на свидетельство пришедших с Афона иноков, говорит об изображении Бога Отца в росписи храма нашего русского Пантелеимонова монастыря .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

Содержание Введение 1910 год Письмо монахов пустыни Новая Фиваида игумену Свято-Пантелеимоновского монастыря Мисаилу с рассуждениями об имени Божиим и доказательствами о Его Божественности Статья «Религиозное смущение на Старом Афоне. (Из частного письма)» Соборное рассуждение о Имени Господа нашего Иисуса Христа в пустыни Новая Фиваида на Афоне Жалоба братии Свято-Андреевского скита в монастырь Ватопед о еретичестве Иеронима, игумена скита Жалоба иеросхимонаха Антония (Булатовича), поданная в Святейший Синод на архиепископа Волынского и Житомирского Антония Открытое письмо святогорцев-исповедников имени Божия к архиепископу Никону Листовка Союза для противодействия распространяющемуся имяборчеству и для предохранения себя от общения с имяборцами «Обращение ко всем православным...» Доклад игумена Русского на Св. Афонской горе Пантелеимоновского монастыря архимандрита Мисаила Священному Киноту Св. Горы Афонской с ответами на вопросы по поводу смуты в монастыре Извещение Святейшего Синода Русской Православной Церкви Константинопольскому Патриарху Герману V о посылке архиепископа Никона на Афон для умиротворения русских иноков Статья «Прибытие архиепископа Никона на Афон» Журнал Комиссии, образованной при Правлении Добровольного Флота для обсуждения вопроса о посылке одного из пароходов на Афон для доставки оттуда в Одессу русских монахов Список монахов Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, следующих на пароходе «Херсон» в Россию по распоряжению русского правительства Заявление братии Русского на Афоне Св. Пантелеймонова монастыря доктору Добровольного флота о получении ими ран при выселении из монастыря со списком пострадавших Телеграмма Обер-Прокурору Святейшего Синода В. К. Саблера товарищу Министра внутренних дел В. Ф. Джунковскому по вопросу о снятии духовного сана с иноков, возвращающихся с Афона Секретные телеграммы посла в Константинополе М. Н. Гирса с предложениями о мерах по отношению к афонским монахам, прибывающим в Одессу Журнал совещания о мерах по устройству и распределению афонских монахов афонских монахов, задержанных в Одессе с объяснительной запиской В.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Свято-Ольгинский Луганский женский монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Ольгинский Луганский женский монастырь Свято-Ольгинский Луганский женский монастырь — православный женский монастырь в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги Луганской епархии Украинской Православной Церкви, находится в Луганске. Содержание История [ править править код ] История женского монастыря в честь святой царственной страстотерпицы великой княжны Ольги началась со Свято-Пантелеимоновского храма, открытого на территории Луганского областного онкологического диспансера. Инициатива по созданию храма принадлежит замечательному врачу, активному общественному деятелю, талантливому писателю и художнику, патриоту родного края и истинному творцу добра, ныне покойному главному врачу онкодиспансера Юрию Алексеевичу Ененко. Юрий Ененко – коренной луганчанин. Родился в 1939 году в Каменном Броде – старейшем районе города. Окончил Луганский мединститут, работал в ЛОКОНД врачем-анестезиологом, торакальным хирургом. Защитил диссертацию в Киевском НИИ, после чего возглавил коллектив диспансера. Более 20 лет он был в должности главврача. «4 апреля 1994 года мне вручили указ, направили сюда служить,- вспоминает настоятель Луганского Свято-Пантелеимоновского храма протоиерей Андрей (Дубина). – Храм был расположен весьма своеобразно, и для того чтобы в него попасть нужно было пройти через актовый зал». Юрий Алексеевич начал создание этого храма еще в советские времена, поэтому молитвенная комната именовалась комнатой отдыха. А больных зачастую причащали в рабочем кабинете главврача. «Необычайного милосердия был человек, за что его очень уважали и искренне любили и коллеги, и подчиненные, и его ученики, и конечно, пациенты, — продолжает свой рассказ о Юрии Ененко отец Андрей – К сожалению, он скончался от онкологического заболевания, но до последней минуты он сохранял силу и крепость духа, не было в нем ни отчаяния, ни разочарования». Поэтому не удивительно, что и после его смерти храм остался духовным оплотом и для больных онкодиспансера, и для его сотрудников.

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Ольгинск...

Из описи храма, находящейся в том же архивном деле, что и прошение Е. Р. Вяземской (Татищевой), узнаем, что «церковь… каменного здания, без приделов, внутри оштукатурена, извне же токмо кумпол и карнизы оштукатурены, а прочее вчерне». Рядом с церковью находилась деревянная колокольня, на которой размещалось пять колоколов. Вес большего из них составлял около 15 пудов. Освящение нового храма совершил клирик церкви святого Димитрия Солунского у Тверских ворот протоиерей Петр Иоаннов 5 августа 1822 г. Адрес: Россия, г.о. Подольск, с. Коледино, д. 61А Телефон : +7 (916) 677-63-27 Электронная почта: sektoed@mail.ru Сайт: http://koledino.cerkov.ru Подробнее... Пантелеимоновский храм в Климовском доме-интернате (Климовск) [ править править код ] Пантелеимоновский храм в Климовском доме-интернате (Климовск). Домовой храм в честь святого великомученика и целителя Пантелеимона при доме-интернате для престарелых и инвалидов в городе Климовске был основан в 2000 г. по соглашению между Московской епархией и домом-интернатом. Во время празднования 2000-летия Рождества Христова в Подольском благочинии храм в честь великомученика Пантелеимона посетил епископ Видновский Тихон. В Великий пост 2001 г. храм посетил митрополит Ювеналий, побеседовал с проживающими в доме-интернате и вручил им подарки. В храме регулярно служится Божественная литургия, совершаются Таинства, служатся молебны и панихиды. Все желающие имеют возможность посещать храм, исповедоваться и причащаться. Храм располагается в 1-м корпусе дома-интерната. В настоящее время проводится духовно-просветительская работа среди проживающих в интернате, совершаются Таинства Крещения и Причащения. Храм является приписанным к Троицкому храму (Коледино) Адрес: Россия, Московская обл., г. Климовск, ул. Серпуховская, д. 1 Телефон : +7 (916) 677-63-27 Электронная почта: sektoed@mail.ru Подробнее... Успенский храм (Валищево) [ править править код ] Успенский храм (Валищево). Строительство храма в селе Валищево задумал и осуществил местный житель Иван Сергеевич Кочетов. Первыми и постоянными благотворителями стали односельчане. На краю села за родником был построен небольшой заводик по обжигу кирпича для строительства храма, которое началось в 1907 г.

http://azbyka.ru/palomnik/Подольский_окр...

Подробнее... Никольский храм (Николо-Прозорово) [ править править код ] Никольский храм построен в 1792 году по заказу владельца усадьбы князя А.И. Прозоровского по проекту М.Ф. Казакова, на месте деревянной церкви XVII века. Храм возведен в строгом классическом стиле и имеет крестово-купольную форму, образцовый пример центрической постройки конца XVIII века. Является памятником истории и культуры федерального значения. За прошедшие несколько лет восстановлены внешний вид храма и внутреннее убранство, возведена утраченная в советское время колокольня, проведено благоустройство территории. Адрес: Московская область, Мытищинский район, пос. Николо-Прозорово, ул. Никольская, д. 1. Подробнее... Никольский храм (Мытищи) [ править править код ] Никольский храм построен в 2002 году по инициативе верующих, на пожертвования организаций и жителей поселка и города Мытищи, по проекту архитектора Малышева. 19 декабря 2007 г., в престольный праздник Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца, совершена первая Божественная литургия в верхнем приделе храма в честь Николая Чудотворца. Прошло более 10 лет с начала строительства храма, сегодня его белоснежное здание, устремленное золотыми куполами в небо, хорошо видно со стороны Ярославского шоссе и можно с уверенностью сказать, что для многих жертвователей и помощников, кто вносил посильную лепту в общее дело возведения святыни, эти годы стали началом строительства храма в собственной душе. Адрес: Московская область, Мытищинский район, город Мытищи, ул. Красина, 1А. Телефон: +7 (495) 582 32 00 Подробнее... Пантелеимоновский храм (Мытищи) [ править править код ] Пантелеимоновский храм построен в 2001 году по инициативе местных жителей при Мытищенской клинической больнице, которая была открыта в 30–х годах прошлого века. Во все времена страждущие, больные люди нуждаются не только во врачебной помощи, но и в духовном окормлении, поэтому по русскому обычаю старались при больницах строить храмы. Так в 1997 году при Мытищинской ЦРБ был организован приход св. и вмч. и целителя Пантелеимона, в 1998 году началось строительство. Архитектурным прототипом стал Димитриевский собор XII века города Владимира.

http://azbyka.ru/palomnik/Мытищинский_ок...

В 1959 году вслед за митрополитом Нестором о. Мисаил последовал на Украину, в Кировоград. 15 июля 1959 года он был назначен настоятелем Казанской Крестовой церкви при архиерейском доме с поручением обслуживать приходы в двух сёлах. В 1962 году он был возведён в сан архимандрита, однако вскоре после смерти митрополита Нестора остался за штатом в Кировограде, а через два года переехал в Оренбург, где тоже долго был за штатом. В 1970 году по представлению Патриарха Алексия I о. Мисаил был направлен в Свято-Пантелеимоновский монастырь на Святой Горе Афон для несения иноческого послушания. Однако визы ему пришлось ждать шесть лет. Наконец 1 августа 1976 года архимандрит Мисаил прибыл в афонский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Здесь о. Мисаил исполнял чередное служение в храмах и послушания эконома, уставщика, портного, певчего. Подвизаться на Афоне ему было очень тяжело из-за телесных болезней и непростых отношений с насельниками и настоятелем архимандритом Авелем. Когда в 1977 году монастырь посетил владыка Василий (Кривошеин) , архимандрит Мисаил увидел в нём своего духовного наставника, сопровождал его в небольшой поездке по монастырям Святой Горы. Вот что о. Мисаил писал ему в письме на Рождество 1980 года: «Дорогой Владыко, часто я вспоминаю Ваше краткое пребывание в нашей обители. Как ещё желательно увидеть Вас и о многом нужно с Вами побеседовать, кроме Вас у меня теперь (никого) нет, все мои старцы, которые окормляли меня с детских лет, ушли в вечность. И я очень рад, что мне Господь привёл встретиться с Вами на Святой Горе Афон, но печально, что такие большие километры разделяют нас! Но одним я утешаю себя – ожиданием Вашего к нам приезда на большее время, и тогда в свободные часы я бы мог наслаждаться Вашей архипастырской спасительной беседой». Эта переписка стала для него настоящей отдушиной в несении трудных афонских послушаний и борьбе с телесными недугами: болели глаза (глаукома), обострилась желчекаменная болезнь. Операция, сделанная в Афинах, не принесла значительного облегчения. 2 февраля 1981 года он был пострижен в схиму с именем Серафим в греческом монастыре Ивер, поскольку в Руссике тогда не было схимников. В том же году он был направлен на лечение в СССР.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

С совершенным почтением Архиепископ Василий Адрес: Его Высокопреосвященству Архиепископу Василию, Рю де Шевалье, 29, В-1050, Брюссель, Бельгия Письмо 90 Русский монастырь Св. Пантелеимона на Афоне Греция Августа 27 1971. Ном. Прот. 146 Высокочтимому Господину Георгию Штейну 2093 Штелле Асхаусенер Штрассе, 15 Западная Германия ПОЛНОМОЧИЕ Настоящее наше заверенное нашей священной великой печатью и подписанное Игуменом ПОЛНОМОЧИЕ, выдаётся Господину Георгию Штейну в том, что он имеет право от имени нашего Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на нейтральном Афоне ходатайствовать перед всеми компетентными надлежащими властями Западной Германии и принимать необходимое участие по нижеследующему вопросу: Как нашему монастырю св. великомученика Пантелеимона достоверно известно, что при конце Второй мировой войны 1945 из Псково-Печёрского (называемого Печёры) монастыря в Псковской области СССР, находящегося с 1918 до 1945 года в Эстонии, были забраны и увезены в Западную Германию все хранящиеся там церковные священные предметы: реликвии, священные одежды, кресты, сосуды и прочее. Все эти вещи принадлежали Печёрскому, Изборскому, Шлиссельбургскому и другим монастырям тех районов в России (СССР). Об этом свидетельствуют под присягой приехавшие оттуда к нам сюда и теперь живущие здесь, в нашей святой обители, три (3) иеромонаха, а в самом монастыре Печёры ещё есть в живых старый иеромонах Серафим 72 , который лично присутствовал при открытии там священного хранилища по приказу военных немецких властей, взятии и увезении в Западную Германию, где до сих пор их удерживает и хранит германское правительство. Монастырь Печёры теперь находится в пределах СССР и, следовательно, церковно-юридически принадлежит Московской Патриархии, которая и является его высшей авторитетной властью и покровителем. Мы, русская братия нашего Русского Свято-Пантелеимоновского монастыря на святой Афонской Горе как официальный член Афонской Всеправославной Международной Общины, уполномочиваем Вас, господин Георгий Штейн, и просим ходатайствовать пред всеми надлежащими властями в Германии, и действовать так, чтобы все эти церковно-освящённые предметы не были допущены в светские, мирские музеи ни Германии, ни Советского Союза (СССР), но чтобы они были возвращены монастырю, откуда взяты, или непосредственно Московской Патриархии Русской Православной Церкви. Отдача в музей церковной святыни может очень оскорбить христианские чувства каждого верующего человека. Посему мы убедительно просим Вас, а также и все имеющие связь с сим вопросом власти, чтобы в случае каких препятствий к отправке в Сов. Союз все эти вещи были отданы на хранение сюда, в наш Русский монастырь на Святой Афон, где они смогут оставаться в сохранности и в подобающем для священных предметов месте до того времени, когда безбоязненно их можно будет вернуть, кому принадлежат.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010