В нашем очерке нередко цитируются и другие письма афонских старцев, писанные ими или собственноручно, или только подписанные их руками и адресованные частным лицам: монахам или мирянам. Письма эти собраны нами на Афоне. Владельцам их мы выражаем нашу сердечную признательность. Киев. 1892, 18 января 3 Линк И. В. Города Тульской губернии. Ч. I. Историко-статистический взгляд на города Тульской губернии. Тула, 1841. С. 113–114. 4 Троицкий Н. И. Святые храмы города Тулы. Тула, 1888; Тульские епархиальные ведомости. 1868. 16. 7 Русская Пантелеимоновская обитель на Афоне принадлежит к числу 20 святогорских монастырей. Живя своею особой самостоятельной внутренней жизнью, в то же время она принимает самое живое и непосредственное участие в делах, касающихся всей Афонской Горы целокупно. Как член Карейского протата или синода (в просторечии кинота), где выдаются подобные дела, Русская Пантелеимоновская обитель на Афоне подает равноправно с остальными обителями Св. Горы свой решающий голос, но зато в тех случаях, когда она сама является нарушительницей общесвятогорских интересов, она становится подсудной и обязана защищаться пред этим судилищем. Вот поэтому-то, приступая к изложению судьбы русской общины на Афоне, нам необходимо было бы для большей ясности в рассказе предпослать очерк внутреннего устройства Св. Афонской Горы, но сделать это мы не могли по следующим соображениям: 1) этот очерк нас отвлек бы далеко от прямой цели и 2) интересующиеся могут составить понятие об этом устройстве на основании обширной истории Афона преосвященного Порфирия Успенского . Для читателей же нашего очерка внеобходимых случаях мы помещаем разъяснения в подстрочных примечаниях к нему и для желающих обстоятельно уяснить себе сущность этого устройства в конце очерка намерены напечатать в I приложении целиком: «Общий канонизм Святые Горы Афонския, составленный Протатом». 8 Главный хранитель этих документов – архив Русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне – доселе не разобран и не приведен в порядок. При всем нашем желании проникнуть в него, мы получили решительный отказ и поэтому вынуждены были довольствоваться лишь теми документами, которые случайно остались на руках частных лиц.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Я предполагал видеть в нем публициста с большею эрудициею. Оказалось, что это– болтун и говорит по заказу. Я и профессора так пообчистили его, что он уже уклонялся сам от беседы с нами, тогда как сначала сам навязывался. С какою целью теперь едет он в Константинополь, а затем в Афины, – точно не знаю. Этого нам он не поведал; но есть весьма веские данные заключить, что он едет по поручению раскольников поговорить с патриархом Константинопольским, митрополитом Афинским и другими восточными иерархами о признании ими законности раскольнической иерархии в ответ на синодальное послание русского Синода, который на дерзкие притязания Греческой Церкви (относительно деятельности Палестинского общества, афонских монастырей) ответил очень внушительною нотою. Это я точно знаю. Раскольники обещают патриархии сотни тысяч за это. Не дай Бог, если это будет. Это поведет к окончательному разрыву между Церквами Греческою и Русскою. Увидим, что будет. Об этом я написал митрополиту и Субботину. В Буюк-Дере мы распростились с послом, который обещался к вечеру приехать в Константинополь, в посольство. Благодаря его любезности, все наши книги, пропуск которых в турецкой таможне весьма затруднителен, были присоединены к его вещам, избежав таким образом слишком бдительной турецкой цензуры. Около четырех часов прибыли мы в Константинополь. Картины мне все знакомые по двукратному прежнему путешествию. На моих спутников Босфор и вид Константинополя произвел сильное впечатление. Братия подворий выехала к нам навстречу на лодках. Я с студентами остановился на Пантелеимоновском подворье, а профессора с монахами-спутниками в Андреевском. Такое разделение нужно было во избежание раздора между подворьями. В Пантелеимоновском подворье был встречен всею братиею с колокольным звоном. После краткой литии и провозглашения многолетий была мною сказана речь братии. Вскоре же посещены мною и другие подворья, где также сказаны были мною речи после обычных литий и многолетий. Подворья прекрасные. Они – большое благодеяние для паломников.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

При Ленинградской Публичной библиотеке из рукописного богослужебного отдела были обследованы четыре собрания греческих библиотек: 1) собрания Епископа Порфирия Успенского ; 2) Архимандрита Антонина Капустина ; 3) Сарафова и 4) бывшего профессора Петроградского Университета А. И. Пападопуло-Керамевс . Из Славянского же богослужебного рукописного отдела преимущественно пергаментные. В московских библиотеках – Синодальной, Типографской и Румянцевского Музея рассмотрены преимущественно Греческие и Славянские Минеи, Триоди, древние из писанных на бумаге. На Афоне нами рассмотрены преимущественно Греческие Минеи и Триоди, Октоихи и Сборники, как на пергаменте, так и на бумаге. Мы обследовали библиотеки следующих монастырей: Пантелеимоновского, Ватопедского, Каракаллы, Есфигмена, Дохиара, Иверского, Ксенофского, Андреевского, Зографского, Хиландарского. Главный материал нам дали преимущественно библиотеки Пантелеимоновского, Иверского, Ксенофского и отчасти Ватопедского монастырей; рукописи их мы ниже и отмечаем. Вот перечень рассмотренных рукописей с указанием древности. А. Рукописи Софийской библиотеки. Месячные Минеи на пергаменте. по кат. 1.       Май 2.       Сентябрь – октябрь XII в. (по кат. XVI) 3.       Июнь XII в. (по кат. XVI) 4.       Апрель 5.       Май XII-XIII в. 6.       Май XIII в. 7.       Март 1369 г. 8.       Октябрь 1370 г. 9.       Июль 10.   Декабрь 11.   Ноябрь 1438 г. 12.   Июнь 1439 г. 13.   Февраль 1441 г. 14.   Апрель 1442 г. 15.   Май 1463 г. 16.   Апрель 1464 г. 17.   Июль 18.   Октябрь 19.   Февраль 20.   Декабрь XV-XVI в. 21.   Август 22.   Ноябрь XV-XVI в. 23.   Январь 24.   Сентябрь 25.   Каноны к сед. Праздн. XII-XIII в. 26.   Стихирарь праздн. 27.   Каноны и службы нек. св. XIII в. 28.   Минея праздничная 29.       «        » 30.       «        » 31.       «        » 32.   Трефолой XIV-XV в. 33.       « 34.   Триодь цветная XIV-XV в. 35.       « XIV-XV в. 36.       « 37.   Октоих 38.       « 39.       « 40.       « 41.       « 42.   Устав Патр.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Портик с изображением вмч. Пантелеимона над входом в Пантелеимонов мон-рь на Афоне После запустения Афона в 1821-1831 гг. греч. братия Русского мон-ря вместе с игум. Герасимом Афонским вернулась в обитель, но, не имея существенной помощи из России, терпела нужду. В этих обстоятельствах сообщения о чудесах П. утешали братию и вселяли надежду на благоприятную перемену, к-рая действительно произошла впосл. Об одном из такого рода чудес сообщает схииером. Сергий в кн. «Письма Святогорца...». В нач. 30-х гг. XIX в. свящ. Иларион неотступно молился П. В сонном видении ему явился великомученик и сказал: «Об обители я заботился, забочусь и всегда буду заботиться». О др. чуде, подтверждающем попечение П. о мон-ре, рассказали о. Сергию Святогорцу духовник и настоятель рус. мон-ря. В 1836 г. у обители были отняты земли и из-за отсутствия средств на содержание иноков монахи впали в крайнюю нужду. Представитель Пантелеимонова мон-ря должен был из подворья в Карее известить своего игумена об одном важном распоряжении протата. Он послал в обитель старого инока с письменным донесением. Зимним вечером письмоносец отправился в мон-рь, но из-за выпавшего снега сбился с пути. Когда старец обессилел, его неожиданно нагнал некий юноша. Узнав, что письмоносец заблудился, незнакомец предложил вместе идти в мон-рь Ксиропотам, находящийся поблизости от Пантелеимоновой обители, т. к. оттуда легче найти дорогу. Монах согласился, но вскоре стал отставать от юноши, т. к. тот шел очень легко и быстро, не оставляя на снегу следов. Когда путники дошли до Ксиропотама, незнакомец перекрестился и, поклонившись изображению 40 мучеников Севастийских на портике, сказал, что пришел в эту обитель повидать друзей. Письмоносец отправился в Пантелеимонов мон-рь, у входа его вновь настиг незнакомец, но не перекрестился и не поклонился находившемуся на портике изображению П., что озадачило инока. На его приглашение войти в мон-рь, чтобы отдохнуть и подкрепиться едой, незнакомец ответил, что не нуждается в этом. Письмоносец попросил юношу подождать и, войдя в портик, встретил привратника Азария и инока, по молитвам к-рого П. спас от гибели монастырское судно, плывшее в Каламарию. Инок вручил письмоносцу хлеб для незнакомца, но юноша не притронулся к нему и сказал: «Пойди скажи игумену и братии, чтобы не унывали и не отчаивались: об этом монастыре я буду заботиться». При этих словах он указал рукой на обитель. Старец, следивший за направлением его руки, едва успел обернуться, но юноша в то же мгновение стал невидим. Письмоносец рассказал игумену и инокам об удивительном незнакомце и о его обещании, и все, наконец, поняли, с кем он встретился; обещание П. подняло дух братии ( Серафим (Веснин). 1865. Т. 2. С. 28-30).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Псковской губернии: муж. монастыри – 1) николаевский с ватку или в валку в IIckobe, 2) великопустынский спасский , 3) верхнеостровский петропавловский, 4) гремяческий близ Пскова, 5) дворецкий холмский, 6) за великими воротами псковский алексеевский, 7) демянский рождественский, 8) завеличьский кожанов близ Пскова, 9) златоустовский псковский медведев, 10) климентовский близ Пскова, 11) княжицкий николаевский, 12) краснодворский пантелеимонов псковский, 13) кудин торопецкий, 14) на Малах рождественский изборский, 15), медовский, 16) молочков порховский, 17) немчинов успенский, 18) никитский псковский с поля, 19) пантелеимонов псковский в бору, 20) петропавловский псковский сироткин или серектин, 21) плесский николаевский, 22) порховский спасский, 23) путятинский псковский, 24) ирденская или рдейская пуст., 25) покровский псковский в углу, 26) ростков, 27) серебряницкий, 28) шкнятин или скнятин введенский. 29) с лугу стефановский, 30) устейский троицкий, 31) хвоинский новоржевский, 32) хлавицкий троицкий, 33) феофилова успенская пуст. 34) успенский кулебацкий, 35) образовский с поля, 36) кательников богословский, 37) заборовский николаевский, 38) с поля николаевский, 39) введенский за петровскими воротами, 40) введенский шолвицкий, 41) борисоглебский черехский, 42) азаревский, 43) святоотецкий, 44) успенский кебский, 45) флоролаврский, 46) николаевский опоческий, 47) николаевский каменоградский 48) спасский надолбин, 49) любятовский, 50) николаевский перынский, 51) якобштадтский эстляндской губ . Девичьи монастыри – 1) варварский с за петровских ворот, 2) воскресенский со стадища во Пскове, 3) домантовский с усохи близ Пскова, 5) екиманский полонищский близ Пскова, 6) завелический ильинский близ Пскова, 7) запсковский ильинский, 8) зачатиевский псковский, что в торгу, 9) изборгский рождественский, 10) медовский, 11) нововознесенский с полонища псковский, 12) опоцкий успенский, 13) с песков архангельский псковский, 14) порховский успенский, 15) с болота трехсвятительский близ Пскова, 16) с болота васильевский, 17) знаменский и 18) торопецкий предтечев.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мы с Его Святейшеством неоднократно к этой теме обращались в наших разговорах. Некоторое время назад произошла активизация этой работы, я этому очень рад. Речь идет и о восстановлении целого ряда зданий, и о строительстве дороги, о возрождении некоторых других частей монастыря. В любом случае мы исходим из того, чтобы в наступившем году завершить первоочередные общестроительные работы по всем запланированным объектам и выполнить весь комплекс восстановительных работ, которые были запланированы, включая, что для монастыря очень важно, создание современной инженерной инфраструктуры. Надо будет определиться и с перечнем объектов, которые можно будет восстановить к юбилею, и тех работ, которые было бы желательно продолжить после 2016 года. Конечно, все эти работы должны быть правильным образом согласованы в силу специфики жизнедеятельности монастыря на Афоне и, конечно, должны вестись высококвалифицированными специалистами, которые имеют хорошую практику восстановления подобных объектов. Иными словами, я считаю, что эти два года не были потрачены зря, это отрадно сознавать. Еще раз большое спасибо всем, кто принимал участие в этой деятельности, но впереди не менее ответственная часть работы. Давайте об этом поговорим. Ваше Святейшество, просил бы Вас тоже выступить. Святейший Патриарх Кирилл: Благодарю Вас, уважаемый Дмитрий Анатольевич, за возможность провести заседание Общественно-попечительского совета при Вашем участии здесь, в этом месте, с тем чтобы подвести какие-то итоги сделанного и наметить перспективные планы, принимая во внимание празднование тысячелетия русского присутствия на Афоне в 2016 году. В минувшем году я имел счастливую возможность вновь посетить Святую гору (пять лет этой возможности мне не предоставлялось в связи с изменением моего служебного положения), и вот, прикоснувшись вновь к духовной стихии Афона, должен сказать, что, конечно, это место обладает огромным духовным потенциалом. Это люди чувствуют — и те, кто практически не воцерковлен, кто лишь иногда по любопытству посещает это место, но чувствуют также и те люди, которые, будучи утомленными условиями современной жизни, перегруженными стрессами, приезжают на Афон и действительно оттуда возвращаются другими.

http://patriarchia.ru/db/text/3531677.ht...

Несмотря на свою молодость, он был близким человеком покойного о. Макария, который посвящал его в тайны своих помышлений, и ныне, как опытный и рассудительный духовник, пользуется среди монашествующей братии обители почетом и уважением. Были примеры, когда более даровитые иноки, по окончании курса карейской школы, поступали в афинский университет и оканчивали курс в наших духовных академиях. Таков бывший начальник афинской русской миссии, о. архимандрит Геннадий, постриженник русского Пантелеимоновского монастыря на Афоне, обучавшийся в афинском университете и кандидат С.-Петербургской духовной академии. Но стремления проводить своих иноков чрез высшие общеобразовательные и специальные школы у афонских монастырей являются редко. Самое большее, что делают для них обители и старцы богатых афонских монастырей – это позволяют своим питомцам окончить курс на Халках в Константинополе в существующей там богословской школе. Это делается вовсе не из обскурантизма, как полагают некоторые, а из естественного желания разумную силу привлечь опять в свою обитель, чтобы она в благодарность за воспитание поработала бы для ее блага. Тогда как иноки с высшим образованием, потолкавшиеся в стенах афонского университета, а иногда немецких университетов, редко потом возвращаются в обитель и стремятся находить подходящую для себя деятельность в миру. Само собою понятно, иметь полезные силы, тратить на них средства монастырей, с тем чтобы их потом потерять навсегда – дело нерасчетливое, а поэтому и опасения афонских монастырей по отношению к высшей школе имеют свои вполне резонные и с практической точки зрения даже разумные основания. Говоря о выдающихся деятелях и сотрудниках покойного о. Макария, мы далеки от мысли считать представленный нами список таковых полным. Мы знаем не мало таких лиц и имен, которые хотя и не занимали столь выдающихся положений в истории русской Пантелеимоновской общины на Афоне, как указанные, но деятельность которых не прошла бесплодною для обители, а посему не может не быть помянута здесь благодарностью.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Заключение Афонское православное монашество, в особенности русское, находится сейчас накануне существенной реформы его. Преобразование это вызвано многоразличными причинами, важнейшей из них следует признать освобождение Афона из-под турецкого владычества и фактический переход его в состав территории греческого государства. Одним из серьёзных поводов для греческих монастырей подумать о реформе монашеского Афона, без сомнения, послужили домогательства русских келлиотов, вызвавшие, между прочим, постановление Лондонской конференции о принятии Афона под международное покровительство православных держав: России, Греции, Сербии, Румынии, Болгарии. Не желая допустить подобного покровительства, афонские греки задумали произвести реформу в совершенно обратном направлении, так чтобы Афон сделался самостоятельным и независимым монашеским государством. Составленный особой комиссией из 8 антипросопов исключительно греческих монастырей, с участием афинского юриста Стефанидиса проект этой реформы, напечатанный в виде трёх тетрадей: 1) основного или общего канонизма, 2) канонизма общежительных монастырей и 3) канонизма идиоритмов, или штатных монастырей, сейчас обсуждается в Чрезвычайном Собрании афонского Кинота, составленном из особо избранных всеми монастырями представителей их, по 3 от каждого. Предлагаю здесь свои общие замечания по поводу нового проекта афонского канонизма. Биографическая справка об авторе Автором отчёта является профессор Киевской духовной академии и Белградского университета Фёдор Иванович Титов (08.02.1864–20.12.1935), протоиерей, историк Церкви, автор более 100 богословских трудов, член делегации Русской Церкви на мирной конференции в Париже, который 16 мая 1919 года прибыл на Афон для ознакомления с положением святогорского иночества (см. «Летопись» 1917–1927 годов, с. ... настоящего издания) Протоиерей Фёдор Титов Ф.И. Титов был сыном священника села Черкасское-Поречное Суджанского уезда Курской губ.; выпускник Обоянского духовного училища (1880), Курской духовной семинарии (1886), Киевской духовной академии (1890), которую окончил со степенью кандидата богословия (диссертация «Изложение содержания Первого Послания апостола Павла к Фессалоникийцам»; писалась под руководством профессора С.М. Сольского). Был оставлен при академии профессорским стипендиатом; по окончании стипендиатского года 16 августа 1891 года был избран исполняющим должность доцента по кафедре общей гражданской истории.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Все греческие евхологионы и славянские служебники согласно ерминии указывают при облачении ограничиваться благословением и целованием каждой священной одежды – и произнесением «Господу помолимся», после чего диакон принимает благословение («и взем диакон время») для начала службы, но евхологион Афоно-Пантелеимоновского монастыря 345 XVI века указывает при облачении читать молитвы по обычаю  ( λγοντες και τ κατ συνθειαν), а после облачения читать стоя перед престолом от «Слава в вышних», затем, поцеловав престол и Евангелие, – «„Время сотворити» и другое» 191 . Что касается начального возгласа, то здесь было две практики. В одних евхологионах указывается «Благословенно царство». Это – Синайский 973 XII века 192 , Афинской национальной библиотеки 713 XII века 193 , Синайский 966 XIII века 194 , Парижские (гр. 328 и 385; оба XIV века), Афинской национальной библиотеки 3097 XV века 195 , Костамонитского монастыря 19(20) XV века 196 , Парижский (гр. 393) XVI века 197  и Парижский (добав. гр. 177) XVII века 198 . В ряде же евхологионов указывается возглас «Благословен Бог наш», например, Афинской национальной библиотеки 662 XII (XIV?) века 199 , Ватопедского монастыря 133(744) века 200 , Святогробского метоха в Константинополе 8(182) века 201 , Парижском (гр. 326) XV-XVI веков 202 , Афоно-Пан-телеимоновского монастыря 435 XVI века 203  и Московского исторического музея XV века (Синод, гр. 262) 204 . В Афоно-Есфигменском евхологионе 120 1602 года указан возглас «Благословенно царство», но тут же замечено, что «другие же говорят „Благословен Бог наш всегда " " 205 . В рукописи Афинской национальной библиотеки 758 1602 года начало литургии Преждеосвященных возгласом «Благословен Бог наш» обосновывается тем, что этот возглас соответствует нашему уничижению, подобному надломленной масличной ветке. В Синайской рукописи 966 XIII века указано после возгласа «Благословенно царство» читать Трисвятое, «Пресвятая Троице», «Отче наш», а по возгласе – «Приидите, поклонимся» и затем 103-й псалом 206 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Иноки Афонской горы, из какой бы они ни были страны, сохранят свои имущества и будут пользоваться без всяких исключений полным равенством прав и преимуществ 230 . Отправляя копию «берлинского трактата» 13 июля из Берлина на имя главного государственного секретаря Ее Величества, лорд Солсбери приложил к ней особую депешу, в которой весьма откровенно и не без самодовольства по поводу XXII статьи Сан-Стефанского договора писал следующее: «Специальное покровительство, выговоренное для духовных лиц русской религии (?) и для русских монастырей на Афонской Горе, и предоставленное русскому правительству право участвовать в выработке учреждений для остальных частей Европейской Турции встретили возражения правительства Ее Величества, так как этим усиливалось могущество Русской Империи в тех странах и на тех берегах, где преобладает греческое население. Эти исключительные постановления были совершенно откинуты " 231 . Таким образом, на Берлинском конгрессе все надежды русских иноков на Афоне вообще и русских скитян в частности рухнули безвозвратно; сладкие мечты стать в ряд двадцати остальных самостоятельных святогорских монастырей и навсегда освободиться от той тяжелой и капризной зависимости от монастырей иной национальности разлетелись, как дым по ветру, и русские афонские иноки были возвращены, так сказать, в первобытное состояние, в каком находились они до войны. «Исключительные постановления» Сан-Стефанского договора, созданные благодетелем и покровителем русских иноков на Афоне Н. П. Игнатьевым, «были совершенно откинуты», благодаря настойчивости английских дипломатов на берлинском конгрессе, а посему страдания и положительные материальные убытки, понесенные нашими соотечественниками – афонскими иноками за время войны, остались совершенно без всякого вознаграждения. В выигрыше оказались ничего не потерявшие монахи других вероисповеданий, живущие или временно пребывающие в пределах Османской империи. Нет надобности иметь широкое воображение, чтобы представить себе, как велико было бы значение русских на Афоне, если бы XXII статья Сан-Стефанского договора получила санкцию на Берлинском конгрессе и в карейском афонском протате восседали бы теперь три русских антипросопа, когда и ныне, при одном (от русского Пантелеимоновского монастыря) опытном и деловом антипросопе, умеющем находить союзников в антипросопах других монастырей иной национальности, при твердой поддержке нашей русской дипломатии в Константинополе, оно не незначительно.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010