И. представлен в рост, вполоборота влево, в облачении схимника, с непокрытой головой. Образ И. был написан на столпах св. ворот в вост. части монастырской ограды ( Авдеев А. Г. Исследования в Паисиевом Галичском мон-ре в 1996 г. М., 1997. С. 35. Ркп.). Изображение И. (в 4-м ряду левой группы, без куколя, с острой на конце бородой) включено в Собор Костромских чудотворцев на иконе 2001 г. работы Е. П. Тисова (Богоявленский собор Анастасиина мон-ря в Костроме). Лит.: Самарянов А. В. Памятная книга для Костромской епархии. Кострома, 1868. С. 72; Филимонов. Иконописный подлинник. С. 350; Св. угодники Божии и подвижники костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879. С. 124; Орлов В. Галичский Староторжский Николаевский жен. мон-рь. М., 1913; Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 454-455; Т. 2. С. 113-114; Святыни и святые земли Галичской/Сост.: Г. Н. Островская. Галич, 2008. С. 55-60. О. С. Куколевская Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) ИАКОВ Железноборовский († 1442), основатель Железноборовского во имя св. Иоанна Предтечи муж. мона-ря , прп. (пам. 11 апр., 5 мая, 23 янв.- в Соборе Костромских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап.

http://pravenc.ru/text/200167.html

А. А. Турилов В. Л. и Россия Появление на Афоне рус. монахов относится к древнейшему периоду истории Св. Горы. Под одним из актов В. Л. (февр. 1016) стоит подпись Герасима, «монаха, милостию Божией пресвитера и игумена обители Роса» (Actes de Lavra. T. 1. N 19). Не позднее рубежа XIV-XV вв. в В. Л. и ее владениях поселяются рус. монахи. В 1-й трети XV в. здесь подвизался иером. Афанасий Русин , переписавший и отправивший на Русь ряд книг, известных по копиям. Возможно, что это одно лицо с «последним во иноцех малейшим Афанасием», подарившим В. Л. плащаницу рус. работы с изображением «Положения во гроб» (монастырская ризница) - шедевр лицевого шитья 1-й пол. XV в. Подробные описания мон-ря сделаны Игнатием Смолянином (1396-1402) и прп. Максимом Греком (1518-1519) ( Синицына. С. 129-130), перечень его святынь приводится в «Сказании о Св. Афонской горе», составленном приехавшими в Москву в 1560 г. игум. Пантелеимонова мон-ря Иоакимом, Ставроникитским игум. Евфимием и экклисиархом В. Л. Феофаном (Сказание игум. Иоакима. С. 9-12). Тесные контакты Московских государей и В. Л. установились с нач. XVI в. В 1515 г. в Москве побывали старец Мелетий из В. Л. и духовник Ватопедского мон-ря Нифонт. С Мелетием в Лавру были отправлены серебряная чаша, камчатные ризы и пелена к иконе прп. Афанасия Афонского (Россия и греч. мир. С. 23). В 1584 г. в связи с кончиной сына Иоанна IV Грозного царевича Иоанна на Афон была отправлена милостыня, из к-рой В. Л. было пожаловано: 350 р. игум. Митрофану и братии (150 чел.) и 26 р.- скитникам (94 чел.). Из отчета посла Ивана Мешенина известно о существовании в лаврских скитах более 20 каменных храмов ( Муравьев. Ч. 1. С. 140). Однако основными объектами благотворительности Московских государей были слав. мон-ри - Пантелеимонов и Хиландар, а из греч.- Ватопед. В 1626 г. в Россию из В. Л. приезжал старец Герман ( Бантыш-Каменский. С. 50), в 1631 г.- архим. Гавриил с грамотами от Патриархов К-польского Кирилла III Спаноса и Иерусалимского Феофана IV, в к-рых говорилось о больших долгах В. Л., вынужденной отдавать под залог свои земельные владения и церковную утварь. Он привез в дар царю Михаилу Феодоровичу частицу мощей вмч. Димитрия, образ Божией Матери в серебряном окладе и «складни резные на подобие панагии», а Московскому Патриарху Филарету - мощи вмч. Артемия в серебряном ковчеге и воздвизальный деревянный резной крест с изображением двунадесятых праздников. Архим. Гавриилу было пожаловано 130 р., но отказано в выдаче особой жалованной грамоты и денег на выплату долга мон-ря. ( Муравьев. Ч. 2. С. 133-137).

http://pravenc.ru/text/150059.html

Частицы главы И. П. хранятся в ц. св. Иоанна Предтечи в Иерусалиме, в музее Резиденции в Мюнхене (где собраны сокровища баварских королей), в афонских мон-рях Хиландар , Дохиар , Ставроникита (челюсть) и в др. В мон-ре прп. Дионисия хранится часть мозга И. П. в виде восковой массы, а также, по преданию, там до XVIII в. находилась глава И. П., подаренная мон-рю валашским господарем Нягое Басарабом в XVI в. Во время русско-тур. войны монахи везли главу в метохий мон-ря на о-ве Айос-Эфстратиос для освящения воды и встретились с турецким военным кораблем, который забрал святыню (по др. версии, глава была украдена пиратами из-за драгоценной раки); затем она была передана султану Мустафе III и хранилась в его сокровищнице до 1845 г., после чего находилась в мечети Омейядов в Дамаске ( Порфирий (Успенский), еп. Первое путешествие. 2006. С. 513; Σμυρνκης. 1988. Σ. 513). Согласно араб. традиции, часть главы И. П., почитающаяся ныне в мечети Омейядов, была найдена во время постройки мечети в VIII в. халифом аль-Валидом I (на ее месте до араб. завоевания была христ. базилика во имя Иоанна Предтечи). В средневековье были известны др. святыни, связанные с И. П. Волосы святого, привезенные из сир. похода имп. Иоанном I Цимисхием , были подарены, согласно Хронографии Акоба Санаинци, арм. вардапету Пандалеону ( Arutiunova- Fidanjan V. Relics in the Armenian-Byzantine Relationship: Political and Religious Aspects//Реликвии в искусстве и культуре восточнохристианского мира. М., 2000. С. 50-52). В к-польских церквах хранились прядь волос, запечатанная в иконе И. П. во Влахернах, др. прядь волос, увенчанный крестом жезл И. П., часть одежды и обуви - в ц. Пресв. Богородицы Фаросской в Большом дворце, зуб - в ц. св. Иоанна Предтечи и др. (Книга Паломник. С. 19, 22; Описание святынь К-поля. 1996. С. 440, 449). Кровь И. П. неоднократно упоминается в разных источниках (напр., среди святынь Великой Лавры - Сказание о Св. Афонской Горе игумена рус. Пантелеимонова мон-ря Иоакима и иных святогорских старцев/Сообщ.: архим. Леонид (Кавелин). СПб., 1882. C. 9). В наст. время кровь И. П. хранится в мон-рях Ксенофонта преподобного, Эсфигмен и в Халкинской богословской школе в Стамбуле, кровь и земля с места Усекновения главы И. П.- в Иоанна Предтечи мон-ре близ Сереса.

http://pravenc.ru/text/471450.html

Келлия во имя Трех Святителей. Литография. 70-е гг. XIX в. Келлия во имя Трех Святителей. Литография. 70-е гг. XIX в. На А. и в России были известны подвижнической жизнью настоятели Андреевского скита архимандриты Феодорит и Иосиф, настоятели Ильинского скита архимандриты Паисий и Гавриил, настоятель Иоанно-Златоустовской келлии (Хиландарского мон-ря) иеросхим. Кирилл, настоятель Свято-Троицкой келлии (Хиландарского мон-ря) иеросхим. Нифонт, настоятель Вознесенской келлии (Филофеевского мон-ря) иеросхим. Антоний, настоятель Иоанно-Златоустовской келлии (Иверского мон-ря) иеросхим. Константин. Согласно омологии (купчей крепости) на приобретение келлии, права ее настоятеля (старца) после кончины переходили к преемникам. Благодаря этому рус. келлии, имевшие большое братство, оставались всегда в руках русских. Под покровительством Пантелеимоновой обители, имевшей своего представителя (антипросопа) в афонском киноте и использовавшей свой голос в защиту интересов всех рус. афонцев, рус. келейные обители были защищены от нападок и претензий господствующих греч. мон-рей. После кончины о. Иеронима и о. Макария рус. келейные обители решили объединиться для взаимной поддержки, оказания помощи бедным рус. келлиотам и отшельникам, ведения миссионерской деятельности. В этих целях в 1896 г. рус. келлиотами было основано Братство рус. обителей (келлий), поддержанное рус. правительством через консульство в Салониках и посольство в К-поле. Братство, боровшееся за сохранение прав монахов-негреков на А., прекратило существование в 30-х гг. XX в. Келлия во имя Казанской иконы Божией Матери. Литография. 1880 г. Келлия во имя Казанской иконы Божией Матери. Литография. 1880 г. Рус. афонцы жили по преимуществу в общежительных мон-рях, скитах и келлиях, строгих отшельников было немного. В 40-х гг. XIX в. в пещере близ Ватопеда подвизался рус. схим. Севастиан, в пустыне под Хиландаром - украинец схим. Салафиил, на Каруле - рус. архим. Онуфрий. Благодаря заботам и материальной помощи о. Иеронима число рус. иноков на Каруле к 90-м гг. XIX в. увеличилось до 12 чел.

http://pravenc.ru/text/77102.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архим. Герасим Афонский. Фотография. 70-е гг. XIX в. (ок. 1770-1772, Драма, Македония - 8 или 10 мая 1875, Афон), архим., игум. мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне. По происхождению болгарин, род. в Македонии (совр. Сев. Греция). В 15-летнем возрасте поступил в мон-рь Икосифинисса (Косиница, близ г. Драма). Пострижен в монашество ок. 1790 г. Старец Савва, возобновитель Пантелеимонова мон-ря на Афоне, назначил иером. Г. А. своим преемником. После смерти Саввы (1821) Г. А. принял на себя заботы и попечение о братии. Из-за Греческого восстания избрание игуменом и утверждение его в этой должности свт. Констанцием I , патриархом К-польским, последовало только в 1832/33 г. В период восстания Г. А. в течение 9 лет укрывался вместе с братией на Пелопоннесе. Туда же на это время были вывезены основные святыни, ценности и документы мон-ря. Дважды, в 1835 и 1839 гг., он призывал в Пантелеимонов мон-рь рус. монахов и отстаивал необходимость присутствия рус. братии в обители, за что неоднократно подвергался упрекам греч. афонских монахов. Г. А. был ревнителем общежительного устава. Духовный наставник Г. А. старец иеродиак. Венедикт называл его блаженным и преблаженным за высокую нравственность. Мудрый пастырь был виден в нем по одинаковому отношению к русским и грекам. Известны поучительные примеры воспитания им у братии нестяжательства. По свидетельству современника Г. А. инока Парфения, игумен имел удивительный дар рассуждения, по-отечески руководя 2 тыс. духовных чад. Дверь его келлии никогда не затворялась, в любое время он готов был принять в ней нуждающихся в наставлении. Когда уходили посетители, Г. А. покидал келлию и обходил всю обитель. Сначала он навещал болящих иноков, затем шел в братские келлии к рабочим и занятым рукоделием. После этого, выйдя из мон-ря, посещал трудящихся на разных послушаниях, зачастую и сам работал вместе с иноками. Никогда не принуждал братию к труду, а, наоборот, обычно приказывал отдыхать. В церковь Г. А. приходил раньше всех, не ел ничего сверх братской трапезы, во время к-рой часто произносил наставления, иногда обличал немощи и недостатки, никогда при этом не называя имени вызвавшего нарекания инока. Пользовался исключительным уважением и любовью как в своей обители, так и на всем Афоне, где его почитали строгим хранителем общежительного устава и мудрым наставником иноков.

http://pravenc.ru/text/164607.html

Афонские иноки оказывали активную поддержку православным Юго-Зап. Руси в их борьбе против засилья католичества и унии (см. Брестская уния ), в частности посылая на Украину переводы антикатолич. сочинений св. отцов. Кн. Курбский получил список с одной из таких книг от кн. К. К. Острожского, к-рую тому прислали с А. Рукопись содержала переводы сочинений свт. Григория Паламы и св. Нила Кавасилы , написанных против католич. учения о Filioque. В 1621 г. в Киеве на Соборе, где разрабатывались меры по утверждению Православия, в числе др. было принято решение, «чтобы русских, искренно расположенных к добродетельной жизни, посылать на Афон, как в школу духовную». Е. В. Романенко, А. А. Турилов Русские иноки на А. в XVIII - нач. XX вв. XVIII век стал временем упадка монашеской жизни на Св. Горе. Причиной тому были русско-тур. войны и ухудшение отношения тур. властей к правосл. монашеству, прежде всего к славянскому, сочувствовавшему России. В 1705 г. К-польским Патриархом Гавриилом III Пантелеимонов мон-рь, к нач. XVIII в. совершенно запустевший, вновь был передан рус. инокам во главе с архим. Варлаамом, одновременно облегчалось пребывание на Св. Горе русским «приходящим странникам... хотящим тамо быти». Это решение Патриарха, подтвержденное Протатом, отразилось, в частности, в предисловии «милостинного синодика» 1705 г., написанном архим. Варлаамом (Пантелеимонов мон-рь. Ризница. 8). После восстановления мон-ря как рус. обители в Россию было отправлено посольство за милостыней (1707), свидетельством к-рого остался этот помянник. Вклады, записанные в него, отражают упадок интереса российских властей и высших слоев общества к мон-рю в условиях Северной войны и целенаправленной секуляризации культуры и быта. Среди вкладчиков в то время преобладают представители духовенства, купцы, посадские люди, служилое дворянство не выше обер-офицерских чинов, укр. казаки; наибольшее число вкладов приходится на Смоленщину и Левобережную Украину (где богатые пожертвования делали представители верхушки казачьих полков вплоть до генерального писаря и гетмана). В 10-х - нач. 20-х гг. XVIII в. иноки из Пантелеимонова мон-ря, как следует из записей в том же синодике, повторили поездку в Россию примерно с теми же результатами.

http://pravenc.ru/text/77102.html

По воспоминаниям современников, И. отличался духовнической опытностью, силой ума и воли. Эти качества привлекали к нему множество святогорцев и паломников. В 1851 г. в мон-рь прибыл М. И. Сушкин (впосл. игум. Макарий), ставший ближайшим учеником и помощником И. Стремясь объединить в братской любви греч. и рус. по происхождению монахов, И. убеждал обе стороны оставить национальные распри. О «духовном о Господе союзе греков с русскими», поддерживавшимся в монастыре, свидетельствовал архим. Леонид (Кавелин) (см.: Церк. предание и святоотеческое наследие. М., 2004. С. 35). Уважая греков как главных хранителей и ревностных исполнителей афонской традиции, И. отстаивал право иноков др. национальностей подвизаться на Св. Горе и защищал их от крайних проявлений национализма. Подобными националистическими пристрастиями были инициированы события т. н. греко-рус. пантелеимоновского процесса (1874-1875), в ходе которого часть греч. братии заявила об исключительных правах на Русский Пантелеимонов мон-рь (см.: Дмитриевский. 1895. С. 178-199; Великая стража. Кн. 1. С. 211-243). Разногласия в братии были вынесены в Протат (афонский орган самоуправления, см. Карея ) и на суд К-польского патриарха Иоакима II. Во многом благодаря мудрости и твердости И. они закончились избранием настоятелем схиархим. Макария (Сушкина ; † 1889) и водворением в обители прочного мира. При И. к 1885 г. число рус. иноков в Пантелеимоновом мон-ре увеличилось до 800, обитель была отстроена, благоукрашена. И. привлек к восстановлению мон-ря множество благотворителей, были выплачены большие монастырские долги (ок. 100 тыс. р.), сооружены рус. братский корпус (нач. 50-х гг. XIX в.), 2 собора для рус. братии - свт. Митрофана Воронежского (1846) и Покрова Пресв. Богородицы с приделом св. Александра Невского (1853, 1868), братская (1863) и странноприимная (1873) больницы. Также были освящены 10 восстановленных и новых малых храмов в мон-ре и при странноприимной больнице, расширена и расписана трапезная, украшен главный вход в мон-рь (1862), отштукатурен и расписан собор вмч. Пантелеимона, в нем установлен иконостас (1850), который стоял незавершенным с 1815 г. Восстановлены 11 принадлежавших мон-рю келлий, построены 3 новые. Во мн. монастырских келлиях подвизались пустынники, в т. ч. знаменитые старцы иеросхим. Иларион (Канчавели; † 1864), духовный друг И. Всего за период жизни И. в мон-ре и за его пределами восстановлено либо построено ок. 60 принадлежавших мон-рю храмов, включая скитские, подворские и проч.

http://pravenc.ru/text/293706.html

С. 205). В нач. XIX в. начинают преобладать чудеса, связанные со спасением от разорения и упадка и с постепенным возрождением Русского мон-ря на Афоне, почитавшегося земной обителью П. Среди них особо значимым является чудо избавления от близкой смерти влиятельного фанариота греч. кн. Скарлата Каллимаха. Вскоре после чудесного спасения от неизбежной смерти молитвами к П. игумена рус. обители Саввы князь был назначен господарем Молдавии и смог привлечь значительную часть средств для строительства зданий Свято-Пантелеимонова мон-ря. Пребывание старца Саввы в К-поле было ознаменовано другими чудесами, которые помогли игумену собрать дополнительную часть средств для воссоздания обители. С привезенной в К-поль с Афона главой П. старец Савва служил молебны с водосвятием, и чудеса святого укрепляли христиан в истинной вере и нередко приводили инославных в лоно правосл. Церкви ( Серафим (Веснин). 1865. Т. 2. С. 24). Вмч. Пантелеимон. Икона в окладе. XIX в. (кафоликон мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне) Вмч. Пантелеимон. Икона в окладе. XIX в. (кафоликон мон-ря вмч. Пантелеимона на Афоне) В описаниях чудес П. по молитвам старца Саввы в К-поле и братии рус. обители на Афоне сохранилось значительное количество свидетельств избавления от проказы, слепоты, тифа, туберкулеза и даже рака, мн. др. болезней, а также о помощи в насущных нуждах людей, прибегающих к помощи чудотворца. Немало чудес и об избавлении от беснования. У католика, главного врача султана, была единственная дочь, одержимая беснованием. Старца Савву призвали к больной, прикованной цепями к стене. Он отслужил молебен и оставил на ночь на блюде ковчег с главой П. в комнате девицы. Утром ее родные увидели, что блюдо, на к-ром лежала глава, наполнено миром, а дочь врача оказалась совершенно здоровой. Старец по просьбе отца исцеленной девицы присоединил его к Православию (Житие, страдания и чудеса св. вмч. и целителя Пантелеимона. 1903.. С. 80-81). В 1832 г. в Русский монастырь на Афоне был привезен родственниками бесноватый купец из Полийироса (близ Фессалоники).

http://pravenc.ru/text/2578844.html

К П. также обращались за наставлением многие известные духовные и светские лица. Ее особо почитал сщмч. Петр (Зверев) , записи о ней сохранились в дневнике еп. Арсения (Жадановского) . Митр. Нестору (Анисимову) П. предсказала годы заключения. У П. неоднократно бывал С. А. Нилус , к-рый оставил жизнеописание блаженной. С началом первой мировой войны П., несмотря на старость и немощь, усиленно молилась. По воспоминаниям Барсковой, в этот период П. называла Николая II мучеником, преподобным и говорила, что он будет «выше всех царей», часто клала земные поклоны перед его портретом ( Серафима (Булгакова), мон. 2011). 14 сент. 1915 г. самочувствие П. ухудшилось, ее соборовали, причастили и прочитали по ней отходную. С этого дня она питалась только св. водой и тихо скончалась 22 сент. Отпевание П. совершил 25 сент. еп. Нижегородский и Арзамасский Иоаким (Левицкий) . Ее тело погребли за алтарем Троицкого собора Серафимо-Дивеевского мон-ря, рядом с блж. Пелагией Серебрянниковой, в кирпичном склепе, над к-рым была устроена часовня. В советское время захоронение блаженной подверглось осквернению. При возобновлении мон-ря в 1990 г. могила П. была восстановлена и на ней поставлен крест. 31 июля 2004 г., во время торжеств, посвященных 250-летию со дня рождения прп. Серафима Саровского, П. была причислена к лику местночтимых святых Нижегородской епархии, 6 окт. того же года Архиерейский Собор РПЦ установил ее общецерковное почитание. Мощи П. обретены 20 сент. 2004 г., в наст. время они находятся в Казанской ц. Серафимо-Дивеевского монастыря. 29 дек. 2018 г. мощи Дивеевских блаженных, в т. ч. П., были переложены в новые дубовые раки работы владимирского мастера А. Усюка. Домик-келья П. передан мон-рю в 2004 г., в нем находится музей П. и истории Дивеевской обители. Арх.: Архив рус. Св.-Пантелеимонова мон-ря на Афоне. Арх. фонд. Оп. 42. Д. 529. А002984. Письма мон. Пелагеи (Верховой). 1913-1916 гг.; ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 246; Ф. 643. Оп. 1. Д. 18; ГАТО. Ф. 161. Оп. 1. Д. 7198; ИРЛИ (ПД). Ф. 340. Оп. 1. Д. 4.

http://pravenc.ru/text/2579014.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГАВРИИЛ ДИОНИСИАТСКИЙ [греч. Γαβριλ Διονυσιτης, в миру Георгий Казасис; 1886 - 25.10.1983], архим., старец и игумен афонского мон-ря Дионисиат ( Дионисия прп. мон-рь ). Род. в сел. Месениколас (ном Кардица). В 1910 г. прибыл на Афон и в 1911 г. принял постриг в мон-ре Дионисиат. Трудился на монастырском подворье Орфани, во время первой мировой войны был взят в плен и депортирован в Болгарию. В 1936-1976 гг. был игуменом мон-ря Дионисиат, многое сделавшим для возрождения монашеской жизни на Св. Горе и заселения обезлюдевшего мон-ря. При нем отреставрированы гостиница и ряд др. зданий, построен параклис во имя прп. Дионисия (1960), систематизирована монастырская б-ка и др. Известный старец и духовник, писатель, церковный деятель, отстаивавший традиц. права афонского монашества в отношениях между гос-вом и Св. Горой. Во время празднования 1000-летия Св. Горы Афон Г. играл главную роль в организации и проведении торжества. Г. является автором ряда статей и книг: «Новый Евергетидский сборник» (Νος Εεργετινς. Βλος, 1951); «Лавсаик Св. Горы» (Λαυσακν το Αγου ρδβλθυοτεΟρους. Βλος, 1953); «Глас вопиющего в пустыне» (Θων βοντος ν τ ρμ. Βλος, 1955); «Воспоминания и ностальгия» (Αναμνσεις κα νοσταλγαι. Θεσσαλονκη, 1958); «Святогорский монастырь св. Дионисия» (Η ν Αγ ρδβλθυοτεΟρει Ιερ Μον το Αγου Διονυσου. Αθναι, 1959); «Монашеская жизнь согласно писаниям святых отцов» (Η μοναχικ ζω κατ τος Αγους Πατρας. Αθναι, 1963) и др. Его произведения переиздаются до наст. времени: «Из дедушкиного сада» (Απ τον κπο του παππο. Θεσσαλονκη, 1994), «Руководство духовника и исповедуемого» (Οδηγς πνευματικο και εξομολογουμνου. Αθνα, 1997); «Лавсаик Св. Горы» (Λαυσακν του Αγου ´Ορους. ´Αγιον ´Ορος, 2004) и др. Лит.: Γαβριλ Διονυσιτης//ΘΗΕ. Τ. 4. Σ. 131-132; Θεκλητος Διονυσιτης, μον. Ο γροντς μου ηγομενος Γαβριλ Διονυσιτης. Θεσσαλονκη, 1987; Тацис Д. , свящ. Поучения старцев. М., 1999; Херувим (Карамбелас), архим. Современные старцы Горы Афон: Пер. с новогреч. М., 20022. С. 292-293. Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ АФОНСКИЙ (1849-1901), архим., настоятель Ильинского скита на Афоне, прп. (пам. 9 июля и в Соборе преподобных отец русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ИОСИФ ИСИХАСТ [Иосиф Молчальник, Иосиф Пещерник] (в миру Франгискос Коттис; 1897-1959), выдающийся подвижник благочестия XX в., духовный наставник мн. афонских монахов

http://pravenc.ru/text/161357.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010