К 1764 г. Н. П. м. обладал 115 крестьянами; ему принадлежали 421 четверть пахотной земли, сенные покосы на 580 копен. В ходе монастырской реформы того же года предполагалось обратить Пантелеимоновский храм в приходский, но решением митр. Новгородского и Великолуцкого Димитрия (Сеченова) в 1766 г. он вновь был приписан к Юрьеву мон-рю. В 1808 г. (по др. сведениям, в 1810) древний храм вмч. Пантелеимона был разобран «за ветхостью» по инициативе богатого новгородского помещика В. И. Семивского, на что было получено благословение викария Новгородской епархии еп. Старорусского Антония (Соколова). «Иждивением» Семивского на месте прежнего собора возвели новую каменную Пантелеимоновскую ц., основной объем которой был бесстолпным и перекрыт граненым куполом с маленькой главкой. Храм, имевший одну полукруглую апсиду, был расписан, в нем устроен иконостас «в новейшем вкусе, местами вызолочен по полименту и расписан под мрамор на стекле» (ИРИ. Т. 5. С. 461). С зап. стороны к церкви примыкала обширная пониженная паперть с 2-ярусной колокольней, увенчанной шпилем. В паперти был устроен теплый придел в честь Тихвинской иконы Божией Матери. Храм был освящен 30 июля 1811 г. еп. Старорусским Иоасафом (Сретенским) и бывш. еп. Владимирским Виктором (Онисимовым). Богослужения в церкви совершали иеромонахи Юрьева мон-ря. В 1837 г. благотворительница графиня А. А. Орлова-Чесменская выкупила здания и земли бывш. обители; так у нее появилась «мыза» (поместье) с садом и домом со службами. Впосл. по дарственной она передала их Юрьеву мон-рю. В 1915 г., во время ремонта, Пантелеимоновский храм оштукатурили, заделали трещины, починили железную кровлю. В 1916 г. на колокольне при храме висело 5 колоколов. В церкви хранилась икона с изображением блгв. кн. Всеволода (Гавриила) Мстиславича, к-рому, по церковному преданию, принадлежала инициатива возведения храма. Его строительство предание относило ко времени пребывания князя в Пскове в 1137 г. В нач. 20-х гг. XX в. ц. вмч. Пантелеимона была признана не имеющей художественной ценности, началась ее разборка. В июле 1924 г. руины храма были переданы Электросельстрою для окончательной разборки ( Секретарь. 2011. С. 548). К нач. XXI в. на территории бывш. мон-ря расположился новгородский Музей деревянного зодчества «Витославлицы». В 2007 г. под рук. Седова в бывшей обители возобновились археологические исследования ( Седов Вл. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина М. А. Раскопки Благовещенского мон-ря на Мячине и собора Пантелеймонова мон-ря в 2007 г.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2008. Вып. 22. С. 38-52; они же. Работы Новгородского архит.-археол. отряда НАЭ в 2008 г.//Там же. 2009. Вып. 23. С. 162-174; они же. Архитектурно-археол. исслед. новгородских Благовещенского и Пантелеймонова мон-рей в 2009 г.//Там же. 2010. Вып. 24. С. 50-62).

http://pravenc.ru/text/2577785.html

В монументальной живописи образ Н. встречается нечасто. Преподобный в схиме изображен в росписи Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (масляная живопись 1838 г.; см.: Казакевич. 2006. С. 105-106. Примеч. 2; С. 113. Примеч. 78; Творения преподобного Нила Сорского. 2008. Вкл.), в его руках - развернутый свиток (текст: «Не скорбите убо братия») и четки. Как защитник Русской земли святой представлен в совр. композиции «Все святые, в земле Российской просиявшие» в храме во имя апостолов Петра и Павла на Прохоровском поле (храм-памятник сооружен на народные пожертвования в память о погибших в танковом сражении под Прохоровкой и освящен 3 мая 1995 патриархом Алексием II). Роспись выполнила артель иконописцев под рук. А. С. Работнова. Н. представлен в ряду рус. святых между преподобными Кириллом Белозерским и Иосифом Волоцким. Образ Сорского подвижника, согласно традиции, восходит к изображениям прп. Ефрема Сирина. В др. стилистике решен образ святого в росписи часовни во имя прп. Филиппа Ирапского в Череповце, выполненной в 2000 г. учащимися иконописной школы при МДА под рук. А. В. Алёшина, Л. А. Армеевой, А. В. Зданович и А. Н. Солдатова. Иконописцы ориентировались на домонг. живопись XII-XIII вв., в частности на фрески Георгиевского собора в Ст. Ладоге и Георгиевской башни Юрьева мон-ря в Новгороде ( Армеева. 2010. С. 125). В верхней части стен часовни расположен ряд избранных Вологодских святых, включающий 25 фигур. Святые изображены на белом фоне в рост, фронтально, на невысоком поземе, что подчеркивает их монументальность. Несмотря на новую стилистику, в иконографии Н. сохранены привычные черты. Он изображен в куколе, с небольшой русой остроконечной бородой. В левой руке святой держит развернутый свиток, правой именословно благословляет. Ростовой образ Н. включен также в стенопись вологодской ц. Покрова Пресв. Богородицы на Козлене (1998-2000, худож. А. Ю. Демидов). В наст. время иконописцы активно разрабатывают иконографию Н. Образ Н. с 18 клеймами жития был создан в 2001 г. А. В. Мельниковой в иконописной школе при МДА для ц. Рождества Христова в Череповце. В Горицком Воскресенском жен. мон-ре (с. Горицы близ Кириллова) находится повторение этой иконы. Житийный цикл обеих икон завершается 2 клеймами, иллюстрирующими «Чудо об образе», с к-рым, по преданию, было связано создание надгробной иконы преподобного (Творения прп. Нила Сорского. 2008. Прил. Ил. 7). Рисунок с ростовым прямоличным образом Н. для Миней МП выполнен прот. Вячеславом Савиных и Н. Д. Шелягиной (Изображения Божией Матери и святых Правосл. Церкви. М., 2001. С. 229). На нек-рых совр. иконах Н. представлен вместе с прп. Иосифом Волоцким (храм-часовня прп. Максима Грека Иосифова Волоколамского мон-ря, собор во имя Новомучеников и исповедников Церкви Русской Сретенского мон-ря). Н. входит в состав изображенных на иконе «Собор святых русских афонитов» (2013, иконография образа разработана сотрудниками Ин-та рус. Афона по благословению старцев афонского Пантелеимонова мон-ря).

http://pravenc.ru/text/2577607.html

П. А. Раппопорт в 1978 г. при проведении работ на территории музея деревянного зодчества вскрыл фундаменты монастырской ц. св. Пантелеимона, прежде известной только по письменным источникам. В 1979 г. он провел раскопки у стен ц. св. Иоанна Предтечи на Опоках и восстановил первоначальный план этого храма XII в. Исследования этой церкви были продолжены в 1980 г. А. А. Песковой, которая также провела раскопки у ц. Успения на Торгу и восстановила схему храма XII в. В дальнейшем в связи с реставрационными и научно-исследовательскими задачами раскопки новгородских приходских и монастырских храмов были продолжены И. В. Антиповым, Вал. А. Булкиным (храм Хутынского мон-ря), Д. В. Пежемским (Николо-Дворищенский собор), Вл. В. Седовым. В 2007 г. под рук. Вл. В. Седова начаты раскопки храмов Пантелеимонова и Юрьева мон-рей (Седов Вл. В., Вдовиченко М. В., Мерзлютина М. А. Раскопки Благовещенского мон-ря на Мячине и собора Пантелеймонова мон-ря в 2007 г.//Новгород и Новгородская земля: История и археология. Вел. Новг., 2008. Вып. 22. С. 38–52; они же. Работы Новгородского архитектурно-археологического отряда НАЭ в 2008 г.//Там же. 2009. Вып. 23. С. 162–174; они же. Архитектурно-археологические исследования новгородских Благовещенского и Пантелеймонова мон-рей в 2009 г.//Там же. 2010. Вып. 24. С. 50–62; Седов Вл. В. Археол. находки 2014 г. в Георгиевском соборе Юрьева мон_ря//Вестн. РГНФ. 2015. 1(78). С. 175–185; Гиппиус А. А., Седов Вл. В. Новые находки в Георгиевском соборе Юрьева мон-ря: новые фрески и новые надписи//Тр. отделения ист._филол. наук, 2015. М., 2016. С. 190–215 и др.). В 2016–2017 гг. под рук. Вл. В. Седова продолжилось археологическое исследование ц. Благовещения на Городище XIV в., позволившее обнаружить остатки предшествовавшей ей церкви нач. XII в., фрагменты фресок, надписи-граффити, в т. ч. глаголические. За прошедшие с начала раскопок десятилетия археология Новгорода, на начальном этапе решавшая специфические задачи исследования материальной культуры, поставила и в значительной степени решила сложные исторические вопросы. Это проблемы славянского заселения Северо-Запада России, происхождения Новгорода и новгородского боярства, взаимоотношений Новгорода с князьями, сущности вечевого строя, социальной топографии, развития ремесла и торговли и др.

http://sedmitza.ru/lib/text/8742738/

29 сент. 1875 г. выехал с Афона в К-поль, сопровождая экзархов К-польского Патриарха Иоакима II , митр. Никейского Иоанникия и митр. Деркского Иоакима. В ночь на 28 нояб. того же года прибыл в Сухум, 2 янв. 1876 г.- на место предполагаемой постройки новой обители в долине р. Псырцха, у развалин древнего храма во имя ап. Симона Кананита. Земельный участок был выделен наместником Кавказа вел. кн. Михаилом Николаевичем в «неотъемлемое достояние этой обители». В письме на Афон от 14 янв. 1897 г. И. упоминал: «По прибытии на избранное для возведения монастыря место мы нашли его все густо заросшее лесом, переплетенным колючкою, а близ реки Псыртсхи - большое заросшее болотными растениями гнилое болото». Лично принимал участие в расчистке места для первых монастырских зданий - храма в честь Покрова Пресв. Богородицы (освящен 17 окт. 1876), школы для абхазских мальчиков и др. В нач. апр. 1877 г., с началом русско-турецкой войны, И. оставил обитель и находился с частью братии (всего насчитывавшей 14 чел.) в Богородице-Рождественском мон-ре Гелати , ежедневно совершал богослужения; некоторые иноки, пройдя медицинскую подготовку, служили санитарами в военном госпитале в Тифлисе. В окт. 1878 г. И. вернулся в Новоафонскую обитель, восстановил разрушенные во время войны здания. После утверждения имп. Александром II определения Синода «Об учреждении мужского Ново-Афонского Симоно-Кананитского монастыря в Сухумском отделе Закавказского края» (8 дек. 1879) обитель стала быстро созидаться, «соблюдая, как отрасль Афонского Пантелеимонова монастыря… общежительный устав афонских монастырей». После кончины (17 нояб.) иером. Арсения (Минина) старцы Пантелеимонова монастыря назначили И. наместником Новоафонской обители. В апр. 1880 г. в Пантелеимоновом монастыре И. был избран (из 5 кандидатов посредством жребия) новоафонским игуменом. 4 мая в Покровском соборе Пантелеимонова мон-ря, во время литургии, И. был произведен во игумена Новоафонского монастыря. Игуменский жезл вручил митр. Пентапольский (Александрийского Патриархата) Нил, пребывавший на Афоне на покое. 7 мая И. был утвержден в этой должности священноначалием Пантелеимонова мон-ря и в тот же день выехал на место служения. В период пребывания в Пантелеимоновом мон-ре принял постриг в великую схиму с тем же именем.

http://pravenc.ru/text/293694.html

Выполняя хозяйственные работы, он терпеливо переносил вразумления старца и братии. Удостоверившись в благочестии и безупречном поведении послушника, игумен вскоре постриг его в монахи с именем Даниил. В мон-ре Д. К. вычитывал престарелому архим. Герасиму вседневное последование, вязал шерстяные чулки и носки для братии, а позже занимался иконописью. Видя образованность Д. К., его вскоре сделали секретарем мон-ря. Когда в обители начались распри между греч. и рус. монахами (т. н. греко-рус. пантелеимоновский процесс), Д. К. отстаивал интересы греков. В 1875 г. вместе с 3 монахами он был послан к К-польскому патриарху Иоакиму II. Патриарх принял сторону русских, а Д. К. после многочисленных протестов против позиции патриарха был наказан изгнанием из мон-ря вмч. Пантелеимона и запретом нек-рое время жить на Св. Горе. Он отправился в Фессалонику, где был радушно принят митр. Иоакимом (буд. патриарх К-польский Иоаким III), к-рый направил его в мон-рь вмц. Анастасии у с. Василика. С прибытием Д. К. началось духовное возрождение этой обители. Под его влиянием братией мон-ря был принят богослужебный Устав Св. Горы. Через 2 месяца Д. К. вернулся на Афон и решил найти себе для безмолвия уединенную каливу. Придя в Ватопедский мон-рь, он 2 месяца провел в монастырской больнице после приступа нефрита, болезни, мучившей его на протяжении 10 лет. В праздник Положения честного пояса Пресв. Богородицы (31 авг.) Д. К. чудесным образом выздоровел. Он намеревался покинуть обитель, но братия просила его остаться. Получив благословение духовника о. Нифонта, Д. К. остался в Ватопеде, выполнял обязанности архондаря (заботился о питании и размещении гостей обители). Позже был направлен в Смирну для благоустройства подворья Ватопедского мон-ря, где провел 9 месяцев. Все это время люди приходили к нему за духовной поддержкой и советом. Митр. Смирнский Мелетий хотел возвести Д. К. в сан викарного епископа, но тот счел себя недостойным этого сана. По возвращении Д. К. в Ватопед ему была предложена должность эпитропа (советника) Св.

http://pravenc.ru/text/171300.html

В материалах церковного Собора осени 1553 - зимы 1554 г. в Москве, созванного по делу диака И. М. Висковатого, митр. Макарий ссылается на записку, поданную старцами рус. Пантелеимонова мон-ря на Афоне. В ней было дано описание росписей кафоликона; старцы сообщали, что росписям более 2 веков, т. е. они были почти современны росписям мон-ря Хиландар. Лити может быть отождествлено с «папертью великих врат», где находилось изображение Спасителя на престоле в окружении 4 евангелистов, над ним - образ Господа Саваофа в белых ризах в сопровождении херувимов. Подобного же извода образ тронного Христа в составе Великого Деисуса можно увидеть в лити кафоликона мон-ря Дионисиат (1546). «Первой» или «великой внутренней папертью» называет лити В. Григорович-Барский, упоминая при описании различных святогорских обителей их ширину, наличие столпов и росписей. Росписи в кафоликоне Пантелеимонова мон-ря описаны им как произведение «древнего живописца Панселина» ( Григорович-Барский. 2004. С. 300); это же мнение повторил Н. П. Кондаков, он считал, что росписи были исполнены между 1554 и 1574 гг. ( Кондаков. 1902. С. 53). В научной лит-ре название «лити» появляется у европ. авторов нач. XX в. ( Millet G. Recherches au Mount-Athos//BCHell. 1905. T. 29. P. 74; Петковин В. Р. Жича. 3//Старинар Српског архелошког друштва. 1908. Год. 2. Св. 2. С. 137). Кондаков использовал для обозначения лити неск. слов: «нарфик», «внутренняя паперть», «притвор». Он считал, что умножение числа папертей (притворов) в афонских храмах свидетельствует об утрате византийцами архитектурного вкуса и строительных традиций, прежде всего возведения сводчатых перекрытий. Он отмечал, что в таких Н. афонские монахи читают часы во время приготовления церкви к службе ( Кондаков. 1902. С. 29). Милонас полагал, что лити как новый тип Н. появились в визант. столице, и приводил в пример ц. Пресв. Богородицы (1011) в мон-ре Осиос Лукас (Фокида), крестово-купольный храм на 4 колонках. Исследователь признал, что лити (жен. рода в греч.

http://pravenc.ru/text/2564708.html

Встречаются поясные изображения преподобного, со свернутым или с развернутым свитком; в последнем случае на свитке обычно помещена надпись: «Се, удалихся бегая и водворихся в пустыни…» (Пс 54. 7). На образке из собрания Ф. Р. Комарова М. с непокрытой головой, держит четки, благословляет именословно (кон. XIX в.). Два цикла житийных иллюстраций были созданы в нач. XXI в. для нового издания Жития М. Гравюры петербургского худож. Р. В. Писарева обладают высокими художественными достоинствами, но имеют некоторые расхождения с текстом Жития (напр., вместо «Одигитрии» Тихвинской изображена «Одигитрия» типа Смоленской). Второй цикл состоит из 26 рисунков к Житию и акафисту, стилизованных под прориси с древних икон. К образу М. обращался совр. петербургский иконописец Г. В. Гашев. Его произведения решены в условно-древнерус. стилистике, с ориентацией на искусство Дионисия. На ростовой иконе М. изображен с посохом и развернутым свитком; на поясной - свиток свернут, рукоять посоха имеет загнутые концы. Лит.: Бекенева Н. Г. Об иконе «Образ новгородских святых» из собр. ГТГ//Худож. наследие: Хранение, исслед., реставрация. М., 1984. С. 95. Ил. 1, 2; Русские мон-ри: Искусство и традиции. [Б. м.], 1997. С. 197. И. Л. Бусева-Давыдова Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) ВАРЛААМ ВАЖСКИЙ ([Пинежский или Шенкурский] Василий Степанович; † 1462), основатель Варлаамиева Важского во имя ап. Иоанна Богослова муж. мон-ря, прп. (пам. 19 июня, в субботу между 31 окт. и 6 нояб.- в Соборе Карельских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2562456.html

Ист.: Грамота царя Феодора Иоанновича Турчасовского стана выборным земским судьям об освобождении от податей деревень, полуурена и двора, принадлежащих Кожеезерскому мон-рю от 19 марта 1595 г.//АИ. Т. 1. С. 462-463. Лит.: Митрофан (Правоторов), иером. Описание Кожеозерской пуст. (в Архангельской губ.) от ее основания до наст. времени. СПб., 1882; Докучаев-Басков К. А. Подвижники и монастыри крайнего севера: Кожеозерский монастырь//ХЧ. 1886. 1/2. С. 266-291; Викторов А. Е. Описи рукописных собраний в книгохранилищах Св. России. СПб., 1890. С. 36, 177-178, 184-185; Никодим (Кононов), еп. Прп. Александр Ошевенский чудотворец и церк.-просветительское значение его обители. СПб., 1895; он же. Архангельский патерик. СПб., 1901. С. 81-82; Челмогорский В. Кожеозерский мон-рь//Архангельские ЕВ. 1901. 18. Ч. неофиц. С. 472-481; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 372; Макарий (Веретенников), архим. Прп. Серапион Кожеезерский//АиО. 1996. 2(9). С. 5-14; Вкладная книга Кожеозерского мон-ря/Подгот.: А. С. Косцова. СПб., 2008. Кн. 1. С. 5, 10, 24-25, 29, 46, 48, 50, 66, 68, 202; Полетаева Е. А. Б-ка Кожеозерского монастыря: Вопросы реконструкции//Совр. проблемы археографии/Сост.: М. В. Карогодина. СПб., 2011. С. 138-152. Е. А. Полетаева Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря)

http://pravenc.ru/text/2577709.html

2 сент. 2006 г. по просьбе патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Москву из мон-ря Симонопетра привезли для поклонения длань М. М., мощи мч. Кирика и частицу Животворящего Креста Господня. Мощи М. М. хранятся также в храме Гроба Господня в Иерусалиме (часть десницы), в мон-ре Икосифинисса (др. часть десницы), в Эсфигмене (часть левой стопы), в Зографе (часть честной главы), в Кутлумуше (стопа), в мон-ре Сирийцев в Вадиэн-Натрун (власы). Частицы мощей М. М. находятся в Ватопеде, Дионисиате, Ксенофонте, Дохиаре, Пантелеимоновом мон-ре (Афон), в Кипрской архиепископии (Никосия), в мон-ре первомч. Стефана (Метеоры), в исихастирии Вознесения Господня (близ Козани), в ц. Преображения Господня на Плаке (Афины), в мон-рях Св. Лавра (Агиа-Лавра, близ Калавриты), Честного Креста (Самос), ап. Иоанна Богослова (Патмос), Панагии Турлиани (Миконос), Галатаки (Эвбея), Неа-Мони (Хиос) и др. ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 213). Храмостроительство В визант. период посвящение церквей М. М. не практиковалось и появилось в поствизант. период под влиянием зап. традиции, но оставалось редким, пока во 2-й пол. XIX в. строительство храмов во имя М. М., которая была небесной покровительницей императриц Марии Александровны и Марии Феодоровны, не распространилось за пределами России на Св. земле ( Гефсиманский во имя равноапостольной Марии Магдалины монастырь ) и на Афоне (парекклисионы М. М. в соборе Андреевского скита (1881-1900), в храме свт. Иоанна Златоуста в рус. келлии свт. Иоанна Златоуста в Карее (1888-1894), в Русском Пантелеимоновом мон-ре (Святая Мария Магдалина. 2010. С. 25)). В 1897 г. ц. М. М. была освящена в мон-ре Симонопетра. Кроме Закинфа и Афона еще одним центром почитания М. М. в Греции является Лесбос. Немало чудес совершалось в построенной между 1926 и 1932 гг. в с. Скопелос ц. М. М. В 1934-1935 гг. мон. Паисия воздвигла в Пломари ц. М. М. в благодарность за исцеление от иконы этой святой.

http://pravenc.ru/text/2562144.html

По преданию, место буд. Успенского собора благословил св. прав. Иоанн Кронштадтский, обозначив его крестом на фотографиях. Успенский собор, строившийся со 2 мая, был освящен 28 нояб. 1904 г. еп. Владикавказским Гедеоном (Покровским) , архим. Никодимом (Кротковым) и др. Патриарх Иерусалимский Дамиан передал мон-рю икону Воскресения Христова, еп. Гедеон - образ прп. Серафима Саровского, братия афонских Хиландарского, Пантелеимоновского мон-рей и Андреевского скита - иконы «Сладкое целование», вмч. Пантелеимона, ап. Андрея Первозванного и др. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. Келейный корпус мон-ря. Фотография. 2003 г. 9-10 янв. 1906 г. Успенский храм и примыкавший к нему келейный корпус сгорели, сохранилось неск. икон из иконостаса. На средства имп. св. Николая II (500 р.), вел. кн. Димитрия Константиновича (100 р.) и др. пожертвования был построен и 15 авг. 1906 г. освящен новый Успенский собор с деревянным резным иконостасом. Среди его святынь были копия чудотворного образа Успения из Киево-Печерской лавры и Тихвинская икона XVI в., пожалованная обители в 1908 г. тихвинским архим. Иоанникием. После проведенной в мае 1909 г. ревизии деятельность иеросхим. Герасима, «разногласия и ссоры между братией», монашеский статус к-рых оставался неопределенным, вызвали нарекания нового Владикавказского еп. Агапита (Вишневского) . Назначенный настоятелем мон-ря иеросхим. Варсонофий вскоре был убит при невыясненных обстоятельствах. Еп. Пятигорский Арсений (Смоленец) , назначенный 24 окт. 1910 г. настоятелем В. м., ввел строгий общежительный устав, упразднил келейную трапезу, запретил собирать пожертвования за стенами мон-ря. Ежегодно из Пятигорска в мон-рь совершались 2 крестных хода: в день престольного праздника (14 авг.) и в день памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия (11 мая), называвшийся «детским», т. к. в нем участвовали учащиеся приходских школ. В нач. XX в. В. м. владел молочной фермой (30 коров), огородом, пасекой, фруктовым садом, 120 дес. казенной земли с сенокосами на Бештаугорской казенной даче, мельницей в ст-це Суворовской. В Пятигорске на Царской ул. по проекту архит. С. И. Тущина было построено подворье с ц. прп. Серафима Саровского (освящена 19 июля 1907), келейным корпусом, архиерейскими покоями и типографией. В 1908-1909 гг. на подворье пребывал на покое еп. Владикавказский Гедеон (Покровский), с 1917 г.- митр. Питирим (Окнов) . В годы первой мировой войны 25 насельников В. м. ушли на фронт в качестве братьев милосердия, в обители был устроен лазарет на 10 кроватей с полным содержанием для раненых. В 1910-1920 гг. во В. м. проживали ок. 50 чел. братии, с 1913 г. наместником был иером. Иоанн (Мирошников), с 1920 г.- мон. Давид.

http://pravenc.ru/text/155582.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010