Вот что такое память смертная. Собственно говоря, и наши молитвы вечерние носят тот же самый характер – характер смиренного покаяния и глубокого примирения с Богом и людьми. Молитва Господня Обратимся к молитве «Отче наш», занимающей особое место в жизни христианина. Когда ученики попросили Иисуса научить их молиться, Господь никаких молитвенных правил им не давал, а предложил единственную молитву »Отче наш» и даже предупредил их: «Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» ( Мф.6:7–8 ). Молитва " Отче наш» раскрывает нам христианский путь. Если человек умеет не просто читать эту молитву по-настоящему, а исполнять ее всей своей жизнью, то ничего большего и не надо, потому что она обнимает всю сферу христианской жизни и определяет правильное отношение человека к Богу и к ближнему. Что с самого начала привлекает наше внимание в этой молитве? Два первых слова, потому что они определяют уникальность нашей веры. Никто из приверженцев других религий никогда не скажет: «Бог – мой Отец». Только христианин может так сказать, и вот по какой причине: мы исповедуем Святую Троицу, а Отечество Божественное укоренено именно в Ней – Бог Отец рождает Своего Божественного Сына и является Источником исхождения Духа Святаго. Отечество – непреложное свойство Его Божественной природы. «Отче наш…» Когда мы произносим эти слова, происходит нечто удивительное, потому что Отцом Бога называет Его Сын, Господь наш Иисус Христос , Который дарует нам возможность тоже называть Бога Отцом; ставя нас на одну ступень с Собой, возводя нас до Себя в Своем Сыновстве. Апостол Павел пишет: «А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: «Авва, Отче!» Посему ты уже не раб, но сын; а если сын, то и наследник Божий через Иисуса Христа» ( Гал.4:6–7 ). При этом мы не говорим: «Отец мой», потому что так может сказать только Господь наш Иисус Христос , а произносим вместо этого: »Отец наш». Таким образом раскрывается двуединая заповедь Христова: «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, – вот первая заповедь! Вторая подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя» ( Мк.12:30–31 ). В молитве Господней раскрывается и наша догматика, и удивительное предназначение человека, которого Господь возводит до Себя…

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Uminsk...

«Всему и всем – одно: одна участь праведнику и нечестивому, доброму и злому, чистому и нечистому, приносящему жертву и не приносящему жертвы; как добродетельному, так и грешнику. Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда, так как и псу живому лучше, нежели мёртвому льву. Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; и любовь их, и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части во веки ни в чём, что делается под солнцем» (Экк. 9:2–6). Жуткий пессимизм; но так говорит Священное Писание (если только мы понимаем эту Книгу в контексте христианской Бого-человеческой перспективы, а не как в иудаизме или исламе)!!! Интересно, что эти представители богооткровенного библейского монотеизма вполне согласны в оценке смысла человеческой жизни с благородным язычником Феогнидом Мегарским ( VI век до н. э.), чьими элегическими дистихами в оригинале я наслаждался в своё время на семинаре известного ученого-классика Александра Гаврилова: «Вовсе на свет не родиться – для смертного лучшая доля, Жгучего солнца лучей слаще не видеть совсем. Если ж родился – спеши к вожделенным воротам Аида: Сладко в могиле лежать, чёрной укрывшись землей». (перевод Адриана Пиотровского) Как видите, радоваться появлению человека на свет не приходится: его ждут скорби, а если и будет он благополучен в краткой земной жизни, то, как говорит Экклезиаст (традиционно – это премудрый Соломон), – «одна участь праведнику и нечестивому». Зачем же тогда добиваться праведности, если «нечестивость» приносит б о льшие барыши в земной жизни, – а другой жизни, как можно понять из этих строк, не существует (во всяком случае, в том виде, как её понимает христианское богословие), а значит – нет и «компенсации» за страдания. Остаётся признать правоту язычника Горация: «Carpe diem, лови момент»! Увы! Иная перспектива открылась для людей с Днём Рождения Девы Марии и Днём Рождения Её Сына. Именно от этого Дня всё человечество (даже нехристианское, вольно или невольно, во всяком случае, в документах ООН) отсчитывает Новую Эру.

http://azbyka.ru/razmyshleniya-o-dne-roz...

Всех вас, дорогие отцы, дорогие братья и сестры, поздравляю с праздником, с этим воскресным днем и пусть Господь предстательством Пречистой Богородицы, Всех скорбящих радости, по молитвам святого апостола Филиппа, память которого мы празднуем, поможет нам проходить поприще Рождественского поста, который начинается завтра, поможет проходить поприще нашей земной жизни и всех нас удостоит Царства Небесного. Аминь». Проповедь в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм: Храм должен быть для каждого из нас духовным домом 4 декабря 2011 года, в праздник Введения Пресвятой Богородицы во храм, митрополит Волоколамский Иларион совершил Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке. По окончании Литургии Владыка обратился к присутствующим с архипастырским словом: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодня, дорогие братья и сестры, воскресный день совпал с праздником Введения во храм Пресвятой Богородицы. За богослужением мы слышали воскресное евангельское чтение – притчу Господню о том, как некий богатый человек собрал столь обильный урожай, что у него не хватило места в амбарах. И тогда решил он: сломаю житницы мои и построю бóльшие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: «Душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись». Но Господь явился к нему и сказал: «Безумный! В эту ночь душу твою заберут от тебя. Кому достанется все то, что ты накопил?» (см. Лк. 12. 18-20 ). Эта притча говорит о том, что в жизни человека всегда должно присутствовать измерение, которое святые отцы называли памятью смертной, то есть мысль о том, что все, что мы имеем в этом мире, все, что можем здесь приобрести – любое материальное богатство, любой успех, являются временными и скоропреходящими. Никто из нас не знает, когда настигнет его смерть: мы можем рассчитывать на долгие годы, а смерть придет и восхитит нас гораздо раньше, чем мы это планировали. Святые отцы заповедовали нам проводить каждый день так, будто это последний день жизни, – жить на пределе наших возможностей, со всей ответственностью перед Богом за каждое слово, которое мы произносим, за каждое дело, которое совершаем. Мы должны ходить перед лицом Божиим, помня о том, что Господь спросит нас за каждое дело, каждое слово и даже за каждую мысль, в том числе и за греховные помыслы, которые мы либо допускаем внутрь себя, либо прогоняем мечом молитвы Иисусовой.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-mit...

Вследствие этого преодоление греха одними только мотивами нравственного долга становится невозможно. Апостол Павел пишет: «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих». 29 Если даже апостол говорит о себе, что под влиянием этого пленяющего его закона греховного он делает не добро, которого хочет, а зло, которого не хочет, то с гораздо меньшим успехом может бороться закон добра против закона греховного в обыкновенном смертном. Нужна, следовательно, какая-либо другая сила, отвлекающая человека от греха. Такой силой являются страдания. Овладевая нашей душой, грех обращает на служение себе все её силы и может совершенно их поработить себе: воображение и память рисуют сознанию соблазнительные картины греха, ум изыскивает лишь средства к совершению греха, чувство не хочет никаких удовольствий, кроме греховных – и в результате одни только греховные решения воли. Случившись в такой момент, несчастья производят благодетельный переворот: психическая энергия обращается совсем в другую сторону, и направление душевной жизни изменяется самым радикальным образом. Проходит несчастье, и наша душа оказывается как бы обновленной: прежде так занимавшие и даже порабощавшие ее греховные влечения кажутся ей уже чем-то далеким и совершенно чуждым. Все это приложимо, впрочем, не только к несчастьям крупным и редко случающимся, но и к обыденным, так сказать, жизненным скорбям и лишениям, поскольку они указанным образом парализуют энергию греха. Прекрасный образ того, как несчастья очищают душу находим в Ветхом Завете, когда здесь несчастья сравниваются с горнилом, в котором очищаются металлы 30 . Поэтому же и апостол Павел, указав на многочисленные скорби, претерпеваемые апостолами, говорит: «мы не унываем; но если внешний наш человек тлеет, то внутренний со дня на день обновляется». 31 Есть и другой путь, которым страдания ведут к очищению души от греха – это разочарование в жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Gorode...

Второй суд у Пилата ( Лк. 23:13–23 ; Мк. 15:6–14 ; Мф. 27:15–23 ; Ин. 18:39–19:12 ) Прот. Богословский Когда Иисус Христос приведен был от Ирода обратно на суд к Пилату, тогда Пилат позвал первосвященников, начальников и народ, и сказал им: «Вы привели ко мне Этого Человека как развратителя народа. Вот, я при вас расспрашивал и решительно не нашел, чтобы Этот Человек виновен был, в чем вы Его обвиняете, и Ирод также. Потому что я посылал Его к Ироду, оказалось, что Он не сделал ничего, за что заслуживал бы смертную казнь. Итак, я, наказав Его, отпущу». А ему и надлежало, по заведенному порядку, ради праздника Пасхи (в память освобождения евреев из Египта) отпустить одного узника, на которого укажет народ. Народ уже и имел в виду одного узника, по имени Варавву, который в это время содержался в темнице с другими сообщниками за какое-то убийство в городе, произведенное ими во время мятежа. И так как народ, собравшись пред домом правителя, начинал кричать и просить того, что всегда для них делали, то Пилат и задумал воспользоваться этим случаем к освобождению Иисуса. Он знал, что первосвященники предали Его из зависти, и полагал, что народ будет рад освободить Его. И потому сказал народу: «У вас есть обычай, чтобы я одного (узника) освобождал вам ради Пасхи: хотите ли, я отпущу вам Царя Иудейского – Иисуса, называемого Христом?» (Между народом начались переговоры). Между тем, когда Пилат сидел на судейском месте, жена его, которую предание называет Клавдиею Прокулою, прислала ему сказать: «Не делай ничего Этому Праведнику; потому что я ныне во сне много пострадала за Него». В это время первосвященники и старейшины научили народ просить, чтобы лучше отпустили им Варавву (который, должно быть, выставлен был перед ними как ревнитель их отечественной свободы), а Иисуса (Который возбудил было такие ожидания, а теперь и Сам спасти Себя не может) погубили. Итак, когда Пилат обратился к народу за ответом, кого отпустить им, они закричали все: «Не Его, но Варавву». Пилат говорит им: «Что же мне делать с Иисусом, Которого вы называете Христом, Царем Иудейским?» Они опять закричали все: «Распять, распять Его!» Пилат сказал им: «Какое зло сделал Он? Я ничего достойного смерти не нашел в Нем. Наказать накажу Его; но отпущу». Но они еще больше стали кричать: «Распни Его!» И превозмог крик народа и первосвященников.

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Входя в церковь, я говорила себе, что я умираю, чтобы не врывались в мой ум заботы и попечения, хотя они и законны по-земному... Над приобретением памяти о смерти нужно потрудиться, как вообще над каким бы то ни было приобретением, - ничто не приходит само. Памятование о смерти приведет к помыслу о суде... Страшен час смерти, но все же и после исхода из тела душа продолжает жить в мире, созданном для нее. Но что же будет с душою, когда весь этот мир, в котором она жила, с которым соединена неразрывными узами, весь этот вещественный мир уничтожится, сгорит, перестанет существовать. Уничтожиться, умереть вместе с ним она не может, но и к жизни другой, высшей, она не имеет в себе способности. Вот к каким помышлениям приводит память смертная. Нужно ее приобрести. Поставь же себе за правило - час в сутки размышлять о смерти " .О молитве же она учила так: " Молиться нужно со страхом и трепетом, сознавая свое падение и ничтожество пред величием Бога. Если же нет этого, то хотя со вниманием к словам молитвы; если же нет и внимания, то с самоукорением. Что приобретается молитвой Иисусовой? Во-первых, вера к Имени Иисуса Христа, вера, что Оно свято и сильно, что Иисус Христос - жизнь для души, что без Него душа мертва, что в Нем Едином - спасение. К Нему душа обращается, как к живому. Потом приобретается и зрение своего падения, своей греховности " .Однажды на замечание, высказанное матушкой Святославой, что она не слышит вовремя голоса совести, чтобы удержаться от греха, матушка сказала: " Человеку при сотворении дан был внутренний закон, и он не нуждался в писаном законе. По падении тот же самый человек, получивший свое бытие от Творца, пользующийся всеми благами от Него же, настолько отдалился от Господа, что совершенно забыл о Нем, утратил понятие о Боге и об отношениях к Нему и ближним, так что нужно было сказать: Аз есмь Бог твой. - Соблюди такие-то отношения ко Мне и такие-то к ближним. Вследствие общего падения и отпадения от Бога голос совести слаб вообще у всех. Но кроме этой общей причины у каждого человека есть и другие, его личные недостатки, заглушающие внутренний голос.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1391...

«Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного» ( Мф.5:14-16 ). Хорошо, когда свет моей свечи ровный, без окалины, когда ветер не дует — видны плоды трезвости, налаживаются отношения в семье, меня уважают на работе, я хорошо продвигаюсь в программе АА. Но так бывает далеко не всегда. Втемя от времни случаются кризисы или наступают периоды сухости. «Кризис» в переводе с греческого означает «суд», кризисный период — это время переоценки ценностей, время установления новых горизонтов. Теперь я перестал бояться кризисов, хотя каждый раз, как первый. Ведь любой новый шаг — это шаг в неизвестное. Периоды сухости, внутреннего застоя, обычно предшествуют кризису. В них проверяется моя способность терпеть и ждать. Оба эти состояния — кризиса и сухости — тренируют мою веру, каждый раз выбивая меня из мнимого духовного благополучия. Иногда сотрясаются самые основы моей веры, и в такие минуты я учусь всецело полагаться на «Высшую Силу» которая может снова и снова вернуть мне здравомыслие. И каждый раз здравомыслие возвращается, и каждый раз оно более прочное, более устойчивое. Сегодня память трех великих святителей, каждый из них был гениальным богословом и выдающимся церковным деятелем. И каждому выпали на долю тяжкие, чрезвычайные скорби, гонения и искушения. Оказывается, можно совмещать жизнь деятельную и созерцательную, быть активным и внешне и внутренне. Но роста не бывает без испытаний. Путь наверх идет через «долину смертную». Господи, молитвами трех великих святителей, даруй мне крепкую веру в Тебя и Твой промысел об АА, о каждом человеке и обо мне. 13 февраля. Литургическое чтение: Мк.12:28-37 Чему посвящен сегодняшний евангельский отрывок, который читался за Божественной литургией? Самому главному — любви. «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостью твоею: вот первая заповедь.

http://azbyka.ru/zdorovie/kniga-stranich...

Господь по Своей великой милости призывает нас, протягивает руку, ждет, что мы очистим душу покаянием. Помните, когда Спаситель вышел из Иерихона со Своими учениками, у дороги сидел слепой. Услышал он, что идет Иисус, и стал кричать: «Иисусе, Сыне Давидов, помилуй меня!» (Лк. 18, 35–43). Ему говорили: «Не кричи, никто тебя не слышит», заставляли замолчать, но он кричал все громче и громче, и Господь остановился, велел звать слепца. «Что ты хочешь от Меня?» – «Чтобы мне прозреть». И он прозрел и пошел за Христом по дороге. Так и мы в своей слепоте духовной должны взывать: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя! Помилуй меня, Боже, помилуй!» Бесы будут мешать, останавливать: «Не кричи, все равно тебя никто не слышит». Но ты взывай, взывай ко Господу, и Он услышит, примет твое покаяние и спасет. Блуд и прелюбодеяние Бесы на блудных мытарствах похваляются, что через эти мытарства проходят только единицы, ибо все люди сластолюбивы, все склонны к плотским грехам, а каются немногие: диавол наводит на людей ложный стыд. Надо смело каяться, а стыдиться грешить. И всегда надо помнить, что в день Страшного Суда все свои нераскаянные грехи мы увидим, как в зеркале, все они будут открыты и мы будем выставлены на позор перед миром и Ангелами. И если мы сознательно утаим на исповеди хотя бы один грех, то наша исповедь будет нам не во спасение, а в осуждение. Плотские грехи особенно распространены в наше время, когда с Запада плывет грязный поток порнографической литературы и фильмов. Люди привыкли жить в разврате и не считают это грехом. Но Господь дал нам заповедь: «Вы слышали, что сказано древним: «Не прелюбодействуй». А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 27–28). Вот какой чистоты и святости требует от нас Христос! Грехи блуда и прелюбодеяния – это страшные, смертные грехи. Если человек в них не покается, они закроют двери в обители Рая, ибо туда ничто нечистое не войдет. Они разрушают семейные очаги, развращают прекрасную чистую юность, лишают человека рассудка, притупляют ум, наполняют память нечистыми воспоминаниями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

Далее, мы узнаем много подробностей об участии Ангелов в нашей судьбе: Ангелы всегда невидимо присутствуют рядом с человеком: «Когда молился ты и невестка твоя Сарра, я возносил память молитвы вашей пред [Троном Господа] Святаго, и когда ты хоронил мертвых, я также был с тобою. И когда ты не обленился встать и оставить обед свой, чтобы пойти и убрать мертвого, твоя благотворительность не утаилась от меня, но я был с тобою…». Ангелы приходят к нам на помощь, но не по своей инициативе, а по воле Божией – «я пришел не по своему произволению, а по воле Бога нашего; потому и благословляйте Его вовек». Ангел, посланный Богом помогать людям, принимает человеческий облик. Причем он не нуждается, ни в пище, ни в питье: «Все дни я был видим вами; но я не ел и не пил, — только взорам вашим представлялось это». Наконец, Ангелы защищают нас от сатанинских нападок и подлостей. Последнее – защиту Ангелами Хранителями нас от бесов – хорошо иллюстрирует следующая история, которую находим в древнехристианском сочинении «Митерикон»: «Авва Исаия поведал об одном великом старце. Прежде вступления в безмолвие видел он в исступлении некоего юношу, у которого лицо сияло ярче солнца и который, взяв его за руку, сказал: “Иди, тебе предлежит борьба”, — и ввел его в зрелище, переполненное людьми, с одной стороны облеченными в белые одежды, а с другой — в черные. Когда он вывел его на место борьбы, тот увидел перед собой человека-эфиопа, страшного и высокого, голова которого достигала облаков. Державший его АнгелХранитель сказал ему: “С ним ты должен бороться”. Увидев такое страшилище, он в испуге весь начал трепетать и просил своего Хранителя избавить его от этой беды, говоря, что никто из имеющих смертное человеческое естество не может бороться с ним. Ангел Божий сказал ему: “Можешь, вступи только в борьбу со всем рвением, ибо коль скоро ты схватишься с ним, я помогу тебе и доставлю тебе победный венец”. И, действительно, как только они схватились и начали бороться, Ангел Божий подошел и помог ему одолеть эфиопа. Тогда все черные эфиопы с ропотом и бранью исчезли, а хор Ангелов восхвалил помогавшего ему и даровавшего победу».

http://azbyka.ru/parkhomenko/ob-angelax-...

Для пояснения истины приведем еще на память слова апостола Павла: будет время, егда люди здравого учения не послушают, и от истины слух отвратят ( 2Тим.4:3–4 ). Они никакой пользы не увидят в здравом учении, хотя оно и полезно, как сказано, к обличению и вразумлению ( 2Тим.3:16 ). Но обличение нечестивому есть раны ему ( Прит.9:7 ), как сказано, потому он и отвращает слух свой от истины и остается с помраченным смыслом. В этом мраке духовном кажется ему быть лучше, чем просвещаться учением Господним. И вот сидят все разумные в стране и сени смертной ( Мф.4:16 ), – ибо приготовлен им мрак вечной тьмы, в котором и соблюдаются они на день суда и погибели! И что еще печальнее всего? – Не просвещай помраченным, – говорит Писание, – не обличай нечестивым, да не возненавидят тебя ( Прит.9:8 ). Пусть так они и остаются во тьме! При таком откровении, как не возблагодарить призвавшего нас из тьмы в чудный Свой свет! Послушаем еще, что говорят возлюбившие более тьму, нежели свет. Слышен их говор: «что хорошего читать книги? и без того можно жить; а кто и читает, не лучше делает других». Или еще: «что пользы в том, если и читаешь, да не исполняешь?» Что на это сказать? тем более, что Господь говорит: раб, ведый волю господина своего и не сотворивый, биен будет много ( Лк.12:47 ). Это так; но из этого не следует заключить, что если кто не хочет и знать воли Господней, тот не будет бит много. Кто не хочет даже и знать воли Божией, то это служит признаком или высшего неразумия, или высшего ожесточения против Бога; а потому и большего осуждения он будет достоин, нежели тот, кто знает, но по немощи или иной причине не исполняет ее. Только те законопреступники достойны будут некоторого облегчения, которые, если бы могли услышать вразумление, то во вретище и пепле покаялись бы ( Мф.11:21 ), как Господь свидетельствовал о содомлянах. Какая же, – скажешь, – быть может, польза от того, что слушать учение будешь, а исполнять не можешь? Немалая польза и может быть от одного слушания слов Господних, или того Писания, которое боговдохновенно и полезно есть, как сказано, для научения и наставления в праведности ( 2Тим.3:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010