Различие во внешнем положении также не составляет препятствия к заключению дружбы, как это доказывает пример Давида и Ионафана: они были примерные друзья, хотя один был пастух, другой – царский сын. Но благоразумие требует, чтобы человек бедный и незнатный не искал, а принимал дружбу от богатого и знатного. В противном случае неравенство положений может исказить дружеские отношения. Сын Сирахов говорит: «не входи в общение с тем, кто сильнее и богаче тебя. Какое общение у горшка с котлом? Этот толкнет его, и он разобьется. Всякое животное любит подобное себе, и всяк человек – ближнего своего. Какое общение у волка с ягненком? Какой мир у гиены с собакой? И какой мир у богатого с бедным? Ловля у львов – дикие ослы в пустыне: так пастбище богатых – бедные» ( Сир.13:2–3, 20, 22–23 ) 30 . Нельзя не пожалеть о людях, которые желают иметь друзей, но не находят. Это может происходить по причинам, от них независящим, например, если они окружены такой средой, в которой нет подходящего к ним по душе существа. Тут не они виноваты, а среда. Но часто случается наоборот. Среда хороша, вокруг нас довольно людей, достойных нашего доверия; но если в нас самих нет смирения, любви, самоотвержения, то мы на себя самих должны жаловаться, если живем одиноко, без друзей. Постараемся наперед приобрести эти качества, и тогда Господь утешит нас, пошлет нам друга. Те же самые качества потребны для того, чтобы удержать навсегда привязанность к себе друга. Духовное завещание «Сия глаголет Господь: устрой о доме твоем, умираеши бо ты и не будеши жив» ( Ис.38:1 ). Память смертная должна быть присуща каждому из нас. Она спасительна, как сильный оплот против искушений греховных: она удерживает от податливости на них страхом суда Божия по смерти и надеждой венцов за победу над ними. Потому все святые всегда хранили память смертную. Святой Василий Великий , чтобы не забыть смертного часа, распорядился, чтобы другие ему напоминали о нем. Когда случалось ему, по какой-либо благословной вине, праздновать светло, к нему являлся отрок и говорил ему: отче, помни смерть. Он даже приказал приготовить и гроб для себя. Подобно ему поступал и св. Иоанн Милостивый. С самого начала епископства своего он приказал готовить ему гроб, но не оканчивать его, и всегда напоминать ему, не прикажет ли окончить. Всегдашним напоминанием о гробе он обновлял в уме своем память о смерти и не зная времени ее, жил постоянно так, что всегда готов был разрешиться от уз плоти своей. Так поступали и другие угодники Божии.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

1 Кор 15:20–28 В память усопших (четверг). Первое послание к Коринфянам, зачало 161 Братья, что будут делать те, которые принимают крещение за мёртвых? Если мёртвые вообще не восстают, почему же принимают крещение за них? Для чего и мы подвергаемся опасностям ежечасно? Я каждый день умираю: клянусь, братья, похвалою вашей, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем. Если я из человеческих побуждений боролся со зверями в Эфесе, какая мне польза? Если мёртвые не восстают, будем есть и пить, ибо завтра умрем! Не заблуждайтесь: дурное общество развращает добрые нравы. Отрезвитесь, как должно, и не грешите. Ибо некоторые не имеют знания Бога: к стыду вашему говорю. Но скажет кто-нибудь: “Как восстают мёртвые и в каком теле они приходят?” Неразумный! то, что ты сеешь, не может быть оживотворено, если не умрёт, и то, что ты сеешь, не тело будущее ты сеешь, но голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое. Но Бог даёт ему тело, какое Он захотел дать, и каждому семени – своё тело. 1 Кор 15:29–38 Вторник 10 седмицы. Первое послание к Коринфянам, зачало 162 Братья, не всякая плоть – та же плоть, но одна – у людей, другая плоть – у скотов, другая плоть – у птиц, другая – у рыб. И есть тела небесные, и есть тела земные, но иная слава небесных, иная слава земных. Одна слава солнца, и другая слава луны, и другая слава звезд; и звезда от звезды отличаются славой. Так и воскресение мёртвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в бесчестии, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе. Сеется тело душевное, восстает тело духовное. Если есть тело душевное, есть и духовное. Так и написано: “Стал первый человек, Адам, душою живою”; последний Адам – духом животворящим. 1 Кор 15:39–45 Суббота 18 седмицы. В память усопших (вторник). Первое послание к Коринфянам, зачало 163 Братья, первый человек – от земли из праха; второй Человек – с неба. Каков тот, кто из праха, таковы и те, кто из праха, и каков Небесный, таковы и небесные; и как мы носили образ того, кто из праха, так и будем носить и образ Небесного. Но то говорю вам, братья, что плоть и кровь Царства Божия наследовать не могут, и тление нетления не наследует. Вот, я говорю вам тайну: все мы не умрем, но будем все изменены, вдруг, во мгновение ока, при последней трубе; ибо вострубит она, и мёртвые будут воздвигнуты нетленными, и мы будем изменены. Ибо надо, чтобы это тленное естество облеклось в нетление, и это смертное естество облеклось в бессмертие. Когда же это тленное естество облечётся в нетление, и это смертное естество облечётся в бессмертие, тогда сбудется слово написанное: “поглощена смерть победою”. “Где, смерть, твоя победа? Где, смерть, твоё жало?” Жало же смерти – грех, а сила греха – Закон. Но Богу – благодарение, дающему нам победу Господом нашим Иисусом Христом.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/apostol-v...

6. Запретил-еси языком, и погибе нечестивый: имя его потребил-еси в век – и во век века! 6. Ты запрет положил язычникам, и погиб нечестивый: имя его (Ты) потребил в век и во век века. 7. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил-еси, погибе память его с шумом! 7. Оскудел враг оружием в конец, и грады его Ты разрушил, – погибла память его с шумом! 8. И ГОСПОДЬ во век пребывает: уготова на суд престол Свой. 8. Господь же пребывает во век! Уготовал Он на суд престол Свой. 9. И Той судити имать вселенней в правду, судити имать людем – в правоте. 9. И будет судить вселенную по всей правде, рассудит людей по правоте, 10. И бысть ГОСПОДЬ – прибежище убогому, – Помощник во благовремениих, в скорбех! 10. Ибо соделался Господь прибежищем убогому, помощником (его) – и в благое время, и в скорбях. 11. И да уповают на Тя знающии имя Твое, яко не оставил-еси взыскающих Тя, ГОСПОДИ! 11. И да уповают на Тебя знающие имя Твое, ибо не покинул Ты ищущих Тебя, Господи! 12. Пойте ГОСПОДЕВИ, живущему в Сионе; возвестите во языцех – начинания Его! 12. Пойте Господу, живущему на Сионе, возвещайте среди народов начинания Его! 13. Яко взыскаяй крови их помяну, не забы звания убогих. 13. Ибо Тот, Кто взыскивает за кровь их, вспомнил, – не забыл вопля убогих. III. 14. Помилуй мя, ГОСПОДИ: виждь смирение мое от враг моих, возносяй мя от врат смертных! 14. Помилуй меня, Господи, воззри на унижение мое от врагов моих, Ты, Который возносишь меня от врат смертных, – 15. Яко да возвещу вся хвалы Твоя во вратех дщере Сиони: возрадуемся о спасении Твоем! 15. Дабы возвестил я все хвалы Твои во вратах дщери Сионовой. Будем же радоваться о спасении Твоем! 16. Углебоша языцы в пагубе, юже сотвориша; в сети сей, юже скрыша, увязе нога их. 16. Погрязли народы в пагубе, которую соделали; в той сети, которую сокрыли, увязла нога их. 17. Знаем есть ГОСПОДЬ, судьбы творяй: в делех руку своею увязе грешник. 17. Познается Господь в судьбах, творимых Им: увяз в делах своих грешник. 18. Да возвратятся грешницы во ад, – вси языцы, забывающии Бога!

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

благ и вещей мира сего)».    Вера настраивает на истинное благо; она рождает в нас страх Божий. Подобное же говорит и Феодор Эдесский: Вера правая и глубоко внедренная рождает страх Божий; страх же Божий научает нас соблюдению заповедей». Сам ничего не могу, но «все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп.4:13). Сознание немощи моей рождает, по словам Симеона Нового Богослова, память смертную. На земле мы имеем время на покаяние, а в той жизни будет уже поздно. Царство Божие начинается на земле, оно внутри нас. Потому-то и утрачиваем мы в конце концов интерес к благам и вещам мира сего.    Все настоящее есть то, что прейдет, но не прейдет моя душа и Царство Божие, к которому я приобщаюсь здесь, на земле. Мы должны готовить себя к иной жизни и к тому, что смерть за Христа есть путь к истинной, настоящей, подлинной жизни. Мы должны пользоваться всем как непользующиеся и не должны делать для себя из «благ земных» настоящие блага. Тогда вера станет иметь для нас совсем не то значение, какое мы придавали ей раньше.    Итак, вера есть дар Божий, о котором должно просить; вера зависит от того, как мы смиряемся, и пути, ведущие к вере, лежат через память смертную, через неприлепление к мирским благам и даже к самой жизни в мире сем, через готовность к смерти за веру во Христа.    Следуя по пути стяжания веры, на что же нам все-таки ориентироваться, что ставить во главу в этой борьбе за веру и смирение? Об этом говорит апостол Павел: «Преподаю тебе, сын мой Тимофей, сообразно с бывшими о тебе пророчествами, такое завещание, чтобы ты воинствовал согласно с ними, как добрый воин, имея веру и добрую совесть, которую некоторые отвергнув, потерпели кораблекрушение в вере» (1Тим.1:18—19). В другом месте он говорит о диаконах (и это относится, конечно, ко всякому христианину), что они «должны быть честны, не двоязычны, не пристрастны к вину, не корыстолюбивы, хранящие таинство веры в чистой совести» (1Тим.3:8—9). Таким образом, наша вера зависит от того, насколько чиста наша совесть.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3904...

«Брат Л., вы не скорбите, но предайтесь воле Божией, как Он управит вашей жизнью, так будет... Как сказано: без Мене не можете творити ничесоже. Крест, который приготовлен вам, и должны его понести, только чтобы это было не от вас, но по воле Божией. Один путь тернистый, но и другой тоже, все может случиться, но мы должны избирать лучший и удобоноси- мый крест жизненный; как сказано: не все в монастыре спасутся, и не все в миру погибнут, но получит каждый по делам своим. Благословение Господне да почиет с вами. Всегда помнящий вас – ваш духовный отец недостойный сх. а. Андроник». Когда старец Андроник был в плену, то все его дни проходили в неустанных трудах, а ночи он «проводил в постоянных молитвах». В дневниковых записях старца можно встретить ряд святоотеческих мыслей о важности телесного труда для внутреннего совершенствования человека: «Если человек не совершит подобающего телесного подвига вполне, то истинное ведение не открывается ему... Телесные труды охраняют человека от врагов его: грехов и демонов; истинное ведение совокупляет его с Богом... Охраняйся от лености: она истребляет весь плод трудов твоих». Об отношении к смерти Смерть! где твое жало? ад! где твоя победа?Жало же смерти – грех; а сила греха – закон. 1Кор 15,55–56 Отчего мы так боимся смерти? Отчего иногда даже мимолетное представление о ней внушает нам ужас? С одной стороны, потому, что не готовы к ней, с другой – потому, что мало думаем о ней, а с третьей – потому, что отягощены тяжким бременем греховным. В Послании к Филиппийцам апостол Павел пишет: Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение ( Флп 1,21 ). Как понимать эти слова? Апостол так говорит потому, что, живя в теле, мы отделены от Христа, а смерть является тесными вратами, ведущими в жизнь вечную. Смерть не конец, а начало. В древности христиане достаточно часто напоминали друг другу о смерти словами: имей память смертную. Нот почему в молитвах, которые передал нам святитель Иоанн Златоуст , есть строки, где мы просим Бога дать нам память смертную.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Если бы верили Христу, то верили бы и в будущую жизнь, которую Он определенно нам обещает. Такое наше отношение к вопросу о бессмертии свидетельствует о том, что христианство потеряло свою действенность в современном сознании и в современной жизни, потеряло руководящее в ней значение и влияние. В нас атрофировалось чувство, что мы живем пред очами Божиими, пред очами Христа и должны будем дать отчет в нашей земной жизни. У нас нет того чувства страха Божия, которое было у наших блаженных предков и у древних христиан. И общественная, и государственная жизнь человечества строится теперь без всякой мысли и заботы об ответственности пред Богом и о согласовании жизни с правдой Божией, с Его законом. Современные теории политического и социального строительства жизни не имеют никакой связи с религиозными верованиями, с учением Христа, с Евангелием, с Церковью. Если бы мы в заботах об устройстве своей жизни, общественной и государственной, хотя сколько-нибудь считались с Евангелием, мы не могли бы не принимать во внимание, что и в речах, и в притчах Спасителя, и в Апостольских посланиях всюду и постоянно подчеркивается та истина, что наша жизнь не ограничивается земным существованием, что земная жизнь есть преддверие, приготовительная школа к вечной жизни и что мы должны пользоваться земной жизнью для подготовки к вечной жизни, которая не за горами для каждого из нас. Поэтому и сказано в Евангелии: «Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, приидет Сын Человеческий» ( Мф.24:44 ). И в другом месте: «Бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий» ( Мф.25:13 ). «Приидет» не только в смысле Своего второго славного пришествия для всеобщего суда, но и в смысле личного перехода каждого из нас в вечную жизнь... Живая память о смертном часе придает нашей земной жизни особую трогательную красоту серьезности, значительности, ответственности, торжественности и благородства, бесконечно возвышая ее над жизнью животных. Эта память о смертном часе одновременно и устрашает, и утешает.

http://azbyka.ru/otechnik/Lazar_Abashidz...

5 Жертвы приносились страшным образом: жрец делал ножом надрез на груди человека, вырывал своей рукой его сердце и бросал на алтарь свирепому «божеству». В праздники таким образом предавали смерти до нескольких тысяч человек, преимущественно пленников.– Авт. 6 См.: Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3 , 10).– Ред. 7 И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою к небу и клялся Живущим во веки веков, Который сотворил небо и все, что на нем, землю и все, что на ней, и море и все, что в нем, что времени уже не будет; но в те дни, когда возгласит седьмой Ангел, когда он вострубит, совершится тайна Божия, как Он благовествовал рабам Своим пророкам (Откр. 10 , 5–7).– Ред. 8 «Тайна этого в общении…». Очевидно, отец Рафаил хочет сказать, что лишение вечной жизни является не карой , но естественным результатом того общения, которое в жизни земной было избрано человеком добровольно.– Ред. 9 Сванетия – историческая область в Грузии, на юго-западных склонах Главного Кавказского хребта. Делилась на Верхнюю и Нижнюю.– Ред. 10 См.: Потому что Сам Господь при возвещении, при гласе Архангела и трубе Божией, сойдет с неба, и мертвые во Христе воскреснут прежде(1 Фес. 4 , 16).– Ред. 11 У преподобного Исаака Сирина говорится об этом в таких словах: «Кто, в надежде на покаяние, поползнется вторично, тот лукаво ходит пред Богом; на сего неведомо нападает смерть, и не достигает он времени, в которое надеялся исполнить дела добродетели» (Авва Исаак Сирин . Слова подвижнические. Репр. М., 1993. С. 429).– Ред. 14 «Должно знать, что память смертная, как и все другие блага, есть дар Божий, ибо часто, находясь и у самих гробов, мы пребываем без слез и в ожесточении, а в другое время, и не имея такого печального зрелища перед глазами, приходим в умиление» (Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 6, глава 20).– Ред. 17 О преподобном Исихии, иноке горы Хорив (VI в.; память 3/16 октября), подробнее см.: Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Слово 6, глава 18.– Ред.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

 -У нас телефонный звонок в студию. Говорите, мы вас слушаем.  -Добрый вечер отец Олег. Владимир Москва. Спасибо вам огромное за ваши проповеди, беседы и ответы во славу божию. Отец Олег, подскажите, пожалуйста, вот о памяти я хочу поговорить. Я исповедовал грехи. И смертные в том числе. И я верю, что Иисус Христос мне все простил, но память о них остается. Подскажите, что такое память смертная?  -Спаси Христос. И вы знаете, ваш вопрос совпадает с запиской, которую мы получили ранее. Валентина, ей 86 лет. Она пишет, что она делала аборты, исповедовала 10 лет назад. Простит ли ее Господь? Да. Мы православные христиане верим в то, что в таинстве исповеди с человека снимаются его грехи. Он снимаются не силой благочестия того или иного человека, но в силу того поручения, которое Христос дал своим ученикам. Евангелие от Иоанна 20 глава с 21 стиха и ниже: 21. Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. 22. Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго. 23. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.  Христос сам прощал грехи. «Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Но когда Он сталкивался с непониманием иудеев, которые говорили: кто может прощать грехи, кроме Бога? Он говорил: Отец послал меня прощать грехи. И покидая эту планету перед Своим Вознесением, Он эту уникальную власть оставляет на земле. Он говорит своим ученикам: Как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас. И в евангелии от Матфея 16 глава 18-19 стих мы находим такие слова. Они были сказаны Иисусом Христом в Кесарии Филипповой: и Я говорю тебе: ты – Петр (камень), и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее.; И дам тебе ключи Царства Небесного, и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.  То- есть, еще апостолу Петру было дано это поручение: прощать грехи. Но не надо думать, что только один Петр имел эту власть. Открываем Евангелие от Матфея 12 глава, 18 стих. Здесь мы видим, что Христос дает эту власть уже всем ученикам апостолам:

http://radonezh.ru/text/pochemu-khristia...

А до этого нужно, чтобы, когда мы становимся на молитву, встреча с Богом была для нас радостью, тихой, глубокой, вдохновляющей радостью, счастьем: наконец, Господи, мы вдвоем с Тобой! Наконец я могу жить! Наконец радость пришла!    Жизнь на глубине. Отношение к другим. Вторую нашу беседу я хочу начать с чтения отрывка из 58-й главы пророчества Исаина: Вот пост, который я избрал, говорит Господь: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом. Когда увидишь нагого - одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется как заря свет твой и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит, возопиешь - и Он скажет: Вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень, и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнит кости твои...  После первой беседы мне был поставлен вопрос: как же научиться жить с такой глубиной, так истинно, чтобы преодолеть неправду, победить нерадение, забывчивость? Отцы Церкви нас учат этому шаг за шагом. И первое их наставление: Имей память смертную... Не в том смысле, чтобы мы жили, как испуганные, и мысль о смерти отравляла каждое мгновение нашей жизни, чтобы всякая радость была омрачена, чтобы надежда наша умирала при мысли о том, что нет дела, которое стоит начинать, потому что мы, может быть, его не совершим. Нет! Память смертная, о которой говорят отцы, - творческое, животворящее отношение к жизни и к смерти. Это приходится и себе, и другим напоминать часто, все время. Если бы я себе отдавал отчет с совершенной ясностью, с неумолимой ясностью, что слова, которые я сейчас говорю, могут быть моими последними словами, а то, что я сейчас делаю, может быть последним моим действием, я, вероятно, рассматривал бы каждое свое действие и задумывался бы над каждым своим словом так, чтобы оно было завершением всей жизни, чтобы в каждом слове была воплощена любовь, на которую я способен, все понимание, на которое я способен, вся заботливость о человеке, на которую я способен.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

В 1925 году в приволжском немецком селе родилась маленькая девочка. В комнату зашла её тётя и, заглянув в детские пелёнки, грустно сказала: «Ты бедный червячок, зачем ты пришла в этот мир?» Времена наступали тяжёлые. Услышавшая тётины слова сестрёнка новорождённой очень испугалась и подумала, что это народился, наверное, уже последний ребёнок, так как мир стал ужасно злым, О дне смерти Писание говорит другое: Блаженны мёртвые, умирающие в Господе ( Откр. 14:13 ). Правда? об этом Екклесиаст ещё не знал. Апостолу-тайнозрителю было сказано с неба, что блаженство умирающих отныне , со времени Христа; при Соломоне этого ещё не было, но Соломон это чувствовал. Память всех святых в день их смерти , а отнюдь не в день их рождения . В рождении человек становится смертным, в смерти он переходит в бессмертие. Кстати, можно отметить, что и мусульмане чтят своих праведников в день их кончины, а не в день рождения. Только атеистическое сознание пришло к тому, чтобы праздновать память усопших видных деятелей в дни их рождения. Не веруя в духовный мир, не зная вечности, на них сбывается слово прах ты и в прах возвратишься ( Быт. 3:19 ). Пришёл в мир этот «бедный червячок», в нём и остался. Так в атеистическом, светском сознании. Умер человек, и поминают его в день рождения на смерть. В день смерти близких человек очищается, подтягивается, становится лучше; в день рождения – часто наоборот, особенно отцы, водки напившись. В глазах Соломона ни день рождения, ни день смерти ещё не были просвещены светом Христовым. Для христианина слова Екклесиаста остаются в силе, но день рождения освящается днём крещения, а день смерти ублажается, как переход в Царство Небесное. Соломон же стоит перед жёсткой правдой земной жизни и смерти. Из того, что уразумел Екклесиаст о дне рождения и дне смерти, становится ясно, как следует поступать и чему отдавать предпочтение в жизни. Лучше ходить в дом плача об умершем, нежели ходить в дом пира. Это так, ибо таков конец всякого человека, и живой приложит это к своему сердцу. Это постигнет и нас, как уже постигло других. К этому следует приложить своё сердце.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010