В последний из сих дней усопший явился в видении оставшемуся в живых родному брату своему и сказал: «Доселе худо было мне, а теперь уже я благополучен, ибо сегодня получил приобщение» («Беседы» Григория Двоеслова , кн. 4, гл. 55). Итак, если молитвы за умерших столь для них потребны и столь спасительны, будем усердно совершать их, особенно за Литургией, во время принесения Бескровной Жертвы за живых и умерших. Еще больше любви мы покажем к умершим, если к участию в нашем молении за них будем приглашать и других благотворениями в память их. Такие благотворения вызывают благодарность в одолжаемых нами и побуждают их молиться за тех, в память которых делаются одолжения. (См. «Сборник для назидательного чтения», еп. Виссариона, издание 1891 г., стр. 77–86). III. Будем же, братие, всегда молиться об умерших, руководимые духом христианской любви к ним, которая николиже отпадает. Приложение к беседе 1. А Основание молитв Церкви за умерших поучению слова Божия и св. отцов Что молитвы Св. Церкви за умерших, принесение Бескровной жертвы за преставльшихся сильны извести содержимых во аде на свободу славы чад Божиих – в Царство Небесное, на это есть прямые указания Священного Писания . 1) Предостерегая нас от молитвы за ближних, неугодной Богу и бесплодной для них, св. ап. Иоанн Богослов дает такую заповедь : «Если кто видит брата своего согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился» ( 1Ин.5:16 ). Но все, умершие с истинным раскаянием, свободны от смертного греха уже по тому одному, что они раскаялись, «ибо грех к смерти есть, когда некие, согрешая, в неисправлении пребывают и жестоковыйно (упорно) восстают на благочестие и истину... В таковых несть Господа Бога, аще не смирятся и не истрезвятся от своего грехопадения» (VII Вселенского собора прав. 5). Стало быть, все умершие с истинным покаянием, хотя бы прежде и находились в смертных грехах (а тем более если не находились), принадлежат к числу тех ближних наших, за которых нам заповедано молиться без всякого сомнения и колебания.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Далее мы читаем: «И еще родила брата его, Авеля. И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец» ( Быт.4:2 ). Рождается второй ребенок, и, похоже, опять Ева дает ему имя. «Авель» означает «суета», «изменяемое» и «неопределенное», от глагола «гаваль», означающего «дышать», «дуть» и даже «пар». И здесь на память приходит текст из Библии: «вы, которые не знаете, что случится завтра: ибо что такое жизнь ваша? пар, являющийся на малое время, а потом исчезающий» ( Иак.4:14 ). Жизнь Авеля действительно представляется слишком малой и незавершенной. То немногое, что мы узнаем о нем, предшествует, предваряя свидетельство о его смерти. И потом только слава Небесная… Вторая часть рассматриваемого стиха ставит перед нами вопрос достаточно сложный. «…И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец». Известно, что еще Адам был создан для того, чтобы возделывать и охранять землю ( Быт.2:15 ). В Книге Иисуса, сына Сирахова сказано: «Не отвращайся от трудной работы и от земледелия, которое учреждено от Вышнего» ( Сир.7:15 ). Скотоводство как некая противоположность земледелию легализуется для нужд человечества в полном объеме только после Потопа, когда Бог разрешил употреблять в пищу мясное ( Быт.9:3 ). До этого события «пастырь овец» обеспечивал своей деятельностью больше ритуальные потребности, не считая шерсти животных, которую могли использовать для изготовления жилищ и одежды. Иными словами, Авеля больше занимали религиозные вопросы, связанные с ритуальными тонкостями. Чему подтверждение мы найдем далее. Во второй половине рассматриваемого стиха имя Авеля стоит перед именем Каина, который был первенцем. Это связано с теми внутренними характеристиками, которые дает их жизнедеятельности Писание. К Авелю могут быть применимы слова: «и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы, благоприятные Богу» ( 1Пет.2:5 ). Вся его жизнь и смерть – как одна великая жертва, благоприятная Богу. Каин – полная противоположность своему брату Авелю. Его имя значит также «металлическое копье». Он оберегает, охраняет свое добро, он же строит и первый город – крепость для своего сына. Его назначение – не жертвовать, а собирать и даже отбирать… Земледелец уже при жизни поглощен интересами, связанными с прахом, в который он должен будет и возвратиться. Сказано: «в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься» ( Быт.3:19 ). Здесь для Каина земледелие есть не только «память смертная» как ожидание суда, но, прежде всего, направленность к материальному, заземленному, не способному подняться над повседневностью. Пот тела для него важнее жертвенной крови; он настоящий «аммей ха-арец» (человек земли, простолюдин).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Если вы поспешите, то сможете изгнать его с легкостью, а если оставите на долгое время в вашем сердце, тогда лишь с большим трудом сможете его искоренить. В качестве оружия употребляйте пост, молитву, слезы, память смертную и воспоминание о неугасимом огне мучения, используя эту память как губительницу всякого греха. Помните и о самом сильном, и самом страшном оружии для наших врагов – одеянии Самого Иисуса – победоносном смирении: «научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем…» ( Мф. 11: 29 ), – говорит нам Спаситель. Хранение ума и всех чувств, особенно зрения и слуха, есть безопасное пристанище для того, чтобы не быть нам порабощенными помышлениями, отделяющими нас от Бога, потому что через эти два чувства входят в наше сердце почти все дурные желания. Как говорит пророк Иеремия, через окна невнимания, то есть чувства, входит в нас душевная смерть. Весьма драгоценное приобретение для монаха суть нестяжание, беспопечительность, непривязанность к пожеланию тленных предметов. Монах должен быть умеренным в телесных потребностях, как советует Павел: «Имея пропитание и одежду, будем довольны тем», не ропща опрометчиво на Благодетеля нашего ( 1Тим. 6: 8 ). Величайшее из всех других зол – высокомудрие и гордыня, поскольку они убивают в человеке всякое добро. Эта страсть очень часто обымает и сопровождает тех, кто богат добродетелями, но иногда прилепляется к тому, кто лишен всякого добра. Гордость вызывает страшное крушение у того, кто ею одержим. Потому-то и божественный Павел, протягивая нам руку помощи, указывает, как мы можем избавиться от нее: «Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть» ( 1Кор.10: 12 ), то есть тот, кто думает, что он хорошо стоит в добродетели, пусть внимательно смотрит, чтобы не потерпеть ему крушения в добродетели, так что он не сможет более встать от падения. Должно нам много беречься, чтобы не осуждать брата нашего, но сострадать ему и исправлять, потому что осуждение есть порождение души гордого, который в помыслах осуждает всех людей и ищет через осуждение других оправдания и прославления самого себя, говоря фарисейски: «я не таков, как прочие люди… или как этот мытарь» ( Лк. 18: 11 ). Если тебе нравится судить себя и исследовать, брат, то ты весьма близко от самого себя. Никогда не прекращай судить и исследовать все свои тайные помыслы, слова и дела, исправляя погрешности, потому что если будем здесь, в этой жизни, судить самих себя и исправляться, тогда не будем осуждены Богом в другой жизни на вечные муки, как говорит блаженный Павел: «Ибо если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа» ( 1Кор.11: 31–32 ). Если кто доставляет сверх меры удовольствие своей утробе, такой легко терпит крушение и впадает в плотские страсти, получая, таким образом, за это злое воздаяние. Труды же и бдение иссушают ее, пост совершенно укрощает и препятствует возникновению в ней беспорядочных движений.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Каждый из нас может продумать свои отношения с окружающими людьми. Нам часто думается, что мы человека любим, а ему наша любовь кажется пленом. Как часто хотел бы он сказать: люби меня меньше, но дай мне дышать! Чтобы твоя любовь была для меня свободой, чтобы мне не быть пленником другого человека… Нашу беседу я хочу начать с чтения отрывка из 58-й главы пророчества Исаина: Вот пост, который я избрал, говорит Господь: разреши оковы неправды, развяжи узы ярма и угнетенных отпусти на свободу, и расторгни всякое ярмо. Раздели с голодными хлеб твой, и скитающихся бедных введи в дом. Когда увидишь нагого — одень его, и от единокровного твоего не укрывайся. Тогда откроется как заря свет твой и исцеление твое скоро возрастет, и правда твоя пойдет перед тобою, и слава Господня будет сопровождать тебя. Тогда ты воззовешь, и Господь услышит, возопиешь — и Он скажет: Вот Я! Когда ты удалишь из среды твоей ярмо, перестанешь поднимать перст и говорить оскорбительное, и отдашь голодному душу твою, и напитаешь душу страдальца, тогда свет твой взойдет во тьме, и мрак твой будет как полдень, и будет Господь вождем твоим всегда, и во время засухи будет насыщать душу твою и утучнит кости твои… Мне был поставлен вопрос: как же научиться жить с такой глубиной, так истинно, чтобы преодолеть неправду, победить нерадение, забывчивость? Отцы Церкви нас учат этому шаг за шагом. И первое их наставление: Имей память смертную… Не в том смысле, чтобы мы жили, как испуганные, и мысль о смерти отравляла каждое мгновение нашей жизни, чтобы всякая радость была омрачена, чтобы надежда наша умирала при мысли о том, что нет дела, которое стоит начинать, потому что мы, может быть, его не совершим. Нет! Память смертная, о которой говорят отцы, — творческое, животворящее отношение к жизни и к смерти. Это приходится и себе, и другим напоминать часто, все время. Если бы я себе отдавал отчет с совершенной ясностью, с неумолимой ясностью, что слова, которые я сейчас говорю, могут быть моими последними словами, а то, что я сейчас делаю, может быть последним моим действием, я, вероятно, рассматривал бы каждое свое действие и задумывался бы над каждым своим словом так, чтобы оно было завершением всей жизни, чтобы в каждом слове была воплощена любовь, на которую я способен, все понимание, на которое я способен, вся заботливость о человеке, на которую я способен.

http://pravmir.ru/nauchis-lyubit-menya-i...

Кого бы отец Даниил ни встретил, будь это ребенок или мирянин, он всех обнимал, говорил слово утешения, выказывал горячее участие – не на словах только, а и на деле. Все люди для него были дороги и милы. Два инока нашего монастыря ездили на отпевание отца Даниила. Вернувшись, они сообщили о кончине его. Болен он не был, а просто слабел и слабел, как будто таял. В день кончины причастился, пособоровался, и к нему собрались братия проститься. «Отец Даниил, вы умираете? – спрашивают его. – Вам, вероятно, страшно умирать?» – «Да как же это может быть страшно? – отвечает он. – Ведь Спаситель зовет: Приидите ко Мне, вси труждающиися и обремененный, и Аз упокою вы ( Мф.11:28 ). Ведь если Он, милосердный, нас зовет, то может ли быть страшно? Не страшно встречать смерть, а радостно. Вот если бы Он нас гнал, тогда было бы другое дело». Примолк на несколько минут и заснул вечным сном. Вечная память ему. Вечная память будет и всем тем, которые несут крест свой и оказывают любовь ближнему, которые всем помогают своими делами любви и милосердия нести бремя своего креста. Забота о душе В неделю 26-ю по Пятидесятнице (Лк., 30 зачало: 7:11–16), за литургией 9 декабря 1907 года Сегодняшняя евангельская притча имеет замечательное отношение к современному настроению умов и сердец нашего общества. В этой притче Господь Иисус Христос, предостерегая людей от любостяжания, то есть от приобретения вещественного богатства, и направляя к вечности, говорит: У одного богатого человека был хороший урожай в поле, и Он рассуждал сам с собою: Что мне делать? некуда мне собрать плодов моих. И сказал: Вот что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие, и соберу туда весь хлеб мой и все добро мое. И скажу душе моей: душа! много добра лежит у тебя на многие годы: покойся, ешь, пей, веселись. Но Господь говорит этому нерадивому богачу: Безумный, в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? Так бывает с тем, – заключает Господь Бог Свою притчу, – кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет ( Лк.12:16–21 ). И затем говорит ученикам Своим: Не заботьтесь для души вашей, что вам есть, ни для тела, во что одеться. Но заботьтесь о душе, знайте: все будет у вас, если приложите заботу к достижению Царства Небесного (ср.: Лк.12:22–31 ). Ведь для достижения Царства Небесного и дана нам земная жизнь. Не для того она нам дана, чтобы только пить, есть и веселиться, а для того, чтобы приготовиться к Царствию Небесному. Потому-то и нет на земле полного счастья, потому-то на каждом шагу постигают человека заботы, лишения, страдания – и так до гробовой доски. И этого ни один человек не может избежать, как и смертного часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Trifon_Turkest...

Но Иисус, уразумев сие, сказал им ( Мф.26:10 ). Почему сказано: уразумев сие? Апостолы боялись сказать об этом Спасителю напрямую, поскольку уже многократно случалось, что они, пытаясь о чем-то рассуждать, бывали порицаемы Им. Поэтому и сейчас они говорили лишь между собой, однако Господь как всеведущий Бог все знал. Уразумев сие, сказал им: чтó смущаете женщину? Она доброе дело сделала для Меня ( Мф.26:10 ). То есть женщина совершила дело не напрасное, не пустое, но доброе, которое и нужно было исполнить. Может быть, ученики не понимали, о чем идет речь, или видели в словах Господа некую притчу, поэтому далее Он объясняет им: Ибо нищих всегда имеете с собою, а Меня не всегда имеете ( Мф.26:11 ). В тот момент и этого объяснения они также по-настоящему не постигли, но впоследствии, когда пришло время, вспомнили слова Спасителя и поняли их пророческое значение. Возлив миро сие на тело Мое, она приготовила Меня к погребению ( Мф.26:12 ). Этим Господь Иисус Христос предсказал, что Его погребение будет настолько спешным, что Его тело не успеют помазать миром, как полагается по обычаям, и поэтому Он нуждается в помазании заранее, прежде смерти. Так и нам, братья и сестры, память смертная необходима не тогда, когда смерть уже придет. Нет, мы заранее должны себя готовить к этому неминуемому страшному событию, жить, имея его перед глазами. Нам необходимо себя очистить, сделать достойными милости Божией, как бы помазать себя духовным драгоценным миром и быть готовыми к переходу в вечную жизнь. Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала ( Мф.26:13 ). И действительно, мы видим, что всюду во всем мире с того времени, как это событие произошло, о помазавшей Господа миром женщине говорится как о совершившей нечто похвальное. Всем нам она ставится как пример того, что нужно думать не только о вещах житейских, и что добро состоит не в одной лишь помощи людям делами милосердия: накормить кого-то, дать одежду и т. п.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Ответ . Хорошо человеку помнить смерть, чтобы навыкнуть знать, что он смертен, а смертный – невечен, невечный же и поневоле оставит век сей. Через непрестанную память о смерти человек навыкает и произвольно делать добро. А видеть смерть перед глазами и тогда творить доброе – это другое дело. Первое делается произвольно, вследствие частого поучения о смерти, второе же – по необходимости, из страха близкой смерти. Вопрос 798 . Некоторый хорепископ [Сельский епископ, или викарий епископа епархиального. См. 8-е правило 1-го Вселенского Собора] вопросил того же старца: не оставить ли ему хорепископство и удалиться в монастырь? Ответ . Мы не советуем тебе оставлять вверенное тебе попечение о святых Божиих церквах, но внимать душе своей в страхе Божием, дабы не брать ни от кого подарков, дабы не судить несправедливо, дабы, стыдясь какого-либо сильного лицá, не оправдать виновного и не осудить безвинного. Удали от себя сребролюбие, которое есть «корень всех зол» ( 1Тим. 6, 10 ), ибо оно называется вторым идолослужением (см. Еф. 5, 5 ), и есть таково на сáмом деле. Не высокомудрствуй, чтобы быть тебе учеником Апостола, который говорит: «не высокомудрствуйте, но последуйте смиренным» ( Рим. 12, 16 ). Не будь человекоугодником, ибо знаешь, что предназначено ему: он бывает чужд служения Христова, ибо Апостол говорит: «Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» ( Гал. 1, 10 ). Покорись Господу, Который говорит: «научúтесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» ( Мф. 11, 29 ). Угаси в себе гнев, ибо он – падение для человека. Делай всё по Богу, и обретешь в Нём помощника себе. Бойся всегда смерти, ибо она должна постигнуть нас. Помни час исхода твоего – и не согрешишь пред Богом. И если достигнешь безмолвия – обретешь покой и благодать, где бы ты ни безмолвствовал. Вопрос 799 . Некоторый епископ из иноков, имея великую веру к сим старцам, послал вопросить великого старца, должно ли ему оставить мир и возвратиться на уединенную жизнь, прося вместе его молитв, благословения и помощи.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Ioa...

Потому и война его блистательна и славна, и победа торжественна. « Погибла память о нем с шумом ». Другой переводчик говорит (неизвестный переводчик, см. Ориг. Экз.): с ними . В еврейском: с ним (эм). Что значит: « с шумом »? Означает или совершенное истребление, или общеизвестность бедствий. И это — дело промышления Божия, что Он совершает суд не тайно, дабы наказаниями одних исправлялись другие. Таким образом, он выражает явность погибели. 4. « А Господь вечно пребывает, приготовил Он для суда престол Свой » (ст. 8). Другой переводчик (Акила) говорит: будет сидеть ; сидение часто употребляется в смысле неизменяемости существа Божия, как и Иеремия говорит: « Ты, Господи, пребываешь во веки » (Плач. 5:19). Тоже выражает здесь и еврейское слово: иисив. Пророк часто говорит это при изображении наказания людей, выражая с одной стороны бессмертность существа Божия, а с другой — смертность человеческого рода. Существо и величие Божие не имеют конца. Это, будучи непрестанно напоминаемо, внушает нам страх, чтобы мы боялись Бога и по той, и по другой причине: и по причине величия Его славы, и по причине ничтожества нашего собственного существа, и потому, что Он пребывает вечно, и потому, что Он наказывает вечно и ужасно. Когда нужно объяснить что–нибудь в переносном смысле, то не должно оставлять этого. Иногда нужно и (в словах Писания) подразумевать нечто другое, а иногда нужно понимать их только так, как они сказаны, например: « в начале сотворил Бог небо и землю » (Быт. 1:1). А иные должно понимать иначе, нежели как они сказаны, например: « любезною ланью и прекрасною серною, любовью ее услаждайся постоянно; пусть они будут принадлежать тебе одному, а не чужим: источник твой да будет благословен » (Притч. 5:17–19). Если ты, обратив внимание на эти слова и желая уразуметь смысл их не отступишь от буквальных выражений, то увидишь, что было бы очень бесчеловечно — не давать никому даже воды. А здесь идет речь о жене, о том, что с нею нужно обращаться целомудренно; она называется « источником » и « ланью », по причине чистоты супружеского сожития. Здесь — так, а в других местах нужно принимать и сами слова, и подразумевать другой, выражаемый ими, смысл, — например, в словах: « как Моисей вознес змию » (Ин. 3:14). Здесь надобно верить, что это было, — а было действительно, — и разуметь выражаемый этим прообраз Христа. Так и здесь не погрешит тот, кто отнесет сказанное псалмопевцем к иудеям. « Воссел на престол Судящий по правде. Ты наказал народы, и погиб нечестивый. Имя его Ты изгладил на век и в век века. У врага совершенно истощилось оружие, и города Ты разрушил: погибла память о нем с шумом ».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

Праздников, в центре которых помещен Крест Христов, у Церкви несколько. Все они понуждают верующих людей поднять головы от земли и посмотреть ввысь. На небо смотрел царь Константин в тот таинственный полдень накануне битвы, когда Крест сиял на небе сильнее самого солнечного диска, и буквы складывались в краткую и многообещающую фразу: «Сим победишь». На небо смотрели христиане Иерусалима в далеком 351 году, когда среди белого дня, сияя всеми цветами радуги, знак Креста простерся по небу над городом от горы Елеонской до Голгофы. В память этого события есть у церкви праздник 7 (20) мая. На небо посмотрят люди в последнее время, когда «после скорби дней тех, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются. Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе ; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» (Мф. 24:29-30). Именно знак Креста, как знак Царский, знак победы и перенесенного Христом страдания мы усматриваем в этих пророческих словах Нового Завета. Но приблизим к себе ныне эту пугающую радость. Вернее, приблизимся сами ко Кресту с радостью и трепетом. И первым делом воздадим должное царице Елене. Несколько столетий прошло со времени Евангельских событий до ее дней. Иерусалима давно уже не было на карте мира. Вместо него был переименованный Адрианом город Элия Капитолина, в котором евреям под страхом смертной казни запрещали селиться. Место крестного Искупительного страдания Христа было забыто, затеряно, и храм Венеры стоял там, где Сын Божий висел посреди двух разбойников. Сто лет. Мало это или много? Сто лет отделяют нас от праздника трехсотлетия Дома Романовых. А двести лет? Столько прошло от нас до Наполеоновского нашествия. А триста лет? А это уже расстояние от нас до Петра Первого. Не являются ли эти эпохи какой-то далекой жизнью, достойной только учебника истории? Не сон ли это? И много ли мы помним, знаем, бережем с тех пор? Что-то, конечно, бережем, но что-то и безвозвратно утратили. Точно так же можно было безвозвратно утратить память о Святых местах, если бы не Елена. А ведь от ее дней до дней Христовых страданий примерно столько же, сколько от наших дней до Петра Первого.

http://pravoslavie.ru/60657.html

Преподобный Исаак Сирин И милость Его в роды родов к боящимся Его. Лк. 1, 50 Страх Господень — источник жизни. Страх Господин — твердыня души. Страх Господень приводит в порядок духовную мысль… Никто из людей так не высок, как боящийся Господа. Кто боится Господа, тот подобен свету, указывающему многим путь спасения. Кто боится Господа, тот подобен укрепленному граду, стоящему на горе; и пред лицом его трепещут лукавые бесы. Преподобный Ефрем Сирин Нет зла, которого не уничтожал бы Страх Божий. Как огонь, приняв железо, хотя бы самое испорченное и покрытое большою ржавчиною, делает его ясным и светлым, очищая его и совершенно исправляя повреждение, так и страх Божий в короткое время совершает все и не допускает ничему человеческому вредить тем, которые проникнуты им. Святитель Иоанн Златоуст Если истинно возлюбил ты Господа и прилагаешь старание улучить будущее Царствие и дал обет трудиться по причине своих грехопадений, то помни суд и вечное мучение, со страхом ожидая исшествия своего из сего мира. Преподобный Ефрем Сирин Фото: Геннадий Михеев Есть два страха: один первоначальный, а другой совершенный… Например, кто исполняет волю Божию по страху мук, тот еще новоначальный, ибо он еще не делает добра для самого добра, но по страху наказания. Другой же исполняет волю Божию из любви к Богу, любя Его, собственно, для того, чтобы благоугодить Ему; этот знает в чем состоит существенное добро, он познал, что значит быть с Богом… таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания, уже не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что он, вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, изгоняет первоначальный страх. Поэтому-то апостол и говорит: совершенна Любы вон изгоняет страх (1 Ин. 4, 18). Однако невозможно достигнуть совершенного страха иначе, как только первоначальным страхом. Преподобный авва Дорофей Страх Божий — главное. Когда он приходит, то добрый хозяин все по-своему устрояет в душе. Есть он у вас? Если есть, благодарите Бога и храните его, а если нет, разбудите его: ибо он в духе нашем содержится, и если не проявляется, то по нашему невниманию. От страха Божия — первое чадо — дух сокрушен, сердце сокрушенно и смиренно. Чувство сокрушения да не отходит от сердца! Для поддержания страха Божия надо держать неотходную память о смерти и Суде. Как только проснетесь, так призывайте сию память и весь день будьте в содружестве с нею, как первою советницею своею. К сему присоедините сознание присутствия Господа близ вас и в вас, так что Он все видит и самое сокровенное. Сие сознание — с памятью смертною — неразлучным имеют страх Божий. Когда сия троица поселится в сердце вашем, тогда пойдет у вас молитва из сердца, с непрестанными взываниями к Господу Спасителю. Вот все! Если это есть в вас в какой-либо степени, то дело спасения вашего в ходу, а если нет, надо все поднять в сердце. Ибо если сего нет, все другое ничто…

http://pravoslavie.ru/1636.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010