«Душевныма очима ослеплен, к Тебе, Христе, прихожду, якоже слепый от рождения, покаянием зову Ти Ты сущих во тьме Свет пресветлый» (Кондак). Отдание Пасхи совершается в среду 6-й седмицы по Пасхе. Одновременно начинается предпразднство (один день) Вознесения (Там же, с.295–297). Неделя седьмая по Пасхе, свв.отцев Первого Вселенского Собора В эту неделю Святая Церковь празднует память трехсот восемнадцати отец Первого Вселенского Собора в Никее, который был созван против Ария. Он начался в дни Пятидесятницы, 19 июня 325 года, и послужил славе Воскрес­шего Господа. Собор, как говорится в синаксарии, проповедал Сына Божия единосущна и единочестна Отцу и исповедал, что Он воистину Сын Божий и совершенный Человек. И поскольку Господь наш Иисус Христос совершил все домостроительство нашего спасения во плоти и опять вознесся одесную Бога Отца, то Церковь , желая показать, что Сын Божий воплотился и сделался истинным и совершенным Человеком, «вознесся и седе одесную величествия на небесах», установила настоящий праздник. Собор постановил также праздновать светлый праздник Пасхи всем христианам не вместе с еврейской, а после нее – в первое воскресенье. Праздник богоносных отцев совершается один день и не имеет ни пред празднства, ни попразднства. Троицкая родительская суббота Троицкая родительская суббота совершается всегда в субботний день пред Пятидесятницей. На ее службе поминаются все «от века усопшие» право­славные христиане, отцы и братия наша (Там же, с.303–304). Радостнейший день Святой Пасхи является величайшим христианским торжеством (32). Артос Артосом (в переводе с греческого «хлеб») называется большая просфора с изображением на ней Креста или Воскресения Христова. В первый день Пасхи артос (их может быть несколько) полагается на аналое или столе в храме (обычно у местной иконы Спасителя) и находится там всю Светлую седмицу. В первый день Пасхи в конце Литургии, после заамвонной молитвы, совершается освящение артоса. Во время крестного хода, который соверша­ется каждый день (кроме первого) Светлой седмицы после Литургии, обычно носят и артос, а в монастырях после Литургии он переносится в трапезную при пении тропаря Пасхи. Здесь после трапезы бывает возношение артоса, а потом он снова переносится в храм при пении 9-й песни пасхального канона. В пятницу Светлой седмицы вечером (то есть на субботу) артос раздробляется и раздается верующим в субботу после Литургии для вкушения (прежде при­нятия обычной пищи).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

На почве ереси в Церкви возник серьезный раскол. Благочестивый император Константин Великий сперва счел вопрос несущественным и малозначительным, и призвал обе стороны к миру. Защитники веры сумели объяснить Императору, что все не так просто, и он переменил точку зрения. Были собраны лучшие богословы, были выкованы слова, в которых мы и по сей день исповедуем свою веру. Наш Символ Веры вплоть до слов И в Духа Святого был составлен на Первом Вселенском Соборе, а уже в Господа Животворящего, Иже от Отца Исходящего и далее – это деяние Второго Собора. Символы Веры были и раньше, похожие по содержанию, но перед лицом новой ереси они оказались недостаточными, не настолько конкретными, как было нужно. И тогда было найдено слово «единосущие» – единосущна Отцу, Имже вся быша, и в этом была кульминация деяний Собора. Священник Михаил Немнонов Арий, имея своими сторонниками 17 епископов, держался гордо, но его учение было опровергнуто и он отлучен Собором от Церкви, а святой диакон Александрийской Церкви Афанасий в своей речи окончательно опроверг богохульные измышления Ария. Отцы Собора отклонили символ веры, предложенный арианами. Был утвержден православный Символ веры. Равноапостольный Константин предложил Собору внести в текст Символа веры слово «Единосущный», которое он часто слышал в речах епископов. Отцы Собора единодушно приняли это предложение. В Никейском Символе святые отцы сформулировали апостольское учение о Божественном достоинстве Второго Лица Пресвятой Троицы — Господа Иисуса Христа. Ересь Ария, как заблуждение гордого разума, была обличена и отвергнута. После решения главного догматического вопроса Собор установил также двадцать канонов (правил) по вопросам церковного управления и дисциплины. Был решен вопрос о дне празднования Святой Пасхи. Постановлением Собора Святая Пасха должна праздноваться христианами не в один день с иудейской и непременно в первое воскресенье после дня весеннего равноденствия (который в 325 году приходился на 22 марта). Что же было потом? Сторонники ереси с лукавством, присущим всякой лжи, сумели поправить свое положение, а затем снова перешли в наступление. Константин Великий умер – его сын и приемник был арианином. Епископы, сочувствовавшие ереси, имели влияние на Императора, и они смещали одного за другим борцов за православие с их епископских кафедр, заменяя своими сторонниками. Почти все отцы Собора в конце жизни претерпели гонения, и лишь немногие дожили до торжества своего дела, когда спустя сорок лет, в шестидесятые годы четвертого века, сознание общества стало меняться и Истина восторжествовала.

http://pravmir.ru/pamyat-svyatyx-otcev-p...

Память св. Прокла Церковь празднует 20 ноября. По отшествии его ко Господу, избирается блаженный 446 г. 39) Флавиан, – патриаршествовавший три года. Хранятся два послания его, исполненные ревности по благочестию. За мужественное исповедание православной Веры и обличение еретиков монофизитов, равно как и беззаконного их собора, он претерпел тяжкие побои, от коих и скончался. Память его Церковь празднует 16 февраля. Преемником его был 449 г. 40) Анатолий, из пресвитеров александрийских. При нем скончался император Феодосий Малый и воцарился Маркиан (450 г.). Во второй год патриаршества Анатолия собрался в Халкидоне Четвертый Вселенский Собор (451 г.), на котором осуждены и извержены Евтихий архимандрит и Диоскур, епископ александрийский, – монофизиты. Полагают, что сладчайшие песнопения, надписываемые: восточны, также – воскресные тропари в Октоих св. Дамаскина, поемые по гласу в субботу вечера, принадлежат сему святому Анатолию. Он венчал на царство самодержца Льва Фракианина Великого, вступившего на престол по смерти Маркиана (457 г. янв. 26). скончался после девятилетнего боголюбезного правления паствою. Память его Церковь празднует июля 3 дня. Ему наследовал 458 г. 41) Геннадий I. Его справедливо называет Никифор Каллист мужественным и благородным. Есть его окружное послание против симониян (святокуцев), каковыми приличились тогда некоторые в Галатии. Сие послание издал святой Геннадий от лица собора, который под его председательством собрался по сему случаю в Константинополе (459 г.) 5 . Правив Церковью 13 лет и 3 месяца, он преставился ко Господу. Память его Церковь празднует 31 августа. На престол патриарший восходит 471 г. 42) Акакий, муж досточтимый и человеколюбивейший. При нем помер самодержец Лев (474 г. января 10), а на престол вступил Лев Второй, младший сын Зенонов; и потом, в том же году, отец его, Зенон Исаврянин (ноября 20), зять Льва Первого, человек низкий и недостойный. Впрочем, брат тещи его Василиск Тиранн изгнал его; но после двадцати месячного изгнания, Зенон опять возобладал престолом, изгнав Василиска. Когда сей злодейственный Василиск, недугуя ересью евтихиан, издал окружное послание против Четвертого Вселенского (Халкидонского) Собора и некоторых из изверженных за ереси епископов опять возвел на их престолы; то мужественно противостал ему константинопольский Акакий вместе со св. Даниилом столпником, так что Василиск принужден был издать другое окружное послание для уничтожения первого. Впрочем, сей хищник власти, сделавшись предметом народной ненависти, был изгнан. Сам же Акакий, быв введен в заблуждение, сделался покровителем сообщников еретика Монга, по неведению имея общение с ними, будучи, впрочем, сам православным и благочестивейшим. Патриаршествовав 20 лет, Акакий скончался. На его место избран 491 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери На следующий день после праздника Рождества Христова, 8 января по новому стилю, православный мир отмечает важный праздник – Собор Пресвятой Богородицы. В этот день Православная Церковь с хвалебными и благодарственными песнями обращается к Богоматери, ставшей избранным орудием Промысла, родившей Спасителя. Именно потому, что Пресвятая Дева является Той, от которой родился, воплотился Спаситель наш Иисус Христос, и установлен этот праздник ее чествования сразу после Его Рождества. Собором этот день называется потому, что в отличие от отдельных праздников в честь Пресвятой Богородицы (например, Ее Зачатие, Рождество, Благовещение и пр.) в данный день совершается общее (соборное) празднование и других лиц, близких Пресвятой Деве Марии и Господу Иисусу Христу. Так, вместе с Богоматерью, в празднование Собора также совершается память тех, кто по плоти был близок к Спасителю: святого Иосифа Обручника, царя Давида (предка по плоти Господа Иисуса Христа) и святого Иакова (брата Господня, сына от первого брака святого Иосифа Обручника), который сопровождал вместе с отцом Матерь Божию и Богомладенца Иисуса при бегстве в Египет. Иосиф Обручник, будучи 80-летним старцем, по благословению первосвященника принял Деву Марию, чтобы хранить ее девство и чистоту. И хотя он был обручен Пречистой, все его служение заключалось в том, чтобы оберегать Матерь Божию. Пророк Давид был по плоти предком Господа и Спасителя, потому что, как и надлежало быть, Спаситель, Мессия, пришел в мир из рода Давидова. А апостол Иаков называется братом Божиим, потому что был старшим сыном Обручника Иосифа – от его первого брака. Иаков был очень благочестивым человеком и по Воскресении Христовом был избран предстоятелем Иерусалимской Церкви. Праздник Собора Пресвятой Богородицы имеет древнее происхождение, его установление относится к ранним временам Христианской Церкви. Уже в 4 веке Епифаний Кипрский, а также святой Амвросий Медиоланский и блаженный Августин в своих поучениях на праздник Рождества Христова соединяли хвалу родившемуся Богочеловеку с хвалой родившей Его Деве. Официальное указание на празднование Собора Пресвятой Богородицы на следующий день после Рождества Христова можно найти в 79 правиле VI Вселенского Собора, состоявшегося в 681 году.

http://pravmir.ru/sobor-presvyatoy-bogor...

V. Неделя православия Я только что возвратился из Казанского со­бора, с торжества Православия, и пишу эти строки, преисполненный тем, что видел и слышал. Мне казалось: предо мною раскрывалось в лицах по­степенное шествие Церкви Православной, Соборной, от времен Апостольских и до наших, в котором видена быша, по словам псалма, видима быша шествия Твоя, Боже. Вся летопись Церкви, с дре­вними и новейшими ее поборниками, царского и священного сана, Греческая и Русская, как будто развивалась в постепенности исторической, пред моими глазами. Вечная память ублажаемым доны­не Константину и Елене, двум Феодосиям, Иустиниану и иным Императорам Византийским, вместе с памятью наших равноапостольных Владимира и Ольги, чрез царственные степени Иоаннов и Феодоров, Михаила, Алексия и великого Петра, с благочестивыми усопшими из его семейства, сливала времена давноминувшие с новейшими; она соединяла, в мыслях моих, Церковь Вселенскую с преданиями отечественными, и это было сладостно для слуха и сердца. Пишу еще под влиянием сих высоких впечатлений, потому что это торжество Православия, кото­рое ежегодно повторяется в первое Воскресение ве­ликой Четыредесятницы, в память восстановления чествования святых икон, представило моему воображению как бы продолжение седьмого Вселенского Собора в лицах. Сонм Святителей, в блестящих ризах, восседал на высоком амвоне обставленном их Диаконами, посреди великолепной ко­лоннады Казанского собора, напоминающей древние базилики Востока: – ряд митроносных Архимандритов и облаченных Пресвитеров благоговейно предстоял, от святительского амвона до серебря­ной решетки пред иконостасом, посреди сжатой толпы народной, в глубоком безмолвии ожидавшей глагол Православия, – и этот глагол громко был возглашен Протодиаконом, с высокой кафедры проповедников слова Божия, пред иконою вели­кого витии и столпа Православия, Златоуста. – Не так ли живописуется на иконах наших, коих празднуем обновление, и Вселенские Соборы, утвердившие догматы святой нашей веры, начиная от первого Вселенского в Никеи, при святом Царе Константине, и до последнего, опять в Никеи, заключившего священный сонм их? Но как различны бывают впечатления, часто впрочем, происходящие от неведения или неразумения того, что поражает мысли и взоры! – Когда я, в этом торжестве Православия, видел одну только материнскую заботу святой Церкви, о душевном спасении всех ее чад, чрез обличение соблазнов, с теплою молитвою о обращении заблуждающих, – другим мнилось слышать тут одни только проклятия, как будто когда либо произносит их Церковь ! Они равнодушно при­шли послушать эти мнимые проклятия, как прихо­дят на какое-либо суетное зрелище, где легко прием­лются впечатления всех, самых ужасных собы­тий, потому что еще заранее знают, что это одно их представление, а не самая истина вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   Праздник Пасхи установлен в Ветхозаветной Церкви в память избавления народа еврейского от рабства египетского (Исх. 12:24). У древних евреев Пасха была неподвижным праздником и праздновалась от 14-го до 21-го числа нисана (по лунному календарю), который почти соответствовал нашему марту. Она праздновалась в эти числа месяца независимо от дней седмицы (Исх. 12:18). Так праздновалась она и во время земной жизни Христа Спасителя.    В Новозаветной Церкви Пасха празднуется в память Воскресения Господа Иисуса Христа. Кроме того, в честь этого спасительного события христианская Церковь еженедельно празднует первый день седмицы, который заменил собой ветхозаветную субботу. Тайная вечеря, страдания и смерть Богочеловека происходили в канун библейского праздника, а Воскресение Его – в первый день седмицы после первого дня еврейской Пасхи (Мк. 16:9).    В Древней Церкви Праздник Пасхи праздновался не везде в одно и то же время. Так, почти все Поместные Церкви – Александрийская, Антиохийская, Иерусалимская, Кесарийская, Римская – праздновали Пасху в первое воскресенье после Пасхи еврейской, согласно евангельскому повествованию. Малоазийские же Церкви, средоточием которых в то время был Ефес, праздновали Пасху одновременно с евреями, 14-го нисана. Несогласия в праздновании христианской Пасхи среди Поместных Церквей вызвали так называемые пасхалические споры, которые прекратились только после постановления Первого Вселенского Собора (325) о единовременном праздновании Пасхи во всех Церквах. Это постановление подтверждено 1-м правилом Антиохийского Поместного Собора (341). Согласно древним церковным установлениям, Пасха Христова празднуется в первый воскресный день за весенним полнолунием, которое будет в самый день весеннего равноденствия или непосредственно после него, но не ранее весеннего равноденствия (7-е правило святых апостолов).    В древности величина года измерялась двенадцатью лунными месяцами. В одном лунном месяце считалось 29 суток и 12 часов. Два таких месяца имели 59 суток, причем, по гражданскому счислению, в первом считалось 30 суток, а во втором, непосредственно следующем за первым, – 29 суток. Двенадцать лунных месяцев составляли лунный год, который имел 354 дня. Впоследствии египетские астрономы определили, что год имеет 365 дней и 6 часов. В 46 году до Рождества Христова по совету греческого астронома Созигена римский император Юлий Цезарь, желая исправить неточность древнего летосчисления, распорядился считать продолжительность календарного года в 365 дней и 6 часов. Это летосчисление распространилось у всех народов, входивших тогда в состав Римской империи. Такая система летосчисления получила название юлианской.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

[lxxiii] См.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники Константинополя. С.89. [lxxiv] О том, что «наши паломники» (в том числе, Антоний) были руководимы, «очевидно, греками-гидами» писал еще тот же Н. П. Кондаков (Там же. С. 98). После него о «рассказах греческих проводников» постоянно упоминал Хр. М. Лопарев (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). Спб., 1899. С. XXV, XXXII и др.), который даже подчеркивал, что «Антоний во многих случаях руководился показаниями греческих проводников, заносил в свою книгу не только то, что он видел лично, но и то, о чем он только слышал». О «византийском гиде» Добрыни Ядрейковича, «несколько спрямившим историю» при рассказе о гробнице мучеников Карпа и Папила в константинопольском мартирии (он приписал его строительство Константину Великому, тогда как, «согласно господствовавшей легенде», тот был построен его матерью, императрицей Еленой по образцу храма Гроба Господня), пишет и современный византинист. См.: Иванов С. А. В поисках Константинополя. Путеводитель по византийскому Стамбулу и окрестностям. М., 2011. С. 392. [lxxv] Кондаков Н. П. Византийские церкви ... С. 97. [lxxvi] См.: Савваитов П. И. Путешествие Новгородского архиепископа Антония в Царьград в конце XII столетия. Спб., 1872. [lxxvii] Кондаков Н. П. Византийские церкви ...С. 99. [lxxviii] Там же. С. 122. Замечания и поправки Хр. М. Лопарева к топографии Константинополя у Антония Новгородского и ее интерпретации у Н. П. Кондакова см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. XXVIII-LXIV. [lxxix] Речь идет о византийском императоре Алексее III Ангеле (ок. 1153-1211). [lxxx] Имеется в виду патриарх Иоанн Каматир (1198-1206). [lxxxi] «В 1200 году Пасха праздновалась 9 апреля, - отмечает Хр. М. Лопарев, - 21 мая действительно приходилось на воскресенье (день недельный), тогда (7-е воскресенье по Пасхе) праздновался и собор 318 отцев Первого Вселенского собора» (см.: ППС. Т. 17. Вып. 51 (3). С. CXXVI). «Полный месяцеслов Востока» архиепископа Сергия (Спасского) (М., 1997. Т. II. С. 151-152; Т. III. С. 190-191) относит память Первого Вселенского (Никейского) собора 325 г., в котором участвовал император Константин и 318 епископов, среди которых были свт. Николай Чудотворец, свт. Спиридон Тримифунтский и др. святые отцы, не к 21, а к 29 мая, когда она и отмечается по сию пору. День памяти св. равноапостольного царя Константина и матери его Елены всегда отмечается 21 мая.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2014/0...

Первый Вселенский Собор и наше спасение 03.06.2022 10:47:49 Сергей Львович Худиев В это воскресенье Церковь будет совершать память Отцов Первого Вселенского Собора, который был созван в июне 325 года в городе Никее. Главным вопросом, который на нем рассматривался, было противостояние ереси Ария — и утверждение, в борьбе с этой ересью, православного учения. Современному читателю все это может показаться чужим и далеким — какое отношение богословские споры почти 1700-летней давности имеют к нашим сегодняшним нуждам и проблемам? Однако решения, принятые Отцами Первого Вселенского Собора, имеют самое прямое отношение к каждому из нас. Святые Отцы, по вдохновению Святого Духа, отстояли для нас само существо нашей надежды — Божество Господа нашего Иисуса Христа. Как говорится в последовании ко святому Причащению, «Не ходатай, не ангел, но Сам Ты, Господи, пришел, от Девы воплотившись, и спас всего меня, человека; посему взываю к Тебе: слава силе Твоей, Господи!» Нам стоит рассмотреть это подробно. Между Творцом и творением существует непреодолимая качественная разница. Ее можно сравнить — помня, что всякое сравнение хромает — с разницей между автором и персонажами. Автор — не самый главный, или самый заметный, или самый могущественный персонаж. Он вообще не принадлежит к числу персонажей. Он, в отличие от них, существует на самом деле. Достоевский — живой человек из плоти и крови; Раскольников — один из его персонажей, который существует только потому, что Достоевский его создал. Хотя, конечно, эта аналогия условна. Автор не творит из ничего — он осмысляет мир, в котором уже живет, пишет на языке, который он унаследовал, а сам персонаж — это никак не живой человек со свободной волей, хотя писатели иногда и жалуются, что герои их произведений «выходят из-под контроля». Но мы можем сказать, что Бог обладает качественно иной реальностью, чем все сотворённое. Он существует вечно — вернее, предвечно. Вопрос «кто создал Бога», который часто ставят атеисты, просто лишен смысла. Бог был, есть и грядет. Он обладает — в отличие от всего остального — самобытием. Он абсолютно самодостаточен.

http://radonezh.ru/2022/06/03/pervyy-vse...

IX. Патриаршая ризница Напротив Успенского собора находится древняя Патриархия, ныне Синодальное здание, с церковью двенадцати Апостолов и приделом Нерукотворенного образа. – Здесь встретил Его Высочество Архиепископ горы Фавора, Иерофей, присланный за милостынею от Патриарха Иерусалимского. В обширной Крестовой палате, где совершается варение св. мира, рассказывал Митрополит, как в древние годы соединялись в ней Соборы церковные и Патриархи наши принимали Первосвятителей Греческих; здесь же, после произвольного удаления Никонова, Вселенские Патриархи призывали его на суд. Далее взошел Цесаревич в присутственную залу Московской Синодальной конторы, где на время коронаций заседает и Святейший Синод. По выходе из Крестовой палаты, мы поднялись, узкою витою лестницею, в Патриаршую ризницу и библиотеку, которые заключались в двух тесных покоях, – бывшей трапезе Патриарха Никона и его домовой церкви, во имя Апостола Филиппа, где еще видно против алтаря каменное Патриаршее место; прочие же смежные его кельи занимает теперь ризничий, блюститель сей сокровищницы. Исчислить все, что в ней находится, не возможно в кратких словах: одна библиотека, кроме книг и хартий, собранных из монастырей Никоном, заключает в себе и то богатство рукописей Греческих, которое привезла из Византии и Италии Царевна Греческая София. Несчастный страдалец, инок Максим Грек , вызванный нарочно для их разбора, с горы Афонской, сыном Софии, Великим Князем Василием, воскликнул при виде сего хранилища: «что нигде в Европе он не видал подобного!» и хотя теперь уже многого нет, но еще остались некоторые драгоценные письмена первых веков Христианства, коим недавно удивлялся ученый профессор Маттей, составлявший каталог. При входе в ризницу представились самые дорогие предметы: саккос св. Петра Митрополита, омофор, так называемый шестого Вселенского собора, а по преданиям принадлежавший, еще во времена первого, Николаю Чудотворцу; клобук первого Патриарха Всероссийского Иова, другой белый клобук Никона, древней формы в виде скуфии, с жемчужным деисусом на челе и таким же изображением трех Святителей Московских и трех Вселенских на воскрылиях, и с яхонтовым крестом, воздвигнутым на вершине. От сего первого шкафа, кругом всей палаты, развешаны саккосы и омофоры всех Митрополитов, начиная с Феогноста, и всех Патриархов, кончая Адрианом; но нет меж ними великолепнее Никоновых, какие дарил ему Царь Алексей Михайлович; от тяжести драгих каменьев и жемчуга один весит более иуда; такая же пышность заметна в его митрах, посохах, панагиях; напротив того большая простота в его домашней одежде, которая необыкновенна только своею длиною и показывает большой рост Святителя: оригинальна его белая пуховая шляпа, одна только забытая в ризнице во время нашествия неприятеля; Французы сняли с нее обветшалый галун, вероятно однако же не на память Патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Ср. Ап. 14; 1 Всел. 15; 4 Всел. 5; Антиох. 13 и 21; Сард. 1; Карф. 59. 3. Нужно и сие присовокупить, да никто из епископов не приходит из своей области во иную область, в которой есть свои епископы, разве только будет позван от братии, находящейся в оной, да не возомнимся затворять двери любви. Подобает же и сие предусмотреть: если в коей области кто-либо из епископов имеет дело с братом своим и соепископом, то ни один из них да не призывает в посредники епископов из иной области. Если же кто из епископов в некоем деле окажется осуждаемым, но возомнит себе не неправое иметь дело, а праведное, да и снова возобновится суд, то, если угодно вам, любовью почтим память Петра Апостола, и да напишется от сих судивших к Иулию, епископу Римскому, да возобновится, если потребно, суд чрез ближайших к той области епископов, и да назначит он рассмотрителей дела. Если же обвиняемый не возможет представить дела своего требующим вторичного суждения, то единожды присужденное да не нарушается, но, что сделано, то да будет твердо. Шестым правилом Первого Вселенского Собора, по древнему обычаю, предоставлены в подчинение Римскому епископу многие епархии на западе, подобно как Александрийскому и Антиохийскому — многие епархии на юге и востоке. Согласно с сим разделением, Осий, епископ Испанского города Кордувы, принадлежа к области Римского епископа, предлагает относить на его рассмотрение сомнительные случаи западных епархий; и в сем смысле принял его предложение Поместный Сардикийский Собор, не отступая от 6 Правила Первого Вселенского Собора. Правила говорят о трех разных предметах: 1) перемещение епископов. Запретив таковое предыдущими двумя правилами, если это делается по инициативе перемещающегося с дурными, своекорыстными целями, правило допускает таковое в интересах Церкви по решению Собора, что согласно с указаниями правил Ап. 35 и Антиох. 13. 2) споры между епископами, которые должны разрешаться подлежащими Соборами, согласно 5 пр. 1 Всел. Собора. 3) Римскому Папе Юлию предоставляется возобновить законченное судебное дело по апелляции к нему. Это постановление имело обязательное значение только в условиях того времени и места, где был созван Собор. Еп. Никодим разъясняет, что одним из мотивов у епископа Осии при внесении этого предложения было ограждение Св. Афанасия Вел. от новых преследований со стороны восточных епископов, среди которых было много его врагов, сочувствовавших арианству. В нашей Книге Правил с полным основанием сделано к этой части правила пояснение, напечатанное выше.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010