Надпись свидетельствует о том, что на этом месте при помощи Божией посрамлена дерзость врагов, и что христолюбивые цари Лев и Константин в память своей победы воздвигли эту башню. По всей вероятности, упоминаемый в надписи факт относится к 726/27 г., и о нем у летописца Феофана, говорящего о нападении арабов на Никею, присоединено, что арабы разрушили в некоторых частях стены города и едва не взяли храма в честь отцов первого Вселенского собора, в котором изображены честные лики их . Сопоставляя данные надписи и летописи, можно заключить, что храм в память первого Вселенского собора находился близ той башни, на которой сохранилась указанная выше надпись. Возвращаясь к деятельности Льва Исавра в первые годы его правления, нужно присоединить, что внешняя война составляла не единственную заботу его. Счастливая война с арабами, без сомнения, укрепила его положение на престоле и заставила примириться с введенным им новым порядком, но это было достигнуто далеко не сразу и не легко. Продолжительный период анархии выдвинул на историческую сцену несколько лиц с большим честолюбием, которые думали воспользоваться наступившими смутами для укрепления своего личного положения. Так, стратиг Сицилии Сергий ввиду осады Константинополя арабами задумал отделиться от империи и основать в Сицилии независимое княжение. Находившийся под его властью гарнизон провозгласил царем некоего Василия Ономигула, принявшего имя Тиверия. Когда об этом получены были известия в Константинополе, арабский флот начал уже осаду столицы. Император поручил доверенному лицу, хартуларию Павлу, весьма важное поручение — отправиться в Сицилию и попытаться возвратить к долгу и послушанию сицилийского стратига и подвластное ему войско. Со всеми необходимыми предосторожностями вновь назначенный стратиг Павел тайно вышел из Константинополя и неожиданно явился в Сицилию. Сергий убежал тогда в Калабрию и тем предоставил прибывшему вновь стратигу свободу действия. Когда в Сицилии стало известно о мерах, принятых Львом Исавром для борьбы с арабами, и о положении дел в Константинополе, неожиданно изменилось настроение военных людей, и приверженцы отделения от империи оказались в значительном меньшинстве.

http://sedmitza.ru/lib/text/442832/

Единство во Христе, взаимный союз любви во имя Христово… Вопросы, о которых так много говорят и пишут в наши дни. Но, увы, слишком мало любви находим мы в окружающей нас жизни. Современный мир утратил образ живого Христа, Христа, ради любви отдавшего Свою жизнь за «мирской живот и спасение» и зовущего каждого из нас на живой подвиг христианской любви. Мир позабыл своего Спасителя… Мы равнодушно проходим теперь мимо Голгофы, с холодным сердцем слушаем повествования о страданиях и смерти нашего Господа. Огонь веры мерцает в немногих сердцах. В холодную, бездушную пустыню превращается жизнь человеческая – пустыню, в которой можно погибнуть в полном духовном одиночестве, в полном забвении. Никто не выйдет, никто не откликнется на стон. И в этом холоде и мраке духовно опустошенного бытия «божественным призывом звучат Христовы слова: – Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас. Теснее в наши дни около ног Христа должны собраться те, кто чувствуют весь ужас лишенной единства духа и любви человеческой жизни. Ибо только в Нем, в Его Евангельском Законе Правды и Любви, может открыться радость подлинного, озаренного Божией благодатью бытия. «Малым стадом,» всегда проходила в истории мира Церковь первенцев, Церковь Христовых избранников. Но не в количестве была ее сила. Ее сила была в духе единства во Христе, в союзе мира и любви во Имя Христово. И в наши дни, больше, чем когда либо – задача каждого христианина восчувствовать силу и жизненную необходимость Христовой любви и всем сердцем послужить ей в жизни своей. «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, говорит Господь в другом месте прощальной Своей беседы, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.» Да сподобит же Господь каждого из нас этого Своего явления, озарившийся лучами Которого не пожелает славы и красоты суетного и преходящего мира. Память отцов Первого Вселенского Собора. В первый после Вознесения Господня воскресный день Церковь творит молитвенную память богоносных Отцев Первого Вселенского Собора.

http://azbyka.ru/propovedi/sbornik-propo...

19 мая. О. протоиерей служил в Покровском (в митре); во время причастного говорил братии слово. Так как в этот день была память святых отец первого вселенского собора, то он, рассказав историю, причину собрания 1-го Вселенского собора, перешёл к Всероссийскому собору, на котором он сам присутствовал как представитель киевского духовенства. Красноречиво описав положение Русской Церкви в первое время после революции, насилия, гнёт первого прокурора Львова, защищавшего когда-то в Думе интересы Церкви, а теперь сделавшегося её гонителем, о. Феодор раскрыл намерение правительства Керенского и в Церкви произвести такую же революцию, хаос, какие были сделаны в гражданском государственном правлении. Но Господь, Глава Церкви, не попустил этого зла: хотя на церковный Всероссийский собор и проникли революционные элементы, желавшие нарушить её правильный строй, не желавшие допустить избрание патриарха, но собор большинством голосов высказался за необходимость избрать главу Русской Церкви, то есть патриарха, и вот вопреки человеческому мудрованию волею Божиею таковой был выбран и поставлен в лице епископа Тихона. Затем о. протоиерей перешёл к южному – украинскому – собору, на котором светское революционное правительство решило отделить украинскую Церковь от великороссийской. Но промысел Божий не допустил это сделать: все епископы, большинство священства и народа высказались против этого; Церковь южная, или Малой России, и Церковь Великой России должна быть едина, нераздельна, нерушима. За идею нераздельности Церквей был расстрелян большевиками митрополит Владимир. О. Феодор трогательно описал его кончину; это смерть – смерть мученика. Его убили за оградой Киево-Печерской Лавры, причём за несколько минут до смерти он коротко, но сильно помолился, затем благословил своих палачей, в этот момент он был сражён, и его после нашли с благословляющей десницей. В заключение своей речи о. протоиерей сказал, что наша российская Церковь в настоящее время люто гонима; расстреляно около 20 епископов, тысячи священников, иноков и прочего церковного клира. Гонение это превосходит первые гонения язычников, но о. Феодор выразил надежду, что наша родная Церковь, обильно политая кровью мучеников, процветет вновь яко крин, засияет неземною святостию, ярким небесным блеском. Речь продолжалась более часа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ангелов и всех святых. 102 Церковво-богослуж. книга: последование молебных пений, в конце Благодарения о получении прошения и о всяком благодеянии Божием. – Об этом гимне преосвящ. Еп. Пензенский Иннокентий говорит в своей цековной истории следующее: «Песнь: Тебе Бога хвалим, воспета в церкви по низложении Ариан в то время, когда они вооруженною рукою требовали себе Христианских церквей в Медиолане.» Он же говорит: Св. Амвросий Медиоланский оставил церкви после себя, кроме песней молитвы и бож. Литургию, тем более достойную примечания, что не столько сходствует с Римскою, сколько с Греческою литургиею. 103 В церквах восточных Символ Веры издревле был первою и главною песнию. Св. Златоуст в слове: «Всяк себе вредит,» пишет, что Символ Веры везде поется и пет будет во всех веках. Символ воспет был еще Отцами первого вселенского собора, тотчас по составлении своем, как торжественное исповедание веры, как истинная христианская песнь Самим духом Святым составленная. (Памятники древней христ. Церкви или христиан. древностей, Иродиона Ветринского, 1844 г., Т. III. ч. 6, стран. 129). «Тайные днесь Духа трубы, богоносные Отцы восхвалим, песнопения посреде Церкве песнь сличную богословия, Троицу единую непременную, существо же и Божество,» так поет церковь , прославляя память св. богоносных Отцев никейских. (Неделя 7-я по Пасхе, последняя стихира на Господи воззвах Отцам). Когда разошлись Отцы Востока и Запада с первого вселенского собора, тогда от всех конец мира неслась к Премирному Владыке всяческих та же славная песнь богословия – песнь Пресвятой Троице и о Троице. B римской Церкви установил петь Символ св. папа Лев Великий , a по другим, папа Марко (См. кн. О служении и чиноположениях греко-российской Церкви л. 37, издан. 1792 г., и Ист. церк. Иннок. Отд. L В. IV § VI). 104 Theod. Lector. Histor. Eccl. L. I . p. 554. Theophan. Chronicon ad ann. Theodos. 30; Иовий и Евфимий Антиохийский apud Photium cod. 222 et 228. Job. Damascenus Epi3t. de Trisagio ad Jordanem Coenob. ct de fide Orthodox.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Florin...

  28 МАЯ - Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325). Неделя седьмая. Первый Вселенский собор Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора - Прп. Пахомия Великого (ок. 348).  - Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Последняя черта - Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Имена: - 140 лет назад родился Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении - Кириенко-Волошин; 28.05.1877 - 11.08.1932) - русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, искусствовед. - 55 лет назад родился Андрей Владимирович Панин (28.05.1962 - 06.03.2013) - российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии России (2001) и премии «Ника» (2003, 2013 - посмертно). - 35 лет назад скончался Борис Петрович Чирков (13.08.1901 - 28.05.1982) - известный советский актёр театра и кино, исполнитель песен в кинофильмах, педагог. Народный артист СССР (1950). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1947, 1949, 1952), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1979). Герой Социалистического Труда (1975). - 15 лет назад скончался Владимир Георгиевич Лясковский (31.12.1917 - 28.05.2002) - известный одесский писатель и журналист. С первого дня Великой Отечественной войны и до взятия рейхстага - военный корреспондент газеты «Комсомольская правда». Принимал участие в освобождении Одессы, Украины, Румынии, Болгарии, Польши Венгрии, взятии Берлина. Первым из журналистов В. Г. Лясковский узнал и написал книгу (в соавторстве с М. Котовым, 1943) о бесстрашном подвиге подпольной организации «Молодая гвардия» и её руководителя Олега Кошевого. Член Союза писателей (1955). Автор 42 книг общим тиражом более 5 миллионов экземпляров. На заставке фрагмент фото A_Peach Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-22-2...

Сегодня память святых отцов Первого Вселенского Собора, состоявшегося в 325 году в Никее. После того как императору Константину Сам Господь явил знамение Креста на небе и сказал: «Сим побеждай», тот прекратил гонения на христианскую Церковь, длившиеся почти три столетия. И сатана, видя, что ему не удается уничтожить Церковь физически, пытается разрушить ее изнутри лжеучениями. «Мир», за который не молится Господь Первый Вселенский Собор отстоял, прояснил и утвердил православную веру. В то время появились лютые волки, не щадящие стада, как говорит нам сегодня апостол Павел (Деян. 20, 29), которые вышли из среды самих христиан. Дух Святой собрал святых Божиих людей на Собор, чтобы истинные Христовы учителя могли быть увидены и отделены от ложных. Это были особые, богоносные люди, ибо в них жил Христос, и сияние Христово отображалось в них. Достаточно упомянуть трех из наиболее известных отцов Первого Вселенского Собора, чтобы мы могли представить, какими были остальные отцы. Прежде всего святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских — «правило веры и образ кротости», который заушил нечестивого Ария, потому что эта ересь угрожала спасению людей, всего человечества. Святитель Спиридон, епископ Тримифунтский, который во удостоверение непостижимого соединения в Святой Троице трех ипостасей взял строительный камень, плинфу, и благодатью Духа Святого из этого простого кирпича кверху взметнулось пламя, вниз пролилась вода, а в руках у него осталась глина. Благодаря его благодатному слову непостижимые тайны Пресвятой Троицы стали ясны языческому философу. И был там святитель Афанасий Великий, вся жизнь которого — непрестанные ссылки и изгнания. Были времена, когда только он один из всех епископов оставался православным, потому что все остальные епископские кафедры были заняты еретиками-арианами. Многие из святых отцов прибыли на Собор, неся на своем теле раны, полученные ими во время недавних гонений на веру Христову. Например, святой Пафнутий исповедник. Мучители вырвали ему глаз, требуя отречения от Господа. Эти люди могли свидетельствовать о свете, потому что они были бесстрашны в стоянии за истину в годы гонений. Они могли свидетельствовать о свете, потому что видели свет истинный, свет Христов. И этот свет истины, как мы сказали, запечатлевался на их лицах и в их речах.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/06/13/mi...

Пределы Церкви значительно расширились в течение 4 века. В самом начале столетия, благодаря трудам св. Григория (память 30 сентября), получила свое устройство Церковь Великой Армении, которая вплоть до завоевания ее персами являлась одной из значительных поместных Церквей Востока. В начале века была просвещена, благодаря трудам равноапостольной Нины (память 14 января), Грузия, куда были посланы после первого Вселенского Собора епископы и духовенство. В 4 веке христианство утвердилось у готов, живших в то время в Малой Азии, но они были крещены арианами, и их первый епископ Вульфила остался до конца жизни арианином. С готами арианство вновь проникло на Запад и распространилось там в 5 веке. Христианство в Персии, несмотря на страшное гонение при царе Сопоре, было в 4 веке еще очень сильно. Персидская Церковь прославилась многими святыми и мучениками за веру. Из них наиболее известны преподобная мученица Евдокия (память 4 августа) и св. Маруф, епископ мартириопольский (память 16 января). Вера Христова утвердилась также на юге России, в Крыму, где Церковь была прославлена семью великими святителями Херсонесскими, из которых первый, св. Василий (память 7 марта), жил в середине 4 века. Наконец, православие утвердилось и в центральной Африке, где оно впервые было проповедано в апостольские времена. Церковь чтит св. Фрументия, епископа абиссинского (память 30 ноября), скончавшегося в 362 году. Во главе патриархатов и митрополий стояли патриархи и архиепископы, которые созывали поместные соборы для решения церковных дел и сообщали свои постановления другим поместным церквам. Многие из канонов поместных соборов были приняты потом всею Церковью наравне с постановлениями Вселенских Соборов. Во главе епархии стояли епископы, избираемые народом и поставляемые архиепископом. Часто избрания происходили на соборах епископов данной области или единолично архиепископом. Императорская власть принимала участие, главным образом, в избрании столичных епископов. Во главе приходов стояли пресвитеры, поставляемые и назначаемые епископом.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Естественно, у нас Единый Глава Церкви — Христос, но тем не менее, в службе на Усекновение главы Иоанна Предтечи, на малой вечерне, мы читаем: «Христос же тя, треблаженне, яко Крестителя, главу содевает Церкви, всех Содетель Господь и всех Избавитель». Как же, неужели вторая глава? — Конечно, нет. Здесь то, что пишет Апостол Павел — это Духом даётся дар управления Крестителя, чтобы Церковь созидалась и в основе лежал не иродов блуд, а чистота Крещения. Это не единственный случай в истории, иногда как и в период Первого Вселенского Собора, Пятого Вселенского Собора, Седьмого Вселенского Собора епископы как бы волновались — не приходили к какому-то единству, и Господь воздвигал тогда царей или царицу Феодору, которая даже перенесла Седьмой Вселенский Собор из Константинополя в Никею и всё-таки осудила ересь иконоборцев. Т.е. дары правления могут временно даваться и светским людям, — об этом пишет святитель Григорий Палама, — если дар правления употребляется на благо Церкви, но вторая глава в ней в то же время как бы существует и не существует, потому что Единый Глава — это Христос. — Благодарю вас за такой комментарий к нескольким вещам. Ну что ж, насладимся мыслью о том, что в глубинах народа нашего в большом числе есть люди читающие, думающие, рассуждающие. Обратим также внимание на то, что филология рождает богословие, что разбираться с текстом, знакомиться с греческим оригиналом, с церковно-славянским переводом, с русским переводом, с различными словарями толкования различных слов и терминов — всё это чрезвычайно обогащает и оттачивает ум, давая человеку возможность с разных сторон смотреть на Божие Слово. Оно действительно бездонно. Это очень важный труд, и мир Божий да будет с теми, кто не ленится заниматься этим трудом. Это хорошо. Спасибо. — Здравствуйте, батюшка. Вопрос по литературе. Литература, в т.ч. XIX века, создана людьми страстными — тот же Флобер и другие, но это творения падшего разума человеческого, да плюс ещё кое-кто ему и подсказывал, чтобы страсти описывать и т.д.

http://radonezh.ru/text/pamyat-optinskik...

Так же Господь снисходит и ко всем нам. Иногда мы просим у него даже чего-то противного заповедям, иногда совершенно ненужного – и Он дает нам это не потому, что это полезно, а потому, что хочет уверить нас в истине. Иногда мы своим детским ограниченным умом размышляем о возвышенных, сложных предметах, о богословских истинах – и Он, снисходя к нашей ограниченности, подает нам благую мысль и убеждает нас в истинности христианского учения. В нашей жизни часто проявляется великое снисхождение Божие к нам, людям убогим, грешным, ничтожным, – только для того, чтобы призвать нас к служению Ему. Когда же мы от всей души принимаем Его учение (иногда не сразу, это зависит и от нашей ревности, и от нашего трудолюбия в духовном отношении), Господь постепенно возводит нас к полному, глубокому знанию, широко охватывающему Божественные истины. Тогда мы начинаем сознательно служить Богу уже не ради наших детских догадок или ненужных удовлетворенных просьб, но ради созерцания пред собой блаженной вечности, ради понимания того, что единственное благо на земле и на небе – это Господь наш Иисус Христос, Сын Божий. Мы следуем за Ним и внутренне, внимая себе умом и приближаясь к Нему через Иисусову молитву, и внешне, понуждая себя исполнять заповеди Его. Аминь. 23 июня 2000 года Истина дороже всего Слово в Неделю 7-ю по Пасхе, святых отцов Первого Вселенского Собора Сегодня, братья и сестры, мы совершаем память святых отцов Первого Вселенского Собора, созванного в глубокой древности, почти тысячу семьсот лет назад. Этот собор состоялся в 325 году и стал первым из семи, называемых в церковной традиции Вселенскими. Поводом для проведения этого собора явилась соблазнительная и быстро распространяющаяся ересь пресвитера Ария, по имени которого она и была названа арианской. Арий был одним из самых ярких среди выдающихся пресвитеров города Александрии – в то время столицы Египта и местопребывания патриархов Александрийских. Когда по смерти предстоятеля освободилась Александрийская кафедра, то претендентами на патриарший престол стали в основном два человека: Александр, который и был вскоре избран, и Арий. Процедура избрания внутри Церкви была тогда чрезвычайно свободной и демократичной. Хотя Арий и был незаурядным проповедником, аскетом, подвижником, но священнослужители предпочли ему Александра. На основе личной обиды, как это часто бывает с людьми, у него возникло желание чем-то выделиться. Тогда Арий начал проповедовать свое новое, оригинальное учение.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Посему такая практика противоканонична, ибо нарушает Священное Предание. 2.8 Иногда называют наш церковный календарь – «икона времени». Но он отличается от того юлианского календаря, по которому жили язычники в римской империи тем, что впитал в себя вселенскую многовековую святую память Церкви, и хранит её. Не являясь идеальным, он, тем не менее, указует истинные времена и сроки Пасхалии. Хочется ещё раз подчеркнуть, что мы чтим память святых Отцов и священных событий не в строгом соответствии с солнечным и лунным временем, но по изначальному православному месяцеслову. В один день совершаем память св. Отцов, живших в древности, и в средние времена, и недавно канонизованных. Поэтому, даже при желании исправить церковный календарь в соответствии с астрономическим временем, сделать это каким–либо разумным способом, по всей вероятности, невозможно. Ибо для нас это – календарь святой вечной памяти Церкви всех поколений: уже усопших, живых и будущих – и не одного дня нельзя выбрасывать. Хорошо бы называть наш богослужебный календарь иконой святой памяти Священного Предания, литургического воспоминания Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «О нем бо живем, и движемся и есьмы » ( Деян. 17:28 ). 2.9 Приведём свидетельства Отцов Церкви и ревнителей Православия о календаре и Пасхалии. /Выписка из коллективного труда, составленного Афонскими ревнителями православного благочестия «Учение Православной Церкви о Священном Предании и отношение ея к новому стилю» 1. О первом Вселенском Соборе свидетельствует историк четвёртого века Евсевий Памфил так: «Всё, что определили святые Отцы первого Вселенского Собора в Никее, сколько в вере, сколько относительно празднования Пасхи, было установлено не иначе, как по воле Самого Бога... Неприлично нам совершать праздник Пасхи вместе с врагами Божиими» («Церковная история» Евсевия, глава 20). 2. О первом Вселенском Соборе свидетельствует святой Кирилл Александрийский : «Я тщательно исследовал, что определил Никейский Собор, именно о 14 дне первого месяца всех годов, в продолжение 19-летнего цикла, чтобы не заблуждались, празднуя вместе с иудеями и еретиками четыредесятниками, в 14 день лунного месяца, и постановлено было на всех Соборах, кроме только Гангрскаго и Кесарийскаго, чтобы никакая Церковь , никакое государство не делали противно тому, что утверждено относительно Пасхи на Никейском Соборе» (Пасхальное окружное послание).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010