Сигурд Шмидт Скачать epub pdf 12 июля 1994 г. скоропостижно скончался архимандрит Иннокентий (в миру Анатолий Иванович Просвирнин). Кончина этого видного церковного деятеля – тяжелая утрата и для наших гуманитарных наук, отечественной культуры. Хотя сам отец Иннокентий более всего ощущал себя священнослужителем и был одним из самых почитаемых в Москве духовных пастырей, его в нашей стране и за рубежом признавали как выдающегося знатока, исследователя и публикатора памятников письменности, историка культуры и историографа отечественной археографии. Архимандрит Иннокентий казался воплощением живой творческой связи современных гуманитарных наук с маги­стральными двухвековыми традициями изучения памятников истории и культуры нашего Отечества, восходящими к Евгению Болховитинову и его младшим современникам. Отец Иннокентий родился 5 мая 1940 г. в Омске в трудовой семье, мальчиком начал служить в церкви алтарником. В Сибири, не знавшей унижений крепостничества, особенно долго сохранялись корневые основы нашей культуры. Там сберегали – и не только в старообрядческой среде – древние рукописи и иконы, старопечатные книги, фольклорные обычаи, необходимые и для строения новой жизни. Академик М. Н. Тихомиров был убежден в этом в начале 1960-х годов, когда предложил программу организации археографического обследования Зауралья и передал в дар Сибирскому отделению Академии наук свою бесценную коллекцию рукописей, старопечатных книг и икон – «Тихомировское собрание». Деятельность ученых последующих десятилетий – тому подтверждение. Произошло то, что характеризуют ныне как «археографическое открытие Сибири» и чему посвящена уже большая литература. Анатолий Иванович с особой теплотой, возвращаясь мыслью к Сибири, говорил о людях, преданиях, природе родного края и при получении монашеского сана в 1977 г. принял имя Иннокентия в память знаменитого апостола Америки и Сибири, сибиряка родом, умершего в 1879 г. Жизненный путь архимандрита Иннокентия – ученого и общественного деятеля – отличают редкостная духовная целеустремленность, просветительская направленность.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

К 70-летию со дня рождения о. Иннокентия вышел в свет сборник его неопубликованных трудов «Блаженни чистые сердцем», куда вошли архивные материалы из его личного фонда, хранящегося в НИОР РГБ 82 . В 2010 г. нами было опубликовано в юбилейном «Богословском вестнике» МДА обширное интервью взятое автором статьи у друга и многолетнего помощника о. Иннокентия доктора исторических наук Н.Н. Лисового 83 , который преставился ко Господу в ночь на Рождество Христово 7 января 2019 г. Глубокое слово В.П. Овсянникова памяти о. Иннокентия было опубликовано в этом же издании Московской духовной академии 84 . О. Иннокентий задумал издать деяния и труды Всероссийского Поместного Собора 1917–1918 годов. Уже после его смерти это издание было начато Новоспасским монастырем и продолжается ныне трудами коллектива под руководством епископа Воскресенского Дионисия, наместника обители. В ночь перед кончиной о. Иннокентий написал слова, которые приобрели сегодня особую актуальность и являются его духовным заветом всем нам, православным людям России: «Сейчас миллионы людей разных стран с великим упованием, надеждой взирают на Святую Русь. И в единоплеменной нам Сербии. И на Православном Кипре, как и на всем Православном Востоке – повсюду живет надежда, что русский народ и другие православные народы Святой Руси выстоят перед буреломным и пакостным духом Антихриста и поделятся своими благодатными духовными дарованиями с теми, кто сражен духом зла в цивилизованном мире. От нас ждут прежде всего духовной поддержки, молитвенной помощи страждущие народы, ибо знают, как любит Матерь Божия Святую Русь. Мы же знаем лучше других, какие мы есть…И чтобы не посрамить святых надежд наших православных братьев, сохраним в себе семя Слова Божия сегодня и приумножим его самим делом в повседневной жизни. Аминь» 85 . 1 См. описание фонда: Курочкина О.В., Соломина О.Л. (НИО рукописей РГБ) Обзор архива архимандрита Иннокентия (Просвирнина) (НИОР РГБ. Ф. 862)//Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет. XVI ежегодная богословская конференция ПСТГУ. М., 2006. Т. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Весной 1994 года он вернулся в Московский Новоспасский монастырь, ставший местом его упокоения. Н.Н. Лисовой вспоминал: «Он уехал лечиться на Кипр и попытался даже там остаться. У него была мечта остаться там, он писал об этом прошение, заявление Священноначалию и так далее. Ему не разрешили, его заставили вернуться. Он вернулся весной 1994-го года, для того, чтобы через три месяца после этого умереть» 77 . Наместник обители, однако, не получил благословения на включение о. Иннокентия в число братии обители: «Когда отец Алексий, нынешний владыка Алексий (Фролов), доложил Святейшему, что он просит включить в братство отца Иннокентия, Святейший благословил жить ему в Новоспасском монастыре, но не благословил включить его в братство», – свидетельствует, со слов самого отца Иннокентия, Н.Н. Лисовой 78 . Архимандрит Иннокентий скоропостижно скончался от острого сердечного приступа в 7 часов 15 минут 12 июля 1994 года, в день памяти святых первоверховных апостолов Петра и Павла. Он умер в келье епископа Порфирия (Успенского ; †1885), которого благоговейно почитал. Могила о. Иннокентия находится напротив Спасо-Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве, ее видит каждый, кто посещает обитель. Публикации об архимандрите Иннокентии стали появляться сразу после его смерти в виде некрологов 79 . В 1998 году вышел в свет первый сборник воспоминаний о нем 80 . Позднее трудами архиепископа Алексия, наместника Новоспасского монастыря, вышел сборник воспоминаний об о. Иннокентии 81 . 28 мая 2004 года в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата состоялся круглый стол «Русская Библия и православная культура». Организаторы круглого стола – Московский Патриархат, Славянский фонд России, семейно-педагогический клуб «Отчий дом» – посвятили его памяти архимандрита Иннокентия в связи с 10-й годовщиной со дня кончины. В зале была развернута импровизированная выставка «Подвижники веры и благочестия», устроенная музеем при воскресной школе храма Рождества Богородицы в Братцеве. В числе экспонатов выставки были личные вещи, фотографии и автографы архимандрита Иннокентия.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Последовательно выявлялось неизданное рукописное наследие историков церкви и исследователей религиозной литературы, причем обращалось особое внимание на их научно-методические заветы, составлялись библиографические перечни трудов. Подготовлены статьи о Евгении Болховитинове , Леониде Кавелине , Порфирии Успенском , К. И. Невоструеве  и других – усилиями отца Иннокентия возвращены имена, выключавшиеся более 50 лет из историографии отечественной науки. По его почину сделаны микрофильмы всех листов Лицевого летописного свода времени Ивана Грозного (разные тома которого находятся в разных хранилищах) и предоставлены в распоряжение крупнейших хранилищ Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска. Как это важно для сравнительного изучения миниатюр разных рукописных книг и системы редактирования текста! Один из таких «ларцев» с микрофильмами меня просили поднести в дар от издательского отдела Патриархата академику Дмитрию Сергеевичу Лихачеву в день празднования его 80-летия. Сейчас он в Пушкинском доме. Архимандрит Иннокентий – автор «Библейского проекта». Под его руководством готовили десятитомное научное издание (иллюстрированное) Русской библии. Это факсимильное воспроизведение Геннадиевской библии конца XV в., сопровожденное синодальным русским переводом и иллюстрациями (прежде всего миниатюрами лицевых рукописей). Успели издать два тома – «Новый завет». К составлению научного сопровождения (в последнем томе) – статей, комментариев – привлекли многих специалистов. Отец Иннокентий составил библиографию «Афон и Русская Церковь », изучал историю Афонского подворья в России, ознакомился с памятниками Афона на месте, и, наконец, стал инициатором организации поездки туда руководимой им группы ученых осенью 1983 г. Так была восстановлена отечественная традиция изучения на месте памятников Афона. Это был первый опыт организации совместной научной экспедиции сотрудников церковных и светских учреждений. Мне, как председателю Археографической комиссии, предложили вести переговоры с греческой стороной.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

4 О первых московских князьях – благоверных Данииле Александровиче и Юрии Данииловиче не сохранилось известий, которые можно было бы считать современными записями московских летописцев (Лурье Я. С. Общерусские летописи XIV-XV вв. Л., 1976. С. 60). Большинство летописных источников и Житие указывают датой кончины благоверного князя Даниила день памяти преподобного Герасима, иже на Иордане (475), – 4 марта 1303 г. (Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания о святом благоверном великом князе Данииле Александровиче, сыне святого благоверного великого князя Александра Невского, и построенном им за Москвою-рекою Даниловом монастыре. М., 1873). 5 В Кремле монастырь находился до 1490 г., когда был вновь переведен в Крутицы и стал называться Новоспасским; Данилов же монастырь пребывал в запустении до 1560 г. (Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи... С. 408; Православные русские обители... С. 281). После возобновления и особенно обретения святых мощей благоверного князя Даниила монастырь приобретает известность. В начале XIX в. в северной стороне храма в честь Святых Отец Седми Вселенских Соборов был построен придел во имя благоверного князя Даниила Московского. На монастырском кладбище погребены такие известные лица, как митрополит Варлаам Эристов, архиепископ Никифор Феотоки, архимандрит Дионисий Великопермский, Ю. И. Венелин, Н. В. Гоголь, М. Д. Дмитриев, Ю. Ф. Самарин , Н. С. Тихонравов, П. В. Хавский, А. С. Хомяков, князь В. А. Черкасский, Н. М. Языков и другие (Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи... С. 408–409; Православные русские обители... С. 280). 6 Словарь исторический о святых, прославленных в Российской Церкви, и о некоторых подвижниках благочестия, местно чтимых. СПб., 1836. С. 84–85; Православная Богословская Энциклопедия. СПб., 1903, т. IV. Стлб. 920. 7 Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 316; Барсуков Н. Источники русской агиографии. СПб., 1882. Стлб. 145. 8 Исследователи отмечают, что обстоятельств обретения мощей остались неизвестны, кроме того, что они были обретены по откровению (Архимандрит Дионисий. О святом благоверном Данииле... С. 18), однако в древней Службе XVII века («месяца марта в 4 день, преставления святаго благовернаго великаго князя Даниила Александровича Московскаго, чудотворца» [Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания... С. 20]) находим некоторые указания на это событие: «Радостный наш великий светлый праздник днесь возсия в Богоспасаемом граде Москве и обители в день праздника Пресвятыя Богородицы обретошася и проявишася чудесная явления, от многочудесных мощей твоих, отроку княжьску о забвении честнаго телесе твоего, егоже ради превозносим Господа во веки» (Архимандрит Амфилохий. Летописные и другие сказания... С. 33).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Грекова, мою однокурсницу). Человек высокой нравственной культуры, Анатолий Иванович с уважением относился и к тем, кто не придерживался религиозных взглядов, ценил в людях добросовестность, профессионализм, внимание к другим. Архимандрит Иннокентий, пожалуй, первым из наших священнослужителей стал деятельно участвовать в научных начинаниях (конференциях, изданиях) Академии наук и государственных хранилищ – архивов, библиотек, музеев. Много содействовал он и тому, чтобы участие сотрудников таких учреждений стало заметным в научных работах, возглавляемых Московским Патриархатом, и чтобы об этой стороне деятельности священнослужителей был более осведомлен широкий читатель. В рассчитанной на такого читателя богато иллюстрированной подарочного типа книге-альбоме «Троице-Сергиева Лавра» (М., 1985) не только «страницы истории» с запоминающимися подробностями и умело подобранными текстами о первом столетии существования обители, основанной Сергием Радонежским,– об его «умении видеть талант» своих учеников и развить его, о присущем им всем «высоком уровне культурной, духовной зрело-сти, но и впервые после долгих лет молчания вводимые в обиход сведения о дальнейшей истории монастыря, его роли в развитии науки и культуры в XVIII–XX вв. В книге подробные очерки «Литургическая жизнь», «Общественное служение в Лавре послевоенных лет», с особо выделенными данными об академии и семинарии, церковно-археологическом кабинете. Велико самостоятельное значение и библиографического приложения. В статье «Тысячелетие русской книжности» в популярном историко-биографическом альманахе «Прометей» (1990. Т. 16), опирающейся на археографический опыт отечественной науки, умело нарисована картина истории и самой книжности, и ее изучения, особенно в последние десятилетия. Отец Иннокентий был неутомим в стремлении сделать достоянием многих сокровища и нашей старинной письменности, и документы по истории церкви нового времени, и материалы научных трудов предшественников в этих областях знания. Не все его инициативы оказались осуществленными или достигли определенной степени завершенности; не всегда находились помощники, нередко при реализации таких намерений не упоминались его заслуги, а то и имя зачинателя. Можно полагать, что это причиняло ему душевную боль. Но ученый был далек от суетного славолюбия и так богат новыми идеями, что не цеплялся за мысль о своем приоритете. И сумел осуществить все-таки удивительно много.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Старцы-ктиторы Иероним и Макарий – помощники и молитвенники в этом деле, о чем сам старец Иероним написал в духовном завещании: «Молю о продолжении покровительства Пресвятой Богородицы и святого Пантелеимона обители и сохранении святого общежительного совершенного устава до скончания мipa» с. 430–431]. Источники 1 . [Азарий (Попцов), мон.]. Акты Русского на святом Афоне монастыря святого великомученика и целителя Пантелеимона. Киев, 1873. 2 . [Азарий (Попцов), мон.]. По поводу вопроса об Афонском монастыре святого Пантелеимона: Статьи Любителя истины. СПб., 1874. 3 . Афонская летопись//Душеполезный собеседник (далее – ДС). М., 1889; 1896; 1904–1906; 1909. 4 . Афонский патерик. М., 1897. Ч. 1–2. 5 . Василий Великий, святитель. Творения. М., 1847. Т. 9.8 6 . Великая стража: Жизнь и труды блаженной памяти афонских старцев иеросхим. Иеронима и схиархим. Макария/Авт.-сост. иером. Иоаким (Сабельников). М., 2001. 7 . Внутренний устав священной Русской киновии св. великомученика Пантелеимона на Св. Горе Афон: Пер. с греч.//Основы духовной жизни по славянскому Добротолюбию. М., 2007. С. 168–174. 8 . Георгий (Капсанис) , архим. Пастырское служение по священным канонам. М., 2006. 9 . Дмитриевский А. А. Русские на Афоне. СПб., 1895. 10 . Древние иноческие уставы. М., 1994. 11 . Избрание наместника. 1927. Сведения были сообщены автору архимандритом Иннокентием (Просвирниным) . 12 . Отдел рукописей Российской национальной библиотеки. Ф. 253. Оп. 1. Д. 207. 13 . Памяти иеросхимонаха Иеронима, духовника обители св. великомученика Пантелеимона//ДС. М., 1915. С. 421–431. 14 . Письмо архим. Макария к архим. Леониду от 24 окт. 1869 г.//Отдел рукописей Российской государственной библиотеки. Ф. 148. К. 7. Ед. 9. 15 . Порфирий (Успен­­ский), епископ. История Афона. М., 2007. Т. 1. 16 . Русский монастырь св. великомученика и целителя Пантелеимона на Св. Горе Афонской. М., 1886. 17 . Феодор Студит, преп. Монастырский устав: Великое оглашение. М., 2001. Ч. 1. Читать далее Источник: Россия - Афон: тысячелетие духовного единства : материалы международной научно-богословской конференции, Москва, 1-4 октября 2006/[науч. ред. И. С. Чичуров]. - Москва : Изд-во ПСТГУ, 2008. - 474, с./Петр (Пиголь), игумен. Традиции афонского монашеского общежития и чин избрания преемника игумену в Русском Пантелеимоновом монастыре. 135—149 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Pigol/tra...

Лебедев А.П. Преосвященный Порфирий Успенский : (По поводу столетия со дня его рождения, 1804–1904 гг.). – [Сергиев-Посад]. Свято-Троиц. Сергиева Лавра, 1904.– 23 с.– Отт. из «Богосл. вестника», 1904, 9. Пономарев С. И. Новые труды преосвященного Порфирия Успенского . – СПб.: тип. Акад, наук, 1878, 30 с.– Отт. из «Сборника Отд-ния рус. яз. и словесности Акад, наук», 1878, т. 18, 19. Цагарели А. И. Преосвященный Порфирий о грузинских древностях: Чит. в заседании Вост, отд-ния Р[ус.] арх. общ. 21 мая 1885 г.– [СПб.]: тип. Акад. наук. – И с., ил.– Отт. из «Записок Вост, отд-ния Рус. археол. о-ва», 1886, т. I, вып. 1. 1 Настоящая публикация построена на основе научного сообщения, сделанного в Московской Духовной Академии 22 февраля 1985 года на вечере, посвященном памяти епископа Порфирия Успенского , в результате изучения рукописных и печатных его материалов при подготовке 1-й и 2-й Афонских экспедиций 2 Книга бытия моего. Дневники и автобиографические записки епископа Порфирия Успенского . Тт. I–VII. Изд. Имп. Академии наук, на иждивении Православного Палестинского общества, под редакцией П.А. Сырку. СПб.. 1894–1902. 3 Мы надеемся в дальнейшем опубликовать полный аннотированный Библиографический указатель всех трудов епископа Порфирия, изданных и неизданных, над которым сейчас проводится работа. 6 Описание бумаг епископа Порфирия Успенского , пожертвованных им в Имп. Академию наук по завещанию. Составлено по поручению Академии наук П. Сырку. Приложение к 64-му тому «Записок Имп. Академии наук». 9. СПб., 1891. 9 В настоящее время планируется необычайно важное мероприятие – возвращение в виде ксерокопий на документной бумаге уникальных отрывков из собрания епископа Порфирия (ГПБ) в сохранившиеся кодексы на Афоне, из которых в свое время они были изъяты. 10 Архимандрит Порфирий условно указывает самый малый возраст, хотя может быть и другое мнение –в сторону возрастания (?).– А. И. 11 В Институте рукописей АН ГССР «Тропологий» рассматривается как гимнографическое приложение к Лекционарию (ПДГЛ – П. Древнейший Иадгари. Тбилиси, 1980, с. 923).

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

509 . Никодим, митрополит Ленинградский и Новгородский (Ротов Б. Г.). К 1000-летию монашеского устройства Святой Горы Афон. – ЖМП, 1963, 10, с. 50–53. 510 . – Послание братии Пантелеимоновского монастыря на Афоне от 6 августа 1969 г. (по случаю празднования памяти святого великомученика Пантелеимона в год исполнения 800-летия как Пантелеимоновский монастырь на Святой Горе стал русским). – ЖМП, 1969. 11, с. 2–4. В послании, в частности, выражено сожаление в связи с отказом греческих властей в визе на въезд митрополиту Никодиму на Святую Гору для участия в торжествах в качестве главы делегации Русской Православной Церкви. 511 . – Приветственная телеграмма игумену Русского Пантелеимоновского монастыря на Святой Горе Афон архимандриту Илиану (в день прославления Святого великомученика Пантелеимона) от 3 августа 1970 г. – ЖМП, 1970, 10, с. 3. 512 . Никодим, архимандрит (Кононов А.) Старцы: отец Паисий Величковский и отец Макарий Оптинский и их литературно-аскетическая деятельность. М., РИМА, 1909. 172 с. 513 . Никодим, епископ Рыльский (Кононов А.) Жизнеописания отечественных подвижников XVIII–XIX веков. В 12-ти кн. Кн. 1–12 (Январь-декабрь). Μ., ΡΠΜΑ, 1906–1912. То же. Доп. кн. Кн. 1. (Январь–июнь). М., 1892. 896 с. с портр. Кн. 2. (Июль-декабрь). М., 1912. 694 с. с портр. То же. Указатель. В 12-ти т. М., 1911. Помещены жизнеописания более 650 подвижников (с 307 портр.), в том числе афонских: Макария (Сушкина), игумена Русского Пантелеимонова монастыря, и инока Паисия: кн. 6, июнь; игумена Павла и схимонаха Никодима: кн. 8, авг.; обновителей Афонского Ильинского скита иеросхимонаха Аникиты и архимандрита Паисия: кн. 9, окт.; архимандрита Паисия Величковского , иеросхимонахов Иеронима, Арсения, Никодима: кн. 11, ноябрь; иеросхимонахов Серафима и Анфима: кн. 12, дек. 514 . Никодим, святогорец. О празднике Преображения Господня. – ДЧ, 1865, т. 2, 8. с. 317–321. 515 . Николаев М. И. Русская общежительная обитель (келлия) преподобных Онуфрия Египетского и Петра Афонского на Святой Горе Афонской Афон, 1912. 11 с.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

Отец Иннокентий и скончался в монастыре. Там с ним прощались патриарх Всея Руси Алексий II, многие священнослужители, ученые, провожавшие светлой души человека. Большой деревянный крест на могиле почившего – перед входом в храм. А. И. Просвирнин рано зарекомендовал себя знатоком материалов наших рукописных хранилищ. Причем внимание его привлекли не только рукописи старинных памятников письменности, но и неопубликованное научное наследие археографов и историков пра­вославия. И уже по одному тому он оказался вовлеченным в направляемую Археографиче­ской комиссией Академии наук работу по подготовке сводных каталогов славяно-русских рукописных книг и личных фондов отечественных историков. Отец Иннокентий понимал как велико и нравственное, и научное значение совместных ра­бот ученых духовного сана и других исследователей «традиционной культуры». Этим тер­мином тогда обозначали изучение памятников религиозного содержания и происхождения (особенно нового времени). Но ему чужда была навязчивость. Отличавшийся всегда большим тактом, Анатолий Иванович даже во внешних проявлениях своего поведения считался с воззрением, воспитанием, привычками других (долгое время на заседания Археографической комиссии он приходил в цивильном темном костюме), думал о том, чтобы не поставить в » неудобное положение перед бдительным начальством тех, кто шел на сближение с ним, чувствовал высоту его помыслов. Ведь партийные установки даже в середине 1980-х годов определяли во многом лица, приближенные к власти значительно раньше и приученные к тому, что «одним из постулатов партийно-государственной догматики является атеизм. Даже в последние годы жизни Сталина, когда публично и организованно выступали преимущественно против космополитизма (т. е. действовали в духе откровенного антисемитизма), опасным для жизни оказывалось и соблюдение религиозной обрядности православия (на истфаке МГУ довели из-за этого до самоубийства в 1949 г. члена партии Ирину Львовну Перельман, талантливую ученицу академика Б. Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Innokentij_Pro...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010