115. Литературные взгляды и творчество славянофилов 1830–1850-е гг. М., 1978. 116. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Итоги тысячелетнего развития. Кн. 1. М., 1992. 117. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991. 118. Лосский В.Н. По образу и подобию. М., 1995. 119. Лосский В.Н. Спор о Софии. Статьи разных лет. М., 1996. 120. Лотман Ю.М. Пушкин. СПб., 1997. 121. Лотман Ю.М. Сотворение Карамзина. М., 1987. 122. Лушников А.Г. И.В. Киреевский. Очерк жизни и религиозно-философского мировоззрения. Казань, 1918. 123. Лясковский В.А. Братья Киреевские. Жизнь и труды их. СПб., 1899. 124. Маймин Е.А. О русском романтизме. М., 1975. 125. Маймин Е.А. Философская поэзия Пушкина и любомудров//Пушкин. Исследования и материалы. Т. 6. Л., 1969. 126. Маритен Ж. Интегральный гуманизм//Маритен Ж. Философ в мире. М., 1994. 127. Маритен Ж. Ответственность художника//Самосознание европейской культуры. М., 1991. 128. Манн Ю.В. Русская философская эстетика. М., 1969. 129. Манн Ю.В. И.В. Киреевский//Вопросы литературы. 1965. 9. 130. Манн Ю.В. Иван Киреевский и Гоголь в стенах Оптиной//Вопросы литературы. 1991. 8. 131. Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. 132. Марсель Г. Трагическая мудрость философии. М., 1995. 133. Махов Е.А. Ранний романтизм в поисках музыки. М., 1993. 134. Мейендорф И. , прот. Введение в святоотеческое богословие. М. 1992. 135. Мейендорф И. , прот. Жизнь и труды святителя Григория Паламы . Введение в изучение. СПб., 1997. 136. Мейлах Б. Реалистическая система Пушкина в восприятии его современников//Пушкин. Исследования и материалы. Т. 6. Л., 1969. 137. Милованова О.О. «Борис Годунов» Пушкина в русской критике 1830-х гг.//Живые традиции. Саратов, 1978. 138. Милюков П.Н. Главные течения русской исторической мысли. М., 1898. 139. Морозов В.Д. «Московский вестник» и его роль в развитии русской критики. Новосибирск, 1990. 140. Мунье Э. Персонализм. М., 1992. 141. Муравьев Н. М. Мысли об «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина .//Литературное наследство. 1954. Т. 59.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Kireevski...

В одной из заключительных глав (XX) той же книги путешествия автор, говоря об окончательном поражении Василия, как бы с досадой восклицает: «все это случилось к нашему злополучию!» Английская рукопись поясняет, в чем заключалось это злополучие. «Все наши надежды были окончательно потеряны, ибо основывались на Василии и его вельможах. Подарки, взятые нами для них и стоившие нам несколько сот пиастров, теперь были брошены напрасно и бесцельно. Василий обещал нашему владыке патриарху уплатить все его долги и издержки и изъявил готовность отпустить его далее на север, назначив посла сопутствовать ему к Царю Московскому и обязавшись снабдить его всем потребным для путешествия, как то: повозками, лошадьми и тому подобным. Об этом он говорил ему и публично и частным образом. Также и от вельмож мы ожидали больших сумм, но теперь все было вконец потеряно» (Вып. стр. 101–102). Об обычае валахов еженедельно назначать путешественникам «двух драбантов в ранге сержантов» наша рукопись не упоминает. Между тем в английской (кн. 3, гл. I) об этих прислужниках сказано, что «они приходили в воскресенье утром и оставались до вечера субботы. Они кололи дрова, разводили огонь, чистили рыбу, мыли посуду, приносили назначенную провизию и напитки; когда они уходили, владыка патриарх давал им на водку, а другие приходили» (I вып., стр. 115). В описании чина крестного хода по четвергам в Валахии (кн. III, гл. XI) по словам нашей рукописи, – «прошли по деревянному очень длинному мосту»; в английской же рукописи прибавлено: «мы проследовали на расстояние, как между Алеппо и Айн Аттилем или почти как между Дамаском и Кабоном» (I в., стр. 144). Сообщение о прибытии путешественников в украинское селение по имени Лясковска пополнено в лондонской рукописи следующей вставкой: «знай, что во всех этих странах всегда бывает протопоп, который занимает первое место между священниками при возглашении и прочем» (II вып., стр. 15). В Московской стране путешественники встретились с обычаем «называть мужчину или женщину не только их именем, но с прибавлением имени отца, даже у крестьян».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 70-х гг. XIV до кон. XV в. система болг. мон-рей не существовала как целостный организм; о мн. обителях можно судить лишь по сохранившимся развалинам и данным топонимики. Дряновский мон-рь Дряновский мон-рь Население - светские и духовные лица - по собственному почину и на собственные средства восстанавливало мон-ри и храмы. Среди сохранившихся и восстановленных мон-рей - Рильский, Бобошевский, Драгалевский, Куриловский, Карлуковский, Этропольский, Билинский, Роженский, Капиновский, Преображенский, Лясковский, Плаковский, Дряновский, Килифаревский, Присовский, Патриарший Св. Троицы под Тырново и др., хотя и их существование постоянно находилось под угрозой из-за частых нападений, грабежей и пожаров. Во многих из них жизнь замирала на продолжительные периоды. При подавлении 1-го Тырновского восстания 1598 г. большая часть восставших укрылась в Килифаревском мон-ре, восстановленном в 1442 г.; за это турки вновь разрушили обитель. Пострадали и окрестные мон-ри - Лясковский, Присовский и Плаковский. В 1686 г. во время 2-го Тырновского восстания также пострадали мн. обители. В 1700 г. центром т. н. восстания Марии стал Лясковский мон-рь. При подавлении восстания пострадали эта обитель и соседний Преображенский мон-рь. Традиции средневек. болг. культуры сохранялись последователями Патриарха Евфимия, эмигрировавшими в Сербию, на Афон, а также в Вост. Европу: митр. Киприаном († 1406), Григорием Цамблаком († 1420), диак. Андреем († после 1425), Константином Костенецким († после 1433) и др. В самой Болгарии оживление культурной деятельности происходило в 50-80-х гг. XV в. Культурный подъем охватил запад бывш. территории страны, центром стал Рильский мон-рь. Он был восстановлен в сер. XV в. стараниями монахов Иоасафа, Давида и Феофана при покровительстве и щедрой финансовой поддержке вдовы султана Мурада II Мары Бранкович (дочери серб. деспота Георгия). С перенесением туда мощей прп. Иоанна Рыльского в 1469 г. обитель становится одним из духовных центров не только Болгарии, но и слав.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Большевики не смогли сломить и уничтожить дух владыки Памфила и решили уничтожить его доброе имя, опорочить память о священномученике, инсценировав его самоубийство. Вот, дескать, каков ваш поп: смертный грех совершил! Но знавшие владыку никогда не верили в его самоубийство. Сердце человеческое, стремящееся ко Господу, обмануть невозможно. Правда о священномученике Официально первым заявил о мученической кончине владыки протопресвитер М. Польский в 1957 году в книге «Новые мученики Российские». Он писал: «23 января 1936 года владыку Памфила нашли рано утром подвешенным на дереве в саду дома, где он жил последнее время. Обстоятельства, при которых произошло это трагическое событие, остались невыясненными, так как власти не производили расследования, а тело его доставили в анатомический театр Кубанского медицинского института… Так загадочно закончилась жизнь еще одного архипастыря, которому пришлось взойти на Голгофу служения в Кубанской епархии в те времена» . Сведения, подтверждающие характер насильственной гибели приснопоминаемого владыки Памфила (Лясковского), представил протопресвитеру священник С.Б., который хорошо знал жизнь Кубанской епархии в 20–30-е годы ХХ столетия. Автор книги выразил глубокое сомнение в самоубийстве владыки и прямо написал, что тот взошел на Голгофу. Могила его – жертвенник и престол Множество людей приходили и приходят на могилу владыки Памфила на Всесвятском кладбище Краснодара за утешением, исцелением, помощью. И получают их: владыка-мученик подает их обильно. Панихиды на могиле епископа Памфила служились регулярно разными священниками: в дни его памяти, в дни церковного поминовения. Множество народа собиралось в эти дни. И каждый молился: «Упокой, Господи, в селениях праведных убиенного епископа Памфила и его святыми молитвами помилуй нас, грешных!» Часовня на месте захоронения епископа Краснодарского и Кубанского Памфила (Лясковского). Фото: Вячеслав Клименко/pravkuban.ru В 2010 году над могилой епископа Памфила (Лясковского) была возведена часовня, а рядом построена колокольня. А 25 августа 2010 года, в день тезоименитства владыки Памфила, совершилось невиданное за все эти годы событие: в часовне была отслужена Божественная Литургия. Ее отслужил настоятель войскового Александро-Невского собора протоиерей Анатолий Петров, прибывший на Всесвятское кладбище со своим клиром. На могиле священномученика в благоговейной тишине со слезами радости причащались верующие, вершилась Пасха Христова!

http://pravoslavie.ru/89894.html

Патриотическая и просветительская деятельность болгарских монастырей В ходе завоевания турками Балкан во 2-й половине XIV – начале XV века большая часть приходских храмов и процветавших некогда болгарских монастырей была сожжена или разграблена, погибло множество фресок, икон, рукописей, предметов церковной утвари. На десятилетия прекратились преподавание в монастырских и церковных школах и переписка книг, утрачены были многие традиции болгарского искусства. Особенно пострадали тырновские монастыри. Часть представителей образованного духовенства (в основном из числа монашествующих) погибла, другие были вынуждены уйти из болгарских земель. Лишь немногие обители уцелели благодаря либо заступничеству родственников высших сановников Османской империи, либо особым заслугам местного населения перед султаном, либо местоположению в недоступных горных районах. По мнению некоторых исследователей, турки разрушали в основном монастыри, расположенные в областях, наиболее сильно сопротивлявшихся завоевателям, а также обители, оказывавшиеся на маршрутах военных походов. С 70-х годов XIV века до конца XV века система болгарских монастырей не существовала как целостный организм; о многих обителях можно судить лишь по сохранившимся развалинам и данным топонимики. Население — светские и духовные лица — по собственному почину и на собственные средства восстанавливало монастыри и храмы. Среди сохранившихся и восстановленных монастырей — Рильский, Бобошевский, Драгалевский, Куриловский, Карлуковский, Этропольский, Билинский, Роженский, Капиновский, Преображенский, Лясковский, Плаковский, Дряновский, Килифаревский, Присовский, Патриарший Святой Троицы под Тырново и другие, хотя и их существование постоянно находилось под угрозой из-за частых нападений, грабежей и пожаров. Во многих из них жизнь замирала на продолжительные периоды. При подавлении 1-го Тырновского восстания 1598 года большая часть восставших укрылась в Килифаревском монастыре, восстановленном в 1442 году; за это турки вновь разрушили обитель. Пострадали и окрестные монастыри — Лясковский, Присовский и Плаковский. В 1686 году во время 2-го Тырновского восстания также пострадали многие обители. В 1700 году центром, так называемого восстания Марии, стал Лясковский монастырь. При подавлении восстания пострадали эта обитель и соседний Преображенский монастырь.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Закрыть Братья Киреевские. Жизнь и труды их Часть 2 24.06.2015 3989 Время на чтение 39 минут Иван Васильевич Киреевский Петр Васильевич Киреевский Ниже ко дню памяти великого русского мыслителя Ивана Васильевича Киреевского (22 марта/4 апреля 1806 - 12/25 июня 1856) мы переиздаем сочинение историка, публициста, педагога Валерия Николаевича Лясковского (1858-1938). «Почти мальчиком» В.Н. Лясковский познакомился с И.С. Аксаковым, посещал аксаковские «пятницы», сотрудничал в газете И.С. Аксакова «Русь». С 1882 г. служил в архиве МИД. С 1884 г. переехал в свое небольшое орловское имение «Дмитровское-Истомино». По соседству находилось имение Киреевка (Киреевская слободка), братьев И.В. и П.В. Киреевских (умерших в 1856 г.), где жила вдова Ивана Васильевича - Наталья Петровна (рожд. Арбенева). В 1898 г. В.Н. Лясковский купил Киреевку, сохранил и разобрал архив Киреевских и написал первые биографии об основоположниках славянофильства. После революции имение его было конфисковано, а библиотека Киреевских разорена и уничтожена. В 1937 В.Н. Лясковский был арестован, погиб в заключении. Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Братья Киреевские. Жизнь и труды их. - СПб.: Изд. Об-ва ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, 1899.- 99 с. ) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора и составителя заменены концевыми. + + + V. Весною 1834 года тоска, овладевшая Иваном Васильевичем, была развеяна радостным событием: Наталья Петровна Арбенева, которой он вторично предложил руку, согласилась сделаться его женой. Жуковский был заочно посаженым отцом Киреевского. Любя жениха и невесту, одинаково родных ему по крови, он очень радовался этому браку. Быть может, к этой радости в его душе примешивалось воспоминание о своем собственном, не сужденном ему и уже давно погибшем счастье... В самый день свадьбы он писал молодым в Москву: «Теперь утро 29 апреля: переношусь мысленно к вам, провожаю вас в церковь, занимая данное мне место отца, и от всего сердца прошу вам от Бога мирного, постоянного, долголетнего счастья...»

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/25/...

Закрыть Братья Киреевские. Жизнь и труды их Часть 1 23.06.2015 1252 Время на чтение 40 минут Иван Васильевич Киреевский Петр Васильевич Киреевский Ниже ко дню памяти великого русского мыслителя Ивана Васильевича Киреевского (22 марта/4 апреля 1806 - 12/25 июня 1856) мы переиздаем сочинение историка, публициста, педагога Валерия Николаевича Лясковского (1858-1938). «Почти мальчиком» В.Н. Лясковский познакомился с И.С. Аксаковым, посещал аксаковские «пятницы», сотрудничал в газете И.С. Аксакова «Русь». С 1882 г. служил в архиве МИД. С 1884 г. переехал в свое небольшое орловское имение «Дмитровское-Истомино». По соседству находилось имение Киреевка (Киреевская слободка), братьев И.В. и П.В. Киреевских (умерших в 1856 г.), где жила вдова Ивана Васильевича - Наталья Петровна (рожд. Арбенева). В 1898 г. В.Н. Лясковский купил Киреевку, сохранил и разобрал архив Киреевских и написал первые биографии об основоположниках славянофильства. После 1917 г. имение его было конфисковано, а библиотека Киреевских разорена и уничтожена. В 1937 г. В.Н. Лясковский был арестован, погиб в заключении. Публикацию (в сокращении) специально для Русской Народной Линии (по первому изданию: Братья Киреевские. Жизнь и труды их. - СПб.: Изд. Об-ва ревнителей русского исторического просвещения в память Императора Александра III, 1899.- 99 с. ) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора и составителя заменены концевыми. + + + I. Невдалеке от Белева над рекой Выркой, при впадении в нее Чермошны и Вязовни, стоит село Долбино, старинная вотчина рода Киреевских. Ровесница ее старины, древняя церковь, одна высится ныне неизменным памятником прошлого. В 1805 году долбинский помещик, Василий Иванович Киреевский, женился на Авдотье Петровне Юшковой. Этим браком породнились две исключительно просвещенные семьи. Секунд-майор гвардии, владелец состояния в тысячу душ, блестящий, молодой, независимый, Киреевский имел полную возможность пожить «в свое удовольствие», а мы знаем, какова была в те времена подобная жизнь. Но не таков был Василий Иванович, и не таковы были жизненные задачи, которые носил он в душе своей. Получив обширное по тому времени образование, зная пять языков, Киреевский чувствовал призвание к естественным наукам и медицине. У него была своя лаборатория, а лечением занимался он постоянно. Испытывал он свои силы и на поприще словесности - переводил повести, романы и сам немного сочинял.

http://ruskline.ru/analitika/2015/06/24/...

  28 МАЯ - Неделя 7-я по Пасхе, святых отцов I Вселенского Собора (325). Неделя седьмая. Первый Вселенский собор Неделя 7-я по Пасхе. Память святых отцов Первого Вселенского собора - Прп. Пахомия Великого (ок. 348).  - Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского (1591). Последняя черта - Прп. Пахомия Нерехтского (1384). Имена: - 140 лет назад родился Максимилиан Александрович Волошин (фамилия при рождении - Кириенко-Волошин; 28.05.1877 - 11.08.1932) - русский поэт, переводчик, художник-пейзажист, художественный и литературный критик, искусствовед. - 55 лет назад родился Андрей Владимирович Панин (28.05.1962 - 06.03.2013) - российский актёр театра и кино, кинорежиссёр. Заслуженный артист Российской Федерации (1999). Лауреат Государственной премии России (2001) и премии «Ника» (2003, 2013 - посмертно). - 35 лет назад скончался Борис Петрович Чирков (13.08.1901 - 28.05.1982) - известный советский актёр театра и кино, исполнитель песен в кинофильмах, педагог. Народный артист СССР (1950). Лауреат четырёх Сталинских премий (1941, 1947, 1949, 1952), Государственной премии РСФСР имени К. С. Станиславского (1979). Герой Социалистического Труда (1975). - 15 лет назад скончался Владимир Георгиевич Лясковский (31.12.1917 - 28.05.2002) - известный одесский писатель и журналист. С первого дня Великой Отечественной войны и до взятия рейхстага - военный корреспондент газеты «Комсомольская правда». Принимал участие в освобождении Одессы, Украины, Румынии, Болгарии, Польши Венгрии, взятии Берлина. Первым из журналистов В. Г. Лясковский узнал и написал книгу (в соавторстве с М. Котовым, 1943) о бесстрашном подвиге подпольной организации «Молодая гвардия» и её руководителя Олега Кошевого. Член Союза писателей (1955). Автор 42 книг общим тиражом более 5 миллионов экземпляров. На заставке фрагмент фото A_Peach Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии.

http://foma.ru/znamenatelnyie-datyi-22-2...

Характерна деятельность живописца иеромонаха Пимена Зографского (Софийского), работавшего в конце XVI — начале XVII века в окрестностях Софии и в Западной Болгарии, где он украсил десятки храмов и монастырей. В XVII веке были восстановлены и расписаны церкви в Карлуковском (1602), Сеславском, Алинском (1626), Билинском, Трынском, Мисловишицком, Илиянском, Искрецком и других монастырях. Болгарские христиане рассчитывали на помощь единоверных славянских народов, особенно русских. С XVI века Россию регулярно посещали болгарские иерархи, настоятели монастырей и прочие духовные лица. Одним из них был упомянутый выше Тырновский митрополит Дионисий (Рали), доставивший в Москву решение Константинопольского Собора (1590) об учреждении Патриаршества в России. Монахи, в том числе игумены Рильского, Преображенского, Лясковского, Билинского и других монастырей, в XVI–XVII веках испрашивали у Московских Патриархов и государей средства на возобновление пострадавших обителей и защиту от притеснений турок. Позднее поездки в Россию за милостыней на восстановление своих обителей совершили игумен Преображенского монастыря (1712), архимандрит Лясковского монастыря (1718) и другие. Помимо щедрых денежных милостыней на монастыри и церкви из России в Болгарию привозились славянские книги, прежде всего духовного содержания, не дававшие угаснуть культурно-национальному сознанию болгарского народа. В XVIII–XIX веках с ростом хозяйственных возможностей болгар выросли пожертвования монастырям. В первой половине XVIII века были возобновлены и украшены многие монастырские храмы и часовни: в 1700 году возобновлен Капиновский монастырь, в 1701году — Дряновский, в 1704 году расписана часовня Святой Троицы в монастыре Пресвятой Богородицы в селе Арбанаси под Тырновом, в 1716 году в том же селе была освящена часовня монастыря святителя Николая, в 1718 году возобновлен (на том месте, где находится сейчас) Килифаревский монастырь, в 1732 году обновлена и украшена церковь Роженского монастыря. В то же время создавались великолепные иконы тревненской, самоковской и дебрской школ. В монастырях создавались раки для святых мощей, оклады икон, кадильницы, кресты, потиры, подносы, свещницы и многое другое, что обусловило их роль в развитии ювелирного и кузнечного дела, ткачества, миниатюрной резьбы.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

После заключения Брестской унии 1596 г. К. м. официально стал униатским, правосл. братия была изгнана, а в монастырских постройках разместилась община базилиан . 3 июля 1621 г. возный Брестского воеводства Ждан Лясковский представил в суд заявление. Он отмечал, что в присутствии 2 шляхтичей, Григория Славенского и Ивана Лесковского, по требованию священника сгоревшей церкви К. м. он, возный, был 20 мая 1621 г. на месте пожара. Вместо церкви, корпусов и хозяйственных зданий Лясковский увидел пепелище, о чем и свидетельствовал. Во время пожара «до основания сгорела и церковь со звонницей» - древний храм, при к-ром была основана обитель (АВАК. Т. 3. 16. С. 26). Вскоре К. м. был восстановлен. В 1626 г. в обители проходил собор униат. епископов, к-рый начал латинизацию униат. Церкви. Собор был созван униат. митр. Иосифом Рутским и кор. Сигизмундом III. Однако неприятие этой идеи правосл. иерархией и Римской курией сделали невозможным примирение обеих сторон. В сент. 1626 г. в К. м. также проходило собрание греко-католич. клира под председательством митр. Иосифа Рутского (Энцыклапедыя. 1997. Т. 4. С. 221). Ок. 1643-1644 гг. от униатов К. м. пострадала братия правосл. брестского во имя преподобного Симеона Столпника монастыря . Настоятель прмч. Афанасий (Филиппович) направил своих иноков в Купятицкий в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы монастырь . Но по дороге в Кобрин сторонники униат. архим. Павла Овлочинского схватили монахов, отняли у них коней и все имущество, поиздевались над священником и диаконом. В 1652 г. польск. кор. Ян II Казимир Ваза, «зная ревность и усердие к унии монаха ордена св. Василия Венедикта Глинского», предоставил ему Кобринскую архимандритию с согласия Пахомия Войно-Оранского, еп. Пинского, коадъютора Киевской митрополии и кобринского архимандрита. Венедикт Глинский получил полное право пользоваться данной ему архимандритией с церковью, мон-рем, фольварками, селами, землями, полями, лесами, сенокосами, озерами, реками, прудами, мельницами и др. доходами. Подтверждая пожалование в 1669 г., польск. кор. Михаил Корибут Вишневецкий указал, что передает также Венедикту Глинскому «небольшую мельницу под Кобрином, над рекой Мухавцем, в так называемом урочище Лисовское, с правом ловить рыбу в Мухавце, но так, чтобы церковный невод ходил после замкового, и кроме того предоставляет ему право пользоваться десятою меркою с Кобринских мельниц» (АВАК. Т. 3. 34. С. 53-55).

http://pravenc.ru/text/1841594.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010