Вся эта колоссальная стена, как норами стрижей, источена пещерами. Дверочки и окошечки их, их полуразвалившиеся лесенки видны нам отсюда в разных местах на недосягаемой высоте. Это мертвые останки знаменитых когда-то лавр, сиявших, как ярые светильники, христианскому миру из своих палестинских дебрей. В этой теснице разрослась когда-то многолюдным и цветущим ульем лавра св. Евфимия. В ней считалось более 5,000 иноков, расселенных по уединенным пещеркам и скитам ущелья. Впрочем, первобытное происхождение здешних пещер, по всей вероятности, более глубокой древности. Скорее всего монахи средних веков воспользовались каким-нибудь древним пещерным городом, какие во множестве находились во всех горных странах, в Крыму и на Кавказе точно также, как и в Палестине. В «Книге Судей» есть любопытное указание на существование пещерных населений в Палестине еще в первые дни израильского завоевания: «Тяжела была рука мадоанитян над Израилем, и сыны Израиля сделали себе от мадианитян ущелья в горах, и пещеры и укрепления». Замечательно, что эти библейские укрепления и пещеры в ущельях, совершенно напоминающие теперешние ущелья и пещеры Гозувитской или Мар-Сабской теснины и горы Сорокадневной, устраивались, как и в гораздо поздние времена, при византийцах и крестоносцах, против нашествия иорданских кочевников Аравии, не изменивших ни в чем, в течение тысячелетий, ни своих обычаев, ни своего внешнего вида. Когда читаешь описание каких-нибудь мадианитян или амалекитян в библейской летописи, – думаешь, что это современный путешественник повествует о бедуинах за-иорданской пустыни: – «Когда посеет Израиль, придут мадианитяне и амалекитяне, и жители востока, и ходят у них. И стоят у них шатрами, и потребляют произведения земли до самой Газы, и не оставляют для пропитания Израилю ни овцы, ни вола, ни осла. Ибо они приходили со скотом своим и с шатрами своими, приходили в таком множестве, как саранча; им и верблюдам их не было числа, и ходили по земле Израилевой, чтобы опустошать ее». Последний оборот крутой тропы, последний выступ скалы, – и мы, наконец, на самом дне этого глубокого, как колодезь и как колодезь тесного каменного ящика. Теперь мы – с глазу на глаз с ревущим зверем, что прорывается бешеным водопадом сквозь загородившие ущелье скалы... Теперь он несется с безумной удалью у самых ног наших, отрезая нас от противоположной стены ущелья, как отрезал когда-то Стикс светлый мир смертных от мрачного царства Аида... Этот негостеприимный хозяин горных дебрей один поднимает свой угрожающий голос в безмолвно обстоящей кругом пустыне, один сурово рокочет сам с собою какие-то, ему одному понятные, саги...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Вторая притча Валаамова (Чис.23:11–24) . Царь моавитскй не мог далее слушать такую речь, в которой подтверждалось лишь опасное для Моавитян ограждаемое Богом могущество народа «вышедшего из Египта». Она была слишком неожиданна и неприятна для него. Поэтому он резко прервал поток святого вдохновения и сказали Валааму: «что ты со мною делаешь? Я взял тебя, чтобы проклясть врагов моих, а ты вот благословляешь» ( Чис.23:12 ). Валаам на этот упрек отвечал Валаку спокойным указанием на истинную причину столь неприятного для него факта, –на то, что он должен в точности сказать то, что влагает Господь в уста его ( Чис.23:12 ). Такой ответ собственно мог бы привести в ярость моавитского царька, но вследствие высокого взгляда на Валаама, и суеверного страха пред его магической силой, он с удивительными терпением и снисходительностью сказали Валааму: «пойди со мною на другое место, с которого ты увидишь его, но только часть его увидишь, а всего его не увидишь, и прокляни мне его оттуда» ( Чис.23:13 ). Эту вторичную попытку со стороны Валака заставить месопотамского мага поразить проклятием ненавистных ему Израильтян можно объяснить такими образом. У языческих народов древнего мира существовало поверие, что Божество может открываться и являть людями гнев или милость только в определенных, угодных ему местах. По верованию Греков божество открывалось на Олимпе и Парнасе, у Ассириян «на горе востока», у народов палестинских на некоторых местных высотах. Отсюда возникло поверие в существование высот более любезных богами и менее любезных. А это вело к образованно суеверия, что если известная просьба не услышана божеством в одном месте, то это еще не исключает возможности быть услышанными с другого места. По-видимому, так рассуждал и Валак в данном случае. Может быть, он даже думал, что неблаговоление Божества произошло от того, что избрано неугодное Ему место. Вероятно, ему казалось, что новые жертвы и новые молитвы на новом месте умилостивят Божество, и оно даст Валааму силу изречь проклятие на «ненавистных и опасных выходцев из Египта».

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorit...

Выраженное пророком Исаией Божественное откровение о характерных чертах будущего Мессии не осталось без внимания со стороны палестинских иудеев периода позднего Второго храма и нашло отражение в кумранском свитке «Мессианский сборник» 4Q175 (первоначальное обозначение 4QTest). 4Q175 представляет собой рукопись на коже размером 25 х 30 см и содержит 30 строк, почти полностью сохранившихся (за исключением начала строк 25–29). Вероятно, она является цельным документом, поскольку нет следов ни принадлежности ее к более обширному свитку, ни письменности на обороте. Палеографически она датируется серединой I в. до Р.Х. Ее интересной особенностью, соответствующей эпохе написания, является замена в тексте священной тетраграммы имени Божьего Ягве на идущие подряд четыре точки (· · · ·). Свиток содержит 5 цитат из 3 библейских книг (Чисел, Второзакония и Иисуса Навина). Последняя цитата (из Нав.6:25 ) сопровождается комментарием из прежде неизвестной около библейской книги Псалмы Иисуса Навина, найденной среди рукописей Кумрана (4Q379 22 ii 7–14). Цитаты носят мессианский характер и разделены писцом естественным образом на 4 абзаца, соответствующих описанию Мессии как пророка, царя, священника и судии : абзац, Втор.5:28–29; 18:18–19 . Мессия как пророк] 1 И сказал · · · · Моисею, говоря: «ты слышал слова 2 этого народа, которые они говорили тебе; все, что они сказали, хорошо. 3 о, если бы сердце их было у них таково, чтобы бояться Меня и соблюдать все 4 заповеди Мои во все дни, дабы хорошо было им и сынам их вовек!» 5 «Я воздвигну им Пророка из среды братьев их, такого как ты, и вложу слова Мои 6 в уста Его, и Он будет говорить им все, что Я повелю Ему. И когда 7 кто не послушает слов Моих, которые Пророк будет говорить Моим именем, 8 Я взыщу с того». абзац, Чис.24:15–17 . Мессия как царь] 9 И он произнес притчу свою и сказал: «Изречение Валаама, сына Веорова, и изречение мужа 10 с открытым оком, изречение того, кто слышит слова Божиим и имеет ведение от Всевышнего, кто 11 видит видение Всемогущего, падает, но открыты очи его.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Гал. 1:18 . «Потом спустя три года (т. е. от обращения ко Христу, а не от возвращения в Дамаск) ходил я в Иерусалим видеться с Петром» – только видеться или познакомиться с знаменитым Апостолом, а не учиться у него. «… и пробыл у него дней пятнадцать» – в каковой срок очевидно нельзя бы изучить основательно христианскую догматику, если бы и захотел Св. Павел. Гал. 1:19 . «Другого же из Апостолов я не видел никого, кроме Иакова, брата Господня». Значит, не только по кратковременности пребывания Павлова в Иерусалиме, но и по тогдашнему отсутствию 12-ти верховных Апостолов, не было и самой возможности для Павла что-нибудь заимствовать от них из вероучения христианского. Святой же Иаков не принадлежал к лику верховных Апостолов, но и с ним только виделся Св. Павел, а ничему не учился у него в эти пятнадцать дней. Гал. 1:20 . «А в том, что пишу вам», т. е. что не иначе, а так именно, как он рассказал, шли события после его обращения «пред Богом не лгу». В словах апостольских встречаем мы новое подтверждение законности клятвы в потребных случаях. Святой же Златоуст обращает еще внимание и на смирение Апостола; ибо он, как бы стоя на судище и готовясь подвергнуться истязанию, так заботиться о защищении себя, ибо имел многих противоборцев. Гал. 1:21 . «После сего отошел я в страны Сирии и Киликии», т. е. прямо двинулся на родину, миновав Иудею и Палестину. Сие говорит Апостол, дабы видно было, что и случайно не имел он встречи с Апостолами, ходившими тогда с проповедью по странам Палестинским, и, следовательно, не мог от них научиться христианскому вероучению. Гал. 1:22–24 . «Церквам Христовым в Иудее лично я не был известен, а только слышали они … и прославляли за меня Бога». Цель сих слов Апостола все одна и та же: «у Петра я не учился, а только видел его, – как бы так говорил Апостол, – у Иакова не учился, и его только видел, не учился и ни у кого другого низшего их, не так знатного лица. Возможно ли было мне учиться у тех, кои даже лица моего не видали?» (Фотий у Экумения).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Глава 12 1–6. Хвалебная песнь Израиля Богу за полученное от Него спасение Ис.12:1–6 . Избранный остаток Израиля, вернувшись на родину из плена, будет воспевать своего Спасителя Бога, и пророк влагает самую эту хвалебную песнь в уста будущего поколения израильского народа. Ис.12:1 . И скажешь в тот день: славлю Тебя, Го­с­по­ди; Ты гневал­ся на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня. Ис.12:2 . Вот, Бог – спасе­ние мое: уповаю на Него и не боюсь; ибо Го­с­по­дь – сила моя, и пе­ние мое – Го­с­по­дь; и Он был мне во спасе­ние. «В тот день», т. е. когда совершится окончательное спасение избранного остатка. Слова стиха 2-го очень близки к выражениям, встречающимся в хвалебной песни Моисея, воспетой по переходе евреев чрез Чермное море ( Исх.15:2 ). Ис.12:3 . И в радости будете по­черпать воду из источников спасе­ния, «Почерпать воду». Вода – самое необходимое условие благополучия восточного человека, который нуждается в воде особенно летом, когда в Палестине дожди не идут. Поэтому пророк, чтобы обозначить будущее счастье, каким будет наслаждаться искупленный остаток Израиля, возвещает, что у Израиля будет изобилие в воде, и притом в воде, получаемой из источников, которые не высыхают и летом, что часто случается с палестинскими реками. Вместе с тем пророк предсказывает о том изобилии благодати, какое даст всему человечеству имеющий прийти в мир Мессия (см. Ин.14:18 ). Ис.12:4 . и скажете в тот день: славьте Го­с­по­да, при­зывайте имя Его; воз­вещайте в народах дела Его; напоминайте, что велико имя Его; Ис.12:5 . пойте Го­с­по­ду, ибо Он соделал великое, – да знают это по всей земле. Ис.12:6 . Веселись и радуйся, жительница Сиона, ибо велик посреди тебя Святый Израилев. Евреи во дни Мессии будут приглашать и другие народы к прославлению Господа. Не указывает ли здесь пророк на проповедь апостолов Христовых, возвещавших спасение всему миру? Сам пророк приглашает ликовать жительницу Сиона, т. е. население Иерусалима, которое бы скорее всех должно отозваться на великую радость, какую принесет с Собою Мессия. Конечно, и население это мыслится у пророка как христианское, составившее из себя первую Церковь Христову ( Деян.2:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Глава 20 1–6. Пророчество о судьбе Египта и Ефиопии. Ис.20:1–6 . В год взятия ассирийцами филистимского города Азота – вероятно, за некоторое время до падения этого города – Исаия получил от Господа повеление снять свою верхнюю одежду и сандалии, что пророк и исполнил. Ис.20:1 . В год, когда Тартан при­шел к Азоту, быв по­слан от Саргона, царя Ассирийского, и воевал про­тив Азота, и взял его, «Тартан» – слово ассирийское (tartanu), означающее главнокомандующего армией и занимавшего первое место после царя. «От Саргона». В 1847 г. открыты надписи царя Саргона Ассирийского (по-ассир. Саррукина), предшественника Сеннахирима. Он взял Самарию (722 г.), которую осаждал его предшественник Салмонассар IV, а в 711 г. военачальник Саргона взял филистимский город Азот, царь которого Азурри отказался платить дань ассирийскому царю и, кроме того, вошел в дружбу с фараоном. Саргон, как видно из его надписей, подозревал, что и Иудея была причастна к замыслам филистимлян. Ис.20:2 . в то самое время Го­с­по­дь сказал Исаии, сыну Амосову, так: пойди и сними вретище с чресл тво­их и сбрось сандалии твои с ног тво­их. Он так и сделал: ходил нагой и босой. Теперь-то и необходимо было предупредить царя иудейского Езекию м. б. об опасности, какую представлял в то время для Иудеи проектируемый Езекией союз с Египтом. Исаия, по откровению, знал, что ассирийский царь не удовлетворится взятием Азота, а постарается смирить и Египет, который, как известно было ассирийскому царю, смущал палестинские государства, платившие дань ассирийскому царю. Поэтому пророк, по указанию Божию, совершает символическое действие, которым показывает, что египтяне будут покорены ассирийцами и что на союз с Египтом, следовательно, полагаться нечего. «Вретище» – см. Ис.3:23 . Здесь это слово, кажется, обозначает обычное пророческое одеяние – грубый волосяной плащ, вроде того, который носил пророк Илия ( 4Цар.1:8 ). «Нагой», т. е. без верхней одежды, в одном хитоне (ср. 2Цар.6:14, 20 и Ин.21:7 ; Мк.14:52 ). Ис.20:3 . И сказал Го­с­по­дь: как раб Мой Исаия ходил нагой и босой три года, в ука­за­ние и пред­знаменование о Египте и Ефиопии,

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

– Да иначе и решать нельзя, – сказал Силантий… – Если же ты станешь по своему объяснять, то своего разума, – я не поверю тебе. Если я от своего разума, – ты мне не будешь верить, и если соберется нас 20 или 50 человек, да каждый будет все по своему – что выйдет? Разлад! Ни к какому согласию никогда никто не пришел бы. Значит, если говорите, что вы принимаете святоотеческие толкования, то прочитаем, как указанное место истолковано и о чем? – На странице 333-й читаем: – «Войдем в жилища Твои, поклонимся, где стояли ноги Его». – Это пророчество о христианах, говорящих друг другу, и жилищами называют палестинские и иерусалимские места, в которых жил и пребывал Владыка Христос, а местом называют то, на котором стояли ноги Христовы, или те самые места, по которым ходил Господь, или крест, на котором были пригвождены ноги Его, каковой Крест в 98-м псалме назван подножием и видим исполнение пророчества сего в том отношении, что христиане из каждой страны мира всегда ходят в святые оные места для поклонения им» (Толк. Псалт. ст. 333-я). Слышал, Митрич, что говорит толкование псалтири? Вы принадлежите к людям, почитающим и поклоняющимся Кресту Христову, на котором Он распят был? Веришь истолкованному? По всему видно было, что Митрич не принимает читанного. – «Тогда не лгите же, не морочьте, не обманывайте людей, что вы верите святоотеческим изъяснениям, т. к. вы и пишите и говорите одно, а делаете совсем другое… Вы не верите ничему в Писании. Вы принимаете только то, что вам выгодно, что подходит к вашему распутству! Митрич . Я же говорю тебе, что писание «круглое " … и так и эдак его повернуть можно, все круглое будет, т. ч. Опасно больно доверяться ему, если не по духу… Как же апостол говорит: «ныне же познавши Бога, или лучше, получивши познание от Бога, для чего вы возвращаетесь опять к немощным и бедным вещественным началам, и хотите еще снова поработить себя им» ( Гал. 4:9 ). «Мы дети не рабы, по свободной» (там же ст. 31). «И так, стойте, говорит ап. Павел, – в свободе, которую даровал вам Христос, и не подвергайтесь опять игу рабства» ( Гал. 5:1 )! – «Где дух Господень, там и свобода» ( 2Кор. 3:17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/novo-izr...

(Дай и мне, Господи, видеть чудеса Твои, если не здесь, то по крайней мере – на небе.) Вот они приходят в дом начальника синагоги: безотрадные вопли и рыдания провожали отлетевшую душу любимой девицы (дочери и сестры); скорбь без всякого упования терзала души родных и близких знакомых. Жизнодавец говорит: к чему эти безотрадные вопли? Что вы плачете? Отроковица не умерла, а спит. Горькая, безнадежная улыбка была ответом Оживляющему мертвых. Выслав лишних вон, а оставил при Себе только отца и мать умершей и родственников их, Он вошел с ними туда, где была покойница, и, взявши ее за руку, сказал ей: талифа куми, то есть: девица, тебе говорю, встань. О, страшное Божественное чудо! Девица не только встала, но и стала ходить: она была лет двенадцати. Все ужаснулись. Господь запретил рассказывать об этом и сказал им: дайте ей есть. То есть как бы так сказал: Я Своею Божественною силою возвратил ее от смерти к жизни. Теперь пусть жизнь ее поддерживается тем средством, которое Я дал тотчас по сотворении человека: дадите ей ясти: пища и питие по Моей же премудрости насыщают вас и поддерживают вашу жизнь. Дивны дела Твои, Божественный Спасителю наш! Гл.6, ст.6. Ходил по окрестным селениям и учил. Не только города, но и все села в городах палестинских неподалеку от Иерусалима Господь обходил со Своею проповедию – так Он был ревностен! 31 ст. [и далее]. Господь посылает учеников Своих отдохнуть в пустое место (народ не отходил от Господа и учеников Его, так что даже и поесть им было некогда). Они отправились в лодке одни в пустое место. Между тем народ увидел их и многие узнали, что это – они: из всех городов спешил он пешком вслед за учениками, так что прежде их пришел в то место, куда они шли для отдыха, и стекся к Иисусу, Который, пришедши вслед за учениками и увидевши многочисленный народ, пожалел об нем, потому что он был как овцы без пастыря. Пастырь добрый начал учить их здесь продолжительною беседою. Как приятно было смотреть на Тебя в это время, Воплощенная Любовь , [когда] пред Тобою тысячи простого, бедного народа стояли в молчании, жадно слушая животворное слово Твое.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Далее св. апостол перечисляет других ветхозаветных праведников, силою веры творивших многие дивные дела и чудеса. Одних он называет по именам, у других, не называя имен, перечисляет лишь их деяния. Вот как поясняет сказанное апостолом блж. Феодорит: " верою побеждали царства " — Гедеон низложил мадианитян, Самсон — филистимлян, Варак — Сисару, Давид — аммонитян, амаликитян и оба племени сириан (2 Цар. 10:6), Самуил — филистимлян. " Заградиша уста львов " — Даниил. " Угашали силу огня " — Анания, Азария и Мисаил. " Избегали острия меча " — победившие в войнах (ст. 32-34). " Укреплялись от немощи " - возвратившиеся с Зоровавелем, освободившиеся из плена и победившие восставших на них соседей. — " Были крепки на войне " - и перечисленные выше, и дети Маттафии: Иуда, Ионафан и Симон. " Жены получали умерших своих воскресшими " (ст. 11:35) — это чудеса великого Илии и Елисея, из которых один воскресил сына вдовицы, а другой сына соманитяныни. — " Иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение " . Например: Елеазар, семь Маккавеев и их матерь. — " Были побиваемы камнями " — священник Захария, сын Иоддаев. — " Перепиливаемы " — говорят, что претерпел это пророк Исайя. — " Скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли " (11:37-38) — " Так великий Илия, так Елисей, великий наследник его благодати; так большая часть пророков, которые и домов не имели, но рубили дерева и строили себе кущи " (блж. Феодорит). — " И все сии, свидетельствованные в вере, не получили обещанного, потому что Бог предусмотрел о нас нечто лучшее, дабы они не без нас достигли совершенства " (11:39-40) — это так поясняет св. Златоуст: " Уже прошло столько времени, как они (ветхозаветные праведники) остались победителями, и еще не получили награды, а вы, находясь еще в подвиге, сетуете?.. Что же делать Авелю, который прежде всех победил и остается неувенчанным? Что Ною? Что другим, жившим в те времена и ожидающим тебя и тех, которые будут после тебя? " Смысл этих слов тот, что апостол хочет вразумить ими нетерпеливых и малодушных палестинских евреев, которые, не скончавши еще христианского подвига, хотели бы уже видеть исполнение христианских надежд. Он утешает их представлением о том, как долго пришлось ждать ветхозаветным праведникам награды за свое терпение — пока Великая Жертва Христова не отверзла им врата Небесного Царствия.

http://sedmitza.ru/lib/text/430658/

Далее следует вторая часть великого повечерия, включающая в себя псалмы 50 и 101, а также «молитву Манассии, царя Иудейского». Об этой молитве стоит сказать особо. Царя Манассию упоминает 4-я книга Царств, где о нем говорится, что он делал неугодное в очах Господних, сооружал жертвенники в честь языческих богов, делал другие «мерзости» и пролил... много невинной крови ( 4Цар. 21:2–17 ). Сходная информация о Манассии содержится и во 2-й книге Паралипоменон, однако там имеется также рассказ о пленении Манассии: И говорил Господь к Манассии и к народу его, но они не слушали. И привел Господь на них военачальников царя Ассирийского, и заковали они Манассию в кандалы и оковали его цепями, и отвели его в Вавилон. И в тесноте своей он стал умолять лицо Господа Бога своего, и глубоко смирился пред Богом отцев своих. И помолился Ему, и Бог преклонился к нему, и услышал моление его, и возвратил его в Иерусалим на царство его ( 2Пар. 33:10–13 ). В той же книге далее говорится: Прочие дела Манассии и молитва его к Богу своему... находятся в записях царей Израилевых. И молитва его, и то, что Бог преклонился к нему... описаны в записях Хозая ( 2Пар. 33:18–19 ). Из этих упоминаний очевидно, что Манассия составил молитву, которая известна была авторам 2-й книги Паралипоменон. В еврейском тексте книги такая молитва отсутствует, однако она имеется в Септуагинте, где дана в приложении ко 2-й книге Паралипоменон (она имеется, в частности, в известном Александрийском кодексе Библии IV в.). Молитва приводится также в «Постановлениях апостольских». Оригинальным языком молитвы был, очевидно, греческий, и она могла быть составлена палестинским иудеем Маккавейской эпохи. Так или иначе, молитва имеет дохристианское происхождение. По содержанию молитва представляет собой яркий пример покаянного обращения к Богу от лица грешника. Манассия в молитве вспоминает свои грехи и беззакония, которые «многочисленны», «паче песка морского». Кандалы и цепи, в которые закован Манассия («я согбен многими узами железными»), становятся образом духовного плена: человек согрешивший находится в плену у своих грехов и страстей. Молитва проникнута надеждой на милосердие «Бога кающихся», Бога, Который «благоутробен, долготерпелив и многомилостив». Редкий термин «благоутробие», буквально означающий «хорошие внутренности» и переводимый обычно как «милосердие», благодаря этой молитве прочно вошел в восточно-христианский богословский лексикон. Он указывает на любовь Бога к человеку, которая подобна любви матери к своему ребенку. Об этой любви говорится в книге пророка Исаии: Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего? но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя ( Ис. 49:15 ). Благодаря такому содержанию молитва получила широкое распространение в восточно-христианской традиции, вошла в греческие и славянские списки Библии, была включена в богослужение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010