Апостольское чтение 5-й Недели по Пасхе рассказывает нам об одном событии в жизни древней Церкви, которое имело огромные последствия для всего мира. Речь идет о появлении первой церковной общины, состоящей из уверовавших язычников. «Между тем рассеявшиеся от гонения, бывшего после Стефана, прошли до Финикии и Кипра и Антиохии, никому не проповедуя слово, кроме Иудеев. Были же некоторые из них Кипряне и Киринейцы, которые, придя в Антиохию, говорили Еллинам, благовествуя Господа Иисуса. И была рука Господня с ними, и великое число, уверовав, обратилось к Господу» (Деян. 11:19–21). Чтобы лучше понять слова апостола Луки, необходимо прояснить их исторический контекст. Давайте вспомним главные события в жизни Церкви, начиная с момента ее основания. Христова Церковь родилась в день Пятидесятницы, вместе со схождением Святого Духа на общину учеников. Эта Церковь должна была возвестить во всех народах об Иисусе Христе, Мессии евреев и Спасителе мира (см. Ин. 1:41 и Ин. 4:42). Проповедь распространялась в определенном порядке. Первыми ее услышали палестинские евреи и эллинисты – евреи из разных стран Римской империи. Потом Благая Весть достигла ушей самарян, потомков нееврейских поселенцев из Месопотамии и Сирии. После был крещен первый прозелит, евнух-ефиоплянин. Следующими христианскую проповедь должны были услышать язычники – и здесь евангельское благовестие встретилось с большой проблемой. Эта проблема обитала в сознании самих проповедников. Дело в том, что между палестинским иудеем и иностранцем-язычником в то время существовала такая культурная пропасть, которую нам, жильцам современных городов, трудно себе представить. Евреи не считали язычников полноценными людьми, и общение с ними строго запрещалось ветхозаветным законом. Иудей, прикоснувшийся к язычнику, или евший с ним, или даже зашедший к нему в дом, считался оскверненным. Для иноплеменников у евреев имелось короткое и емкое определение: «пес». И вот представьте себе, что этим «псам» нужно было проповедовать, а потом и причащаться с ними из одной чаши! Сознание добропорядочного иудея, пусть даже и уверовавшего во Христа, не было способно вынести такого потрясения.

http://pravoslavie.ru/112739.html

     Сегодня мы прочитаем из Апостола о довольно грустном событии – первом внутрицерковном конфликте христиан. Святой Лука, автор книги Деяний, пишет об этом так: «В эти дни, когда умножились ученики, произошел у Еллинистов ропот на Евреев за то, что вдовицы их пренебрегаемы были в ежедневном раздаянии потребностей» (Деян. 6:1). Еллинисты – это уверовавшие во Христа евреи из разных стран Римской империи. Им показалось, что местные евреи-христиане дают их вдовицам меньше социальной помощи, чем своим. Надо сказать, у эллинистов с палестинскими евреями были и без того довольно непростые отношения. Ситуация с вдовицами подлила масла в огонь – начался ропот, возникали ссоры и недоразумения. Как жаль! Ведь перед этим Лука писал, что «у множества ... уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). И вдруг, после таких слов – разлад между новокрещенными христианами, конфликт на материальной почве. Новость печальная, но, братья и сестры, нужно понимать, что подобные проблемы в Церкви – это нормально. И нам необходимо знать такие вещи, чтобы понимать о Церкви нечто важное. Прежде всего, нельзя идеализировать первое христианское поколение. На этом многие претыкаются, думая, что раньше у христиан все было хорошо, а теперь все плохо. Да, первые христиане веровали более горячо, чем мы, имели разные удивительные дары Духа, имели мужество исповедовать христианство под угрозой гонений, но в то же время и они не были лишены человеческих слабостей и немощей. Если посмотреть, например, во скольких грехах апостол Павел упрекал коринфскую Церковь в Послании к ней, мы увидим, что Церковь и в I веке болела разными духовными болезнями. Но все равно оставалась Святой Церковью по наличию в ней Духа Святого, ибо Церковь свята не нашей мнимой праведностью, а праведностью Христовой и присутствием Духа Святого. Знание немощей иерусалимской Матери-Церкви учит нас смотреть на Церковь не как на лубочную картинку, где только святость и чудеса, а как на больницу. В ней человек глубокий и терпеливый получает исцеление, а человек поверхностный и нетерпеливый уходит, обидевшись на первую же санитарку, ему нагрубившую. И не надо удивляться тому, что в Церкви мы встречаем таких же больных, как и мы сами. Кто же еще приходит в лечебницу, как не больные?

http://pravoslavie.ru/103088.html

Агг.1:8 .  Взойдите на гору и носите дерева, и стройте храм; и Я буду благоволить к нему, и прославлюсь, говорит Господь. Теперь пророк в прямой и положительной форме высказывает к начальникам народа и ко всему народу определенное требование принять решение начать постройку и приступить уже к делу, наградою за что будет всякий успех в делах их, подаваемый благословением Божиим. Выраженное в первой половине стиха требование пророка имеет общий характер призыва к началу строительных работ; поэтому нет основания – ни видеть в горе, евр. гагар, на которую всходить приглашает пророк, определенную гору (храмовую – Мориа, как полагали одни толкователи, или гору Ливан, как думали другие), ни усматривать в призыве носить деревья указание на характер самого строительства, т. е. думать, что нужен был только деревянный, лесной материал, тогда как, напротив, известно ( Агг 2.15 ; 1Езд.4.4 ), что для постройки фундамента, да и других частей второго Иерусалимского храма потребовалось и употреблено было немало и камня. Таким образом, «гора», гагар, означает в ст. 8 общее, родовое понятие горы и может быть отнесено к каждой из палестинских гор, в данную эпоху еще изобиловавших лесом ( Неем 2:8, 8:15 ), а «деревья», «лес», евр. Эц, выражают мысль о строительном материале для храма вообще. Вторая половина ст. 8 говорит о тех спасительных, благодетельных следствиях, каких может ожидать народ от благоволения Божия к нему вследствие изменения или своего отношения в важному делу храмостроительства. Агг.1:9 .  Ожидаете многого, а выходит мало; и что принесете домой, то Я развею. – За что? говорит Господь Саваоф: за Мой дом, который в запустении, тогда как вы бежите, каждый к своему дому. Агг.1:10 .  Посему-то небо заключилось и не дает вам росы, и земля не дает своих произведений. Агг.1:11 .  И Я призвал засуху на землю, на горы, на хлеб, на виноградный сок, на елей и на все, что производит земля, и на человека, и на скот, и на всякий ручной труд. Высказав в ст. 8-м положительное требование народу – приступить к постройке храма, пророк теперь в заключительных стихах (9–11) первой своей речи, выражает свой ретроспективный взгляд на пережитые уже иудеями неудачи и истинную их причину – небрежение о построении храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Анализируя употребление слова κκλησα у апостола Павла, не могу не указать некоторые выражения, часто приводимые для того, чтобы доказать, что апостол Павел допускал существование – независимо от местных церквей – одной внешне – вселенской 261 церкви или Церкви вообще. «Вы слышали о моем прежнем образе жизни в Иудействе, что я жестоко гнал Церковь Божию, и опустошал ее» ( Гал. 1:13 ). «Ибо я наименьший из Апостолов и недостоин называться Апостолом, потому что гнал церковь Божию» ( 1Кор. 15:9 ). «Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией» ( 1Кор. 10: 32 ). Апостол Павел преследовал местные церкви в Иудее, но он мог сказать, что преследовал Церковь Божию, поскольку в каждой из местных церквей Церковь Божия присутствовала. В сознании апостола Павла Церковь Божия была неразрывно связана с ее проявлениями в местных церквях. Увещевая Коринфян не подавать соблазна Церкви Божией, он имел в виду местные церкви, существующие конкретным образом в данный момент. Если бы апостол Павел имел в виду Церковь Божию независимо от ее проявлений в местных церквях, смысл увещания апостола Павла был бы утрачен, поскольку никто не может быть причиной соблазна для Христа. По этой же причине апостол Павел мог сказать, что он гнал Церковь Божию, ибо в местных церквях, преследуемых им, существовала Церковь Божия. Говоря в Гал. 1:13 и 1Кор. 15: 9 о Церкви Божией, он имел в виду палестинские церкви, в частности Иерусалимскую. Имеем ли мы право, исходя из этого, предполагать, что для апостола Павла «Церковь Божия» была Иерусалимская церковь, а все другие местные церкви были лишь ее продолжением в пространстве? Если это предположение справедливо, это означало бы, что идея вселенской церкви не была чужда апостолу Павлу 262 . В действительности в писаниях апостола Павла мы не находим никаких данных, которые послужили бы основой для такого учения о Церкви. Христиане Иерусалима могли считать себя Церковью Божией и рассматривать другие церкви как общины, зависящие от нее и только в ней существующие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Ап. Павел пишет о вспоможении святым: „дело служения сего ( διαονα τς λειτουγας τατης) 77 не только восполняет скудость святых, но и производит во многих обильные благодарения (εχαιοτν) Богу; ибо, видя опыт сего служения, они прославляют Бога за покорность исповедоваемому вами евангелию Христову и за искреннее общение (τς οινωνας) с нами и со всеми, молясь за вас, по расположению к вам, за преизбыточествующую в вас благодать Божию. Благодарение Богу за неизреченный дар Его“ ( 2Кор.9:12–15 ). Естественно отсюда, что для дела благотворения с его не только нравственным, но и религиозным характером, назначались люди не расторопные, искусные, практичные, финансисты и экономы, а исполненные веры и духа. „Семь“ иерусалимской церкви избираются из лиц, исполненных Духа Святаго и мудрости. Для сбора пожертвований в пользу иерусалимских христиан избирается церквами „восхваляемый во всех церквах за благовествование“ ( 2Кор.8:18–19 ). До избрания „семи“ главное заведывание приношениями верующих принадлежало первоапостолам. Они обязали и Павла в своих миссионерских трудах помнить о нищих ( Гал.2:16 ). Апостол языков свято исполнял этот завет учеников Господа. Он создал великий план сбора пожертвований по всем церквам, стремясь при посредстве его реально объединить все церкви между собой и с матерью церковью, создать обще-церковное общение (οινωνα). – Если мы хотим понять развитие древней церковной организации, мы ни на минуту не должны забывать всего этого. Нигде так грубо не обнаруживается бессилие нашего времени понять ту святую религиозную атмосферу, в какой жили первохристиане и древние христиане, как в перенесении в их историю наших понятий об имуществе и финансовом управлении. Учреждение „семи“ возникло не на палестинской почве и не было собственно палестинским институтом. Оно обязано своим происхождением скорее влиянию еллинистов и должно было удовлетворять прежде всего их требования. Как видно из имен „семи“, они, если не все, то большей частью были еллинистами, а один из них, именем Николай, антиохиец, был даже из язычников.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Myshcy...

Апостол ждал суда и готов был ко всякому решению. «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение, – писал он, – если жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое... И я верно знаю, что останусь и пребуду со всеми вами для вашего успеха и радости в вере» ( Флп. 1:21,23,25 ). Надеюсь скоро послать к вам Тимофея... тотчас же как скоро узнаю, что будет со мною... (а теперь) я почел нужным послать к вам Эпафродита, брата и сотрудника, и сподвижника моего» ( Флп. 2:19,23,25 ). В свою очередь Церкви посылали своих посланцев в римское заточение к Павлу; они сообщали ему сведения о своей жизни и доставляли пособия деньгами и продуктами. «Я весьма возрадовался в Господе, – отвечал им апостол, – что вы уже вновь начали заботиться о мне... Говорю это не потому, что нуждаюсь, ибо я научился быть довольным тем, что у меня есть. Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии... Все могу в укрепляющем меня Христе» ( Флп. 4:10–13 ). Наконец наступил срок суда над апостолом. Это было очень тревожное время. В Риме начались гонения на христиан, как на вредных иудейских сектантов; вообще же на всех иудеев в Риме смотрели очень подозрительно; недоверие усилилось, когда из Палестины стали приходить вести о непрекращающихся там волнениях и бунтах против римской империи. Сам Рим страдал от Нерона, деспотия которого приняла формы невероятной жестокости. Высшее общество жило в постоянном страхе за жизнь и имущество. Духовная и умственная жизнь столицы пришла в упадок настолько, что лучшими развлечениями, как знати, так и народа, стали конские состязания и бои гладиаторов. А в это именно время в Риме, особенно в низших слоях, зарождалась новая жизнь – христианство. Будущности его никто из правителей мира сего не мог предвидеть. Итак, Павел предстал пред императором. Будучи невиновным в преступлениях, которые возводили на него палестинские иудеи, апостол все-таки имел мало оснований надеяться на оправдание. Встреча с Нероном на суде не предвещала ничего хорошего. Не только сам обвиняемый, но даже судьи, присутствовавшие в зале суда, не могли быть уверены в своей безопасности: все могло случиться при вспышке гнева тирана. Был ли сам Нерон на судебном разбирательстве неизвестно, но предреченное Господом не могло не осуществиться. Апостол помнил слова Господа, сказанные ему ночью во время кораблекрушения: «Не бойся, Павел, тебе должно предстать пред кесарем...» (27:24).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Апостол Лука. Миниатюра из «Остромирова Евангелия» По происхождению Лука был грек или, во всяком случае, выходец из грекоговорящей среды. Апостол Павел, упоминая Луку в одном из посланий среди своих «сотрудников», явно отделяет его от группы спутников-иудеев (ср.: Кол 4:14). Греческим языком Лука владел прекрасно — много лучше, чем другие евангелисты. Марк, Матфей и Иоанн писали по-гречески вынужденно — просто потому, что хотели донести Благую Весть о Христе до как можно более широкого круга людей, а языком международного общения в ту пору был именно греческий . Лука же, видимо, писал на своем родном языке. Этим может объясняться, кстати, и сравнительно большой объем его Евангелия: изъясняться по-гречески для него не составляло никакого труда, он писал легко и свободно. Но откуда апостол Лука узнал подробности о земной жизни Христа? И какой же он апостол, если даже не встречался со Спасителем? Встречался он со Христом или нет — однозначно сказать все-таки нельзя. Историк древней христианской Церкви Епифаний Кипрский (живший во второй половине IV beka) считал, что Лука видел Господа и даже входил в число семидесяти апостолов, которых Христос избрал во «вторую очередь», уже после двенадцати, и посылал проповедовать по палестинским городам и селениям (ср. Лк 10:1). Хотя более распространена, действительно, другая точка зрения — что Лука был лично знаком со многими из ближайшего круга апостолов, но не с Самим Христом во времена Его земной жизни. Недаром же автор третьего Евангелия признается, что строит свое повествование так, как передали… тó бывшие с самого начала очевидцами и служителями Слова Бог Слово, или, по-гречески, Логос, — так называет Сына Божия вся святоотеческая традиция христианского богословия, начиная с апостола и евангелиста Иоанна Богослова: В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Всё через Него нáчало быть, и без Него ничто не нáчало быть, что нáчало быть … И Слово стало плотию, и обитало с нами, полное благодати и истины; и мы видели славу Его, славу, как Единородного от Отца  (Ин 1:1–3,14). Так же именует Бога Сына и апостол Лука, писавший свое Евангелие еще до Иоанна.  (Лк 1:2). Вряд ли эта оговорка понадобилась бы, если бы Лука сам был таким очевидцем.

http://foma.ru/zagadki-evangelija-ot-luk...

Апостола. Получив эти, и радостные и печальные, вести от Тита, Апостол под живым впечатлением от рассказа, при сильных чувствах горячей любви к коринфянам решил отправить им свое Послание, чтобы воздействовать на них прежде, чем он сам к ним явится лично. Видимо, что обстоятельства не дозволяли ему тотчас же оставить Македонию и лично самому поспешить в Коринф. В это время прибыл к Апостолу и Тимофей, который, если он дошел до Коринфа, повторил ему тο же, что рассказал и Тит. Имя Тимофея Апостол ставит в 2Кор.1:1 . Уста наши отверсты к вам, коринфяне, писал Апостол, сердце наше расширено 1959 . Написанное Послание отличается необыкновенной живостью чувства и нежностью любви Апостола к коринфянам. Видимо, оно писалось или диктовалось при весьма сильном духовном возбуждении. От того оно сравнительно с другими не так последовательно: об одном и том же предмете говорится в разных местах, начав говорить одно св. писатель тотчас же переходил на другое. Большая часть Послания – глаголы нежной любви; но конец его – прещения лжеучителям и мощная защита своего апостольского достоинства. Лжеапостолов св. Павел карает весьма сильным словом. Местом написания Послания был, кажется, город Филиппы. По крайней мере весьма многие кодексы и переводы имеют пометку в конце Послания: γραφη π Φιλππν 1960 . Послание свое Апостол отправил в Коринф с тем же Титом. Вместе с этим поручением Апостол просил Тита, чтобы он, как начал так и окончил у них и доброе дело сбора пожертвования в пользу палестинских церквей 1961 . Так как Тит горячо был предан и Апостолу и коринфянам, то он с полной охотой и вполне добровольно принял на себя эти поручения. Апостол писал коринфянам: благодарение Богу, вложившему в сердце Титово такое усердие к вам, ибо хотя и я просил его, впрочем он, будучи очень усерден, пошел к вам добровольно 1962 . Вместе с Титом Апостол отправил еще двух своих сотрудников. С ним, говорит он, послали мы также брата, во всех церквах похваляемого за благовествование, и при том избранного от церквей, сопутствовать нам для сего благотворения 1963 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Boris...

Беседа старца с учеником 1. Один брат спросил старца: «Прошу тебя, отче, скажи мне, какая цель вочеловечения Господня?» Старец сказал ему в ответ: «Удивляюся, брат, что, каждый день слушая Символ веры, ты спрашиваешь еще о сем. Впрочем, скажу тебе, что цель вочеловечения Господня есть наше спасение». 2. Брат сказал: «Как это, отче?» Старец отвечал: «Когда человек, в начале сотворенный по образу Божию и поставленный в раю, преступил заповедь, подвергся тлению и смерти, потом, несмотря на строение разнообразного Божия Промысла о нем во всяком роде, не переставал преуспевать на худшее, влекомый разными плотскими страстями к вечной погибели; то Единородный Сын Божий, Слово и Бог от Бога, источник жизни и бессмертия, явился нам, сидящим во тьме и сени смертной, воплотившись от Святого Духа и Святой Девы, и показал нам образ богоподобного жития, даровав заповеди с обетованием Царства Небесного тем, кои будут исполнять их, и угрозою мук вечных тем, кои будут преступать их; затем подъял спасительные страдания и смерть и, воскресши из мертвых, даровал нам надежду воскресения и жизни вечной, послушанием разрешив осуждение прародительского греха и поправ смертию смерть, чтобы как в Адаме все умирают, так в Нем все оживотворялись; наконец, вознесшись на небеса и седши одесную Бога Отца, ниспослал Духа Святого в обручение жизни вечной, в просвещение душ наших и в помощь тем, кои, подвизаясь о спасении своем, ревнуют об исполнении заповедей Его. Вот, кратко, цель воплощения Господня». 3. Брат сказал: «Желал бы я услышать, какие же заповеди должно исполнять, чтоб спастись?» Старец отвечал: «Сам Господь сказал Апостолам по воскресении: шедше научите вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам (ср.: Мф. 28:19—20), так что все, что Он заповедал, должно исполнять всякому человеку, крещенному во имя Отца и Сына и Святого Духа. Таким образом, с правою верою Господь соединил крепким союзом и исполнение заповедей, зная, что при разъединении их друг от друга невозможно человеку спастись.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4130...

Блаженный Иероним († 420 г.) приводит еще и другие места, на которые ссылались эти сектанты, и которые отчасти объясняют ироническое наименование их «милосердными»: «…Ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников. И так весь Израиль спасется» ( Рим. 11:25, 26 ); «Но Писание всех заключило под грехом, дабы обетование верующим дано было по вере в Иисуса Христа» ( Гал. 3:22 ); «И скажешь в тот день: славлю Тебя, Господи; Ты гневался на меня, но отвратил гнев Твой и утешил меня» ( Ис. 12:1 ); «Гнев Господень я буду нести, потому что согрешил пред Ним, доколе Он не решит дела моего, и не совершит суда надо мною; тогда Он выведет меня на свет, и я увижу правду Его» ( Мих. 7:9 ) и другие. В том же самом тексте у него содержится на первый взгляд весьма странная для такого строгого ревнителя истинной веры мысль: «Один только Бог знает кого, как и на какое время следует осудить!» Некоторые исследователи пытались увидеть в этих словах подтверждение того, что Иероним сочувствовал доктрине Оригена. Но на самом деле он выступает здесь только как комментатор и лишь приводит чужие мысли, никак не высказывая своего личного мнения. Это видно уже по самому характеру речи: «Утверждающие, что наказания закончатся со временем, и что муки по истечении долгого времени будут иметь предел, приводят следующие свидетельства…», и далее следуют уже указанные цитаты из Библии ( 52 ). В шестом веке в истории распространения учения об апокатастасисе наступает коренной перелом. В начале этого столетия учение Оригена об апокатастасисе, значительно измененное и включающее в себя другие его «полуязыческие гадания о начале мироздания, о предсуществовании души, о душепереселении с увлечением поддерживались монахами. Наиболее авторитетными и руководящими центрами таких увлечений были палестинские монастыри Мар-Саба (т.е. Саввы Освященного) и Новая Лавра в Фекое близ Вифлеема» ( 53 ). Учение палестинских монахов кратко представлено в письме (грамоте) императора Юстиниана († 565 г.) к «святому Собору (543 года) об Оригене и его единомышленниках»: «Когда мы дознали, — пишет он, — что в Иерусалиме есть некоторые монахи, которые учат и следуют нечестивым заблуждениям Пифагора, Платона и Оригена… то заблагорассудили приложить попечение и исследование о них… Они утверждают… что будет совершенное уничтожение тел, и что снова все возвратятся в единство и станут умами, как это было в предсуществовании; отсюда ясно, что в то же самое единство будет восстановлен сам диавол и прочие демоны, а также нечестивые и безбожные люди вместе с божественными богоносными мужами и небесными силами, что они будут иметь такое же единение с Богом, какое имеет Христос, и какое они имели в предсуществовании» ( 54 ).

http://azbyka.ru/uchenie-ob-apokatastasi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010