Митрополит Иерофей (Влахос) Прибыв на Афон, я первым делом направился к старцу Паисию Святогорцу, который в то время подвизался в каливе Честного Креста возле монастыря Ставроникита. Я знал его ещё с давних времён, когда беседовал с ним о вопросах духовного служения. Теперь, пожив в монастыре в Эссексе и находясь под впечатлением от прочитанного об Умной молитве, я твёрдо решил ещё раз встретиться с ним и поговорить на волнующие меня темы. Беседа с отцом Паисием была настоящим священнодействием. Она произвела на меня такое огромное впечатление, что я написал заметки по мотивам нашего разговора, как только вышел из его келии, сидя на небольшом камне по пути в монастырь Ставроникиты. В начале нашего разговора я спросил старца о сущности монашеской жизни. Он сказал мне, что «у монаха нет прав, поскольку они принадлежат Богу». Затем он сказал, что следует развивать внутреннюю жизнь, не останавливаясь только на внешнем. Особенно подчеркнул он то, что мы должны жить в праведности Божией: «Недостаточно одной лишь чистоты тела, необходим и праведный образ жизни. Праведник и терпящие несправедливость – поистине дети Божии». Стержень монашества – Бог и связь с Ним. Он сказал: «Если я пойду в какую-нибудь военную часть и расскажу людям, что такое монашество, все захотят стать иноками. Но когда они придут сюда (не имея изначальной предрасположенности к монашеской жизни), сначала их очарует пение полиелея в храме, а потом они посчитают, что в ресторане и баре им всё-таки лучше. Итак, сущность монашества находится в сердце человека. Мы обязаны научить новое поколение истинному монашеству». Зная сколь велика ценность послушания, отец Паисий сказал: «Каждый старец даст ответ Богу сообразно с послушанием, которое проявляли по отношению к нему его духовные чада». Конечно, послушание – это не тирания старца над послушниками, оно должно быть добровольным и осознанным. Он подчеркнул: «Монахи, которым старец предоставляет свободу, несут большую ответственность». Старец Паисий Святогорец

http://pravmir.ru/moya-vstrecha-so-starc...

преподобный Арсений Каппадокийский Литургика преподобный Арсений Каппадокийский Архимандрит, духовный наставник, подвижник. Совершил Таинство Крещения над Паисием Святогорцем. Родился в селе Фараса в Каппадокии (М. Азия) около 1840 года, во святом крещении мальчика нарекли Феодором. В раннем возрасте он лишился родителей: Елевферия и Варвары. Получил образование в семинарии в Смирне (Измир). В 26 лет он принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (Турция), там был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам. В 1870 г. Арсений Каппадокийский был рукоположен во священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил пять паломничеств на Святую землю, и поэтому его прозвали Хаджи-эфенди. Пастырская деятельность святого Арсения продолжалась в Фарасе 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения. Св. Арсений вел строгую подвижническую жизнь и получил от Господа дар прозорливости и исцеления. По его молитве, которая, по словам очевидцев, «могла пробить камень», исцелялись глухие, слепые, парализованные и бесноватые. Не только греки, но и турки считали Арсения Каппадокийского святым, т. к. и среди мусульман он совершал чудеса и исцелял больных. Патриархи Константинопольский и Иерусалимский хотели сделать св. Арсения епископом, но он каждый раз отказывался. Он предвидел грядущие испытания, войны и исход с родной земли. В 1924 г. при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию, на острове Корфу. Мощи св. Арсения были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти (близ Фессалоники). Многочисленные посмертные чудеса св. Арсения Каппадокийского привели к его прославлению в 1986 г. в лике святых. Тропарь преподобному Арсению Каппадокийскому, глас 3 Житие богоугодное добре скончав/сосуд честен Утешителя явился еси, Богоносне Арсение,/чудес благодать приим, всем подаеши скорое вспоможение,/отче преподобне,/Христу Богу молися//даровати нам велию милость.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Kappad...

В июле 1994 года почил о Господе и покинул этот мир ради Небесного Царства Божия известный своим даром прозорливости удивительный старец Афонской Горы и всего Православия монах Паисий, который подвизался в келлии Панагуда монастыря Кутлумуш. Кончина небесного старца потрясла всех нас, мы хотели, чтобы в это трудное время он находился среди нас, дабы укреплять и направлять каждого. Со старцем Паисием мы познакомились много лет назад, и каждый раз, когда мы посещали Святую Гору, стремились любой ценой встретиться с ним, дабы получить духовную пользу и укрепиться в трудном деле пастырства, которое доверил нам в Троице Всеблагий Бог . Мы виделись со старцем Паисием и за пределами Святой Горы, например в святой обители евангелиста Иоанна Богослова в Суроти, под Салониками. В одну из наших встреч в его келлии, которую мы посетили неожиданно по дороге из Салоник на Святую Гору, произошло следующее. Мы увидели, что старец идет к нам навстречу, хотя его никто не предупреждал, и в изумлении услышали, как он обращается к нам: «Добро пожаловать, я вас ждал». Это свидетельствует о том, что отец Паисий кроме дара прозорливости и рассуждения обладал даром предвидения. Об отце Паисии много было сказано и много в последнее время выходит в свет в печатном виде к духовной пользе христиан, как с описанием духовной личности старца и его аскетической жизни, так и с изложением простых, истинных слов, которые говорил он в разных обстоятельствах. Мы не имеем прибавить ничего более к тому, что было верно замечено и написано о нем до сего дня. Однако считаем своим долгом по отношению к святогорцу старцу Паисию и в память его с уверенностью сказать, что в своем лице он сосредоточил разнобразие даров: апостола, пророка, евангелиста, учителя и отца. Воистину это был пасхальный старец. Он свидетельствовал о воскресении, на нем была «печать воскресения», он окрылял всех без исключения людей, посещавших его. Как он сам однажды сказал, каждому давал витамин, которого тому не хватало. Все, кто приходил к нему, охваченный какими-то страхами, выходили бесстрашными. Шли неверующими – возвращались уверовавшими. Не было случая, чтобы во время встречи со старцем человек не жил жизнью Церкви. Это было чудом: человек выходил из его келлии с твердой верой, с непоколебимой надеждой и с ощущением его неизбывной доброты и всеобъемлющей любви.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Николаос, ученик из Афониады Когда я был учеником в Афониаде, в первый год обучения, еще новенький на Святой Горе, я очень хотел познакомиться со старцем Паисием, поскольку был наслышан о нем. В середине третьего месяца учебного года я вместе с другими ребятами отправился к старцу. Подойдя к его келлии с нижней стороны, один из нас позвонил в колокольчик, дернув за веревку. Вскоре старец Паисий вышел на балкон и велел нам подойти с верхней стороны. Мы поднялись наверх и еще не успели ничего сказать, как старец обратился ко мне, хотя не знал меня: «Здравствуй, Николаос, как твои дела? Как поживает твой духовник отец Митрофан из братства Герасимеев из скита Малой Святой Анны?» Афонский монах Иоанн Когда я еще был мирянином, находясь в отчаянии и изнурении от отсутствия Божией благодати в душе по причине своей блудной и грешной жизни, однажды с помощью Божией я прочувствовал свои поступки и поехал на Святую Гору. Там я исповедал все свои грехи, какие только вспомнил (их было бесчисленное множество). Однако, несмотря на исповедь, тяжелый груз и отчаяние, которое я ощущал в душе, не уходили. Услышав о некоем старце–святогорце, известном своими добродетелями и редкими духовными дарами (о старце Паисии, который жил в аскетической келлии, называемой Панагуда – она относится к монастырю Кутлумуш), я побежал к нему в надежде получить духовную поддержку, утешение и надежду, а также испросить совета о дальнейшей моей жизни. Подойдя к келлии и увидев его, я с благоговением и сокрушением поклонился. Не успел ничего у него спросить, как он говорит: «Пойди и исповедуй грех , который ты забыл». Как только он это сказал, тут же исчез груз с моей души и на его место пришли такая радость и душевное ликование, мир, тишина и телесная сила (ведь до этого я был изнурен и находился ужасном состоянии) – всего не могу выразить словами и никогда не смогу забыть. В туже секунду я вспомнил и свой смертный грех, о котором забыл, который я конечно же сразу же пошел и исповедал духовнику. Со времени моего знакомства со старцем Паисием, то есть с 1987 года, моя жизнь стала кардинально меняться к лучшему и к 1992 году стала райской благодаря духовным и дружеским отношениям со святым человеком. Конечно, вне всяких сомнений, мне помогали и меня укрепляли его молитвы, ибо я практически ничего не делал, чтобы угодить Богу. Каждый раз, когда я ездил к старцу, он обнимал меня и целовал в лоб, как нежнейшая мать, которая выказывает свою любовь к новорожденному младенцу. Я ощущал такую радость, веселье, мир и духовное успокоение, что это невозможно передать словами. Душа старца Паисия была раем, который он передавал и людям, окружавшим его, если, конечно, у них были для этого соответствующие предпосылки, уважение и доверие к личности старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

С.В. Шумило Насельники «Черного Выра» и их отношения с прп. Паисием Величковским Из архивных материалов следует, что в «Черном Выре» принимали не только казаков, но и монахов из Украины. Так, в октябре 1756 г. от самодурства игумена Черниговского Елецкого монастыря ночью сбежал иеродиакон Иоасаф (в миру Иван Юхимович Петренко, потомственный казак Киселевской сот-ни Черниговского полка). Из Чернигова он подался в Мошногорский монастырь Переяславской епархии на Правобережной Украине, а оттуда через месяц – на Афон, в скит Рождества Богородицы «Мавро-выр Русский» (т. е. «Черный Выр»), где прожил больше года 90 . 15 марта 1758 г. о. Иоасаф получил в скиту письменное удостоверение о том, что он «в Святой Горе Афонской в нашем скиту Рождества Пресвятыя Богородицы, монастыря Зографского, называемом Мавровыр Руском, чрез несколько времени постоянно жил, и з братиею, честно, трезвенно и доброобходительно находился». Документ подписан дикеем скита схимонахом Кириаком и скреплен оригинальной скитской печатью, на которой изображена сцена Рождества Богородицы и имеется надпись на славянском языке: «Сия печатъ скита Рускаго Мавровира» 91 . Отбыв в марте 1758 г. обратно в Украину, иеродиакон Иоасаф первым делом отправился (вероятно, по поручению скитского начальства) на Запорожскую Сечь, а затем – в Межигорский монастырь, считавшийся «духовным патроном» Войска Запорожского. И уже отсюда в ноябре 1758 г. возвратился в Чернигов, где был допрошен и принят обратно в Черниговский Елецкий монастырь 92 . Этот случай также свидетельствует о тесной связи между «Черным Выром» и Запорожской Сечью, куда святогорцами был послан упомянутый монах. Из дела иеродиакона Иоасафа (Петренко) мы узнаем одну очень важную деталь. Подвизаясь больше года в скиту «Черный Выр», на исповедь он ходил, как сказано в показаниях, к «духовнику Паисию» из обители св. Константина при Пантократорском монастыре. Упомянутый здесь Паисий – тот самый знаменитый прп. Паисий Величковский , который тоже начинал свой монашеский путь на Черниговщине, а затем ушел из Любечского монастыря на подконтрольную Речи Посполитой Правобережную Украину, а оттуда – в Молдавию и на Афон. К моменту посещения Иоасафом Паисия Величковского , последнему было всего 35 лет, однако слава о молодом подвижнике уже начинала распространяться среди русских и молдавских святогорцев, и с каждым годом число братии вокруг него стремительно росло. Как раз к концу 1757 г. его братство состояло из двенадцати человек (семи молдаван и пяти украинцев), в связи с чем прежняя небольшая келлия св. Константина больше не могла вместить всех желающих 93 . Поэтому прп. Паисий выкупил у греков келлию св. Илии и стал обустраивать в ней новую обитель, ставшую впоследствии известной под названием Свято-Ильинский скит.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Что сегодня влечет к монашеству европейцев и американцев и как встречи с архимандритом Емилианом (Вафидисом) и старцем Паисием перевернули жизнь богослова-интеллектуала из рода Голицыных, закончившего Беркли и Оксфорд, рассказывает епископ Толедский и Болгарский Александр. Епископ Толедский и Болгарский Александр.      Епископ Толедский и Болгарский Александр ( Православная Церковь Америки ) — потомок князей Голицыных. Он родился в Калифорнии в городке Тарзане, закончил Беркли и Свято-Владимирскую семинарию, затем пост-докторантуру в Оксфорде у митрополита Каллиста (Уэра), написал диссертацию о Дионисии Ареопагите, по-русски не говорит, немного понимает. Он настоящий американский интеллектуал с Западного побережья: у него очки в тонкой оправе, он носит джинсы и кеды, у него мягкие, очень естественные манеры и яркий набоковский английский (вы ниже прочтете про " веер гейши " ). Но он говорит, что весь его интеллектуализм был наголову разбит несколькими судьбоносными встречами на Афоне — с игуменом монастыря Симонопетра Емилианом (Вафидисом) и старцем Паисием Святогорцем. Кстати, недавно мы писали о " Житиях святых " , изданных Сретенским монастырем . Владыка Александр хорошо знает их составителя — отца Макария из монастыря Симонопетра, бывшего французского левого интеллектуала. Писали об отце Плакиде (Дезее) — владыка присутствовал при его крещении на Афоне. — Владыка, что сегодня влечет к монашеству европейца или американца? — Обращение в Православие может показаться странным, в особенности для тех, кто вырос в Европе или в Америке. культура этих стран ценит прежде всего напористость, успех. Тех людей из развитых стран Европы, Америки и, возможно, Японии, Китая, влечет к нам от изобилия и комфорта. Их привлекает Традиция, хотя это не то слово, которое сегодня в Америке считается хорошим. Инновация, креативность — это слова хорошие, а традиция это что-то косное, устаревшее, то, что мешает. Правда, отсутствие традиции порождает в некоторых людях ощущение пустоты. И если они совершенно светские, то они в начале приходят к евангелистам. А вот уже потом они начинают рассуждать так: " Вот я обратился ко Христу, я начал читать Священное Писание. Есть ли что-то большее? " И тогда некоторые начинают вчитываться в Писание.

http://pravoslavie.ru/63326.html

«Я думал, этот человек никогда не умрет» Об общении с Паисием Святогорцем и другими святыми - На Святой Горе вы встречались со многими ныне очень почитаемыми и известными старцами. Поделитесь, пожалуйста, опытом общения с ними. - Это непростая задача - описывать святого человека. Может быть, «несвятого святого» можно описать, но это были великие святые - их описывать все-таки трудно. При этом они были как бы очень малыми, потому что были очень смиренными, естественными людьми. Рядом с ними ты ощущал великую радость. Они не ослепляли тебя светом своей святости, они просто обогревали тебя теплотой любви. Я не пошел прощаться с отцом Паисием перед его кончиной, потому что я не верил, что он умрет, - я думал, что этот человек никогда не умрет. Как говорить об опыте общения со старцами? Если бы мне кто-нибудь рассказывал обо всем, что я видел, и если бы я не видел это своими глазами, я бы ни за что не поверил. Я даже до сих пор задаю себе вопрос: «Правда ли, что я видел такие вещи собственными глазами?» И я восхищаюсь теми людьми, которые верят этому, потому что это были такие удивительные вещи, которые может творить только Бог. Старец Паисий и молодой отец Афанасий - Рассказы о старце Паисии, о других старцах Святой Горы, с которыми вы встречались, - это, может быть, одна из самых сильных проповедей современным людям, и этого больше всего они ждут. - Хочу, во-первых, сказать, что старец Паисий очень любил русских, потому что его старец был русским: это был отец Тихон, который жил в Капсале. Так что он очень хорошо знал русское благочестие. Но также знал и слабости русских людей. На Афоне мы имели благословение от Бога жить вместе со многими русскими монахами, с которыми у нас были очень хорошие отношения. Среди них были великие подвижники и современные святые, как, например, преподобный Силуан Афонский , старец Софроний из Эссекса. Сам старец Паисий был великим аскетом. Я думаю, что человек не может жить так, как жил он. Он совершенно не имел к себе никакой милости, никакого снисхождения. Он не спал практически каждую ночь. Он взял на себя такое послушание: от заката до рассвета молиться в одиночестве у себя в келье. Он отдыхал только час или два после восхода. В последние годы его посещало огромное количество людей, и он весь день занимался и общался с людьми, а всю ночь не спал, молясь.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Три встречи со Старцем Паисием «Каким был Старец? — отец Артемий задумывается. — Простым. Пока не заговоришь с ним, не поймешь, что он особенный». 25 августа, 2015 «Каким был Старец? — отец Артемий задумывается. — Простым. Пока не заговоришь с ним, не поймешь, что он особенный». В самом конце 2014 года мне удалось впервые побывать на Афоне. Обычно в декабре на Святой Горе довольно холодно и дождливо, но в ходе нашей поездки с неба не пролилось ни единой капли влаги — все пять дней светило солнце. Нам со спутниками очень хотелось посетить как можно больше мест, связанных с жизнью известного теперь не только в Греции Старца Паисия Святогорца. Уже более десяти лет «Слова» Старца издаются монастырём святого Иоанна Богослова, находящимся в деревне Суроти недалеко от Салоников. На территории именно этого монастыря, сестёр которого при жизни опекал Старец, сейчас находится его могила. Первым местом, связанным с жизнью отца Паисия, оказался для нас самый маленький монастырь на Афоне — Ставроникита. Этот монастырь, братия которого насчитывает не более 25 монахов, известен строгими порядками — только в монастыре Ставроникита да ещё в Эсфигмене нет электричества. Здесь живут и молятся по старинной традиции, электричество имеется только на кухне и используется для холодильника, работающего от турбины. Монах Феодосий, представитель монастыря в Священном Киноте, поил нас кофе и беседовал с нами почти час, всё время переживая, как бы не утомить нас своей речью. Говорил он, сидя в углу архондарика, то снимая клобук, то снова его надевая и заправляя под головной убор маленькую косичку. Медленно и веско, подбирая самые точные слова, отец Федосий рассказывал нам о старце Паисии Святогорце, рассуждал о вере и современности, о родителях и детях. Ответил он и на наши вопросы. Старец Паисий пришёл в монастырь Ставроникита летом 1968 года, когда монастырь оказался на грани упразднения из-за нехватки братии. В обители оставалось только два монаха, и тогда Кинот Святой Горы призвал насельников Иверона иеромонахов Василия и Григория возродить монашескую жизнь в этом древнем монастыре.

http://pravmir.ru/tri-vstrechi-so-starts...

Старец Брань со страстями Испытайте это сами во время искушения. Скажите, что виноват другой, и тут же почувствуете внутренний дискомфорт, возмущение, скорбь. Но стоит вам только сказать: " Виноват не он, а я; что говорить о других — на себя надо смотреть, за мной столько всего… так что не мне и говорить! " — и тут же начинаешь ощущать под ногами твёрдую почву... Моя встреча со старцем Паисием Святогорцем Беседа с отцом Паисием была настоящим священнодействием. Она произвела на меня такое огромное впечатление, что я написал заметки по мотивам нашего разговора, как только вышел из его келии, сидя на небольшом камне по пути в монастырь Ставроникиты. Об основах духовной жизни, современных авторах и монашеских традициях В России традиция в значительной степени была прервана в советское время, но несмотря на все трудности, всё же осталась жива. Мы и сегодня можем найти подвижников, подобных тем, которые были описаны Достоевским в его сочинениях . Преподобный Илия Макеевский: даже фашисты считали его святым Когда наш дядя Ваня уходил на фронт, он пошёл к отцу Илье, чтобы благословил его Божий человек, на войну ведь идёт. Отец Илья ласково его принял, помолился Господу и благословил. Стал дядя Ваня прощаться да уходить, а старец вдруг ему и говорит: " А ты ложку взять не забыл? " О духовниках истинных и ложных Истинный духовник учит людей жить со Христом; неистинные духовники учат людей жить с духовниками. Прот. Артемий Владимиров: Старцы в Мытищах, старцы — в Капотне, старцы — на Бауманской (+ ВИДЕО) На Западе – психологи, на Востоке – астрологи, а у нас – батюшки, берущие на себя слишком много! Ольга Кормухина. Не бросай петь хриплым голосом Ольга Кормухина ушла со сцены в 1993-м году и собралась принять монашество. Но протоиерей Николай Гурьянов с острова Залит благословил Ольгу не в монастырь, а на брак. И в 1999-м году Ольга вышла замуж за Алексея Белова, солиста рок-группы «Парк Горького», вернувшегося незадолго до этого в Россию после 10-ти лет жизни в Америке. «Домой придешь!» Памяти протоиерея Василия Ермакова

http://pravmir.ru/tag/starec/page/3/

7. Профессор А. И. Яцимирский: Возрождение Византийско-Болгарского мистицизма и славяно-аскетической литературы в 18 в. Харьков 1905 г. 8. Его же: Исследования в Сборник Отделения русского языка и словесности Императорской Академии Наук. Том 79, 1905. Здесь помещено описание славянских рукописей Нямецкого монастыря, писанных старцем Паисием и его учениками. 9. Святого отца нашего Исаака Сирина, епископа бывшего Ниневийского: Слова духовно-подвижнические, переведенные с греческого старцем Паисием Величковским. Издание Козельской Введенской Оптиной Пустыни под руководством старца и иеросхимонаха Макария. В предисловии находится рассказ старца Паисия о его переводческой деятельности. 10. Об умной или внутренней молитве. Сочинение блаженного старца, схимонаха и архимандрита Паисия Величковского. Перевод с славянского. 1902. 11. Н. Попов. Рукописи Московской синодальной (патриаршей) библиотеки Выпуск 11(2) Симоновское собрание. (О рукописях старца Паисия). 12. В. Е. Бучневич. Записки о Полтаве и ее памятниках. Полтава 1882. 13. И. Ф. Павловский. Полтава. 14. Левицкий, Гр. Очерки народной жизни в Малороссии во 2-ой половине 17 века. Киев 1902. 15. Аскоченский. Киев с его древнейшим училищем Академией. 2 т. 16. Д. Вишневский. Киевская Академия в 1-ой половине 18 в. Киев 1903. 17. Антонович. Исследование о Гайдамачестве по актам 1700–1768. Киев 1876. 18. Архиепископ Филарет. История русской Церкви. Период 5. 19. Профессор Голубинский. Краткий очерк истории православных Церквей: болгарской, сербской и румынской. 20. Арсений, епископ Псковский. Исследования и монографии по истории молдавской Церкви. СПБ. 1904. 21. Письма святогорца о Святой горе Афонской. Издание 8. Москва 1895. 22. Русский общежительный скит Св. Пророка Илии на Афоне. Издание 4. Одесса 1913. 23. Князь А. Дабижа. Малороссийская обитель на Афоне. Киевская Старина, 1893, январь. 24. Ново-Нямецкий монастырь. Кишинев 1881. 25. Соловецкий патерик. Москва. 1895. В этой книге имеется рассказ старца иеросхимонаха Феофана о его пребывании у старца Паисия в Нямце.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010