Преподобный Максим Грек Архиепископ Тернопольский и Кременецкий Сергий. Преподобный Максим Грек Над старой могилой инока, находящейся когда-то в левом приделе Духовской церкви Троице-Сергиевой Лавры, на медной доске были вычеканены поэтические строки: Блаженный здесь Максим всем телом почивает, и с Богом в небеси душою пребывает. И что Божественно он в книгах написал, то жизнию своею и делом показал. Оставил образ нам и святости примеры, смирение, любви, терпения и веры! Так почтил православный народ жизненный подвиг ученого экзегета и апологета, ревнителя древних уставов Православия, учителя иноческого жития, а также исповедника преподобного Максима Грека . Его светское имя – Михаил. Это удалось установить историку-исследователю И. Денисову в результате многолетних изысканий, сравнительного анализа почерков, сопоставления различных свидетельств, как опубликованных ранее, так и найденных им самим в архивах Франции, Италии, Греции. Выяснилось, что живший некогда в Италии гуманист, ученый-филолог Михаил Триволис, монах Ватопедского монастыря на Афоне Максим Триволис и видный русский церковный и общественный деятель преподобный Максим Грек – одно и то же лицо. Знатный род Триволисов, из которого происходит преподобный Максим , хорошо известен в Греции: он был близок к последней правящей византийской династии Палеологов, один из предков Грека был Константинопольским патриархом. В русских сказаниях преподобный называется «сыном воеводским», что говорит о знатном происхождении 667 . Год рождения Михаила Триволиса точно неизвестен. В разных исследованиях он указывается в интервале от 1470 до 1480 г. Но ближе к истине, очевидно, И. Денисов, утверждающий, что Михаил родился около 1471 г. в г. Арта, в Албании. Исследователь подкрепляет свое мнение ссылкой на исторический документ – Бюллетень о баллотировании в состав Великого совета острова Корфу, датированный 1490 – 1491 гг. Среди неизбранных кандидатов значится и имя Михаила Триволиса 668 . Его родители Мануил и Ирина были греческого происхождения, поэтому он и именуется Греком. Отец преподобного отличался чистотой православной веры и воспитал сына в глубоком благочестии и научении страху Божию. Первоначально образование в науках Михаил получил от своего же родителя, ибо в то время из-за падения Константинополя и порабощения всех греческих областей магометанами были уничтожены и все училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Приложение I. Оглавление писем блаженного Феодорита с кратким указанием содержания их. 1 . Неизвестному. Молчание адресата касательно посланного ему Феодоритом толкования на Апостол заставляет Кирского епископа предполагать, что тот составил неблагоприятное суждение о его труде, и принуждает его обратиться с просьбою – высказать определенно свое мнение. 2 . Ему же. Хороший отзыв адресата о своих истолковательных сочинениях Феодорит считает выражением его любви, обыкновенно прикрывающей многие недостатки друзей. 3 . Епископу (Тирскому) Иринею. Указав, что решение некоторых вопросов недоступно человеку, ограниченному в своем ведении в настоящей жизни, Феодорит переходит к рассмотрению приведенной адресатом «притчи» о языческом судии, предложившем двум христианам на выбор: или принести жертву богам, или броситься в море, при чем один из них сразу выбирает последнее, а другой не соглашается ни на одно из этих условий. В ответ на просьбу Иринея – указать сравнительное нравственное достоинство обоих подвижников благочестия, Феодорит, – на основании фактов библейской истории, – отдает предпочтение второму. 4 . Приветственное по случаю праздника с благодарением Богу за ниспосланный дождь. 5 . Приветственное по случаю праздника; значение праздников для человечества после падения. 6 . Приветственное по случаю праздника, совершенного Феодоритом при всеобщем рвении народа. 7 . Феонилле утешительное по случаю смерти мужа. 8 . Евграфие утешительное по случаю смерти мужа. 9 . Неизвестному, высказавшему свое крайнее негодование по поводу несправедливого приговора (членов Разбойничьего собора) против Феодорита; Кирский епископ выражает ему свою радость, что он страдает невинно. 10 . Адвокату Илии, с просьбою помочь иподиакону Геронтию в процессе против некоего Аврамия, присвоившего что-то у некоторых лиц. 11 . Епископу Константинопольскому Флавиану, которому Феодорит выражает свою искреннюю радость по случаю осуждения (на соборе 448 г.) нечестия монофизитствующих. 12 . Епископу (Тирскому) Иринею утешительное по случаю смерти Иринеева зятя, бывшего искреннейшим другом Феодорита.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Разделы портала «Азбука веры» ( 10  голосов:  4.2 из  5) Тихвинский Богородичный Успенский мужской монастырь Россия, Ленинградская обл., г. Тихвин, Тихвинская ул., д. 1. В 1560 году на берегу реки Тихвинки положено было основание святой обители во славу Тихвинской иконы Богоматери, заступницы земли русской и путеводительницы православных христиан. История монастыря неразрывно связана с чудотворной Тихвинской иконой Божией Матери Одигитрии (что в переводе с греческого означает «путеводительница», «указующая путь»). Этот образ был написан, по преданию, святым апостолом евангелистом Лукой во время земной жизни Девы Марии. Святой Лука послал икону вместе с текстом Евангелия и Деяний святых апостолов в дар правителю Антиохии Феофилу. Позднее, в V b. икона оказалась в Константинополе, где для нее была выстроена знаменитая Влахернская церковь-реликварий. В 1383 году, за 70 лет до падения Константинополя, «сия икона Одигитрия взялась из него манием Божием и перенеслась на Русь». Образ Богоматери чудесно, по воздуху, скрылся из Царьграда и явился рыбакам над Ладожским озером, рядом со Старой Ладогой. Констанинопольский патриарх, выслушав свидетельства новгородских купцов и их описания образа, подтвердил, что явленная на Руси икона и есть та самая, что отбыла из Византии невозвратно «за гордость, братоненавидение и неправды народа». В тихвинскую землю икона переместилась вскоре после победы объединенных русских войск под началом благоверного князя Димитрия Донского над ордами Мамая. На берег реки Тихвинки пришли священники со множеством народа, и во время усердного соборного моления икона сошла на руки молящихся. Не медля приступили к возведению храма: в тот же день срубили лес, успели сделать три венца, приставили к месту строительства стражу и, славя Бога, разошлись до утра по домам. Но приставленные стражи от усталости заснули, а проснувшись, обнаружили, что ни иконы, ни начатого сруба, ни даже щепок от сваленного и тесаного леса нет. Собрался народ. Потерю все стали горько оплакивать и затем начали искать повсюду икону. И – о, чудо! – икона обнаружилась на другом берегу реки вместе с начатым срубом и заготовленными бревнами. Так икона сама окончательно избрала место своего пребывания. И именно здесь и должно было возвести первую церковь Успения, что и было сделано без отлагательства всем миром и щедростью жертвователей.

http://azbyka.ru/fiction/velikie-monasty...

святитель Геннадий Схоларий, патриарх Константинопольский Содержание    Это слово числится как первое среди изданных Мнср. Жюжи в хронологическом порядке сохранившихся проповедей св. Геннадия II (Георгия) Схолария, патриарха Константинопольского. Произнесено оно было, как полагает издатель его, 25 марта 1437 г. Произнесено оно было в торжественной обстановке в царских палатах, в присутствии царя Иоанна VIII Палеолога и всего сената, как и иные проповеди, принадлежавшие его, так сказать, дворцовому периоду. И те времена св. Геннадий был еще мирянином, философом, аристократом, занимавшим высокие государственные посты. Он был тогда сравнительно молодым человеком.    Слово на Благовещение написано по всем правилам ораторского искусства: предисловие, изложение, полемика (хотя и в малой степени) и эпилог. Слово это — пространно и, подобно Слову на Благовещение, принадлежащему перу Феофана, митрополита Никейского, современника св. Григория Паламы, является самым обширным произведением на эту тему в святоотеческой литературе. Это, в сущности, не проповедь, а богословский трактат, чтение которого должно было занять не менее трех часов. Несомненно, все слушатели удобно сидели в это время. Возможно, что были и перерывы. Возможно, что после того как автор, закончив часть чтения, говорил «Εεν» («Пусть так!» «Ладно!»), следовал отдых для оратора и слушателей. Возможно, что во время перерыва гостям предлагалось и угощение. Во время жизни преподобного Романа Сладкопевца, как известно, хор и чтец-солист по праздникам исполняли кондаки во дворце царя. И сами цари, случалось, произносили свои проповеди и читали свои богословские трактаты. Слова св. Геннадия (Георгия) Схолария были предназначены для самой элиты образованных византийцев. Его речи — трудны, часто даже очень трудны, исполнены глубоких мыслей, богословских и философских терминов, принадлежащих древнегреческой образованности. Речи византийских проповедников позднего времени являются тем уникумом, который исчез вместе с Византийской империей. Византийские церковные ораторы представляли себе, что они находятся на арене некоей Олимпиады и состязаются с другими ораторами на получение лаврового венка. Это безобидная дань классицизму, которая жила вместе с эллинской культурой вплоть до падения Константинополя, а затем перешла на Запад.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3020...

святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский Содержание К Стагирию подвижнику, одержимому демоном Ужасное испытание, постигшее Стагирия, и желание утешить его хотя письменно. — Попущение нам испытаний и польза как их, так и самого падения. — Примеры — Адама в раю, Каина, Ноя во время потопа, Авраама и Иосифа. — Испытание, как одно из средств, которыми Господь увеличивает нам заслуги и приводит наш разум в подчинение божественному. — Причина, почему Бог допускает благоденствие злых и огорчение добрых. — Неисповедимость путей Божиих. — Вечность, как праведное воздаяние добрым и злым. — Обязанность истинного христианина быть покорным Промыслу Божию. — Увещание Стагирию укрепляться в таком убеждении. 1. Нам следовало бы теперь быть при тебе, любезнейший мой Стагирий, и принимать участие в твоих страданиях и хотя сколько-нибудь, по мере наших сил, облегчать твое уныние, утешая словом, помогая делом и употребляя все другия средства; но так как телесная слабость и приключившаяся головная боль, принудив оставаться дома, лишила нас возможности послужить в столь полезном деле, то не замедлим исполнить по нашим силам то, что еще остается и для твоего утешения и для нашей пользы. Может быть, это поможет тебе мужественно переносить настоящее бедствие; если же мы не будем успеха в этом, то по крайней мере мысль о том, что мы с своей стороны не опустили ничего должнаго, облегчит нашу душу. Кто исполнил все, что считает полезным для прекращения постигших ближняго страданий, тот, если и не успеет в этом, освобождается по крайней мере от упреков совести и, сложив с себя тяжесть этих упреков, должен нести только тяжесть скорби. Если бы я был из числа тех, которые благоугодны Богу и могут сделать великое, то не переставал бы молить и просить Бога о драгоценном для меня человеке; но так как множество грехов лишает меня этого дерзновения и силы, то постараюсь предложить тебе словесное утешение. Так бывает и с теми, кто страдает телесными болезнями: уничтожение страданий и прекращение болезни есть дело врачей, но утешение больных не запрещается и прислуживающим им рабам; они-то особенно и говорят много в пользу своих господ, если благорасположены к ним.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3385...

свящ. А. Брянцев После падения Константинополя, в истории греческой Церкви патриарх Кирилл Лукарис представляется одним из самых замечательных лиц. Его великий ум и образование, обширная деятельность и несчастные приключения в жизни, особенно же его ревность к православию и забота о благосостоянии своей Церкви, обнаружившиеся в борьбе его с иезуитами и в мудром обращении с протестантами, – все это выделяет его из ряда прочих иерархов, управлявших греческою Церковью в означенное время. А волнения, произошедшие из-за него в Церквах – западных, восточной и русской, сделали имя его навсегда памятным для всех Церквей православных и неправославных. Этому великому иерарху суждено было еще при жизни невинно выслушать название предателя православия, и по смерти подвергнуться даже анафеме, от которой, однако же, спустя 33 года после сего, соборным определением он освобожден, и с этого времени добрая память о нем, постоянно жила и до сих пор живет у православных греков на Востоке, где совершил он жизненный подвиг, и где, по проискам врагов, скончался мученическою смертью. На Западе же, не смотря на то, что Кирилл Лукарис был оправдан восточною Церковью , имя его, издавна подвергалось многим нареканиям и до сих пор служит предметом нещадной и несправедливой клеветы. И ныне некоторые из западных писателей силились доказать, будто Кирилл Лукарис много содействовал распространению протестантизма на Востоке. 1 Поэтому мы, с одной стороны, желая представить личность патриарха Кирилла Лукариса в истинном свете, с другой – познакомить своих читателей с такою эпохою в истории восточной Церкви, о которой слишком скудны сведения в нашей литературе, рассмотрим: 1) современное Лукарису состояние Церкви восточной, заставившее его так, а не иначе, жить и действовать, так, а не иначе, управлять Церковью ; 2) его жизнь и деятельность, и наконец 3) представим несостоятельность обвинений, взводимых на него неправославными. I. Современное Кириллу Лукарису состояние восточной Церкви Состояние греческой Церкви, современное Кириллу Лукарису, по свидетельству писателей XVI и XVII вв., представляет печальную картину. Один из них говорит, что на Востоке христианская вера владычеством турок почти уничтожена, так что только изредка там можно встретить христианина. 2 Другие свидетельствуют, что восточные христиане, уклонившиеся от чистой веры своим предков, погружены в невежество, и до того загрубели в правах и образе жизни, что даже не тяготятся своим несчастным положением. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

священник Алексий Ястребов Скачать epub pdf Пятая часть мощей св. Николая хранится в Венеции! Мало кто знает, что в 1087 г. барийцы похитили из храма византийского города Миры не все мощи св. Николая. В спешке и суете они оставили в саркофаге около 20% мощей, которые через 9 лет вывезли из Мир Ликийских венецианцы. Предлагаем вашему вниманию статью священника Алексия Ястребова (настоятеля прихода святых Жен-Мироносиц Московского Патриархата в Венеции), в которой рассказывается история перенесения части мощей св. Николая из Мир Ликийских в Венецию, а также о других православных святынях Италии. (Все представленные в статье фотографии вщяты из книги: свящ. Алексия Ястребова «Святыни Венеции. Православный историко-художественный путеводитель по святыням собора святого Марка и церквям города».) Содержание Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История перенесения мощей святителя Николая Венецианский и барийские источники о перенесении мощей Почитание святителя Николая в Венеции Освидетельствования мощей и их достоверность Почитание православными верующими мощей святителя Николая и других святынь Венеции сегодня Перспективы православного свидетельства в Венеции     Венеция – хранительница мощей Святителя Николая Чудотворца История Венеции и, более узко, история появления в Венеции святынь православного Христианства, тесно связана с Востоком, с Византийской империей. Город в лагуне долгое время политически зависел от Византии, что сослужило его жителям хорошую службу, ибо наличие мощного покровителя гарантировало относительную безопасность от варварских набегов, в то время как особое положение Венеции – аванпоста империи на северо-востоке Апеннин – и незаменимость услуг венецианцев как искусных моряков и лоцманов обеспечивали широкую автономию местного управления. После падения Византии Венеция владела значительной частью бывшей империи и, в частности, многими греческими островами. Неслучайно именно сюда прибыли беженцы после победы турок над христианами в Восточном Средиземноморье в XV столетии. Греческая диаспора в Венеции того времени насчитывала до десяти тысяч человек. Вскоре по прибытии беженцев был построен православный собор и учреждена епископская кафедра Константинопольского Патриархата. Греки деятельно участвовали в жизни республики и занимали видные посты в ее гражданском и военном руководстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

священник Евграф Овсянников Часть вторая. Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса Глава первая. Кирилл Лукарис до патриаршества Кирилл Лукарис родился в главном городе острова Крита Кандии 138 или Кандаке 139 тринадцатого Ноября 1572 года 140 . В мире он назывался Константином 141 . Лукарис же была его фамилия, принадлежавшая еще роду его отца 142 . Константин Лукарис происходил из древней благородной греческой фамилии, которая находилась в родстве со знатнейшими греческими дворянскими родами, даже с палеологами. Еще задолго до рождения Константина его предки по примеру других дворянских фамилий переселились из своего отечества Епидавра в Иллирии на остров Крит 143 . После падения Константинополя подобные переселения были очень часты. Чтобы освободиться от непосредственного влияния турок и лучше обеспечить безопасность своей жизни, многие состоятельные греческие фамилии, получив дозволение от патриарха, выселялись на острова, находящиеся вдали от центра Оттоманской империи, где жизнь развивалась свободнее в материальном, религиозном и умственном отношениях. Остров же Крит, как пользовавшийся большою свободою при владычестве над ним венецианцев, представлял самое лучшее убежище для угнетаемых со стороны турок греков 144 . Смит так описывает состояние острова Крита в ту эпоху: «в то время как вся Греция вместе почти со всеми близ лежащими островами подпала оружию и тираниии оттоманов и страдала от турецкого варварства, остров Крит в течение многих веков пользовался прежним миром благодаря благоразумию и непобедимой храбрости венецианцев, которые управляли этою провинциею, подчиненною власти их республики, с величайшею умеренностию и справедливейшими законами, так что грекам хуже жилось под властию собственных императоров. Островитяне жили по своим законам, неподчиненные своеволию и власти кого-либо, имея право отправлять свое богослужение по уставам греческой церкви, свободные от всякого стеснения и презрения... Тронутые сознанием такого завидного для прочих греков счастья, критяне со всяким старанием хотели показать, что они не неблагодарны и не забывают о благодеянии.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

Скачать epub pdf 1. Церковно-славянский текст. (Используется в качестве Богородична седальна 4 гласа) Удивися Иосиф, еже паче естества зря,/и внимаше мыслию иже на руно дождь,/в безсеменнем зачатии Твоем, Богородице,/купину огнем неопалимую, жезл Ааронов прозябший,/и свидетельствуя обручник Твой и хранитель, священником взываше:/Дева раждает, и по рождестве паки Дева пребывает. 2. Вступительная статья и русский перевод диак. Владимира Василика Благосклонному вниманию читателей предлагается впервые переведенный на русский язык полный текст кондака на Рождество Христово, написанный Гомером ромеев – преподобным Романом Сладкопевцем (490–560). Многим известно, что творческий путь преподобного Романа начался в Константинополе, куда ему пришлось переехать во времена царя Анастасия (не исключено, что из-за монофизитских гонений), и он остался служить в храме Пресвятой Богородицы в Кирах. В этом храме он приобрел благодать составления кондаков, когда в вечер Рождества Христова ему во сне явилась Пресвятая Богородица, дала и повелела съесть пергаменный свиток. После его поглощения Роман немедленно проснулся и, взойдя на амвон, начал возглашать и весьма благозвучно петь: «Дева днесь Пресущественного рождает». Однако далеко не всем известно, что этот знаменитый кондак – лишь один из четырех рождественских кондаков. Один из них – «Ангельские приидите силы» до сих пор стихословится накануне Рождества Христова (современные стихиры преподобного Романа). Предлагаемый кондак – четвертый по счету, одно время пелся во время попразднества Рождества. Время его создания – 20–30-е годы VI века. Богословие кондака говорит о Рождестве Христовом как об исполнении ветхозаветных пророчеств: Удивился Иосиф, сверхприродное созерцав, И воспринял он в свой ум Дождь, сошедший на руно, Богородице, в бессеменном Твоем зачатьи, Купину в огне неопалимую, Ааронов жезл произросший. С другой стороны, Воплощение – создание нового мира и рекапитуляция падения Адама: Пал Адам, посему Бог Адама, Адаму измышляя воскресение,

http://azbyka.ru/otechnik/Roman_Sladkope...

Скачать epub pdf Август Игнатий, диакон. Житие святого отца нашего Никифора, архиепископа Константинаграда и Нового Рима, списанное Игнатием, диаконом и скевофилаксом святейшей великой церкви святой Софии/Пер. И.Д. Андреева; под ред. М.Д. Муретова//Богословский вестник 1900. Т. 2. 8. С. 113–128 (1-я пагин.). —113— единство и соприродность созерцаемого в Троице Божества нисколько не разделяется. Да будет нам чуждо и да отсечется от нас зломыслие и безумие неистового Ария. Троица нераздельна и славою и вечностью не делится и не различествует. Точно также богоначальные ипостаси и не прелагаются и не преходят одна в другую, но каждая из них пребывает неизменною и неслиянною и вечною, и потому да будет также отвергнуто и отброшено и ложное слияние (божественных ипостасей) суемудрого Савеллия. Почитаю и поклоняюсь прежде всех веков предопределенному таинству воплощения, в последние времена явленному на спасение всего рода нашего и совершенному через великое нисхождение и неизреченное домостроительство единого лица животворящей Троицы Христа истинного Бога нашего, дабы откуда явилось нам бытие по неизреченной благости Его, оттуда же даровано было нам и благобытие. Исповедую и верую, что единое из лиц живоначальной и блаженной Троицы Божий Сын и Слово, всегда спокланяемый и сславимый с Отцом и Святым Духом, как единосущный и сопрестольный, движимый бесконечным человеколюбием и милосердием к Своему созданию, благоволением и милостью Отца и благодатью и содействием Святого Духа, снисшед с небес, обращался с людьми, дабы нас, осужденных некогда за грех, лишившихся райского блаженства и подвергшихся тлению, спасти благодатью и соделать общниками божественной природы. Вселившись в утробу Девы, – в истинном и собственном смысле богородицы, предочищенной Духом (Святым) по душе и плоти, и восприяв в Себя от нее всю природу нашу, как сотворивший —114— в начале человека, Он явился Богом воплотившимся, пребыв тем, чем был – Богом. Сверхъестественно и неизреченно родившую и после рождения Он сохранил девою, причем ее природное девство нисколько не изменилось, в истинное показание того, что и после события Его рождения она пребыла чуждою изменения. Соприродный Отцу, став единосущным нам во всём, кроме греха, Он восприемлет семя Авраама, подобно нам приобщившись плоти и крови ( Евр.2:14, 16 ). Плоть Он воспринял одушевленную разумною душею, отнюдь не предсуществовавшую до момента соединения, но вместе с разумною душею, веруем, воспринята Христом и одушевленная ею плоть, и не по благодати Он обитал в нас, но соединившись весь со всей природой человека: соединение сие совершил Он неслиянно и нераздельно и сверхъестественно, так что соединенные естества божеское и человеческое сохраняют свои природные свойства и отнюдь не прелагаются одно в другое, хотя вследствие такого сверхъестественного соединения естеств мы и употребляем в речи эти имена одно вместо другого, ибо в мысли только, а не на деле, полагаем, различаются они.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010