Закрыть itemscope itemtype="" > «Главный центр Православия сместился в Русское государство» Об историческом значении падения Константинополя в 1453 году 10.06.2023 1207 Время на чтение 4 минуты Фото: Штурм стен Константинополя, автор Филипп де Мазероль, 1450-1475 годы По словам специалистов, падение Константинополя 29 мая (ст. ст.) 1453 года сыграло колоссальную роль в мировой истории, сообщает пресс-служба Музея древнерусской культуры и искусства имени прп. Андрея Рублева. Оно ознаменовало гибель Византийской Империи, которая некогда была одним из мощнейших государств планеты. Исчез последний буфер между западными державами и стремительно набирающей силу Османской империей. Были существенно осложнены экономические отношения между Европой и Азией. Главный центр Православия сместился в Русское государство. Как рассказал в комментарии RT доктор исторических наук, профессор, академик РАХ и РАЕ Олег Германович Ульянов , сам Константинополь выдержал целый ряд турецких осад. Превосходная фортификация вкупе с выгодным географическим положением позволили Константинополю успешно выдержать 23 осады за почти тысячу лет существования Византийской Империи. Оборона византийской столицы в 1453 г. продолжалась 57 дней, с 2 апреля по 29 мая, и могла быть вполне успешной, если бы не целый ряд трагических событий. Армия, защищавшая Константинополь, была относительно небольшой, насчитывая около 7000 человек, 2000 из которых были иностранцами. Командиром обороны стен города был назначен кондотьер Джованни Джустиниани, который успешно защищал город. Численность османов, осаждавших Константинополь, была в десять раз выше, около 50-80 000 солдат, в т.ч. от 5000 до 10000 янычар, а также несколько тысяч христианских солдат, в частности 1500 сербских кавалеристов, которых возглавлял Джурадж Бранкович. В турецком лагере в качестве военного наблюдателя находился даже венгерский посол, который, по сообщениям тогдашних историков, помогал туркам советом, как правильно расставлять орудия. «На сторону османов перешёл инженер-пушкарь венгерского происхождения по имени Урбан. Он предлагал свои услуги византийцам, но Император отказался платить ему из-за нехватки денег в казне, а турки щедро его вознаградили. Он создал для османов огромные пушки, способные ломать стены Константинополя», - рассказал в беседе с RT научный сотрудник Государственного исторического музея Александр Чернов.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/06/10/gl...

Кресты Царьграда Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 8 января, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 54, 2009 Византий, Константинополь, Царьград, Стамбул… Какого мало-мальски образованного человека не взволнуют эти названия, поднимая из глубин подсознания множество ощущений и ассоциаций — от былинно-мифологических до культурно-исто­рических. Наверное, такой же трепет, интерес, наплыв неуловимых образов испытывает ребёнок, когда слушает рассказы своей дряхлой бабушки о прошлом их рода, обросшие легендами и красочными вымыслами. Нет нужды писать, какая прочная генетическая связь объединяет холодную северную империю с роскошной красавицей Византией. Эта связь подобна пульсирующей пуповине между растущим и крепнущим чадом и питающей плацентой, истощающейся и стареющей по мере роста ребёнка. Но мне так не хочется, чтобы эти записки походили на краткий путеводитель по городу Стамбулу или подробнейшую и монотонную в этих подробностях экскурсию по достопримечательностям некогда царственной столицы, иначе эти воспоминания путешественника-паломника сведутся к восклицаниям типа: “Какая красота!” и недоуменным вопросам: “Как могла произойти такая катастрофа? За что? Почему?”. Да, Айя-София прекрасна, как может быть прекрасна Божественная Мудрость. От её пространства физически захватывает дух, а перед мозаиками застываешь в немом молитвенном восхищении, время исчезает, жизнь где-то растворяется за пределами купола-космоса. А в глубине разума свербит историческая справка: “Ведь это шестой век!!”. А более поздние мозаики византийского Ренессанса монастыря в Хоре! А уникальная архитектура! Константинополь — центр Вселенной! Действительно, так. Он достоин прекрасных и возвышенных слов литераторов, его историю и культуру изучает множество учёных, талантливые люди снимают фильмы. Что я ещё могу добавить? …Мы с мужем очень быстро собрались в эту поездку и согласно решили, что цель её — Царьград-Константинополь. Мы хотели увидеть памятники — свидетельства эпохи былой империи, то, что создавалось и созидалось до её падения и по крохам уцелело после нещадного разорения. Два вечера подряд перед отъездом мы брали по телефону консультации у наших замечательных друзей-византинистов — что смотреть, на что обращать внимание, куда в первую очередь пойти. Друзья наши — прекрасные специалисты в области византийского искусства и архитектуры, поэтому были составлены подробнейшие маршруты со множеством уточнений (например, куда повернуть голову в полуразвалившейся церкви, чтобы увидеть остатки какого-нибудь шедевра, или как найти калиточку, за которой замусоренный дворик, в котором есть вход в более древнюю, с мельчайшими подробностями, точно отображающими своё время, но в то же время и в нижнюю церковь, в которой, если приглядеться, в полумраке скрываются фрески и т. п.), которыми владеют только настоящие профессионалы.

http://pravmir.ru/krestyi-tsargrada/

священник Евграф Овсянников Константинопольский патриарх Кирилл Лукарис и его борьба с римско-католической пропагандой на Востоке Источник Содержание Введение Источники и пособия для изображения жизни и деятельности. Кирилла Лукариса Часть первая (вступительная). Современное Кириллу Лукарису состояние восточной церкви Глава первая. Отношение турок к восточной церкви Глава вторая. Отношение латинян к восточной церкви Глава третья. Отношение протестантов к восточной церкви Часть вторая. Жизнь и деятельность Кирилла Лукариса Глава первая. Кирилл Лукарис до патриаршества Глава вторая. Кирилл Лукарис – патриарх Александрийский Глава третья. Кирилл Лукарис – патриарх Константинопольский     Введение В ряду патриархов восточной церкви после падения Константинополя Кирилл Лукарис, несомненно, занимает одно из первых мест. Его богатые природные дарования, обширное научное образование и заботы о поднятии просвещения в родной стране, особенно же его ревность о православии и заботы о благосостоянии своей церкви, обнаружившиеся в энергической до самопожертвования борьбе с иезуитами и мудром обращении с протестантами, – все это выделяет его из ряда прочих патриархов этого периода. Шумные же споры из-за Кирилла Лукариса, возникшие в церквах западных, восточной и русской, сопровождавшиеся очень важными результатами в истории греческой церкви, и в смысле научном не прекратившиеся еще и теперь, делают эту личность очень интересным и важным предметом исторического исследования. Современные Кириллу Лукарису писатели превозносят его ум, мудрость и любовь к науке 1 . В новое время Киммель, известный издатель памятников, имеющих большое значение в истории греческой церкви («Monumenta fidei ecclesiae orientalis»), характеризуя Кирилла Лукариса как представителя духовного просвещения, говорит о нем следующее: «Он отличался замечательною любовью к науке, по учености он стоял выше своего века и своих современников в Греции, он имел близкое знакомство с сочинениями германских ученых; это был верный страж той церкви, в которой он был предстоятелем, охранявший церковь от всякого суеверия, он был презрителем и искоренителем невежества» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kons...

1 У Евсевия оба эти названия по большей части употребляются безразлично. 2 До 1933 года находился в С.-Петербурге, пока не был продан советским правительством Британскому Музею за 100,000 фунтов стерлингов.— Ред . 3 Церковные писатели, например Тертуллиан, указывали ещё во втором веке, что «холода Скифии пылают жаром веры», а епископ от Скифии Антипатр был участником IV Вселенского Собора, — Ред . 4 Во всех ныне существующих Греческих кодексах и переводах Нового Завета между Илием и Мелхием помещены ещё два имени — Матфана и Левия; но Африкан и Евсевий считают Илия сыном Мелхия. И потому можно думать, что имена Матфата и Левия внесены в текст из стиха 29. Святой Ириней («Против ересей» 3:22,3) считает от Адама до Христа 72 (по другим, более вероятным спискам, 75) родов, каковое число будет вполне согласовываться с показанием Африкана и Евсевия. 5 Галилея — область к северу от Иудеи через Самарию. Там во времена Спасителя жили потомки Арийцев, населявших Палестину с IV тысячелетия до Рождества Христова и построивших, в частности, Иерусалим (‘Ie-Rus-Alim: Творца Красоты Излияние), откуда родом были и Апостолы — кроме Иуды — включала в себя города: Хоразин, Капернаум, Табга, Хаммат, Тиберию,  Кану и Назарет. Имя своё получила от еврейского «Gelil haggoyim», что означает «языческий округ». — см.: Гаустон С. Чамберлэн, «Явление Христа», СПб., 1906. 6 Честные Дары волхвов Матерь Божия хранила всю жизнь, и незадолго до Своего Успения передала Дары вместе со Своим поясом и Ризой Иерусалимской Церкви, где они хранились до 400 года. Византийский Император Аркадий перенёс Дары в Константинополь для освящения новой столицы Империи, потом они попадают в Никею и около шестидесяти лет находятся там. Когда Константинополь был освобождён от Латинян, Дары возвращаются в столицу и после падения Византии в 1453-м году отправляются на Афон в монастырь святого Павла, куда их привезла Сербская Царевна Марья, на месте коленопреклонения которой теперь водружён святой крест, так и названный — Царицын. Позже рядом поставили часовню, внутри которой изображена встреча иноками великой святыни. От Даров и поныне исходит удивительное благоухание. Иногда их выносят из монастырской ризницы для поклонения паломникам, и благоуханием исполняется весь храм. Было замечено, что эти Честные Дары исцеляют одержимых нечистыми духами. В 1985-м году Дары вывозили в Салоники для поклонения в новом храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.— Ред .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2801...

Блохин В. С. Раздел I. Восточные Патриархаты Глава 3. Константинопольская Православная Церковь 3.1. Основы византийской государственности. Основание Константинопольской кафедры. История Константинопольского (Вселенского) Патриархата, равно как и церковная жизнь Византии в целом, неотделима от истории политической. Причиной этому послужили особые черты византийской государственности, вобравшей в себя как эллинские, так и римские начала. Византия представляла собой уникальный сплав двух великих цивилизаций, двух неповторимых культур. От эллинистических основ Византия унаследовала идею царской власти, неограниченной власти императора (басилевса); обожествление власти императора; пышный двор и культ правителя; государство опиралось на бюрократический аппарат и армию. Римское влияние выразилось в том, что к Византии перешел тезис «вечной империи» (особенно после падения Западной Римской империи); Византия стала ощущать себя как центр ойкумены (вселенной). Типично византийской чертой стала идея симфонии – идея православного империи – гармоничное слияние церкви и государства. Император носил сан иподиакона и формально считался главой Церкви, Патриарх был одной из главных фигур в политической жизни страны. Жители Византии называли себя «ромеями», а свое государство «Романией». Термин «Византия» был впервые введен в научный оборот в 1562 г. Иеронимом Вольфом в изданном им сборнике текстов византийских историков Восточная Римская Империя отделилась от Западной в 395 г. при императоре Феодосии. Еще до разделения на Западе и на Востоке начали формироваться местные системы управления. В 330 г. император Константин Великий основал на месте небольшого малоазийского городка Византия (Византион) новую столицу – Константинополь. Он перенес сюда правительственную администрацию из Рима и основал епископскую кафедру. Таким образом, с 330 г. и ведет свое начало будущий Константинопольский Патриархат. В 357 г. в Константинополь были перенесены мощи св. ап. Андрея, ставшего небесным покровителем столицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Византийский урок: продолжение темы Оскверненная фреска святых равноапостольных Константина и Елены Фильм архимандрита Тихона (Шевкунова) «Гибель империи. Византийский урок» поднял вопрос об историческом наследии Византии и его значении для современной России. Правомочность постановки этого вопроса признавали многие участники дискуссии, разгоревшейся в СМИ по поводу фильма, в том числе и его противники. Помимо исторических резонов обратиться к теме византийского наследия есть и духовный, поскольку мы, русские, и единоверные нам народы, проживающие бок о бок с нами, являемся участниками того же духовного Завета с Богом, в котором пребывали византийцы. Приняв от них Православие, мы влились в Церковь и стали народом Нового Завета. А Завет с Богом, как и любой договор, предполагает определенные условия и ответственность за их нарушение. То и другое описано в книге Завета – Библии. И там, в частности, сказано: «Если… будешь слушать гласа Господа Бога твоего, тщательно исполнять все заповеди Его, которые заповедую тебе сегодня, то Господь Бог твой поставит тебя выше всех народов земли… Если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди Его и постановления Его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» (Втор. 28: 1, 15). Фильм указал на причины заката и падения Византийской империи, но, разумеется, ни формат, ни жанр фильма не позволяли о многом говорить подробно. Развивая затронутую в фильме важную тему, обратим внимание на некоторые подробности тех событий. Раздробление территории Византийской империи Когда в 1204 году крестоносцы захватили Константинополь и ряд других городов, образовав Латинскую империю, Византия распалась на несколько самостоятельных государств – Никейскую империю, Трапезундскую империю и Эпирский деспотат. На протяжении XIII века эти государства воевали как с католиками и с турками, так и, к сожалению, между собой. Никейскому императору Михаилу VIII удалось вернуть Константинополь, Фессалоники, а позднее его преемником были присоединены и территории Эпирского деспотата. Но Трапезундская империя продолжала оставаться независимым государством, являя собой печальное свидетельство развала древней Византии. Один народ с одной верой, языком и историей был разделен на два государства, каждое из которых, естественно, было слабее, чем единое, оставшееся в прошлом.

http://pravoslavie.ru/1224.html

Житие святого новомученика Серафима, архиепископа Фанарийского и Неохорийского Турецкое иго, нависшее над греческим народом после падения Константинополя в 1453 году, принесло много страданий, среди которых – непосильный гнет, изъятие имущества, насильственное обращение в ислам. Православные греки неоднократно поднимали восстания, что в начале XIX века привело наконец к образованию независимого Греческого королевства. Но этой победе предшествовали века тяжелой борьбы и неудач на пути к освобождению. Одно из восстаний разгорелось в начале XVII столетия при поддержке епископа Ларисского и Трикальского Дионисия, называемого еще Философом. Восстание было жестоко подавлено, а сам епископ Дионисий был казнен мучительной смертью в 1601 году – турки с него с живого содрали кожу и несли ее, набитую соломой, до Константинополя, дабы посеять страх среди греков. В это же время пострадал и священномученик Серафим, житие которого дает верное представление о том, в каких условиях жили православные под игом иноверных и каких подвижников даровал Господь Церкви в те нелегкие времена. Святой Серафим родился около 1560 года. Он был родом из селения Безила Невропольской области, которое находится у отрогов Аграфских гор, в 42 километрах от города Кардица. До сих пор сохранились развалины дома, где вырос святой. У его родителей, Софрония и Марии, поначалу не было детей, но наконец, после долгих лет молитв и поста, родился сын. Как говорят, святой Серафим был послушным ребенком, любил учиться. Грамоту он выучил в монастыре святого Пантелеимона по Священному Писанию, богослужебным книгам и житиям святых. В то время, при отсутствии школ, монастыри часто становились центрами образования для православных греков. С детства святой также помогал при богослужении и при посещении близлежащих сел с чудотворными иконами и мощами, что монахи устраивали для укрепления греков в вере. Еще в молодости святой Серафим принял решение стать монахом, дабы всецело последовать Христу. Это решение утвердилось, когда он посетил монастырь Божией Матери, известный под именем «Корона». Эта обитель находится над селением Мосхато с восточной стороны Пиндских гор, а перед монастырем виден город Кардица и Фессалийская степь. Монастырь венчает местность, как некий венец, – вероятно, поэтому его и назвали «Корона». Он был построен в XII веке во время правления императора Иоанна Комнина.

http://pravoslavie.ru/35616.html

И. Розов Глава II. Иерархия и церковное управление §8. Права, власть и важное значение константинопольского патриарха Церковь константинопольская с ее патриархией и после падения Константинополя под власть турок остается средоточной представительницей Греческой Церкви. Все, что учреждено было прожде для возвышения этой Церкви и ее патриарха, остается и теперь, по падении Византийской империи. Так Церковь константинопольская и теперь называется великой 3 , а ее патриарх продолжает удерживать титул вселенского. Разные должностные лица, явившиеся при патриархе константинопольском в прежнее время, как напр. великий эконом, великий сакелларий, великий хартофилакс и пр., остаются при нем и теперь; они принимают участие в патриаршем управлении и окружают патриарха в то время, когда он восседает на кафедре 4 . В церковном отношении права и власть константинопольского патриарха под турецким владычеством остались те же, какими он пользовался и при византийских императорах. Эти права следующие: 1) патриарх управляет церквями и монастырями своего округа; 2) может по своей воле поставлять и низлагать всех, находящихся под его ведением митрополитов и епископов; вновь назначенному епископу Порта может дать требуемый для его утверждения берат по его предложению; 3) судит и наказывает весь клир по церковным правилам; рассмотрение жалоб на епископов и арестование их Порта может производить только с согласия патриарха и при содействии его чиновников; 4) решает возникающие в церкви вопросы и споры или сам, или при посредстве соборов; может отлучать грешников от церкви и лишать церковного погребения. Далее, патриарх константинопольский пользуется исключительной привилегией – освящать миро. Наконец, он имеет право ставропигии, т. е. черезь водружение собственного патриаршего креста при основании какой-либо церкви или монастыря поставлять эту церковь или монастырь в своем непосредственном ведении и вне зависимости от местных епископов. Все эти права остаются за патриархом константинопольским в прежней силе, хотя на практике нередко стесняются произволом и насилием турецкого правительства; так, напр., патриарх не всегда может свободно избирать и назначать митрополитов и епископов: нередко сами султаны назначают на митрополию, когда какой-нибудь искатель иераршеской кафедры представляет известную сумму денег.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

НОВАЯ ЖИЗНЬ ВО ХРИСТЕ: СПАСЕНИЕ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ Говоря условно, православное богословие лишь недавно вошло в общую структуру современного западного богословия. В наше время его заново открывают в экуменическом движении, но также – быть может, более существенно – в контексте «возврата к источникам», характерного для католического мира Франции и Германии после Второй Мировой войны. Этот «возврат» означает возрождение интереса к восточным отцам Церкви и к богослужению, как живому свидетельству непрерывности традиции раннего христианства. Православные христиане действительно сознают себя наследниками греческих отцов, и богослужение для них есть центральное и существенное выражение «соборной» природы Церкви. В течение столетий, последовавших за падением Константинополя в 1453 г., у православных общин Ближнего Востока и Балкан практически не было, за исключением богослужения, никакого другого способа постигать свою веру и свидетельствовать о своей принадлежности к христианству. И этот способ оказался достаточно эффективным, чтобы сохранить общины духовно живыми. Тем временем в России исторические обстоятельства на века задержали органическое развитие богословской мысли. Но в конце концов Россия вступила на путь модернизации, придерживаясь системы и методологии западных школ, внедренных в XVIII в. Петром Великим, а позже воспринятых и другими православными странами.. Я начну свое исследование с краткого обзора развития богословских течений в Новое время. Такое вступление представляется мне необходимым для объяснения богословского многообразия и жизненности, характерных для православия наших дней, которое редко замечается на Западе, где интерес к восточному христианству ограничен узким кругом специалистов. Течения в сотериологии Введенное о. Георгием Флоровским понятие «западного пленения православной мысли» ярко и адекватно характеризует богословскую действительность в православном мире в период после падения Константинополя и вплоть до XIX в. Церковь на Востоке по-прежнему жила своей сакраментальной жизнью, своим богослужением и духовной традицией немногих монашеских центров. Но книги и книжные люди, считавшие себя носителями богословской традиции, находились в плену категорий, которые определялись проблемами и конфликтами западной мысли – схоластики, Реформации, Контрреформации и Просвещения. Говоря об этом времени, Флоровский вполне справедливо, хотя и саркастически, отмечает:

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Приложения ко II тому Истории Христианской Церкви ΧIΧ века Приложение I. Источники и пособия по истории греческих церквей Ни в иностранной, ни в русской литературе ещё нет специального, более или менее цельного и полного обзора исторической судьбы греко-восточной церкви в XIX веке. Выше помещённые очерки являются первым опытом такой истории. Они составлены на основании некоторых церковно-исторических работ, русских и иностранных, в коих рассматриваются те или иные частные и отдельные вопросы из истории православной греко-восточной церкви за минувшее столетие. Во избежание дробности цитации и в интересах экономии места, в тексте исторических очерков сделаны лишь очень немногие указания на литературу предмета. В оправдание своих воззрений и выводов, а также в угоду любознательности тех из своих читателей, которые пожелали бы более подробно ознакомиться с той или иной стороной в минувшей жизни православной греко-восточной церкви, автор считает необходимым отметить здесь, в алфавитном порядке, главные литературные произведения, послужившие материалом и пособием при составлении его исторических очерков. γγελπουλος Г.Π., Τ κατ τν οδιμον πρωταϑλητν το ερο τν λληνων γνος τν πατριρχην Κωνσταντινουπλεως Γρηγριον τν Ε´. Τμος πρτος. ν ϑναις. 1865. Антонин, архимандрит, 1) Из Румелии. С.-Петербург. 1886. 2) Заметки поклонника Святой Горы. Киев. 1864. Архангельский В., священник, Очерк истории греческой церкви со времени падения Константинополя до наших дней. Москва. 1885. Базили К, 1) Сирия и Палестина под турецким правительством в историческом и политическом отношениях. Части I и II. Издание второе. С.-Петербург. 1875. 2) Очерки Константинополя. Части I и II. С.-Петербург. 1885. Бердников И.С. , профессор, Церковное право православной церкви по воззрениям канониста-западника. «Православный Собеседник», 1890 г., части I–III. Березин, Православная и другие христианские церкви в Турции. С-Петербург. 1865. Βος κα πολιτεα το ερομρτυρος Γρηγορου το Ε´ πατριρχου. Κωνσταντινουπλεως. Αϑνησι. 1853. Русский перевод в Прибавлениях к изданию творений святых отцов, часть XIII. Москва. 1854, стр. 69–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/istori...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010