проф. М.П. Погодина. Но в архиве Горского, поступившем в библиотеку нашей академии, хранятся письма целого ряда других ученых специалистов, постоянно искавших себе в обширном запасе познаний Горского указаний, разъяснений, помощи, сотрудничества. Имеем в виду письма Ф.И. Буслаева , О.М. Бодянского, Н.С. Тихонравова, И.И. Средневского, И.П. Сахарова, А.Ф. Гильфердинга и др. Эти письма могли бы значительно расширить кругозор исследователя. С другой стороны, по справедливости высоко оценивая значение классического «Описания рукописей Синодальной библиотеки», автор склонен умалять значение последующих аналогичных работ других ученых. Но в последнее время целый ряд русских книгохранилищ нашел себе описателей, которые являются достойными продолжателями традиции Горского и Невоструева, и в частности некоторые отделы Синодальной библиотеки прекрасно описаны ее нынешним почтенным библиотекарем Н.П. Поповым. В четвертой главе идет речь о К.И. Невоструеве . Рост его научных интересов прослежен в связи с данными его биографии. Достоинство его научных трудов оценено вполне правильно, но мы не можем согласиться с г. Сергиевским, будто, приступая к описанию рукописей Синодальной библиотеки, по приезде в Москву из Симбирска, К.И. Невоструев , обладал лишь «элементарными научными познаниями» (стр. 186). Автор принял изъявления присущей Невоструеву скромности за выражение действительной его неосведомленности в сфере древнерусской письменности. Но в таком случае сам Горский не избрал бы Невоструева себе в сотрудники. Нельзя признать удовлетворительным в 4-ой главе также решения вопроса о подлинной доле участия Невоструева в составлении «Описания рукоп. Синод. библиотеки». Вопрос этот в сочинении решается общими фразами (стр. 191). Но сам автор сознает, что «для окончательного решения этого вопроса нужно привлечь огромное количество архивного материала, сопоставить его с изданными уже томами описания и вообще войти в детальное его рассмотрение» (стр. 185). Не делая этого, автор находит себе извинение «в трудности, даже невозможности проникнуть в нужные для этого архивы» (стр. 186). Пятая

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Снова несемся в кузове по джунглям, распевая песни. Вместе с остальными пассажирами залезли на паром и, попрощавшись, с Поповым, через несколько часов прибыли во Владивосток, где я расстался с ребятами и пошел в музей подводного флота, который, как оказалось, располагался в той самой подводной лодке, у которой я снимался накануне. Здесь можно узнать об истории подводного флота с самого его начала до Великой Отечественной войны, посмотреть в перископ, полежать на настоящих подвесных койках. Было интересно узнать, что первую в мире боевую подлодку изобрел в 1720 году крестьянин подмосковного села Ефим Прокопьевич Никонов, походила она на большую черепаху и приводилась в движение педальным приводом, а день рождения подводного флота России празднуется 6 марта (ст. стиль), начиная с 1906 года. Много сделали наши подлодки во время русско-японской войны, во время Великой Отечественной, немало героических подвигов совершено моряками-подводниками. Дойдя до порта, выяснил, что на Петропавловск-Камчатский есть два парохода, ближайший, «Капитан Кремс», встанет под загрузку ночью 25-го числа, а «Капитан Артюх» придет в порт только 27-го. Стало быть, есть еще две ночи ожидания. По совету ребят, решаю поехать в бухту Три поросенка, не очень посещаемую, но весьма примечательную. А пока есть время, пошел гулять по набережной. По морю, отражающему склонившееся к горизонту солнце, ходят яхты, сквозь листву деревьев пробиваются яркие лучи, довольно много отдыхающих, среди которых часто встречаются китайцы, полуголые люди купаются в море – типичный пейзаж курортного города. Как выяснилось, о Трех поросенках знает далеко не каждый, а представление о том, как туда доехать, имеет совсем мало людей. Но основное направление я получил – автобус ходит в те края. По расписанию он будет через полчаса. Пока его нет, познакомился со Станиславом – он с женой и детьми приехал сюда отдыхать. Пока дети в лагере, они снимают домик на берегу моря в Шаморе. А живут они на севере Камчатки, в Корякском АО. Там уже сплошная тундра, довольно холодно, зато много грибов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=523...

1 сентября в районе Вырица противник задержал наступление 90 сд, а 2 сентября она вынуждена была оставить Вырица. Сегодня ночью самолетами организуется подача 41 ск огнеприпасов, горючего и продовольствия. 4 . За последние 3 дня резко повысилась активность авиации противника. За 2 сентября на подступах к Ленинграду действовало в общей сложности около 240 бомбардировщиков и истребителей противника группами по 30–40 самолетов. В районе Павлово 50 самолетов противника, встреченные нашими истребителями и зенитным огнем, безрезультатно бомбили железнодорожный мост через р. Нева. Наша авиация, действующая преимущественно против войск врага, вылетает и против воздушного противника, вступая с ним в боевые схватки. К. ВОРОШИЛОВ А. ЖДАНОВ ЦАМО РФ. Ф. 217. Оп. 1221. Д. 3. Л. 18–21. Подлинник. «Прошу ответить на поставленные мною вопросы» ЗАПИСЬ ПЕРЕГОВОРОВ по прямому проводу генерал-майора Василевского с генерал-лейтенантом Поповым 3 сентября 1941 г. У аппарата ПОПОВ, кто у аппарата. ВАСИЛЕВСКИЙ. Здравствуйте, тов[арищ] Попов, прошу для доклада Ставки ответить на следующие вопросы: 1) Кто будет занимать северный берег Невы? Маршал считает, что необходимо составить хотя бы из разных частей один-два стрелковых полка и занять северный берег Невы. 2) Установите точно и донесите нам, переправился ли противник у Ивановское? 3) Какой силы высажен десант противника у Шлиссельбурга и какие меры приняты по его уничтожению? 4) По вашим данным, 60 самолетов противника обрабатывали Пороги на канале. Что же делала ваша авиация, допуская такое безобразие? 5) Почему допустили прорыв противника на УР и что предпринимается по ликвидации этого прорыва? Начальник Генштаба указывает, что у вас имеется много артиллерии и с этой артиллерией можно с успехом те значительные группы противника, которые прорываются к Ленинграду, уничтожить. 6) Почему не ищите с нами связи и не отвечаете на наши запросы по радио? Прошу ответить на поставленные мною вопросы и после этого конкретно доложить обстановку у вас на фронте.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Козлова) за рубеж». Розыски по делу Саблина продолжались больше десяти лет. Крайне осторожный и раньше, Игнатий едва ли теперь рисковал надолго возвращаться для деятельности в родные края. Новгородский период своей деятельности он должен был считать с этого времени в сущности поконченным. Тяжело было, несомненно, ему покидать родину, но, как увидим дальше, в Польше судьба готовила ему еще большую славу и выдвинула его на положение одной из центральных фигур во всей федосеевщине. II. Игнатий Трофимов в Польше Главными моментами деятельности Игнатия Трофимова за время его жизни в Польше служат прославившие его по всей безпоповщине две поездки на Выг с целью примирения феодосеевщины и поморщины. Но, прежде чем описывать эту миротворческую деятельность Игнатия автор настоящего очерка вынуждается отдельно остановиться на выяснении хронологических дат этих двух поездок. Рукописные памятники, сообщающие о миротворческой деятельности Игнатия, критически вообще еще в литературе —144— не обследованы. И в той своей части, где они говорят о путешествиях Игнатия, они представляют много разногласий – и довольно крупных. Пособием при определении нужных нам хронологических дат удобнее всего может служить один памятник уже напечатанный. Этот памятник – Сказание «о начале раздора феодосиевых с выгорецким общежительством и о причине того, чего ради оный бысть» (напеч. Н. Поповым в Чтениях Моск. Общ. Истории и Древн. Росс. за 1869 г., кн. 2, отд. V, стр. 93–106). В качестве общей характеристики этого памятника следует указать на то, что сочинение это полемическое, имеющее своею целью доказать неосновательность причин отделения федосеевцев от поморцев. Автор его, конечно, всю вину в раздоре слагает на федосеевцев, называя этот раздор результатом их «ревности не по разуму» и «необыскания» ими «конечных». 1895 – Но для нас является важным собственно следующее обстоятельство. На достоверности сообщаемых в «Сказании» сведений значительно отразилось сравнительно позднее время происхождения этого памятника.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В церкви дозволено было принимать только иконы с клеймами и с подписью иконописца 250 . IX Были приняты меры к подъему образования среди духовенства. Заботы Петра по части принудительного насаждения образования в России известны. Заводились школы арифметическая, инженерная, «немецкая» 251 , из русской школы лучшие ученики посылались за границу для усовершенствования в науках 252 , для детей привилегированных сословий установлено принудительное обучение 253 . Все силы были привлечены к работе: Симоновский архимандрит переводил в 1708 году фортификационную книгу и поправлял перевод Овидия 254 , офицеры были приучаемы к литературным занятиям – вести дневники в календарях, для чего и календари печатались с пробельными листами 255 . Из западной Европы вызываемы были образованные люди на службу в Россию, не только военные, но и юристы, для работы в коллегиях 256 . Естественно, что при таком отношении Петра к народному образованию не могло и духовное образование оставаться покойно в прежнем своем положении. В 1708 году, указом 15 января, велено поповым и диаконовым детям учиться в греческой и латинских школах, а которые учиться в тех школах не захотят, тех в попы и диаконы на места отцов и никуда не посвящать, не принимать даже в подьячие и вообще никуда ни в какие чины, кроме военной службы 257 . 11 ноября 1710 года указ этот был подтвержден, причем, кроме поповых и диаконовых детей, в нем были еще упомянуты дети дьячков, пономарей, церковных сторожей и просвирен 258 . По высочайшему указу 28 февраля 1714 года, дополненному указами 28 декабря 1715 года и 18 января 1716 года, при архиерейских домах и монастырях учреждались «цифирныя» школы. Собственно, касательство этих школ до духовного ведомства, по самому тексту указов о них, ограничивалось тем, что помещения для школ отводились при архиерейских домах и монастырях. Но, затем, учителя были из адмиралтейской, не духовной школы, по два на каждую губернию; ученики – «дьяческия и подьяческия дети из всяких чинов людей», кроме дворянских; содержание школ относилось на счет губернских доходов, рассылка учителей производилась по распоряжениям сенатской канцелярии 259 . Однако Соловьев в своей «Истории» прибавляет, что эти указы относились и до детей духовенства 260 . Что именно так и было на практике, едва ли подлежит сомнению.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

На практических занятиях студенты знакомились с первоисточниками и источниками науки, с памятниками Вавилона, Ассирии, Египта и Палестины, имеющими отношение к общей задаче науки, а также – с трактатами по отдельным вопросам, так или иначе соприкасавшимся с содержанием чтений. Он же, профессор Введенский, в качестве временного преподавателя педагогики (группа А. 2) прочитал во втором полугодии студентам I курса следующие отделы: 1) Педагогические воззрения языческого мира пред временем пришествия Спасителя. 2) Взгляды св. отцов и учителей церкви на воспитание детей. 8) Общие сведения о педагогах позднейшего времени. На практических занятиях студентами предлагались для разрешения вопросы, относящиеся к выяснению педагогических идей античного мира в целях уяснения превосходства новых жизненных идей, привнесенных христианством. Заслуженный экстраординарный профессор Павел Соколов студентам II курса прочел курс психологии, состоявший из введения и трех частей. Во введении были сообщены сведения о предмете, задачах и методах психологии и сделан обзор психологической литературы. Первая часть курса была посвящена описанию телесных условий душевной жизни и исследованию вопроса об отношении души и тела. Вторая часть имела своими предметами изучение элементов душевной жизни, познавательных, эмоциональных и волевых. Наконец, третья часть заключала в себе —39— основные сведения об общих формах психической жизни, – сознании, личности и бессознательных процессах. Практические занятия состояли отчасти в коллоквиуме по основным вопросам курса, отчасти в упражнениях по методике психологического эксперимента. Предметом последних был метод реакций и его применения к количественному и качественному анализу душевных явлений. Экстраординарным профессором по первой кафедре патрологии Иваном Поповым студентам II курса были изложены на теоретических лекциях сведения о литературе Мужей апостольских, апологетов II-ro века, антигностических писателей, представителей карфагенского богословия, учителей александрийской катехизической школы и отцов церкви IV в., в особенности принимавших участие в разработке тринитарной проблемы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

При полном составе академических курсов в начале учебного года в Академий было 240 студентов, именно: в I курсе 59 студентов (в том числе 4 студента, оставленных на повторительный курс), во II – 53, в III – 56 и в IV – 72 (в том числе 1 студент оставленный на повторительный курс). В этом числе казеннокоштных было – 120, стипендиатов, содержавшимся (вполне или частью) на проценты с пожертвованных Академии капиталов – 52, 3654 на счет —18— сумм Московской кафедры – 6, на счет специальных средств Святейшего Синода – 2 и своекоштных – 60. Из —19— последних 11 студентов пользовались вспомоществованием от Духовного Собора Свято-Троицкие Лавры —20— (в размере полных стипендий), громадное большинство получали пособия из сумм Братства Преподобного Сергия, а некоторым назначено было вспомоществование и из процентов с принадлежащих Академии благотворительных капиталов. В течении отчетного года в составе и положении студентов произошли следующие перемены: На I курсе: а) вновь приняты в Академию: 1 сербский священник, представивший удовлетворительные объяснения относительно своей неявки в Академию в течении двух учебных годов (с зачислением на одну из свободных стипендий имени И. С. Аксакова для студентов из южных славян) и 3 студента духовных семинарий, удовлетворительно выдержавшие поверочные испытания, по мере освобождения вакансий в академическом общежитии, своекоштными; б) один из последних уволен из Академии по прошению. Б. Деятельность Академии I. Деятельность Совета Академии В течении отчетного года Совет имел 12 собраний. – В ряду его обычных занятий наиболее важными были: 1) замещение вакантных кафедр в Академии, 2) удостоение ученых степеней, 3) пополнение и устройство академической библиотеки и 4) присуждение премий и распределение пособий. —21— 1) К началу отчетного года состояли вакантными семь академических кафедр: церковно-славянского и русского языков с палеографией, церковной археологии, в связи с историей христианского искусства, литургики, истории и обличения русского сектантства, Священного Писания Ветхого Завета (2-я) и патрологии (2-я), из коих две последние, с разрешения Святейшего Синода (указ от 4 октября 1911 года за 13407), замещены были на 1911–1912 учебный год временными преподавателями: экстраординарными профессорами священником Д. В. Рождественским и И.В. Поповым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Даже без привлечения вопросов политики, основываясь только на некоторых моментах богословия и историософии Хомякова, было возможно при желании существенно смягчить отношение к западным вероисповеданиям. Собственно говоря, так и происходило уже в 60-е гг. при первоначальном усвоении наследия Хомякова. Оно воспринималось как «новый метод богословия», как «культурно-исторический» подход к вопросам богословия и истории церкви 295 . Иначе говоря, достаточно было отказаться от общего негативного взгляда на Запад, чтобы из естественных особенностей западных народностей вывести закономерность западных форм христианства. Попову, как историку по преимуществу, тем более легко было это сделать. Другое дело, что как славянофилу ему весьма трудно было отказаться от крайне —197— критического отношения к Европе как к чему-то исторически устаревшему, принадлежащему прошлому, требующему преодоления. Отсюда отмечавшееся выше колебание в подходе к западному христианству. И все же именно в случае с Поповым мы можем говорить об известной гармонии даже не столько между общественно-политическими и частными интересами, сколько между идеалом непосредственной жизни, нравственным жизнеустройством и отвлеченной интеллектуально-рационалистической активностью – между миром целостного бытия, миром «художества», веры и миром необходимого анализа, расчлененного знания, миром науки. Эта общеромантическая проблема, наследованная славянофильством, в славянофильстве могла разрешиться лишь отчасти – на частном уровне, в личном, персональном осуществлении общих «начал», хотя для Хомякова, например, миссия славянофильства представлялась реализованной лишь при усвоении славянофильства обществом в целом, в создании общественного мнения. В довольно раннем письме Хомякова Самарину (10.10.1844 г.), когда только намечалось их идейное сближение, появляется необыкновенно характерная и значимая сентенция: «...жизненный закон проявляется не только в выводах философских: он делается явным из законов истории, из художества, из права, из всего, что есть. Все эти выводы, которые являлись вам отдельными, покуда вы критически изучали всякий предмет отдельно, сольются для вас в одну общую гармонию, в один общий вывод освобожденной жизни» 296 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

По возвращении из Европы Попов намеревался получить место на юридическом факультете Московского Университета. Его кандидатуру поддерживал даже Т.Н. Грановский, считавший, что Попов, «хотя и славянофил, но человек умный». Однако прочитанная Поповым пробная лекция была отвергнута профессорами факультета. По мнению Б.Н. Чичерина, «виною была собственная его несостоятельность». Хомяков же считал, что «интриги и партии не впускают его в Университет, которому он мог бы быть украшением» 228 . Неудача с преподавательской деятельностью заставила Попова сначала искать места в Петербургском Университете или Академии Художеств, а затем – при —165— содействии А.И. Тургенева – государственной службы в том же Петербурге. Интересен отзыв о Попове Тургенева в рекомендательном письме П.А.Вяземскому: «... лучшее достоинство Попова в его благородном характере. Попов любит Россию, но вместе и просвещение, читал Гегеля, но не гнушается Русской Правдой, словом, ревнует по разуму» 229 . В судьбе Попова принял участие и Хомяков 230 . Будучи определен в 1845 году на вакансию секретаря 1-го департамента Сената, на следующий год Попов был причислен ко II Отделению Собственной Е.И.В. Канцелярии для составления истории отечественного уголовного судопроизводства и гражданского права, где, постепенно повышаясь в чинах и удостаиваясь различных наград, прослужил до конца своей жизни, закончив ее тайным советником (с 1868 года). В целом же о служебных возможностях Попова уже в начале его карьеры весьма высокого мнения был Хомяков: «Наш малютка не пропадет, прошмыгнет куда-нибудь и хвать! Очутится еще выше» (письмо К.С.Аксакову от 15.09.1852 г.) 231 . Поселившись в Петербурге, Попов на первых порах тяготился одиночеством (его могло на первых порах скрадывать недолгое пребывание в Петербурге Самарина). По свидетельству И.С. Аксакова (1848 г.), «он поставил себя в отношении к Петербургу в постоянно воинственное положение, так что при нем не смеют уже вообще касаться Москвы и его московских приятелей; всех заставляет он с собой говорить по-русски...» 232 . Попов часто бывал в Москве, посещая Елагиных, Свербеевых, Киреевских. Именно во время пребывания в Москве, Попов познакомился с П.Я. Чаадаевым, с А.К. Толстым.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

690 Так было признано болгарское царство. Тюрки по расе и языку, болгары сумели, как раньше их авары, явиться тем ферментом, который объединил в государственный союз раздробленные славянские племена, жившие в условиях родового быта, – «кийждо с родом своим», по выражению нашего летописца. Открытые в недавнее время надписи в раскопках Абобы-Плиски, как назывался древнейший, основанный болгарами, город на реке Камчии, носившей тогда имя Тича, с наглядностью подтверждают тюркский характер народа. Повелитель орды носил титул хана – κνας, с эпитетом βηγη, который лишь по догадке объясняется в смысле «великий», «могучий». Ближайшие его люди носили титулы – тархан, богатор, боила и жупан. 691 Этот последний титул указывает на смешение болгар со славянами и по времени, вероятно, позднее двух первых. Литературный памятник, открытый А. Поповым : «Именник болгарских царей», дает непреложное свидетельство о том, что цари болгар вели свой род от Аттилы и в частности от его сына Ирнаха, которого видел некогда в ставке Аттилы Приск (448 г.) и тогда же узнал предсказание о нем кудесников, что его потомство восстановит славу Аттилы, которая померкнет после его смерти. 692 Тот же памятник дает свидетельство о смешении болгар со славянами еще раньше их переселения за Дунай, а также и о том, что у них был свой счет годов по циклам, воспринятый тюрками от китайцев. 693 Водворение болгар за Дунаем было последним крупным событием внешней истории Византии в правление Константина. На восточной границе было тихо со времени заключения мира с Муавией. Старания Муавии обеспечить преемство власти своему сыну Йазиду увенчались успехом, и Йазид после смерти отца (апрель 680 года) занял его место. 694 Правление его продолжалось три года; он скончался, не достигнув сорокалетнего возраста (10 ноября 683 г.). Византийское предание не сохранило никаких свидетельств о расширении халифата за счет империи во время правления Йазида; но арабские историки относят к этому времени возвращение в Африку Укбы, отозванного Муавией.

http://azbyka.ru/otechnik/Yulian_Kulakov...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010