– Неужели об этом никто не знал? – Почти никто. Более того, недавно я получила книжечку от одного бывшего студента, слушателя Лосева. И там у него есть глава об Алексее Федоровиче, где автор пишет, что они были потрясены, когда вдруг узнали, что в советское время мог быть философ – философ Лосев. «Какой-то неофициальный философ, который вместе с тем студентам преподавал латинский язык. Который всегда ходил в черной шапочке. Иной раз сидит на ученых заседаниях, и впечатление, как будто он немножко подремывает. А потом вдруг как встанет и начнет говорить что-то очень серьезное. Или сидит Лосев и как-то так руку странно держит, вроде под пиджаком. И всегда он ходил с молодой дамой по фамилии Тахо-Годи. И как она трогательно его водила, потому что он плохо видел. Жалко было смотреть на этого философа, который, оказывается, вынужден был преподавать латынь. Если бы мы тогда знали, кто это был!» А я потом этому бывшему студенту написала ответ: да, правильно, можно было подумать, что Лосев подремывает, но руку он так держал, потому что читал в это время Иисусову молитву и крестился. А читал он ее непрестанно. Бывало, он даже своим секретарям диктует, а сам держит там эту руку. – Наверное, Лосев тяжело переживал диктатуру атеизма? – А сами посудите. Он жадно слушал, как его друг, профессор Владимир Николаевич Щелкачев, рассказывал о своей поездке в Болгарию. Щелкачев попал туда как раз на праздник Кирилла и Мефодия и потом с энтузиазмом рассказывал Алексею Федоровичу, как праздновали этот день: как он зашел в болгарский храм и как, говорит, у них там хорошо, ведь там все по-нашему, православный обряд, церковнославянский язык. И Алексей Федорович, знаете, просто чуть не плакал, когда слышал, что где-то возможно вот такое народное празднование святых, что можно так открыто чтить святых, не боясь ничего. – Но, может быть, живя в СССР, Алексей Федорович все-таки слишком уж осторожничал, опасаясь ходить в церковь? – Что Вы! Это было ужасно, тяжело. Сейчас народ просто не представляет и не понимает, что тогда было. Мы были зажаты в кулак. Если узнают, что ты, преподаватель, ходил в церковь, то тебя выгонят… А как, между прочим, за университетскими следили, особенно на философском факультете! Какой был скандал уже в хрущевские годы с профессором Павлом Сергеевичем Поповым, философом из МГУ, когда донесли, что видели его в храме (он ведь тоже, верующий, боялся ходить).

http://pravmir.ru/neizvestnyj-losev-2/

Блестящая апология, приведенная сщмч. Илларионом, дает нам возможность узнать не только о глубине его знаний, но и увидеть, насколько сильным и волевым характером он обладал. Архим. Иларион провел три месяца в Бутырской тюрьме Архим. Иларион провел три месяца в Бутырской тюрьме в Москве, а проведенное в застенках время считал для себя крайне продуктивным: «Живу я по-прежнему хорошо: совсем здесь обжился, будто так и нужно. Здесь я даже поправился, потолстел, физически чувствую себя совсем хорошо. Чтобы усилить циркуляцию крови, начал ходить на работу, например, выкачивать воду из тюремных подвалов… Питаюсь по настоящему времени прекрасно. Время идет незаметно; даже досадно, что, например, книги медленно читаются. Жизнь идет размеренная, правильная. Будь все это где-нибудь в хорошей местности, прямо санаторий» , – весьма оптимистично рассказывал сщмч. Иларион о времени первого из тюремных заключений. Ничего не зная о дальнейшей судьбе архимандрита Илариона, профессора Московской Духовной академии (МДА) написали письмо в Московскую Губернскую Чрезвычайную Комиссию с ходатайством об освобождении архимандрита из заключения в Бутырской тюрьме и поручительстве за него. Преподаватели МДА в своем письме апеллируют к тому, что «до сих пор ни в какой политической партии или организации не состоял, ни в каких контрреволюционных действиях не участвовал, мы уверены, что и впредь он не позволит себе никаких выступлений против Советской власти» . Письмо было подписано профессорами Московской духовной академии Анатолием Орловом, Сергеем Глаголевым, Павлом Флоренским, Иваном Поповым, Варфоломеем Рановым и Дмитрием Лебедевым. Из подписавшихся профессоров все были впоследствии репрессированы и расстреляны… Рейтинг: 10 Голосов: 891 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Дмитрий Собриевский 11 мая 2018, 12:39 Обязательно прочту детям про саддукеев и фарисеев. Очень доступно для их понимания. Алексей 11 мая 2018, 07:14 Священномученик Илларионе. Молись Господа Бога о нас грешных. Алексии. Ольге. Ирине. Софии. Татьяне. Александре. Да простит нам Господь грехи наши и покроет Своей милостью!!!

http://pravoslavie.ru/112796.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Михаил Дейнека. Икона. Нач. XXI в. (Белгородская епархия) Фомич Дейнека (7.11. 1894, г. Борзна Черниговской губ.- 1.06.1938, г. Благовещенск Амурской обл.), сщмч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), свящ. Из семьи сапожника. Окончил церковноприходскую школу и курсы псаломщиков. С 1917 по 1921 г. М. служил псаломщиком в храмах Харьковской епархии. В 1921 г. был рукоположен во диакона, в 1924 г.- во иерея. Служил сначала в Харьковской епархии, а затем по рекомендации Курского архиеп. сщмч. Онуфрия (Гагалюка) был принят еп. сщмч. Антонием (Панкеевым) на служение в Белгородской епархии. 22 февр. 1935 г. М. арестовали по обвинению в антисоветской деятельности. Проходил по одному делу с еп. Антонием, священномучениками Митрофаном Вильгельмским , Александром Ерошовым и псаломщиком мч. Михаилом Вознесенским . Не признал себя виновным в предъявленных ему обвинениях. 11 сент. 1935 г. приговорен Курским областным судом к 3 годам лишения свободы. Вместе с др. приговоренными по этому делу был отправлен в Дальневосточный ИТЛ на ст. Средне-Белая Амурской железной дороги, где находились архиеп. Онуфрий (Гагалюк) и осужденные вместе с ним священномученики Ипполит Красновский и Виктор Каракулин . В февр. 1938 г. в лагере против архиеп. Онуфрия, еп. Антония и др. священно- и церковнослужителей, в т. ч. и М., было начато новое дело. В марте 1938 г. их перевели в тюрьму Благовещенска. М. был казнен по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 17 марта 1938 г. вместе с архиеп. Онуфрием (Гагалюком), еп. Антонием (Панкеевым), священниками Ипполитом Красновским, Митрофаном Вильгельмским, Александром Ерошовым, Николаем Садовским , Василием Ивановым , Николаем Кулаковым , Максимом Богдановым , Александром Саульским , Павлом Поповым , Георгием Богоявленским и псаломщиком Михаилом Вознесенским. Погребен с др. казненными в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/2563504.html

В 1930-х годах была начата перестройка здания бывшей полковой церкви с приспособлением под функции клуба. Позднее В.А.Соколовским был составлен новый проект реконструкции уже начатого строительством учреждения культуры для полной средней школы. Эта школа была выстроена в 1936 году. Источник: статья Шумова К.Ю. " Александра Невского военные церкви в Красноярске " Расквартированный в Красноярске 30-й Сибирский стрелковый полк имел собственную деревянную Александро-Невскую церковь, построенную в 1872-1873 гг. тщанием иркутского потомственного гражданина Якова Андреевича Немчинова и освящённую 30 августа 1873 г. епископом Енисейским и Красноярским Павлом (Поповым). В 1909 г. для 30-го и 31-го Сибирских стрелковых полков на окраине Красноярска было начато строительство новых двух- и трёхэтажных каменных казарм. Рядом с этими казармами 12 сентября 1909 г. была заложена новая полковая церковь во имя свт. Алексия, митрополита Московского. Церковь была построена по образцовому проекту военных храмов, утверждённому Строительной комиссией в 1901 г. (арх. Ф.М. Вержбицкий). Всего в Российской Империи к 1917 г. было выстроено не менее 68 таких церквей. Согласно клировой ведомости 30-го Сибирского стрелкового полка, строительство церкви было закончено в 1916 г. В годы Первой Мировой войны на территории военного городка был устроен концлагерь для военнопленных. Сведений об использовании в те годы здания бывшей полковой церкви не сохранилось. На территории городка еще до начала Великой Отечественной войны разместилась 52-я Красноярская окружная школа младших авиаспециалистов (ОШМАС), которая выпускала авиатехников вплоть до 1994 г. В настоящее время на территории бывшей ШМАС расположен Авиационно-спасательный центр МЧС. В 1930-е гг. здание бывшей полковой церкви было перестроено сначала под клуб, а в 1936 г. клуб уже был капитально перестроен в среднюю школу 5, выходившую фасадом на Краснодарскую ул. После перевода в 1968 г. средней школы в новое здание, в старом здании расположились райисполком Советского района, райком партии, райком комсомола, ДОСААФ и др. организации и учреждения. После выезда райисполкома в здании произошёл пожар и оно вскоре было разобрано.

http://sobory.ru/article/?object=33571

уч-ще, прекращено издание «Архангельских епархиальных ведомостей», начались репрессии против духовенства. Несмотря на возобновление связи с остальной территорией России, архиеп. Нафанаил в Архангельск не прибыл (он уже был назначен временно управляющим Харьковской епархией). П., очевидно, продолжал управлять Архангельской епархией до ареста 3 авг. 1920 г. по групповому делу «Союза объединенного духовенства и мирян Архангельска». 7 сент. был доставлен в Москву и заключен в Бутырскую тюрьму. Обвинялся в том, что, «состоя правящим епископом Архангельской епархии, не употреблял мер к ослаблению действий со стороны Союза духовенства и мирян Архангельска на политическую жизнь переживаемого времени, когда в Архангельске была власть Чайковского и Миллера... сам участвовал в этих действиях». В ответ на обвинения П. заявил на допросе: «Мое показание, что в данном случае я действовал по воле народа, который настойчиво требовал моего участия, и на уклонение от него я не имел права». 30 янв. 1921 г. П. вместе с секретарем Архангельского епархиального совета Д. Соколовым, редактором «Архангельских епархиальных ведомостей» прот. И. Поповым и прот. В. Чеканом был приговорен Московским губернским революционным трибуналом к расстрелу с заменой смертной казни 5 годами тюремного заключения в связи с амнистией, объявленной к 3-летию Октябрьской революции. В апр. 1926 г. П., после окончания срока заключения, был назначен епископом Старицким, викарием и временно управляющим Тверской епархией. Сведения о назначении его в том же году епископом Уральским и Покровским, о чем, в частности, упоминает митр. Мануил (Лемешевский) , представляются сомнительными. Вероятно, что митр. Мануил перепутал П. с Покровским еп. Павлом (Флеринским), действительно ставшим в мае 1926 г. управляющим Уральской епархией. 22 апр. 1929 г. П. назначен епископом Челябинским. Поддерживал курс заместителя патриаршего местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского ; впосл. патриарх Московский и всея Руси) на нормализацию отношений с советской властью, что вызвало конфликт П.

http://pravenc.ru/text/2578497.html

Дело о построении новой церкви возникло в конце пятидесятых годов XIX ст. по инициативе бывшего тогда финляндским генерал-губернатором графа Федора Федоровича Берга, которому и здешние католики, и лютеране обязаны существованием своих церквей. Граф испросил Высочайшее соизволение на сооружение нового православного храма во имя Успения Божией Матери. Проект здания, составленный академиком Горностаевым, был лично рассмотрен государем и утвержден 18 января 1860 г. В виде первоначального пособия на построение храма граф испросил из сумм Святейшего Синода 15 000 руб.; кроме того, местным священником Н. Поповым было собрано на тот же предмет около 11 000 руб. Недостающая сумма была собираема от разных жертвователей в С.-Петербурге и Москве, напр. от гг. Утина, Цурикова и Четверикова. Когда выбранная для храма местность была занята фундаментом и фундамент обложен гладко тесанным цоколем, тогда в присутствии великих князей Алексея Александровича и Николая Константиновича совершена была 1862 г. 15 августа торжественная закладка храма. За смертью Горностаева проект приводил в исполнение архитектор Варнек, а за работами наблюдал гельсингфорский купец Я. Л. Чернышев. Постройка храма продолжалась уже при другом генерал-губернаторе бароне Платоне Ивановиче Рокоссовском, а окончательная отделка последовала уже при нынешнем генерал-губернаторе графе Николае Владимировиче. Как Рокоссовский, так и Адлерберг продолжали испрашивать суммы, которых не доставало на постройку, так что из 210 000 руб., употребленных на постройку, почти половина была исходатайствована генерал-губернаторами. 13 октября 1868 г. храм был освящен преосвященным Павлом, епископом Выборгским, викарием петербургской митрополии, в сослужении двух архимандритов, двух протоиереев и четырех священников. Тут присутствовал генерал-губернатор и другие высшие власти. С Высочайшего соизволения в память освящения храма была вылита медаль. На одной ее стороне изображены: Государь Император, наверху всевидящее око, внизу – герб Финляндии, а вокруг евангельское изречение: «Воздатите кесарева кесареви и Божия Богови», на другой стороне изображен Успенский храм с надписью вокруг: «Благодарные православные Финляндии», а внизу: «утвержден 12 – 24 января 1860 г. и освящен 13 – 25 октября 1868 г.». Две таких золотых медали генерал-губернатор поднес Государю Императору и Государыне Императрице.

http://sobory.ru/article/?object=07932

традициях. Семинаристами были найдены «чучела особенно замечательных птиц, зверей и рыб, растения и произведения морского царства, искусства, живописи, окаменелые вещества, минералы и т. п. Особенно богатым оказался отдел нумизматический». В Иркутске из этих экспонатов была составлена 1-я музейная коллекция. Студенты Благовещенской ДС также проходили практику в Русской духовной миссии в Китае . В 1873 г. часть выпускников семинарии в священническом и диаконском сане были направлены еп. Камчатским Павлом (Поповым) в Японскую духовную миссию. Из личных средств И. пожертвовал 1,3 тыс. р. на нужды Палестинского правосл. об-ва . 25 мая 1872 г. И. защитил магистерскую диссертацию в СПбДА на тему «Исторический очерк русского проповедничества и взгляд на современное его направление». В 1878 г. он был переведен на должность ректора Пермской ДС. Еп. Пермский и Верхотурский Вассиан (Чудновский) видел в И. своего преемника. В 1882 г. И. был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди, что в церковном обиходе обычно называлось «смотринами». В 1883 г., приехав в столицу, он получил известие о кончине еп. Вассиана и по решению Святейшего Синода был назначен настоятелем переславль-залесского Данилова во имя Святой Троицы мужского монастыря . 16 дек. 1883 г. определением Святейшего Синода И. был назначен епископом Якутским и Вилюйским. 8 янв. 1884 г. в Успенском соборе Московского Кремля И. был хиротонисан во епископа. В марте прибыл в г. Якутск. Предпринимал активные меры по улучшению религиозно-нравственного состояния местного населения. На момент вступления И. на кафедру в Якутской епархии было не более 200 церквей и часовен, неск. народных школ Министерства народного просвещения, Якутская прогимназия с малограмотными народными учителями, ок. 100 священников, посещающих отдаленные приходы один или два раза в год для исправления треб. В течение 6 лет его архиерейского служения были открыты Якутская ДС (1884), миссионерская школа (1885), епархиальное жен. уч-ще (1888), образовано 18 церковно-приходских школ, построено 6 церквей.

http://pravenc.ru/text/200275.html

405 Томский мещанин И.В. Зайков, посещавший Феодора Кузьмича, рассказывал: «Старец был глуховат на одно ухо, потому говорил немного наклонившись» (Кн. Барятинский В.В. Указ. соч. С. 128; Тальберг И. Покаянный подвиг Александра Благословенного. Джорданвилль; Нью-Йорк, 1951. С. 26; Шильдер Н. Александр I//Русский биографический словарь. Т. I. СПб., 1896. С. 149). 412 Долгорукой В. Указ. соч. С. 218; Сказание о жизни и подвигах великого раба Божия старца Феодора Кузьмича, подвизавшегося в пределах Томской губернии с 1837 года по 1864 год. 3-е изд. М., 1894. Третье издание воспроизведено в кн.: Император – старец Феодор Кузьмич. М., 2002. С. 215 (далее – Сказание…). 423 Там же. Никто не знал, кем и за какие провинности они были сосланы. Старец же постоянно общался с ними сам и направил к ним Александру Никифоровну, когда она пришла к нему еще девочкой. На этих обстоятельствах мы специально остановимся в следующей главе, посвященной периоду «бродяжества». 425 Енисейский энциклопедический словарь (ЕЭС). Красноярск, 1998. С. 73, 455, 487; Мельницкий М.Ф. Указ. соч. С. 90. Подробнее об особом почитании Александром Благословенным св. блгв. кн. Александра Невского см. «Введение». 426 Подробнее об этом и о взаимоотношениях с о. Петром Поповым, будущим епископом Павлом, см. главу IV. 434 Крупенский П.Н. Тайна императора (Александр I и Феодор Козьмич). Историческое исследование по новейшим данным. Берлин, 1927. Репринт – 1986. С. 88. 442 Василии Г. Император Александр I и старец Федор Кузьмич. По воспоминаниям современников и документам. 4-е изд. М., 1911-Репринт– М., 1991. С. 154. 445 О том, что это собственноручная записка С.Ф. Хромова, свидетельствовал М.Н. Галкин-Врасский, составивший опись переданных ему документов (РГАЛИ. Ф. 487. Оп. 1. Д. 137. Л. 2). 452 На многочисленных фактах прозорливости св. Феодора мы специально остановимся в главе, посвященной сибирскому периоду жития старца. 463 Цеханская К.В. Мнимая смерть императрицы, или История монастырской молчальницы Веры Александровны//Наука и религия. 2000. 1. С. 18–21. Проблема эта требует специального исследования и поэтому на страницах данной книги не рассматривается. Однако мы не можем не учитывать некоторых особенно значимых фактов из жизни Веры Молчальницы, касающихся императорской фамилии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла МИХАИЛ Матфиевич Вознесенский (14.04.1900, слобода Фощеватая Корочанского у. Курской губ.- 1.06.1938, Благовещенск Амурской обл.), мч. (пам. 19 мая и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), псаломщик. Сын сщмч. Матфия Вознесенского , племянник Литовского митр. Елевферия (Богоявленского) и Таллинского еп. Исидора (Богоявленского) . В 1914 г. М. поступил в Белгородское отделение Курской ДС, но окончил только 3 курса, т. к. в 1918 г. семинария была закрыта. Служил псаломщиком в храмах Белгородской епархии. 22 февр. 1935 г. был арестован. Проходил по одному делу со священномучениками Белгородским еп. Антонием (Панкеевым) , священниками Митрофаном Вильгельмским , Александром Ерошовым и Михаилом Дейнекой . На допросе М. рассказал, что вел переписку с митр. Елевферием: «Последний в своих письмах выражал желание, чтобы я был с ним, но я считал, что это осуществить невозможно, поэтому не пытался ходатайствовать о выезде за границу... Митрополиту Елевферию я писал о своей тяжелой жизни, где и как живут родственники, о его духовных знакомых и о церковном расколе в России». М. отверг все предъявленные ему обвинения в антисоветской деятельности. 11 сент. 1935 г. он был приговорен Спецколлегией Курского областного суда к 5 годам лишения свободы. К заключению были приговорены и другие священнослужители, проходившие по тому же делу. Все они были отправлены на Дальн. Восток и заключены в один и тот же Среднебельский лагпункт - лагерный совхоз НКВД близ ст. Среднебелая Амурской железной дороги. В том же лагпункте отбывали срок заключения священномученики Курский архиеп. Онуфрий (Гагалюк) , свящ. Виктор Каракулин и прот. Ипполит Красновский . В февр. 1938 г. в лагере против архиеп. Онуфрия, еп. Антония и др. священно- и церковнослужителей, в т. ч. и М., было начато новое дело. Заключенных обвинили в организации контрреволюционной группировки, дезорганизации производства и совершении религ. обрядов. В марте 1938 г. арестованных перевели в тюрьму в Благовещенске. М. был расстрелян по приговору Особой тройки УНКВД по Дальневосточному краю от 17 марта 1938 г. вместе со священномучениками архиеп. Онуфрием (Гагалюком), еп. Антонием (Панкеевым), священниками Ипполитом Красновским, Митрофаном Вильгельмским, Александром Ерошовым, Михаилом Дейнекой, Николаем Садовским , Василием Ивановым , Николаем Кулаковым , Максимом Богдановым , Александром Саульским , Павлом Поповым , Георгием Богоявленским . Был погребен в безвестной общей могиле.

http://pravenc.ru/text/2563584.html

Главной тактической целью иосифлян было привлечение на свою сторону большей части духовенства, прежде всего епископата, чтобы изолировать влияние заместителя патриаршего местоблюстителя в Патриаршей Церкви. Епископы Димитрий (Любимов) и Сергий (Дружинин) обращались с посланиями в различные города с целью склонить на свою сторону духовенство и мирян, рукополагали священников и с мая 1928 года начали совершать тайные хиротонии епископов для других епархий. Организаторам иосифлянства не удалось, как они надеялись, привлечь на свою сторону большинство Церкви, однако иосифлянство распространилось далеко за пределы Ленинградской епархии. После новой высылки митр. Иосифа (Петровых) из Ростова в Моденский монастырь (февраль 1928) общепризнанным руководителем иосифлян стал еп. Димитрий (Любимов) , который окормлял иосифлянские приходы по всей стране. Важным этапом в организационном оформлении иосифлянства стало совещание его руководителей, состоявшееся в мае 1928 года на ленинградской квартире прот. Ф. Андреева . В нем приняли участие епископы Димитрий (Любимов) , Алексий (Буй) , влиятельный прот. Николай Дулов из Москвы и Михаил Новосёлов . Главным итогом совещания стало распределение сфер влияния. Еп. Димитрий поручил еп. Алексию управление всеми приходами юга России и Украины, в т. ч. окормляемыми ранее им самим приходами, мотивируя это их удаленностью от Ленинграда. Распространение иосифлянства Иосифлянство в виде отдельных общин охватило почти всю европ. часть территории СССР. В наибольшей степени иосифлянство проявило себя, после Ленинградской епархии, в епархиях Центрального Черноземья - Воронежской , Курской , Липецкой и Тамбовской . После того как в январе 1928 года викарный Козловский еп. Алексий (Буй) объявил о своем отделении от митр. Сергия и об избрании духовным руководителем митр. Иосифа, к движению буевцев присоединилось более 80 приходов. Общая численность поддержавшего еп. Алексия духовенства доходила до 400 чел. Центрами деятельности буевцев стали Акатов Алексеевский и Воронежский Покровский женские монастыри. С буевцами были организационно связаны менее многочисленные иосифлянские общины в соседних областях юга России и Украины. В подчинение еп. Алексию перешел пребывавший на покое викарный Майкопский еп. Варлаам (Лазаренко) , став его представителем на Северном Кавказе. Еп. Алексия признавала также правящим архиереем и часть иосифлянских приходов на Украине. Другие приходы окормлялись присоединившимися к иосифлянству Старобельским еп. Павлом (Кратировым) и Бахмутским еп. Иоасафом (Поповым) либо продолжали подчиняться непосредственно еп. Димитрию (Любимову) . Значительное количество общин иосифлян было в Харьковской и Сумской , в Екатеринославской и Подольской епархиях, где в ряде мест существовали даже иосифлянские благочиния, 4 прихода действовало в Киеве и его пригородах.

http://drevo-info.ru/articles/13675318.h...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010