80 . Муретов М. Ф., профессор. Христианский брак и  Церковь . -Богословский вестник. Сергиев Посад, 1916, ч. IV. 81 . МЯ. Об именах, даваемых при Крещении. Казань, 1906. 82 . Настольная книга священнослужителя. т. 1, М., 1977; t.IV, M., 1983. 83 . Никанор (Юхимюк), иером. История освящения мира и чины миропомазания на Руси. Курс. соч., Загорск, 1969. 84 . Никольский К, священник. Пособие к изучению устава Богослужения Православной Церкви. Изд. 6-е, СПб., 1900. 85 . Никольский И, свящ. О службах Русской Церкви, бывших в прежде печатных богослужебных книгах. СПб., 1885. 86 . Никольский К., свящ. Об антиминсах Православной Русской Церкви. СПб., 1872. 87 . Неселовский А. Чины хиротесий и хиротоний (Опыт историко-догматического исследования). Каменец-Подольск, 1906. 88 . Нестеровский Епифаний. Литургика, или наука о Богослужении Православной Церкви. Часть вторая (частная). Курск, 1900. 89 . Об обрядах, совершаемых при погребении православного христианина. Христ, чтение, СПб., 1845, ч. III. 90 . О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов. Христ. чтение. 1844, ч. II. 91 . Об отношении Церкви к христианам. Воскресное чтение. 1846, N 40, 42. 92 . Об устной исповеди. Христианское чтение. 1854, ч. 1. 93 . Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения в древней России до XVI века. СПб., 1881. 94 . Описание рукописей Соловецкого монастыря, находящихся в библиотеке Казанской Духовной Академии. Казань, 1881. 95 . О публичном покаянии. Православный Собеседник. Казань, 1868, ч. 1. 96 . Павлов A., профессор. 50-я глава Кормчей книги, как исторический и практический источник русского брачного права. М., 1887. 97 . Патерик Печерский. Киев, 1838. 98 . Петр Дамаскин , священно мученик. Творения. М., 1874. 99 . Петр (Л " Юилъе), архимандрит. Замечания о Символе веры . ЖМП, 1969, N 1. 100 . Петровский A., свящ, К истории развития обрядовой стороны чина венчания. Христ. чтение. 1903, N 2. 101 . Петровский A., свящ. К истории последования Таинства Елеосвящения. Христ. чтение. 1908, N12

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

«Я, – говорит, – посмотрел вокруг: священников молодых нету – только те, что вернулись из лагерей. Услышал, что у отца Иоанна из поселка Юг сын уехал в Москву, в семинарию. Дождался, когда этот семинарист вернулся домой. Расспросил его, что и как. И подал прошение в Москву». И отец благословил его – не побоялся отдать Господу самое дорогое: любимого сына. Еще в 1944-м году при Новодевичьем монастыре были открыты Богословский институт и Пастырско-богословские курсы – единственные на всю страну взамен всех закрытых Академий и семинарий. Позже их преобразовали в Академию и семинарию и перевели в Сергиев Посад – вернее, в Загорск, как его тогда называли. Юг. Церковь Илии Пророка В год, когда поступал Леонид, экзамены принимали еще в Новодевичьем. В Успенском соборе монастыря уже служили – его открыли в 1945-м. Оживавший монастырь, едва ли не самый красивый в Москве, смотрелся в зеркальную гладь пруда рыже-белыми башнями, тонул в доспевающей зелени полуосенней листвы. Пробегали мимо волнующиеся абитуриенты – многие из них, как и Леня, приехали из самых дальних уголков страны. Что чувствовали эти юноши, приезжавшие учиться на священников, когда ни почета, ни уважения, ни достатка это не сулило – а сулило, наоборот, труднейшую жизнь, опасную, риск для семьи, для себя самого? Нет, конечно, тут были и не только юноши – за два-три года до Лени так же, как и он, ходили по Новодевичьему и взрослые абитуриенты, молодые ветераны Великой Отечественной войны: будущие архимандриты Кирилл (Павлов) и Тихон (Агриков), впоследствии в своей книге «У Троицы окрыленные» описавший те дни: «Помню как сейчас: шел я по улицам Москвы и спрашивал Большую Пироговскую улицу. Одет я был в военную форму: темная шинель с петлицами танкиста, высокая армейская фуражка с блестящим козырьком, офицерские темные брюки и солдатские сапоги. Словом, вид мой был особенный, солидный. Причем в одной руке чемодан среднего размера, а в другой – сетка с огромнейшим арбузом. Этот большущий арбуз я купил на одной из станций, кажется, в Мичуринске, купил просто для того, чтобы угостить московских студентов, да и начальников, сладким волжским арбузом. Оценив мой представительный вид, прохожие москвичи охотно указывали направление по моему адресу. Так я добрался до Новодевичьего монастыря. Помню, как первый раз в жизни переступил я порог возрожденной Московской духовной школы. Священный трепет охватил мою душу. Самое место – Новодевичий монастырь, его зубчатые стены и башни – вызывало глубокое чувство удивления и возносило душу ввысь. Было тихое летнее утро. В храме шла Божественная литургия».

http://pravoslavie.ru/107532.html

б) Митрополита Московского Макария в 291 рубль – залучили магистерские сочинения воспитанников Академии – Присуждена Инспектору Академии Архимандриту Евдокиму за его магистерскую диссертацию под заглавием: «Св. Апостол и Евангелист Иоанн Богослов. Его жизнь и благовестнические труды. Опыт библейско-исторического исследования». Сергиев Посад, 1898 г. в) Епископа Курского Михаила в 201 рубль – за лучшие печатные труды наставников и воспитанников Академии по Священному Писанию – Назначение означенной премии, за непредставлением сочинений на оную наставниками Академии, отложено до следующего года. г) Митрополита Литовского Иосифа в 165 р. – за лучшие кандидатские сочинения воспитанников Академии –Выдана Советом кандидату Академии выпуска 1895 года Ивану Ба- —20— чалдину за сочинение на тему: «Характер отношешй церковных писателей к употреблению в церкви священных изображений до времени иконоборства». д) Протоиерея А.И. Невоструева в 158 р., имеющая то же назначение. – Выдана кандидату того же выпуска Дмитрию Введенскому за сочинение: «Учение Ветхого Завета о грехе». е) Протоиерея А.М. Иванцова-Платонова в 183 р. 75 к. – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории. – Присуждена кандидату того же выпуска Ивану Смирнову, за сочинение на тему: «Михаил VIII Палеолог и его царствование в церковно-историческом отношений». ж) Протоиерея И. Орлова в 32 р. – за лучшие успехи в сочинении проповедей. – Выдана кандидату того же выпуска Борису Каптереву. Кроме означенных премий в распоряжении Совета Академии находилась половина процентов с капитала, поступившего по завещанию покойной П.А. Мухановой, предназначенная на выдачу дополнительных к казенному жалованию пособий членам академической корпорации, в количестве 1.187 р. 50 к. – На основании п. 4 правил распределения процентов с Мухановского капитала, Совет Академии в отчетном году, с утверждения Его Высокопреосвященства, постановил выдать пособия следующим пяти членам академической корпорации ординарным профессорам Василию Соколову, Ивану Корсунскому и Николаю Заозерскому, экстраординарным профессорам Александру Беляеву и Александру Шостьину, по равной сумме – 237 р. 50 к. – каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Первые насельники Лавры – в 1946 году 155 В сентябре 1943 года Советское Правительство под влиянием ряда факторов 156 переменило репрессивную политику в отношении Церкви на благоприятную. Стали открываться храмы, воссоздаваться некоторые епархии, возвращаться из ссылок иерархи и некоторые (но далеко не все!) клирики. Летом 1945 г. был назначен наместник для еще закрытой Лавры – возвращенный из ссылки в Среднюю Азию архимандрит Гурий, хорошо известный Патриарху Алексию по своей деятельности в Александро-Невской Лавре в начале 20-х годов. Открытие же Лавры было приурочено к Пасхе 1946 года. Первая служба, вечерня Великой Пятницы, (после малого освящения престола) была совершена в Успенском соборе в два часа дня 6/19 апреля архимандритом Гурием и схиархимаидритом Иларионом (Удодовым) с участием регента Сергея Михайловича Боскина. В Великую Субботу к литургии прибыли еще игумен Алексий и иеродиакон Иннокентий (Коляда). В семь часов вечера были принесены в раке мощи Преподобного Сергия и поставлены на помост у правой стены собора, а в одиннадцать часов первый удар в «Лебедя», молчавшего более четверти века, возвестил начало новой эры в жизни Лавры. На Пасхальной седмице, как отметил С. Боскин в своих воспоминаниях, прибыли в Лавру: архимандрид Иоанн с Алтая, священник Иоанн Крестьянкин , иеродиакон Порфирий, священник Владимир Павлов, архимандрит Владимир Кобец, архимандрит Нектарий и иеромонах Иерон, на Фоминой – архимандрит Кламиан (Моденов) и еще два иеродиакона. Возрождение Лавры как духовного центра России было бы невозможно, если бы любовь к Преподобному Сергию не привлекла бы в разоренную его обитель изрядный сонм подвижников, высоких носителей Духа, которые подъяли на себя тяжелый труд восстановления монастырской жизни, претерпевая холод и голод, всякое стеснение и поношение и от населявших Лавру тысячи жителей, чуждых ее духу, и от антирелигиозно настроенных работников Музея, местных властей и милиции. Уже поэтому заслужили благодарную память потомков: – Архимандрит Гурий (Егоров). – первый наместник Лавры, пробывший на этом посту лишь до августа 1946 года, когда был назначен епископом Ташкентским. Скончался же в июле 1965 года в сане митрополита Симферопольского и Крымского. (См. о нем в книге «Сергиев Посад и Лавра...»).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Записки русских людей. События времен Петра Великого. СПб., 1841. Иоаким, патр. Житие и завещание//Чтения в ОЛДП. 1897. Т. 42; то же в: Устрялов (см. ниже). Т. 2. Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1909. Нартов А. К. Рассказы о Петре Великом/Под ред. Л. Н. Майкова//Записки Академии наук. 1897. Т. 67. Наталья Кирилловна//РБС. Нааке-Накенский — Николай Николаевич Старший. 1914 (библиография). Очерки истории СССР. Период феодализма. Россия в первой четверти XVIII века. Преобразования Петра I. М., 1954. Павлов-Сильванский Н. П. Проекты реформ в записках современников Петра Великого. СПб., 1897 (Записки Историко-филологического факультета Санкт-Петербургского университета. Т. 42). Переписка царя Петра с патриархом Адрианом//Чтения. 1876. Кн. 4. Письма и бумаги императора Петра Великого. СПб.; М., 1887–1952. 10 т. О Петре I: Богословский М. М. Областная реформа Петра Великого. М., 1902. Богословский М. М. Петр I. Материалы для биографии. М., 1940–1948. 5 т. (до 1701 г.). Богословский М. М. Петр Великий. Опыт характеристики//Три века. М., 1912. Т. 3. Богословский М. М. Петр Великий и его реформа. М., 1920. Верховской. Т. 1. С. 46–83 (о религиозности Петра). Голиков И. И. Деяния Петра Великого. М., 1788–1793. 12 т.; 2-е изд. М., 1790–1797. 18 т.; 3-е изд. М., 1837–1843. 15 т. Заозерский П. О церковной власти. Сергиев Посад, 1894. С. 315–328 (о религиозности Петра). Кафенгауц Б. Вопросы историографии эпохи Петра Великого//Ист. зап. 1944. Т. 9. Ключевский В. О. Петр Великий среди своих сотрудников//Ключевский В. О. Очерки и речи. М., 1913; 2-е изд. М., 1918; то же, в: Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990. Минцлов Р. Петр Великий в иностранной литературе. СПб., 1872. Петр Великий: Сборник статей/Под ред. А. И. Андреева. М.; Л., 1947. Т. 1. Платонов С. Ф. Петр Великий: Личность и деятельность. Л., 1926; 2-е изд. Париж, 1927. Погодин М. П. Семнадцать первых лет жизни имп. Петра Великого. М., 1879. Реформы Петра I: Сборник документов/Под ред. В. И. Лебедева. М., 1937.

http://sedmitza.ru/lib/text/439983/

Храни Вас Бог! Архиепископ Владимирский и Суздальский. г. Владимир, 2 июня 1998 г. Прокл (Хазов), архиепископ Ульяновский и Мелекесский. Книга об отце Серафиме является моей настольной книгой. Троице-Сергиева лавра, 18 июля, 1999 г. Иов (Смакоуз), епископ Сумской и Ахтырский. С любовью и радостью прочел Вашу книгу, отец иеродиакон Софроний, о дорогом батюшке-старце архимандрите Серафиме. С благословением, епископ (ныне архиепископ) Иов. г. Сумы, 3 августа 1999 г. Архимандрит Кирилл (Павлов) . Хорошая, очень нужная и полезная книга. Сергиев Посад, 1998 г. Протоиерей Николай Гурьянов . Берегите эту драгоценную книгу. Остров Залит, февраль 1995 г. Николай Державин , кандидат богословия, референт Святейшего Патриарха, постоянный телеведущий трансляций патриарших богослужений на ОРТ. Времени, как всегда, не хватает. Открыл подаренную мне книгу и подумал, что только полистаю ее, пробегу глазами. Но начал читать и не мог оторваться. Прочитал от начала и до конца, несмотря на то, что у нас в это время были ночные монтажи, программы на радио и телевидении, посвященные празднованию памяти Преподобного Сергия, Радонежского чудотворца. Хотелось бы выразить глубокую благодарность автору-составителю и всем тем, кто подъял весь этот колоссальный труд. Все, что помещено в книге, собрано с огромной любовью к старцу, основано на личном переживании и опыте общения с батюшкой. Каждое живое свидетельство о таком человеке необычайно дорого и ценно. Особенно в наше время, когда люди стоят на распутье, когда много всяких сложностей в социальном и духовном плане. Многие не чувствуют твердой почвы под ногами, крепким. Книга воспоминаний – это ценнейший документ, открывающий перед нами, поколением молодых, неведомые страницы истории Русской Православной Церкви, в которой были стойкие исповедники веры. Они свидетельствовали о Боге, до мученичества. Всякий, кто откроет эту книгу, не сможет остаться равнодушным. То, что здесь написано, войдет в его сердце и растворится в нем, ибо каждое слово дышит правдой и любовью к старцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АНДРОНИК (Трубачёв Александр Сергеевич; 7.11.1952, Москва - 5 апр. 2021, Сергиев Посад, Моск. обл.), игум. Отец - диак. Сергий Трубачёв , церковный композитор, оба деда - священники: сщмч. прот. Зосима Трубачёв († 26 февр. 1938), свящ. Павел Флоренский († 8 дек. 1937). В 1975 г. А. С. Трубачёв окончил МГИАИ, защитив дипломную работу по кафедре архивоведения: «Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры (1918-1925): Обзор архивных материалов». В 1980 г. окончил МДС, в 1984 г.- МДА со степенью канд. богословия за соч. по кафедре основного богословия «Теодицея и антроподицея в творчестве священника Павла Флоренского» (Томск, 1998). В 1976-1990 гг. работал в Издательском отделе Московской Патриархии: редактор отделов «ЖМП» - «Проповедь», «Богословский отдел»; издания т. 2 и 3 «Настольной книги священнослужителя - Месяцеслов. Сентябрь-август» (М., 1978-1979); редактор (1978-1983) и руководитель (1983-1990) издания «Минея. Сентябрь-август» (М., 1978-1989). В 1984-1990 гг. и с 1993 г. преподаватель московских духовных школ (с 1990 доцент). А. преподавал в МДС нравственное богословие, Свящ. Писание НЗ, патрологию; в МДА - пастырское богословие, Свящ. Писание НЗ. Духовные наставники А.- архиеп. Сергий (Голубцов) , архим. Кирилл (Павлов) . В 1980 г. А. поступил в братство Троице-Сергиевой лавры. В 1981 г. принял монашество с именем А. в честь прп. Андроника Московского , рукоположен во иеродиакона. В 1982 г. рукоположен во иеромонаха, с 1986 г. игумен, в 1988 г. награжден крестом с украшениями. В 1990-1993 гг. наместник возрожденного в дек. 1989 г. Валаамского мон-ря . С 1993 г. А. состоит в братстве ТСЛ. С 1989 г. секретарь синодальной Богослужебной комиссии . Автор служб преподобным Андронику Московскому, Максиму Греку , Пимену Московскому, Угрешскому, ряда тропарей и кондаков; проекта Службы Господу Богу нашему, в Троице славимому, в память 1000-летия Крещения Руси (Чинопоследования праздника Крещения Руси. М., 1988). А.- директор Центра изучения, охраны и реставрации наследия свящ. Павла Флоренского (с 1993), основатель и директор Музея свящ. Павла Флоренского (с 1997, в Москве). Научные интересы: агиология (статьи в ЖМП и БТ, составление списков «Покров Пресвятой Богородицы над Россией» и «Святая Русь» в кн.: Макарий . История РЦ. Т. 1-9, многочисленные статьи в ПЭ), издание трудов свящ. Павла Флоренского и изучение его биографии.

http://pravenc.ru/text/115402.html

Пешношский патерик. Репринтное воспр. издания 1898 г. (Москва): Цветник Пешношский, подвижники благочестия Николаевскаго Пешношскаго монастыря. М., 1998 Преподобные Нил Сорский и Иннокентий Комельский: сочинения. Издание третье, исправленное. СПб.: издательство О. Абышко, 2011 Преподобный старец Зосима Верховский . Творения. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Сергиев Посад, 2006 Словеса различны о заповедях, велениих, прещениих и обетованиих, еще же и о помыслех, и страстех, и добродетелех, еще же и о безмолвии и молитве. Рукописный отдел РГБ, фонд 214, дело 487. Соловецкий Патерик. М.: Синодальная типография, 1895 Старческие советы некоторых отечественных подвижников благочестия XVIII-XIX вв. Репринтное воспроизведение издания 1913 г. М.: Издательский отдел Московского Патриархата, 1994, ч. I Умное делание. О молитве Иисусовой: сборник поучений святых отцов и опытных ее делателей. Издание Валаамского монастыря. 1936 Литература: Боровкова-Майкова М. Нил Сорский и Паисий Величковский //Сборник статей, посвященных С. Ф. Платонову. СПб, 1911. Валаамский монастырь и его подвижники. Издание второе и дополненное. СПб.: типография Н. А. Лебедева , 1889 Григорий (Воинов) , архимандрит. Очерк жизни старца Филарета (в схиме Феодора), иеромонаха Московскаго ставропигиальнаго Новоспасскаго монастыря. М., 1866 Добронравов В.Г. Иеромонах Клеопа, строитель Введенской пустыни Владимирской епархии. Издание настоятеля Введенской пустыни игумена Иосифа. Владимир, 1908 Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Глинский патерик. М.: издательство Самшит,1997 Историческое описание Введенской Островской пустыни, Владимирской губернии, находящейся на острове озера Вятскаго. М.: Университетская типография, 1830 Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви: в 2 т. М.: издательство Сретенского монастыря, 2009 Ковалевский А.Ф. Иеросхимонах Алексий, подвижник Симонова Московскаго монастыря. Издание третье. М.: типография вдовы Н.Л. Орлова, 1895 г. Концевич И.М. Оптина пустынь и ее время. Введенский ставропигиальный мужской монастырь Оптина пустынь, 2008

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Velichk...

Сети богословия Мнение Богословие и личное благочестие никогда не должны разлучаться Дорогие читатели портала! Годичный богослужебный круг почти завершил свой оборот, и мы вновь вошли в период Великого поста, который служит преддверием Пасхи, воскресения Христова. Читать дальше Кирилл (Зинковский) епископ Сергиево-Посадский и Дмитровский, ректор Московской духовной академии Тема недели: Монастыри и монашество на Руси. Монашеская и аскетическая письменность Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Статья Новые материалы 1 января Святые наших дней. Издательский дом «Познание», 2021. 680 с. Что такое святость? Каким образом она достигается? Дается ли она от рождения или же приобретается с годами? Митрополит Иларион Алфеев в своей книге «Святые наших дней» пытается ответить на эти вопросы. Он знакомит читателей с реальными, жившими в прошлом и настоящем веке святыми людьми. Архимандрит Кирилл (Павлов), архимандрит Иоанн (Крестьянкин), святитель Зиновий (Мажуга), преподобный Гавриил (Ургебадзе), преподобный Паисий Святогорец и схиархимандрит Софроний (Сахаров) — все они почти наши современники, подвижники, посвятившие свои жизни Христу. Автор в предисловии говорит о том, что однажды в 15 лет бесповоротно влюбился — в Церковь Христову. И действительно, эта влюбленность происходит со всеми героями книги: любовь к матери Церкви и Господу составляет смысл их существования и дарит радость пребывания на этой земле. Митрополит Иларион был лично знаком с каждым из священников, что, несомненно, восхищает и обещает более полную картину каждой из судеб. Он рассказывает о разных этапах жизни подвижников, знаковых событиях, местах служения, делится беседами и проповедями святых, помещает на страницы книги фотографии из личного архива. Эта книга о ностальгическом общении и воспоминаниях. Благодаря данному опыту мы можем соприкоснуться с мыслями, убеждениями святых наших дней, истиной Христовой. Книга митрополита Илариона Алфеева пополняет список отечественного духовного наследия и может помочь дать сил и вдохновения на поприще духовного делания, духовной жизни. Комментарии ( ): Написать комментарий: Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/book/6171759

Дионисий (Шленов) , игумен. Догматическая сторона споров об опресноках//Материалы V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». М., 13–16 ноября 2007. Дионисий (Ц1яетв), игумен. Прп. Никита Стифат . Первое обличительное слово против армян/Публикация греческого текста, перевод, вступительная статья и примечания игумена Дионисия (Шленова) , публикация грузинского текста М. А. Рапава.//Богословский вестник. 7, 2008. Сс. 39–104. Дионисий (Шленов) , иерод. Прп. Никита Стифат и его богословские сочинения. Сергиев Посад, 1998. (Дисс.). Павлов А. Критические опыты по истории древнейшей грекорусской полемике против латинян. СПб., 1878. Чельцов М. Полемика между греками и латинянами по вопросу опресноков в XI-XII веках. СПб., 1879. Avvakumov Y. Die Entstehung des Unionsgedankens. Akademie Verlag Berlin, 2002. BrehierL. Le schisme orientate du Xle siecle. Paris, 1899. Capitani O. Studi per Berengario di Tours//Bolletino delPIstituto Storico Italiano. 69, 1957. Fliche A. Reforme Gregorienne I. Louvain, 1934. John JK Oxita. De azymis 2/Ed. B. Leib//Deux inedits byzantins sur les azymes au debut du Xlle siecle//Orientalia Christiana. 2,1924. Jugie M. Le schisme byzantine. Paris, 1941. Karmires J. The Schism of the Roman Church//Theologia. 21, 1950. Pp. 37–67. Lamoreux J. C. Theodore Abu-Quarrah. Provo, Utah, 2005. Eaurent V. Le schisme de Michel Cerulaire//Echos d’Orient. 31, 1932. Pp. 97–110. Lezb B. Rome, Kiev et Byzance a la fin du Xle siecle. Paris, 1924. MacDonald A. J. Berengar and the Reform of Sacramental Doctrine. London, 1930. Moyne R. East and West in 1054//The Cambridge Historical Journal. 11, 1954. Pp. 133–148. Michel A. Humbert und Kerularios: Quellen und Studien zum Schisma des XI. Jahrhunderts. 2 vols. Paderborn, 1924–1930. Michel A. Schisma und Kaiserhof im Jahre 1054: Michael Pscellos//L’Eglise et les Eglises/Ed. O. Rousseau. Louvain, 1954. Pp. 351–440. Snoek G. J. C. Medieval Piety from Relics to the Eucharist. A Process of Mutual Interaction. Leiden, New-York, 1995.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010