81 Утреня – одно из богослужений суточного круга в православной Церкви, имеющее совершаться, согласно Уставу, утром. Особый вид утрени – пасхальная утреня (или заутреня), совершаемая во все дни Светлой седмицы. 82 Аларская степная дума была учреждена в 1824 г. и стала высшей административной инстанцией управления инородцами. По данным за 1846 г., Аларская дума состояла из 10 инородческих управ, 22 родовых правлений. В ней имелось 32 зимних улуса, 21 летний, 4 деревни, где жили оседлые инородцы. Была одна деревянная христианская церковь , одна деревянная кумирня ламской веры, 2 приходских училища. Первым думским главным тайшой был Павел Баторов, при крещении получивший русскую фамилию Толстой (крестным отцом его был князь Иван Толстой, чиновник царского двора). Тайшами степной конторы были отец Павла Баторова – Батор Васильев и дед Балшанха (Василий). После смерти Баторова длительное время главным тайшой был его сын Петр Павлович Баторов. Аларская степная дума была упразднена в 1889 г. Вместо нее были образованы новые инородные управы: Ныгдинская, Хигинская (Аларская), Куйтинская и Алятская (по материалам статьи А. В. Батаева. Аларская степная дума//Аларь. Районная общественно-политическая газета. – 2008. – 10 июля. – С. 7). «Большинство бурятского населения Аларской думы исповедовали шамаизм и ламаизм, с преобладанием последнего. Ведомство, очень обширное по своей территории, до 1876 г. имело только один миссионерский стан в Бажеевском улусе. В с. Аларь процветал богатый буддийский дацан, в котором служили по штату 17 лам. Чтобы ослабить ламаистское влияние, иркутский епископ Вениамин в 1876 г. учредил рядом с дацаном при Аларской степной думе новый миссионерский стан. Это позволило Иркутской духовной миссии развернуть активную деятельность, и ее серьезной заботой стало возведение православного храма. В основу архитектурного решения храма была положена идея епископа Вениамина придать ему форму национального жилища бурят – восьмиугольной юрты, увенчанной куполом-колоколом в знак благовестия Христова. В 1884 г. состоялась закладка храма, в 1888 г. аларские буряты – как крещеные, так и некрещеные – постановили в ознаменование спасения императора Александра третьего в железнодорожной катастрофе под Борками достроить храм и ассигновали 3 000 рублей. Узнав об этом, Александр ответил: «Искренне благодарю». В 1890 г. строительство церкви было окончено и ее освятили как приходскую, во имя святителя Иннокентия. В 1933 г. церковь была закрыта, а в 1956 разобрана на кирпич» (Калинина И. В. Православные храмы... – С. 169–170).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

На восточной стороне, к городу Переславлю – указ воеводам переславским: «Надлежит вам беречи остатки кораблей, яхт и галеры а буде опустите, то взыскано будет на вас и на потомках ваших, яко пренебрегших сей указ. Петр». (Указ этот дан был 1722 года февраля 7.) На западной стороне: «1847 года, января 21 дня Его Императорское Величество Государь Император Николай Павлович на изъявленное Владимирским дворянством желание и готовность приобрести покупкою село Веськово соизволил удостоить дворянство Высочайшим отзывом: „что поступок этот вполне достоин чувств владимирского дворянства как Его Величество всегда разумле оное.“» На северной стороне к озеру: «открытъ 17-го августа 1852 года». Наверху памятника, над глобусом, двуглавый орел с поднятыми кверху крыльями из зеленоватой бронзы. Памятник поставлен на самом лучшем месте, вид от него на окрестности самый живописный: всё озеро как на ладони. Из остатков флотилии уцелел ботик, 20 который хранится в особом здании, устроенном дворянством Владимирской губернии (саженях в 20 м] от памятника). До 1803 года он хранился сперва на реке Трубеже, а потом в деревянном балагане, на том месте, где был дворец Петра. В 1803 году, старанием владимирского губернатора князя Ивана Михайловича Долгорукого, при содействии переславского дворянства, устроено было новое приличное здание для хранения ботика и помещение для инвалидов-матросов, для наблюдения за ним. В 1833 и 1842 годах это здание было исправляемо; кроме того, в последнем году устроены каменные казармы со службами для помещения трёх матросов. В 1846 году владимирское дворянство приобрело себе это место и село Веськово покупкою у помещика Емельянова; а в 1852 году устроило памятник. Кроме ботика, 21 из остатков флотилии и дворца Петра I сохранилось: В шестое воскресение после пасхи (в неделю святых отец) каждогодно совершается торжественный ход на озеро Плещеево. Церемония эта бывает весьма торжественная, в особенности, если благоприятствует ей погода. До поздней обедни священнослужители города Переславля, в священных облачениях, в преднесении святых икон и хоругвей, при колокольном звоне, при многочисленном стечении народа, идут из собора к реке Трубежу и здесь становятся на нарочно приготовленные для сего рыбаками лодки, и, таким образом, по реке, отправляются к стоящим при устье церквам Введенской (по правую сторону реки) и Сорока мученик (по левую).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Он сказал «не вели войску твоему расхищать монастырь, особенно уносить что-нибудь из церкви, если ты исполнишь мою просьбу, то Бог тебя помилует и ты возвратишься в своё отечество целым и невредимым». Принц утром отдал приказ чтобы отряд возвратился в Москву, сам пошёл в церковь и при гробе св. Саввы увидел образ того, кто явился ему ночью, и, узнавши, чей это образ с благоговением поклонился мощам св. Саввы и записал это в своей книжке. Все другие маршалы Наполеона кончили неблагополучно, но Евгений остался целым и нигде в сражениях после того не был ранен. Он завещал сыну своему Максимилиану, что если он будет в России, то поклонился бы гробу св. Саввы. Сын приехал в Россию в 1839 году при императоре Николае Павловиче и после маневров, или примерного сражения, на Бородинском поле в память битвы 1812 г. разспросил, где монастырь св. Саввы, поехал туда с данными проводниками и поклонился гробу его. Это событие не подлежит сомнению 9 . Владимир Энгельгардт, пред отправлением из Москвы в Архангельск по делам службы, 5 февраля 1858 г. письмом просил мать свою, жившую в Петербурге, благословить его на далекий путь. Отправившись в дорогу, он остановился для ночлега на одной станции и тут лежа на диване, увидел пред собою на яву, 13 февраля в три часа утра мать свою с сестрою, скончавшеюся ещё в 1846 году. Мать благословила его крестным знамением, пораженный этим видением, он зажег свечу, чтобы яснее разсмотреть явившихся, но явившиеся внезапно стали невидимы. Впоследствии он узнал что мать его в это самое утро скончалась в Петербурге (Душ. Чт. 1870). В Бозе почившему Московскому митрополиту Филарету († 19 ноября 1867) за два месяца до его кончины было необычайное извещение в Сергиевой лавре о близком отшествии его в вечность, именно утром 17-го сентября 1867 года. Пробудившись, он сказал наместнику лавры, архимандриту Антонию «мне явился родитель мой и сказал береги девятнадцатое число». Наместник позволил себе заметить «владыко святый! Разве можно верить сновидениям и в них какого значения притом как же можно обращать внимание на такое неопределенное указание.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Император Николай Павлович ясно понимал и сознавал, выражаясь словами одной из его указов, необходимость «умножения числа достаточных наставников юношества во всех учебных заведениях». В указе 30 сентября 1828 года сказано: «Вникая тщательно в настоящие потребности училищ наших вообще, и занимаясь изысканием средств для приведения оных в лучшее состояние, Мы обратили внимание на чувствуемый во многих местах важный недостаток в надежных преподавателях». Этим же указом утвержден был устав нового учебного заведения, именно Главного Педагогического Института, в котором полагалось сначала содержать 100 воспитанников-интернов, преимущественно из бывших учеников духовных семинарий, в возрасте от 17-ти лет. Институт этот был в непосредственном заведывании мин. нар. просвещения и имел задачей приготовлять надежных преподавателей для гимназий. В 1832 г. при Институте открыта школа для упражнения студентов в преподавании, а в 1838 г. при Институте открыто особое отделение для приготовления специально учителей для уездных училищ. Вновь учрежденный Институт за время царствования Императора Николая приготовил 575 преподавателей, действительно вполне надежных. Независимо от этого, для той же цели – приготовления учителей – при каждом университете открыты были особые кафедры педагогии с теоретическими и практическими занятиями для студентов, готовящихся к учительскому званию. В целях ограждения школ от недостойных преподавателей, в 1846 году издано было положение о специальных испытаниях на различные учительские звания. Наконец, для большего упорядочения дела и для более действительного контроля, и непосредственного руководства преподавателями решено было в корне изменить самое управление учебными заведениями. Выше было замечено, что, по уставу 1804 года, учебные заведения разделены были по округам и подчинялись находящемуся в центре округа университету; замечено было выше и о неудобствах такого управления и для самих университетов, и для учебных заведений. В 1835 году утверждено было положение об учебных округах Мин. Нар. Просвещения, действующее в существенных чертах неизменно и по новому положению, университеты освобождены были от стеснявших их административных обязанностей, и управление учебными заведениями вверено было попечителю округа, его помощникам и окружным инспекторам. Все это внесло много порядка в школьную жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

А в следующем (1846) году, в такое же время, корреспондент Иннокентия просто извещает его: «у нас в академии благостный мир и тишина» 98 . Главным миротворцем, разумеется, был Филарет, который, имея в академии двух «столпов» (как он любил называть их) – ректора Димитрия и профессора Скворцова, во всем доверял и вполне надеялся на доброе их руководство в делах академии. Одинаково уважал он и ценил того и другого, и Скворцова и Димитрия; но последнего, кроме того, отечески любил и даже гордился любимым ректором. В 1845 году Киев посетил Государь Император, которого встретил в соборе митрополит с братией. Николай Павлович, при входе же в собор, обратил внимание на стоящего в голове духовенства, высокого, необыкновенно представительного монаха, и, приложившись к кресту, спросил у митрополита: «кто этот архимандрит?» – «Это Ваше Величество, у меня ученый муж, отвечал Филарет, – ректор Духовной Академии, архимандрит Димитрий». Об этом первом знакомстве и рекомендации Филарета сам Государь напомнил впоследствии Димитрию, епископу Тульскому. Посещая часто академию, м. Филарет всегда оказывал знаки своего внимания к Димитрию: почти постоянным было явлением, что митрополит, по окончании экзаменов, при профессорах и студентах, публично высказывал благодарность о. ректору, в выражениях теплых и сердечных. С своей стороны и Димитрий не мог не ценить отеческой о нем заботливости Филарета. Можно даже сказать, что Димитрий, по своей природной скромности и застенчивости, только при Филарете мог так долго и с таким успехом и честью стоять во главе академии; к Филарету он всегда мог идти со спокойною и открытою душою, что так дорого было для его характера. Глубоко и искренно чтил о. ректор своего Владыку, видя в нем образец святителя: и в классных чтениях и в частных беседах с студентами он, необинуясь и без тени лести, указывал на м. Филарета, как на живой пример высоких христианских добродетелей 99 . Прежде всего на ректоре лежал общий надзор за ходом учебного дела в академии – за преподаванием всех наук, за своевременным и исправным выполнением программ со стороны преподавателей, особенно же за усвоением наук слушателями и за их письменными работами.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Muret...

«На платёж за подъячего и служителей подушных и оброчных денег» за каждого полагалось 6 рублей 56 копеек. Однако, как указывал А.Ф. Зеленецкий: «По силе продолжения Свода Законов, части I-oй т[ома] 5-го устава о податях, статьи 91, все штатные служители из казённых селений, находящиеся при церквах, монастырях и при архиерейских домах, из оклада исключены; и потому означенная сумма, по росписанию Министерства Финансов, к отпуску не ассигновалась».(129) Помимо прочего, согласно штату, отпускалось 12 рублей в год «на церковныя потребы и просфоры и дрова», а также 780 рублей - «на починку церквей и монастыря, а также на содержание ризницы с прибавочными по штату 1764 года в сравнение с прочими первоклассными девичьими монастырями». «Всего вообще» на монастырь ассигновывалось 3462 рубля 70 копеек («а на серебро», как указывал А.Ф. Зеленецкий, 951 рубль 85 копеек)(130). Всё это способствовало значительному «оживлению» монастыря и быстрому увеличению числа монашествующих сестёр. «Так, - писал А.Ф. Зеленецкий, - до 1810 года число монахинь не превышало 17. В 1822 году монахинь проживало в монастыре 21 и послушниц 29. В 1826 г. монахинь было 33, послушниц 93. В 1846 г. монахинь было 46 (не доставало 4); уволенных от должности игумений, проживавших в монастыре, 3; послушниц указных 44; воспитанниц, достигших совершеннолетия, но ещё проживавших в монастыре, 18; малолетних воспитанниц 19; проживавших на призрении и успокоении старости 3; проживавших по письменным видам 94».(131) В дальнейшем численность насельниц монастыря только нарастала, равно как и его благолепие и благосостояние. Примечательно, что уже в советское время профессор С.П. Сингалевич (1887 - 1954) в своём «сборнике» под названием «Старая и Новая Казань (культурно-исторические экскурсии)», напечатанном в г. Казани «под наблюдением П.М. Дульского» в 1927 г., на основании упомянутых им денежных пожалований Императоров Павла I Петровича и Александра I Павловича на строительство второго Казанского собора КБМ, а также драгоценных украшений явленной Казанской иконы Божией Матери, сделал далеко идущие «классовые» выводы. «Таким образом, - писал он, в частности, - мы видим, какое огромное количество денег затрачивалось на монастырь, являвшийся проводником идеологии господствующего класса - дворянства».(132)

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/01/...

Не мало было и архипастырей, которые, хотя мероприятиями Императора Петра Великого и были отодвинуты от влияния на государственно-общественную жизнь, но все же идейно – проповедями и печатными произведениями – будили в народе сознание истинного отечестволюбия, показывая вместе с тем примеры благочестивой жизни. Митрополит Московский Платон, борец против масонства и его детища – либерализма. Митрополит Филарет Московский († 1867), 46 лет состоявший в этом сане, творец Катехизиса, составитель манифестов о передаче права Престолонаследия Николаю Павловичу и об освобождении крестьян. Митрополит Филарет Киевский († 1857), подвижник, воплощение доброты, близкий к старцам Оптиной пустыни. Иннокентий († 1819), епископ Пензенский, мужественно боровшийся с так называемым «духовным христианством», модным в тогдашнем высшем обществе, сохранивший нетление, почитаемый давно за святого. Антоний († 1846), архиепископ Воронежский и Задонский, являвшийся в миру живым напоминанием о заповедях Христовых, называвший себя «служкой святителя Митрофана», святые мощи которого при нем и были прославлены. Мелетий († 1840), архиепископ Харьковский и Ахтырский, нетленно почивающий в гробу. Евфимий, епископ Саратовский, и Михаил, епископ Уфимский, скончавшиеся в 50-х годах. Антоний († 1870), архиепископ Казанский. Макарий († 1882), митрополит Московский, составитель истории Церкви. Иосиф († 1892), архиепископ Воронежский и Задонский. Феофан († 1894), епископ Тамбовский, глубокий почитатель святителя Тихона и продолжатель его назидательного дела по духовному возрождению русского народа. 28 лет пробывший затем в затворе в Вышенской обители и оттуда поучавший многие тысячи обращавшихся к нему за советами людей. Иннокентий, архиепископ Херсонский, проповедник идеи Православной Монархии. Игнатий, архиепископ Воронежский и Задонский, написавший обоснование Таинства священного миропомазания Царей. Димитрий, архиепископ Херсонский. Иоанн, епископ Выборгский, затем Смоленский. Никанор, архиепископ Херсонский, борец с лжеучениями графа Льва Толстого. Макарий, просветитель Алтая, впоследствии митрополит Московский, недавно скончавшийся. Антоний, митрополит Киевский и Галицкий, ныне 18 здравствующий, ученики и постриженники коего украшают и спасают Русскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Павел (Леднёв), архим. Фотография. Кон. XIX в. (Леднёв Петр Иванович; 16.01.1821, г. Сызрань Симбирской губ. (ныне Самарской обл.) - 27.04.1895, Никольский единоверческий мон-рь в Москве), архим., настоятель московского Никольского единоверческого монастыря (см. также в ст. Единоверие ), миссионер, духовный писатель. Род. в купеческой семье Ивана Степановича и Прасковьи Ивановны Леднёвых. Родители Петра числились православными, 10 янв. 1819 г. были венчаны в правосл. храме, и младенец был крещен правосл. священником. В действительности Леднёвы были федосеевцами , мальчик воспитывался в традициях федосеевского согласия. Когда Петру было 12 лет, скончалась его мать, у мальчика созрело решение принять монашество. За неимением поблизости федосеевских монастырей Петр, когда ему исполнилось 18 лет, получил у отца позволение поселиться в келье в саду. Здесь Петр прожил ок. года и в поисках большего уединения ушел за 10 верст от города, на р. Крымзу, в лес, на пасеку отца. Желая принять иночество, П. Леднёв в 1846 г. отправился в центр федосеевского согласия - на Преображенское кладбище в Москве, где вскоре стал пользоваться большим уважением. В условиях активизации борьбы со старообрядчеством при имп. Николае I Павловиче руководители Преображенского кладбища решили создать центр федосеевского согласия за рубежом. С этой целью П. Леднёв в нач. 1848 г. приехал в Вост. Пруссию для устройства федосеевского мон-ря в старообрядческой дер. Войново (Экертсдорф, ныне Войново Варминьско-Мазурского воеводства, Польша), неподалеку от г. Гумбиннена (ныне г. Гусев Калининградской обл.). Приняв иночество в Злынковском мон-ре в Стародубье , П. П. вернулся в Вост. Пруссию и стал настоятелем Войновского Свято-Троицкого мон-ря. В 1851 г. из-за разногласий в мон-ре П. П. переехал в Австрийскую империю - в с. Климоуцы (ныне Климэуци, Румыния), близ с. Белая Криница (ныне Глыбокского р-на Черновицкой обл., Украина).

http://pravenc.ru/text/2578569.html

488. Слово в день торжественного венчания и священного помазания Благочестивейшего Императора Николая Павловича (Говорено в Московском Успенском Соборе 22 Августа) 1828 год И истина моя и милость моя с ним. ( Ncaл. LXXXVIII. 25 ). В псалме, из которого взяты сии слова, несколько раз упоминается о милости так, что к ней присоединяется истина. В самом начале псалма, Псалмопевец восклицает к Богу: «милости Твоя, Господи, во век воспою: в род и род возвещу истину Твою усты моими» ( Пс. 88:2 ). И далее: – «в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя» ( Пс. 88:3 ). И еще: «милость и истина предыдет пред лицем Твоим» ( Пс. 88:15 ). Потом, изображая Божия обетования избранному, вознесенному и помазанному в Царя Давиду, Псалмопевец между прочим говорит о нем от лица Божия. «И истина Моя и милость Моя с ним». И еще далее, о потомках Давида говорится также от лица Божия: «милость... Мою не разорю от них, ни преврежду во истине Моей» ( Пс. 88:34 ). Из сего последнего изречения можно примечать, что пророк говорил о милости Божией, смотря на дары и обетования Божии, а о истине, смотря на исполнение сих обетований. Милость Божия была с Давидом, когда Бог даровал ему царство, утвердил оное, распространил, особенно, когда с клятвою изрек о нем сие беспримерное обетование: «семя его во век пребудет, и престол его, яко солнце предо Мною» ( Пс. 88:37 ). Истина Божия пребыла с Давидом, когда Соломон и дальнейшие потомки его благословенно царствовали над народом Божиим, наипаче же, когда Иисусу Христу «дал ...Господь Бог престол Давида Отца Его, и Он воцарил ся в дому Иаковли во веки» ( Лyk. I. 32–33 ). Как бы то ни было, нельзя не приметить в изречениях Псалмопевца особенного усилия показать милость в тесном союзе и неразлучном сочетании с истиною на небе и на земле. Там возводит он сию священную чету к самому Богу и рядом поставляет в подпоры престола Его, и в предтечи лица Его; здесь также представляет истину и милость в одинаковой близости к Царю, который должен быть возвышен и прославлен: «и истина Моя, и милость Моя с ним, и о имени Моем вознесется рог его». Россияне! От полного сердца воспеваем мы ныне милость и истину Божию, явленную в помазании над нами Царя, с Которым и истина и милость царствует, не менее одна, как и другая. Радость наша тем живее, и мы тем достойнее такового царствования, чем искреннее и сами употребляем благородные усилия, не только в размышлении, но и в действовании, представлять истину и милость взаимно соединенными, согласными, неразлучными.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010