И в нынешнем же 200 г. Осейко Федоров с женою Федоскою Микитиною, у него сын Филька. Мишка Федоров, у него жена Настасья Иванова да детей сын Микишка да дочь Паранька. Филька Федоров, у него жена Улька Лукъянова, детей: сын Стахейко да три дочери Манька. Овдотька. Оксютка. Петрушка Мелентьев, у него дочь Настька. Китайко Васильев, у него жена Овдотька да детей две дочери Дарька, Степанидка. Дениско Васильев, у него жена Федоська Ефремова да детей два сына Алешка да Вась а да дочь Василиска. Гараська Евсевьев, у него жена Дашка Романова. Вась а Гарасимов, у него жена Ненилка Петрова, Ефремко Гарасимов, у него жена Наташка Иванова. Анисимко Васильев у него жена Оксютка Никифорова. Евстратко Васильев, у него жена Паранька Савельева, да детей сын Васька да дочь Оксютка, Митрошка Васильев, у него жена Лукешка Григорьева да дети два сына Оська да Гришка. Трошка Степанов, у него жена Овдотька Фомина, Алешка Устиньев, у него жена Марфутка Григорьева да сын Ивашко. Пашка Иванов, у него жена Наташка Степанова, детей: сын Ивашко да дочь Оксютка. Кирюшка Степанов, у него жена Офимка Карпова да детей у нея первого мужа Мишки Мелентьева Нестерко да Пашка; Огашка Алексеева дочь, у нея детей: Фадейко, Илюшка Офонька, Ивашко Микифоровы дети Мелентьева; ныне она, Огашка, замужем за Тараском Осиповым, у них же две дочери Паранька да Федоська. Мишка Евстратов, у него жена Елисафька Федорова, детей: сын Федотко да дочерей: Фетюшка, Офимка, Ховрюшка. Лазарко Фомин, Мишка Фомин же холосты. Да по наезду ж при понятых сторонних людях Кизическаго монастыря деревни Ставрасовой староста Гараська Евсевьев бил челом великим Государем на отказе земли той монастырская де их вотчинная старинная земля, что изоброчена из ясачной земли отказана за Кизический монастырь в вотчину со всеми угодьи по старым межам и урочищам и по прежним дачам, как владели до сего отказу и не в давних временах казанец Иван Иванов сын Языков поселился крестьянскою усадьбою на их вотчинной земли против устья речки Бахты перешол Шанталу реку и чтоб тое усадьбу его досмотря описать при понятых людях для ведома против указа великих Государей, а по дозору понятых сторонних людей усадьба Ивана Языкова пять дворов крестьянских называют деревню Кургимо (?) а как почали селится тому лет с шесть от деревни Старасовой в полу версте по берегу вверх Шанталы реки против устья речки Бахты в старых межах и в гранях ясачной и оброчной земли Кулуберды деревни, а по какому де указу тое усадьбу он, Иван Языков, селил и какая ему дача в тех урочищах и межах дана ль про то де они не ведают скажет он, Иван, а к отказу он Иван, и крестьяне его деревни Кулгиной никто при понятых сторонних людех на тое землю не пошли и скаски против челобитья Гаранкина не сказали в нынешнем 200 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Берг, Вас. Павл., потом. двор. Берг, Серг. Павл., потом. двор. Благоразумов, Ник. Васил., прот. Московский Боголюбов, Никол. Мих., препод. Нижегор. сем. Богословский, Вас. Сергеев., прот. Московский Богоявленский, Григ. Конст., препод. Ростовского д. училища Богоявленский, Конст. Иоанн., прот. Московский Большов Борис, иером., пом. Инсп. М.Д.А. Боткин, Петр Петр., коммерции Совет. Булыгин, Ал-др Гр., гофмейст. Бутурлина, Мария Сергеевна Бычков, Антон Феодор., купец Беликов, Василий Евламп., прот. Московский Белкин, Алекс. Митроф. Белкин, Ив. Ильич, Мос. куп. Беляев, Александр Дим., проф. Мос. Дух. Акад. Беляев, Михаил Иванов., смотр. Уральск. дух. учил. Вагурин, Александр Иван. Васильев, Андр. Васил., Моск. купец Васильев, Алекс. Митроф. Васильев, Никита Васил., Моск. куп. Васильев, Феодор Никитич —18— Васильев, Фед. Мих., пот. поч. гражд. Введенский, Ал-ей Ив., проф. Моск. Дух. Акад. Викторсон, Анна Дим. Виноградов, Ген. Феод., свящ. Моск. Виноградов, Иван Ал-ич, преподав. Твер. д. сем. Виноградов, Ник. Ив., статск. советн. магистр богословия Виноградов, Ник. Серг., свящ. Моск. Вишняков, Васил. Павл., свящ. Моск. Воздвиженский, Мих. Мих., прот. Моск. Воздвиженский, Петр Дим., свящ. Моск. Вознесенский, Алексан. Павл., диакон Русской посольской ц. в Праге Воронцов, Влад. Вас., свящ. Московский Воронцов, Евгений Ал-др., доц. М. Д. А. Воропанова, Елизав. Мих, дворянка Воскресенский Григ. Ал-др., проф. М. Д. А. Воскресенский, Ник. Алекс., свящ. Моск. Востряков, Дим. Родион., пот. поч. гражд. Всехсвятский, Ник. Дим., секретарь М. Д. А. Второва, Клавдия Яковлевна Гаврилова Варв. Ник. Геликонский, Митр. Яковл., прот. Моск. Березкин, Иоанн Яков., прот. Московский —19— Георгиевский, Пав. Сем., свящ. Моск. Герасимов, Ив. Ив., московский купец Герман, епископ Люблинский Глаголев, Вас. Ал-ев., преп. Урал. дух. учил. Годнев, Генн. Вас., прот., рект. Нижегородской дух. семин. Годнев, Никол. Дим., препод. Рост.-Дмитр. дух. учил. Голубинский, Дим. Феод., проф. М. Д. А. Голубцов, Ал-др Петр., проф. М. Д. А.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

см.: Мелания. Васильев день (Василий Свинятник) Народное название дня памяти св. Василия Великого , Кесарийского, 1/14 янв. В этот день крестьяне ходили по домам с поздравлениями и пожеланиями благополучия. При этом совершался древний обряд, известный под разными именами: авсень, овсень, усень и др. Сущность его состояла в том, что дети крестьян, собравшись вместе пред обедней, ходили по домам сеять из рукава, а другие из мешка зерна овса, гречихи, ржи и других хлебов и при этом распевали засевальную песню. Другие при засевании зерен приговаривали: «На счастье, на здоровье, на новое лето роди, Боже, жито пшеницю и всякую пашныцю», или: «Уроди, Боже, всякаго жита по закрому, что по закрому да по великому, а и стало бы жита на весь мир крещеный». В основе этого обряда был древний языческий ритуал празднования божества Авсеня. В связи с упомянутым земледельческим посевальным обрядом был еще обычай на Васильев день, как на сельско-земледельческий праздник, приготовлять кашу, с особыми обрядами, с гаданием на каше о счастии и благополучии наступающего года. В некоторых местах было обыкновение на Васильев день ходить по домам и собирать пироги, свиные ноги и вообще съестные святочные вещи. Крестьяне, совершавшие этот обход, приговаривали под окнами домов: «Свинку да боровка выдай для Васильева вечерка», или же: «Кишку да ножки в верхнее окошко». Свиное мясо составляло главное угощение во время Васильева вечера и Рождественских Святок. У людей зажиточных целую неделю от Рождества Христова до Нового года стояла на столе свиная голова. Св. Василий Великий считался покровителем свиней. Пастухи глубоко почитали св. Василия и боялись прогневить его. В Орловской губ. на Новый год готовили жареного поросенка и называли его касарецким, от названия св. Василия Великого Кесарийским. Васильев день в быту русского народа считался еще сроком в хозяйственном времяисчислении, а потому и говорили: «а то было о Васильеве дне», или: «случилось на Васильев день»; «он нанялся от Васильева дня до Евдокии».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Из первых обративших на себя бесчинным поведением внимание Святого Иннокентия по принятии им епархии и вызвавших строгую меру взыскания, как припомним, был священник Иван Васильев, по прозванию Хром, числившийся при Иркутской Прокопиевской церкви. Этот бродяга, вдовец, еще в проезд через Иркутск митрополита Феодора за разные непорядки и за блазненную жизнь был запрещен в священнослужении. Потом ходил в Тобольск и просился на место к Тихвинской в г. Иркутске церкви. Но как у него не было одобрения от прихожан, то в Тобольске предоставили ему поступить по возвращении в Иркутск к той церкви, при которой прихожане принять его пожелают. А поскольку в г. Иркутске ни один приход за известную его, Васильева, безнравственность его не принял, то он обратился к покровительству находившегося тогда в Вознесенском монастыре провинциал-инквизитора иеродиакона Арсения Иевлева. Этот корыстолюбивый блюститель порядка навязал Васильева в служение к Прокопиевской церкви. Напрасно прихожане сей церкви просили монастырский приказ отменить такое обидное для них распоряжение; напрасно ссылались на указы, которыми вдовым священникам не иначе позволялось совершать служение, как по епитрахильным грамотам с одобрения прихожан. Просьба не была услышана, а священник Васильев дошел до последних степеней скотоподобной и буйной жизни. Наконец, положился конец неустройствам с поступлением на епархию Святителя Иннокентия. Прихожане Прокопиевской церкви, в жалобе к Святителю изложив и то, как навязал им инквизитор без надобности священника Васильева, и то, что по открыто нечестивым его, Васильева, поступкам их зазирает совесть не только быть при литургии, когда Васильев служит, или открывать ему свою совесть на исповеди, да и приглашать его с требами в домы, униженно просили избавить их от такого неблагочинного пастыря, тем более что у них есть священник Иван Петров. К просьбе прихожан присоединялись еще жалобы, что Васильев, являясь на рынок, оскорбляет продавцев буйством и боем, и в довершение всего дворовая девка священника Васильева на весь город со слезами заявляла непристойные его насильственные к ней отношения. Наряжено следствие. Священник Васильев сперва во всем чинил запирательство, а наконец неизвестно куда скрылся. Все розыски оказались напрасными, и дело замолкло. Побег сделан Васильевым в конце сентября 1728 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В этих терцинах для исследователей заключено много загадок. Например, такая: кого конкретно имеет в виду поэт под двумя кумирами-бесами. В комментарии к этому стихотворению в десятитомнике Пушкина говорится, что один кумир - статуя Аполлона, другой - статуя Венеры (другие исследователи называют ее Афродитой). Как замечает Б.А.Васильев, странно было бы назвать Венеру «женообразной» и предлагает видеть в одной статуе Аполлона, а в другой Вакха (см.Васильев 1994:182-183). В таком случае Пушкин задолго до Вячеслава Иванова выделил две наиболее репрезентативные, символические и значимые фигуры античной мифологии, искусства и всей античной культуры. Не менее спорным остается вопрос о том, кого имеет в виду поэт под «величавой Женой»? Амплитуда колебаний в понимании Жены исключительно велика. В «Выбранных местах» Гоголь написал, что в виде строгой Жены поэт олицетворил науку. Также еще в XIX веке Н.С.Кохановская (Соханская) предположила, что это аллегория - олицетворение высшей житейской мудрости. Д.Н.Николич, наоборот, хочет видеть в Жене одну из воспитательниц, одну из гувернанток, и даже называет несколько возможных имен (см. Васильев 1994:183-184). Митрополит Антоний Храповицкий полагал, что под чужим садом Пушкин разумел Западную Европу, а Женой Пушкин называет Святую Русь и Православную Церковь (Пушкин 1996:147). Б.А.Васильев предлагает новую интереснейшую интерпретацию этого пушкинского образа: величавая Жена - это чудотворная икона Божией Матери Знамение (см. Васильев 1994:186). Икона эта, согласно преданию была привезена в подарок царю Алексею Михайловичу из Византии. По наследству она перешла со временем к Елизавете. Царица очень почитала икону, поскольку в день празднования иконы Знамение (27 ноября) она официально взошла на престол. В честь иконы царица построила в роще Царского села Знаменскую церковь. Позже в эту церковь ходили лицеисты (хотя у них была и своя церковь в Лицее), а роща стала постоянным местом их отдыха и игр. Пушкин, конечно, не раз молился перед этой иконой.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

В то время в деревне жила семья Карасевых, в которой было четверо детей. Отец у них умер в 1931 году, а мать в 1934-м. Стар­шей девочке было двенадцать лет, младшей шесть. Их дядя после похорон матери на семейном совете стал спрашивать родственни­ков, куда девать сирот, и предложил отдать их в детский приют. Услышав об этом, дети в один голос заплакали и закричали: «Мы не хотим в приют!» Один из родственников спросил бывшую тут послушницу Акилину: «Бабушка Акулина, а может быть, вы оста­нетесь с ребятами?» – «Останусь, – ответила она, – только вы мне все помогайте». – «А вы не против?» – спросили родственники де­тей. Сироты уцепились за Акилину и стали умолять ее не уходить от них. Так они остались на попечении послушницы Акилины, а Евдокия жила в доме родственников и часто навещала сестру и си­рот. Послушницы читали детям Евангелие и жития святых и вмес­те с ними молились. Предполагая в соответствии с приказом НКВД 1937 года про­извести массовые аресты, сотрудник местного отделения НКВД в начале октября допросил одного из жителей деревни Губино; тот показал, что на квартиру послушницы Евдокии ходят отсталые колхозники, с которыми она проводит сектантскую работу, что она посещает сиротку, которую агитирует, чтобы та молилась Бо­гу, повесила на нее нательный крестик, а также проводит агита­цию и среди других детей в деревне. Председатель сельсовета представил в НКВД соответствую­щую характеристику, в которой написал, что Евдокия, посещая сирот, «принудительно заставляла их молиться Богу и ходить в церковь, а от учебы отвлекала... Сельсовет... считает, что Андриа­нова настроена антисоветски». 27 октября 1937 года власти арестовали послушницу Евдокию, и она была заключена в коломенскую тюрьму. Пришла после это­го Акилина к сиротам, горько заплакала и сказала: «Мою Дуню, мою сестру, опять забрали». Между тем сотрудники НКВД собира­лись арестовать и Акилину и несколько раз приходили в дом Кара­севых, но сироты прятали ее, а приходившим всякий раз отвечали: «Ее нет дома, а где она, мы не знаем». К концу 1938 года окончи­лось время действия приказа НКВД о массовых арестах, и послушница Акилина не была арестована. Она скончалась в середине пя­тидесятых годов и была погребена на кладбище в соседнем селе Ашитково.

http://fond.ru/imennoj-ukazatel/169/Akil...

однадворец Петр Дмитриев сын Чернопятов (49), жена ево Елена Фаддеева (46) и дворовые; однадворец Евсей Евдокимов (49), жена ево Васса Никитина (44), дети их – Алексей (20), Демид (13), у Алексея жена Акилина Кандратьева (22), дочь их Анна (2); деревни Харинской прапорщица Домна Васильева дочь Кастамарова (50), у ней дочери: Марфа (23), Евдакея (21), Елисавета (18) – Федоровы дети и дворовые их люди и крестьяне; деревни Чернецовки помещицы вдовы Ирины Лукиной дочери Радиловой дворовые люди и крестьяне; той же деревни помещицы вдовы Татьяны Ивановой дочери Карцовой крестьяне. 29) 23, лл. 391–394. Села Георгиевскаго Меленина тож церковь Святаго Николая Чюдотворца. 1 . Той же церкви иерей Петр Александров вдов (55), сын ево дьячек Федор (28), жена ево Дарья Федорова (27), дети их – Мария (7), Иван (5). 2 . Пономарь Никита Андреев (47), жена ево Ксения Прокопиева (48), дети их – Семион (21), жена ево Елена Кирилова (22), сын их Меркур (полугоду), Тотияна (19), Акилина (12). Прихожане: порутчика Ивана Борисова сына Крюкова того ж села дворовые люди и крестьяне. 30) 24, лл. 395–408 об. Села Головлина церковь Святыя Великомученицы Параскевы. 1 . Тоя церкви иерей Иоан Федоров (32), жена ево Анна Никифорова (32), дети их – Ефимия (10), Василей (8), Антон (5), Ксения (4); диякон Федор Антипов (57), жена ево Анна Семионова (58). 2 . Дьячек Семион Тимофеев (37), жена ево Ксения Григорьева (35), дети их – пономарь Мартин (14),Агафия (10), Матрона (8), Марья (5). Прихожане того ж села Головлина: помещика Ивана Васильева сына Воронцова дети – Екотерина (8), сержант Николай (6), Михайла (4), Петр (3) Ивановы дети, девица Анна Иванова дочь Коробова, жительствующая в доме онаго Воронцова для призрения детей ево (20), дворовые их люди и крестьяне; помещика Федора Кирилова сына Сухотина деревни Алешни крестьяне; поручик Иван Никитин сын Крюков вдов (46), дети ево – Анна (20), Василей (13), того ж помещика деревни Крюковки дворовые люди и крестьяне; помещика Михайлы Родионова сына Арсеньева деревни Зуборевки дворовые ево люди и крестьяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

245 (гл. 110). «Письмо Феодорита Елладию, которому он сообщает, что ни от тех, кои сходились некогда для переговоров, он не отделился, ни несправедливости, какая совершена по отношению к известному лицу, он не согласится признать». В устранение подозрений Феодорит свидетельствует, что принимает письмо Кирилла Александрийского в его догматической части, но не согласен дать ему за это награду в виде осуждения некоторых «восточных» епископов. 246 (гл. 121). «То, что написано (Феодоритом?) в ответ пророку (на пророчество) о так называемом раскаянии Египтянина ( Кирилла Александрийского ). Считает ли это раскаяние Египтянина кто-нибудь истинным или мнимым, я тем большую ненависть питаю к нему» (раскаянию). Разбор общительного (примирительного) послания Кирилла Александрийского . 247 (гл. 128). «Письмо Феодорита Мелетию Неокесарийскому о том, что несправедливо совершил Иоанн (Антиохийский) в различных городах» 248 (гл. 129). Письмо Александра, Феодорита, Илиада, Авива, Мары, Давида и Акилина, епископам Сирии, первой и второй Киликии и второй Каппадокии с предупреждением относительно подозрительного поведения Иоанна Антийохийского. 249 (гл. 133). «Письмо епископа Феодорита великолепнейшему военачальнику» (Дионисию) с жалобою на притеснения от Иоанна Антиохийского и вообще на его незаконные действия. 250(гл. 135). «Письмо боголюбезнейшего епископа Александра, Феодорита, Авива, Илиада, Мары, Давида, Акилина, епископов Евфратисийской области, Августам, которым они сообщают о том, что был» совершено Антиохийцем (Иоанном) против них различными способами» 251 (гл. 138). «Письмо епископа Феодорита Дорофею (епископу Маркионопольскому), митрополиту Мизии», которого хвалит за твердость, прося его молитв. 252 (гл. 139). «Письмо епископа Феодорита христолюбивому православному народу Константинопольскому, в котором он убеждает его к терпению и возвещает о раскаянии еретиков относительно догматов». 253 (гл. 146). «Письмо епископа Феодорита боголюбезнейшему епископу Александру (Иерапольскому), в котором он извещает, что великолепнейший комит Тит и святейшие монахи письмами побуждали его заключить мир и войти в общение с Иоанном Антиохийским».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

Преподобные Вассиан и Иона подвизались в Соловецкой обители при св. игумене Филиппе, впоследствии московском митрополите. О жизни сих святых подвижников не сохранилось сведений. Известна только их кончина. Во время построения соборного храма св. Филиппом в 1561 г. они были посланы за известью и на возвратном пути, во время бури, утонули. Тела их были выброшены на берег у некой губы и здесь похоронены крестьянами. На месте погребения была воздвигнута часовня, около которой по времени стали селиться иноки, а при гробах совершаться чудеса. Затем здесь построен был храм, и образовалась обитель, называемая Пертоминской. Мощи святых почивают в обители под спудом. 13-е число Мученица Акилина пострадала за веру Христову, будучи 12 лет от роду. Мать ее была христианкой и воспитала дочь в христианском благочестии. Акилина, будучи еще 10 лет, старалась отвратить своих подруг язычниц от идолопоклонства. «Зачем вы молитесь идолам? – говорила она им. – Смотрите, в них нет ни чувства, ни жизни». Когда же подруги указывали Акилине, что ее Бог был распят иудеями и умер, она отвечала; «Он умер для искупления людей и воскрес из мертвых». Однажды подслушал такой разговор один из слуг царского наместника и донес своему господину. Это было в III веке, во времена гонений от Диоклетиана. Наместник Волусиан приказал мучить Акилину. «Где же теперь твой Бог ? – издевался Волусиан над Акилиной. – Пусть Он придет и отнимет тебя из моих рук». Но св. мученица отвечала: «Он невидимо со мной, и чем больше я страдаю, тем больше Он дает мне крепости и терпения». Тогда Акилине провертели голову раскаленным железом и выбросили ее за город. Но Господь исцелил мученицу, и она ночью явилась в дом Волусиана. Волусиан испугался, позвал своих слуг и велел стеречь мученицу до утра, а наутро отсечь ей голову. Это было в 293 г. в Вивле Финикийском. Мощи св. Акилины были перенесены в Константинополь. Мученица Антонина пострадала в III веке. Св. Трифиллий был епископом города Левкусии на острове Кипре; жил в IV веке при святителе Спиридоне и был его учеником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Потом сказал: — Так ты сама рассуди, Акилина, у тебя даже палочки, чтобы ходить, нет, ты еще на ногах даже с костылями не держишься. У тебя и тапочек нету. А на ноге бинт — чистенький, беленький. Если бы ты хоть раз наступила на асфальт, то отпечаток бы остался. Как же ты ходила?.. Глянула я на бинт — и вся краской залилась. Выходит — нафантазировала я все ? Но сама я точно знаю, что ходила по лестнице на Небо с той монахиней. Такая радость в душе осталась — ничем ее не опишешь, не выразишь. Как бы мне хотелось там снова оказаться! Но как же жить надо для этого — безгрешно…» Все, кому Акилина рассказывала про этот случай, все считали, что это с ней от высокого давления — что-то вроде галлюцинации. Но мне думается, что это реальное духовное переживание. Разве она ногами ходила? Душа ее ходила на Небеса! А тело ее лежало. Но если душа вдруг потянулась к святому, высокому — разве это не истина? Ведь так же и у Клавдии Устюжаниной было. До операции, до того, как побывала ее душа на Небе, была она одна, а после — стала совсем другая. Последняя соломинка Бывает, Господь дарует особую милость людям, когда они находятся, как говорится, на краю пропасти. Например, когда в последней стадии рака выписывают их из больницы умирать, или заболеют иной неизлечимой болезнью. Тогда за соломинку хватаются — идут в Церковь, так как больше ничего не помогает. Я сам много раз был свидетелем тому, как такие люди, исповедовавшись, причастившись, пособоровавшись, начав читать молитвы (то есть, совершенно изменив прежнюю безбожную жизнь), становились совершенно здоровыми. Это случилось в Бердске в 1987 году. Пришла в храм Молодая женщина: — Батюшка, мамочку выписали из онкологической больницы, чтобы ей умереть дома. Никакие лекарства уже Не помогают. Надежды никакой нет. Мама просит исповедовать ее, пособоровать — приготовить к смерти. Пришли к этой женщине — она уже с постели не встает. Три подушки под спиной — лежит вся опухшая, синяя, Уже трупный запах появился. Еле разговаривает. Я ее исповедовал, пособоровал, причастил.

http://azbyka.ru/fiction/na-zemle-my-tol...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010