Но тотчас их охватила ярость и гнев. Паша, услышав исповедание святой, приказал снять с нее верхнюю одежду. Святую привязали к столбу и долго били палками, однако мученица храбро терпела мучения. Тогда турки, видя стойкость девушки и ее твердую веру, чтобы добиться ее отречения, попытались обольстить ее. Они стали говорить ей льстивые речи и сулить разные дары, если она отречется от Христа. Однако горячая любовь ко Христу переполняла святую, и посулы не трогали ее сердца. Тогда один знатный и богатый турок сказал ей, что его сын возьмет ее в жены, если она примет ислам. И опять Акилина с непоколебимой храбростью отказалась отречься от своей веры. Услышав ее смелый отказ, турки решили пытать ее вновь. На Акилину посыпались беспощадные удары. Ее рубашка разорвалась, и Акилина обнаженной претерпевала ужасные мучения. А турецкий судья говорил ей: «И не стыдно тебе обнаженной стоять перед столькими людьми? Отрекись от своей веры, не то я переломаю тебе все кости одну за другой». На что святая Акилина отвечала: «Если я отрекусь от Христа, во что же я буду верить? Что для меня вера таких, как вы, мертвецов, гниющих еще при жизни?» Эти смелые речи святой еще более распалили ярость ее мучителей. Они вновь принялись бить святую палками. Но конец страданий святой мученицы был близок. От беспощадных ударов, сыпавшихся все чаще и чаще, она была уже полумертвой. Ее лицо залила кровь, а белая плоть стала кроваво-красной. Но мучители все били и били ее. Кровь мученицы заливала землю, все тело было истерзано, а кости изломаны. Наконец турки поняли, что пришел час кончины святой, и отвязали ее от столба. Некий христианин, бывший свидетелем ее мучений, отнес Акилину в дом ее матери. Несчастная мать увидев, как истерзана ее единственная дочь, обняла ее с трепетом, но, думая, что, может быть, Акилина проявила робость, вопросила ее со слезами: «Дитя мое, не отреклась ли ты от веры во Христа?» И Акилина, с трудом выговаривая слова, отвечала ей: «Что ты, матушка, разве могла я поступить вопреки всему тому, чему ты меня учила, и не сохранить исповедание своей веры?».

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Слух о ней дошел и до Москвы. Помогла она некоему генералу, который, увидев, как ей трудно живётся, в благодарность за помощь, сделал всё, чтобы перевезти ее с сыном в Москву. Здесь она получила небольшую квартиру в доме в 1-м Бабьегородском переулке вблизи Крымского моста. В Москве матушка духовно сблизилась со многими в ту пору известными духовными людьми. Общалась она со старцем Аристоклием. Предсказала ему в 1918 году кончину. Преподобный Аристоклий Афонский (1838–1918) был прославлен в 2004 году.) Ходила и к Святейшему патриарху Тихону. Предсказала и ему день кончины: «А завтра ты будешь...» и, закрыв глаза, вытянулась. А потом, опустив голову, накрылась рукавом его Московский и всея Руси Тихон (Беллавин) (1865–1925), время служения (1917–1925). Святитель Тихон был прославлен в 1989 году). Вырастила Акилина своего приемного сына Ивана Евгеньевича. Он свою маму очень любил и воспринял от нее немало добрых качеств. Выучился, получил специальность слесаря- лекальщика, работал на заводе. Когда женился, Акилина помогала молодым, готовила трапезу… Жилье у них было тесное. Спала Акилина на сундучке в закуточке у двери. Родился у Ивана Евгеньевича сын Ваня, а затем и дочки Надежда и Инна, но вскоре их мать умерла. Иван женился второй раз. Родились ещё два сына. Положение Акилины ухудшилось. Новой жене Ивана Евгеньевича не нравилось, что к Акилине приходят люди. А людей приходило много. Бог уберегал её от преследования властей… Известность матушки Акилины возрастала и, чтобы не мешать близким и соседям, она стала ездить к людям, стараясь принести большую пользу и общалась с ними вне дома. А на период войны ей предоставили возможность принимать людей нуждавшихся в помощи в большой пустовавшей квартире дома на Лесной улице. Здесь в последствии и состоялась её последняя встреча с близкими ей людьми и прощание с ними. Почитатели Акилины обращались к ней по-разному: кто называл ее ласково – Акилинушкой, родственники – тетей, бабушкой и даже мамой. Приношения она тут же раздавала другим, иногда говорила, чтобы берегли. Это от одной беды, а то – от другой. Матушка давала людям свои фотографии, которые при жизни и после ее смерти помогали в трудных обстоятельствах…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Большую любовь к блаженной имели супруги Михаил Емельянович и Мария Ивановна, проживавшие в подмосковном городе Дмитрове. Анне рассказывали, что когда-то помогла матушка родителям Марии Ивановны, жившим в деревне. У них была беда за бедой: не было урожаев, погибал скот, умирали родственники. В благодарность за появившийся достаток они часто присылали матушке много деревенских продуктов на всю семью. А Мария Ивановна, переселившаяся в город Дмитров и её муж стали, фактически, её духовными чадами. Приезжали к ней... Матушка Акилина и сама нередко навещала в Дмитрове Михаила и Марию. Жили они на частной квартире. В один из приездов они все вместе шли по одной из улиц в центре города. Остановившись, матушка показала на ветхий, покосившийся дом, сказала им: «Вот вам дом». А он худой, в низине, в болоте стоял. И вдруг, пришла сама хозяйка этого дома, соседка, и предложила им купить его. Согласились. Потом перенесли из деревни большой родительский дом. Матушка Акилина говорила Михаилу Емельяновичу, ставшему позже священником: «Будете жить под старцами». И действительно, в этом доме побывали многие старцы и старицы. Уже после блаженной кончины матушки Акилины жил у них прозорливый старец Петр из Волоколамска. Ходил он в белом подряснике, в очках. Отец Петр многое предвидел... Матушка многое предсказывала и советовала. Говорила Марии: «Учись, учись хорошо готовить, священство и архиереев угощать будешь». Всё сбылось, даже патриарха угощать привелось, а потом и в Москву посылать ему на стол угощения. Михаилу Емельяновичу открывала матушка и своё сокровенное. Подзовет бывало его: «Иди скорее, слушай службу у Гроба Господня в Иерусалиме». И открывался слух у Михаила, и он слушал пение, службы у Гроба Господня и даже видел, как там совершалась Божественная литургия. Какая благодать пребывала в блаженной, и какие милости являет Господь любящим и прославляющим Его! Блаженная Акилина видела небеса отверстые, провидела приходящих людей, знала грядущие события и много пользы принесла близким людям, молясь о победе и спасении многих в войне 1941–1945 года

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Где сила кровожадного Нерона? Где могущество жестокого Диоклетиана и подлого Максимиана? Где успехи богоотступника Юлиана? Где эти башни высокие? – Там же, где и башня Вавилонская: под прахом и пеплом, под позором и проклятием. Пойдите по своему городу и расспросите, сколько разрушено нечестивых домов? Сколько лачуг праведников воздвиглось в прекрасные дома? На правде, братья, основаны небо и земля, на Божией непоколебимой правде. Посему все нечестивые построения сродни надутому пузырю, который лопнет – и попирают его ступни прохожих. Дворцы фараоновы и вавилонские подобны раздавленным пузырям, а шатер праведного Авраама зеленеет и цветет в вечности. О братья мои, как всесильна и стойка правда и как шумна и мимолетна неправда! Она проходит, как гроза в летний день! О Господи Праведный, как величествен Ты и последователен в соблюдении правды. Тебе слава и [по]хвала вовеки. Аминь. 13 июня 1. Св. мученица Акилина (Аквилина) . Родилась в палестинском городе Библос, в благочестивой христианской семье. На седьмом году жизни маленькая Акилина уже вполне была наставлена в истинной христианской жизни, а на десятом – настолько была исполнена божественного разума и благодати Святого Духа, что с великой силой и ревностью проповедовала Христа своим подругам. Когда наступило Диоклетианово гонение, некто донес на Акилину царскому наместнику Волусиану, мужу звероподобному. Волусиан приказал схватить и бичевать ее, а потом продеть раскаленные железные прутья через ее уши в мозг. До последней минуты девица Акилина дерзновенно и всенародно исповедовала Владыку Христа, а когда мозг и кровь начали вытекать из головы, она упала, как мертвая. Наместник, полагая, что Акилина в самом деле мертва, повелел вынести ее тело за пределы города и бросить на свалку, на съедение псам. Однако ночью явился ей Ангел Божий и сказал: «Встань, будь здорова!» И девица встала в полном здравии и долго воссылала благодарственную молитву к Богу, прося Его не лишать ее полноты мученического подвига. «Иди, и да будет тебе по твоему прошению!» – послышался голос с небес.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

– Но где же твой Бог, Акилина! что же Он нейдет избавить тебя? спрашивал правитель молодую исповедницу в то время, когда уже она была предана истязаниям... – Мой Бог со мною, Христос Избавитель. «Это Он посылает мне терпение... и чем больше ты будешь мучить меня, тем более Он даст мне терпения и силы..». отвечала мученица. И с не детскою твердостию продолжала переносить страшные мучения, среди которых, наконец, в изнеможении упала на землю. Полагая, что она умерла, ее вынесли за город. Ночью, чудно исцеленная от ран, Акилина стала благодарить Бога и молила Его, чтобы Он послал ей скорый конец. Встав, она пошла в город и утром явилась в дом правителя. Объяснив это чудо волшебством, которое вообще приписывалось христианам, правитель велел предать смерти Акилину. Но не успели довести мученицу до места казни, как она, среди молитвы, мирно предала свою душу Богу... II. Св. мучен. Акилина преподает нам, братия, два урока для подражания ей: это любовь к молитве и дивное терпение скорбей, которыми она украсилась, будучи только 12 лет. а) Молитва – это благоговейное и сладостное возношение ума и сердца к Богу, не всем известна, как должно: Иные не находят в ней не только никакого духовного услаждения, но даже испытывают скуку во время святого краткого молитвословия, утром и вечером. Для других же, напр. святых, молитвенное бодрствование в продолжение большей части дня есть величайшее наслаждение для их боголюбивой души. Но этот чудный дар им дается не сразу, а после многих трудов. «Молитва, говорит современный, недавно почивший в Бозе наставник в духовной жизни (епископ Феофан тамбовский), не есть какое-либо однократное, прерывчатое действие, а есть состояние духа постоянное и непрерывное, подобно тому, как постоянны и непрерывны в теле дыхание и биение сердца. Надо трудиться в молитве неутомимо, ревностно домогаясь достигнуть, как обетованной земли, горения духа, при трезвенном внимании к Богу. Трудись в молитве, и молись обо всем, молись паче всего об этом высшем пределе молитвы – горении духа, и верно получишь искомое».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Однажды язычники напали на христиан, осталась лишь одна девица, сверстница святой Агнии, по имени Эмерентиана. Она, исполнившись дерзновения, попыталась умирить язычников, но те, рассвирепев, побили камнями юную деву. И тотчас началось сильное землетрясение, молнии и страшные громы потрясли землю. С этого времени язычники больше не осмеливались притеснять верующих, идущих ко гробу Христовой мученицы Агнии, где нашла упокоение и Эмерентиана. Мученица Акилина Память 13 (26) июня Акилина была крещена еще в младенчестве и с семи лет научена христианской премудрости. Чем более приходила она в возраст, тем сильнее исполнялась Святого Духа и проповедовала Христа среди своих сверстниц. Один из рабов начальника Палестины Волусиана услышал ее речи и донес на отроковицу, которой было всего двенадцать лет. Волусиан сначала тщетно надеялся подействовать на нее ласковыми словами, а затем отдал на мучения, которых Акилина не чувствовала, поскольку Господь покрыл ее Своею благодатью. Волусиан, считая Акилину умершей, велел выбросить ее тело за город, но Господь через Ангела Своего вернул отроковицу к жизни. Исполненная новой ревностью, еще мужественнее, чем прежде, пошла она к мучителю. Тот ужаснулся, увидев ее живой, и решил, что если никакие мучения не могли повредить ей, значит, следует ее казнить отсечением главы. На месте казни Акилина со словами благодарности обратилась ко Господу. И когда окончила она молитву, раздался голос с неба: «Приди, дева избранная, поправшая ярость правителя и истершая подвигом своим диавольское жало». И по этому голосу, прежде чем палач занес над ней меч, святая мученица Христова уснула вечным сном. Кондак, глас 2 Девства твоего добротами предочистивши душу твою, на высоту мучением востекла еси, Акилино всечестная, любовию Жениха твоего Христа уязвившися, Емуже со Ангелы предстоиши, веселящися, с нимиже не престай моляся о всех нас. Мученица Евлалия Память 22 августа (4 сентября) Девица Евлалия, от младенческих лет возлюбившая Христа была почитаема за кротость, смирение и разум не по летам.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij-Shestu...

Для научной судьбы А. А. Васильева большое значение имели три года, проведенные им за границей в качестве стипендиата историко-филологического факультета. Благодаря поддержке В. Г. Васильевского, П. В. Никитина и И. В. Помяловского А. А. Васильев провел 1897-1900 гг. в Париже со стипендией сначала 600 рублей в год, затем - 1500 руб. Во Франции он продолжил изучение восточных языков (арабский, турецкий и эфиопский). За эти же годы им были подготовлены магистерская и докторская диссертации о взаимоотношениях Византии и арабов. Вскоре эти труды обрели вид двухтомной монографии, переведенной, правда, гораздо позже на французский язык (список трудов А. В. Васильева см. ниже). Весной 1902 г., вместе с Н. Я. Марром, А. А. Васильев предпринял путешествие на Синай, в монастырь Св. Екатерины. Его интересовали хранящиеся там рукописи Агафия. В том же году а. а. Васильев провел несколько месяцев во Флоренции, также работая над рукописями Агафия. Подготовленное им издание текста достаточно быстро вышло в свет в известном французском издании Patrologia Orientalist Издание текста второго арабского христианского историка - Йахйи ибн Сайда - было подготовлено А. А. Васильевым и И. Ю. Крачковским позже - в двадцатые-тридцатые годы. Научная карьера А. А. Васильева была успешной. В 1904-1912 гг. он был профессором Дерптского (Юрьевского) университета. Принимал А. А. Васильев участие и в работе Существовавшего до первой мировой войны Русского археологического института в Константинополе. В 1912-1922 гг. он был профессором и деканом историко-филологического факультета Петербургского (затем - Петроградского) педагогического института. С того же 1912 года по 1925 год А. А. Васильев был профессором Петроградского (затем Ленинградского) университета. Кроме того А. А. Васильев работал в РАИМК-ГАИМК, где с 1919 г. занимал должность зав. разрядом археологии и искусства Древнехристианского и византийского. В 1920-1925 гг. он был уже председателем РАИМК. Нужно также отметить, что с 1919 г. А. А. Васильев был членом-корреспондентом Российской Академии наук. Без ссылок на источники авторы публикации писем М. И. Ростовцева к А. А. Васильеву сообщают, что постановлением Общего собрания АН СССР от 2 июня 1925 г. А. А. Васильев был исключен из АН СССР и восстановлен только посмертно, 22 марта 1990 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/434211/

1012 Кажется, не только на первое, но и на второе намекает Иона, когда говорит: «а ныне слышахом, что недостойни суще великого Божия священства, да оболкъшеся в безстудие священствуют, и таковии суть горши еретиков», – Акты Истории т. I, стр. 498 col. 2, у Павлова col. 606. 1016 Грамота в Актах Истории т. I, и в Памятниках Павлова Г. Павлов относит грамоту к 1461 году; но на том же самом основании, которое у него, её можно относить ко времени до 1453 года. См. Акты Истории т. I, К нашему разряду грамот могут быть отнесены ещё две известные грамоты Ионы: 1) в нижегородский Печерский монастырь о соблюдении иноческих обетов и с известием о поставлении иеромонаха Павла в архимандриты монастыря, от 11 Марта 1433 года, когда Иона был наречённым на митрополию, – Акты Истории т. I, у Павлова 2) в Боголюбов монастырь о послушании братии игумену и о соблюдении иноческих обетов, – Акты Истории т. I, у Павлова 75; а также отчасти и ещё три грамоты: 1) детям, не повинующимся своей матери (каким-то князьям), – Дополнения к Актам Истории т. I. 2) князю Юрию Семёновичу – Лугвеневичу по случаю смерти его княгини, – Акты Истории т. I. и 3) прихожанам какой-то церкви о повиновении духовному отцу, – у Павлова 1018 В послании к князю Александру Владимировичу, которое указано выше, св. Иона даёт знать, что это первое путешествие он предпринял по желанию короля. 9 Февраля 1451 года им дана одна грамота в Новогродке литовском, – Акты Истории т. I, у Павлова Из слов самого Ионы знаем, что он был этот раз в Киеве, и здесь в своём кафедральном Софийском храме совершал торжественное «соборование», – см. послание, цитируемое в следующем примечании. 1020 В покаянной грамоте Феодосия, которую указываем сейчас (cfr в Собрании летописей VI. 234, дело архимандрита Геннадия). 1021 Очень может быть, что Феодосий руководился ещё посланием митрополита Фотия в Псков от 12 Августа 1419 года, в котором пишется: «аще случится навечерие Рождества Христова или Богоявления в субботу или в неделю, пост не бывает» (в Памятниках Павлова col.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Имя 1612–1622 1750–1780 1828–1849 1880–1890 1908–1916 1922–1928 1932–1938 1941–1949 1951–1958 1961–1965 1966–1970 Абрам, Авраам, Авраамий, Аврам, Аврамий, др. евр. «отец множества», «великий отец» Абросим, Амвросий, гр. «бессмертный» Авангард, новообразование от нарицательного существительного Аввакум, Абакум, др. евр. «любовь божья» Август, лат. «священный» Августа, лат. «священная» Августина, лат. «возвышенная» Авдей, Авдий, др. евр. «слуга божий» Авдотья, нар. от Евдокия (см.) Аверкий, Аверьян, лат. «удерживающий» Авил, Авив, Авим др. евр. «колос» Авксентий, Аксен, гр. «растущий» Автомон, Автоном, гр. «создатель законов» Агап, Агапий, гр. «любимый» Агапит, гр. «возлюбленный» Агата, Агафья, гр. «добрая, хорошая» Агафон, гр. «добрый» Агей, Аггей, др. евр. «торжественный, праздничный» Аглая, Аглаида, гр. «блестящая, светлая, светоподобная» Агния, Агнесса, гр. «чистая, непорочная» Аграфена, см. Агафья Агриппина, лат. «труднорожденная» Адам, др. евр. «красный муж» (человек, вылепленный из глины) Аделаида, Адель, герм. «благороднорожденная» Аделла, см. Аделина Аделина, герм. «благородная» Адольф, герм. «благородный волк», «благородный воин» Адриан, лат. человек из Адрии (город в древней Италии) Аза, др. евр. «черная» Азарий, Азария, др. евр. «божья помощь» Аида, егип. от имени героини оперы Д. Верди Акила, лат. «орел» Акилина, лат. «орлиная» Аким, Еким, Яким, Иоахим, др. евр. «поддержка свыше» Акиндин, Анкундин, Кудин, гр. «безопасный» Аксен, нар. от Авксентий (см.) Аксинья, нар. от Ксения (см.) Акулина, нар. от Акилина (см.) Алевтина, нар. Алефтина, гр. «ума щающая» и «чуждая дурного» Алег, см. Олег Александр, гр. «защитник людей» Александра, ж. к Александр Алексей, гр. «защитник, помощник» Алентина, искажение от Валентина Алик, уменьш. от Александр (см.) Алим, гр. «помазанный» Алина, уменьш. от Аделина, Акилина (см.) Алипат, Алипий, нар. Алип, гр. «беспечальный» Алиса, гр. «правда» или герм. производное от Аделаида (см.) Алистрат, нар. от Евстратий (см.) Алифан, нар. от Альвиан (см.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Твердо восстала и против родного отца, и против сильных властителей 15-ти летняя Акилина (родившаяся в селе Закливери в Адрианопольской епархии), когда они потребовали от нее обращения в чуждый душе христианки ненавистный ислам . Произошло это по следующему поводу: отец Акилины, хотя и православный по происхождению от православных родителей, но, как видно, малодушный, слабый верою, поссорившись однажды с одним турком и убив его, в избежание смертной казни за такое преступление принял ислам , оправдывая себя при этом, может быть, тем, что в глубине души ему никто не может помешать сохранять свои верования. Таким же образом отнесся он и к обращению своей дочери в мусульманскую веру, которого потребовали от нее как от дочери принявшего магометанское исповедание, когда ей минуло 15 лет. «Послушай меня, дочь, – сказал Акилине отец ее, – прими ислам ; турки приступают ко мне настоятельно, чтобы я обратил тебя в их веру. Раньше или позже, но тебе этого не избежать, так уже поспеши исполнить их требование, чтобы они оставили меня в покое». «Никогда не буду я так маловерна, чтобы отречься от моего Господа Иисуса Христа, Который потерпел ради нас крестную смерть! – отвечала Акилина, – и если меня будут вынуждать, то я скорее соглашусь принять мученическую смерть, чем уступить.» Потеряв надежду убедить свою дочь потурчиться, отступник отец предоставил своим единоверцам поступить с нею, как они захотят. Фанатики немедленно послали за Акилиною в дом ее матери. Поняла мать, зачем требуют на суд дитя ее, и, прощаясь, со слезами уговаривала Акилину помнить всегдашние наставления ее. «Пришел тот час, к которому постоянно я приготовляла тебя! – говорила она своей дочери, – крепись, и да ничто не отлучит тебя от Христа!» «Не бойся, мама, Бог поможет мне, молись за меня», – отвечала плачущая девушка, с трудом отрываясь от своей матери, последовавшей, впрочем, за нею до самого суда, куда Акилина была представлена одна. Здесь ни ласки, ни угрозы, ни самые жестокие побои не могли склонить дочь истинной христианки отречься от верований, в которых мать возрастила ее с самого детства.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010