Будучи снова отправляем на Тобольскую кафедру, категорически заявил: " возвратиться на епархию я не могу, как лишенный оной по приговору Синода; то пусть отошлют меня в святую Киево-Печерскую лавру, в которой я принял обет послушания тамошнему настоятелю " . В июле 1768 года по указу Екатерины II был уволен на покой (сослан, по Недосекову ) в Киево-Печерскую Лавру . Отправлявшемуся из Петербурга митрополиту императрица пожаловала 1000 рублей. Преосвященный Павел не принял их, говоря, что это огонь. Послали их с надежным человеком, сопровождающим митрополита. Наместник Лавры предложил святителю: " Примите этот дар, по крайней мере, для святой Лавры; мы устроим на них что-нибудь богоугодное " . Павел спросил: " А що ты устроищь, отче, на сей огонь? " , - Наместник ответил: " Позолотим чрез огонь церковные главы " . - " Се добре " , - отвечал Павел. Деньги были приняты. На покое святитель жил со смирением и простотой. Спал на деревянных нарах, имел кирпич под головой. Двери его жилища, как и двери его сердца, были открыты для всех и каждого. Скончался 4 ноября 1770 года в Лавре. Погребен в Великой церкви в усыпальнице под Стефановым приделом лаврского собора, где тело его сохранилось нетленным. Почитание и прославление У гроба святителя совершаются многие чудеса: получают исцеление недужные разными душевными и телесными болезнями. Нередко бывало, что св. Павел сам являлся страждущим, иногда с другими подвижниками. Сохранилась собственноручная запись митрополита Евгения (Болховитинова) о явлении ему митрополита Павла в то время, когда устроен был новый склеп под великою церковью Лавры и приказано перенести туда во вновь устроенные могилы все гробы как погребенные в земле, так и поставленные в склепе под собором: " 12 июня 1827 г. доложили мне, что в усыпальнице под Стефановским приделом тело Тобольского архиерея Павла, почивающее во гробе, поверх земли, и назначенное к погребению на новом месте, оказалось нетленным. Почему и велел я оставить посмотреть мне самому, но в тот день не успел сделать осмотра. В следующую же ночь, когда я заснул, представилась мне буря, колебавшая здание, от коей я проснулся и услышал, что по залам мерно и весьма твердо шествует некто в мою спальню. Двери растворились и вошел неизвестный муж светом озаренный, в архиерейском облачении с гневом на лице. Приподнявшись на постельке, я хотел встать и поклониться ему, но не мог, потому что ноги и особенно колена у меня сильно дрожали. Явившийся сказал мне: " Чи дасы нам почываты, чи ни? Не дасы нам почываты, не дам тебе и я николы почываты! " . Затем он вышел мерными шагами из спальни. Наутро я пришел ко гробу архиерея, коего накануне преположил осмотреть, и по снятии крыши увидел того самого святителя Божия Павла, который явился мне ночью, и в том же облачении. Со слезами лобзал я руки его, отслужил панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте " .

http://drevo-info.ru/articles/16355.html

Скончался митрополит Павел тихо и мирно, до последней минуты осеняя посещавших его святительским благословением и наставляя теплым словом. У гроба святителя совершаются многие чудеса, получают исцеление недужные разными душевными и телесными болезнями. Нередко бывало, что святитель Павел сам являлся страждущим, иногда с другими подвижниками. Сохранилась собственноручная запись митрополита Евгения (Болховитинова , † 1837) о явлении ему митрополита Павла в то время, когда устроен был новый склеп под великою церковью лавры и приказано было перенести туда во вновь устроенные могилы все гробы, как погребенные в земле, так и поставленные в склепе под собором. «12 июня 1827 года доложили мне, – пишет митрополит Евгений, – что в усыпальнице под Стефановским приделом тело Тобольского архиерея Павла, почивающее во гробе поверх земли и назначенное к погребению на новом месте, оказалось нетленным. Почему и велел я оставить посмотреть мне самому, но в тот день не успел сделать осмотра. В следующую же ночь, когда я заснул, представилась мне буря, колебавшая здание, от коей я проснулся и услышал, что по залам мерно и весьма твердо шествует некто в мою спальню. Двери растворились, и вошел неизвестный муж, светом озаренный, в архиерейском облачении, с гневом на лице. Приподнявшись на постельке, я хотел встать и поклониться ему, но не мог, потому что ноги и особенно колена у меня сильно дрожали. Явившийся сказал мне: «Чи дасы нам почываты, чи ни? Не дасы нам почываты, не дам тебе и я николы почываты!» Затем он вышел мерными шагами из спальни. Наутро я пришел ко гробу архиерея, коего накануне предположил осмотреть, и по снятии крыши увидел того самого святителя Божия Павла, который явился мне ночью, и в том же облачении. Со слезами лобзал я руки его, отслужил панихиду и велел оставить гроб на прежнем месте». Труды: Записки (веденные по дороге в Санкт-Петербург в 1740 г.). Литература: Поселянин Е. Русская Церковь и русские подвижники XVIII в. – СПб., 1905, ч. 2. – С. 172–181. Погожев Е. Н. Идеалы христианской жизни/Е. Поселянин. – СПб., 1913. – С. 202.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАРЛААМ I Свт. Варлаам I (Петров-Лавровский), архиеп. Тобольский. Портрет. Нач. XIX в. Свт. Варлаам I (Петров-Лавровский), архиеп. Тобольский. Портрет. Нач. XIX в. (Петров-Лавровский Василий Петрович; ок. 1729, Москва - 27.12.1802, Тобольск), свт. (пам. 10 июня - в Соборе Сибирских святых), архиеп. Тобольский и Сибирский. Из семьи Петра Шапошникова, служившего иподиаконом, впосл. священником в московской ц. во имя Космы и Дамиана; старший брат Новгородского и С.-Петербургского митр. Гавриила (Петрова) . Из-за болезни ног В. оставил обучение и занялся иконописью, затем поступил послушником в Александро-Невскую лавру, принял постриг и вскоре был рукоположен во иеродиакона, затем во иеромонаха. В 1764 г. Псковский еп. Иннокентий (Нечаев) пригласил В. на должность игумена псковского Елеазарова монастыря. В 1768 г. в сане архимандрита В. настоятельствовал в Новоторжском Борисоглебском мон-ре . 5 окт. 1768 г. В. был хиротонисан во епископа Тобольского и Сибирского, став преемником Тобольского митр. Павла (Конюскевича) ; прибыл в Тобольск 8 марта следующего года. С назначением В. «кончилась в Тобольске митрополия, существовавшая ровно сто лет» ( Сулоцкий. С. 10), при этом за Тобольским преосвященным было оставлено право ношения митры с крестом наверху и голубой, с источниками, митрополичьей мантии. В. отличался неутомимой деятельностью по распространению духовного просвещения в Сибири, особенно заботился о Тобольской ДС. В 1770 г. семинария была переведена из архиерейского дома в тобольский Знаменский монастырь, значительно расширился курс преподаваемых наук (введено преподавание греч. и татар. языков, математики, физики, высшего красноречия, географии, медицины), семинария получила хорошее по тому времени материальное обеспечение. 23 марта 1780 г. совместными усилиями В. и Иркутского еп. Михаила (Миткевича) была учреждена Иркутская ДС. При 2 сибир. семинариях были собраны богатые для своего времени б-ки, в к-рых помимо книг на рус. и иностранных языках хранились уникальные рукописи.

http://pravenc.ru/text/154221.html

Синода т. II, ч. 1, col. CCXXVI. Из этого вопроса митр. Антония следует, что священники (и монахи) ради покормки должны были иметь наклонность оставлять поверх земли или на вскрытии всякие нетленные тела. 688 В 1559-м году были обретены мощи архиепископа Новгородского Серапиона, и положенные в новом гробе снова преданы были земле (Ключевск. стр. 291); в 1668-м году были обретены моща архиепископа Суздальского Арсения и переложенные в новый гроб погребены на прежнем месте (гр. Толстой в Книге глаголемой, 385); в 1702-м году были обретены мощи преп. Корнилия Переяславского и освидетельствованные в 1705-и году св. Димитрием Ростовским , к епархии которого принадлежал тогда Переяславль, снова положены под спудом (Филарет, 22 Июля). – Знаем еще примеры мощей, которые после их открытия в смысле изнесения из земли, поверх земли очень долгое время оставались сокрытыми в гробах, см. напр., выше стр. 118, о Романе Владимировиче, князе Угличском. – Если у читателя рождается вопрос: почему в настоящее время остаются на вскрытии тела епископа Белгородского Иоасафа Горленко, и митрополита Сибирского Павла Конюскевича, на которые мы указывали выше (стр. 301): то мы с откровенностью должны сказать ему, что не можем дать на его вопрос удовлетворительного ответа. 689 О досках см. у преосв. Филарета под 28-м Августа, в прим. 472, и у преосв. Димитрия в 1-м издании Месяцеслова под тем же 28-м Августа (2-й omдeл IV bыnycka, стр. 268). 690 Мы не знаем указаний на то, чтобы у Греков были делаемы оконца в верхних досках рак с нощами святых (как они были делаемы на Западе, у латинян). Но ми знаем, что имел оконца самый гроб Господень. Под 1134-м годом Ипатская летопись говорит, что в се лето принесена бысть дъска оконечная гроба Господня (неким) Дионисьем, (которого) послал бе (некий) Мирослав. Игумен Даниил говорит (гл. III), что лавица, на которой лежало тело Спасителя, покрыта мраморными досками и что для целования святого камня на стороне проделаны три оконца круглыя. – Что касается до северной, Московской, Руси, то говорится о скважне малой на раке св.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

В Белгородском Троицком монастыре в склепе под соборной монастырской церковью открыто почивает нетленное тело епископа Белгородского Иосафа (Горленко) (прославлен в 1911 г. - Прим. ред.), скончавшегося 10 декабря 1754 г. В Киево-Печерской Лавре в склепе под великой соборной церковью открыто почивает нетленное тело митрополита Тобольского Павла (Конюскевича), скончавшегося на покое в Киево-Печерской Лавре 4 ноября 1770 г. В Троицком монастыре почивает нетленное тело княжны Слуцкой Софии Юрьевны, скончавшейся 19 марта 1617 г. По свидетельству Воскресенской летописи, в 1479 г. по случаю перенесения в новопостроенный Успенский собор в Москве было обретено нетленным тело Митрополита Филиппа (первого), скончавшегося 6 лет тому назад; в продолжение 12 дней тело его не было погребаемо в ожидании, не последует ли от него чудотворений, но так как чудотворений не последовало, то тело, несмотря на нетление, передано было земле. Московский собор 1667 г. также говорит о существовании нетленных тел, непризнанных за святые мощи: " нетленных тел, обретающихся в нынешнем времени, да не дерзаете кроме достовернаго свидетельства и соборнаго повеления во святых почитати: зане обретаются многая телеса цела и нетленна не от святости, но яко отлучена и под клятвою архиерейскою и иерейскою суще уморша, или за преступление божественных и священных правил и закона цели и неразрушимы бывают, а кого во святых хощеши почитати, о таковых обретающихся телесных достоит всячески испытати пред великим и совершенным Собором архиерейским " . В 1700 г., в местечке Лютенке, Годячского уезда, Полтавской губернии при копании рвов для фундамента церкви найдено было нетленным тело неизвестного человека, который в сонном видении одному жителю местечка, назвал себя Автономом. По приказанию бывшего в то время митрополита киевского Варлаама (Ясинского) мощи были погребены в земле. В киевских городках Готве и Сорочинцах (ныне Полтавской губерни) при рытье могилы для погребения в 1709 г. были найдены два нетленных женских тела, которыя и поставлены были в церквах. Архиепископ Варлаам (Ванатович) 23 ноябра 1724 г. доносил Святейшему Синоду, что оба тела он сам видел, что они были действительно нетленны и целы, но так как не было ни одного свидетельства о силе чудодействия их, то он приказал в тех же церквах, где стояли, вырыть глубокие ямы и закопать частно с обычной литией, ибо, прибавлялось в доношении, " простой народ, наипаче малороссийский, такие являющиеся телеса богоугодным поклонением почитати и боготворити обыкоша " . Из этой прибавки донесения явствует, что нетленных тел усопших в Киевской епархии встречалось немало.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Митрополит Павел привез с собою в Сибирь указ о назначении духовенству на Камчатке сверх жалованья еще по 20 пудов ржаной муки на каждую семью в год. Он обращал строгое внимание на соблюдение монастырями духовных уставов. Для смягчения нравов духовенства особенно ревностно проводил в жизнь исходатайствованный им указ 1761 г. «о воздержании духовных лиц от непристойных поступков при следствиях по делам веры и об употреблении ими для обращения заблудшихся меча духовного, а не гражданского (П. С. З. т. XV, 11277)». При нем основан в 1764 году Енисейский Иверский женский монастырь, в котором почивает чтимый старец Давид. Владыка Павел открыл в тобольской семинарии кафедру по преподаванию богословия и выпросил для семинарии жалованье по 400 руб. в год. От него получил подвизавшийся на Камчатке иеромонах Пахомий значительное пожертвование деньгами, церковною утварью и книгами для 13-ти камчатских школ, при чем эти свои дары Камчатке отправил с протоиереем – начальником камчатских духовных дел, назначенным по указу 25 ноября 1760 г. Его же стараниями было организовано в Тобольске и Красноярске постоянное проповедничество для просвещения обращенных в Православие и для научения всего духовенства живыми образцами проповеди . Также с особенным воодушевлением он распространил по Сибири указ 16 августа 1760 года, осуждавший «внутренних врагов, предпочитавших беззаконную прибыль присяге, долгу и чести». По его приказу духовенство гремело проповедями, основанными на словах этого указа, что «несытая алчба корысти превратила места правосудия в торжища лихоимства». Распоряжением о церковном обличении «служилого люда» владыка Павел приобрел себе множество врагов. Наконец, кроткого владыку Павла постигла взведенная преподавателем семинарии Савватием Исаиевичем клевета за расточительное пожертвование средств епархии, вследствие чего владыка, был отозван и определен в Киево-Печерскую лавру, где скончался 4-го ноябри 1770 г. и почивает в нетлении и чудесах. Владыка Павел Конюскевич был одиннадцатым и последним митрополитом Сибирским. После него сохранилось для святителей Тобольских право ношения креста на митре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nestor_Anisimo...

стороны с лестницей для входа в Казанскую ц. (перестроена) (РГИА. Л. 9 об.- 10; Сулоцкий А., прот. Описание краткое всех церквей, существующих в г. Тобольске, и пространное Тобольского Софийского собора. М., 1852. С. 13-14; То же// Он же. Сочинения. Тюмень, 2000. Т. 1. С. 20, 24). К. Т. и. была небольшой - 26,7×22,3 см ( Сулоцкий. 1864. С. 88; Он же. 2000. Т. 1. С. 158). Подобный размер имел и явленный в Казани чудотворный образ Божией Матери. В описи церковного и ризничного имущества тобольского Знаменского мон-ря 1809 г. К. Т. и. названа «шестилистовой» (по числу использованных листов сусального золота). В Казанской ц. существовало еще неск. Казанских икон - в алтаре, слева от царских врат (храмовая) и в нижней ц. свт. Николая Чудотворца. Судьба К. Т. и. неизвестна. Сохранилась ее архивная фотография нач. XX в., рядом с которой имеется надпись: «Тобольская Казанская. В Тобольск. Знаменск. мон.» (ПФА РАН. Ф. 155. Оп. 2. 173). К этому времени икона находилась под потемневшей олифой. По иконографии, типу ликов Божией Матери и Иисуса Христа, манере письма, с широкими белильными высветлениями, икону можно датировать сер. XVII в., но не исключено, что она могла относиться к более раннему времени и позднее поновляться. Икона вставлялась в раму с шитой золотыми, серебряными и шелковыми нитями ризой, видимо 1-й пол. XVIII в., с изображениями по сторонам преподобных Зосимы и Савватия Соловецких (храм во имя этих святых находился в Знаменском монастыре до пожара 1759), а вверху - композицей «Коронование Богородицы» (РГИА. Л. 12). Внизу, «посреди ткани», имелись силлабические стихи, посвященные Божией Матери ( Сулоцкий. 1864. С. 88-89; Он же. 2000. Т. 1. С. 158). Они могли появиться в Тобольске после 1702 г., когда на Тобольскую архиерейскую кафедру стали назначать малороссов, многие из к-рых были выпускниками КДА. Первое уч-ще, ставшее впосл. семинарией, было открыто в Тобольске в 1702-1703 гг. митр. Тобольским и Сибирским Филофеем (Лещинским). По благословению митр. Павла (Конюскевича) настоятель тобольского Знаменского мон-ря архим.

http://pravenc.ru/text/1320206.html

Когда тело почившего привезли в Белгород, то плач и рыдания народные заглушали пение. Хоронили его на средства архиерейского дома, потому что после него осталось только 70 копеек. До половины февраля 1755 г. он лежал в открытом гробу, и тление не коснулось его. Похоронили его в Троицком соборе, где брат его устроил алтарь для совершения по нему заупокойных литургий.  Через 2 года было обнаружено нетление его святых мощей. Исцеления от них совершались издавна, но особое обилие их было тогда, когда святитель Иоасаф был причислен к лику святых (4 сент. 1911). Святитель Павел, Митрополит Тобольский и Сибирский (+ 1770) Память его празднуется 4 нояб. в день преставления и 10 июня вместе с Собором Сибирских святых Святитель Павел Тобольский, в миру Петр Конюскевич, родился в 1705 г. в городе Самборе в Червонной Руси. Он учился в местном училище и в Киево-Братской академии и, по окончании ее, был в ней преподавателем. Он отличался кротким, но вместе с тем твердым характером и был очень настойчив в труде. Богослужение и церковное пение он очень любил. Двадцати восьми лет он принял монашество и сопровождал настоятеля лавры в Петербург, в качестве эконома. Затем он был проповедником Московской Славяногреколатинской академии и в течение 15 лет архимандритом новгородского Юрьева монастыря. В 1758 г. архимандрит Павел был возведен в сан митрополита Тобольского и Сибирского. Приехав на свою кафедру в самый канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, он на другой день служил в городском соборе литургию.  Прежде всего новый митрополит обратил внимание на семинарию: оказалось, что в ней не преподавалось богословие, — он ввел преподавание его и сам непосредственно следил за ним. Из Киева он вызвал трех ученых монахов-преподавателей. Церкви в епархии, по большей части деревянные, часто горели, и святитель воздвиг около 20 каменных церквей и открыл много приходов. Строгий в управлении, он был сострадателен к бедным, сиротам и вдовицам. При нем в 1764 г. были открыты нетленными мощи святителя Иннокентия Иркутского (прославленного в 1805 г., память его 27 нояб.). Но в том же году были отобраны у монастырей земли и назначено им казенное содержание, весьма недостаточное для того, чтобы вести просвещение инородцев, которым они занимались. Святитель Павел заявил об этом в своем весьма резком докладе Святейшему Синоду. Вследствие этого состоялось заседание и митрополита Павла вызвали в Москву. Есть предание, что накануне святитель Павел явился во сне председателю заседания митрополиту Димитрию (Сеченову) и сказал ему на латинском языке следующее: «Некогда отцы наши, и в числе их некоторые святые, даровали Церкви разные земные удобства и неприкосновенность тех пожертвований утвердили заклятиями. И я, человек грешный, недостойный епископ Церкви Христовой, не своими поистине устами, но устами отцов моих проклинаю тебя, предателя церковных имуществ, и предрекаю тебе неожиданную смерть». 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Древний престол Великой церкви был из кирпича. Первоначально он был покрыт мраморной доской, а в 1744 г. обложен серебром. На жертвеннике находился золотой крест с частицами крови Христа, столба бичевания и вервия от столба бичевания. Иконостас этой части храма был также «страстной», т. е. имел иконы, изображающие страдания Спасителя. Справа от иконостаса, у южной стены главного придела Великой церкви, хранился серебряный ковчег с главой святого равноапостольного князя Владимира, а слева, в небольшой нише — мощи первого митрополита Киевского Михаила, крестившего киевлян и сыновей кн. Владимира. Свт. Михаил был сподвижником князя и вместе с ним много потрудился в деле крещения и христианского просвещения русского народа. Он скончался в 991 г. и был погребен в Десятинной церкви, устроенной св. кн. Владимиром. Отсюда его мощи были перенесены: около 1107 г. — в Ближние пещеры, а в 1730 г. — в Великую лаврскую церковь, где мощи двух великих просветителей Руси оказались рядом. У южной стены главного придела Великой церкви помещался гроб прп. Феодосия, игумена Печерского (мощи его в 1240 г., ввиду нашествия Батыя, были сокрыты), а напротив него, в северо-западном углу, в киоте — частицы мощей всех Печерских святых. Недалеко от этого места на выступе стены находилась икона прп. Антония, пред которой, по преданию, стоял на молитве во время служб свт. Димитрий Ростовский. В память об этом позже здесь была установлена икона свт. Димитрия Ростовского. В приделе св. первомученика архидиакона Стефана около иконостаса в серебряной раке хранилась часть его мощей — указательный палец. Эта святыня была принесена из молдавского Нямецкого монастыря Романским архиепископом Пахомием, жившим в Лавре на покое в начале XVIII в. В настоящее время эта святыня находится в Крестовоздвиженском храме в резной деревянной раке. В том же Стефановском приделе, у алтаря Предтеченской церкви, находился спуск в подземелье, где были похоронены выдающиеся деятели Церкви и государства. Здесь почивали нетленные мощи свт. Павла (Конюскевича), митрополита Тобольского и Сибирского. Святитель Павел учился в Киевской Духовной Академии, был пострижеником Лавры. Выйдя на покой, пожелал возвратиться в Лавру, где и скончался 4 ноября 1770 г. При взрыве Успенского собора в 1941 г. рака и нетленные мощи святителя пострадали.

http://sobory.ru/article/?object=05643

Евгения за то, что этот в своем Описании Киево-Печерской Лавры, приводя из Тератургимы Афанасия Кальнофойского каталоги святых, почивающих в пещерах, выпускает определенные ответы Кальнофойского, «целое ли тело святого лежит или только кости его», – Русские святые, Августа 28 число, прим. 206, 3-го изд. стр. 557). 569 Если бы это было так, то все усопшие, тела которых оказались нетленными, были бы причислены к лику святых. Однако, этого нет. Из усопших, тела которых оказались нетленными, но которые (не быв, подразумевается, прославлены чудотворениями) остаются не причтенными к лику святых, укажем, кроме других, не совсем достоверно нам известных, на епископа Белгородского (что с 1787-го года Курские) Иоасафа Горленко, скончавшегося 10-го Декабря 1754-го года, нетленное тело которого открыто почивает в Белгородском Троицком монастыре, в склепе под соборною монастырскою церковью, см. у преосв. Димитрия в Месяцеслове под 10-м Декабря, на митрополита Тобольского Павла Конюскевича, скончавшегося на покое в Киево-Печерской Лавре 4-го Ноября 1770-го года, нетленное тело которого почивает открыто в склепе под великой лаврской церковью, см. у него же там же под 4-м Ноября, и на княжну Слуцкую Софию Юрьевну, скончавшуюся 19-го Марта 1617-го года, нетленные мощи которой почивают в Слуцком (города Слудка Минской губернии) Троицком монастыре, см. архим. Николая Историко-статистическое описание Минской епархии, Спб . 1804, стр. 110. § 2. Что нетление тел без чудотворении не признавалось и не признается за доказательство святости усопших, укажем на два примера, представляющие собою свидетельство об этом, – первый, относящийся к концу ХУ века, второй – к началу XVIII beka, уже к текущему Синодальному периоду. В Августе месяце 1479-го года, по случаю перенесения в новопостроен вый Успенский собор, обретено было нетленным тело митрополита Филиппа, скончавшегося 6 лет и 5 месяцев тому назад: в продолжение 12-ти дней тело не было погребаемо, очевидно – в ожидании, не последует ли от него чудотворений; но чудотворений не последовало, и оно, не смотря на нетление, спустя 12-ть дней предано было погребению, – Воскресенск.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010