Образована Минская митрополия Белорусского экзархата Русской Православной Церкви Геленджик, 23 октября 2014 г. На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви,состоявшемся 23 октября 2014 года в Патриаршем и Синодальном духовно-административном и культурном центре Русской Православной Церкви на Юге России, было принято решение об образовании новых епархий Белорусского экзархата на территории Минской области и создании Минской митрополии (журнал 93), сообщает Патриархия.ru . Заслушав рапорт митрополита Минского и Слуцкого Павла, Патриаршего экзарха всея Беларуси, Синод постановил образовать в пределах Березинского, Борисовского, Крупского, Логойского, Пуховичского, Смолевичского и Червенского районов Минской области Борисовскую епархию, выделив ее из состава Минской епархии. Епархиальному архиерею Борисовской епархии усвоен титул «Борисовский и Марьингорский». Преосвященным Борисовским и Марьингорским определено быть епископу Борисовскому Вениамину, викарию Минской епархии. В пределах Вилейского, Воложинского, Дзержинского, Молодечненского, Мядельского, Столбцовского и Узденского районов Минской области Синод постановил образовать Молодечненскую епархию, выделив ее из состава Минской епархии. Епархиальному архиерею Молодеченской епархии усвоен титул «Молодечненский и Столбцовский». Епископом Молодечненским и Столбцовским избран архимандрит Павел (Тимофеенков), клирик Минской епархии. В пределах Клецкого, Копыльского, Любанского, Несвижского, Слуцкого, Солигорского и Стародорожского районов Минской области решением Синода образована Слуцкая епархия, выделенная из состава Минской епархии. Епархиальному архиерею Слуцкой епархии усвоен титул «Слуцкий и Солигорский». Епископом Слуцким и Солигорским избран архимандрит Антоний (Доронин), клирик Минской епархии. Территориальные границы Минской епархии Священным Синодом Русской Православной Церкви определены в пределах города Минска и Минского района. Епархиальному архиерею Минской епархии усвоен титул «Минский и Заславский».

http://pravoslavie.ru/74580.html

«Поверьте,— писал он,— что ни веры святой мы не предаем, ни от свободы церковной мы не отрекаемся и не намерены отрекаться. Мы только не закрываем глаза на ту обстановку, среди которой нам приходится действовать, и полагаем, что, как бы ни связывала нас эта обстановка, мы не можем оправдывать ею своей бездеятельности: мы должны действовать и делать то, что можем в данных условиях... Итак, еще и еще раз прошу Вас: останьтесь с нами и не берите на свою ответственность столь тяжелого дела, как разрыв общения без достаточных к тому оснований... не переходите на сторону наших врагов».    После отъезда митрополита Тверского Серафима архиепископ Серафим (Самойлович) и митрополит Иосиф были высланы из епархии, и быстро распространилась молва, будто ярославское духовенство и паства с согласия митрополита Агафангела переходят под окормление митрополита Иосифа. Владыка Серафим поселился в Могилевском Вуйничском монастыре, а митрополит Иосиф — в Николо-Моденском, в 35 верстах от Устюжны. Резко пошатнулось здоровье митрополита Агафангела. Заместитель Местоблюстителя и Синод должны были действовать без промедления. 27 марта ими выносится постановление о лишении кафедры, запрещении в священнослужении не только иосифлянских епископов, но также и архиепископов Серафима (Самойловича), Варлаама (Ряшенцева) и епископа Евгения (Кобранова). Для переговоров с митрополитом Агафангелом Синод направил архиепископа Вятского Павла (Борисовского) с посланием от митрополита Сергия, в котором тот писал, что действия ярославских епископов имеют все признаки раскола, и просил его пересмотреть свою позицию. В беседе с архиепископом Павлом владыка Агафангел отрицал обвинения в раскольнических действиях и уточнил, что отделился со своими викариями не по разномыслию в вере, тайнодействии и молитве, а только в порядке административного управления. 7 апреля в ответном письме митрополиту Сергию он повторил сказанное в беседе с владыкой Павлом, но упомянул также о готовности к частичному пересмотру своей позиции.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Что Патриархия тогда мыслила именно в этом плане, подтверждается, между прочим, многими современными письменными свидетельствами. В частности, сошлемся на послание одного из видных членов Временного Патриаршего Священного Синода (первого состава) при Заместителе – архиепископа (еще тогда, а затем, вскоре – митрополита) Вятского и Слободского Павла (Борисовского) от 1(14) декабря 1927 года, адресованного своей пастве, в подкрепление «Декларации», не очень-то благосклонно воспринятой вятским клиром и пасомыми. В этом своем послании архиепископ Павел (Борисовский), между прочим, пишет: «Власть высшего управления церковными делами митрополит Сергий воспринял законным преемственным уполномочием от Патриаршего Местоблюстителя Высокопреосвященнейшего Петра, митрополита Крутицкого, избравшего и назначившего его своим временным заместителем. Имеем достоверное, в высшей степени важное для Священного Патриаршего Синода, для меня и всех вас известие, что и сам Патриарший Местоблюститель Высокопреосвященный митрополит Петр, ознакомившись с нашим воззванием [“Декларацией». – Сост.] от 16(29) июля с. г. вынес о нем вполне удовлетворительное впечатление и вместе с братским приветом поручил передать нам, что, по его мнению, это воззвание появилось на свет вполне своевременно, как продиктованное необходимостью современного момента исторического бытия родной нашей Православной Церкви. Это сообщил нам лично Преосвященный Василий, епископ Спас-Клепиковский, викарий Рязанской епархии» 395 . Кратко говоря, новоявленный доклад всячески раздувался письменно и устно, в положительном, разумеется, смысле и другими членами Синода, а также всеми прочими приверженцами «Декларации», пытавшимися выжать из него все возможное для подтверждения правильности избранной ими позиции в глазах верующей массы, в целом не проявившей того энтузиазма, на который, видимо, рассчитывал Заместитель, а также и его ближайшие сподвижники, введенные им в члены новоорганизованного Патриаршего Священного Синода. Неверы в «Декларацию», в благотворную перспективность для Церкви этого акта крайне критически воспринимали ее на местах; наиболее активные из таковых не останавливались и перед поездкой из своих насиженных мест в Москву для выяснения в личной беседе с Заместителем созданного церковного положения и грядущих его судеб. Впрочем, подобные личные контакты весьма мало успокаивали и убеждали сомневающихся и не вносили желаемой ясности, так как и сама Патриархия практически продолжала свое сидение на бочке с порохом, отдавшись на милость победителя, – что было очевидно для всех без исключения. Она по-прежнему не знала и не могла знать, – хотя бы с относительной достоверностью, – «что день грядущий ей готовит»; даже слова самого Заместителя не дышали той уверенностью и ясностью, которые, конечно, ожидались вопрошавшими.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Polyanski...

4. Отчет о работе Вотского обкома ВКП(б) за период с декабря 1926 г. по ноябрь 1927 г.//Хрестоматия по истории Удмуртии: в 2 т. Т. 2: Документы и материалы. 1917–2007. Ижевск: Комитет по делам архивов при Правительстве УР, 2007. С. 197. 5. Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, председателя Синодальной комиссии по канонизации святых/сайт Московоской Патриархии www.patriarchia.ru//URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/422558.html (дата обращения: 02.05.2023). 6. Вятский исповедник: святитель Виктор (Островидов): Жизнеописание и труды/сост. Л. Е. Сикорская. М.: Братонеж, 2016. С. 138, 209, 339–344. 7. Копия письма епископа Уржумского Авраамия (Дернова) в Вятку на имя архиепископа Павла (Борисовского). 21 декабря 1927 года//ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 8. Л. 77, 78. 8. Письмо епископа Котельнического Никифора (Ефимова) на имя епископа Авраамия (Дернова) от 13 декабря 1928 года//ЦГАКО. Ф. 237. Оп. 77. Д. 35. Л. 192 9. Поляков А. Г. Викторианское течение в Русской Православной Церкви. Киров, 2009. С. 221. 10. Следственное дело по обвинению Дернова Анатолия (Авраамия) и других. 1937 год//Архив УФСБ РФ по Удмуртской Республике. Ф. 7. Д. 1141. Л. 1, 3, 7, 8 об., 9, 11–12, 15 об., 21–21об., 30–30 об., 32, 40–40 об., 41, 43, 69 об., 74, 104–105 об., 122, 125, 127.   26 июня 2023 г. 15:00 HTML-koд для сайта или блога: Подвиг смиренного воина Христова Жизнь и служение архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова)В судьбе архиепископа Глазовского Авраамия (Дернова) отразилась трагическая и полная противоречий история Русской Православной Церкви первой половины ХХ века. Выбрав для себя непростой путь миссионерского служения, архиепископ Авраамий противостоял живоцерковникам-обновленцам на Вятской кафедре, поддерживал осужденных священнослужителей, всеми силами стремился сохранить духовную жизнь во вверенных ему епархиях, сопротивлялся закрытию последнего храма в городе Глазове. Это был скромный, но мужественный и преданный Богу и Церкви пастырь, прошедший тюрьмы, ссылки и лагеря, жизнь и служение которого являются примером подвига исповедничества в истории Русской Православной Церкви. PDF-bepcuя.

http://e-vestnik.ru/analytics/arhiepisko...

30 марта 1927 г. митр. Сергий был освобожден из-под ареста и вернулся к исполнению обязанностей Заместителя Патриаршего Местоблюстителя, получив разрешение жить в Москве. До ареста он был лишен такой возможности и находился в своем кафедральном городе - Н. Новгороде. 7 мая митр. Сергий обратился в НКВД с ходатайством о легализации церковного управления. 18 мая он провел совещание с группой архиереев: Тверским митр. Серафимом (Александровым) , членом Временного Синода в последние годы Патриаршества свт. Тихона , архиепископами Костромским Севастианом (Вести) , Вологодским Сильвестром (Братановским) , Звенигородским Филиппом (Гумилевским) , Хутынским Алексием (Симанским, впосл. Патриарх Алексий I ) и Сумским еп. (впосл. митрополит) сщмч. Константином (Дьяковым) . Из участников совещания митр. Сергий образовал Временный Патриарший Свящ. Синод, полномочия к-рого по аналогии с Синодом, образованным Патриархом Тихоном в 1923 г., проистекали из полномочий учредителя. В состав Синода Заместитель Местоблюстителя позже включил Новгородского митр. Арсения (Стадницкого) , пребывавшего в ссылке в Ср. Азии, а также незадолго то того выпущенных на свободу архиепископов (впосл. митрополитов) Самарского сщмч. Анатолия (Грисюка) и Вятского Павла (Борисовского) . 20 мая 1927 г. НКВД выдал справку о временной регистрации Патриаршего Синода. 1-е заседание Синода состоялось 27 мая 1927 г., в тот же день по епархиям был разослан указ, предписывавший епархиальным архиереям подать заявления в местные органы власти с прошением «о регистрации их преосвященных с состоящими при них епархиальными советами (каковые образовать временно путем приглашения указанных преосвященными лиц)» (Акты свт. Тихона. С. 499). Началась работа по воссозданию по нормам гражданских законов церковно-адм. структуры Московского Патриархата. 29 июля 1927 г. Временный Синод, действовавший при Заместителе Местоблюстителя и под его председательством, издал «Д.». Помимо митр. Сергия свои подписи под ней поставили все члены Синода, кроме пребывавшего в ссылке митр. Арсения (Стадницкого) и болевшего архиеп. Севастиана (Вести). «Д.» была подписана и напечатана в виде листовки тиражом 5 тыс. экз. для рассылки по приходам. 18 авг. того же года документ был опубликован в газ. «Известия».

http://pravenc.ru/text/171618.html

Священный Синод Русской Православной Церкви принял ряд важных кадровых решений, касающихся архиереев Авг 25, 2020 Новости , Событие Москва, 25 августа . Члены Священного Синода Русской Православной Церкви, заседание которого открылось сегодня в Патриаршей и Синодальной резиденции в Даниловом монастыре в Москве под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, утвердили ряд решений, связанных с замещением вдовствующих кафедр, назначений викарных епископов и почисления архиереев на покой. Заслушав прошение Патриаршего экзарха всея Беларуси митрополита Минского и Заславского Павла об освобождении его от должности Патриаршего экзарха всея Беларуси, члены Священного Синода приняли решение назначить Владыку митрополитом Екатеринодарским и Кубанским, главой Кубанской митрополии, выразив Преосвященному Павлу благодарность за понесенные труды. Патриаршим экзархом всея Беларуси, митрополитом Минским и Заславским Священный Синод решил назначить Преосвященного епископа Борисовского и Марьингорского Вениамина, сохранив за ним временное управление Борисовской епархией. Рассматривая вопрос о замещении вдовствующей кафедры Чебоксарской епархии в связи с кончиной митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы, Священный Синод постановил Преосвященным Чебоксарским и Чувашским, главой Чувашской митрополии быть митрополиту Улан-Удэнскому и Бурятскому Савватию. Митрополитом Улан-Удэнским и Бурятским, главой Бурятской митрополии, члены Синода назначили быть митрополиту Симбирскому и Новоспасскому Иосифу, освободив его от управления Симбирской епархией. Главой Симбирской митрополии положено быть митрополиту Саратовскому и Вольскому Лонгину. Члены Священного Синода также приняли решение Преосвященным Саратовским и Вольским, главой Саратовской митрополии быть митрополиту Вологодскому и Кирилловскому Игнатию. В свою очередь, главой Вологодской митрополии стал митрополит Тверской и Кашинский Савва, с освобождением его от управления Тверской епархией. Митрополитом Тверским и Кашинским, главой Тверской митрополии был назначен архиепископ Верейский Амвросий, викарий Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, с освобождением его от должности наместника Сретенского ставропигиального монастыря в г. Москве и ректора Сретенской духовной семинарии.

http://sinfo-mp.ru/svyashhennyj-sinod-ru...

Испрашивая молитв и благословения Вашего Преосвященства, остаюсь смиренный прот[оиерей] В. Богородский. Д. 14. Л. 29–29 об. Подлинник. Автограф. 2. 19 сентября 1956 г. Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Тронут Вашей любовью, Владыко! Взаимно шлю Вам такие же приветствия и самые наилучшие благопожелания, а главное, доброго здоровья, долгой благополучной жизни, и дай Бог , чтобы Господь устроил Вас, Владыко, послужить, как Вы и ранее служили, на благо народа и вверенной Вам паствы. Привет семейству, среди какового Вы, Владыко, обитаете, а также матушке Маргарите. Труд дедушки Владыко Макарий 126 также очень ценит. Я думал устроиться в Московской области, так как у меня в этой области родные и знакомые, но с пропиской в этой области трудно, и не могу добиться, кто бы мне помог в этом деле. Какими-то окольными путями прописываться я не хочу, так как могут узнать и все равно выселят из Москов[ской] обл[асти]. Я вспоминаю покойного митр[ополита] Павла, в мире о[тца] прот[оиерея] Борисовского, который, будучи митрополитом, прислал мне однажды из Ярославля письмо. Соскучился я по службе, и ведь на пенсии жить трудно, поэтому пока пришлось мне устроиться служить в Покрове. В праздник Покрова Пресв[ятой] Богородицы мне исполнится 40 лет, как я иереем. Приезжайте к нам в гости. Обещал приехать А[рхиепископ] Онисим служить здесь на Покров. Владыко, прошу Вас быть осторожным в приеме неизвестных посетителей. Слышно, что некоторые проходят к Вам [?] совершенно неизвестные. Не забывайте нас в своих святых молитвах. Я не смею Вас часто беспокоить, тем более слышно, что посетителей у Вас не мало. Будьте здоровы, Владыко. Испрашивая Ваших святительских молитв и благословения, остаюсь покорный слуга Вашего Преосвященства прот[оиерей] В. Богородский. 6–19/IX 1956 г. Д. 17. Л. 86–86 об. Подлинник. Автограф. 125 Имеется в виду будущий митрополит Павел (Борисовский Павел Петрович; 1867–1938). В 1916 г. хиротонисан во епископа. С 1921 г. епископ Вятский и Слободский. В 1922–1927 гг. в заключении и ссылке с коротким перерывом. С 1924 г. архиепископ. С 1927 г. член Временного Патриаршего Священного Синода. С 1929 г. архиепископ Ярославский и Ростовский. Возведен в сан митрополита. В 1937 г. арестован. Расстрелян.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ПАВЕЛ (БОРИСОВСКИЙ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Митр. Павел (Борисовский) Твердо, уверенно и во всеуслышание я подтверждаю (в единомыслии с митрополитом Сергием и прочими членами Синода), что для обновленцев, григориан и иных современных раздорников - отщепенцев и похитителей церковной власти единственный путь воссоединения их с Православной Церковью это - искреннее и чистосердечное раскаяние их пред св. Церковью, и ее законным Священноначалием, твердое обещание быть верным Православию и канонам Церкви, всецело подчиняться законной церковной власти и впредь не только не разорять вселенского Дома Божия Церкви Христовой, но, наоборот, со всемерной тщательностью блюсти и поддерживать единство благодатного тела церковного в единомыслии Православной веры и любви Божией " . Митр. Павел (Борисовский), тюремное фото 21 августа 1937 года был арестован по обвинению в " антисоветской агитации и организационной контрреволюционной деятельности " . Проходил по групповому " делу митрополита Павла (Борисовского) и архиепископа Никодима (Кроткова) . Ярославль. 1937-1938гг. " Признал себя виновным в " создании в Ярославской области антисоветских повстанческо-диверсионных групп и подготовке их для вооруженных выступлений против советской власти " . На допросе 1-3 марта 1938г. назвал членов Синода, составляющих антисоветскую группу (20 имен). 6 октября 1938 года Военной Коллегией Верховного Суда СССР был приговорен к высшей мере наказания - расстрелу с конфискацией имущества. Расстрелян 6 октября 1938 года у д. Селифонтово Ярославского района Ярославской области. Погребен в безвестной могиле. Реабилитирован 24 сентября 1991 г. прокуратурой СССР (по 1926 и 1938 годам репрессий). Сочинения Литература Использованные материалы   Воспоминания протоиерея Николая Князева (1947 г.). " О Первоиерархах и архиереях Русской Православной Церкви " . О Павле, митрополите Ярославском (по изданию: Вестник церковной истории. М.: ЦНЦ " Православная Энциклопедия " , 2006, N 2. С.109-123 - http://rusk.ru/st.php?idar=20002 )

http://drevo-info.ru/articles/27232.html

(Дернов Анатолий Иванович; 29.07.1874, с. Верхние Парзи Вятской губ.- 1939), архиеп. Глазовский. С 1900 г. иеромонах, в 1901 г. окончил КазДА со степенью канд. богословия. В 1911-1917 гг. настоятель супрасльского Благовещенского монастыря Гродненской епархии, в 1917 г. архимандрит Александро-Невской лавры в С.-Петербурге. 19 авг. 1923 г. Трифоновская община Вятки обратилась к свт. Тихону , Патриарху Московскому, с просьбой ввиду ареста еп. Вятского Павла (Борисовского) и еп. Уржумского Виктора (Островидова) совершить хиротонию А. во епископа Уржумского, викария Вятской епархии. 6 сент. 1923 г. свт. Тихон благословил хиротонисать А. во епископа Уржумского, поручив ему управление всеми приходами Вятской епархии. Хиротония А. состоялась 16 сент. 1923 г. в Москве. В 1925 г. А. был арестован и приговорен коллегией ОГПУ к ссылке. В янв. 1928 г., вернувшись из ссылки, А. поселился в Глазове. Не имея возможности управлять Уржумским викариатством, А. предполагал уйти на покой. Но в нач. марта 1929 г. из Патриархии был получен указ, датированный 22 фев., к-рым А. поручалось управление приходами Глазовского у. 14 мая 1935 г. А. был назначен епископом Глазовским. В Глазове жил в сторожке Преображенского собора. 7 янв. 1937 г. возведен в сан архиепископа. В нач. 1937 г. городские власти закрыли Преображенский собор, объявив верующим о необходимости его ремонта. Вместе с делегацией духовенства и верующих епархии в янв. 1937 г. А. посетил митр. Московского и Коломенского Сергия (Страгородского) с ходатайством об открытии Преображенского собора. Поскольку собор не открыли, А. начал служить в квартире в присутствии немногих прихожан, начиная службу в 4 ч. утра. 10 мая 1937 г. вновь был арестован, заключение отбывал сначала в глазовской тюрьме, затем во внутренней тюрьме НКВД УАССР Ижевска. Предъявленное обвинение в антисоветской агитации А. отверг, сказав лишь, что закрытие храма является гонением на верующих и нарушением Конституции. 4 нояб. 1937 г. на закрытом судебном заседании выездной сессии специальной коллегии Верховного суда УАССР А. снова отверг обвинение в антисоветской агитации. В тот же день был оглашен приговор - 10 лет тюремного заключения. 30 авг. 1938 г. последовало распоряжение о ссылке в сев.-вост. лагеря. В прошении, направленном властям, А. писал: «В отношении меня никакого состава преступления как предварительным, так и судебным следствием установлено не было... прошу... прекращения дела за отсутствием состава преступления». В 1939 г. А. был отправлен в лагерь и на этапе скончался.

http://pravenc.ru/text/62916.html

Указом Свят. Синода от 25 янв. 1905 г. В. был введен в состав Иерусалимской духовной миссии. 12-26 июля 1908 г. участвовал в работе Всероссийского миссионерского съезда в Киеве. (см. Съезды миссионерские ), сделал на съезде доклад об Иерусалимской миссии. 13 янв. 1909 г. назначен инспектором Архангельского ДУ, 27 янв. награжден наперсным крестом. 4 марта еп. Архангельским и Холмогорским Михеем (Алексеевым) В. был утвержден членом совета по делам раскола. Не чувствуя призвания к духовно-учебной службе, В. вскоре подал прошение об увольнении от должности инспектора для поступления в с.-петербургскую Александро-Невскую лавру . 16 окт. 1909 г. В. был уволен с должности инспекора Архангельского ДУ и переведен в число братии лавры. 22 нояб. следующего года указом Свят. Синода назначен настоятелем Зеленецкого во имя Святой Троицы монастыря с возведением в сан архимандрита . С сент. 1918 г. являлся наместником Александро-Невской лавры. По нек-рым сведениям, в 1919 г. подвергался кратковременному аресту. 15 дек. 1919 г. указом патриарха Тихона (Беллавина) и Свящ. Синода В. был назначен на новообразованное Уржумское вик-во Вятской епархии. Хиротония во епископа Уржумского состоялась в кон. декабря (26 дек. ?). Прибыв в Вятскую епархию в янв. 1920 г., В. с тщанием и ревностью приступил к исполнению архипастырских обязанностей, много проповедовал. В нач. 1920 г. был арестован, обвинен в агитации «против медицины» (архипастырь призывал верующих во время эпидемии тифа чаще прибегать к святыне, кропить св. водой свои жилища). 27 мая 1920 г. Вятский губернский ревтрибунал приговорил В. к лишению свободы «до ликвидации войны с Польшей». В 20-х числах нояб. 1920 г. освобожден в связи с амнистией от 7 нояб. В 1920-1921 гг. В. был назначен епископом Слободским, викарием Вятской епархии, но, видимо, вик-ством не управлял. 9 янв. 1921 г. назначен временно управляющим Вятской епархией. 14 авг. того же года получил назначение быть епископом Глазовским, викарием Вятской епархии, настоятелем Трифонова Вятского в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря . В мае 1922 г. управлял Вятской епархией в связи с кратковременным арестом еп. Павла (Борисовского) .

http://pravenc.ru/text/158530.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010