Богослужебные песнопения исполнил хор храма равноапостольного великого князя Владимира г. Борисова под управлением регента Татьяны Серафимович. За богослужением были вознесены сугубые молитвенные прошения о всех безвинно убиенных в Белоруссии. На малом входе архиерей удостоил протоиерея Павла Яцуковича права ношения креста с украшениями. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Александр Зимницкий. По окончании Литургии митрополит Вениамин обратился к верующим с архипастырским словом, а затем вручил грамоты Борисовской епархии особо потрудившимся в деле возведения и благоукрашения храма. 5 февраля 1983 года на Хатынской земле побывал митрополит Сурожский Антоний . По возвращению к месту своего служения, в Лондон, владыка сделал памятную запись: «Вчера посетил Хатынь: душу охватывает ужас: " Мало слов — а горя реченька, горя — реченька бездонная " . Многострадальная Земля Русская! Как трагична твоя История: Крестный путь — но, верю, ведущий к Светлому Воскресению. И эта победа Жизни над смертью с такой силой ощущается в обновленных Храмах, в головах и лицах молящихся, в несокрушимой силе Веры и Надежды, в преображающей силе Любви» . В память о состоявшемся освящении храма Рождества Пресвятой Богородицы Предстоятель Белорусской Православной Церкви передал эту запись в дар директору государственного мемориального комплекса «Хатынь» Артуру Зельскому. В завершение митрополит Вениамин поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. В интервью журналистам архиерей подчеркнул, что необходимость строительства церкви в мемориальном комплексе назрела давно — это было нужно и живым, и почившим. «Главное, чтобы возведенная здесь церковь несла утешение и упование на Господа, и это скорбное место освящалось молитвой, — отметил митрополит Вениамин. — Хатынь является живым свидетельством подвига мужества белорусского народа. И мы, потомки, умеем хранить благодарную память и будем молиться и делать все необходимое, чтобы мир пребывал на нашей земле».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6012279...

«Открытый судебный процесс по данному делу, согласно заключению Окрпрокурора, не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник Миротворцев И.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты» . 24 – 25 января 1930 года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижневолжскому краю приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей. В 1930 – 1933 годах отбывал заключение в Беломоро-Балтийском лагере . По отбытии срока заключения священнику было запрещено проживание в Нижневолжском крае, то есть в Саратовской области, где он прослужил более четверти века и где оставалась вся его паства. По окончании заключения служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области по приглашению жителей села. В июле церковь была закрыта. В июле-августе 1937 года в Гаврилов-Ямском районе была арестована группа духовенства и мирян во главе с благочинным. Некоторые из арестованных согласились стать лжесвидетелями и дали показания о том, что отец Иоанн при назначении на приход получил «задания антисоветского характера, а также задания на произнесение проповедей и разъяснение их в антисоветском духе, на сбор совещаний и собраний нелегального характера» от митрополита Ярославского Павла (Борисовского) . 6 августа 1937 года арестован и заключен в тюрьму в Ярославле .Через неделю следователь допросил его: – Вы арестованы как участник церковно-повстанческой группировки, существующей на территории Гаврилов-Ямского района. Вы признаете это? – спросил священника следователь. – Участником церковно-повстанческой группировки я не был, и о существовании таковой мне ничего не известно, – ответил отец Иоанн. – Следствию известно, что вы, как участник церковно-повстанческой контрреволюционной группировки, у себя в квартире устраивали антисоветские сборища, после которых распространяли среди населения провокационные контрреволюционные слухи. Подтверждаете это?

http://drevo-info.ru/articles/24123.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЛАЗОВСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, с центром в г. Глазове (Удмуртия), существовала с 14 мая 1935 по кон. 1943 г. В авг. 1926 г. в Глазов после неск. арестов был сослан священноисп. еп. Виктор (Островидов) , вскоре назначенный епископом новообразованной Ижевской и Воткинской епархии (см. Ижевская епархия ). В кон. 1927 г. еп. Виктор отделился от Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергия (Страгородского) . 22 дек. Глазовское духовное правление постановило «воздержаться от общения» с митр. Сергием и «разделявшими его взгляды епископами», признать еп. Виктора своим архиереем, именовать его «епископом Глазовским и Воткинским» (впрочем, он решил сохранить за собой титул епископа Ижевского). Живя в Глазове, еп. Виктор пользовался большим влиянием на местные приходы и на храмы в др. частях Ижевской и Вятской епархий, вслед за ним также отделившиеся от митр. Сергия. 4 апр. 1928 г. еп. Виктор был арестован в Глазове, 18 мая приговорен к 3 годам заключения в концлагере. После его ареста началось возвращение приходов в юрисдикцию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя. В янв. 1928 г. в Глазове поселился вернувшийся из ссылки викарий Вятской епархии Уржумский еп. Авраамий (Дернов) , к-рый обратился к Вятскому архиеп. Павлу (Борисовскому) с просьбой принять его в епархию и не считать противником ни митр. Сергия, ни архиеп. Павла. Письмо было рассмотрено на заседании временного Вятского епархиального совета 11 янв. 1928 г. и в силу его значимости для епархиальных дел (еп. Авраамий считался человеком близким еп. Виктору) было разослано в копиях по благочиниям. Не имея возможности управлять Уржумским викариатством , еп. Авраамий предполагал уйти на покой и в кон. дек. 1928 г. подал соответствующее прошение митр. Сергию (ГА Кировской обл. Ф. 237. Оп. 77. Д. 35. Л. 192). Однако к этому времени церковная ситуация в Глазовском у. изменилась: в кон. 1928 - нач. 1929 г. 3 благочиннических округа, принеся покаяние в подчинении еп. Виктору, присоединились к митр. Сергию. Котельнический еп. Никифор (Ефимов), временно управлявший в нач. 1929 г. Вятской епархией, обратился 14 февр. к митр. Сергию с рапортом, в к-ром просил разрешить еп. Авраамию управлять выходящими из раскола приходами Глазовского у. с временным предоставлением статуса правящего архиерея (Там же. Д. 17. Л. 36). В нач. марта 1929 г. из Патриархии был получен указ, датированный 22 февр., к-рым Авраамию, еп. Уржумскому, поручалось «временно окормлять присоединившиеся приходы Глазовского уезда с непосредственным сношением с Патриархией» (Там же. Д. 1. Л. 64; Д. 81. Л. 19). Под управлением еп. Авраамия оказалось ок. 30 храмов в Глазове и в неск. селах Глазовского у. (ранее, 3 мая 1927, все др. церкви Глазовского у., сохранившие верность митр. Сергию, его указом были переданы Ижевской епархии).

http://pravenc.ru/text/165077.html

15 декабря 1929 года следствие было закончено, священника и крестьян обвиняли в том, что они, «объединившись для антисоветской деятельности и под видом религиозности, часто сходились в доме священника Миротворцева, где группа и проводила организационное оформление своей антисоветской деятельности» . Сотрудники ОГПУ предложили не выносить дело в суд и принять решение Особым Совещанием при Коллегии ОГПУ, с чем был не согласен прокурор, посчитав, что дело, как вполне доказанное, должно решаться в суде. На это предложение прокурора уполномоченный секретного отделения ОГПУ отписал: «Открытый судебный процесс по данному делу, согласно заключению Окрпрокурора, не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник Миротворцев И.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты» . 24-25 января 1929 года тройка ОГПУ приговорила отца Иоанна к пяти годам заключения, и он был отправлен в концлагерь на строительство Беломорско-Балтийского канала. По отбытии срока заключения священнику было запрещено проживание в Нижневолжском крае, то есть в Саратовской области, где он прослужил более четверти века и где оставалась вся его паства. Вернувшись из лагеря, отец Иоанн стал служить в храме в селе Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области, но прослужить ему здесь пришлось недолго. В июле-августе 1937 года в Гаврилов-Ямском районе была арестована группа духовенства и мирян во главе с благочинным. Некоторые из арестованных согласились стать лжесвидетелями и дали показания о том, что отец Иоанн при назначении на приход получил «задания антисоветского характера, а также задания на произнесение проповедей и разъяснение их в антисоветском духе, на сбор совещаний и собраний нелегального характера»  от митрополита Ярославского Павла (Борисовского). Священник Иоанн Миротворцев был арестован 6 августа 1937 года и заключен в ярославскую тюрьму. Через неделю следователь допросил его.

http://fond.ru/kalendar/302/ioann/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Виктор Глазовский, сщмч. - житие Священномученик Виктор, епископ Глазовский, викарий Вятской епархии (в миру Константин Александрович Островидов) родился 20 мая 1875 года в селе Золотое Камышинского уезда Саратовской губернии в семье псаломщика. После окончания Камышинского духовного училища, он закончил Саратовскую Духовную Семинарию. Будучи студентом Казанской Духовной Академии, Константин принял монашество с именем Виктор. В 1903 году он окончил Казанскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия и был назначен на должность настоятеля Троицкого собора города Хвалынска. С 1905 по 1908 годы отец Виктор состоял иеромонахом Иерусалимской Духовной Миссии, затем, с 1909 года являлся смотрителем Архангельского Духовного училища. Вскоре отец Виктор переводится в столицу и состоит иеромонахом Александро-Невской Лавры, а затем с 1910 года назначается настоятелем Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря Санкт-Петербургской епархии с возведением в сан архимандрита. В сложное время гражданской войны с 21 февраля по декабрь 1919 года архимандрит Виктор является наместником Александро-Невской Лавры. До конца своей жизни он оставался учеником и почитателем престарелого профессора В.М. Несмелова, впоследствии руководителя Казанского филиала «Истинно-Православной Церкви». В 1919 году отец Виктор был арестован в Петрограде, но вскоре освобождён. В январе 1920 года состоялась его хиротония во епископа Уржумского, викария Вятской епархии (на территории Удмуртии). В том же году Вятский Губернский ревтрибунал приговорил Владыку к лишению свободы до окончания войны с Польшей, но через 5 месяцев он был освобождён. За активные выступления против обновленчества Владыку вновь арестовали 12 (25) августа 1922 года и по постановлению Г.П.У. сослали на три года в Нарымский край, после освобождения в 1924 году его лишили права проживания в крупных городах. Святитель вернулся в Вятку, где имея большое влияние и авторитет у своей паствы, в том же году был назначен епископом Глазовским, а также временно управляющим Вятской и Омской епархиями. Однако он вновь был арестован 14 мая 1926 года по обвинению в организации нелегальной епархиальной канцелярии и выслан на три года с лишением права проживания в центральных городах и Вятской губернии. Владыка поселился в городе Глазове. С сентябре 1926 года ему было поручено также управлять соседней Воткинской и Ижевской епархией, но в периоды пребывания в синоде новоназначенного Вятского архиерея Павла (Борисовского), Владыка Виктор фактически управлял и Вятской епархией.

http://pravicon.com/info-1975

За вечерним богослужением Его Святейшеству сослужили: митрополит Минский и Заславский Вениамин , Патриарший экзарх всея Беларуси; митрополит Воскресенский Дионисий , управляющий делами Московской Патриархии; архиепископ Гродненский и Волковысский Антоний ; епископ Молодечненский и Столбцовский Павел ; архимандрит Афанасий (Соколов), ректор Минской духовной академии ; архимандрит Алексий (Туриков), личный секретарь Святейшего Патриарха Кирилла; протоиерей Георгий Латушко, благочинный церквей 1-го Минского городского благочиния, настоятель Петропавловского собора г. Минска; протоиерей Феодор Повный, благочинный церквей 4-го Минского районного благочиния, ключарь храма-памятника в честь Всех святых и в память о жертвах, спасению Отечества нашего послуживших, г. Минска; протоиерей Николай Коржич, благочинный церквей 3-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма благоверного князя Александра Невского г. Минска; протоиерей Борис Пташинский, благочинный церквей 1-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма апостолов Петра и Павла д. Сенница Минского района; протоиерей Игорь Коростелев, благочинный церквей 2-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Минска; протоиерей Сергий Гордун, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, первый проректор Института теологии им. свв. Мефодия и Кирилла БГУ; протоиерей Игорь Латушко, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска, старший духовник Минской епархии; протоиерей Александр Стреха, благочинный церквей 5-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма великомученика Георгия Победоносца г. Минска; протоиерей Сергий Комлик, благочинный церквей 6-го Минского городского благочиния, настоятель прихода храма святителя Николая Чудотворца г. Минска; протоиерей Николай Мозгов, благочинный церквей 2-го Минского районного благочиния, настоятель Преображенского кафедрального собора г. Заславля; протоиерей Андрей Крутелёв, благочинный церквей 3-го Минского районного благочиния, настоятель прихода храма Живоначальной Троицы п. Боровляны Минского района; протоиерей Николай Лабынько, секретарь Гродненского епархиального управления; протоиерей Владимир Уваров, ключарь и председатель приходского совета Свято-Духова кафедрального собора г. Минска; протоиерей Сергий Башкиров, секретарь Борисовского епархиального управления; иерей Андрей Ломакин, клирик Свято-Духова кафедрального собора г. Минска.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

В дер. Паперня в 1865 г. был разобран Троицкий храм, вместо него построен новый, деревянный - в стиле народного зодчества, к-рый освятили во имя арх. Михаила. На Рыночной пл. г. Слонима на месте сгоревшего католич. мон-ря М. В. Сильвестров предложил построить часовню в память «воинов и всех честных граждан, погибших во время мятежа». 3 сент. 1868 г. М. совершил освящение часовни и отслужил панихиду (Освящение часовни в г. Слониме//Литовские ЕВ. 1868. 18. С. 815-816). 4 сент. 1868 г. он освятил каменную ц. апостолов Петра и Павла в дер. Мизгири (Литовские ЕВ. 1869. 1. С. 40). В сер. июля 1867 г. был закрыт костел большого прихода в мест. Ляховичи Слуцкого у. Капитальный ремонт здания был произведен за неск. недель, от имени императора в переделанный храм придворный протопр. В. Б. Бажанов прислал образ Спасителя. Богослужение возглавил М. в присутствии минского губернатора П. Н. Шелгунова. М. совершал и поездки по епархии - напр., 1-4 мая 1860 г. с целью знакомства с приходами Борисовского у. посетил Косинскую, Логойские и Плещеницкую церкви. В эпоху реформ 60-х гг. XIX в. в ряде епархий были образованы благочиннические советы. В 1865 г. М. впервые собрал благочинных своей епархии для обсуждения вопросов религ. воспитания и нравственности. Его примеру последовали др. правящие архиереи. М. устраивал «соборики» духовенства во главе с благочинными. Первый такой «соборик» состоялся в квартире минского благочинного свящ. Никанора Смолича 13 дек. 1865 г. Они начинались с соборного церковного богослужения, затем проводилось заседание. В конце духовенство совершало панихиду по усопшим родственникам хозяев дома, в котором проходило собрание. 18 апр. 1865 г. при минском кафедральном Петропавловском соборе было учреждено братство, получившее наименование Николаевского в память о цесаревиче Николае Александровиче. Своими задачами оно ставило заботу о процветании правосл. веры, повсеместное учреждение при церквах школ, содействие церковному благолепию и расширение сферы благотворительности. Первое общее собрание братства прошло в нововозведенном доме М. Он, в частности, предлагал обсудить возможность проведения воскресных уроков для обучения правосл. женщин (преимущественно из прислуги) правилам веры и нравственности. 31 дек. 1867 г. открылось еще одно, Преображенско-Николаевское Слуцкое братство. С 1868 г. издавались «Минские епархиальные ведомости» - офиц. епархиальный печатный орган.

http://pravenc.ru/text/2563628.html

Arhiva Exarhul Patriarhal al întregii Belarus a condus solemnitile în cinstea aniversrii a 20 de ani a Academiei de teologie din Minsk 2 noiembrie 2016 16:37 1 ноября 2016 года, в день памяти пророка Божия Иоиля, в Минской духовной академии прошли торжественные мероприятия, приуроченные к 20-летию главного учебного заведения Белорусского экзархата . Торжества начались служением Божественной литургии в Свято-Духовом кафедральном соборе города Минска, которую возглавил митрополит Минский и Заславский Павел , Патриарший экзарх всея Беларуси, в сослужении: епископа Гомельского и Жлобинского Стефана ; епископа Туровского и Мозырского Леонида ; епископа Борисовского и Марьиногорского Вениамина , председателя Синодального отдела религиозного образования и катехизации Белорусской Православной Церкви ; епископа Молодечненского и Столбцовского Павла и епископа Лидского и Сморгонского Порфирия . Архипастырям сослужили: представитель Патриарха Московского и всея Руси в Белорусском экзархате архимандрит Вассиан (Змеев); ректор Минской духовной академии архимандрит Сергий (Акимов) ; профессор Киевской духовной академии архимандрит Иоасаф (Морза); секретарь Минской епархии протоиерей Андрей Волков; проректор по учебной работе Ставропольской духовной семинарии игумен Алексий (Смирнов); декан факультета церковных художеств Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Александр Салтыков; первый проректор Витебской духовной семинарии протоиерей Константин Изофатов; проректор по учебной работе Витебской духовной семинарии протоиерей Димитрий Савич; проректор по воспитательной работе Витебской духовной семинарии протоиерей Александр Лесовой; инспектор Общецерковной аспирантуры и докторантуры иеромонах Афанасий (Микрюков); ректор Костромской духовной семинарии иерей Георгий Андрианов; заведующий заочным отделением Минской духовной академии иерей Роман Артемов, клирики кафедрального собора. Богослужение и торжественные мероприятия посетили: начальник отдела по делам религий Аппарата Уполномоченного по делам религий и национальностей при Совете министров Республики Беларусь А.В. Аряев; заместитель министра образования Республики Беларусь В.В. Якжик; академик-секретарь Отделения гуманитарных наук и искусств Национальной академии наук Беларуси А.А. Коваленя; советник Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь М.О. Новодворская; представители государственных органов Республики Беларусь, Православной Церкви и духовных школ, а также светских учебных заведений, депутаты и другие приглашенные гости.

http://patriarchia.ru/md/db/text/4658223...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание Белорусского Экзархата РПЦ. Образована постановлением Синода РПЦ от 23 окт. 2014 г. по представлению Синода Белорусского Экзархата (от 22 сент. того же года). Территория М. м. включает Минск и Минскую обл. (Белоруссия). В митрополию входят Минская епархия и 3 новых кафедры, образованные тем же решением Синода в результате разделения Минской и Слуцкой епархии: Борисовская и Марьиногорская, Слуцкая и Солигорская , Молодечненская и Столбцовская . Глава М. м.- митр. Минский и Заславский Павел (Пономарёв) , Патриарший экзарх всея Беларуси. Кафедральный город - Минск, кафедральный собор - во имя Св. Духа. Указом митр. Павла от 3 марта 2015 г. в качестве 2-го кафедрального города М. м. был утвержден Заславль, 2-м кафедральным собором стал Преображенский храм в Заславле. Задачей митрополии является координация богослужебной, пастырской, образовательной, социальной и иной деятельности входящих в ее состав епархий. Глава митрополии является координатором церковной жизни на территории М. м., представляет интересы епархий перед гос. властью. М. м. не является особой самоуправляемой единицей и не обладает правом юридического лица. В качестве совещательного органа действует Архиерейский совет митрополии, состоящий из правящих епархиальных архиереев. Первое заседание Архиерейского совета состоялось 10 марта 2015 г. На время образования М. м. на территории Минска и Минской обл. насчитывалось 408 приходов, 366 храмов, 5 мон-рей, 421 священник и 55 диаконов. Действовали 167 воскресных школ. Ежеквартально выходят «Ведомости Минской митрополии» (до 2015 «Минские Епархиальные ведомости»). Монастыри Действующие (в Минске и Минской обл.) Ляданский в честь Благовещения Пресвятой Богородицы , ставропигиальный (мужской, в дер. М. Ляды Смолевичского р-на, основан в XVII в., закрыт в 1922, восстановлен в 1994), Иоанна Богослова апостола (женский, в дер. Домашаны Смолевичского р-на, основан в 1997), минский во имя мученицы великой княгини Елисаветы (женский, в Минске, основан в 1999), Ксении Петербургской блаженной (женский, в дер. Барань Борисовского р-на, основан в 2002), слуцкий во имя Софии, Премудрости Божией (женский, в Слуцке, основан в 2013). Упраздненные монастыри (в современных границах М. м.):

http://pravenc.ru/text/2563284.html

Заключение батюшка отбывал недалеко от Гомеля, работая на торфяном заводе. В 1943 году он был убит партизанами. Священномученик Михаил Плышевский, протоиерей († 1937 г.) родился в 1862 году в сели Вороничи Игуменского уезда Минской губернии в семье потомственных священнослужителей. После окончания Минской Духовной Семинарии он был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем храма святого пророка Илии села Шацк Игуменского уезда. С приходом к власти большевиков отец Михаил арестовывался неоднократно. Ему предлагали отказаться от сана, но не могли запугать его. В 1937 году батюшку вновь арестовали по обвинению в контрреволюционной деятельности и заключили в Червенскую тюрьму Н. К. В. Д. Там в праздник Преображения Господня он был расстрелян. Священномученик Димитрий Павский, протоиерей († 1937 г.) родился в 1874 году в потомственной священнической семье, проживавшей в Тверской губернии. По окончании Казанской Духовной Академии в 1903 году принял священный сан и являлся наблюдателем церковно–приходских школ Минской епархии. В 1911 году отец Димитрий назначается настоятелем Минского собора святых Апостолов Петра и Павла, одновременно являясь преподавателем Минской Духовной Семинарии. После революции батюшка становится настоятелем храма Святого Духа в Острошицком Городке Минского уезда. Впервые его арестовали в 1931 году за то, что он не пожелал отречься от сана священнослужителя. После пребывания в концлагере батюшка переехал Тверскую губернию и служил настоятелем церкви села Ульяново Погорельского района. В июне 1937 года по случаю сильной засухи батюшка отслужил молебен и вскоре пошёл дождь. Верующие со слезами говорили:«Помолились и Господь дал дождя». Власти отреагировали быстро: в июле батюшка был арестован. Допрашивали его один раз и держался он очень спокойно. В силу предвзятости вопросов он отказался давать показания; виновным себя не признал и никого не оговорил. Протоиерея Димитрия расстреляли 14 августа (н. ст.) 1937 года. Священномученик Иоанн Воронец, протоиерей († 1937 г.) родился 20 июня 1864 года в семье священника села Холопеничи Борисовского уезда. Закончил Минскую Духовную Семинарию. В 1888 году был рукоположен в священники. Служил батюшка в местечке Смиловичи Минской губернии.

http://predanie.ru/book/78189-novomuchen...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010