Итак, Писание, когда говорит нам о первоначальной Церкви, говорит так: «иди и смотри» . Иди и виждь. Христианская религия предлагает каждому человеку опытно убедиться в истинности святого Евангелия. Помните, как один из апостолов, это был Нафанаил, сказал: – Что хорошего может быть из Назарета? Когда ему сказали: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета» ( Ин.1:45 ). Он сказал: «Из Назарета может ли быть что доброе?» ( Ин.1:46 ) Назарет – это был очень маленький городок, половина населения язычники. И Нафанаилу было сказано: «Пойди и посмотри» (Иди и виждь) ( Ин.1:46 ). Отец Павел Флоренский в свой книге «Столп и утверждение истины», предлагает такое интересное рассуждение, он говорит: я слышал, что на Западе людей учат плавать на тренажерах. Ложится человек посреди комнаты, к ногам и к рукам присоединяют какие-то палки, и вот с помощью инструкторов, на некоем тренажере он учится плавать на полу комнаты. Апостол Павел, апостол Христов, учит нас, что мы всё должны познавать опытно. Он говорил, апостол Павел: «Подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор.4:16 ). Так вот, отец Павел Флоренский , рассказав о том, что на Западе учат плавать на тренажерах, сказал: а не лучше ли войти в саму воду? И поплыть? И он добавил: православным нельзя стать по книгам, сидя в кабинете, православие – это жизнь. Апостол Павел однажды воскликнул: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» ( Флп.1:21 ). Только тогда для человека будет смерть приобретением, когда жизнь для него будет заключена в постижении личности Сына Божия Иисуса Христа. Итак, снимается вторая печать, и нам предлагается идти и смотреть на Церковь мучеников. Как страдали христианские мученики. Повторюсь, что от них никогда не требовали прямого отречения от Иисуса Христа. Никогда не требовали. Прежде всего, потому, что язычники верили во всех богов вместе взятых. Язычники вообще считали, что чем больше богов почитать, тем лучше. В самый разгар гонений против христиан в римском сенате стояла золотая статуя Иисуса Христа. В самый разгар гонений. Римляне говорили христианам:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

В этом я свободен: куда обратить свой ум, на какое желание. Но какова эта свобода? Привычки, наследственность, духовное развитие, образование, окружение, кругозор — строго очерченный круг желаний: по неизменному руслу несётся мощный поток, в котором едва возможно повернуть голову. И всё, что противостоит этому потоку «окружающей среды» и «химических процессов в мозгу» и говорит мне о моей свободе, — это моё нравственное чувство, питаемое когда моралью, когда правом, но чаще религией. К этому неравному противостоянию свободы и детерминизма прибавляется ещё и несокрушимое Предопределение. Отец Павел для характеристики этой антиномии 1) предопределения и 2) свободной воли даёт ссылку на следующие места из Послания к римлянам: 1) Рим. 9 (где объясняется отвержение Израиля с объективной и богословской точки зрения, икономической), т. е. даётся ответ на вопрос «для чего». 2) Рим. 9:30—10:21 (где объясняется отвержение Израиля с нравственной и антропологической точки зрения (амартологической), т. е. даётся ответ на вопрос «почему». 1) Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти, то есть Израильтян (Рим. 9:3) — здесь констатируется отвержение (отлучение) Израиля. Для чего же он отвергнут Богом? Дабы вместе явить богатство славы Своей над нами, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников (Рим. 9:23–24). Таким образом, отвержение Израиля должно было произойти. 2) Почему же это произошло? Почему? Потому что искали не в вере, а в делах закона (Рим. 9:32). Об Израиле же [Исаия] говорит: «целый день Я простирал руки Мои к народу непослушному и упорному» (Рим. 10:21). Можно заключить, что если бы Израиль был верным и послушным, то не был бы отвергнут. Противоречие заключается в том, что предопределение предполагает единственный вариант, а свобода говорит, что данный вариант не-единственный. Рассуждения о том, что предопределение есть предвидение Богом того, что совершится (а отнюдь не вмешательство), сглаживает противоречие или даже вовсе его устраняет, но о. Павел Флоренский в данном случае не говорит отвлечённо о догматах веры, а указывает на конкретный текст, воспринимая который формально-логически, приходишь к противоречию. Ещё конкретнее это можно увидеть в цитировании апостолом Павлом пророка Осии: не Мой народ (не-А) назову Моим народом (А), и не возлюбленную (не-А) — возлюбленною (А) (Рим. 9:25). А=не-А.

http://bogoslov.ru/article/6172940

А. И. Осипов в главе «Антиномия геенны» своей книги «Путь разума в поисках истины» предлагает следующие варианты решения проблемы. Вот как пытались разрешить антиномию геенны различные религиозные философы. Отец Павел Флоренский утверждает: «Сознание исходит из идеи о Боге как Любви. Любовь не может творить, чтобы губить, – созидать, зная о гибели. Любовь не может не простить… Под углом зрения вечности все прощается, все забывается: «Бог будет всяческая во всем» ( 1Кор.15:28 ). Одним словом, невозможна невозможность всеобщего спасения. Так с высоты идеи о Боге. Но… исходя не из Божией любви к твари, а из любви твари к Богу, то же самое сознание приходит к прямо противоположному заключению. Теперь сознание не может допустить, чтобы могло быть спасение без ответной любви к Богу. А так как невозможно допустить и того, чтобы Бог принудил тварь к любви, то отсюда неизбежно следует вывод: возможно, что любовь Божия останется без ответной любви твари, то есть возможна невозможность всеобщего спасения. Тезис – невозможна невозможность всеобщего спасения – и антитезис – возможна невозможность всеобщего спасения – явно антиномичны… Отрицание антитезиса отрицает и тезис; утверждение антитезиса утверждает и тезис, и наоборот. Тезис и антитезис неразлучны. В пределах рассудка нет и не может быть разрешения этой антиномии. Оно лишь в фактическом преобразовании самой действительности…» Священник Павел Флоренский, пытаясь как-то рационально разрешить эту проблему , отделяет ноуменальную личность человека от его феноменального проявления, считая, что «…«сам» человек спасется, а «дело» его сгорит. «Дело» человека, его самосознание [злое], отделившись от «самого» [человека], станет чистой мнимостью… кошмарным сном без видящего этот сон. В геенне копошатся лишь призрачные «сны теней» и темные «тени снов»…» . Он ссылается на св. апостола Павла, который писал: «Каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть. У кого дело, которое он строил, устоит, тот получит награду. А у кого дело сгорит, тот потерпит урон; впрочем сам спасется, но так, как бы из огня» ( 1Кор.3:13-15 ). Вот как об этом пишет святитель Григорий Богослов, допуская посмертное спасение через ад: «Может быть, они будут там крещены огнем – этим последним крещением, самым трудным и продолжительным, которое поядает вещество как сено и потребляет легковесность всякого греха» .

http://azbyka.ru/katehizacija/ispolnenie...

Антитезис: «Если говорим, что не имеем греха, — обманываем себя, и истины нет в нас» (1 Ин. 1:3). Схематично эти мысли можно записать следующим образом. Тезис: новый человек, христианин не делает грех; Антитезис: христианин делает грех. Примером синтеза опять же могут служить жития святых, тех, кто победил в себе грех, но в то же самое время тех, кто сильнее всего страдал от видения собственной греховности. Антиномия «Вера» Отец Павел Флоренский отмечает: «Свободна и зависит от доброй воли человека (Ин. 3:16–18). Дар Божий и не находится в воле человеческой, но — в воле привлекающего ко Христу Отца (Ин. 6:44)». Итак, вера зависит от человека — вера не зависит от человека. Увидим эту антиномию в предложенных отцом Павлом текстах: Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него. Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Единородного Сына Божия (Ин. 3:16–18). «Осужден, потому что не уверовал» подтверждает, что уверовать в Бога зависит от человека. Теперь рассмотрим антитезис: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день (Ин. 6:44) Данный текст обосновывает понятие призывающей благодати, которая и рождает веру в Бога: «Предназначение человека, после того как он родился в эту жизнь, — найти Бога. Но он не может Его найти, если прежде его не найдёт Бог» , — говорит старец Иосиф Исихаст. А уже потом христианин возгревает в себе дар веры. Всё это знакомо верующему человеку и не видится им здесь никакого противоречия, тем отчётливее становится понимание примирённости в религиозной жизни того, что на бумаге вычерчивается как взаимоисключение, — в этом смысл антиномии. Ту же антиномичность можно увидеть и в молитве: молитва есть подвиг, на молитву себя понуждают, но истинная, благодатная молитва — это действие Божие в человеке («Научи меня молиться. Сам во мне молись» — из молитвы святителя Филарета (Дроздова). Антиномия присутствует во всякой добродетели.

http://bogoslov.ru/article/6172940

Однажды ученики, беседуя с Господом Иисусом, спросили Его: «кто же может спастись?» И услышали в ответ: «…человекам это невозможно, но не Богу: ибо все возможно Богу» (Мк.10:27). То есть, тогда когда в своей жизни мы восстановим приоритеты и права Бога, решать вместо человека и за человека что такое добро и зло, то есть, подчинимся Воли создавшего нас, тогда Он и может начать дело нашего спасения. Читаем: «Ныне не будьте жестоковыйны, как отцы ваши, покоритесь Господу и приходите во святилище Его, которое Он освятил навек; и служите Господу Богу вашему, и Он отвратит от вас пламень гнева Своего. Когда вы обратитесь к Господу, тогда братья ваши и дети ваши [будут] в милости у пленивших их и возвратятся в землю сию, ибо благ и милосерд Господь Бог ваш и не отвратит лица от вас, если вы обратитесь к Нему» (2Пар.30:8-9). Рейтинг: 8.7 Голосов: 445 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Комментарии Евгений 28 ноября 2019, 02:25 Скользкое и непонятное слово " интеллигент " имеет латинские корни и означает мыслящий или думающий. Александр 4 декабря 2015, 22:44 Василию Н. Возможно о. Олег имеет в виду то, что эти священники были модернистами и многие их " богословские " и " философские " взгляды на вопросы веры являются, по сути, ересью. Спаси Бог! Евгения 21 октября 2015, 16:51 Благодарю. Многая и благая лета Вам, отец Олег. Господи, вразуми нас, даруй время для покаяния, исправления, укрепи нашу веру. Эмигрант 19 августа 2015, 10:44 Не слишком ли крутая статья?! Впечатление странноватое. Все в печку?! Мб я не прав, но здесь какой-то соблазн. Василий Н. 18 августа 2015, 13:38 " Если человек злоупотреблял трудами таких «богословов», как о. Павел Флоренский или о. Сергий Булгаков, то он попадал в «Богородичный центр» " . Не понял, а почему слово " богословы " в кавычках? Отец Павел Флоренский и отец Сергий Булгаков и были богословами, разве нет? Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Новые материалы Выбор читателей Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/81416.html

Передо мной неотвязно стоит воспоминание, а вместе и предзнаменование грядущих событий и свершений. Это портрет наш, писанный нашим общим другом М. В. Нестеровым (в этом году также отошедшим из этой жизни) майским вечером 1917года, в садике при доме о. Павла. Это был, по замыслу художника, не только портрет двух друзей, сделанный третьим другом, но и духовное видение эпохи. Оба лица выражали для художника одно и то же постижение, но по-разному: одно из них как видение ужаса, другое же как мира, радости, победного преодоления. И у самого художника явилось сначала сомнение об уместности первого образа, настолько, что он сделал попытку переделать портрет, заменив ужас идиллией, трагедию благодушием. Но тотчас же обнаружилась вся фальшь и невыносимость такой замены, так что художнику пришлось восстановить первоначальное узрение. Зато образ о. Павла оказался им сразу найденным, в нем была художественная и духовная самоочевидность, и его не пришлось изменять. То было художественное ясновидение двух образов русского апокалипсиса, по сю, и по ту сторону земного бытия, первый образ в борьбе и смятении (а в душе моей оно относилось именно к судьбе моего друга), другой же к победному свершению, которое ныне созерцаем... Он обрел себе свое место упокоения. Такова христианская вера и христианское упование. Но мир как будто бы опустел без него для знавших его и любивших, стал унылым и скучным, и зовет за собой из мира Ушедший. «И взглянул я, – говорит Тайнозритель, – и вот великое множество людей, которого никто не может перечесть... стояло пред престолом и перед Агнцем в белых одеждах и с пальмовыми ветвями в руках своих... Это те, которые пришли от великой скорби... они пребывают перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его... и отрет Бог всякую слезу с очей их...» ( Откр.7:917 ). И верим, в их лике зрится иерей Божий Павел, мученик и исповедник Имени Христова. Н. О. Лосский 701 . История русской философии. 702 Гл. XIV. Отец Павел Флоренский Владимир Соловьев стал основоположником оригинальной школы русской религиозной философии. Эта школа включает в себя целую плеяду философов, наделенных разносторонними талантами и часто обладающих широкой эрудицией. Среди них особое место принадлежит отцу Павлу Флоренскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Скоро он вовсе скрылся в Сергиевом Посаде. С. И. Фудель 75 . Об о. Павле Флоренском (1882–1943) 76 По мере приближения Конца Истории, являются на маковках Святой Церкви новые, доселе почти невиданные, розовые лучи грядущего Дня Немеркнущего. Свящ. Павел Флоренский «Столп и утверждение Истины». Приоткрывая нам дверь в святыню первохристианского богослужения, апостол Павел в 14-й гл. 1 Послания своего к Коринфской церкви учит, что обладающие благодатным дарованием молитвенного разговора на незнакомых языках, или «говорящие тайны духом» (2), должны «молиться и о даре истолкования» (13), ибо «если я приду к вам и стану говорить на незнакомых языках, то какую принесу вам пользу, когда не изъяснюсь вам или откровением, или познанием, или пророчеством, или учением» (6). «Если же не будет истолкователя, то молчи в церкви, а говори себе и Богу» (28). Эти слова об «истолковании» напомнил мне один человек, когда мы говорили с ним о духовном наследстве о. Павла Флоренского. Начало понимания Флоренского – это для многих может сделаться началом познания Церкви. Но общее понимание в богословской и философской образованности, при наличии колючей проволоки научной терминологии вокруг его работ, делают их почти недоступными для современного читателя. Уходит в потоке времени и облик его, из памяти его знавших и любивших. Продолжается, и в еще большей степени, чем при его Жизни, обеднение школьного богословия и затемнение понятия Церкви, то, против чего прежде всего направлялась его не всегда понятная мысль. Все это заставило меня попытаться передать и личный облик, и учение о. Павла, применительно к темам или письмам его основной книги. Эту работу я могу только начать, мало сил, знаний и возможностей для такой работы, мало материала, особенно биографического. Но боюсь откладывать, «искупующе время». Передам, что смогу, а потом буду уж не писать, а поджидать личной встречи и с ним, и со всеми, от кого сердце получало тепло, свет и радость. «Воскреснут мертвии, и восстанут сущий во гробех, и вси земнороднии возрадуются» (канон Великой Субботы). Но боюсь откладывать, «искупующе время». Передам, что смогу, а потом буду уж не писать, а поджидать личной встречи и с ним, и со всеми, от кого сердце получало тепло, свет и радость. «Воскреснут мертвии, и восстанут сущий во гробех, и вси земнороднии возрадуются» (канон Великой Субботы).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Список использованной литературы 10 : 1. Священник Павел Флоренский. Иконостас. 2. Священник Павел Флоренский. Обратная перспектива. 3. Л. Успенский. Богословие образа. 4. Князь Е. Трубецкой. Умозрение в красках. 1 В библеистике принято ради соблюдения традиции (почти) неназывания этого имени обозначать его как Тетраграмматон (греч. ‘Четырехбуквенник’). — Ред. 2 Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан 7:13–14). 3 Это не относится к современной практике копирования икон; среди копий самые распространенные — бумажные. — Ред. 4 Не следует смущаться тем, что теперь стало возможным пользоваться готовыми пигментами, поскольку они изготавливаются должным способом. — Ред. 5 В теории иконописи различают произведения канонические и святыни; последние создаются хотя и с нарушением канонов, но с должным благоговением. Канонические иконы не нуждаются в освящении, святыни нуждаются и могут употребляться в молитвенном обиходе именно при условии освящения, которое означает, что служитель алтаря видит высшее предназначение данного изображения и свидетельствует о нем. “Неканонические” священные изображения, которым люди молятся и получают просимое, в своем дальнейшем бытии обретают статус иконы наряду с изображениями каноническими. Изображение Спасителя, хранимое в храме Илии Обыденного и написанное священномучеником святителем Серафимом (Чичаговым), вряд ли можно отнести к числу канонических, но оно неоспоримо благодатно и к нему припадают с молитвой тысячи верующих. Столь же “неканонична” чудотворная икона Богородицы “Трех радостей” в храме Троицы на Грязех, подающая благодатную помощь молящимся. Но такие случаи редки, а в нынешнем обиходе, к сожалению, чрезвычайно распространилась “самодеятельная” икона крайне низкого художественного качества и сомнительных духовных свойств. — Ред.

http://pravmir.ru/o-pravoslavnom-pochita...

Совершенное конкретное единосущие в Царстве Божием есть не только совокупность субъективно–психических переживаний, т. е. чувств и стремлений нескольких лиц друг к другу, но и глубокое онтологическое преображение их. В самом деле, лица, любящие друг друга совершенной любовью, становятся носителями не только своей индивидуальной нормативной идеи, но также и идеи любимого; отсюда получается такое снятие обособленности лиц Друг от друга, такое сочетание их творческих сил, которое превращает их как бы в новое существо, глубоко отличное от каждого лица, взятого в отдельности, способное к творческим актам, столь высоким, что они представляются чудесными по сравнению с деятельностью обособленной личности. Для пояснения онтологического преображения любящих друг Друга лиц Флоренский приводит слова Иисуса Христа: «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного. Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18, 19–20). Действительно, безусловное согласие двух лиц во всем, достигающее полного единодушия их, возможно лишь при полном освобождении от эгоистической самости и следования обоих любящих друг друга лиц единой воле Божией. Такая совершенная любовь, говори Флоренский, есть «восхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силе»., она «претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви» (С. 421). Отсюда ясно, что любовь к индивидуальной личности есть высшее проявление жизни вообще и нравственной жизни в частности. «Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею дар пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так это могу и горы переставлять, а не имею любви, то я ничто. Если я раздам все имение свое и отдам тело свое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине. Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переноси Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Ибо мы отчасти знаем и отчасти пророчествуем; когда же настанет совершенное, тогда то, что отчасти, прекратится» (Ап. Павел, 1 Кор. 13, 1–10).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Эти люди в крещении и жизни сораспялись Христу, и гвозди, разодравшие Пречистые Руки Спасителя, разодрали бывшее против них рукописание. Эти люди свидетельствовали перед людьми о Христе, и вот Он свидетельствует о них пред Отцем Своим и ангелами ( Мф. 10:32 ). Нет, не осудит их Бог , не ввергнут их ангелы в огонь неугасимый. Они пред земными исповедали Небесного, а теперь перед Небесными будут исповеданы земные. Откр.3:6 Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам. Шестое послание Откр.3:7–8 И Ангелу Филадельфийской церкви напиши: так говорит Святый, Истинный, имеющий ключ Давидов, Который отворяет – и никто не затворит, затворяет – и никто не отворит: знаю твои дела; вот, Я отворил перед тобою дверь, и никто не может затворить ее; ты не много имеешь силы, и сохранил слово Мое, и не отрекся имени Моего. И Ангелу Филадельфийской церкви напиши . К филадельфийской Церкви, как и к смирнской, у Христа нет никакого упрека. Смирнская Церковь – Церковь гонимая, очищенная страданиями. Филадельфийская – Церковь , в своей немощи искренно служащая Богу, и Им обильно укрепляемая. Ей предстает Христос, как Святый . Он Свят, и нет в Нем никакого греха. Он свят, велик и страшен как Бог . Он и единственный Святой и Безгрешный в роде человеческом. О нем Церковь неумолчно воспевает на Божественной литургии: «Един Свят един Господь Иисус Христос, во славу Бога Отца. Аминь». Он Сам сказал о Себе: Я есмь Истина ( Ин. 14:6 ). Не только в Боге всякая истина, но Он Сам Истина и есть. Христос и Истина тождественны. Интересно, что этимологически слово «истина» сближается с глаголом «есть» (истина-естина). Так что «истина, – подчеркивает отец Павел Флоренский , – согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: Истина – «сущее», подлинно существующее, в отличии от мнимого, не действительного, бывшего» ( П. Флоренский . Столп и утверждение Истины. М., 1914, с. 15–16). Он – Истина и Он Истинный, а потому всякая истина ведет к Богу. Это ложь нашего века, что наука, истина опровергают Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010