Вот, когда я обдумывал всё это, опять, в Крестопоклонную Неделю совершились медленно-обдуманные, хладнокровные убийства, взлелеянные неделями. Люди вмешались в решения Божии, отняли жизнь. Заключённых в темницу можно выпустить, связанного развязать, лишённого прав наградить правами. Но никакими раскаяниями, никакими стараниями не вернуть жизни казнённому. Свершилось дело невозвратимое и бесповоротное – человеческое предварение суда Божия – дело безбожное. Оборвана возможность покаяния, и новый грех лёг на наши головы. Сам Бог наложил знак на чело Каину, братоубийце, чтобы кто-нибудь не убил его, чтоб на убийце не отомстилось в-восмеро. И вот, когда со всех концов России говорилось об отмене казни, когда учёные и неучёные, мужчины и женщины, девушки и подростки, кухарки и барыни, мужики и писатели, все слои общества, не исключая военных, давали отголосок на готовившееся страшное дело, Церковь Православная опять не остановила кровопролития, опять – и это на Крестопоклонной Неделе! – промолчала. Церковь – самое дорогое, что есть для нас на земле, – мост к небу; и он оказался непроходимым. Зато голос крови брата кричит ко Господу. Вот за литургией выносят св. Чашу, но в неё упала тяжелая капля крови. Смотрите же, не берите на душу ещё новых грехов убитых. Церковь не отвергла их при жизни. Как же может она отвергнуть их ныне, как может она не молиться за убитых? Мы должны помолиться не раз и не два за душу убиенных, за душу казнённых. Смотрите, чтоб не сбылись над нами слова Господа Иисуса: «Да приидет на вас вся кровь праведная, пролитая на земле от крови Авеля праведного до крови Захарии, сына Варахиина, которого вы убили между храмом и жертвенником». Да минует нас сие, Господи Иисусе! Не дай новым фарисеям вновь насмеяться над Твоею смертью, когда воспоминаются страдания Твои. С чистым сердцем дай нам «Кресту Твоему поклониться». Аминь. Слово на освящение храма 956 Разве вы не знаете, что вы – храм Божий и дух Божий живёт в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог, ибо храм Божий свят; а этот храм – вы.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Вот уже не я говорю, а Господь Бог: «руки ваши осквернены кровью и персты ваши беззаконием: уста ваши говорят ложь, язык ваш произносит неправду. Никто не подымет голоса на неправду, и никто не судится по истине» ( Ис.56 ). И теперь, ступая по лужам крови, мы лицемерно постимся и лживо каемся! Приносим в церковную кружку серебренники с пятнами крови! «Слышите слово Господне, начальники Содома! Когда вы приходите явиться пред лице мое, то кто требует от вас, чтобы вы попирали дворы мои? Не приносите больше лицемерных даров... Когда вы простираете руки, я удаляю от вас взор свой; даже когда вы много молитесь, я не слышу: ваши руки полны крови. Омойтесь, очистите себя; научитесь делать добро» ( Ис.1 ). «Не полагайтесь на обманчивыя слова говорящих: здесь храм Господень, храм Господень, храм Господень... Если не станете обижать пришельца, сироты и вдовицы, не будете проливать невинную кровь на месте сем... Тогда я оставлю вас жить на месте сем... Вот вы надеетесь на обманчивыя слова, который для вас бесполезны». Вы творите тысячи преступлений. «Потом приходите вы и становитесь пред Лицем Моим в этом доме, который называется Моим именем, и говорите: мы спасены, чтобы снова совершать все эти мерзости. Разве вертепом разбойников стал в глазах ваших этот дом, который называется Именем Моим: Вот Я Сам вижу это, говорит Господь» ( Иер.7, 4, 6:8–11 ). Так говорит Господь Бог: «Каждый день они ищут Меня и желают узнать мои пути, как бы народ поступающий справедливо и не оставляющий закона Бога Своего; они спрашивают Меня о судах правды и желают приблизиться к Богу: «Почему, мол, мы постимся, а Ты не видишь, мучим самих себя, а Ты не знаешь?» Вот вы поститесь, чтобы спорить и ссориться и чтобы нечестивою рукою бить других; но не так поститесь, как ныне, чтоб услышан был ваш голос. Не это ли пост, который Мне угоден, чтоб ты расторг союз неправды, разрешил оковы рабства, дал свободу угнетённым и сокрушил всякое ярмо» ( Ис.58:1–7 ) О, Русь святая, терпящая избиения сынов своих! О, народ православный, даже в Великом посту не прекращающий казней, пред страстною неделей издевающийся над муками Спасителя! Смотри, Русь святая, не оказаться бы тебе с Иудой и Каином! Смотри, народ православный, не быть бы тебе позорищем истории! «Хотя бы ты умыла себя щелоком и много употребила на себя мыла, нечестие твое все останется пятном перед Мною», – говорит Господь Бог ( Иер.2:35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Первоначальное наставление будущим апостолам « на путь к язычникам не ходите, и в город Самарянский не входите » было предуготовительным, показывающим упорным иудеям особое попечение о них, как, казалось бы, наиболее готовых к приходу Мессии. Но у Бога нет дальних, Благая Весть пришла ко всем, и последнее наставление апостолам от Христа утверждает это: « Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28: 19-20). Обратим внимание на еще одну заповедь, которую часто упускают из виду: « вы знаете, что князья народов господствуют над ними, и вельможи властвуют ими, но между вами да не будет так: а кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою» (Мф. 20: 26). Эта заповедь утверждает новый принцип взаимодействия «ближнего» с «дальним»: господство заменяется служением, сильный служит слабому . Христос не ограничивается словами, а подает пример смиренного служения, омыв ноги своим ученикам. Оппозиция «ближний – дальний» в христианской оптике не абсолютна, а зыбка и условна. По сути, оппозиции как таковой больше нет. Есть искреннее желание «ближних» через служение сделать таковыми «дальних». При соблюдении краткого набора правил каждый «дальний» может стать «ближним», каждому ищущему обетовано блаженство. От людей требуется сравнительно немного: пока не все стали «ближними», создать взаимоподдерживающую среду и благоприятные условия. Что же нужно для этого? 8. «Дорожная карта». А.Г. Дугин в начале 2021 года провозгласил: « Есть предложение, как некоторое приглашение: переместить центр внимания с прошлого и настоящего на будущее. Давайте строить царство справедливости, царство добра на земле – какая прекрасная цель!.. Строительство Царства Божия на земле – прекрасная и христианская идея… Если мы его построим, разве оно будет тем обществом, в котором мы живем?» (А.Г. Дугин « Время течет из будущего в прошлое »). Если вдохновиться призывом философа и задаться такой целью, то контуры – а главное, «дорожную карту» – «предполагаемого государственного устройства в будущем» (как назвал свой проект о. Павел Флоренский) можно попробовать набросать уже сейчас, руководствуясь рядом уже сформулированных принципов.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/09/29/ca...

И вот все эти нарождающиеся чувства зреют у подростка и ждут своего поименования. Но нет! Среда, дворовая компашка, табуирует, запрещает это, глумится не только над словами любовь, красота, благодать , она пресекает даже возможность открытого чистого взгляда. Она опускает подростка. Цинизм убивает универсальное святое чувство, которым можно описать все лучшее, что есть в наших детях по естеству, т.е. что дано от рождения. Это – благоговение . Но этого мало. Матерщина не просто лжет на эти святые чувства, она оскверняет. А ребенок – ведь он прост и, как правило, вынужден становиться конформным. А затем он и сам интериоризует эти ложные поименования, т.е. сам начинает лгать на себя, на свой внутренний мир. И этим убивает, выжигает святыню души. Все же это приводит к совершенно особому, внутриличностному феномену – бессловесности души . И это не просто «скудный запас слов». Слов как бы вообще нет. Такой человек стыдится слова. Он опущенный . У него остались обрывки каких-то глагольных форм, фрагментарно представлены некоторые из прилагательных и т.п. В Евангелии от Матфея Господь Иисус Христос рассказывает притчу о званных на вечерю. Царский пир в этой притче символически обозначает встречу людей с Богом. И вот когда, говорится в притче, брачный пир наполнился возлежащими, Царь, вошедши посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: Друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. ( Мф.22:10–12 ). Брачная одежда – символ чистоты души, нажитых духовным трудом добродетелей. И как уместно было бы сказать этому человеку: «Господи! Прости меня, Сам дай мне эту одежду». Но грех нераскаянный рождает некое запирание искреннего слова. Возникает ложный, греховный стыд сказать искреннее слово. (Отец Павел Флоренский писал, что грех рождает закрытость души.) Кроме того матерщина – это оскорбление Божией матери и своей собственной матери. И если Церковь постоянно прославляет Пресвятую Богородицу и учит чтить свою мать, то демоническое начало подвигает оскорблять эти Святыни.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Какие же меры предпринимает он для этой памяти, о себе, для этого приема своего в чужие домы? А вот что: «призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: «Сколько ты должен господину моему?». Он сказал: «Сто мер масла». И сказал ему: «Возьми твою расписку и садись, скорее напиши пятьдесят». Потом другому сказал: «А ты сколько должен?». Он отвечал: «Сто мер пшеницы». И сказал ему: «Возьми твою расписку и напиши: восемьдесят»» ( Лк.16:6–7 ). Другими словами, домоправитель неправедный счеркивает с должников господина своего часть того, что они должны господину его, убавляет часть их долга пред господином своим, т. е. в своем сознании сокращает их грехи пред Богом. Моралистически, юридически, законнически этот поступок есть новый проступок пред господином. Этот поступок «неправеден», так как «праведность» есть применение закона тождества и «по-праведному» должно говорить о должнике, – тем более чужом, – как о должнике, но нельзя – как о не-должнике, и – о каждом долге, – тем более другому, – так, каков есть он – а не так, каков он не есть. Законнически – вообще нельзя прощать грех; но, во всяком случае, никак нельзя прощать грех не против себя, а против Бога. Но, в духовной жизни, эта-то «неправедность» и требуется: сознавая себя виновным пред Богом, должным Богу, грешным пред Богом и нуждаясь в прощении Божием, достоит и другим отпускать их грехи, уменьшать меру их виновности. Да, мы не имеем «права» покрывать то, что составляет обиду не нам, а Богу, – что затрагивает не нас, а Бога. Кажется даже весьма естественным, по ревности к славе Божией, усугублять вины других людей, подчеркивать, что мы «не сочувствуем» их грехам, что должников Божиих мы готовы считать чуть ни своими собственными должниками. И однако, «похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» ( Лк.16:8 ). Неправедно прощая чужие грехи мы более оправдываем себя, неправедных «сынов века сего», нежели праведно осуждая чужие грехи могли бы оправдать себя, праведных «сынов света».

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

е. необходима агапическая любовь к братьям. Φιλα в общецерковной экономии (где личности – «три меры муки», а Церковь – «женщина») есть «закваска» , γπη же – предохраняющая от разложения «соль» человеческих отношений: без первой нет брожения, творчества церковного человечества, нет движения вперед, нет пафоса жизни; а без второй – нет безгнилостности, собранности, чистоты и неповрежденности этой жизни, – нет хранения устоев и уставов, нет уклада жизни. В своих пред чувствиях грядущего христианства древность выдвигала и ту, и другую сторону церковной жизни. Нет надобности, конечно, указывать примеры. Полезнее отметить двумя-тремя беглыми чертами, как последующая мысль смотрела на дружбу (говорю: «на дружбу», ибо отношение ее к братству достаточно известно и не нуждается в напоминаниях 724 ). Открывающееся в сознании друзей их мистическое единство проникает собою все стороны жизни их, озолачивает и каждодневное. Отсюда выходит, что и в области простого соработничества, просто товарищества Друг делается величиною большею по своей ценности, нежели последняя того эмпирически стоит. Помощь Друга приобретает таинственный и любезный сердцу оттенок; выгода от него делается святынею. Эмпирическое дружбы перерастает себя, упирается в небо и врастает корнями в земные, ниже-эмпирические недра. Может быть, – да и не может быть, а конечно, – в этом именно лежит причина той настойчивости, с которою и древние и новые, – и христиане, и иудеи, и язычники – восхваляли дружбу в ее утилитарном, воспитательном и житейском моменте. «Двум лучше, чем одному, так как у них есть доброе вознаграждение за труд их; потому что, если они упадут, то один поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лягут двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет пересиливать кто-нибудь одного, то двое противостанут ему. И нитка втрое сплетенная, не скоро порвется» ( Еккл.4:9–12 ). Это – относительно жизненной взаимопомощи. Но далее: взаимным трением и приспособлением друзья воспитывают друг друга: «железо острит железо и человек острит взгляд друга своего» ( Притч. 27:17 ). Самая близость друга радостна: «Масть и курение радуют сердце, но сладкая речь друга лучше душистого дерева» ( Притч. 27:9 ). Друг – опора и покров в жизни: «верный друг – крепкая защита; кто нашел его, нашел сокровище. Верному другу нет цены, и нет меры доброте его. Верный друг – врачевство для жизни, и боящиеся Господа найдут его. Боящийся Господа направляет дружбу свою так, что каков он сам, таким делается и друг его» (Сир.6:14–17).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

«Не любите мира» ( 1Ин. 2:15 ). «Так возлюбил Бог мир» ( Ин. 3:16 ). Не то примечательно, что здесь мы видим выражение закона противоречий христианского познания, а то, что эти две противоречивые фразы о любви и нелюбви написаны одним и тем же апостолом любви. Сущность этого закона антиномий хорошо раскрыта Флоренским. Противоречие реально, но оно также (или даже более) реально разрешается в единстве благодати, в которую погружается человеческий разум в Церкви. Вот еще пример противоречия. Ап. Павел в послании к Титу пишет: «Он спас нас не по делам праведности, которые бы мы сотворили, а по Своей милости» ( Тит. 3:5 ). Тут, как будто чисто лютеранское спасение только верой, без необходимости подвига и «добрых дел». Но через один стих апостол добавляет: «Чтобы, оправдавшись Его благодатию... уверовавшие в Бога старались быть прилежными к добрым делам» ( Тит. 3:7–8 ). На единстве этого противоречия, неразрешимого для Запада, стоит вся дивная высота православных святых. «Не надейся на себя: все благое, совершающееся в тебе, есть следствие милости и силы Божией» (преп. авва Исаия ). Это постоянная формула аскетики. «Подвизайся... Когда же сможешь перейти страну страстных помыслов, не окажись неблагодарным, не признав в сем дара, свыше тебе данного, но исповедуй с апостолом, говоря: «не я, впрочем, но благодать Божия, которая со мною» ( 1Кор. 15:10 ) сделал сию победу» (преп. Иоанн Карпафийский ). Очищение человека от греха – это его просвещение Светом Невечерним Божиим, и оно совершается не по заслугам человека, не потому, что он живет в подвиге, хотя должен жить в подвиге, а «паче ума», или «священнотайно». «Святым Духом всяка душа живится и чистотою возвышается, светлеется Троическим единством священнотайно» (Антифон 4 гл.). Тем молодым христианам, которые по религиозной молодости бросаются искать внешнее, например, акафисты, хочется сказать: «Ищите прежде Царства Божия», а тогда может быть, приложатся вам и акафисты. Акафисты найдут и на этом успокаиваются, а нам заповедано искать общения с Господом и общения с людьми.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/u...

В древнем мире не могло быть идеи о нравственной ответственности твари пред Богом, потому что не было идеи о свободе твари. Христос довел идею о смирении Божием до последнего предела: Бог, вступая в мир, отлагает образ славы Своей и принимает образ Своей твари ( Флп.2:6–8 ), подчиняется законам тварной жизни, 503 – не нарушает мирового хода, не поражает мира молнией и не оглушает его громом, – как это мыслили язычники (– вспомнить хотя бы миф о Зевсе и Семеле –), а только теплится пред ним кротким светом, привлекая к себе грешную и намаявшуюся тварь Свою, – образумляя, но не карая ее. Бог любит тварь Свою и мучается за нее, мучается грехом ее. Бог простирает руки к твари Своей, просит ее, призывает ее, ожидает к Себе блудного сына Своего. А возглавляющее тварь человечество ответственно пред Богом за нее, равно как и человек ответственен за человека. Конечно, тут неточно выражена догматическая идея: но это сделано преднамеренно, потому что в более грубой, а потому – наглядной, обрисовке представляет переживания. Чаяние спасения и обновления для твари, мучительное чувство свободной ответственности за тварь, острая жалость к ней, глубокое сознание бессилия своего, – бессилия от греха и нечистоты, – пронзительно, до сокровенного источника слез, вторгаются в душу подвижника. Мы – искупленные, мы – все получившие от Бога и мы – зарытые во грехе часто даже не видим мира сквозь этот грех, хотя «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную; ибо не послал Бог сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» ( Ин.3:16–17 ); – хотя Христос, в самый торжественный момент Своей земной жизни велел ученикам Своим «идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари – πσ τ κτσει» ( Мк.16:15 ); – хотя есть у нас «надежда благовествования, которое возвещено во всей твари поднебесной – ν πσ κτσει τ π τν ορανν» ( Кол.1:23 ); – хотя « тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих, – потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, – в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

Последование венчания своим молитвенно-благодатным строем полагает основания для жительства по правилам Святой Церкви и для упражнения душ в усвоении науки христианской жизни. Подготовительный момент к нераздельному жительству в супружестве был завершен в последовании обручения. Оно, согласно указанию Требника, было совершено в притворе храма. Кольца на руках жениха и невесты свидетельствуют, что договор о свадьбе исполнен. Церковь своим благословением утвердила их согласие на совместное жительство. И за это от лица Церкви священник славословит и благодарит Бога. Хотящие венчаться, говорится в Требнике, входят во храм со свещами возжженными, предыдущу священнику с кадильницею, и поющу псалом 127-й. Жених и невеста соединяют свои правые руки так, что рука жениха полагается на руку невесты. Священник покрывает их руки епитрахилью и затем, взяв поверх епитрахили руки новобрачных, вводит их в храм со словами псалма: «Блажени вси боящиися Господа. Ходящии в путех Его. Труды плодов твоих снеси. Блажен еси, и добро тебе будет. Жена твоя яко лоза плодовита, во странах дому твоего. Сынове твои яко новосаждения масличная окрест трапезы твоея. Се тако благословится человек бояйся Господа. Благословит тя Господь от Сиона, и узриши благая Иерусалима вся дни живота твоего. И узриши сыны сынов твоих: мир на Израиля». (Блаженны все боящиеся Господа, ходящие путями Его! Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля!) На каждое возглашение священника хор радостно воспевает: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!» На фоне этого пения дым кадильный являет жениху и невесте образ таинственного снисхождения на них благодати Божией, как говорит об этом священник Павел Флоренский : «Кадильный дым струится в пренебесные... сферы и обратно нисходит к нам, долу, уже не как фимиам кадильный, а благодать Святого Духа – как фимиам» 15 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

З 10, 11 и далее : благословение и проклятие, сладкая вода и горькая и т. д. 4 7 : «покоритесь Богу; противостаньте диаволу» и др. Наконец, к приёмам оживления речи надо отнести и частые обращения (?), иногда сопровождаемые частицами: ιδε (?), δο (5 4 , 3 4 , 3 5 ), αγε νν (4 13 , 5 1 ). VII Художественность Послания сказывается в необычайной конкретности изложения. Постоянные примеры и бытовые сценки, иллюстрирующие общую мысль, многочисленные образы и сравнения, исторические примеры, удачно подобранные цитаты, наконец даже отдельные словечки, исполненные энергии и художественной силы, – всё это, вместе взятое, заставляет невольно согласиться с одним из экзегетов, сказавшим, что в Послании – всё идеально. Автор, например, говорит о лицеприятии; но голый факт развертывается у него в тонко-подмеченную картинку церковной жизни: на молитвенное собрание, в синагогу, входит какой-нибудь захожий христианин. И вот, видя мужа с золотым перстнем на руке и в блестящей одежде (что указывает на богатство его и, может быть, на некоторую знатность), лицеприятные местные христиане благосклонно смотрят на него и угодливо указывают вошедшему удобное место: «Тебе удобнее сесть здесь». При входе же христианина бедного, в грязной одежде, они даже не удостаивают его взглядом, а только небрежно говорят: «Ты стань там», или: «Садись у подножия ног моих» (2 2–3 ). Или вот другая сценка, ниже, очевидно, схваченная с натуры. Тут показывается в наглядном примере внутренняя фальшь веры без дел. Брат и сестра наги, а какой-нибудь верующий скажет им: «Идите с миром, грейтесь», и не даст им необходимой пищи и одежды (2 15–16 ). Или вот ещё метко схваченное изображение торговцев, самоуверенно рассчитывающих на земное, как будто в их власти и время, и жизнь, и достижение намеченных целей. «Ну-ка, – обращается к ним Иаков, – послушайте, вы, говорящие: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город и проживём там один год, и будем торговать и получать прибыль», – вы, которые не знаете, что случится завтра...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010