Павел I, папа Римский. Гравюра из кн.: Platina B. Historia. 1611. P. 116 (РГБ) [Лат. Paulus] († 28.06.767, Рим), св. (пам. зап. 28 июня), папа Римский (рукоположен 29 мая 757). Согласно Liber Pontificalis , Павел и его старший брат Стефан (см. Стефан II (III) ) были сыновьями некоего римлянина Константина. В годы понтификата Григория III (731-741), лишившись отца, братья воспитывались при папском дворе. Папа Захария (741-752) рукоположил Стефана и Павла во диаконов. Вместе с др. рим. клириками диаконы Стефан и Павел присутствовали на Соборе 743 г. (MGH. Leg. Conc. T. 2. P. 27). После кончины Захарии на Папский престол был возведен Стефан II (752-757), который сделал брата своим помощником и доверенным лицом. В июне 752 г. по поручению понтифика диак. Павел и примицерий нотариев Амвросий заключили 40-летний мир с лангобардским кор. Айстульфом (749-756), к-рый незадолго до того захватил визант. владения - Равеннский экзархат и Пентаполь. При помощи этого договора папская администрация надеялась остановить наступление лангобардов на Рим. Однако король не оставил попыток подчинить город: всего через неск. месяцев он потребовал, чтобы римляне платили ему дань, и вторгся на земли, находившиеся под папской властью. Осенью 752 г. диак. Павел вместе с визант. послом силенциарием Иоанном потребовал от короля освободить захваченные им города, но Айстульф отказался (LP. T. 1. P. 441-442). Не получив помощи от византийцев, папа Стефан II отправился к франк. кор. Пипину Короткому . Во время путешествия понтифика во Франкское королевство (753-754) Павел оставался в Риме. В 754-756 гг. франки вторглись в Италию, нанесли поражение лангобардам и заставили их уступить папе Римскому большую часть захваченных городов, в т. ч. Равенну. Благодаря помощи франков Папский престол не только избавился от угрозы со стороны лангобардов, но и получил бывш. визант. владения. После смерти Айстульфа Дезидерий, лангобардский дукс Тусции, попросил папу Стефана II поддержать его в притязаниях на королевскую власть. В нач. 757 г. папские представители Павел и Христофор в присутствии франк. посла аббата Фульрада заключили договор с Дезидерием, который пообещал признать власть папы Римского над Равеннским экзархатом и Пентаполем (Ibid. P. 455). Дезидерий согласился отдать понтифику бывш. визант. города, некогда захваченные кор. Лиутпрандом (712-744),- Имолу, Фаэнцу и Феррару в Равеннском экзархате и Анкону, Нуману и Озимо в Пентаполе ( Noble. 1984. P. 101). Вскоре по требованию Стефана II кор. Ратхис удалился в мон-рь, королем лангобардов стал Дезидерий (756-774).

http://pravenc.ru/text/2578523.html

Христодор Коптийский (491–518 гг.) Христодор, происходивший из египетского города Копта, писал в царствование Анастасия. Его эпические поэмы (в том числе одна на христианский сюжет) утеряны. В Палатинской антологии под его именем приводятся две маловыразительные надгробные эпиграммы (VII, 697–698) и занимающий всю II книгу антологии экфрасис, описывающий в 408 гекзаметрах 88 статуй богов, героев, а также философов, поэтов и государственных мужей как Греции, так и Рима. Жанр экфраснса, получивший развитие еще во времена второй софистики, пользовался большим распространением в ранневизантийской поэзии (например, Агафий – «На изображение архангела Михаила»; Павел Силенциарий – «Освещение купола храма св. Софии»). ОПИСАНИЕ ИЗВАЯНИЙ В ОБЩЕСТВЕННОМ ГИМНАСИИ, КОТОРЫЙ ИМЕНУЕТСЯ «ЗЕВКСИППОВЫМ» 199 (отрывки) 200 Первым стоял Деифоб, на алтарь стопы опирая, В медных доспехах, отвагой кипя, дерзновенный воитель! Так он в троянскую ночь у дверей пылавшего дома Некогда встал, Менелаю оружием вход заградивши. В точности был он подобен идущему; верно художник Сгорбленный злостью хребет изваять сумел под доспехом, – Ярое бешенство боя! Глаза исподлобья взирали, Будто следили с опаской движенья врагов подступавших; Щит округленный он шуйцей вперед выставлял, а десницей Меч высоко воздымал, и рвалась рука изваянья Плоть врага растерзать, беспощадным железом пронзая, – Если бы только природа движенье дозволила меди! Был там и муж Кекропид, громоблещущей речи искусством Дивный Эсхин. Округленные щеки под мягкой брадою В складки стянулись, как будто стоял он на площади шумной, Яростным спором волнуем, вития! Поодаль виднелся Сам Аристотель, премудрости вождь. Покоясь, стоял он, Руки перстами сплетя; однако и в меди безмолвной Мысль не утихла его, но, мнилось, в труде неустанном Вечным раздумьем была занята. Ланиты втянулись, Время усилий ума многодумного взору являя, А проницательный взор обличал высокую мудрость. Звонкоголосый меж ними вития блистал Пеанийский 201 , Мудрый родитель речей громкозвучных, во граде афинян

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАВЕЛ СИЛЕНЦИАРИЙ [Греч. Παλος Σιλεντιριος] († не ранее 566/7 и до 580, К-поль), визант. греч. придворный поэт эпохи имп. Юстиниана I . Сведения о жизни П. С. скудны. Источниками являются его произведения, краткое свидетельство его современника историка Агафия Схоластика (Миринейского) и упоминание о П. С. в визант. словаре «Суда» (X в.). Агафий Миринейский сообщает, что П. С. происходил из знатной и богатой семьи, его деда звали Флор, а отца - Кир. Силенциарий - придворная должность; в VI в. она была престижной. В ведении силенциариев находился созыв правительственных совещаний, охрана императора во дворце и за его пределами. Согласно Агафию, П. С. был примикерием имп. силенциариев, но больше всего уделял внимание науке и красноречию ( Agath. Myr. Hist. V 9. 7). Сочинение Агафия написано ок. 580 г., и о П. С. он говорит в прошедшем времени, вероятно, потому что П. С. к этому времени уже умер. В визант. словаре «Суда» (X в.) есть статья об Агафии, где сказано, что расцвет творчества Агафия и П. С. приходился на одно и то же время (Suda. A-112). В одной из эпиграмм П. С. из сб. «Палатинская антология» (Anthol. Palat. VII 668) упоминается «царь Юстин» (имп. Юстин II, 565-578); следов., П. С. застал его правление. Согласно леммам в этом сборнике эпиграмм, у П. С. были 2 дочери, Македония и Аникития. В сборнике им посвящены эпиграммы Anthol. Palat. VII 604 и IX 770. Македония умерла в возрасте 12 лет; Аникития названа девушкой на выданье. В тексте самих эпиграмм не указано, что это дочери поэта. Сочинения Поэтическое наследие П. С. состоит из 80 эпиграмм в составе Палатинской и Планудовской антологий. Ему принадлежат поэмы «Экфрасис собора Св. Софии» (Descriptio S. Sophiae) и «Экфрасис амвона» (Descriptio ambonis). Эпиграммы П. С. обычно оценивались выше, чем крупные произведения, но такая оценка во многом связана с непониманием эстетической природы позднеантичного эпоса. В эпиграммах большей частью воспеваются красота и свободная любовь, однако это скорее дань эллинистической поэтической традиции, нежели свидетельство о нравах своего времени. Есть также эпиграммы о посвятительных дарах (напр., Anthol. Palat. VI. 65, 66, 75), эпитафии (Anthol. Palat. VII. 560, 588, 604), экфрасисы природы и построек (Anthol. Palat. VI. 663; Ч. 15). Христ. мотивы, если и затрагиваются, то лишь на уровне аллюзий. Эпиграммы П. С. написаны элегическим дистихом. Приписываемая П. С. эпиграмма на пифийские горячие источники (Anthol. Palat. Append. IV 475) принадлежит перу визант. писателя Льва Хиросфакта (IX-X вв.) ( Gallavotti. 1990. P. 80).

http://pravenc.ru/text/2578575.html

Несколько лет назад мне уже приходилось писать на эту тему. Тогда в России проводился Волжский крестный ход с ковчегом, содержащим частицу мощей святого великомученика Георгия Победоносца, который имел форму руки с вытянутыми вперед мизинцем и указательным пальцем. Тогда же некоторые «ревнители благочестия» поспешили назвать ковчег «десницей сатаны». Сегодня узрели некий намек или даже прямое указание на связь с падшим ангелом в жесте протоиерея Григория Крыжановского на обложке первого номера журнала «Направо». Надо признаться, что ход с жестом был рассчитан на привлечение читателя, планировалось «зацепить». Но не только – это должно было так же побудить разобраться.      Как пару лет назад, объясняя символику этого ковчега, я писал, что любой символ может читаться только в своем контексте и никаком ином, так и сейчас обращаю на это внимание. О контекстах жеста в православной иконографии Такой жест для священных изображений не является редкостью. Христос Милостивый. Византийская мозаичная икона. 1-я пол. XII века      А связан он с древней ораторской традицией, принятой в античной культуре. Во время произнесения речи древнеримский оратор употреблял те или иные жесты. Одни жесты означали начало речи, другие – акцентировали внимание на наиболее важных словах. Этот момент упомянут и в Писании, например: «Тогда Павел простер руку отвещаваше» (Деян.: 26:1). Апостол Павел. Фрагмент новгородской иконы XIII века      Так вот, о «козе». Согласно книге «Наставления оратору» древнеримского ритора Квинтилиана, перстосложение, при котором два средних пальца подгибаются под большой, а указательный и мизинец протягиваются вперёд, называется «настоятельным жестом». Многие элементы античной культуры перекочевали в христианское искусство, в том числе и культура жестов. И тот самый жест, который так пугает некоторых православных. В иконе ораторские жесты символизируют прямую речь персонажа, проповедь. Например, византийский историк VI века Павел Силенциарий описывает алтарную завесу в храме Святой Софии в Константинополе, на которой был выткан образ Спасителя, «протягивающего персты правой руки, как вещающий присноживой глагол, а в левой руке имеющим книгу, которая ведает (содержит) божественные глаголы».

http://pravoslavie.ru/75548.html

Веским основанием для такого предположения может служить барельеф на раке из слоновой кости, найденной в городе Пула на полуострове Истрия [xi] . Усыпальница сильно повреждена ( фото 2) . Однако можно разглядеть низкий барьер прямо под изогнутыми колоннами, увенчанными архитравом. Даже если это и не является изображением алтаря храма Святого Петра, этот барельеф все же дает нам ясное представление о том, как выглядел подобный алтарь. Арочные архитравы над входом в алтарь также известны на Западе, например, в часовне св. Просдоция в городе Падуя и в часовне Санта-Мария-Матер-Домини в городе Виченца [xii] . В Константинополе свидетельств намного меньше. Имеется, однако, пример выступающей алтарной части, представленной на миниатюре, иллюстрирующей рукопись бесед св. Григория Богослова IX века, хранящейся в Национальной библиотеке в Париже [xiii] . На ней секции ограждения поддерживаются низкими квадратными столбиками; здесь нет ни колонн, ни архитрава. Вполне возможно, что эта миниатюра является копией подлинника доиконоборческого периода, потому что этот вид алтаря после Торжества православия встречается редко. В Соборе Святой Софии также выступающий алтарь. Много было попыток перестроить его внушительную алтарную преграду. Основным свидетельством этого является высокопарный стихотворный экфрасис Павла Силенциария [xiv] . К сожалению, сочиняя его, Павел не учел будущие достижения в области археологии, также как, впрочем, и паломники, оставившие свои воспоминания о посещении Константинополя. Паломники стремились поклониться иконам и святыням, присутствовать на богослужении, а не подробно изучить строение алтарной преграды. Например, Антоний Новгородский сообщает нам только то, что Царские врата оставались открытыми, когда пели заутреню [xv] . Однако из стихотворения Павла Силенциария ясно, что в Соборе св. Софии был архитрав по крайней мере в передней части алтаря. Он был достаточно широким, чтобы возжигатель свечей мог добраться до стоявших на архитраве светильников. Дважды по шесть серебряных колонн поддерживали этот архитрав.

http://bogoslov.ru/article/5350584

Павел Силенциарий, описывая алтарную преграду св. Софии в Константинополе, отмечает, что на архитраве были изображены в дисках Христос, склонившиеся к нему ангелы, Мария, пророки и апостолы. В каком точно порядке были расположены эти полуфигуры, Павел Силенциарий не указывает. Он только говорит о центральном положении медальона с образом Христа. Если принять наиболее убедительную реконструкцию Ксидиса, то длина архитрава алтарной преграды в Софии Константинопольской была равна примерно 31,88 м либо 37,68 м (в обоих случаях я учитываю архитравы и боковых фасадов алтарной преграды). Чтобы равномерно разместить на архитраве такой длины медальоны с полуфигурами святых, необходимо было дать одиннадцать медальонов на фронтальной стороне алтарной преграды и минимум по семи на ее боковых частях. Тем самым становится вполне понятным свидетельство Павла Силенциария об изображении в медальонах не только Христа, Марии и ангелов, но и апостолов и пророков. Не прибегая к последним, невозможно было заполнить такое количество медальонов полуфигурами святых. Сколько было представлено на архитраве ангелов, какие из пророков и апостолов были здесь выбраны – этого мы, по-видимому, никогда не узнаем. Но весьма вероятно, что среди упоминаемых Павлом Силенциарием пророков был изображен и Иоанн Креститель, фигурирующий в литургии Иоанна Златоуста не только как предтеча, но и как пророк. Тогда наиболее логичным местоположением этого образа был бы ближайший к Христу правый медальон. Если принять эту гипотезу, то архитрав алтарной преграды Софии Константинопольской украшал «Деисус», что само по себе весьма вероятно. Ведь эта композиция воплощала в наиболее чистой форме идею заступничества, и где, как не на алтарной преграде главного константинопольского храма, имело смысл отвести ей центральное и самое почетное место. Точно неизвестно, в какой технике были выполнены изображения на архитраве Софии Константинопольской. Так как, по свидетельству Павла Силенциария, колонны алтарной преграды были обложены серебром, то, вероятно, аналогичную технику применили и к архитраву.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/tri-frag...

Азия). Завершается «Экфрасис собора Св. Софии» обращением к патриарху Евтихию (стихи 971-1024), к-рый изображается как единомышленник и соратник имп. Юстиниана. Молитва патриарха охраняет город и всю державу. «Экфрасис амвона» читался на др. день; он открывается коротким ямбическим вступлением о новом празднике. В гекзаметрической части автор обращается к святым, к-рых призывает присоединиться к общему хору празднующих. Со ст. 50 подробно описываются конструкция амвона и материалы, из к-рых он построен. В стихах 111-112 упоминается детский хор, располагавшийся под площадкой амвона, который сравнивается с островом, соединенным с материком узким перешейком. Экфрасис завершается кратким заключением (стихи 297-304), содержащим похвалы имп. Юстиниану и молитву к «свету Троицы» о храме, царе и обо всем городе. Реконструкции отдельных элементов декора Св. Софии по описанию П. С. представлены в работе С. Ксидиса ( Xydis. 1947). О точности описания Св. Софии у П. С. свидетельствует Агафий Миринейский, рекомендуя обращаться к его сочинению всем, кто хотят, но не могут увидеть собор воочию ( Agath. Myr. Hist. V 9.8). Однако экфрасис не является искусствоведческим комментарием к архитектурному замыслу, воплощенному в Св. Софии, а самостоятельным произведением искусства со своими художественными задачами, главная из к-рых - прославление имп. Юстиниана через его творение. Лит.: Xydis S. The Chancel Barrier, Solea and the Ambo of Hagia Sophia//The Art Bull. Phil., 1947. Vol. 28. Pt. 1. P. 1-24; Fletcher I., Carne-Ross D.-S. Ekphrasis: Lights in Santa Sophia, From Paul the Silentiary//Arion. Boston, 1965. Vol. 4. N 4. P. 563-581; Viljamaa T. Studies in Greek Encomiastic Poetry of the Early Byzant. Period. Helsinki, 1968; Whitby M. The Occasion of Paul the Silentiary " s Ekphrasis of S. Sophia//The Classical Quarterly. Camb., 1985. Vol. 35. N 1. P. 215-228; idem. Paul the Silentiary and Claudian//Ibid. N 2. P. 507-516; Mango C. The Art of the Byzant. Empire, 312-1453. Toronto, 1986; Macrides R., Magdalino P.

http://pravenc.ru/text/2578575.html

В большинстве случаев внешняя часть покрова украшалась крестом или крестами с орнаментами. Декор был весьма разнообразен, что хорошо видно при сравнении изображений алтарных престолов в мозаиках «Жертвоприношение Авеля и Мельхиседека» из Сан Витале в Равенне (VI в.) и «Причащение апостолов» из Софии Киевской (XI в). Однако предалтарные иконы-антепендиумы в Византии, несомненно, существовали, хотя и не являлись канонически обязательными. Можно привести неопровержимые документальные и археологические свидетельства. При этом антепендиумы могут быть отмечены в главных храмах империи. Вероятно, именно такая тканная икона, расположенная по сторонам алтарного престола Софии Константинопольской, была описана в 563 г. Павлом Силенциарием 172 . Многие исследователи некритически повторяли старое мнение Дюканжа, относившего описание Павла Силенциария к завесам кивория 173 . Однако специально проанализировавшие текст Иозеф Браун, Пауль Шпек и Томас Метьюз убедительно показали, что речь идет об алтарных покровах, значительно более вероятных как с лингвистической, так и историко-литургической точки зрения 174 . Суммируя содержание многословного византийского экфрасиса 175 , выделим основные особенности алтарной ткани и ее иконографической программы. По всей видимости, фигуративные изображения находились на трех пеленах, закрывавших лицевую и боковые стороны престола. Многие изображения были вышиты золотыми и серебряными нитями, при этом использовались и разноцветные шелковые нити. Наряду с доминирующим золотом важную роль в цветовом решении играл пурпур, что вполне согласуется с представлением о главном алтарном престоле империи, украшения которого, несомненно, являлись императорским даром. В центре предалтарного покрова был представлен Христос, благословляющий и держащий Евангелие в левой руке. По сторонам стояли апостолы Павел с книгой в руке и Петр, держащий «изображение креста на зачатом жезле». Три главных образа, воплощавших идею Теофании и «Передачи закона» (Traditio legis), обрамляла трехчастная арка, имевшая вид «золотого храма», по всей видимости, символизировавшего Небесный Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

далее... В 1827 году при обследовании гробницы святого Кутберта в кафедральном соборе Дарема среди архиерейских облачений был обнаружен фрагмент византийской ткани с надписью на греческом языке. Варварское, по свидетельствам очевидцев, вскрытие мощей, организованное протестантами с целью " разоблачения суеверий " , подтвердило историческую связь английского христианства с Православием. далее... Вопрос о происхождении и возрасте Земли, Луны, Солнца, планет, звезд и их скоплений и всей Вселенной в целом весьма существенен для выработки человеком своего мировоззрения. Мы рассмотрим некоторые возможные ответы, дававшиеся наукой прошлого и наукой современной, и сравним их с Библейским учением о Творении, неизменно сохраняемым в течение тысячелетий. Сразу же отметим, что создатели науки Нового времени, начиная с Коперника и Галилея, полностью принимали откровение книги Бытия о шестидневном сотворении мира. далее... На Святой Афонской Горе вблизи Кареи, в небольшой келии в честь Успения Пресвятой Богородицы, в 982 году подвизались старец со своим послушником. Одним субботним вечером, 10 июня, старец отправился на всенощное бдение в храм Протату, дав послушнику благословение не отлучаться из келии и самому вычитать всенощную. Едва стемнело, как в дверь кто-то постучал... далее... " Как среди морских волн возвышается остров, украшенный колосьями и виноградными листьями, цветистым лугом и лесистыми холмами, так посреди обширного храма зрится высокий амвон, состоящий из мраморов, испещренный цветниками камней и красотами искусства " , - говорит византийский поэт Павел Силенциарий об амвоне храма Святой Софии. Николай Месарит (XII век) сравнивает храм Двенадцати Апостолов в Константинополе с рекой, питающей всех жителей византийской столицы. далее... Молясь нашим святым, нам следует всегда помнить: молитвенная связь с теми, к кому мы обращаемся - не какая-то условность, но вечно новая реальность, не устающая потрясать нас своим чудесным нарушением влекущих наш дух долу законов " мира сего " . Пример тому - небывалые чудеса и исцеления от простой бумажной иконки святого царя Николая, ставшие ныне уже несомненной и славной страницей в новейшей истории русской Церкви.

http://pravoslavie.ru/1422.html

По словам Л.Ниса, «он либо совершенно не умел описать ее, либо нарочно проигнорировал» 363 , что маловероятно. Скорее всего, имеются в виду изображения в отдельных медальонах. Таким образом, алтарная преграда Св. Софии имела на своем архитраве изображения в медальонах, относительно формы которых у исследователей не возникает разногласий. Очевидно, что на центральном диске был изображен Христос. Дискуссии ведутся о способе расположения остальных фигур. После описания центрального изображения (ст.693– 694) Павел Силенциарий называет ангелов, пророков, апостолов и Богоматерь. При всей риторической подробности этого текста, ознозначная реконструкция только на его основе невозможна. Прежде чем перейти к рассуждению о самой изобразительной программе на преграде Св. Софии, следует рассмотреть еще один памятник. Из церкви св. Полиевкты в Константинополе происходит первый реально сохранившийся образец изображений на темплоне. Сама церковь была построена в первой половине V в. и существенно переделана между 524 и 527 гг. В 1960-х годах во время раскопок на ее месте (теперь Sarachane) были обнаружены мраморные прямоугольные рельефы с полуфигурными изображениями Христа, Богоматери с Младенцем и апостолов (размеры каждой панели в среднем 37 на 35 см). Датируется эта серия рельефов по стилистическим аналогиям концом VI или VII в. 364 . Кроме того, как было замечено Л. Нисом 365 , terminus ante quem следует уже из самой сохранности памятника; хотя церковь Полиевкты полностью существовала еще в XIII в., разрушение ликов на всех панелях говорит несомненно о том, что сделаны они были в доиконоборческое время. Вокруг этого памятника группируются несколько проблем. Во-первых, следует признать, что рельефы представляют собой действительно остатки декорации темплона. Это подтверждается полировкой оборотной стороны и характером выполнения низа каждой панели, подразумевающим наличие специального крепления, так что рельефы должны были увенчивать некоторую архитектурную форму, скорее всего архитравную балку темплона.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010