Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Монастырь святого Павла   Монастырь святого Павла     Для тех из наших читателей, которые, быть может, незнакомы с монастырем святого Павла, мы расска­жем о нем в двух словах.     Общежительный монастырь святого Павла располо­жен в западных предгорьях Афона, около бурного пото­ка, текущего с его вершины, среди дикой и величествен­ной природы. Почти весь год, за исключением нескольких дней, снег покрывает глубокие складки вершины Афона. Поэтому мы с полным основанием можем назвать монастырь свя­того Павла заснеженным.     Предание говорит, что монастырь был основан в X ве­ке святым Павлом Ксиропотамским в последние годы его жизни, потому что подвижник искал большего без­молвия, не находя его среди забот в первом своем мо­настыре — Ксиропотаме. Святой Павел был царевичем, сыном императора Михаила Рангаве. Сколько царей и их детей в ходе истории покидали суету мирскую, про­меняв царские почести на простую и скудную монаше­скую жизнь!   По-видимому, святой Павел вначале основал небольую обитель, которая просуществовала до XIV века, монастырь перестроили два его родных брата: Гера­сим и Антоний, воздвигшие красивые постройки и пере­евшие ему различные метохи.   Монастырь Ксиропотам ризнал независимость и самоуправление монастыря пятого Павла с тем условием, что, если тот когдалибо апустеет, его имущество перейдет в ведение материй­кой обители.     В После времен упадка и исторических злоключений благодетелем и преобразователем монастыря стал архиандрит Анфим Комнин, известный как друг патриарха Грригория V и молдовского господаря Михаила Сутсу. архимандрит Анфим занимал пост игумена с 1816 по 1820 год. Он вдвое расширил постройки, построил высоую северную стену и колокольню, заложил основание нового кафоликона.     В 1839 году монастырь святого Павла был преобразоан в общежительный, а игуменом его стал иеромонах Стефан из Дионисиата.     Первый кафоликон был построен в XV веке сербским деспотом Георгием I Бранковичем в честь святого вели­комученика Георгия, которого и до сих пор особенно почитают насельники монастыря. Быть может, остатком этого древнего храма является церквушка, расположен­ная на скале, на северном склоне горы.

http://isihazm.ru/1/?id=895

Братство. Хиландарская обитель была прежде чисто Сербской; она и назначена первоначально для этого славянского племени. Но теперь она сделалась Болгарской, потому что иноки её – большей частью Болгарского племени; есть в ней Греки, Валахи, Русские. Между этими разными племенами Сербы господствуют только по имени и старой памяти. Содержание. Хиландарь владеет, на северном конце св. горы, почти половиной её. Владения его простираются к северо-востоку до перешейка Афонского, к западу, через горный хребет, до монастыря Зографа, к югу – до Есфигмена и почти Кареи. Не смотря на такие значительные владения на самой горе Афонской, монастырь беден; потому что он не владеет никакими участками и имуществом в княжествах. Хиландарь относится ныне к числу штатных монастырей св. горы, и управляется Епитропами. 11. Монастырь св. Павла Местоположение монастыря. Монастырь св. Павла находится на юго-западной стороне Афонской горы, при подошве Афона, имеющего отвесную к нему сторону, на одной из отшатнувшихся от горы скал, между двумя протоками, из коих один, самый большой на св. горе, течет с самой вершины горы Афона. Он лежит к западу от лавры Св. Афанасия и отстоит от нее на пять часов ходу, от Кареи – на десять, а от моря – не более полчаса. Основание. Монастырь основан почти в одно время с Афанасьевой лаврой св. Павлом, бывшим игуменом Ксиропотамским, от которого получил и название свое. Основатель его, – царственного рода, сын Императора Греческого, Михаила Рангаве и супруги его Прокопии, дочери Императора Никифора Фоки. Возжелавши посвятить жизнь свою на служение Богу, юный царевич Павел удалился на Афонскую гору и стал подвизаться в пещере, на берегу моря, не далеко от настоящего монастыря. Набеги морских разбойников заставили его удалиться на место, где теперь монастырь. Здесь скоро образовался скит, около церкви Сретения Господня, построенной св. Павлом, который однако же не остался в этом скиту, а удалился несколько выше на поток Ксиропотам, где основал новую обитель сорока Мучеников. Между тем, прежний скит его, покровительствуемый царями Греческими, сделался скоро монастырем. Остаток дней своих св. Павел провел в прежней пещере прибрежной, в пустынном безмолвии.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

МАКСИМ КАВСОКАЛИВИТ [Максим Кавсокалив] (ок. 1270 - ок. 1365), прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 13 янв.), один из наиболее выдающихся афонских подвижников-исихастов XIV в. НЕОФИТ прп. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 21 янв.), просмонарий Ватопедский НИКИТА СЕРСКИЙ [Агианнанит)] (между 1760 и 1770 - 1808), сщмч. Афонский (также Славянин (рус.), Свято-Аннинский, Новый (греч.), Арванит (албан.)) (пам. в Соборе Афонских святых, в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря; пам. греч. 4 апр. и в Соборе Свято-Аннинских святых (3-я неделя по Пятидесятнице)) НИКИФОР УЕДИНЕННИК [также Никифор Итал, Никифор Исихаст, Никифор Монах, Никифор Афонский] (XIII в.), афонский монах, автор включенного в «Добротолюбие» аскетического сочинения, прп. (пам. - во 2-ю неделю по Пятидесятнице в Соборе всех преподобных и богоносных отцов, во Св. Горе Афонской просиявщих) НИКОДИМ (ок. 1270 - 1324), свт., архиеп. Сербский (пам. 11 мая, в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей - 30 авг.) НИКОДИМ († ок. 1319), прп. (пам. в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 11 июля), наставник свт. Григория Паламы НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИФОНТ [Нифон] (ок. 1315-1411), прп. Афонский (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе всех Афонских преподобных; пам. греч. 14 июня) НИФОНТ II († 11.08.1508), патриарх К-польский (кон. 1486 - нач. 1488; лето 1497 - лето 1498), свт. (пам. 11 авг. и в Соборе Афонских преподобных) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам

http://pravenc.ru/rubrics/128841.html

То было незабываемое путешествие Отец Герасим был в центре внимания, он стал центром притяжения для всех студентов, и он был очень тронут при виде множества молодых людей верных Христу. На корабле он совершал вечерни и Божественные литургии. Позднее в одном из своих писем написал: «Студенты пели с таким покаянным чувством, что казалось, будто ангелы Небесные следовали за нашим кораблем, пели и праздновали вместе с нами». Вдали на горизонте начал появляться величественный пик Афона. Отец Герасим вернулся на свою любимую духовную родину со своим постоянным спутником – с серьезной болезнью сердца. Теперь для жития ему не подходили ни пещера преп. Афанасия, ни пустынь свят. Василия. Куда было идти? «Скажи мне Господи путь, воньже пойду» ( Пс.142:8 ), – горячо молился он. И Господь указал путь, который привел его в любимую обитель – в Святопавловский монастырь с тем, чтобы он мог провести там последние годы жизни в мире и покаянии. Занесенный снегом Святопавловский монастырь Мы воспользуемся возможностью кратко рассказать о Святопавловском монастыре тем читателям, которые, возможно, не знакомы с ним. Святопавловская обитель расположена у западного основания Афона на берегу низвергающегося с вершины потока среди девственной и величественной природы. В течение всего года, за исключением нескольких летних дней, на вершине Афона в глубоких трещинах на ледниках лежит снег. Поэтому мы и называем Святопавловский монастырь занесенным снегом. Из предания известно, что он был основан преподобным Павлом Ксиропотамским (IX век) в последние годы его жизни, когда, подвизаясь в большом монастыре Ксиропотам, он стал искать места потише. Преп. Павел был сыном Императора Михаила Ранкавея. Сколько же Царей и Цесаревичей в прежние времена оставляли тщету этого мира и сменяли Царское звание на простую и смиренную монашескую жизнь! Святопавловский монастырь просуществовал до XIV века. Два аристократа, Герасим и Антоний, родные братья, восстановили его, возведя прекрасные здания, дополнив строения различными пристройками. Монастырь Ксиропотам признал независимость и самоуправление Святопавловского монастыря с условием, что если когда-нибудь он придет в упадок, то вернется под управление Ксиропотама.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Впрочем, расставаясь с судьей и желая утешить его, прот сказал ему, что на предстоящем празднике Рождества Христова он будет высматривать искомого им монаха и, может быть, встретит его. По обычаю того времени все святогорцы собирались в Карейскую лавру трижды в год (в Рождество Христово, Пасху и Успение Пресвятой Богородицы), составляли там совокупный праздник, утешали себя приобщением пречистых, животворящих Христовых Таин, подкрепляли постнические свои силы общей трапезой и потом расходились по своим обителям. Итак, когда все святогорцы собрались в протат, прот в некоем иноке Варнаве действительно признал внешние приметы друга воеводы Никифора, но Варнава был простец, а друг Никифора — муж ученый. Для лучшего дознания истины, прот решился устроить Варнаве испытание. Он приказал канонарху, чтоб Варнаве, после 3-й песни, назначено было чтение для братии [ 181 ]. Варнава извинился, что не знает грамоты, и то же утверждал старец его, говоря, что он едва выучил начало первого псалма, и просил прота, чтоб он назначил другого чтеца. Но прот велел Варнаве читать, как он может. Преподобный начал читать, складывая по слогам, как дитя. Тогда прот стал угрожать ему епитимьей, если он не будет читать, как действительно может. Тут Афанасий, связуемый страхом запрещения, не мог более скрываться, повиновался поставленной от Бога власти, разрешил благоглаголивый свой язык и стал читать с такой мудростью, так сладко и витиевато, что весь лик старцев, смотря на него и слушая его, изумлялся, а мнимый преподаватель, старец его, сначала удивился слышимому от мнимого ученика своего и ужаснулся — потом заплакал от умиления, стыдился своего учительства и с тем вместе славил и благодарил Господа Бога, сподобившего его быть учителем такого мудрейшего мужа. Когда Афанасий окончил чтение и, по обычаю, положил на оба клироса поклоны, — встали все отцы и сами поклонились ему. А один из почетнейших отцов святогорских — Павел Ксиропотамский [ 182 ] — ко всему собору отцов стал в духе пророческом говорить об Афанасии так: «Братие! Этот брат, пришедший в Гору сию после нас, по добродетели — впереди нас, и в самом Царствии Небесном будет выше нас славою, ибо станет начальником этой Горы, многих направит ко спасению, и все будут повиноваться ему».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Грустно было императору расстаться с божественным Павлом, к которому питал он самое глубокое уважение и родственную любовь, но Роман не решился удерживать его при себе против собственной его воли и желания. Он сказал только: — Не хотелось бы мне, святой отец, разлучаться с тобою, доколе я жив, потому что ты много доставил мне утешения и был руководителем в путях спасения, но насильно удерживать тебя не смею. Прошу только об одном: возьми сколько угодно моих сокровищ и расточи их по бедным, в поминовение души моей. — Государь! — отвечал на это Павел, — не нуждаюсь я в твоих сокровищах и не могу раздавать их: есть множество нищих и здесь — призирай их сам. Впрочем, если желаешь оставить вечную по себе память, благословение и молитвенную помощь душе твоей за гробом, — возобнови на Святой Горе монастырь, основанный царицею Пульхерией и ныне пиратами превращенный в развалины. Предложение преподобного было принято с удовольствием и радостью. Император из собственных сокровищ отпустил суммы на возобновление монастыря, поручил это дело своим поверенным, и Ксиропотам с тех пор — в достойной царственного ктиторства красоте и великолепии. Не довольствуясь этим, Роман для освящения храма в новой обители назначил сына своего Феофила, занимавшего тогда кафедру Константинопольской церкви. И этого мало: в изъявление особенного своего благоволения и внимательности к святому Павлу царь при отбытии его из Коснтантинополя ввел его в свою сокровищницу и предложил ему в напутствие бесценный и Божественный дар — значительного размера часть животворящего древа Креста Господня. Сам император в своей грамоте, данной на имя святого Павла, говорит об этом так: «С некоторыми из вельмож моих, войдя в царскую мою сокровищницу, я между частицами древа животворящего Креста нашел более других значительную, достойную удивления, — особенно тем, что на ней и доныне виден незабвенный памятник Владычней страсти — отверстие, где была пригвождена Божественная плоть Господа моего, в очищение грехов наших, и где струилась пресвятая Его кровь. Длина и поперечник этой частицы в локоть с лишком, а ширина — в меру двух сложенных перстов, толщины же — в один перст; весу в ней сто драхм. Это святое сокровище, это страшное знамение Небесного Царя, долженствующее явиться на небе пред пришествием Сына человеческого на суд живых и мертвых, это Божественное орудие спасения нашего я с любовью пожертвовал преподобнейшему Павлу Ксиропотамскому, в неотъемлемую собственность обители, на мое царское иждивение возобновляющейся, — пожертвовал до того времени, когда приидет Господь. Требую, чтобы этот дар отпущен был с церковными и военными почестями, а положат его пусть во святом алтаре, в освящение и утверждение царской нашей обители».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

1433 Монастырь, называемой Филостей, ибо строитель его был Филостей. – Филофея монастырь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Получил название по имени афонского подвижника Филофея, основавшего обитель в XI в. 1434 Когда Христос вознесься на небеса и апостоли метнуша жребий... По ея словесы все идолы пали и перекололись, и бесов всех изгна, и чудодействия не ста. – Яким Васильев пересказывает апокриф о путешествии Богородицы на Афон, известный еще в древнерусской книжности под названием «Воспоминание отчасти святыя горы Афонскыа, како наречена бысть свята гора и коих рады дел прозвася». 1435 Посему и называются святогорские монастыри по жребию Пресвятыя Богородицы. – Здесь автор отсылает к традиции называть Святую гору Афон уделом Пресвятой Богородицы. 1436 ...на самой верх горы Афона, где есть храм Преображения Христова. – Небольшой храм Преображения Господня на самой вершине Святой горы, как и окрестные скиты и кельи, находится в ведении лавры Афанасия Великого . 1437 Монастырь, называемой Павловиат, ибо его начал строить преподобный Павел. – Монастырь св. Павла в честь Сретения Господня (кон. IX в.). Назван по имени основателя, царственного инока Павла Ксиропотамского (в мире Прокопий), сына греческого имп. Михаила Куропалата и его жены Прокопии. 1438 ...началной храм великомученика Георгия и крест, подаренной царем Костянтином, на нем вырезаны из костей разные Господские празники. – В сообщение паломника вкралась ошибка: собор монастыря Св. Павла посвящен Сретению Господню, где хранится большой напрестольный деревянный крест, по преданию, принадлежавший императору Константину Великому . С обеих сторон крест обложен 50 небольшими иконами. А святому великомученику Георгию посвящен один из монастырских приделов. 1439 И тамо лежат принесенные в Вифлеем Христу дары от персидских волхвов, или царей: злато, и ливан, и смирна. – В соборе Сретения Господня хранится часть злата, ливана и смирны, принесенных волхвами в Вифлеем младенцу Иисусу. Эту святыню монастырю в 1470 г. пожертвовала Мария, дочь последнего деспота сербского Георгия Бранкована и супруга султана Амурата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Стоит же обитель сия между двумя потоками, от них же един меньший абие есть созади монастыря, другий же страшный и превеликий мало подалее на полудень пред монастырем. Он начинается из-под верха великаго Афона и досязает даже до моря; во время зимы с страшным и великим шумом и громом превеликое катит камение. Тамо при потоке и вертоград монастырский со изобилием воды и зелий питомых, и с горницею и келиею, в ней же сидит вертоградарь. Тут недалече на холме и гробница с церковию, идеже погребаются иноцы. Имать же изобилие и иных вод внутрь монастыря и вне, понеже стоит под самою высотою Афона. Недалече бо пред вратами монастырскими и мельница, идеже монахи перут (моют) своя одежды, и инный садок у основания монастыря в потоце, идеже суть померанцевыя и разныя древеса. Имать же обитель сия низу на брезе морском и пристанище, или арсенал изрядный, в нем же иноцы хранят свои ладьи и сети, и прочая нуждная и потребная к морскому художеству, и горницы ко упокоению, и источник воды пред вратами сладкой и холодной к утолению жажды. В сем монастыре теснота и темнота, и несть двора; но весь он аки под единым покровом зрится быти каменным... церковь в нем великая изрядна есть, четырмя столпами зданными поддержима, четверостенна, выкатов в крылосах неимущая, долгая в двадесять четыре обычных ступеней (шагов), широка же в шестьнадесять, с двумя папертьми, вся зело иконописанна с подписями Болгарскими... Кроме ея обретается тамо древняя церковь малая в честь Стретения Господня, созданна от св. Павла, егда еще его тамо точию скит бяше, ныне же присовокупленна, к великому алтарю от страны левой». В этом описании я узнал нынешнюю обитель преподобного Павла афонского. Косогорное место её нимало не изменилось. Налево от него, если стать тылом к морю, течёт поток, направо к самому верху Афона взбегает сухопоток ΚΣΗΡΟΠΟΤΑΜΟΣ, наполненный мраморными камнями, большими и малыми. По имени этого сухопотока, по которому, однако при мне быстро и шумно текла вода из-под оного верха, вся местность под Павловским монастырём издревле называлась Ксиропотамом: что доказывают и дееписания её 2 . От неё и преподобный Павел прозывался Ксиропотамским. Но ежели не изменилась природная местность, о которой шла речь, то несколько изменилась внутренность монастыря. Соборная церковь св. Георгия, описанная Барским, уже не существует: от неё остались только паперть и притвор. В монастыре ещё тесно и темно; но он уже не зрится быти аки под единым покровом каменным, потому что в нём открыт двор, на котором достраивается большой мраморный Собор в память Стретения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

XI. Поездка в монастырь Свято-Павловский и мои занятия в нём. (1845 год) Местность Его. Тут древле почитаем был Аполлон, покровитель юности. – Основатель монастыря Павел Ксиропотамский. Судьба сей обители. – Редкости в библиотеке её, именно: Апостол, перевода ресавского, и слова Киевского Митрополита Григория Цамблака. – Архив. Святыни: Животворящее древо, Крест (будто бы) Константина Великого , Образ Богоматери 829–842 гг., Икона её под названием Нисиотисса. Складни с многими живописными образками. Число монахов. Имения монастыря и доходы его. – Характеристика игумена Софрония. Октября 8. Понедельник Готов. Еду. Поехал, – но не по опасному морю, а по безопасному, хотя и трудному, сухопутью, дабы разглядеть местности Афона и наметить их на карте. Меня, как Митрофанушка в известной комедии, повели извозчики, и свели по крутоярью к морю в Дафну. Тут пристань весьма глубока, но для судов не надёжна. На Приморском краю её стоят карантин и таможня. Мы проехали мимо их и остановились у первого потока, который в дождливое время клубится тут, как жемчужный водопад, остановились, чтобы осмотреть развалины монастыря св. Николая, иже в Дафне, который существовал ранее 730 года по Р.Х. 1 Развалины эти едва видны среди выросшего на них кустарника и разного былия. По ним я не составил никакого определённого понятия об этой малой обители, древнейшей на Афоне, и продолжал свой путь, прилагая к нему свой ум по наставлению пророка. Мул подо мною идёт самою твёрдою поступью по безлесной горе, подвигаясь выше и выше к хребту Афона: а я сижу на нём, замечаю лучшие места и черчу карту. Вот направо от дороги, гораздо ниже её и ближе к морю, между первым и вторым сухопотоком видна масличная рощица, а близь неё между вторым и третьим сухопотоком зеленеют виноградники на местности, называемой Карвáсара. Вот тропа моя взвилась до гребня горы, от которого сбегают к морю ещё два сухопотока, и тут же понизилась, и потом разлеглась почти ровно. В начале ровного поворота её к Симонопетрскому монастырю виден святой верх Афона. Здесь я вдоволь налюбовался неописанным величием его, и, вообразив на нём статую Зевеса, произнёс стихи Пиндара из четвёртой оды его:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

м. получили не только обычные денежные пожертвования, но и многочисленные рус. богослужебные книги. В 1688 г. архим. Исаия доставил в Москву грамоты К-польского и Сербского патриархов с просьбой об организации военной кампании против Османской империи. На обратном пути он был арестован турками, но затем освобожден благодаря вмешательству рус. дипломатов. Последнее обновление грамоты Алексея Михайловича было сделано имп. Елизаветой Петровной в 1754 г.: она приняла от архим. Анатолия частицы Животворящего Древа, выделила 3 тыс. р. на нужды мон-ря и 1 тыс.- лично Анатолию, а также подтвердила право братии мон-ря приезжать в Россию для сбора милостыни раз в 5 лет (подлинник грамоты хранится в б-ке мон-ря). К нач. XVIII в. П. м. обеднел и был вынужден отдавать под залог др. мон-рям церковную утварь и книги из б-ки ( Леонид (Кавелин). 1875. С. 29). В сер. XVIII в. П. м. стал греческим. Во 2-й пол. XVIII в. его активно поддерживали к-польские греки. В сер. XIX в. насельниками П. м. были в первую очередь выходцы с Ионических о-вов, находившихся в соответствии с условиями Парижского мирного договора 1815 г. под брит. протекторатом. В 1815-1820 гг. архим. Анфим (Комнин) осуществил реконструкцию мон-ря и значительно расширил его земельные владения. Однако в 1821-1830 гг., когда на Афоне были расквартированы тур. гарнизоны, братия была вынуждена почти полностью бежать на о-в Эгина. В 1839 г. П. м. из особножительного был преобразован в общежительный. В нач. XX в. мон-рь сильно пострадал сначала от пожара (4 янв. 1902), а затем от наводнения (13 сент. 1911). В 1950-1959 гг. в П. м. под редакцией библиотекаря мон-ря Феодосия Агиопавлита выходил историко-просветительский ж. «Св. Павел Ксиропотамский» (Αγιος Παλος Ξηροποταμτης). От П. м. зависят 2 скита: Новый скит в честь Введения во храм Пресв. Богородицы и скит во имя вмч. Димитрия (Лаку, Лаккоскити). Монастырский комплекс Двор мон-ря св. Павла. Виньетка карты Афона Н. Е. Ефимова. 1835 г. (Геннадиев-ская б-ка, Афины) Двор мон-ря св.

http://pravenc.ru/text/2578598.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010