1. Святой Анны, принадлежит Лавре святого Афанасия, возник в XI веке, имеет до 61 келлии, в которых пребывает до 238 иноков, почти исключительно греков, соборный храм во имя святой праведной Анны (25 июля). 2. Кавсокалийский, во имя Пресвятой Троицы, принадлежащий той же Лавре святого Афанасия, устроен в XIV веке, имеет до 39 келлий, в которых живёт до 95 иноков почти исключительно греков, соборный храм во имя Святой Троицы. Название монастырей Век основания или возобновления Число братства Количество десятин земли на Афоне Количества метохов вне Афона Количества скитов Количества келлий и калив Количество дохода за скиты и келлии Сумма: рублей, полученных из России Количества взноса в Протат Общая приблизительная оценка состоятельности Общежительные: Дионисиатский 80 Средний Кутлумушский 80 Бедный Каракальский 70 Бедный Симонопетровский 55 Бедный Павловский 00 Бедный Ксенофский Основан в X, обновлён в XIX при помощи России 45 Средний Григориатский 20 Средний Есфигменский Основан в V, обновлён в XI 50 Бедный Кастамонитский 85 Бедный В. Штатные Лавра св. Афанасия 75 Богатый Ватопед Основан в IV, возобновлён в X 120000 50 Очень богатый 120000 50 Богатый Пантократорский 95 Бедный Ксиропотамский Основан в V, возобновлён в X 25 Богатый Дохиарский 70 Средний Филофеевский Возобновлён в XI 05 Средний Ставроникитский Возобновлён в XVI 35 Бедный 3. Димитровский, принадлежит Ватопедскому монастырю, происхождения древнего (но точно время неизвестно), имеет до 23 келлий, в которых живут до 60 человек почти исключительно греков, соборный храм во имя святого великомученика Димитрия Солунского (26 октября). 4. Предтеченский, принадлежащий Иверскому монастырю, возник в XVI веке, имеет до 10 келлий, в которых живёт до 40 иноков почти исключительно греков, соборный храм в честь усекновения главы святого Иоанна Предтечи. 5. Пантелеимоновский, принадлежащий Кутлумушскому монастырю, возникший в XVIII веке, имеет 23 келлии с 60 иноками, соборный храм во имя святого великомученика Пантелеимона (27 июля).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

21 сентября. Посетил обитель кутлумушский игумен Дамаскин. 9 октября. В первом часу дня из-за восточного мыса горы показался французский крейсер. Это ехал давно ожидаемый на Афоне главнокомандующий восточным солунский фронтом французский генерал Д’Эспере. В монастыре приготовились к встрече: выкинули флаги французский, русский и греческий; разостлали ковры к собору, усыпали их цветами и лавровым листом. Но пароход остановился вдали от обители, против Ксиропотама, время шло – никто с парохода к нам не ехал; братия пообедали; наконец стало известно, что генерал высадился на ксиропотамскую пристань, посетил тамошнюю обитель и отправился на Карею. Вскоре вслед за ним ушёл за гору и крейсер. Тогда ковры убрали, но всё ещё была надежда, что генерал может заехать к нам после посещения им знаменитых греческих обителей. На Карее господину Д’Эспере была оказана царская встреча. По обычаю гости посетили сначала протатский храм, затем был торжественный обед от членов Протата. Побывав в Кутлумуше, Ивере и Ватопеде, главнокомандующий отправился обратно в Салоники, не заехав в Русскую Пантелеимоновскую обитель. В тот же день вечером на нашем пароходике отправился на Каламарию протоиерей Ф.И. Титов. С ним вместе поехали иеромонах Симон и андреевский иеромонах Антипа. После ужина о. протоиерей пришёл в гостиничный зал, где уже собрались некоторые из старшей братии. Поблагодарив о. игумена за радушное гостеприимство, о. Феодор со слезами на глазах сказал небольшую речь, в которой высказал, как ему трудно покидать обитель, в которой он так долго прогостил, пользуясь всеобщим вниманием и попечением; затем он сделал земной поклон о. игумену, прося его молитв и благословения. После стали прощаться с о. протоиереем все присутствовавшие. По дороге из гостиницы на пароходную пристань многочисленная братия прощалась и брала благословение от отъезжающего. На пристани пришлось несколько подождать, так как не успели на пароходе развести пары. Вообще, проводы были очень сердечные. Такое многочисленное собрание братии редко бывало раньше и при отъезде епископов. По обычаю звонили во все колокола. Цель поездки иеромонахов Симона и Антипы – представиться сербскому королю, поднести ему иконы и объяснить положение русского монашества на Афоне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о дарованиях Святаго Духа Незадолго до своей смерти палестинский подвижник Савва Освященный 345 сказал своим ученикам: – Через много лет сюда придет поклониться царский сын из Сербии, который будет носить мое имя – Савва. Ему вы отдадите икону Пресвятой Богородицы «Млекопитательница». Когда он поклонится моему гробу, на него упадет мой жезл, который вы дадите ему как благословение, чтобы он правил народом Божиим. Когда об этом услышал преподобный Иоанн Дамаскин 346 , который подвизался в Лавре Саввы Освященного, то просил, чтобы тому же человеку, святому Савве Сербскому , была передана и икона «Троеручица», исцелившая его усеченную руку. И действительно, случилось так, как предсказал преподобный. Когда примерно через шесть веков в Святые Места пришел поклониться святой Савва Сербский , он получил две иконы и жезл, которые и перенес в келлию Преображения в Карее, где тогда подвизался. Эта келлия с того времени называется «Патерица» 347 или, по-другому, «Типикарница», потому что вместо обычных богослужений в ней ежедневно прочитывается вся Псалтирь и совершается литургия 348 . Икона Пресвятой Богородицы «Троеручица», монастырь Хиландар Источник Господина Исаии Святой Павел Ксиропотамский, основатель двух монастырей – Ксиропотама 349 и Святого Павла, был, как его называли, «величайшим из философов» 350 в Византии. Достойно восхищения его Слово на Введение во храм Пресвятой Богородицы, а также каноны по гласам на память сорока мучеников и ямбический канон Честному Кресту. Преподобный и богоносный отец наш Максим Кавсокаливит буквально утопал в море дарований, которые подает неисчерпаемый Источник благодати и которыми были украшены все святые. Однако преподобный Максим имел и одно особое дарование, подаваемое лишь немногим. Он перемещался по воздуху! Летал, переносился по воздуху из одного места в другое. Это была птица небесная и в прямом, и в переносном смысле. Очевидцем и свидетелем такого удивительного полета был сам составитель жития святого, митрополит Феофан Перифеорийский. Вот как он сам описывает этот факт:

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АФОНСКИЙ ПАВЛОВ МОНАСТЫРЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru монастырь Святого Павла Находится в юго-восточной части полуострова, недалеко от скалистых вершин скита Праведной Анны и Карулии , у западного подножья Горы Афон недалеко от пристани, над порожистой рекой. Здание монастыря врезано задней стеной в скалу. Массивные камни фундамента поднимаются до уровня келий, вдоль которых растут кипарисы. От Павлова монастыря до причала 30 минут хода, до Дионисиата - час. История Согласно самой ранней версии истории основания монастыря, подвижник по имени Стефан в 337 году построил на этом месте келию и посвятил ее празднику Введения во Храм Пресвятой Богородицы . Доныне тут сохранились христианские гробницы, надписи и домашняя утварь времен святого царя Константина . Однако, история этих христианских общин впоследствии прерывается. Монастырь пережил второе рождение стараниями преподобного Павла Ксиропотамского . Он пришел в эти места после того, как построил монастырь Ксиропотам , и сначала жил здесь один. Известно, что келия, где поселился святой Павел, изначально принадлежала Ксиропотамской обители. Затем к нему стали приходить другие подвижники и со временем здесь выросла монашеская община, получившая имя своего основателя. После нападения на Афон каталонцев монастырь, утратив на время свою самостоятельность, превратился в келию Ксиропотама. Между 1382-1385 годами сербские иноки знатного происхождения Герасим (Радоня Бранкович) и Антоний (Багаш) купили у монастыря Ксиропотам за 24 тыс. аспр заброшенную обитель и возобновили ее. Этот монастырь, ставший ктиторией рода Бранковичей, приобрел значение 3-го после Хиландара и Пантелеимонова монастыря сербского монашеского центра на Афоне . К началу XV века у обители появились византийские и сербские благодетели. Особого упоминания заслуживает Кира Мара , дочь сербского князя Георгия Бранковича , супруга султана Мурада II , завоевавшего Фессалоники.

http://drevo-info.ru/articles/13819.html

Божественную литургию возглавили иерархи Русской Православной Церкви: митрополит Астраханский и Камызякский Никон (Фомин), епископ Кинешемский и Палехский Иларион (Кайгородцев) и епископ Ахтубинский и Енотаевский Антоний (Азизов). По совершении часов поставляемый новоизбранный игумен иеромонах Евлогий был подведен к членам Кинотской Эпитропии. Архиграмматеос иеромонах Феофил зачитал Послание Священного Кинота новоизбранному игумену Русского монастыря со всей во Христе братией.         В частности, в оглашенном Послании сказано: " Ваше Высокопреподобие, новоизбранный игумен архимандрит господин Евлогий и прочие во Христе братия общежительного монастыря святого Пантелеимона, именуемого Русик. Вашему Высокопреподобию, возлюбленнному о Господе, братски сообщаем, что в нашем лице представляемый Священный Кинот Святой Горы Афонской, был извещен протоколом Священного Вашего монастыря от 27 сентября сего года о состоявшихся в Вашем братстве после преставления господина Игумена схиархимандрита Иеремии выборах и законном избрании преемника сего Игумена – Высокопреподобнейшего архимандрита господина Евлогия. Быв извещенными в нашем Священном Собрании о сем состоявшемся деянии, и нашедши оное законным и подлежащим признанию, мы сообщаем Вам, что послана в обитель Вашу от 10 числа октября месяца в день воскресный в память святых мучеников Евлампия и Евлампии, назначенная нами Эпитропия (комиссия, – прим. ред.), возглавляемая Его Высокопреподобием антипросопом (полномочным представителем при Св. Киноте, – прим. ред.) обители Великая Лавра старцем Никодимом иеромонахом, ибо согласно древнему обычаю именно игумену (представителю) Великой Лавры надлежит преподносить жезл новопоставляемому игумену. В составе данной Эпитропии посланы также старец эпистат иеромонах Филофей Кутлумшский , старец иеромонах Павел Ксиропотамский, старец иеромонах Григорий Ксенофский, старец эпистат иеромонах Филимон Ставроникитский и архиграмматеос иеромонах Феофил, чтобы они во Священном сем месте законоположили то, что от века была установлено.

http://pravoslavie.ru/98068.html

Через 10 лет Апполонию, стоявшую на перешейке, посетил апостол Павел. Жители приняли его враждебно, но вскоре апостольское семя проросло и образовалась Солунская церковь. Дальнейшее развитие христианской общины на Афоне происходило до 313 года, когда Римский император Константин Великий даровал христианам гражданские права и свободу вероисповедания. Апполония (нынешнее Иериссо) стала епархиальным центром на Афоне и имела епископа Макария. Строится город Карея (от греч. карга, т.е. орех) с обширным храмом Успения Богородицы, в Ватопеде возводится Благовещенский храм, церкви строятся и в других городах полуострова. Но благоденствовать Афону пришлось недолго. В 361 г. воцарился Юлиан-отступник и начались гонения на христиан, в т.ч. и на Афоне. Церкви здесь были разрушены и христиане разбрелись по горам и ущельям. Через 2 года после смерти Иулиана христиане возвратились на свои места и принялись за восстановление разрушенных храмов. Вскоре царь Феодосии Великий подчинил Афонскую епархию Солунской митрополии, как наиболее последовательной апостольскому учению. Благодаря этому Афон избежал множество еретических заблуждений, взволновавших Христианскую Церковь в конце IV века. В это же время произошло неординарное событие, существенно повлиявшее на дальнейшую судьбу Афона. В начале V века дочь Феодосия Великого Плакидия по дороге в Рим решила посетить Ватопедский монастырь, обустроенный ее отцом. Но лишь только она хотела преступить порог Благовещенского храма, как Пресвятая Владычица грозным голосом, раздавшимся от иконы, запретила ей входить. Тем самым волею Царицы Небесной Афон определялся для жития инокам мужского пола. Впоследствии святогорские отцы законопо-ложили не допускать на Афон женщин, что неукоснительно соблюдалось при любой власти в прошлые века, соблюдается строго и сейчас. Это не помешало Плакидии и ее сестре Пульхерии внести огромные вклады на строительство иноческих обителей Ксиропотамской и Вознесенской (впоследствии на этом месте возник Эсфигмену). Следовательно, в V веке на Афоне имелись не только пустынные келий или иноческие пещеры, но и монастыри.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1001

Взяв в руки это святое сокровище – страшное знамя Небесного Царя, на Небе явившееся знамением Сына Человеческого, имеющего судить живых и мертвых, я благоговейно передал сие Божественное орудие нашего спасения в святые руки преподобнейшего Павла Ксиропотамского, чтобы до пришествия Господа оно было неотчуждаемым даром вышереченному честнейшему нашему царскому монастырю, дав ему церковное и светское сопровождение, чтобы возложили сей дар в святом алтаре монастыря для его освящения и утверждения». Взяв Честное Древо, блаженный Павел пришел на Святую Гору и, после того как полностью обновили и освятили монастырь, патриарх положил Честное Древо, согласно царскому повелению, в святом алтаре. Поскольку же слава о преподобном разошлась по всей земле, в монастырь стали приходить множество монахов, работающих добродетели. Избегая смущения, преподобный оставил надзор за монастырем другому добродетельной жизни брату, а сам пошел к подножию Афона, где в безмолвии начал проводить жизнь. Однако и туда за ним пришли многие, так что пустыня стала как город. Вокруг аввы собралось на этот раз около шестидесяти учеников. Опасаясь, чтобы их не обратили в рабство или не убили арабы, часто нападавшие на Святую Гору, преподобный, с помощью благочестивых царей, построил другой монастырь, в честь святого Георгия, который и доныне сохраняет имя преподобного, называясь монастырем святого Павла. Заплакав, как мы уже сказали, преподобный обратился к присутствующим: «Не плачьте, братия, но простите меня, потому что пришло время, которого всегда ожидала душа моя, а плоть боялась». Встав, он надел мантию, и после долгой молитвы причастился Пречистых Тайн. Вмиг просияло лицо его, как солнце, так что все присутствующие пали ниц, будучи не в силах вынести сияния, исходившего от преподобного. После причащения он сел и сотворил обычную молитву, которую всегда произносил: «Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе», после чего снова стал наставлять учеников, сказав: «Имейте, чада и братия, любовь, молитву, смирение и послушание, потому что тот монах, который не имеет этих добродетелей, должен называться не монахом, но мирским.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Протатом называется это постоянное сборище на Карее, от бывшей соборной Лавры; простолюдины же сбивчиво называют оное Портатом, по сходству сего имени с высшим правительством турецким, или Портою. При Протате постоянно живёт Ага турецкий, в виде полицеймейстера, для охранения св. горы своими 50 албанцами, и для наблюдения за порядком, посреди величайшего произвола каждого из жителей; он получает ежегодно по 16000 левов жалованья от Протата, кроме частных сборов при объезде монастырей; за то участь его вполне зависит от старейшин. Пирг, или башня соборная, служит темницею для некоторых непокорных, и страшилищем Афону. Предание древнего благочиния утратилось в последние годы, после бедственных опустошений, которым подверглась св. гора от восстания греческого. Старые иноки бежали, или погибли в темницах, а новые не в силах восстановить минувшего благочиния. Если Вы спросите меня: как было прежде? – Я буду отвечать, что ещё нет и полутораста лет, как изменился древнейший порядок управления афонского, восходивший до начала св. горы. Так как Карея была центральным местом св. горы, то и весьма естественно, что из неё истекало управление; но в главе Кареи стоял Прот, т. е. игумен над игуменами, как и самый Протат был скит над скитами, от которого зависели все 180 малых обителей Афонских. Карея и доселе представляется образом того, чем была св. гора до времён св. Афанасия, т. е. собранием отдельных келий около главной церкви, что называется скитом. Хотя предание и говорит о древних обителях, основанных будто бы на Афоне первыми христианскими императорами, но это, вероятно, были только небольшие церкви, подобно как та, которую соорудил Константин Великий в Карее. И это было отчасти разорено непрестанными вторжениями племён славянских и прибрежными грабежами сарацинов, так что поселение иноческое должно было подняться в горы: и это ещё более объясняет честную важность Кареи. Если же кто из более отважных хотел селиться на берегу, как напр. царевич Павел, отшельник Ксиропотамский, то необходимо должен был соорудить прежде башню, дабы всегда иметь готовый приют, и теперь такие башни видны на каждой пристани.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Совр. иконы Н. находятся в ц. прп. Никандра Городноезерского в пос. Хвойная Новгородской обл., а также (поясные аналойные с частицами мощей) в ц. Казанской иконы Божией Матери во Владивостоке (2016, мастерская ТСЛ) и в ц. равноап. кн. Владимира в пос. Ливадия в г. Находке Приморского края (2017, мастерская Серафимовского мон-ря на о-ве Русском близ Владивостока), в соборе избранных святых Н. изображен на входных воротах в Валдайский Иверский мон-рь. Художники, видевшие керамический рельефный образ Н., стали изготавливать подобные произведения. Так, скульптор и иконописец А. А. Белашов в 1992 г. выполнил рельефную керамическую монохромную икону Н. по 2-му иконографическому типу (частное собрание). На ней Н., в длинной мантии и схиме с островерхим куколем, стоит слева на берегу оз. Городно; в его левой руке развернутый свиток. Справа за озером - часовня на фоне леса над местом захоронения преподобного, на пригорке расположена ц. Св. Троицы. В правом верхнем углу в облачном сегменте благословляющая десница Божия. Надпись на иконе: «Св. Пр: Никандръ чдотворецъ Гopoдhoeзepckiu». При создании этой иконы автор ориентировался на хромолитографию 1911 г. и копию иконы кон. XIX - нач. XX в., но творчески их переработал. О. А. Зверева Рубрики: Ключевые слова: ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам АВРААМ ЗАТВОРНИК И МАРИЯ († ок. 360), прп. Кидунские (пам. 29, 25, 27 или 31 окт., 22 дек.; зап. 16 марта, 16 окт.; сиро-яков. 14 дек.; копт. 29 июля) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) АКАКИЙ СИНАЙСКИЙ (1-я пол. VI в.), прп. (пам. 3 или 7 июля 26 или 27, 29 нояб.и в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных) АЛЕКСАНДР ОШЕВЕНСКИЙ (Алексей; 1427–1479), игум., основатель Александрова Ошевенского мон-ря, прп. (пам. 20 апр., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2565252.html

Н.С. Посадский Подвижники благочестия Святой Горы Святая Гора Афон – земной Удел Преблагословенной Владычицы Богородицы. Она, Царица Небесная, как любящая Матерь, покрывает святогорских иноков Своей любовью и заботой. И по непреложному слову Приснодевы Гора Афонская, как светоч Православия, рассадник благочестия и средоточие православного подвижничества, пребудет таковой до скончания века. Многие тысячи иноков, уязвленные горячей любовью к Сладчайшему Иисусу и Его Пречистой Матери, проходили здесь спасительный подвиг пламенной молитвы за весь мир. Многие святогорцы прославлены в лике святых. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67:36 ). Много угодников Божиих – святителей, преподобных и праведных – своей благочестивой подвижнической жизнью прославили Творца и Создателя всяческих. Словно яркие звезды сияют они на церковном небосклоне, указывая путь к Солнцу правды – Христу Богу, Сладчайшему Иисусу. Вот и Собор Афонских святых, просиявших подвигами в избранном Уделе Приснодевы Богородицы, яко огнезрачный столп света, руководит новоблагодатный Израиль – всех православных христиан на пути к вечной жизни. Преподобному Петру в темнице явился вместе со свт. Николаем Чудотворцем св. Симеон Богоприимец, коснулся жезлом колод узника, и они распались, после чего святой вывел его на свободу. Св. Петр ушел на Гору Афонскую, там явилась ему в небесной славе Пресвятая Богородица и сказала: «Афон называется Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и здесь иноки будут служить Богу. Я сподоблю их великих дарований, и они получат от Меня великую помощь и облегчение в болезнях, трудах и бранях». Здесь, на Афоне, преподобный подвизался пятьдесят три года. За все это время он не видел людей, терпел великую брань от бесов, постоянно пребывая в посте и молитве. Ангел Божий хранил его и питал манной с неба. Преподобный Павел Ксиропотамский был очень образованным человеком, происходил из знатного рода, но по любви к Богу переменил богатую одежду на старую и бедную и ушел на Святую Гору, где в обители Ксиропотам предался постническим и молитвенным трудам. Постелью для него была земля, возглавием – камень, многими слезами и молитвой стяжал он благодать Святого Духа. Усердием прп. Павла была восстановлена из развалин обитель Ксиропотам и соборный храм, где хранится честное Древо Креста Господня. Здесь собралось множество иноков, которые славили Бога. Кроме того, преподобный основал еще одну обитель на подгорье Афона, удобную для совершенного безмолвия и уединения, куда собралось шестьдесят иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010