Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КСИРОПОТАМ [греч. Ιερ Μον Ξηροποτμου], мон-рь, занимающий 8-е место в иерархии афонских обителей. Расположен на юго-зап. берегу п-ова Айон-Орос (Афон), между Русским мон-рем вмч. Пантелеимона и пристанью Дафни. К. построен на небольшой возвышенности рядом с глубоким горным потоком Ксиропотамос (греч.- «сухая река»), к-рый и дал свое имя мон-рю. В древности обитель также носила название Хлоропотам («зелёная река»), но это наименование быстро вышло из употребления. История монастыря По афонскому преданию, К. был основан визант. имп. Пульхерией (453-457), сестрой Феодосия II Младшего. В то время на Афоне еще существовали города. На месте, где была построена обитель, находился г. Стратоникия. В мон-ре бережно хранятся святыни, которые предание связывает с именем этой правительницы. Считается, что Пульхерия передала в дар основанной ей обители крест с частицей Честного и Животворящего Древа Господня, дискос из стеатита и мощи 40 Севастийских мучеников. Впосл. из-за араб. набегов Стратоникия и К. пришли в запустение. Прп. Павел Ксиропотамский. Роспись кафоликона мон-ря Протат. 1310 г. Мастер Мануил Панселин Прп. Павел Ксиропотамский. Роспись кафоликона мон-ря Протат. 1310 г. Мастер Мануил Панселин Несмотря на то что хрисовул о возобновлении К. визант. имп. Романом I Лакапином (919-944) исследователи считают поддельным, мон-рь был основан приблизительно в это время: он уже существовал в 956 г., когда получил от протоспафария Иоанна 1000 модиев земли в местности Озолимн близ Иерисса, и это дарение было одобрено имп. Константином VII Багрянородным и его сыном буд. имп. Романом II (Actes de Xéropotamou. 1964. N 1). К. также назывался мон-рем Никифора Ксиропотамского (γου Νικηφρου το Ξηροποτμου - Bompaire J. Introd.//Actes de Xéropotamou. 1964. Р. 21). Из документа 1200 г. известно, что он был посвящен «великомученику Никифору», под которым следует понимать мч. Никифора Антиохийского (пам.

http://pravenc.ru/text/2462155.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Священник Павел Хондзинский. Афон и его сакральное восприятие в русской традиции Священник Павел Хондзинский. Афон и его сакральное восприятие в русской традиции       Благодарим автора за эту замечательную статью, которая по праву украсит наш портал! Павел  Хондзинский  —  декан Богословского факультета ПСТГУ, заведующий кафедрой практического богословия; первый в России обладатель учёной степени кандидата философских наук по теологии. В статье именитого автора есть над чем задуматья... Мы бы хотели привязать его философские тезисы к современности:   Важно заметить, что  до XVI в. Афонская традиция, которая сейчас воспринимается как нечто целое и сакральное, также складывалась. Причем, это становление происходило подчас в непримиримых столкновениях. Мы имеем в виду и отношение со светской властью, и духовную традицию старчества. Традиция терялась, как показывает переведенное нами Житие старца Иерофея . Потом традиция обреталась заново в многовековой борьбе - трагичной и непримиримой. Мы, конечно, имеем в виду противостояние святых Афанасия Афонского и Павла Ксиропотамского , которое прослеживается и в настоящее время (вертикаль власти и демократичность духовной свободы). Но то, что Афон - это единственное место в православном мире, которое напрямую подчинялось императору, а не патриарху, автор подметил очень верно. Именно по этой причине Святая Гора пронесла невиданную для того мира демократичность своего устройства через века и величайшие потрясения. И не стоит забывать, что русские монахи из крепостного, т.е. рабовладельческого строя, попадали, минуя промежуточные фазы, сразу - в демократический мир. Если это даже сейчас воспринимается как чудо, то как же воспринималось тогда? Конечно же, как величайшее чудо, невиданная жизнь без господ и холопов. Так что дело не только в подражании видимым формам.   Большое это имеет значение для нас? Вот пример, судите сами. Русская Церковь, подражая Афонцам, попыталась ввести выборность игуменов в монастырях, но затея провалилась " с треском " , ничего не получилось. И сейчас это стараются поскорее забыть. Всем стало ясно: холопов нельзя научить свободе словами или поучениями, раб должен сам вырасти до желания свободы.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=16&iid=2...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о преподобнической кончине Преподобный отец наш Павел Ксиропотамский был чудотворцем. Он исцелил царя Романа Старшего в Константинополе, страдавшего смертельной болезнью, принял от него в подарок часть Животворящего Креста и на царские деньги восстановил монастырь Ксиропотам 279 . Когда приблизилась кончина святого, лицо его просияло, как солнце, и от этого сияния все присутствующие пали на землю. Таким ярким светильником добродетели, жертвенности и пустыннолюбия был преподобный Павел, строитель двух царских монастырей. В монастыре Ватопед жил и тот преподобнейший просмонарий 280 , слышавший голос от иконы Пресвятой Богородицы, Которая сказала ему о том, что он проживет еще один год и должен готовиться к расставанию с этой временной жизнью. Накануне своей кончины он вновь слышал голос, что пришло ему время отойти ко Господу. К сожалению, ничего не сохранилось из многочисленных наставлений о священном безмолвии старца Дамаскина из Святой Анны, потому что не нашлось человека, который записал бы то, чему учил старец. А свою земную жизнь закончил он так. Было время Великого поста, 6 марта, и по древним традициям никто не выходил из своей каливы. Геро-Дамаскин, получив извещение от Бога, что настал последний день его земной жизни, послал за послушником отца Мины, геро-Онуфрием, который, придя, увидел его плачущим. – Что с тобой, геро-Дамаскин, почему ты плачешь? – спросил он его. – Геро-Онуфрий, я тебя очень прошу, возьми эту книгу преподобного Ефрема и храни ее, потому что я умираю нераскаянным. Геро-Онуфрий в недоумении сказал ему: – Геро-Дамаскин, столько лет ты в безмолвии, столько людей благодаря твоим поучениям спаслись и достигли святости, и ты говоришь, что ты не покаялся? – Да, геро-Онуфрий, я не покаялся, потому что я должен был умереть послушником старца Мины и быть сокрытым в каливе и неизвестным для людей, ведь похвалы являются препятствием к спасению для истинного монаха. Геро-Онуфрий спустился в каливу к отцу Мине и рассказал ему обо всем. Тотчас же они поднялись вместе в каливу геро-Дамаскина и нашли его уже умершим. Совершив погребение, они вернулись в свою каливу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28-е Св. Ап. от 70: Прохора, Никанора, Тимона и Пармена Из числа первых семи диаконов Апостольской Церкви ( Деян.6:5 ), Прохор был спутником Ап. Петра и потом Иоанна Богослова; основал епископскую кафедру в Никомидии и, проповедуя в Антиохии, убит язычниками. Никанор убит Иудеями тогда же, как пострадал и Стефан архидиакон. Тимон епископствовал в Бостре Аравийской, а Пармен в подвигах проповеди скончался мученически и похоронен в г. Соли, на о. Кипре. Воспоминаются в соборе LXX 4 января, Никанор – 28 дек., а Тимон – 30 декабря. Преподобного Павла Ксиропотамского Павел, в мире – Прокопий, был сын Греческого императора и Михаила Куропалата, прозванного Рангавеем. Рождение его радостно и торжественно праздновал Константинополь; между тем, не царская слава, но сияние в убогой кельи, превышающее своим тихим блеском всякую славу мирскую, предстояло впоследствии дитяти, рождённому для престола... Едва только Прокопий был отнят от груди, отец его, благочестивый, миролюбивый человек, тяготясь придворными смутами и вообще всей суетой мирской, тем более ощутительной, чем выше поставлен человек по своему положению, отказался от престола и поступил в выстроенный им самим монастырь, названный – Мирелеон, где и скончался в иночестве. Престол после Михаила Куропалата занял Лев Армянин и, опасаясь в малолетнем Прокопии будущего соперника в правах на престол, он решился изувечить его посредством варварского оскопления. Прокопию предоставлены были однако же средства к высшему образованию, которым он, благодаря своим природным богатым умственным дарованиям, соединённым с благодатными душевными свойствами, унаследованными от благочестивых родителей, превосходно воспользовался, так что не замедлил прославиться среди современного мира. Но, умудрённый и умственным и душевным своим развитием, Прокопий рано сознал всю пустоту блеска и величия земного; тяготился он и своей собственной славой и даже боялся её, как опасного искушения для естественного человеческого самолюбия, и потому решился оставить мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

XI. Поездка в монастырь Свято-Павловский и мои занятия в нём. (1845 год) Местность Его. Тут древле почитаем был Аполлон, покровитель юности. – Основатель монастыря Павел Ксиропотамский. Судьба сей обители. – Редкости в библиотеке её, именно: Апостол, перевода ресавского, и слова Киевского Митрополита Григория Цамблака. – Архив. Святыни: Животворящее древо, Крест (будто бы) Константина Великого , Образ Богоматери 829–842 гг., Икона её под названием Нисиотисса. Складни с многими живописными образками. Число монахов. Имения монастыря и доходы его. – Характеристика игумена Софрония. Октября 8. Понедельник Готов. Еду. Поехал, – но не по опасному морю, а по безопасному, хотя и трудному, сухопутью, дабы разглядеть местности Афона и наметить их на карте. Меня, как Митрофанушка в известной комедии, повели извозчики, и свели по крутоярью к морю в Дафну. Тут пристань весьма глубока, но для судов не надёжна. На Приморском краю её стоят карантин и таможня. Мы проехали мимо их и остановились у первого потока, который в дождливое время клубится тут, как жемчужный водопад, остановились, чтобы осмотреть развалины монастыря св. Николая, иже в Дафне, который существовал ранее 730 года по Р.Х. 1 Развалины эти едва видны среди выросшего на них кустарника и разного былия. По ним я не составил никакого определённого понятия об этой малой обители, древнейшей на Афоне, и продолжал свой путь, прилагая к нему свой ум по наставлению пророка. Мул подо мною идёт самою твёрдою поступью по безлесной горе, подвигаясь выше и выше к хребту Афона: а я сижу на нём, замечаю лучшие места и черчу карту. Вот направо от дороги, гораздо ниже её и ближе к морю, между первым и вторым сухопотоком видна масличная рощица, а близь неё между вторым и третьим сухопотоком зеленеют виноградники на местности, называемой Карвáсара. Вот тропа моя взвилась до гребня горы, от которого сбегают к морю ещё два сухопотока, и тут же понизилась, и потом разлеглась почти ровно. В начале ровного поворота её к Симонопетрскому монастырю виден святой верх Афона. Здесь я вдоволь налюбовался неописанным величием его, и, вообразив на нём статую Зевеса, произнёс стихи Пиндара из четвёртой оды его:

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

архимандрит Иоанникий (Коцонис) Слово о божественных видениях В ангельский чин монашествующих по временам вступали и лица, занимавшие высокое политическое или социальное положение в обществе, например, цари, царицы, их наследники, князья и княгини. Преподобный Павел Ксиропотамский был сыном императора Михаила Куропалата 269 , который, будучи не в силах видеть несправедливости и бесчинства людей своего времени, отказался от власти и стал монахом. Матери преподобного, дивной Прокопии, до рождения сына было явлено некое откровение. Она видела, как на снопе пшеницы родила ягненка мужеского пола. По рождении на него напали два льва, которых агнец отразил Честным Крестом и умертвил их. Два льва означали диавола и мир, которых победил святой, этот кротчайший и мужественный агнец Христов. Своими медоточивыми словами он напитал многие души, как бы давая им снопы духовной пшеницы и хлебы благодати. Когда преподобный Григорий Синаит удалился со Святой Горы, вслед за ним отправился в путь и его ученик Марк Простой. Покидая Святую Гору, он вдруг услышал голос и обернулся посмотреть, кто его зовет. Тогда он увидел странные и удивительные вещи. Вся Святая Гора от одного края до другого была застроена и выглядела как одна высокая крепость с огромными башнями. За стенами крепости возвышались золотые палаты, прекрасные и величественные, в которых восседала Царица Небесная, Пресвятая Богородица, а бесчисленные лики Архангелов, Ангелов и монахов непрестанно воспевали Ее. Преподобный отец наш Антоний Русский Есфигменит 270 жил в XI веке. Оказавшись в Константинополе, он встретился там с афонскими монахами, произведшими на него большое впечатление своей добродетелью и благоговением. Узнав от них о высоте монашеского жительства, Антоний пришел на Святую Гору и поступил в послушание к игумену монастыря Есфигмен. После трехлетнего испытательного срока он был пострижен в монашеский образ. Небесное видение убедило его старца послать Антония в Россию для пользы многих душ и устроения равноангельного жительства, которое было неизвестно в этой бескрайней и только что обратившейся ко Христу стране 271 . И действительно, преподобный Антоний по молитвам афонских преподобных отцов и братий основал в окрестностях Киева монастырь, игуменом которого назначил преподобного Феодосия.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Н.С. Посадский Подвижники благочестия Святой Горы Святая Гора Афон – земной Удел Преблагословенной Владычицы Богородицы. Она, Царица Небесная, как любящая Матерь, покрывает святогорских иноков Своей любовью и заботой. И по непреложному слову Приснодевы Гора Афонская, как светоч Православия, рассадник благочестия и средоточие православного подвижничества, пребудет таковой до скончания века. Многие тысячи иноков, уязвленные горячей любовью к Сладчайшему Иисусу и Его Пречистой Матери, проходили здесь спасительный подвиг пламенной молитвы за весь мир. Многие святогорцы прославлены в лике святых. Дивен Бог во святых Своих, Бог Израилев ( Пс. 67:36 ). Много угодников Божиих – святителей, преподобных и праведных – своей благочестивой подвижнической жизнью прославили Творца и Создателя всяческих. Словно яркие звезды сияют они на церковном небосклоне, указывая путь к Солнцу правды – Христу Богу, Сладчайшему Иисусу. Вот и Собор Афонских святых, просиявших подвигами в избранном Уделе Приснодевы Богородицы, яко огнезрачный столп света, руководит новоблагодатный Израиль – всех православных христиан на пути к вечной жизни. Преподобному Петру в темнице явился вместе со свт. Николаем Чудотворцем св. Симеон Богоприимец, коснулся жезлом колод узника, и они распались, после чего святой вывел его на свободу. Св. Петр ушел на Гору Афонскую, там явилась ему в небесной славе Пресвятая Богородица и сказала: «Афон называется Моим вертоградом. Много люблю Я место сие, и здесь иноки будут служить Богу. Я сподоблю их великих дарований, и они получат от Меня великую помощь и облегчение в болезнях, трудах и бранях». Здесь, на Афоне, преподобный подвизался пятьдесят три года. За все это время он не видел людей, терпел великую брань от бесов, постоянно пребывая в посте и молитве. Ангел Божий хранил его и питал манной с неба. Преподобный Павел Ксиропотамский был очень образованным человеком, происходил из знатного рода, но по любви к Богу переменил богатую одежду на старую и бедную и ушел на Святую Гору, где в обители Ксиропотам предался постническим и молитвенным трудам. Постелью для него была земля, возглавием – камень, многими слезами и молитвой стяжал он благодать Святого Духа. Усердием прп. Павла была восстановлена из развалин обитель Ксиропотам и соборный храм, где хранится честное Древо Креста Господня. Здесь собралось множество иноков, которые славили Бога. Кроме того, преподобный основал еще одну обитель на подгорье Афона, удобную для совершенного безмолвия и уединения, куда собралось шестьдесят иноков.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Искусство ОШКИ муж. мон-рь во имя св. Иоанна Предтечи (X-XVI вв.) Ишханской епархии Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) ПАВЕЛ (Конюскевич (Канючкевич) Петр; 1705 - 1770), митрополит Тобольский и Сибирский, свт. (пам. 4 нояб., 10 июня - в Соборе Сибирских святых, 28 авг. в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих,15 июля - в Соборе Киевских святых и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Галицких святых) ПАВЕЛ (XIII-XVII вв.?), Киево-Печерский, Послушливый, прп. (пам. 10 сент., 28 авг.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) ПАВЕЛ (X в.), прп. Ксиропотамский (пам. 28 июля - в Соборе Афонских преподобных), предполагаемый основатель мон-ря Ксиропотам ПАВЕЛ (1317-1429), основатель Павлова Обнорского во имя Святой Троицы мужского монастыря, прп. (память 10 янв. и в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ПАВЕЛ I ИСПОВЕДНИК († 350 или 351), свт. (пам. 6 нояб.; пам. зап. 7 июня), еп. К-польский; занимал кафедру трижды (ок. 336/7 или 340-341, 342, 346-350), видный представитель правосл. партии в арианских спорах ПАВЕЛ (Моисеев Иван Яковлевич; 1849-1918), архим., прмч. (пам. 17 сент., в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) ПАВЕЛ ФИВЕЙСКИЙ [Анба Була] († 40-е гг. IV в.), прп. (пам. 15 янв.; пам. копт. 2 амшира (27 янв.); пам. зап. 10 янв.) ПАВЛОВЕЦ Никита Иванов Ерофеев († 24.03.1677), иконописец, жалованный мастер Оружейной палаты Московского Кремля ПАИСИЙ (Гавренев Павел Иванович; 1397 (?) - 1504), Угличский, прп. (пам. 8 янв., 6 июня, в Соборе Ростово-Ярославских святых - 23 мая и в Соборе Тверских святых - в 1-е воскресенье после 29 июня) ПАИСИЙ (Яроцкий Прокопий Григорьевич; 1821 - 1893), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры, прп. (пам. 17 апр. и в Соборах Киевских и Полтавских святых), юродивый, рясофорный инок Киево-Печерской лавры

http://pravenc.ru/rubrics/123062_53.html

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 18 дней Монастырь святого Павла   Монастырь святого Павла     Для тех из наших читателей, которые, быть может, незнакомы с монастырем святого Павла, мы расска­жем о нем в двух словах.     Общежительный монастырь святого Павла располо­жен в западных предгорьях Афона, около бурного пото­ка, текущего с его вершины, среди дикой и величествен­ной природы. Почти весь год, за исключением нескольких дней, снег покрывает глубокие складки вершины Афона. Поэтому мы с полным основанием можем назвать монастырь свя­того Павла заснеженным.     Предание говорит, что монастырь был основан в X ве­ке святым Павлом Ксиропотамским в последние годы его жизни, потому что подвижник искал большего без­молвия, не находя его среди забот в первом своем мо­настыре — Ксиропотаме. Святой Павел был царевичем, сыном императора Михаила Рангаве. Сколько царей и их детей в ходе истории покидали суету мирскую, про­меняв царские почести на простую и скудную монаше­скую жизнь!   По-видимому, святой Павел вначале основал небольую обитель, которая просуществовала до XIV века, монастырь перестроили два его родных брата: Гера­сим и Антоний, воздвигшие красивые постройки и пере­евшие ему различные метохи.   Монастырь Ксиропотам ризнал независимость и самоуправление монастыря пятого Павла с тем условием, что, если тот когдалибо апустеет, его имущество перейдет в ведение материй­кой обители.     В После времен упадка и исторических злоключений благодетелем и преобразователем монастыря стал архиандрит Анфим Комнин, известный как друг патриарха Грригория V и молдовского господаря Михаила Сутсу. архимандрит Анфим занимал пост игумена с 1816 по 1820 год. Он вдвое расширил постройки, построил высоую северную стену и колокольню, заложил основание нового кафоликона.     В 1839 году монастырь святого Павла был преобразоан в общежительный, а игуменом его стал иеромонах Стефан из Дионисиата.     Первый кафоликон был построен в XV веке сербским деспотом Георгием I Бранковичем в честь святого вели­комученика Георгия, которого и до сих пор особенно почитают насельники монастыря. Быть может, остатком этого древнего храма является церквушка, расположен­ная на скале, на северном склоне горы.

http://isihazm.ru/1/?id=895

7. В назидание юношам не хочет знать своих родителей и т. д. Да, именно от того. Начало премудрости, говорит Соломон, страх Господень ( Притч. 1:7 ); а в злохудожну душу премудрость не внидет. Да, если юноша подлинно хочет быть счастливым и в науках иметь успех, непременно, прежде и паче всего, должен утвердить в сердце страх Божий и быть благочестивым. Только при этих условиях истинная наука дается, и счастие такому сопутствует. Доказать это не трудно. „Преподобный Павел Ксиропотамский, Афонец, в юности достиг до такой степени образования, что все мудрецы того века уступали ему право на славу и удивление современного света.» А почему? Потому что был благочестив; ибо памятниками его высокого образования остались для нас – слово на Введение Пресвятой Богородицы, канон сорока мученикам и канон честному кресту (Пат. ч. I,. стр. 64–65). Таким образом, поскольку он имел в сердце страх Божий, то Господь и умудрял его. Преподобный Афанасий, тоже Афонец, ранее семи лет отдан был в научение книжное. И что же? Он понимал уроки столь легко, что ему дивились и учителя и его товарищи. Какая же была причина сего? Та, как говорит списатель жития его, что отличительными чертами его возраста были: скромность во всем его поведении, благочиние, великое воздержание (Пат. ч. I, стр. 75). Или возьмем для примера Савву, Архиепископа Сербского. Когда он достиг отроческих лет, его отдали в научение Божественных книг и он в детстве еще изумлял каждого разумом и еще юный взошел в разум священных книг, которые непрестанно читал, заимствуя из них начало премудрости–страх Божий, и разгораясь день ото дня Божественною любовью, как бы огнь прилагал к огню (Пат. ч. I, стр. 192). Отсюда уже само собою понятно–за что дана была Савве премудрость. Итак вот где, братия, заключается разгадка того, почему Святым и наука давалась, и в обществе они делались примерными людьми! И вот где объяснение того, почему нынешним юношам и наука подчас не дается, да и от поведения их, если не сами они пока, так многие плачут. Первые, как видите, основывали дом свой на камне, а последние на песке; первые жили в Боге и для Бога, а последние в угождении лишь миру и плоти; первые заботились прежде всего о воспитании своего духа в страхе Божием, а последние лишь о наслаждениях чувственных. Да, грустно и стыдно часто становится, глядя на нынешнее молодое поколение. Какое различие, какая бездна между юношами нынешними и юношами христианскими первых веков! Там юноша представляется ангелом Божиим, а здесь, весьма часто скоморохом, скорбью родителей, вредным членом общества. Раскрывайте все это, братия, нынешним молодым людям чаще; указывайте им всю бездну зол, в которую впадают они, удаляясь от Бога; и убеждайте их стать на правый путь примерами Святых. Молодое сердце восприимчиво; может быть, Господь даст, они и послушают слов ваших, и из чад тьмы, соделаются сынами света. Господи, призри на них, и обрати их к Себе! Утверди стопы их в истине и благочестии и да пойдут непреткновенно в заповедях Твоих. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/p...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010