Прямо сказано: «утешайте и малодушныя» ( 1Фес.5:14 ). Как же горько человеку, когда мы еще не верим его печали! или как ему прискорбно, когда вместо утешения мы начинаем упрекать его в неосторожности или же только говорим о собственной какой печали, считая свою печаль гораздо большею. – Когда же мы выразим свое искреннее сострадание к печальному, когда расположим его иметь к нам доверие: тогда-то можем предлагать ему самые утешения. Эти утешения должны мы заимствовать из слова Божия и направлять так, чтоб печальный сознал свое страдание только малою частицею или за тень того, что претерпел Господь Иисус Христос и понесли святые Божии. – О, добрый христианин! по любви христианской, которая милосердствует, пусть горе твоего ближнего будет собственным твоим горем. Пусть глубокая печаль твоего брата отзывается и во глубине твоей души. И не успокаивайся сам дотоле, пока не утешишь печального. Хоть бы и весь современный век охладел к ближнему, хоть бы во всем нынешнем свете было «только каждому до себя»: ты не охладевай в своем сочувствии к печальным. Жалей каждого в его горе и печали, как бы родного брата или сестру, и выражай эту жалость в сострадательном взгляде, в ласковом слове, в утешении, какое в силах подать. И – вот, за свое милосердие ты получишь царство небесное! Молиться за ближних, а особенно за погибающего грешника «Молитесь о нас», писал апостол Павел о себе к христианам из евреев ( 1Фес.5:25 ); «молитесь друг за друга», прямо заповедует другой апостол, Иаков ( Иак.5:16 ). Если один просит о себе молитв, – просит даже у всех, не исключая и последнего мирянина, а другой дает заповедь помогать друг другу молитвою: то значит молитва о ближнем – не напрасное слово, но приносит свою пользу; значит ею выражается долг любви к ближнему, делается милостыня. «Но какая же (скажете) нужда молиться за тех, которые и сами за себя могут приносить молитву, которых молитва, очевидно, была бы еще сильнее, потому что жизнь их богоугодная, – как, например, был высок апостол Павел в сравнении с евреями, у которых искал молитвенной помощи»? Нужда в этой молитве частью может быть пояснена примером: «врач лечит врача».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

От того под бесовскими воздействиями были растлеваемы сердца их чрез сосложение с помыслами, с которыми скрытно имели смешение, бывая пленяемы ими и побеждаемы. Но какие это бесовские действия? Страсти, – зависти, ревнивости, ссоры, спорливости, осуждения и клеветы, ненависти, гнева, огорчения, злопамятства, тщеславия, человекоугодия, самоугодия, сребролюбия, плотской похоти, коею услаждались и посредством сласти творили блуд в помыслах; к сему еще – страсти неверия, бесстрашия (пред Богом), боязливости (не знать пред чем), уныния, печали, противоречия, лености, сонливости, самомнения, высокомудрия, гордости, объядения, любоимания, безнадежия, и все прочие тонкие и скрытные страсти греховные, приводимые в движение демонами. Блаженный Апостол Павел взывает подобно Христу и говорит: мир имейте (δικετε, гоните) и святыню со всеми, ихже кроме никтоже узрит Господа ( Евр.12:14 ). По какой причине сказал он: гоните, т.е. всегда ищите мира и святыни, непрестанно ищите? По той, что невозможно в один час соделаться нам и стать святыми. Надобно начинать с меньшего и, постепенно преуспевая, восходить к более и более совершенной святыне, и чистоте. И, хотя бы мы прожили в этой жизни тысячи лет, никак не возможем достигнуть полного совершенства святыни, но долг имеем подвизаться ради ее непрестанно так, как бы теперь только положили начало. Это самое показывает св. Павел, когда о себе говорит: гоню же, аще и постигну, о немже и постиженъ быхъ от Христа Иисуса. ( Флп.3:12 ). Посему умоляю вас, братия мои, внимайте тому, что мною говорится вам, и послушайте слов грешного брата вашего. Приидите, поклонимся и припадем к благому и человеколюбивому Богу нашему, предварим лице Его во исповедании и восплачемся пред Ним, сотворшим нас; ибо Он Господь наш, мы же людие Его и овцы пажити Его, и не отвратит Он лица Своего от нас. Только покаемся от всей души и отринем не злыя только дела, но и самые лукавые, и нечистые помыслы сердца нашего, уничтожим их совершенно. Ибо Божественное Писание говорит: расторгните сердца ваши, а не ризы ваши ( Иоил.2:18 ). Что пользы, скажи мне, если мы будем раздавать бедным имущество свое, а от зла не отстанем и греха не возненавидим? Что, так же, пользы, если мы делом не будем совершать какого-либо плотского греха, а в сердце будем питать срамные и нечистые помыслы, совершая, таким образом, грех тайно, в душе своей, и обладаемы будучи нечистыми страстями душевными? Отринем же, молю вас, вместе с серебром и златом и обычное нам рабство страстям; не будем стоять в нерадении, как доселе, но восприимем подвиг отмыть скверну страстей слезами покаяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

В 1771 году основалось в Москве Рогожское кладбище согласия Беглопоповщины. Кладбище это, вследствие случайных причин, (о которых здесь не место распространяться), приобрело, во время бывшей в Москве моровой язвы, огромные богатства, и вскоре сделалось главным центром согласия беглопоповцев. Иргизцы однако же не теряли от того своего значения, тем более, что и правительство смотрело на них благосклоннее, нежели на прочие согласия и толки раскола. Императрица Екатерина, Император Павел, Император Александр I-й предоставляли тамошним монастырям много льгот и преимуществ, и в глазах единоверцев, старообрядческие Монастыри на Иргизе пользовались особенным уважением, так что здешние и из других местностей поповцы, часто отправляли туда беглых православных священников для исправы. Со второй четверти XIX столетия, дела беглопоповщины однако же значительно изменились. Указами 1832-го и 1834-го годов 21 предоставлено раскольникам сохранить у себя, имеющихся у них, православных священников, вновь же прибывающих предписано было местному начальству, подвергать законной ответственности. Согласие Поповщины понимало, что попы их не проживут вечно, и что когда-нибудь и без того скудный запас их истощится. Они прибегали к одной успешной уловке, чтобы продлить их существование, а именно: на место умершего священника, принимали вновь бежавшего и передавали ему имя покойного, так что при этом замысловатом способе, раскольничьи попы действительно сделались бы бессмертными: но и эту хитрость открыло правительство и приняло против оной надлежащие меры. Положение Поповцев час от часу становилось все более и более стесненным. В 1846 году, случай поблагоприятствовал Рогожскому кладбищу. В Царьграде жил тогда праздно митрополит Боснийский Амвросий, отрешенный от своей митрополии Константинопольским патриархом. Люди достаточные и влиятельные из числа старообрядцев Рогожского кладбища задумали воспользоваться этим случаем; подослали своих агентов к Амвросию 22 , переговорить с ним, и вскоре из Белой-Криницы отправлены были депутаты к Амвросию, старообрядческие иноки – Олимпий Милорадов и Павел Васильев (уроженец г. Валдая), для заключения условий. Уговорились платить митрополиту по 500 русских полуимпериалов в год пожизненно, а сыну его Георгию по 200, с тем, что в случае смерти отца, на сына переходит полный его оклад, т. е. 500 полуимпериалов в год, до тех пор, пока он будет жить во владениях Австрии 23 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Popov/...

Экстраординарный профессор по кафедре Священного Писания Ветхого Завета, магистр, богословия, Статский Советник Василий Никанорович Мышцын . Экстраординарный профессор по кафедре патристики, магистр богословия, Статский Советник Иван Васильевич Попов. Экстраординарный профессор по кафедре новой гражданской истории, магистр богословия, Статский Советник Иван Дмитриевич Андреев . Экстраординарный профессор по кафедре истории философии, магистр богословия, Коллежский Советник Павел Васильевич Тихомиров . Экстраординарный профессор по кафедре теории словесности и истории иностранных литератур, магистр богословия, Надворный Советник Николай Гаврилович Городенский . Исправляющий должность доцента по кафедре психологии и лектор французского языка, кандидат богословия Павел Петрович Соколов. Исправляющий должность доцента по кафедре истории и обличения русского раскола и лектор английского языка, кандидат богословия, Илья Михайлович Громогласов. Исправляющий должность доцента по кафедре русской —11— церковной истории, кандидат богословия, Сергей Иванович Смирнов . Исправляющий должность доцента по кафедре еврейского языка и библейской археологий, кандидат богословия, Евгений Александрович Воронцов. Исправляющий должность доцента по кафедре греческого языка и его словесности, кандидат богословия, Дмитрий Григорьевич Коновалов. Исправляющий должность доцента по кафедре гомилетики и истории проповедничества, кандидат богословия, иеромонах Серафим (Остроумов). Исправляющий должность доцента по кафедре русского и церковно-славянского языков (с палеографией) и истории, русской литературы, кандидат богословия, Николай Леонидович Туницкий. Исправляющий должность доцента по кафедре истории и разбора западных исповеданий, кандидат богословия, Анатолий Петрович Орлов. Временный преподаватель древней гражданской истории, заслуженный ординарный профессор Академии, доктор церковной истории, Действительный Статский Советник Николай Фёдорович Каптерев . Вольнонаёмный лектор немецкого языка, студент семинарии, Коллежский Советник Василий Петрович Лучинин.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Наименование станций, с коих получается корреспонденция Благочинный, протоиерей соборной г. Наровчата церкви, Стефан Григорьевич Архонтов Г. Наровчат Благочинный, священник соборной г. Наровчата церкви, Павел Матвеевич Дилигентов Причты Троицкой церкви г. Наровчата и сел: Кавендры, Вопиловки, Казенно-Майданских Выселков, Потодеева, Виляек, Шиловки, Перевесья, Паньжи, Ачасьева, Шадрина, Азарапина, Мелюковки Г. Наровчат Благочинный, священник села Салмановки, Павел Петрович Каменский Причты сел: Салмановки, Рузанова Г. Керенеск Причты сел Засечного, Стяжкина Г. Н. Ломов Причт села Зубова Г. Наровчат, чрез Зубовское вол. прав. Причты сел: Верх-Большого Каурца, Кошелевки, Низ-Большого Каурца, Тезикова, Нового Тезикова, Колояра, Лячи, Кардяшева – чрез Тизковское вол. правл. Причт села Масловки – чрез Дурасовское волостн. правл. Причт села Монастырского – чрез Дубровское вол. правл. Причты сел: Новодевичьих Дубровок, Веденяпина, Ахлебинина, Козловки Г. Спасск, Тамб. губ., чрез Дубровское вол. правл. Благочинный, священник села Покровского, Александр Петрович Прозоров Причты сел: Покровского, Покровского (Пятницкой церкви), Кадыковки, Суркина, Вьюнок, Телешовки, Старых Пичур, Шутов, Торопова, Орловки, Самаевки, Чепурновки, Панов, Плесковки, Студенца, Семиваржек, Краснополья, Красаевки, Чердака, Абашева, Свищева Г. Наровчат Причты сел: Гумен, Высокого, Малой Лашмы Зашт. г. Троицк Причт села Абашева, единоверческой церкви Г. Спасск, Тамб. губ. Благочинный, священник села Воскресенской Лашмы, Петр Васильевич Лентовский Причт сел: Воскресеной Лашмы, Кочелаева, Шигаева, Парапина, Николского, Буды тож Ст. Арапова (Моск. Каз. ж. д.) Причты сел: Алькина, Шадымского Майдана, Шадыма, Дракина, Старого Дракина, Казенного Майдана, Казеевки, Янгужинского Майдана, Кириклейского Майдана, Челмодеевского Майдана Г. Наровчат Причт села Лухнинского Майдана Ст. Голицыно, Н. Лом. у. Г. Инсар VII. Нижнеломовский уезд Наименование благочинных и причтов сел Наименование станций, с коих получается корреспонденция

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/t...

Как доказательство своего рукоположения, Аркадий показывал ставленную грамоту, в конце коей находилась подпись и печать Мелетия, патриарха беловодского. Все эти нелепые рассказы не имели бы никакого смысла, если бы старообрядцы, приемлющие белокриницкую иерархию, не сознавали сами двухсотлетнего перерыва хиротонии, да и самые попытки выдумывать подобные рассказы едва ли были бы возможны. Между тем мнимый архиепископ беловодский успел привлечь на свою сторону многих старообрядцев и даже одного, поставленного Антонием, попа Кузьму, которого снова рукоположил во священника. Антоний Шутов был очень озабочен появлением опасного самозванца, и секретарь его, Онисим Швецов полученную с грамот копию подверг критическому разбору, в коем доказывал, что патриарх беловодский и шесть японских митрополитов составляют чистый вымысел Аркадия. Содержащая критический разбор тетрадь была оттиснута на гектографе во множестве экземпляров, которую Антоний и постарался распространить между поповцами в вятской губернии и в сибирском крае. Таким образом, возражение против законности белокриницкой иерархии в том, что она не имеет апостольского преемства, высказывалось не только православными обличителями, но и с другой стороны. Остатки беглопоповства Не смотря на чрезвычайное распространение австрийского священства, прежняя беглопоповщина и до настоящего времени не уничтожилась, а продолжает существовать в довольно заметном еще количестве её последователей. Это также служит знаком того, что белокриницкая иерархия, и по взгляду самих старообрядцев, не есть истинная и законная. На самых первых порах появления белокриницкой иерархии главным противником оной из беглых попов был тульский поп Павел. Пока он был жив, Тула и служила центральным местом, куда стекались неприемлющие австрийского священства поповцы из разных губерний. Они получили даже и название старообрядцев «по тульскому согласию». До своей смерти, последовавшей в начале 1802 г., Павел принял в сущем сане белого попа Дмитрия Беляева из калужской епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

— Но вот приходит время, берутся от него священники, и остался архиерей один… И он замолчал, опираясь на посох, скорбный, одинокий… Неизвестно, запомнил ли кто продолжение проповеди, да многие ли и слышали ее, но этот момент запомнился надолго. В памяти владыка остался именно таким, когда сорвался его дрогнувший голос. Печальные голубые глаза, поникшая голова, руки, в скорбном бессилии брошенные на архиерейский посох… Потом владыка объявил, что после вечерни будет отслужен акафист «Всемогущему Богу в нашествии и печали». С того времени в Наташином представлении этот акафист навсегда оказался тесно связанным с общей печалью тех незабываемых дней. На следующий день в сторожку явились представители церковного совета. В присутствии епископа, разумеется, с его предварительного одобрения, а вернее, по его совету, они предложили Константину Сергеевичу занять место отца. Два месяца назад, 3/16 октября, Косте исполнилось двадцать два года. Для большинства знавших его он все еще оставался Костей, хотя епископ Павел, заботясь об его авторитете, при людях называл его только Константином Сергеевичем. Никто не сомневался, что его будущее — путь священства, вопрос был только в том когда. — Скоро ли мы будем петь вам «аксиос»? — не раз спрашивал его Иван Борисович. В прошлом году, когда все труднее стало замещать священнические места, отец Сергий и епископ Павел серьезно думали об этом. Тогда они рассудили, что он еще молод, что он может понадобиться в другую, еще более тяжелую пору. А теперь владыка решил, что эта пора настала. Кроме молодости, было еще два крупных препятствия для принятия Константином Сергеевичем священства. Это, во-первых, его здоровье. Узкая, впалая грудь, слабые мускулы, острые плечи, одно повыше другого. Врач Л. Л. Попов, товарищ отца Сергия по семинарии, а в настоящем специалист по легочным болезням, предупреждал, что каждый пустяк может вызвать вспышку туберкулеза. Кроме того, в детстве Константин Сергеевич болел рахитом, и с тех пор у него осталась чрезвычайная слабость во всем теле. Он никогда не мог поднять ведра воды, а пройти полтора-два километра для него было уже тяжело. При переутомлении в ногах, а то и в руках начинались судорожные подергивания, и ему, если он шел, приходилось скорее садиться, чтобы не упасть, а если писал, на время прекращать работу. Эти судороги пугали больше всего: вдруг они начнутся во время литургии, когда он будет держать Чашу со Святыми Дарами?

http://azbyka.ru/fiction/otcovskij-krest...

церкви; также и кто не желает оставаться в монашестве, тоже пусть теперь объявит о том и будет свободен от своих обетов. Из нас, двадцати монахов, один только молодой человек пожелал быть свободным от монашества, а все прочие заявили преосвя­щенному, что желают до конца жизни своей быть монахами. Тогда преосвященный прочитал из Потребника положенные пред по­стрижением молитвы, называя всех нас по имени; потом ка­ждому подал иноческий чин: рясу, параманд, пояс, мантию, кло­бук, благословляя рукою каждое одеяние и приемлющего; наконец прочитал положенные в Требнике совершительные пострижению молитвы. Мне после сказывал преосвященный Леонид, что он так принимал нас по повелению покойного владыки митрополита Филарета, давшего ему наставление, что у принимаемых из раскола можно признавать их монашество с подтверждением оного молит­вами и благословением, причем действия бежавших от церкви иереев и австрийских попов поставлены наравне с действием беспоповских иноков. Таким же образом подтверждено было монашество тем же преосвященным и раньше над о. Онуфрием с братиею.      Арх. Павел. 94 В этом и во всех подобных случаях (а наипаче, если бы, согласно требованию неизвестного автора, решились подвергнуть венчанию и всех супругов-единоверцев, оставшихся неповенчан­ными) имеет чрезвычайную важность вопрос о детях, особенно, когда пришлось бы венчать супругов, имеющих большие семей­ства, – и детей и внуков. Венчанием прямо давалось бы знать, что все эти дети и внуки рождены вне брака, т.е. незаконноро­жденные. Мы не говорим уже о том, какие запутанные вопросы может возбудить это относительно гражданских прав таких детей; мы обращаем внимание только на нравственную сторону дела. Каким нравственным терзаниям должны быть подвергнуты и родители, и дети, когда первые из них чрез принятие венчания вынуждены будут признать незаконным брак, в котором до­селе жили, и незаконными детей, прижитых в этом браке? Когда и посторонние будут смотреть на них, как на супругов новобрачных, тогда как эти новобрачные прожили вместе, су­пружески, десятки лет?...

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Закрыть itemscope itemtype="" > 150 тысяч куркулей сделают Донбасс украинским 30.09.2017 2865 Время на чтение 4 минуты Киевская власть мечтает перевоспитать «сепаратистов» донетчины Донецко й областной военно-гражданской администрации Павел Жебривский " hspace="" align=""/> Глава Донецкой военно-гражданской администрации (управляющий подконтрольной Киеву территорией региона) Павел Жебривский заявил, что Донбассу нужно 150 тысяч предпринимателей для превращения в «самый украинский регион». «Мы сегодня подписали соглашения с участниками программы по поддержке малого и среднего бизнеса. Это не просто люди, это основа украинского Донбасса. Формула успеха Донетчины - 150 тысяч куркулей (предпринимателей). Вот 150 тысяч будет на Донбассе - и более украинской области в Украине, чем Донетчина, не будет», - заявил Жебривский во время проходящего в эти дни экономического форума в Краматорске. Обращает внимание, что в ходе форума в Краматорске аж целых семь (из желаемых 150 тысяч) предпринимателей подписали соглашение о получении грантов на суммы до 500 тысяч гривен (около миллиона рублей) на создание или развитие бизнеса. Как видно, политика насильственной украинизации через СМИ и школьное образование даёт пока довольно скромные результаты. Поскольку и на самом форуме значительная часть вывесок и стендов - на русском языке. Насколько всерьёз можно воспринимать попытку украинизировать Донбасс с помощью «куркулей»? - Бюджет Украины на следующий год, поступивший в Верховную Раду, не предусматривает серьёзных расходов на развитие малого бизнеса, - говорит политолог, представитель ДНР в Ростовской области Эдуард Попов. - Поэтому, где будут брать «подъёмные» для такого количества предпринимателей - совершенно непонятно. У Киева просто нет денег на такую масштабную экономическую реконструкцию Донбасса. Но даже если предположить, что деньги упадут с неба, и сто пятьдесят тысяч человек в одночасье станут «куркулями», это всё равно не изменит общей картины неприятия нынешнего киевского режима более чем двумя миллионами жителей Донбасса на подконтрольной ВСУ территории.

http://ruskline.ru/opp/2017/sentyabr/30/...

«Эта выставка – попытка осмыслить наиболее трагическое время в жизни нашей страны» Историк Павел Кузенков о выставке «От великих потрясений к Великой Победе» Монах Рафаил (Попов) 4 ноября, в День народного единства , в московском выставочном зале «Манеж» открывается очередная выставка проекта «Моя история»: «1914–1945. От великих потрясений к Великой Победе». О том, какие проблемы ставит перед историками этот непростой период, нужно ли примирять достижения и катастрофы этого времени, о чем могут рассказать представленные на выставке документы, большинство из которых прежде были засекречены, какие уроки необходимо извлечь, знакомясь с событиями той поры, мы беседуем с историком Павлом Кузенковым , одним из авторов выставки. Историк Павел Кузенков      Понять смысл истории – В этом году выставка в рамках проекта «Моя история» посвящена событиям первой половины XX века. Как бы вы охарактеризовали тот период, о котором рассказывает данная экспозиция? И почему отсчет времени начинается с 1914 года, а не с календарного начала века? – Эта выставка – попытка осмыслить наиболее трагическое время в жизни нашей страны. Первая половина XX века была для России, пожалуй, самым тяжелым периодом за всю ее историю. А что касается отсчета времени… Исторические эпохи не всегда вписываются в строго календарное членение. Вехами времени служат значимые исторические события, крутые переломы. 1914 год завершал «долгий» XIX век и начинал век ХХ-й. Этот год, а не 1917-й, Первая мировая война, а не падение монархии в России и не большевистская революция стали тем глобальным рубежом, после которого изменилась судьба не только России, но и всего мира. А завершался этот период новым глобальным рубежом – окончанием Второй мировой войны, Великой Победой нашей страны. Солдаты Первой Мировой      Проследить судьбу нашей страны между этими двумя значимыми рубежами было очень важно, потому что только в геополитическом, в общемировом контексте можно понять и смысл нашей внутренней истории, смысл тех процессов, которые происходили в нашей стране. А процессы эти были крайне болезненны.

http://pravoslavie.ru/87393.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010