5 . Неведение дня и часа второго пришествия на основании слов: «О дне же том и часе никто не знает, ни ангелы небесные, ни Сын, а один только Отец» ( Мк. 13:32 ) – приводилось арианами против Божества Христа, причем неведение понималось как некоторая внешняя сила и необходимость, более могущественная и господствующая над Ним 2285 . Против ариан Иларий приводит, прежде всего, соображения общего смысла Все создано через Него и в Нем, в том числе и времена. Он не мог не знать, что в Нем и что через Него создано, так как и человеку известно, что в нем находится. Но по силе Своей природы Сын Божий знает и то, что не в Нем и не через Него, – будущие помышления сердец и решения воли, ибо «Иисус сначала знал, кто неверующие и кто предаст Его» ( Ин. 6:64 ). В особенности Христос не мог не знать дня Суда, потому что «Отцу было благоугодно, чтобы в Нем обитала вся полнота и чтобы посредством Его примирить с Собою все» ( Кол. 1:19–20 ). День Суда и есть день примирения и день Господень, поэтому Господь не мог не знать дня, время которого в Нем и который есть день Его 2286 . Признание неведения дня Суда со стороны Сына набрасывает тень на Отца, представляя Его как бы завистливым, открывшим Сыну день Его страдания и сокрывшим день Его торжества и славы 2287 . Неведение Сыном дня Суда исключается далее самим понятием Его рождения от Отца. Бог прост и несложен, поэтому в рождении Сына Он есть Отец Его не отчасти, а всецело, т.е. передает Ему Свою всецелую природу со всеми ее свойствами. Но рождение Сына не было бы всецелым, если бы он не получил от Отца предвидения, которое является необходимым свойством Божественной природы 2288 . От соображений общего характера Иларий переходит к доказательствам I из Св. Писания. Апостол Павел говорит, что во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» ( Кол. 2:3 ). Все сокровища ведения исключают частичность ведения: если же Христос не знает дня Суда, то в Нем находятся не все сокровища ведения. Но все сокровища ведения, в Нем сокрытые, являются тайной. Это не значит, что в Нем их нет, но значит то, что не все они открываются 2289 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

VII, 25). Услышав это, иудеи схватили каменья, чтобы побить Его за богохульство, за то. что, будучи человеком, Он выдавал Себя за Бога. В ответ на возбуждение врагов Христос оправдывает Свое исповедание двумя мыслями. Во-первых, Он указывает на то, что и обыкновенный человек, за которого Его принимают, без богохульства может назвать себя богом, потому что в законе написано: «Я сказал: вы – боги» (ст. 34). Но затем Он показывает, что Себя Он называет Богом не в этом, а в другом смысле, и что, если наименование Бога может быть приложено к тем, к которым было слово Божие, то тем более к Нему, «Которого Отец освятил и послал в мир» и Который говорит: «Я Сын Божий». Освящение же и послание в мир обозначает то же, что и рождение, потому что в этом именно смысле это выражение употребляет ап. Павел в начале послания к Римлянам, говоря об Иисусе Христе: «Который по плоти соделался от семени Давидова, который предназначен Сыном Божиим по духу освящения» ( Рим. 1, 3, 4 ). Итак, первый ответ Христа на обвинение в богохульстве состоит в том, что Он не может быть обвиняем в этом преступлении даже в том случае, если бы, будучи простым человеком, Он назвал Себя Богом, а тем более Он свободен от него как Сын Божий по природе (ibid. VII, 24). Во-вторых, Иисус Христос в доказательство Своего истинного Божества ссылается на Свои дела: «Если Я не творю дел Отца Моего, – говорит Он, – не верьте Мне, а если творю, то, когда вы не верите Мне, верьте делам, чтобы познать и поверить, что Отец во Мне, и Я в Нем» (ст. 37–38). Но сила чуждой природы не может равняться с силою Божией и дела твари не могут быть сравниваемы с делами Божиими. Христос же творит дела Отца, и это свидетельствует о Его Божественной природе. «Ибо Сын Божий в силу рождения имеет в Себе все, что принадлежит Богу, и потому дело Сына есть дело Отца, так как рождение, с одной стороны, пребывает не вне той природы, из которой имеет бытие, с другой, – содержит в себе природу, из котором происходит» (ibid. VII, 26). Истинное Божество Сына выражается и в том, что Он есть праведный Судия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

Андрей Васин 1 марта 2013, 21:35 Ребята, да нет у нас приходов! Нет! Ну не берем во внимание дюжину тетушек в платочках, назойливо крутящихся вокруг батюшек и одного-двух бородатых мужичков. Возражаете? А много могут похвалиться, что о них побеспокоились в церкви, если кто в воскресенье не пришел? Вот то-то. Но это не в осуждение, а для того, чтобы постараться принять то, что возможно и не было никогда, принять в сердце Бога, который есть Любовь. Принять ту любовь, о которой говорит апостол Павел в Послании к корифянам. Учиться нужно, учиться, а не быть тем самым фарисеем, о котором вся текущая неделя. Спаси Христос! Илья Олегович 1 марта 2013, 01:47 А чему собственно они должны учиться у нас? Они свои храмы не рушили, и попов не расстреливали... У них православие, общинная жизнь развивались и жили, у нас разрушались и деградировали... А вот у них поучиться нам стоит много чему, хотя бы человечности и единству! Я знаю многих кто в храм не ходит, т.к. ноги больные... А за несколько стульчиков и так между бабками война идет... Вот из таких мелочей и складывается общая картина русского православия, а потом люди в секты идут... Кирилл 1 марта 2013, 00:24 Это потрясающе! Дай Боже им сил и мудрости в проповеди Святого Евангелия! Татьяна 1 марта 2013, 00:16 Очень понравилось!У нас тоже очень хороший приход и чай тоже есть и даже с тортом и конфетами!Радостно было прочесть-душа возрадовалась таким людям,которые в наши дни все так же несут весть о Евангелии людям! Иван 28 февраля 2013, 20:55 гостье: согласен с Вами. Вообще, как мне видится, из всех Поместных Церквей исконное православное благочестие во всей его полноте сохранила только Русская. Недаром Святая Русь всегда имела фактический статус защитницы всех православных народов. гостья 28 февраля 2013, 18:49 " И всякая жена, молящаяся или про­роче­с­т­ву­ющая с открытою головою, по­стыжает свою голову, ибо это то же, как если бы она была обритая. Ибо если жена не хочет покрываться, то пусть и стрижется; а если жене стыдно быть остриженной или обритой, пусть покрывается.

http://pravoslavie.ru/59809.html

ап. Павел является красноречивым выразителем общечеловеческого сознания внутренней борьбы между добром и злом, свидетелем которой чаще всего бывает только молчаливая совесть человека. «Бедный я человек! Кто избавит меня от этого тела смерти?» – вот тот вопль отчаяния и надежды, вот та молитва о спасении, которая исторгается из миллиона исстрадавшихся человеческих сердец. Каждый искренний человек не может не сознаться, что в его жизни бывали по крайней мере минуты, когда он, внутренно услаждаясь добром, сознавая себя обязанным осуществить его в своей деятельности, не находил однако в себе достаточно нравственных сил и увлекался совершенно в противоположную сторону бешеным порывом страстей или уступал притягательной силе привычки. Но в моменты падений его все же не покидало сознание, что он действует не так, как следовало бы, и он чувствовал в себе мощный призыв к этой лучшей жизни. Вот это-то внутреннее побуждение к известному, строго определенному образу действий, и называется у апостола Павла и в сочинениях отцов Церкви естественным нравственным законом, т. е. законом, вложенным в самую природу человека. О существовании в человеке этого внутреннего закона, указывающего ему путь добра и побуждающего следовать этим путем, ясно свидетельствует как Слово Божие, так и учение отцов Церкви. Впервые мысль о существовании в человеке естественного нравственного закона была высказана в книге Второзакония. Убеждая народ Израильский свято хранить данный чрез него закон Божий, Моисей указывает на естественность его требований. Он говорит, что закон этот не представляет собою чего-то чуждого человеческой природе и насильственно прививаемого ей, но есть просто истолкование и строго определенное выражение требований собственного сердца человека. «Заповедь сия, – говорит он, – которую я заповедую тебе сегодня, не недоступна для тебя и не далека. Она не на небе, чтобы можно было говорить: кто взошел бы для нас на небо, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? И не за морем она, чтобы можно было говорить: кто сходил бы для нас заморе, и принес бы ее нам, и дал бы нам услышать ее, и мы исполнили бы ее? Но весьма близко их тебе слово сие: оно в устах твоих и в сердце твоем, чтобы исполнить его» 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Апостол Павел заповедует Тимофею: 1Тим.4:14 : «Не неради о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства». 1Тим.5:22 : «Рук ни на кого не возлагай поспешно». Причем, через возложение рук передавалась особенная благодать Святого Духа. Деян.8:18–23 : «Симон же, увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руку, получал Духа Святого. Но Петр сказал ему: серебро твое да будет в погибель с тобою, потому, что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо перед Богом... ибо вижу тебя исполненного горькой желчи и в узах неправды». Ни одна секта, в том числе и секта «Свидетели Иеговы», не имеет этого преемства руковозложения от апостолов, а значит, нет у них истинного священства и нет благодати Святого Духа, почему они и называются «безблагодатными». У иеговистов вообще нет профессиональных служителей, каждый мужчина старше 20 лет может быть предстоятелем. Об отношении к защите отечества Подумай, брат или сестра во Христе, как рассуждают и чему учат сектанты: «Бог не разрешает брать в руки оружие ( Мф.26:52 ), поэтому нельзя воевать, не надо защищать свое Отечество». Как всегда бывает у сектантов, так и здесь: они не понимают духа Священного Писания, который животворит, а смотрят только на букву, которая убивает ( 2Кор.3:6 ). Дух гордыни, живущий в любом сектанте, не дает ему возможности послушать и принять то, чему учили святые отцы, чему учит Церковь , вот он и начинает заниматься человеческим мудрствованием, нарушая заповедь Божию. Говорит сектант о любви, не понимая этой любви. Конечно, Христос заповедует любить врагов своих ( Мф.5:44 ), но разве он учит ненавидеть ближних? Кому мы должны отдавать предпочтение в любви, неужели врагам? – Нет, конечно! – Нашим родным и близким! См. Гал.6:10 : «Будем делать добро всем, но наипаче своим по вере!» Неужели ты будешь стоять и спокойно смотреть, когда будут насиловать твою жену или мать? Любя свою жену и свою мать ты обязан их защитить!!! Чтоб наши дети могли спокойно и счастливо жить, учиться, трудиться, мы обязаны защищать свою Родину! Именно этим мы докажем свою любовь к ним и заботу о них. Подумай, где бы мы были и были бы вообще, если бы наши отцы, деды и прадеды не защищали нас от монголов, шведов, французов, немцев и других завоевателей?! Конечно, никто не имеет права вести захватнические войны, но обороняться мы должны. Слово Божие с этим вполне согласно, оно ясно говорит: Ин.15:13 : «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Тот, кто погибнет, защищая Отечество, покажет наивысшую любовь, ибо он ради счастья родных жертвует своей жизнью. Именно эту любовь на деле показали наши отцы, деды и прадеды. Христианин, будь достойным сыном своих знаменитых православных предков!!! О переливании крови

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-lozhno...

Апостол Павел уточняет, что опасность гордости заключена в том, что в форме превозношения она закрывает возможность познания Бога – в противоположность смирению, разрушающему гордость: Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: ими ниспровергаем замыслы и всякое превозношение (ψωμα) 23 , восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу ( 2Кор. 10:4–5 ). В ожесточении сердца гордецы пренебрегают Богом, доходя до Его отвержения: В надмении 24 своем нечестивый пренебрегает Господа: «не взыщет»; во всех помыслах его: «нет Бога!» ( Пс. 9:25 ). Они не опасаются гнева Божия, будучи уверенны в своей безнаказанности – говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла», «забыл Бог , закрыл лице Свое, не увидит никогда» ( Пс. 9:27, 32 ). Страсть гордости ведет к полному отвержению Бога, вследствие чего Он, как неоднократно отмечает Священное Писание , противится гордым: Бог гордым (περηφνοις) 25 противится ( Иак. 4:6 , также: Притч. 3:34 , 1Петр. 5:5 ). Пребывающий в состоянии надменности сердца настолько отвратителен в нравственном отношении перед лицом Божественного милосердия, что Писание именует его мерзким: Мерзость (κθαρτος) 26 пред Господом всякий надменный (ψηλοκρδιος) сердцем 27 ( Притч. 16:5 ) – эти слова указывают на то, что гордость и надменность являются отступлением от Богом указанного человеку пути 28 . Священное Писание говорит, что гордость приводит к тому, что люди теряют Божью милость, отпадают от Него ( Рим. 11:18–20 ). По этой причине этот грех противен не только в очах Бога, но и ненавистен людям, поскольку неправильно поступает тот, кто совершает дела с высокомерием: Гордость (περηφαν) 29 ненавистна и Господу и людям, и преступна против обоих… ( Сир. 10:7 ). Противоположностью высокомерию, надменности и гордости Ветхий Завет считал страх Божий: Страх Господень ненавидит неправду, гордость, высокомерие (βριν) 30 и пути лукавых; возненавидела и я развращенные пути злых ( Притч. 8:13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

В комментариях Илария на Евангелие Матфея этот субординационизм устранен совершенно, и Сын Божий является равным Отцу не только в качественном, но и в количественном отношении. Он Бог в той же степени, как и Отец. В связи с евангельским текстом Иларий пользуется всеми основаниями для доказательства истинного и полного Божества Иисуса Христа. Христос простил грехи расслабленному ( Мф. 9:2 ). Это возбуждает ропот книжников, которые, видя во Христе простого человека, считают это присвоением Божественной власти с Его стороны. Прозревая их мысли, Господь говорит, что Ему легко отпускать грехи ( Мф. 4:5 ), и в этом дает свидетельство о Своем Божестве, потому что поистине никто не может отпускать грехи, кроме Бога; следовательно, кто отпускает, тот Бог. Так как никто не отпускает грехов, кроме Бога, Бог, пребывающий в человеке, даровал исцеление человеку, и не было никакой трудности в деле и слове у Того, для Которого возможно все, что Он говорит 1834 . Но отпускать грехи было свойственно только Христу вследствие общения Его в Отчей сущности 1835 . Христос Самого Себя называет Премудростью. «И оправдана Премудрость сынами своими», – говорит Он ( Мф. 11:19 ). Это значит, что Он есть не произведение Премудрости Божией, как утверждает Павел Самосатский, но Сама Премудрость по природе, потому что Он имеет власть над всем 1836 . «Чтобы кто-нибудь не подумал, что в Нем чего-нибудь меньше, чем в Отце, Он учит, что все предано Ему Отцом и что Он знаем только Одному Отцу и что Отец знаем только Ему и кому Он восхощет открыть». «Этим откровением Он показывает, что во взаимном познании обнаруживается одна и та же субстанция в Обоих, так как кто познает Сына, тот познает токмо Отца в Сыне, ибо все предано Ему Отцом. Предано же не другое что-либо, как то, что в Сыне ведомо только Отцу. Сыну же только известно то, что принадлежит Отцу. И, таким образом, в этой тайне взаимного познания разумеется, что в Сыне содержится не иное что-либо, как то, что непостижимо в Отце» 1837 . В силу акта рождения Сын получил от Отца и Его свойство вечности и неизменяемости 1838 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

И ваше знаменитое, достойное Бога пресвитерство так согласно с епископом, как струны в цитре. Оттого вашим единомыслием и согласною любовию прославляется Иисус Христос . Составляйте же из себя вы все до одного хор, чтобы, согласно настроенные в единомыслии, дружно начавши песнь Богу, вы единогласно пели ее Отцу чрез Иисуса Христа, дабы Он услышал вас, и по добрым дедам вашим признал вас членами Своего Сына. Итак, полезно вам быть в невозмутимом единении между собою, чтобы всегда быть в союзе с Богом» 495 . Другим подобным же образом служит здание . Как здание строится из неодинаковых камней, при чем последние распределяются соответственно своему значению для целого – одни внизу, в качестве фундамента, другие в сводах, третьи снаружи, четвертые внутри, так и члены Церкви, вместе составляя одно целое, имеют в этом делом не одинаковое значение. «Вы не чужие и не пришельцы, – говорит ап. Павел, – но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея самого Иисуса Христа краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь, стройно, возрастает в святый храм в Господе, на котором и вы устрояетесь в жилище Божие Духом» 496 . Сравнение Церкви со зданием господствует в книге Ерма «Пастырь». Здесь в видении христианский пророк созерцает построение башни. В ее основании лежит белый квадратный камень. «Он был древний, но имел высеченную дверь, которая казалась недавно сделанною». На этом камне, как на основании, держится вся башня. Ее нижние ряды построены из белых квадратных камней. Негодные для постройки камни далеко отбрасываются от башни. Другие известным образом обделываются и потом входят в состав здания. Третьи оказываются недоброкачественными уже после того, как употреблены были в дело. Их вынимают из постройки и всячески стараются придать им надлежащий вид и форму. Если они поддаются этим усилиям, их снова употребляют в дело. Так была построена башня. «Она была построена так хорошо, что всякий, увидя ее, полюбовался бы ее постройкой, потому что она казалась сделанною как бы из одного камня , не было видно ни одной спайки, но являлась высеченной из одного камня» 497 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Идея сыновства и надежда на искупление тоже смягчила страх. «Только Ты Отец наш; ибо Авраам не узнает нас и Израиль не признает нас своими; Ты, Господи, Отец наш от века, Имя Твое – Искупитель наш» 254 . Идея сыновства и соответствующее ей чувство любви в отношении к Богу получили свое малое развитие в христианстве. «Вы не приняли духа рабства, – пишет ап. Павел Римлянам, – чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, которым взываем: Авва, Отче! Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии» 255 . Любовь к Богу, прежде возлюбившему нас, изгоняет из благоговейного настроения христианина страх, потому что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся не совершен в любви» 256 . Часто говоря о страхе Божием, отцы Церкви разумели под ним чувство благоговейной любви к Богу. «Страх Божий, – говорит Климент Александрийский , – не походит на страх и ненависть, внушаемые нам каким-либо зверем; припомнить должно, что есть двоякого рода страх: отца боюсь я; но боюсь и вместе с тем любви его. Бояться быть наказанным значит любить себя (любовью эгоистическою); бояться же возбудить чем-нибудь недовольство отца значит (уважая себя) любить себя любовью, соответствующей благородству внутреннего нашего существа» 257 . «Внушаемый Богом страх не вносит в душу никакой растерянности и расстройства, никаких беспорядков, смут и замешательств. Не самого Бога боюсь я, а боюсь низвержения с лона Его» 258 . «Истинная любовь, – говорит св. авва Дорофей , – приводит человека в совершенный страх; ибо таковой боится Бога и исполняет волю Божию уже не по страху наказания и не для того, чтобы избегнуть мучений, но потому, что, вкусив самой сладости пребывания с Богом, он боится отпасть, боится лишиться ее. И сей совершенный страх, рождающийся от этой любви, вон изгоняет первоначальный страх; потому-то апостол и говорит: “совершенна любы вон изгоняет страх” ( 1Ин.4:18 )... Таковый уже но боится Бога, конечно, тем первоначальным страхом, но любит Его, как и св. Антоний говорил: я уже не боюсь Бога, но люблю Его... В сем состоит совершенный страх» 259 . Преп. Нил Синайский страх Божий называет прямо веселящим сердце. «Сказано,– пишет он,– “не убоишися от страха нощнаго” ( Пс.90:5 ), т.е., страха человеческого и бесовского, потому что страх Божий, веселящий сердце, называется дневным и светлым» 260 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

Но с часто нравственной точки зрения преступник имеет такое же право на любовь и сострадание с нашей стороны, как и его жертва. Для человека, проникнутого высоким нравственным сознанием, не существует такого преступления, которое сделало бы преступника чуждым ему и недостойным братской любви. Поэтому если суд и его карательные отправления имеют нравственное значение, то это возможно лишь при том условии, если они полезны самому преступнику, а не одному только обществу или пострадавшим лицам. Наказания должны иметь не карательное значение отмщения за совершенное преступление, а исправительное значение. «Нужно наказывать человека, – сказал еще Сенека, – не потому, что он согрешил, а для того, что бы он не грешил» 431 . В противном случае человеческая личность будет принесена в жертву общественному молоху. Поэтому-то в обществе, членов которого связывает не эгоистический интерес, а нравственные цели – мы разумеем Церковь – нет карательных наказаний, а есть только исправительные, основанные на любви к преступнику, ищущей его нравственного возрождения, и любви к членам Церкви, стремящейся предохранить их от нравственной заразы. Этот исправительный характер церковных наказаний ясно выражен в Евангелии ( Мф.18:15–17 ): «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово. Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церковь не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь». Апостол Павел отлучает Коринфского грешника для того, чтобы «дух (его) был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» ( 1Кор.5:5 ). В первые века христианства церковная епитимия отличалась именно таким характером. На епитимию смотрели как на мучительную операцию, необходимую для выздоровления больного. Тот, кто ее производил, ставил своею целью не боль и страдание нравственно – больного, а будущую радость выздоровления 432 . Итак, наказание имеет нравственное значение лишь в том случае, если своею целью имеет охранение слабых от насилия сильных и нравственное возрождение злодеев и преступников 433 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/es...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010