«В январе Преосвященный Палладий скончался, и 10 марта 1882 г. приехал вновь назначенный преосвященный Павел (Доброхотов). В день его приезда мы, гимназисты, были в Соборе. Я стоял в алтаре. Помню, как меня поразили и фигура, и манеры, и голос нового архиерея. Это был невысокого роста, очень худенький, лысый старичок лет 67, с большой бородой, со строгим лицом, чрезвычайно подвижный, говоривший очень медленно, своеобразно, с подчеркиванием не только логических ударений, но и смысла каждого слова. Быстро войдя в алтарь, он без всякой помощи иподиаконов сделал земной поклон перед престолом, истово твердо осенил себя крестом и после вступительного слова благословлял народ и духовенство не как-нибудь небрежно, но тоже истово, касаясь головы и плеч каждого подходившего к нему. Все это произвело на меня такое сильное впечатление, что я потом наблюдал за каждым его шагом, за каждым словом, подражая ему дома в произношении церковных возгласов, словом, был совершенно увлечен так ярко, истово и впечатлительно выявленной им церковностью. Такое служение нового архиерея и решило мою судьбу. Я с увлечением отдался служению в церкви, даже дома устраивал нечто вроде богослужения, постепенно углублялся в содержание церковных служб, все церковное и религиозное стало особенно привлекать меня, и в августе 1884 г. я перешел в семинарию». На следующий же день по окончании семинарии, 24 июня 1889 г., Н. Чуков был определен на должность надзирателя за учениками и эконома при общежитии Петрозаводского духовного училища, где проработал до 2 сентября 1891 г. Отец в 1889 г. скончался, и мать, ликвидировав собственное дело, переехала к сыну на казенную квартиру и осталась на его иждивении. С 30 руб. в кармане, с беспокойством о том, как проживет 4 года мать без его зарплаты и квартиры, с надеждой на частные уроки и возможность посылать ей деньги, в конце лета 1891 г. Н. Чуков отправился на пароходе 3-м классом поступать в Петербургскую Духовную Академию. Мать его решение одобрила и благословила.

http://bogoslov.ru/article/592451

267 Многие из посланных в светские учебные заведения занимали потом почетные места, напр. Даниил Иванович Талиев, бывший окружным генералом при Медицинском Департаменте, Павел Кюлдюшевский, бывший профессором Медицинской Академии. 268 Одевали учеников, смотря по количеству денег и цены «на предметы амуниций»: в шлафроки из тику, панталоны и жилеты с рукавами-суконные, или китайчатые. 269 В 1829 году Преосвященный Филарет основал при правлении Семинарии «Комитет для призрения бедных учеников» и жертвовал в оный ежегодно по 500 р. и в 31 году 2000 р., а в 36 году 1000 р. 270 Особенно привольно жили квартирные ученики (делавшие у себя даже театры), жившие в весьма бедных квартирах. Ревизоры: Доброхотов (1822 г.). Архимандрит Нафанаил, Преосвященный, Филарет (1831 г.) поднимали вопрос об устройстве общежития для квартирных учеников, но тщетно. В холерные эпидемии 1830, 31 и 47 г. г. особенно много умирало учеников из числа квартирных. 272 После Архимандрита Стефана были Ректорами: Архимандрит Платон (1842–3 г.) впоследствии Архиепископ Костромской; Архимандрит Климент Можаровский, составитель акафиста Св. Гурию и Варсонофию (-1850 г.), Архимандрит Иосиф Позднышев (- 1855 г.), замечательный композитор; Архимандрит Иннокентий Новгородов (-67 г.), составитель Обличительного Богословия, скончался Ректором Казанской Академии; Ворсонофий Охотин (-75 г.), впоследствии Епископ Симбирский; Протоиерей Василии Н. Бережсковский (-78 г.) и Протоиерей Никифор Т. Каменский (1879 г.). 273 До 1880 года Воскресная школа содержалась на сумму, отпускавшуюся Министерством Народнаго Просвещения в количестве 300 р. 274 Первыми членами Правления Семинарии от духовенства были: Кафедральный Протоиерей В. П. Вишневский, Профессор Университета Протоиерей А. И. Владимирский и Протоиерей Μ. М. Зефиров. 276 В 188 3 / 4 учебном году эта половина прибыли равнялась почти 100 р., которые и розданы были ученикам. 282 Русский домовой никогда не представляется так унижающимся. Он как набольший в доме представляется делающим только то, что делает хозяин в доме, а не хозяйка. Вероятно, чувашское воображение более долго работало над созданием домовых, и потому так строго выработало представление о нем, как специально домовом духе.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

4:2. «В молитве терпите, бодрствующе в ней со благодарением» ... «Терпите» тоже есть, что: молитесь много и долго. Короткая молитва не дает места упражнению и проявлению терпения. Долгая же рождает утомление и по причине утомления желание, чтоб она поскорее кончилась, или желание выйти из собрания церковного. Апостол пишет: терпи до конца и не поблажай разленению. Когда терпение слабеет, нападает, с одной стороны, разленение и дремота или сонливость, с другой – бодренность духа отходит, рассеивается внимание, мысли разбредаются. Апостол пишет: «бодры будьте», держите и дух бодрым, и тело не дремлющим, и тело и дух да пребывают в постоянном напряжении во все время молитвы. Распусти члены тела, распусти мысли, – молитвы уже нет, – будешь стоять как столп и кивать головою, как кукла. Бодренность указывает на живодвижность молитвы – сильное и теплое устремление ума и сердца к Богу. Очень недивно, что этим словом указывает Апостол на всенощные бдения, кои в Церкви начались с апостольских времен; чему пример показал сам святой Павел, всю ночь проведший с верными в поучении и молитве в Троаде. «С благодарением». Еυχαριστια – означает удовольствие и приятность, – означает и благодарение. Первоначальное значение его есть первое. Потому можно полагать, что Апостол в настоящем месте его имел во внимании. И по ходу речи оно очень пригодно здесь. Чувство утомления прогнал Апостол терпением, позыв на послабление и разленение – бодренностью и напряжением. Но можно и терпеть, и в напряжении себя держать, – и в то же время быть недовольну таким трудом, выдерживать его с некоторою ропотливостью. Такого рода помысл, или чувство, отнимает всю цену терпения пред Богом и бодрствования в молитве. Как в милостыне доброхотна дателя любит Бог: так в молитве любит того только, кто терпеливо бодрствует в ней с удовольствием сердечным, рад бывает стоять на молитве, сколько бы она ни длилась... И благодарение должно украшать всякую молитву. Без него и приступать не следует к Господу: ибо нечувствительность к благодеяниям полученным преграждает путь к получению новых, сокращая благодеющую десницу Господню.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

Вслед за сим приступлено было к избранию членов Комитета и их кандидатов, и когда это было исполнено, я продолжал: —149— «Окончивши одну – формальную задачу нашего собрания, теперь приступим к разрешению другой, более важной и существенной задачи, т. е. к принесению посильных пожертвований в пользу бедствующих братий наших. Посильных, – говорю, – потому что достоинство христианской благотворительности определяется не столько количеством приношений, сколько добрым изволением и усердием, как учит св. апостол Павел. «Каждый, говорит он, уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением: ибо доброхотно дающего любит Бог ? ( 2Кор.9:7 ). Итак, приступим с благодушием и добрым изволением сердца к осуществлению этой святой задачи во имя Христово. Господь-же Иисус Христос, благоволивший принять две лепты вдовицы, благоволительно приемлет и нашу усердную жертву!» Затем предложена была подписка пожертвований. – Подписка дала 856 рублей. Так совершилось в Твери открытие Епархиального Комитета для сбора пожертвований в пользу пострадавших от неурожая. 10-го числа писал я профессору Московской академии И. Н. Корсунскому. «Возвращаю Вам книжку и тетради, мною прочитанные. Прошу обратить внимание на сделанные мною замечания, но отнюдь не стесняйтесь ими. От всего сердца желаю Вам с успехом продолжать начатое Вами благое дело, (т. е. биографию митрополита Филарета)». 12-го числа послано мною письмо в Петербург А. В. Гаврилову: «Еще раз мелькнул было луч надежды на свидание с вашим Генералом, но – увы! снова исчез – и, кажется, уже безвозвратно. Его Превосходительство от 17-го августа изволил писать мне: «не был в августе – буду в сентябре, хотя-бы пришлось ехать исключительно только в Тверь. И так до свидания». – Но вот и сентябрь почти уже в половине, а о моём почтенном госте ни слуху, ни духу. А между тем слышу и по газетам вижу, что он улетел на теплые моря, под голубое, южное небо. —150— Теперь мне остается ожидать только Вас: авось Вы не обманете моего ожидания. Но на всякий случай предваряю Вас, что я на сих днях выезжаю на короткое время из Твери, для освящения храма. Утром, 13-го числа, отправлюсь, а 16-го возвращусь».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Так поступал и Павел, никого не отягощая и не принимая ни от кого, хотя и побуждал (к милостыне), и отсылал (ее) для бедных братий, находившихся в Иерусалиме. Если кто будет принуждаем взять от веры дающего и ради большего достатка его, пусть делает это для него ради его усердия и признательности, чтобы не произвести ссоры. И если – иерей, то пусть возмет и сам, как иерей, и других пригласит, не друзей только, но особенно бедных и особенно благочестивых. Если же случится мирянин, то не должен брать ничего от священнодействий, доставляющих доброхотные подаяния: ибо это принадлежит иереям; и пусть разделит иереям, а сам пользуется милостынями из подаяний, по удовлетворении нужд раздавая бедным. Вопрос . Иерей, получивший дары для литургии и не литургисующий, что доставляет жертвующему и осуждается ли за это?   Принявший подаяние для литургии и не совершивший ее осуждается и за то, что не совершил, и за то, что лишил освящения принесшего: ибо этот последний не только не получает освящения от литургии, но также и награды за милостыню, награды, которую он имел бы, если бы подал бедному. Поэтому всякий принявший должен литургисать, чтобы не быть осуждену Богом, за то, что несправедливо поступает, крадет и лишает брата освящения. Вопрос . Какая лучшая милостыня?   Желающий творить милостыню, если может, пусть заботится, как мы сказали, прежде всего об освобождении пленников и в особенности о слабых и неопытных, подобно детям, находящихся в опасности по душе. Потом – об иереях-пленниках и старцах, и прочих. Во вторых, пусть подает больным, изуродованным и другим, требующим большей помощи. Вместе с тем – и заключенным ради Бога монахам, как говорят Отцы: потому что они рабы Бога, исполняют дело ангельское и заключены ради Бога; в них и исполняются все заповеди, если они живут по Богу. Потом – находящимся под стражею и вдовам, и всем другим, которые обыкновенно не выходят из дому. И наконец, – всем остальным бедным. И служение чужестранным, в особенности нуждающимся, доставляет большую награду, как научил Спаситель наш, и Судия, и Бог .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Доброхотна бо дателя любит Бог, присовокупил апостол. «Доброхотно дающего любит Бог»: это всегда мы должны держать в памяти, чтобы, что ни делаем для ближних, какую помощь ни оказываем другим в их нуждах, всегда делать это охотно, с любовью, помышляя, что такого благотворения требует от нас Бог и к такому благотворению благоволит Бог. в)  Никто не думай, будто, подавая посильную помощь бедным, сам подающий будет терпеть нужду , или мало-помалу сам останется ни с чем. Премудрый говорит: милуяй нищаго, сам пропитается; от своих бо хлебов даде убогому (Притч. 22, 10). Внушая быть милостивыми к ближним, святой ап. Павел уверяет христиан, что всеблагий Бог, по Своей премудрости и благости, не допустит их до бедности и нищеты. «Бог силен, – говорит он, – обогатить вас всякою благодатию», всякими необходимыми вам дарами, «чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (2 Кор. 9, 8), чтобы вы, обладая в довольстве внешними благами, имея расположение и ревность к добру, оказывали помощь бедным ближним и преуспевали в христианских добродетелях. И эту истину подтверждает апостол свидетельством псалма: якоже есть писано: расточи, даде убогим, правда же его пребывает во век века (2 Кор. 9, 9; Пс. 111, 9). «Праведник расточил, раздал нищим; но правда его пребывает во век». Благотворительность его не прекращается, но при благословении Божием продолжается чрез всю жизнь праведника, и правда его переходит в вечность, отворяя вход праведнику в Царство Небесное. III. Братия! Подавайте милостыню щедро, чтобы получить и щедрую награду от Господа. Подавайте милостыню и оказывайте всякие возможные для вас благотворения ближним охотно, с любовью, а не с огорчением или с принуждением: ибо доброхотно дающего любит Бог. В благотворениях ближним подражайте Богу, по заповеди Господней: будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть. Подкрепляйте себя в добродетели благотворения ожиданием милости от Господа, по Его обетованию: блажени милостивии: яко тии помиловани будут (Мф. 5, 7). Аминь. (Составлено по «Проповедям» Евсевия, архиеп. Могилевского, т. I, изд. 1870 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Перечисляя самые добротности, какими Дух украшает сердце верного христианина, Апостол не ставит их в прямое соответствие с перечисленными выше страстьми и похотьми. Но и здесь два их рода, как и там. Против раздражения с порождениями его ставит Апостол несколько доброхотных расположений; а против всех дел похоти – одно воздержание. В подробное рассмотрение сих добродетелей не входят наши толковники. Только блаженный Иероним делает несколько замечаний на каждую из них. «Любы». Как все страсти от самолюбия, все к себе стягивающего; так все добрые расположения от любви, поправшей самость и всем готовой жертвовать для блага, других, не помышляя о себе. «И какой из добродетелей прилично держать первенство между плодами Духа, как не любви, без которой прочие добродетели не считаются добродетелями и от которой рождаются все блага? И в законе и в Евангелии ей предоставлено главенство: «возлюбиши Господа Бога твоего от всего сердца твоего, и от всея души твоея, и всею силою твоею: и ближняго твоего, якоже самаго себе» ( Втор. 6, 5 ; Мф. 22, 37, 39 )» (блаженный Иероним). Святой Павел в Послании к Коринфянам, сказавши, что без любви всё ни во что, описывает потом дела любви так: «любы долготерпит, милосердствует: любы не завидит: любы не превозносится, не гордится, не безчинствует, не ищет своих си, не раздражается, не мыслит зла. Не радуется о неправде, радуется же о истине: вся покрывает, всему веру емлет, вся уповает, вся терпит. Любы николиже отпадает» ( 1Кор. 13, 4 – 8 ). Все последующие добродетели указывают лишь разные стороны любви. «Радость». Радость, конечно, о Дусе Святе, в порядке духовной жизни: ибо «нечестивому несть радоватися» ( Ис. 57, 21 ). Обычная радость – от получения земных благ. Радость духовная – от ощущения благобытия в духе. Как чувство здравия неотъемлемо от здорового; так радость духовная – от живущего духом и похотей плотских не совершающего. Это радость спасенного, который видит ясно, что миновал пагубность. Ее нельзя раздуть; она сама рождается и стоит. Заповедь Апостола: «всегда радуйтеся» ( 1Сол. 5, 16 ), – может быть, еще более признак, что если не радуетесь, то вы не стоите в настоящем чине. По уверению Палладия Еленопольского в «Лавсаике», в обители аввы Аполлоса было братии до 500, и они все всегда радовались, несмотря на великие пустынные лишения, и радовались такою радостию, что никто здесь, на земле, не укажет такой радости и веселия телесного. Между ними никого не было скучного и печального, и авва Аполлос обычно говаривал: «не должно на пути спасения скорбеть тем, которые имеют наследовать Царство Небесное; пусть стенают язычники, пусть плачут иудеи, пусть скорбят грешники, а идущие правым путем должны радоваться» (Лавсаик. 47).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

der christ. Archäologie. Lpz., 1836–1837, Bd. I, S. 93). Соблюдение тайны, свидетельствуемое целым рядом свидетельств, не было однако лишь доброхотною скромностью. Нет, церковные правила требовали от «со-мистов» или «сотаинников» – «συμμσται» ( Игнатий Богоносец, – Посл. к ефес. 12:2, Funk, § 84), т. е. посвященных в тайны Церкви, строгого молчания, и даже видели в отсутствии этого последнего характерную черту еретических сообществ. Отчасти на почве этих правил произрос симв. язык древн. хр-ва, который назван у бл. Феодорита , писавшего в V-м веке, «κεκρυμμνος κα μυστικς λγος». На существенности для древн. хр-ва disciplinae arcani особенно настаивал † гр. А. С. Уваров, см.: гр. А. С. Уваров , – Христианская символика. Посм. изд., ч. I, М., 1908. – На стр. 3–7 – свид. и прав. относительно disc. arc. – Свид. такого же рода и лит. указ. см.: F. X. Kraus , Bd. I, §§ 74–76, Art.: Peters , – Arcandisciplin. – Но, сверх этого, внешнего, и т. ск., грубого эзотеризма Церкви, есть в ней эзотеризм гораздо более тонкий. Это им. таинственность ее жизни для всякого, в эту жизнь непосвященного, т. е. существование в ней особого устроения души, без коего ничто в Церкви не может быть правильно воспринимаемо и понимаемо, и кое передается лишь в цепи живого церковного предания. В этом смысле, если угодно, можно говорить о нек. аналогии церковной жизни древним мистериям, где тоже давалось новое, совсем особое миро- и само-чувствие. На тему о внутреннем отношении мистерий и хр-ва кое-что в: Р. Штейнер . Его же, – Путь к посвящению, Калуга, 1911. – Ed. Schuré, – Sanctuaires d’Orient, 4-me ed. Paris, 1907. – Его же, – Les grands initiés, Paris, более 10-ти изд. Есть рус. пер. – «Великие посвященные». – G. Wobbermin , – Religions-gesch. Studien zur Frage d. Beeinflussung des Urchristentums dur das antike Mysterienwesen, Berlin, 1896. – G. Anrich , – Das antike Mysterienwesen in seiner Einfluss auf das Christentum, Göttingen, 1894. – Fr. Cumont , – Die Mysterien des Mithra. Autor. deutsche Ausg.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Florensk...

6. Се бо Бог помогает ми, и Господь Заступник души моей. Здесь союз бо лишний. А прочими словами Давид показывает, что он получил удостоверение от Святого Духа в том, что Бог поможет ему, почему и открывает божественную сию помощь и заступление. Речение се значит, что сия помощь и сие заступление будут даны не по прошествии многого времени, но теперь же Некто говорит: Вот Бог и Отец помогает мне, и Господь наш Иисус Христос—Сын Его Единородный заступник души моей. 7. Отвратить злая (обратит зло) врагом моим. Замышленное, говорит, врагами моими против меня зло Господе обратит на них самих Слова Григория Нисского: Посему, говорит, они не предложили Бога пред собою. А мне помогает Бог, обращающий зло на изобретателей зла; и истиною истребляется все враждебное и чуждое истине. Некто говорит: Господь силен перенести бедствия на обижающих, что согласно с сими словами: Поступите с ним так, как он поступил лукаво с ближним (Втор.19,19). Также Феодорита: Слова: обратит зло на врагов моих, поставлены вместо следующих: вырыли ров и сделали его глубоким и сами впали в яму, которую сделали. Истиною Твоею потреби их. Истиною Давид называет здесь правду. И говорит, что поелику истина уничтожает ложь, то посему Ты, Господи, как истинный, истреби их, как лжецов: потому что зифеяне оказались лжецами, обманщиками в дружбе с Давидом, и сам даже Саул, часто говоривший, что не будет злоумышлять против Давида, оказался лжецом в словах своих Феодорит думает, что Давид истиною называет здесь Святого Духа, как и Бога некто назвал выше Отцем, а Господа - Сыном, так что сими словами Давид загадочно указывает на святую Троицу. 8. Волею (добровольно) пожру Тебе. Здесь — добровольно — поставлено вместо: охотно, с радостью. Не буду, говорит, приносить Тебе, Господи, жертву принужденно по повелению закона, но добровольно, или свободно принесу оную Тебе, как Помощнику терпящих обиды, иначе: буду благодарить Тебя, как говорит далее ). Слова Исихия: Бог не принимает невольной жертвы, ибо никто не относит приношения к принуждающему, а к приносящему. Зная сие, апостол Павел говорил: не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог. При сем ты должен заключать об усердии и по самому времени, ибо часто подвергаясь бедствию, мы становимся благоговейнее самих себя. Но должно и по прекращению бедствия быть одними и теми же (в изд. Своде).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=733...

Резолюция на рапорте командира полка о разрешении полковому священнику совершения всенощных бдений: «Консистории объявить Спасскому священнику, чтобы допустил для воинских чинов совершение всенощнаго бдения с вечера в приличное время без полнаго благовеста и звона, а только с ударением в средний колокол седьмикратно, так как, по общепринятому порядку, всенощных бдений с вечера в зимнее время не бывает» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 173. 9946). Отношение преосвященному Неофиту, митрополиту Иллиопольскому: «Святейший Синод... благоволил дать на Ваше имя шнуровую книгу для сбора в разных местах России доброхотных подаяний в пользу Антиохийскаго патриаршаго престола, которую за надлежащею скрепою и печатью препроводил ко мне, а от меня чрез Высокопетровскаго архимандрита препровождена к Вам с начатыми и вписанными в нее приношениями» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 176. 9953). 5 ноября. Резолюция на прошении крестьянина о повторном венчании, так как бракосочетание было прервано: «Как изветчица о данном якобы ей обещании на брак ни сама добровольно, ни даже по настоятельному требованию не явилась и не представила доказательств извета, то, чтобы не стеснять далее жениха и невесты без основания, разрешить совершение брака» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 147. 9888). Резолюция на прошении служащего о выдаче нового метрического свидетельства взамен залитого чернилами: «Чтобы не стеснять просителя без важной причины, постановить определение о выдаче новаго свидетельства» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 147. 9889). 6 ноября. Резолюция на тетради настольного докладного реестра входящих бумаг консистории от 1723 до 1876: «Тетрадь сия ни канцелярской скрепы, ни нумерации листов не имеет, и, следственно, неповредимость ея не обезпечена» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1 С. 148. 9890). Резолюция на консисторском определении: сделать замечание Коломенскому духовному Правлению за вторичный отказ предоставить уездному суду справки по метрическим книгам о подкинутом младенце: «Вразумить духовное Правление, что поступок его заключает в себе неповиновение указу, с тем еще неприличием, что оно сие неповиновение огласило перед посторонним присутственным местом: почему, есть ли впредь позволит себе подобное, то подписавшие такое определение должны быть преданы суду за неповиновение начальству, давшему указ именем Его Императорского Величества» (Резолюции. Т. 5. Ч. 1. С. 148. 9891).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010