Протоиерей Павел Великанов — о скором открытии портала Богослов.ru 1 сентября 2019 г. 17:08 В начале осени планируется открытие обновленной версии портала Богослов.ru, который был закрыт год назад. О том, какие изменения с порталом произошли за это время, рассказал его главный редактор протоиерей Павел Великанов . — Отец Павел, почему закрыли Богослов.ru? — Портал Богослов.ru остановил свою деятельность по причине отсутствия финансирования и как следствие накопившейся массы неразрешенных технических и прочих вопросов. — Ходили слухи, что портал закрыт насовсем. Вы соглашались с этими слухами или у Вас какие-то другие мысли были на этот счет? — Я не знаю, кто был заинтересован в этих слухах, но для нас закрытие портала было «ножом в сердце», потому что вокруг портала образовалась дружная команда, он занял свое место в медиапространстве. То, что он прекратил работу, для всех участников проекта стало очень сильным ударом. Поэтому мы, приняв как факт остановку его работы, сразу начали предпринимать усилия по поиску средств, чтобы возобновить его деятельность. — Какие работы были проведены за прошедший год? — За этот год были проведены работы прежде всего по поиску источников финансирования. Это и доброхоты, связанные с Церковью, о которых мы при открытии скажем, это и другие люди, которые захотели принять участие в поддержке портала, благодаря чему мы сейчас вышли на финишную прямую — уже непосредственно открытие портала. — Будет новая платформа и другой дизайн? — Да, полностью изменен дизайн сайта. Мы заказали дизайн у специалистов хорошего уровня из Европы. Полностью переделан движок сайта, появилась новая платформа, навигация по сайту стала существенно удобнее. Значительные изменения претерпела сама структура размещения материалов. Мы пошли путем тщательного анализа посещаемости тех или иных страниц старого сайта для того, чтобы его предельно упростить и убрать все то, что было излишним и не особо востребованным нашими читателями. У нас появились новые разделы, например, раздел «тема недели», который представляет собой собрание различных материалов по определенной теме, как библиографических, так и в виде различных статей. Появился новый формат представления материалов — «кейс-стади». Отчасти это напоминает статью в энциклопедическом словаре, но идея немного другая. Цель — дать возможность человеку, не имеющему специализированного богословского образования, подступиться к тому или иному вопросу с тем, чтобы этот вопрос можно было изучить как поверхностно, так и очень глубоко, поэтому мы разработали такой формат и начинаем его заполнять. У нас работают привлеченные специалисты с богословским, философским образованием, и я надеюсь, что «кейс-стади» помогут сформировать облако разных вопросов, которое по качеству представленной информации будет гораздо выше, нежели в других популярных источниках, как, например, Википедия.

http://patriarchia.ru/db/text/5493142.ht...

И о милостыне тоже надлежало сказать слово-другое, чтоб обставить сие святое дело святыми побуждениями и делами, указать пределы должного и доброхотного, а отчасти поддержать и возревнование о ней: да не како, говорит, аще приидут со мною Македоняне… постыдимся мы в части сей (9, 4). 2. Содержание послания Все это и составляет содержание послания. Есть в нем еще один предмет, будто не зависящий ни от каких обстоятельств, именно: речь о высоком достоинстве христианского откровения при внешней непоказности проповедников его и о том, как оно самым делом совершается и доходит до слуха желающих внимать ему. К обозрению этого святой Павел восторгся известием о победоносном действии письменного слова его к коринфянам. Ибо говорит об этом вслед затем, как, выслушав святого Тита, воззвал: благодарение Богу всегда победители нас творящему… и воню разума Его являющу нами во всяком месте (2, 14). Эти предметы святой Павел излагает в послании в таком порядке. В средине идет речь о милостыне и занимает две главы –8-ю и 9-ю. В конце помещено строгое слово в развеяние злых о святом Павле речей и в побуждение неисправившихся еще исправиться. Говорили о нем, что он на письме строг, а когда сам бывает, то тих и кроток; а другие к этому прибавляли: да настоящий ли он еще Апостол-то? — Может быть, такие речи и были причиною, что у некоторых расслаблялась нравственная энергия, и они лениво исправлялись. Почему Апостол, имея в виду особенно отрезвить последних, пишет, что он и лицом к лицу такой же строгий бывает, как на письме, когда потребует нужда (гл. 10); и затем, доказав, что он настоящий Апостол, ничем не меньший, чем другие, и, следовательно, облечен полною апостольскою властью (гл. 11, 12), заключает: исправляйтесь заранее, — приду, не пощажду (12, 20 — гл. 13). Это излагается в 10–13 главах. В начале же святой Павел, после благодарения Богу за утешение, доставленное ему избавлением от многих бед (1, 1–11), говорит, по какой причине переменил он план своего путешествия (1, 12–2, 11); затем, восторгшись к созерцанию высоты христианского откровения и домостроительства, воодушевленною речью излагает весь ход сего дела (2, 12 –7, 1) и заключает выражением радости и утешения, какие доставлены были ему приемом Тита в Коринфе и всем, что он там видел и о чем передал Апостолу (7, 2–16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=678...

Поэтому, говорит, ты береги и храни, а когда от частых вкладов малое сделается великим, тогда уже открывай. Не сказал притом: собирая, но: «сохраняя» (θησαυρζων – сберегая сокровище), чтобы ты знал, что эта издержка есть сокровище, что этот расход есть прибыль, – сокровище, лучше всякого сокровища… Так, послушаемся и будем делать это же и мы; пусть в домах наших хранятся, вместе с нашими собственными, и священные деньги, чтобы из-за них сберегались и собственные. Ведь, если в царском казнохранилище будут положены деньги кого-либо из подчиненных, то и эти (деньги) совершенно безопасны из-за царских. Так, если и в твоем доме будут храниться деньги бедных, откладываемые в день воскресный, то из-за них и твои собственные будут безопасны… Место, где лежат деньги бедных, недоступно для демонов; и деньги, собираемые на милостыню, ограждают домы лучше всякого щита, копья, оружия, силы телесной и множества воинов. Итак, сказав: когда, кому и как надобно собирать эти деньги, Павел количество сбора предоставил самим жертвователям. Он не сказал: подай столько-то и столько-то, чтобы такое повеление не было тяжко, так как многие ссылаются на бедность; чтобы бедные не говорили: что же, если мы не в состоянии? Нет, меру подаяния он определил силою дающих: «кийждо вас», говорит, «да полагает у себе сохраняя, еже аще что благопоспештся». Не сказал: что может, или что найдется, но: «что благопоспештся», показывая тем, что подающему будет содействовать и высшая помощь, и благодать (Божия). Павел заботился не о том только, чтобы деньги подаваемы были бедным, но и о том, чтобы (это делалось) с совершенным усердием. И Сам Бог повелел давать милостыню не для того, чтобы только насыщались бедные, но, чтобы и подающие получали благодеяние, и – даже больше для последних, чем для первых. Если бы Павел заботился только о первых, то есть бедных, то повелел бы только подавать деньги, а не требовал бы усердия со стороны дающих; но вот теперь апостол и там, и здесь старается особенно о том, чтобы подающие подавали с усердием и радостью, и удовольствием; «не от скорби, ни от нужды: доброхотна бо дателя любит Бог» ( 2Кор. 9:7 ), не просто дающего, но делающего это доброхотно.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir-Novoc...

И пока ему гроб сделали и его в оный положили, престрашный язык его все рос более вон, и мнилось уже всем, что и крыши гроба на него иначе наложить нельзя будет, как разве оную просверлив и язык сквозь оную выпустив. Но, по счастию для перепуганных сим посельчан, случился к той поре на селе некий опытный брат, приезжий из недальней обители за нуждою монастырскою. Тот, увидев сие, покивал головою и сказал: «Брате, брате! Чего доспел еси! » И, обратясь, молвил: «Видите, яко есть бог и он поруган не бывает». Крестьяне отвечали: «Видим», — и просили: «Аще ли твоему благочестию возможно есть, то помоги, отче!..» Он же спросил: Они же отвечали: — Что сам потребуешь, — все пожертвуем: только много не спроси, ибо худы есьмы и многого не имеем. Брат же спросил только постного угощенья по силам и денег, сколько надобно на устроение новой камилаухи с воскрылиями . Крестьяне сказали: «Это — согласны». Тогда брат, сняв с своей камилаухи ветхие, порыжелые воскрылия, вверг их в гроб и покрыл совершенно лице мертвого, сказав: «Приими то, от чего сам неразумно отпал». И ращение обличавшего расстригу языка его в ту же пору стало невидимо и прекратилось, и гроб, по благословению брата, был предан земле без необходимости сверления крыши, и поучительный случай сей везде старанием брата распространился, и темные крестьяне получили полезный урок — сколь доверие детей своих таким доброхотам, как сей расстрига, не безопасно. Преусиленное стеснение в темное время противное производит В двуштате церковного причта, с ним же предстоял, работая господеви , отец Павел, не было ни одного из наималейших к нему расположенного за его всегдашнее перед всеми превозношение. Всех он задевал разумом, который не скупо даровало ему всещедрое провидение и которым он распоряжал стойко и самовито , но, думается, как бы не всегда ко единой славе Создавшего, а нередко и к утешению своей неодоленной надменности. Ни со вторствующим коллегою у олтаря, ни со диаконом, на оба штата упадавшим, отец Павел, вопреки инструкции благочинницкой, никогда не хлебосольствовал и сам к ним в дома не входил, ни к себе их не звал; а из всех чтецов и певцов на свою долю отобрал одного, долгого роста и самого смирного нрава, причетника Порфирия, коего в глаза и за глаза называл «глупорожденным».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

Любовь из семьи, как из ячейки, переносится в общество и государство, всех мл. соединяя воедино: один за всех и все за одного. Нужды и успехи данного общества близки и дороги и каждому члену общества, потому что – все друг другу братья, – интересы всех совпадают с интересами семейными и гораздо легче осуществляются, достигаются общими усилиями. «Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!» ( Пс.132:1 ) и апостол завещает: «Всех почитайте, братство любите» ( 1Пет.2:17 ). Такая общественная любовь должна направляться, во-первых, на взаимную помощь в деле спасения и духовного развития, как главной цели нашей жизни, следовательно, общественники должны сообща стараться к созиданию в своих селах храмов Божиих, часовен и пр., проявлять усердие к содержанию устроенных в должном благолепии, в оказании пастырям церкви материальной помощи ( 1Кор.9:13–14 ), в устройстве и содержании просветительных учреждений, как, например, школы, общественной читальни, должны открывать собеседования, евангельские вечера (совместное чтение Слова Божия при руководстве священника) и пр.; во-вторых, общественники должны заботиться о благоустройстве данного селения в материальном отношении, а потому сообща помогать бедным и сиротам своего прихода, находя им приют и работы, оказывая им помощь в посеве и уборке хлеба, в устройстве жилищ и пр.; общественники обязаны содержать дома и улицы в чистоте, дороги делать легкопроезжими, обсаживать участки деревьями, открывать потребительные лавки, основывать артельные работы и т.п. Все это согласно с духом христианства. Одним словом, общественники в материальном отношении должны помочь друг другу достигнуть того достатка, при котором легко от избытка помогать нуждающимся и осуществлять в свой жизни заповедь Божию: «блаженнее давать, нежели принимать» ( Деян.20:35 ), «просящему... дай» ( Мф.5:42 ). Помогать же нужно, во-первых, с приветливостью, с охотою, «ибо доброхотно дающего любит Бог» ( 2Кор.9:7 ), и подчас доброе расположение, ласковое слово бывает нуждающемуся дороже, чем простая, сухая материальная помощь – подачка денег; во-вторых, при многих общественных нуждах, нужно и помогать сообща: «с миру по нитке – голому рубашка», как о том и апостол Павел увещает: «Ныне ваш избыток в восполнение их (нуждающихся) недостатка, а после их избыток в восполнение вашего недостатка, чтобы была равномерность, как написано: «кто собрал много, не имел лишнего; а кто мало, не имел недостатка» ( 2Кор.8:14–15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Ivanovsk...

Часть вторая – практическая О собрании милостыни для бедных иерусалимских братий (главы 8 и 9) О милостыне говорил уже Апостол и делал распоряжения в первом послании, глава 16. К устройству этого дела в Коринфе много способствовал и Тит в бытность свою там ( 2Кор. 8:6 ). Теперь Апостол речь свою направляет лишь к тому, чтоб разохотить к скорому и нескудному подаянию, ибо сам шел туда и с македонянами, пред которыми хвалился ими. С сею целию: 1) сначала ревность к делу сему старается раздражить святой Павел ( 2Кор. 8:1–15 ), выставляя а) пример македонян, которые оказались сверх меры доброхотными, стихи 1–6, а затем прилагая к тому б) другие более близкие к коринфянам побуждения, стихи 7–15, каковы: аа) то, чтоб при других добрых качествах не отстать им и в этой добродетели, стихи 7–9; бб) то, что это дело не ново, уж начали, стихи 10 и 11; и вв) то, что не чрезмерное что требуется, а что кто может, стихи 12–15. 2) Потом поминает о своем распоряжении а) послать к ним Тита и других двух братий, с указанием и добрых качеств каждого ( 2Кор. 8:16–24 ); б) представляя побуждением к тому желание, чтоб у коринфян все было готово к его приходу и чтоб, когда придет он к ним с македонянами, не постыдиться ему чрез них. В этом не малое опять побуждение и к скорому, и к щедрому собранию подаяний ( 2Кор. 9:1–5 ). 3) Наконец снова воодушевляет их и к нескудному, и к охотному даянию: а) обетованием Божия благословения, стихи 6–11 и б) славою отсюда нашего исповедания, стихи 12–15. 1. Раздражение ревности к милостынеподаянию (2Кор. 8:1–15) а) Примером македонян (2Кор. 8:1–6) 2Кор. 8:1 .  Сказуем же вам, братие, благодать Божию, данную в церквах Македонских. Сказать слово о милостыне считал нужным святой Павел и в этом послании. В этом же именно месте сказать о сем расположился предыдущею речью. Пред этим он выхвалял коринфян за хороший прием Тита, заключив слово выражением радости, что они так внимательны к тому, что исходит от него: «радуюсь, яко во всем дерзаю в вас». То есть радуюсь тому, что вы, что ни скажу, все то готовы охотно делать. К этому он и прилагает свое слово о милостыне, то есть «и на самом деле показывает свое к ним дерзновение, предлагая увещание иметь промышление о святых», то есть иерусалимских бедных христианах (Феодорит). «И сказал это он предварительно, потому что имел намерение беседовать о милостыне, чтоб похвалою проложить путь увещанию и возбудить усердие к милостыне. Впрочем, сказал об этом не вдруг, но, примечай, с каким благоразумием издалека и с высоты ведет слово: «сказуем вам благодать Божию, данную в церквах Македонских», – и, описывая дела других, тем, что хвалит их, возбуждает ревность (к подобным же делам) и в коринфянах» (святой Златоуст).

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Далее апостол Павел говорит: «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (ст. 7). Сказано это не для того, чтобы человек по расположению сердца давал мало. Скажем, у меня нет желания трудиться для сестер, пусть, мол, они сами себя обслуживают, и вот за это мне воздастся, — нет. Сказано это для того, чтобы каждый посмотрел на свое расположение, давал милостыню не с огорчением и принуждением, а добровольно, ради любви к человеку. «Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело» (ст. 8). Бог силен воздать нам, отблагодарить нас (слово «благодать» на современном русском языке и значит «благой дар»), обогатить и вещественно, и духовно, для того чтобы мы имели избыток и от этого избытка всякому человеку могли помочь, — «были богаты на всякое доброе дело». Апостол Павел продолжает: «Как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век. Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей» (ст. 9–10). Господь, возращающий семя, так что оно приносит обильный плод и насыщает тех, кто трудился над сеянием и жатвой, может «умножить плоды правды вашей», то есть нашей праведности, правильного отношения, любви к людям. «Так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через вас производит благодарение Богу» (ст. 11). То есть чтобы мы были богаты, могли не только от скудости, но и от избытка той благости, благодати, которая у нас есть, благотворить всякому нуждающемуся, «который через нас производит благодарение Богу». Последние слова означают, что, оказывая людям благодеяние, мы таким образом вызываем в них благодарение Богу. И это для нас, быть может, самая великая награда. Тем самым мы проповедуем Евангелие. Не обязательно мы доказываем подлинность евангельского повествования, защищаем истины веры, но, показывая, что в христианах действительно есть любовь, что мы являемся носителями, проводниками этой любви, мы распространяем слово Божие. И это самая лучшая, самая убедительная проповедь.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

Аще кто от вас, лишен есть мудрости, да просит от дающего Бога всем нелицемерно и не поношающего, и дастся ему. Нуждаются в разъяснении слова: дающаго… нелицемерно и не поношающего – το διδντος … πλς κα μ νειδζοντος. Слово πλς, нигде больше в Новом Завете не встречающееся, кроме данного места, значит собственно: просто. Но, очевидно, это значение его здесь не подходит, ибо не ясен будет смысл выражения: дающего просто. Если иметь в виду употребление родственного слова πλτης во 2Кор.8:2 и 2Кор.9:11, 13 . где ап. Павел, говорит, что македонские церкви, будучи усердными к делу христианской милостыни, являясь доброхотными дателями «по силам и сверх сил», преизбыточествуют по тому самому в богатстве τς πλτητος ατν, т.е. в своей щедрости; то с полным правом выражение πλς данного стиха послания ап. Иакова, можно переводить словом: щедро (liberaliter). Μ νειδζοντος значит: не упрекающего или: не попрекающего т.е. оказанными благодеяниями. Ср. Иисуса Сына Сирах. ( Ис.18:18, 20:15 ). – Общий смысл данного стиха послания ап. Иакова будет следовательно таков. Бог есть Отец света, источник премудрости, а потому, кто из нас лишен премудрости, т.е. кому не достает опирающегося на вере деятельного познания высоты и назначения христианского звания, – познания, такт, необходимого в различных случаях нашей жизни, особенно при постигающих нас испытаниях тот пусть просит премудрости у Бога и она дастся ему. Бог даятель щедрый. Он не подобен людям, которые, оказавши нам какие-нибудь благодеяния, впоследствии попрекают нас ими. Они люди, очевидно, делали добро не бескорыстно, а для удовлетворения своих каких-нибудь чисто эгоистических целей, Бог же дает нам свои милости из бесконечной любви своей к нам, исключительно ради нашего блага. Так нежно любящие своих детей родители все делают для их блага и счастья, и в то же время забывают о том добре, которое они им оказали. Душа любящего здесь сливается воедино с душею любимого, а потому любящий не спрашивает себя, что он сделал любимому, а – как последний воспользовался данным ему добром, – послужило ли оно к его благу, умел ли он употребить его, или же нет.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zamecha...

Того ради Святейший Синод, сожалея о оных невеждах, так заблуждающих и до толикой погибели приходящих, и желая таковый вред от сердец церкве российския сынов истребить, увещевает всех православия нелицемерных любителей и именем Господним повелевает им прилежно по вся дни (между обычными своими молитвами) и о сем молитися всещедрому Богу, да выше помянутых жестокосердных человеков умягчить и обратить Духом своим Святым к доброхотному слышанию, светлому уразумению и благосердному приятию здравого учения, да отымет от них сердце каменно и даст им сердце плотяно, по милостивому обещанию Своему у пророка ( Иез. 11:19 ). Незлобивым же и истину любящим, но предприятому мнению своему порабощенным сие внушити Святейший Синод желает, что глаголет святой Апостол Иаков: немнози учители бывайте, брати моя, ведяще, яко большее осуждение приимем ( Иак. 3:1 ); такожде и сие Божие неискусным наставление: вопроси отца твоего, и возвестит тебе, старцы твоя, и рекут тебе ( Втор. 32:7 ). И дабы сие увещание лучше произошло в дело ко исправлению сынов святыя церкве, мнением своим немоществующих и о наставлении, от Синода предаемом, сумнящихся, а сумнения своего духовным пастырем не объявляющих и здравого рассуждения не требующих, молит Святейший Синод всех нелицемерно истины желающих, да прилежно рассудят, коль неисцельный душепагубный вред есть человеку, не учену сущу, не требуя от искусных наставления, самоволием своим избирати мнения, и не ведая, суть ли истинная, за истинная себе утверждати, что есть самое истое всех ересей семя и в бедство вечной погибели вводит, как от случаев прежних всем ведомо. Ибо в мимошедших летех, как при благополучной державе славныя и достойныя памяти благочестивейшего государя нашего царя и великого князя Алексиа Михайловича, самодержца всероссийского, и прочая, и прочая, и прочая, началося лучшее в книгах церковных погрешенным исправление, всем уже известно, коликой тогда от непокоривых невежд, которые грубого своего мнения духовным пастырям не объявляли и рассуждения не требовали, но, сами о себе суемненно согласившеся, дерзнули не точию словесно, но и письменно суемудрствовать, рассеялся разврат и размножился от времени до времени вредный зело простонародных раскол; всем знать возможно, что толь люто расплодился и так многих повредил, что и доныне, в толь долгое время и чрез разнообразное церковных пастырей врачевание не пресечен и не уврачеван пребывает, и не точию так болезнует, но и прочих, яко гангрена, люто повреждает, которое повреждение свое всякому, хотя и мало богословским учениям навыкшему, известное и явное, толь крепко многие слепые и окаянные содержат, что в том и до смерти стояти готовы и, не помня слова апостольского: аще и постраждет (кто), не венчается, аще не законно мучен будет ( 2Тим. 2:5 ), страдать за ложное свое мнение в мученичество себе вменяют…

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Павел ( Евр. 13, 16 ). Раздробляй алчущим хлеб твой, говорит прор. Исаия, и нищыя бескровные введи в дом твой: аще видиши нам одей. ( Ис. 58, 7 ). Милуяй нища, взаим дает Богови, по даянию его воздастся ему, говорит Премудрый (Притч. Сол., 19, 17). Суд без милости не сотворшему милости, говорит ап. Иаков (Гл. 2, 13). Заслуга благотворительности, выставленная Господом Иисусом Христом не должна ограничиваться лишь материальным вспомоществованием ближнему; она должна иметь в виду и душевное улучшение нищих, способность их «молиться и трудиться», а след. – и достижение ими такого состояния, в котором они не нуждались бы в сторонней помощи для своего существования. Потому благотворитель, пособляя материально бедным, должен, насколько может, влиять и на всю их личность, вступая с ними в беседы, посещая их дома, наставляя их, подавая им советы, пособляя им, чем и как может, выйти из трудного положения их. При господствующей у нас случайной и особенно уличной подаче нищему это затруднительно и даже невозможно. Потому благотворительность должна быть организована; т. е., должны быть устроены для бедных приюты, в которых они получали бы правильное вспоможение как телесное, так и духовное (насколько нуждаются в последнем). Каждый христианин обязан, конечно, принять участие в устроении и процветании этих приютов, – и участие не только материальное, но и духовное, насколько может. Так как в настоящее время у нас благотворительность еще не организована надлежащим образом, то неизбежно и обычное у нас случайное и уличное подаяние нищим. Подавая случайно попадающимся нищим милостыню, надобно делать некоторый разбор между ними (насколько можно сделать его по первому впечатлению), чтобы не питать тунеядства (2 Фесс. 3, 10 и д.). Но, с другой стороны, надобно остерегаться, чтобы под предлогом предотвращения злоупотреблений милостынею не притупить в себе сочувствия в нищим и не отказать действительно нуждающемуся. Свойства истинной благотворительности следующие: Во-первых, доброхотность.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010