—211— Антиохийского события, утверждают, что оно случилось прямо же после апостольского собора. Следовательно, Ап. Пётр, бывший на этом соборе, должен был из Иерусалима отправляться в Антиохию. – Св. Дееписатель в своей книге Деяний сравнительно очень подробно говорит об иерусалимском апостольском соборе 2179 , в частности он поимённо называет всех тех лиц, которые стали во главе посольства, отправленного из Иерусалима в Антиохию (и другие церкви) с целью сообщить туда соборное определение: тогда Апостолы и пресвитеры со всею церковью рассудили, избрав из среды себя мужей, послать их в Антиохию с Павлом и Варнавой, (именно Иуду, прозываемого Варсавою, и Силу, мужей начальствующих между братиями 2180 . Об Ап. Петре нет и упоминания: очевидно, он не находился в этом посольстве, ибо в противном случае он, как сам ревностно ратовавший в пользу соборного постановления 2181 , во всяком случае был бы самым первым членом этого посольства, мужем, начальствующим между братиями. Также подробно св. Лука говорит о всех участниках этого посольства, описывая, как они удалились из Антиохии: пробыв там (некоторое) время, они (т. е. отправленные из Иерусалима) 2182 с миром отпущены были братиями к Апостолам. Но Силе рассудилось остаться там. (А Иуда возвратился в Иерусалим) 2183 . Павел же и Варнава жили в Антиохии. Опять нет решительно никакого упоминания о св. Петре, чтобы он был тогда в Антиохии. Во всяком случае, трудно допустить, чтобы св. Лука, если бы св. Ап. Пётр в рассматриваемое время действительно находился в Антиохии, хотя бы явившись туда не вместе с упомянутым посольством, но как-нибудь даже после него, обошёл его своим упоминанием. – б) Но если допустить, что св. Пётр был в Антиохии именно в это время вместе с иерусалим- —212— ским посольством, то – пришёл ли он туда в качестве члена его, явился ли несколько позднее, не участвуя в нём, – во всяком случае он как под живым и сильным впечатлением своей горячей защиты христианской свободы на апостольском соборе 2184 , так и под влиянием ревности об осуществлении тех целей, ради которых явилось в Антиохию посольство 2185 , должен был явиться там с самого начала своего пребывания горячим защитником и словом и делом христианской свободы.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

XXIX. Миссия женщины. Женщину позабыли мы! Женщины нет в нашей миссии! И в этом крупный пробел нашей противо-сектантской организации. Между тем, какие времена мы не возьмём, мы всегда на первом плане видим женщину. Даже в апостольские времена женщины играли выдающуюся роль не только при распространении христианства, но и в самых христианских общинах. В послании к Римлянам, например, ап. Павел даёт поручение: „приветствуйте Приску и Акиллу, – которые голову свою полагали за мою душу, которых не я один благодарю, но и все церкви из язычников, – и домашнюю церковь их” 339 . Здесь имя Приски стоит на первом месте, как и в 2Тим. 4:19 . Ясно, что женщина была главным лицом в отношении к христианской деятельности, так что похвала предназначалась, прежде всего, ей. Она была сотрудницей Св. Павла, – следовательно, миссионершей и руководительницей небольшой общины. В ряду приветствий, назначенных в Рим, упоминаются далее Мариам, „которая много потрудилась ради нас” ( Рим. 16:6 ), Трифена и Трифоса, „трудящаяся о Господе” ( Рим. 16:12 )”, Персида, „возлюбленная, которая много потрудилась о Господе (16:12), мать Руфа, которую апостол считает своей матерью ( Рим. 16:13 ), Юлию, вероятно, жену Филолога, так как упомянута вместе с ним ( Рим. 16:15 ) и др. Не менее восьми женщин при 18-ти мужчинах приветствуется здесь. Все эти женщины своею плодотворною деятельностью должно оказали значительные услуги апостолу и общине. Из послания ап. Павла к Колоссянам ( Кол. 4:15 ) видно, что здесь существовала маленькая община, во главе которой стояла женщина, по имени Нимфа, так как в её доме собирались члены этой общины 340 . В послании к Филиппийцам, где вообще мало встречается имён, значится: „Умоляю Еводию, умоляю Синтифию мыслить то же о Господе; ей, прошу и тебя, искренний сотрудник, помогай им, подвизавшимся в благовествовании вместе со мною и Климентом и прочими сотрудниками моими, имена которых в книге жизни” ( Фил. 4:2–3 ). Очевидно, обе женщины были сотрудницами в деле основания общины в Филиппах, и потому пользовались высоким уважением.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

– А что? – Сцепился с бабёнкой и ходит! – С женой? – С женой. Грех от них один, а не то что бы божественное! Гм. И не стыдятся! – Такой же человек, как мы с вами... – Так ты иди польку танцевать, а не Богу за нас молиться! Согрешить-то мы сами умеем... Мы на него жалобу архиерею подали! Поют песни и на гитаре играют. Разве это можно? От них – соблазн один, а не то что бы божественное! 57 Вот как присматриваются, придираются к нам. Неудивительно после сего, что жизнь наша, при повышенных к ней требованиях, тормозит миссионерское дело и даёт сектантам лишний козырь в руки. Какой же вывод следует отсюда? А тот, что дело миссии только тогда будет идти успешно, когда само духовенство своим добрым поведением, своею нравственною жизнью будет поддерживать деятельность православным миссионеров. Другими словами, примерная жизнь пастырей представляет собою одно из самых могучих и действительных средств в борьбе с настоящим сектантством. Сделаем маленький экскурс в область истории, чтобы лучше видеть это, чтобы на примерах убедиться в справедливости сделанного нами вывода и не тратить лишних дум и сил в борьбе со страшным и опасным для Церкви врагом. История говорит, что Церковь Христова всегда побеждала своих врагов не истиной только веры, но и чистотой и святостью жизни своих пастырей и членов. Посылая апостолов на проповедь, Христос Спаситель говорил им: „Вы свет мира”. „Да светит же свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославили Отца вашего небесного” ( Мф. 5:14–16 ). Апостолы и были светом для мира. Они зажгли сердца верующих во всей вселенной, и победили мир. Победили своими добрыми делами, подвигами, страданиями мученичеством. Они и учеников своих наставляли „быть образом для верных в слове, в житии, в любви, в духе, в вере, в чистоте” ( 1Тим. 6:12 ) и христиан призывали быть „богатыми на всякое доброе дело” ( 2Кор. 9:8 ). „Отвергнем дела тьмы, – писал апостол Павел, – и облечёмся в оружия света. Как днём, будем вести себя благочинно, не предаваясь ни пированиям и пьянству, ни сладострастию и распутству, ни ссорам и зависти. Но облекитесь в Господа нашего Иисуса Христа, и попечения о плоти не превращайте в похоти” ( Рим. 13:12–14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

В послании святителя Вениамина ощущается и живая связь с Церковью, с теми, кто сострадал ему, и его простота и богоугодная искренность, явные на процессе даже для его врагов, и приговор к смерти, и надежда не на себя, но на Бога, воскрешающего мертвых. Общим является и видение Христа как мира. «Ибо Он есть мир наш» (Еф. 2: 14), – говорит апостол Павел. Для понимания совершавшихся событий важны и слова священномученика Вениамина: «Теперь время суда». Они соответствуют мыслям святого апостола Петра: «Ибо время начаться суду с дома Божия; если же прежде с нас [начнется], то какой конец непокоряющимся Евангелию Божию? И если праведник едва спасается, то нечестивый и грешный где явится? Итак, страждущие по воле Божией да предадут Ему, как верному Создателю, души свои, делая добро». (1 Петр. 4: 17–19) Этот настрой – предать души Создателю, делая добро, – характерен и для священномученика Вениамина. Ощущение Суда Божия и грядущего конца мира также пронизывает послание святителя. И здесь важны слова: «Нам ли, христианам, да еще иереям, не проявлять подобного мужества, даже до смерти, если есть сколько-нибудь веры во Христа, в жизнь будущего века». Мученический венец святитель Вениамин стяжал 13 августа 1922 года Они гармонируют с призывом Христа в Откровении: «Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2: 10). И этот мученический венец святитель Вениамин стяжал 13 августа 1922 года… Жестокость и несправедливость приговора поразила многих. В результате в органы советской власти, прежде всего в ВЦИК РКП (б), был направлен целый поток ходатайств о помиловании (в том числе и даже от обновленцев, например от А.И. Введенского, пусть и причастного к осуждению святителя). 7 июля Я.С. Гурович, адвокат священномученика Вениамина, подал в Верховный революционный трибунал при ВЦИК кассационную жалобу, в которой показал юридическую несостоятельность расстрельного приговора. На заседании Политбюро ЦК РКП(б) 13 июля было принято компромиссное решение: оставить в силе приговор в отношении митрополита Вениамина, архимандрита Сергия (Шеина) , профессора Ю.П. Новицкого и И.М. Ковшарова другим же шестерым осужденным к расстрелу заменить его тюремным заключением на пять лет. Определением кассационной коллегии Верховного трибунала ВЦИК от 26 июля 1922 года приговор был оставлен в силе. Это показывает, что главной целью процесса явился священномученик Вениамин. Показательно и другое: равное количество представителей духовенства и мирян, которые принадлежали к интеллигенции и обладали юридическим образованием, поэтому данный приговор должен был способствовать устрашению не только церковных, но и интеллигентных кругов.

http://pravoslavie.ru/147712.html

В Св. Писании Нового Завета есть очевидные свидетельства в пользу православного изъяснения слов Христа Спасителя: „примите, ядите”... и „пейте от неё все”... И нет ни одного доказательства в защиту сектантского лжеучения. Возьмём, например, такие аргументы. Апостол Павел в послании к Коринфянам пишет: „чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который переломляем, не есть ли приобщение Тела Христова ( 1Кор. 10:16 )? Что может быть яснее этих слов? Если бы в причащении мы вкушали простой хлеб, то апостол так бы не учил. О простом хлебе он пишет в том же послании: „пища не приближает нас к Богу: ибо едим ли мы, ничего не приобретаем, не едим ли, ничего не теряем” ( 1Кор. 8:8 ). Вот как мало духовной пользы приносит нам тленная пища! Она совсем не приближает нас к Богу. Напротив, кто вкушает от хлеба Господня и пьёт от чаши Его, тот приобщается тела и Крови Христовых. Следовательно, на вечери христиане едят не простой хлеб. Сошлёмся ещё на такой евангельский пример: Иисус Христос говорил иудеям: „Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира”. Тогда иудеи стали спорить между собою, говоря: как Он может дать нам есть Плоть Свою, т. е. говорить то же самое, что в настоящее время говорят наши сектанты-рационалисты. И что же? Сказал ли им Христос Спаситель, что они неверно поняли Его слова, что Его речь должно понимать не в материальном смысле, а в духовном? Нет, не сказал. Самый удобный случай представился к тому, и Христос не только не разубеждает современных Ему иудеев в ложном понимании Его слов, но даже даёт понять им, что они не ошиблись: „истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни” ( Ин. 6:51–53 ). Неужели и после этого можно говорить, что Христос говорил о невидимом, духовном теле? Сектанты говорят, да. Но вот последнее свидетельство, окончательно разоблачающее несостоятельность сектантского лжеучения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

д. В то же время Православной Церкви, в отличие от Римо-Католической, чуждо стремление без особой на то необходимости что-либо догматизировать. Православные догматы формулировались и утверждались Вселенскими Соборами только при возникновении ересей. Догматические определения являются не столько положительным раскрытием учения о Боге, сколько указанием границ, за которыми находится область заблуждений и ереси. В своей глубине каждый догмат остается непостижимой тайной. «Православные догматы, – пишет проф. А.И. Введенский , – не суть путы для мысли, не кандалы... но разве лишь предохранительные определения, которыми Церковь хочет поставить разум человеческий в надлежащую перспективу, в которой для него открывалась бы возможность беспрепятственного и безостановочного движения вперед, с исключением опасностей уклонения в сторону, на пути обманчивые» 44 . Общеобязательность . В догматах раскрывается сущность христианской веры и упования. Нравственные истины, литургические, канонические обычаи и правила имеют для себя точку опоры в догматическом учении. Божественное Откровение говорит об исключительном значении истин веры для спасения человека. Так, отправляя Апостолов на всемирную проповедь , Христос повелел им научить народы вере в Триединого Бога, сказав: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» ( Мф. 28, 19 ), – и прибавил: «Кто будет веровать и креститься, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» ( Мк. 16, 16 ). Апостолы также признавали веру в Живого Бога первым и необходимым условием спасения. «Без веры угодить Богу невозможно, – пишет Апостол Павел, – ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр. 11, 6 ). Непререкаемость вероучительных истин обусловлена их богооткровенностью, ибо Апостолы приняли учение не от человеков, но через откровение Иисуса Христа ( Гал. 1, 12 ). «Знаем, – говорит Апостол Иоанн, – что Сын Божий пришел и дал нам (свет и) разум, да познаем (Бога) Истинного и да будем в Истинном Сыне Его Иисусе Христе. Сей есть Истинный Бог и Жизнь Вечная» ( 1Ин. 5, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/dog...

Заключение Апостол Павел в одном из своих посланий к Тимофею говорит: „будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням ( 2Тим. 4:3–4 ). Это пророчество первоверховного апостола с буквальною точностью исполняется в настоящее время. Теперь весьма многие здравого учения, учения Св. Писания, не принимают. Отвергают его. Даже смеются над ним. И, взамен его, придерживаются ложных теорий; идут за лжеучителями, которые действительно отвращают слух от истины и обращают его к басням”. Возьмём, например, настоящий вопрос о творении человека. Сколько учили людей тому, что человек происходит от обезьяны? Сколько лет смеялись и издевались над библейским сказанием о происхождении человека? Сколько верующих сердец разбилось об этот камень преткновения и соблазна? Сколько мудрых и неразумных, великих и малых, мужчин и женщин, верующих и неверующих склонили свои колена пред теорией Дарвина, признали её за твёрдо установленную истину и внесли её в качестве краеугольного догмата в своей научный катехизис? И что же? Настало время, когда теория о происхождении человека от обезьяны потеряла свой кредит повсюду. Не только среди простых, но и среди учёных. Теперь редко кто придерживается дарвиновой теории, как таковой, редко кто верит в происхождение человека от обезьяны. Долго владевшая умами теория, при всеобщем смущении, к стыду всех её проповедников сдаётся в архив. Она доживает свои последнее дни, будучи всеми оставлена, критикуема, постепенно забываема. На смену её выступает новая теория, новое решение вопроса о происхождении человека. А как ей верили! Как были убеждены в ней! Как горячо всегда отстаивали её! Как самоуверенно возвышали её над библейским сказанием! И вдруг – полное крушение её. А сколько верующих душ погибло напрасно из-за неё? Сколько соблазна внесла она в среду правоверных христиан! И всё это из-за чего? С позволения сказать – из-за чепухи, из-за простого предположения, из-за недоказанной мысли, из-за нелепейшей теории.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Косвенное подтверждение сделанного нами вывода мы встречаем и в посланиях апостола Павла. Апостол Павел говорит, что власть и право пастырей Церкви низводит благодатную силу на верующих исходя от Бога. „Уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета” ( 2Кор. 3:4–6 ). „Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам” ( 2Кор. 4:7 ). „Сила Господня в немощах совершается” ( 2Кор. 12:9 ). Если же премудрость Божия открывается не премудрым, а младенцам, если сила Господня в немощах совершается, если благодать Божия и в глиняных сосудах проявляется, то ясно, как Божий день, что и чрез недостойных пастырей может подаваться Божественная благодать. Потому что такие выражения св. апостола, как: „в немощах совершается”, „глиняные сосуды” могут быть приложимы только к одним недостойным пастырям, а отнюдь не к добрым, разумным, достойным пастырям. Итак, православная Церковь утверждает, что благодать Божия во всей своей силе может проявляться и чрез недостойного пастыря. Почему так? Потому, ответим мы, что в известные минуты эта благодать может подчинить себе душу пастыря, преобразовать его по духу Христову и, таким образом, сделает его способным выступать в качестве Христова служителя. Вспомним пророка Валаама, он за деньги готов был продать язычнику свой пророческий дар и проклясть верный Богу народ, т. е. Израиля. Но вот взошёл он на гору, увидел раскинувшиеся пред ним шатры Израиля и скинию Завета, стоявшую посреди стана, и Израиля, молящегося пред ней, мужчин, женщин и детей, чающих спасение от Бога и от алтаря Его. И открылись уста его, и вместо проклятия они изрекли благословение народу Божьему. Было бы ошибкой думать, что сила Божия только механически действовала через Валаама, т. е. заставляла его говорить то, чего он на самом деле не хотел говорить. Тут дело совсем не в этом. Причина сего лежит гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Валаам вместо проклятия произнёс благословение, нам думается, вот почему:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Косвенное подтверждение сделанного нами вывода мы встречаем и в посланиях апостола Павла. Апостол Павел говорит, что власть и право пастырей Церкви низводит благодатную силу на верующих исходя от Бога. «Уверенность мы имеем в Боге чрез Христа, не потому, чтобы мы сами способны были помыслить что от себя, но способность наша от Бога. Он дал нам способность быть служителями нового завета» ( 2Кор. 3:4–6 ). «Сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам» ( 2Кор. 4:7 ). «Сила Господня в немощах совершается» ( 2Кор. 12:9 ). Если же премудрость Божия открывается не премудрым, а младенцам, если сила Господня в немощах совершается, если благодать Божия и в глиняных сосудах проявляется, то ясно, как Божий день, что и чрез недостойных пастырей может подаваться Божественная благодать. Потому что такие выражения св. апостола, как: «в немощах совершается», «глиняные сосуды» могут быть приложимы только к одним недостойным пастырям, а отнюдь не к добрым, разумным, достойным пастырям. Итак, православная Церковь утверждает, что благодать Божия во всей своей силе может проявляться и чрез недостойного пастыря. Почему так? Потому, ответим мы, что в известные минуты эта благодать может подчинить себе душу пастыря, преобразовать его по духу Христову и, таким образом, сделает его способным выступать в качестве Христова служителя. Вспомним пророка Валаама, он за деньги готов был продать язычнику свой пророческий дар и проклясть верный Богу народ, т. е. Израиля. Но вот взошёл он на гору, увидел раскинувшиеся пред ним шатры Израиля и скинию Завета, стоявшую посреди стана, и Израиля, молящегося пред ней, мужчин, женщин и детей, чающих спасение от Бога и от алтаря Его. И открылись уста его, и вместо проклятия они изрекли благословение народу Божию. Было бы ошибкой думать, что сила Божия только механически действовала через Валаама, т. е. заставляла его говорить то, чего он на самом деле не хотел говорить. Тут дело совсем не в этом. Причина сего лежит гораздо глубже, чем это кажется на первый взгляд. Валаам вместо проклятия произнёс благословение, нам думается, вот почему:

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

Нет, несколько не то. Мы лично рекомендовали бы вот что. Пред каждой ярмаркой, приблизительно недели за две – за три нужно предупредить своих пасомых относительно сектантских проповедников, указать те признаки, по которым они могли бы их узнать, охарактеризовать вкратце то учение, которое они могут услышать и убедить их не слушать их, не ходить к ним на собрания. Думаем, и даже уверены, что такого рода предостережения не будут излишни и не окажутся совсем бесплодными. Главное, нужно показать своим пасомым, что посещение сектантских молитвенных собраний дело далеко не совсем безразличное, а, напротив, пагубное, греховное, противное евангельским заповедям, от которого и Спаситель предостерегал, и апостолы, и все святые. „Берегитесь лжепророков, – говорил Христос, – которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные” ( Мф. 7:15 ). „Смотрите, – пишет евангелист Иоанн, кто приходит к вам и не приносит сего учения (т. е. православного), того не принимайте в дом и не приветствуйте его, ибо приветствующий его участвует в злых делах его” ( 2Ин. 1:10–11 ). И апостол Павел пишет то же самое: „Умоляю вас, братия, остерегайтесь производящих разорения и соблазны, вопреки учению, которому вы научились, и уклоняйтесь от них. Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву и ласкательством и красноречием обольщают сердца простодушных” ( Рим. 16:17–18 ). Когда православные услышат от своих приходских батюшек, что посещать собрания сектантов грешно и непозволительно христианину, что это запретил и Христос в апостолы, то они ни за что не пойдут туда. А если и пойдут, то очень немногие, и притом те, потерей которых православная Церковь не слишком будет огорчена. Но это ещё не всё. Это то, что может сделать пастырь накануне ярмарочных дней. В самый же разгар ярмарки он должен зорко следить за поведением сектантов и не допускать их общественных выступлений. Конечно, одному это трудно сделать, даже невозможно. Нельзя же, в самом деле, быть ему сразу во всех концах обширной ярмарочной площади, где в любом месте и в любую минуту может появиться сектантский проповедник с евангелием в руках и с обличением на устах. Поэтому, он должен заблаговременно постараться и о том, чтобы все священники окрестных сёл пришли к нему на помощь и помогли бы ему то словом, то делом, то советом, то участием. Правду говоря, соседи-пастыри должны без всяких приглашений явиться на ярмарку, чтобы помочь своему собрату ослабить силу и влияние сектантских проповедников, ведь и их чада есть на ярмарке, и они подвергаются опасности, и их, следовательно, нужно поддержать, вразумить и спасти от хищных волков. А одному это не под силу. Когда же орудует целая рать духовных лиц, тогда совсем другое дело. Тогда и сектанты чувствуют себя иначе. Тогда и православные находятся в большей безопасности.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vved...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010