В. В каком смысле именуется Дух Святый животворящим? О. В том же смысле, как называем мы Его в молитве «Царю небесный» «жизни подателем», т. е. что Он, вместе с Отцом и Сыном, даёт всем творениям жизнь, особенно же духовную жизнь нам, христианам. Уже при начале мира, как только созданы были небо и земля, «Дух Божий носился над бездною» ( Быт. 1, 2 ). Мы же, христиане, получаем Его в таинстве крещения, как Господь и сказал: «если кто не родится от воды И ДУХА не может войти в Царствие Божие» ( Ин. 3, 5 ). В. Можно ли к словам «иже от Отца исходящего» добавлять и от Сына? О. Нет. Личное свойство Духа Святого то, что Он исходит от Бога Отца, как от Него рождается 2-е Лицо – Сын Божий. И это свойство Третьего Лица Святой Троицы точно указал Сам Господь Иисус Христос, когда сказал: «когда же приидет Утешитель, Котораго Я пошлю вам от Отца (разумеется день Пятидесятницы), Дух истины, Который (ИЖЕ) ОТ ОТЦА ИСХОДИТ, Он будет свидетельствовать о Мне» ( Ин. 15, 26 ). Наше чтение – «иже от Отца исходящаго» с буквальной точностью и передаёт эту истину, и именно так, как установили читать отцы 2-го вселенского собора. Этот собор для того и собрался, чтобы, отвергнув ересь Македония, унижавшего Божественное достоинство Духа Святого, точно изложить православное учение о Нём). 34 В. Какой смысл имеют слова: «глаголавшаго пророки»? 35 О. Это сказано в обличение древних и новых лжеучителей, отвергавших Священное Писание Ветхого Завета. Символ Веры и указывает нам, что книги Ветхого Завета, написанные через пророков, – написаны ими по вдохновению от Духа Святого. 36 Так по вдохновению от Духа Святого проповедовали и писали книги свои и апостолы, но так как никто из верующих в этом не сомневался, то об этом и не упомянуто в символе веры . 37 В. Как Дух Святый помогает нам получать спасение? О. Со дня Пятидесятницы, когда Дух Святый видимым образом, в лице апостолов и др. верующих, был подан Христовой Церкви, 38 Он пребывает в Ней и подаётся в Её святых ТАИНСТВАХ по искренней и усердной молитве верующих. «Разве вы не знаете, – писал ап. Павел христианам, – что вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас?!» ( 1Кор. 3, 16 ). А чтобы мы не сомневались, что по молитве нам действительно преподаётся Дух Божий, Сам Господь в Евангелии сказал: «итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, тем более Отец небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11, 13 ). И таким образом, для того, чтобы человеку иметь в себе благодать Духа Святого, нужно принадлежать к Его Святой Церкви, где Дух Святый пребывает. 9-й член Символа веры

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Аминь. Слово в День Святой Троицы О человеке как храме Бога Живого Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? 1Кор.3:16 Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Дивны свершения премудрости Божией! Все Три Лица Единого Божества явлены в деле спасения падшего рода человеческого. Благоволением Бога Отца ниспосылалось прощение творению, которое изменило Творцу. Сын Божий жертвенной любовью искупал людей из рабства греху. Дух Святой оживотворял души человеческие, соделывая их достойными Небесного Царствия. Вочеловечившийся Сын Божий, посланный Его Отцом к нам для нашего спасения, странствовал по земле, просвещая мир Своим учением. Но вот настала пора принесения Крестной жертвы, и сердца апостолов пронзила скорбью весть о близком расставании с Божественным Учителем. И казалось бы, что на пороге Своей смерти Христос должен был им говорить только о Себе, а Он говорит о связи Своей смерти с ниспосланием апостолам Святого Духа: Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам ( Ин.16:7 ). Сей Утешитель есть Дух Святой, Дух Истины, Который от Отца исходит ( Ин.15:26 ). Что же означало это обетование Христово? Можно сказать, что общение с Сыном Человеческим, слышание слов Его и видение Его Божественных чудес не могло окончательно оживотворить даже лучших из людей – апостолов, чему свидетельством являются и сонливость их в Гефсиманскую ночь, и смятение в день Распятия Господня, и споры о первенстве. Почему? Да потому, что Крестная жертва еще не была совершена и апостолы еще не были искуплены, как и весь остальной человеческий род. Посылая же к ним Духа Святого, Спаситель довершал перерождение учеников в духе и истине. Сам Бог Святой Дух, Царь Небесный, соизволял Своей благодатью войти в душу человеческую и обитать в ней. Сбывалось реченное: Царство Божие внутрь вас есть ( Лк.17:21 ). Всей Святой Троицей был некогда призван из праха к богоподобной вечной жизни в Духе Святом Адам, но осквернил храм души своей, и Дух оставил его. Со времен прародительских до животворной весны Нового Завета словно беззащитным сиротою блуждал человек (даже в лучших своих представителях богоизбранного народа, не говоря уж о погруженных в мрак язычества) по просторам земли, томимый гнетущим чувством богооставленности, в тоске простирая руки к Небесному Отечеству. Но вот, в благодатный день Святой Пятидесятницы, Милосердный Господь возвратился в души ищущих Его людей, вновь призвал их в обители райские.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Никейский собор имеет для нас большее, чем только историческое научное значение. И не к историческим изысканиям приглашает нас сегодня Церковь, совершая с нами память этого великого события, но – к созерцанию самых основ нашей христианской веры и жизни, являющихся живыми как тогда, так и теперь. В своей первосвященнической молитве ( Ин.17 ), первая часть которой читается сегодня по всем церквам, Христос просит Отца о нашем единстве, но просит не только о единстве христиан, но и о нашем единстве во Христе, которое основано на вечном единстве Его Самого с Богом Отцом и на правильном, сознательном познании всеми этой вечной тайны единства Отца и Сына. Христос просит Отца о нашем единстве в любви и истине. А любовь и истина, жизнь и познание – одно в Боге. Поэтому Сын Божий просит Отца: «Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе» ( Ин.17:21 ). И вместе с тем просит: «Освяти их истиною Твоею – Слово Твое есть истина» ( Ин.17:17 ). И еще: «Сия есть жизнь вечная, да знают Тебя, Единаго истиннаго Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» ( Ин.17:3 ). Аминь 1959 Пятидесятница (День Святой Троицы) Пятидесятница – последнее исполнение, высший предел пасхальной радости. В последнюю ночь перед Своей крестной смертью на Голгофе Христос, говоря ученикам о Своем отшествии к Богу Отцу и о пришествии к ним другого Утешителя, сказал: «Лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам» ( Ин.16:7 ). «Лучше для вас, чтобы Я пошел». Итак, сошествие Святого Духа в день Пятидесятницы на трепетно радостное, единодушное собрание учеников Христовых является высшим и последним завершением всего дела Христова на земле – всего дела нашего спасения и единения с Богом. «Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного)… дабы нам получить усыновление. А как вы – сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: Авва, Отче!» ( Гал.4:4-6 ). Теперь Сын Божий через смерть, Воскресение, наконец, славное Вознесение на небо вошел всецело в Отчую славу. Теперь Его пречистая Плоть, сидящая на престоле одесную Бога Отца и блистающая неприступною славою Божества, является яснейшим и прозрачнейшим сосудом, вмещающим в Себе всю полноту действий Божественного Духа. И сегодня оттуда, от пречистой Плоти Христовой, вознесенной на небо, эта огненная благодать Духа изливается к нам.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-vag...

б)  Точно так вся Церковь, все общество верующих . Непогрешимость Церкви! “ И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек ” (Иоан 14:16). Славная жатва! в)  Мы стремимся к свету, к усовершенствованиям, к просвещению ! Все это мы найдем только в одном месте, — в православной Церкви. Будем крепко оберегать этот источник. Если мы черпаем и пьем из него, мы пожинаем истину и свет! 2. Как жатвы теплоты. Дух Святой сошел в виде огня, а огонь не только освещает, но и согревает. Поэтому в день сошествия была жатва не только света, но и теплоты, т. е. любви к Богу и ближним. а)  Что сделали апостолы из любви к Богу и из любви к ближним ? Что они терпели и как много страдали? С каким одушевлением говорил апостол Павел: “ чтобы жить для Бога, ” (Гал.2:19) и проч., и: “ я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти ” (Рим. 9:3). Как горячо любили друг друга члены первой церкви в Иерусалиме, которые имели все общее между собою? Что делали святые мученики, исповедники? Все они обильно пожинали теплоту и любовь Святого Духа. б)  Мы также должны принять в себя Святого Духа , воспламениться любовью. Мы также должны гореть ревностью к Богу, Его славе и религии. Мы также должны горячо любить собратий и принимать сердечное участие в их нуждах, скорбях и гонениях. Мы также должны всякое охлаждение и равнодушие к добру удалять от себя теплотой и огнем. Поистине, мы должны из прекрасного семени праздника Пятидесятницы пожать огонь, теплоту, любовь? 3. Как жатвы очищения. Огонь истребляет плевелы, очищает, напр., металлы. Так точно и Дух Святой. Примем Его в сердца наши и мы очистимся. а) В таинстве крещения Дух Святой Своей благодатью очищает нас от наследственного греха. “ Он будет крестить вас Духом Святым и огнем ” (Лук. 3:16). Очистительную силу крещения производит Дух Святой. Посему крещение некогда и совершалось преимущественно в день Святой Троицы. б)  В таинстве покаяния Дух Святой изглаживает все, содеянные нами, грехи. Свяшеннослужитель — свидетель и уполномоченный Святого Духа. Нужно предварительно взывать к Духу Святому. Он возбуждает покаянное чувство. Он помогает сознать грехи и искренне исповедать их. Он ради заслуг Спасителя разрешает от грехов посредством духовника.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Что же касается самого содержания учения Илария о Духе Святом, то в нем следует отметить, во-первых, западную традицию в неопределенности самого термина «Дух Святой», не служащего специальным обозначением Третьего Лица Св. Троицы, а употребляемого также и для обозначения как Отца, так и Сына, а также и в том, что до Пятидесятницы не указывается деятельность Духа Святого в мире, во-вторых, неуверенность и колебания Илария в решении проблем, выдвигаемых вопросом о Духе Святом. Эти проблемы он намечает, но в решении их заметно отсутствие твердой почвы церковного Предания. Видно, что автору в их решении приходится первому прокладывать путь для будущего, действовать на свой собственный страх, освещать их по догадке и на основании аналогий ясного для него учения о природе Сына Божия. Наименование Духа В полном соответствии с западной традицией Иларий наименование Духа Святого считает не ипостасным обозначением Третьего Лица в Боге, подобным ипостасным именам Отца и Сына, а общим обозначением всех Трех Лиц, их общей нематериальной и бестелесной природы и такому словоупотреблению приводит доказательства из Св. Писания, которое называет Духом как Отца, так и Сына и Святого Духа. Наименование Духа Святого относится к Отцу в словах Христа: «Дух Господень на Мне, ради этого Он помазал Меня» ( Лук. 4:18 ) и «Се, Отрок Мой, Которого Я избрал, Возлюбленный Мой, в Котором все благоволение души Моей; положу Дух Мой на Него, и возвестит правду народам» ( Мф. 12:18 ). Применяя к Себе эти слова пророков, Христос засвидетельствовал присутствие в Себе природы Отца. Сын показывает духовность Своей природы в словах: «Если же Я в Духе Божием изгоняю демонов, то, конечно, приблизилось к вам Царствие Божие» ( Мф. 12:28 ), в которых говорит, что «Он, т. е. властию Своей природы, изгоняет демонов, которые могут быть изгоняемы только Духом Божиим». Наименованием Духа обозначается и Дух Утешитель, как свидетельствует об этом не только авторитет пророка, но и апостола в словах: «И это есть то, что предсказано пророком Иоилем: «И будет в последние дни, говорит Бог, излию Дух Мой на всякую плоть, и будут пророчествовать сыны ваши и дочери ваши» ( Деян. 2:16–17 ), что исполнилось в день Пятидесятницы» 2382 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/tr...

Восьмой член Символа веры И в Духа Святаго, Господа, животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки. Восьмой член Символа веры говорит о Третьем Лице Святой Троицы – о Духе Святом, что Он есть такой же истинный Бог, как Бог Отец и Бог Сын. Поэтому мы должны прославлять Его и кланяться Ему наравне с Отцом и Сыном. Дух Святой называется Животворящим, потому что Он вместе с Отцом и Сыном всем дает жизнь – особенно духовную жизнь ангелам и людям. Он есть Творец мира, наравне с Отцом и Сыном. Поэтому сказано при сотворении мира, что « Дух Божий носился над водой » (Быт.1:2). Иисус Христос сказал о необходимости для человека быть возрожденным Духом Святым: « Если кто не родится от воды и Духа, тот не может войти в Царство Божие » (Ин.3:5). Слова: «Иже от Отца исходящего», что означает «Который от Отца исходит», указывают на личное свойство Духа Святого, которым Он отличается от Бога-Отца и от Бога-Сына, а именно, что Он исходит от Бога-Отца . Об этом Господь Иисус Христос так сказал Своим ученикам: « Когда же придет Утешитель, Которого Я пошлю вам от Отца, Дух истины, Который от Отца исходит, Он будет свидетельствовать о Мне » (Ин.15:26). Слова «глаголавшего пророки» означают, что Дух Святой говорил через ветхозаветных пророков. Эти слова внесены в Символ веры для обличения лжеучителей, утверждавших, что книги Ветхого Завета написаны не Духом Святым. Дух Святой со дня Своего сошествия на апостолов в день Пятидесятницы непрерывно пребывает в Церкви Христовой и сохраняет ее учение неповрежденным. Дух Святой подает христианам духовные дарования, просвещает верующих светом Христова учения, очищает их от греховной скверны, согревает их сердца любовью к Богу и ближнему, дает усердие и силы праведно жить. Все доброе, что христиане имеют или хотят получить, дает им Дух Святой. Иисус Христос предупредил: « Всякий грех и хула простятся людям; а хула на Духа не простится » (Мф.12:31). « Хулой на Духа Святого » называется сознательное и ожесточенное противление Христовой истине,упорное неверие. Упорное сопротивление истине уводит человека от смирения и покаяния, некающегося же человека Бог простить не может.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Что мы без помощи Божией? Как задыхается рыба, выброшенная на сушу, так же мертвеет и дух человеческий, если не омывают его волны Божественной благодати. Все труды наши тщетны, все усилия напрасны, все, что кажется нам добрым, без помощи Божией обращается во зло. Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3, 16)        Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!        Дивны свершения Премудрости Божией! Все Три Лица Единого Божества явлены в деле спасения падшего рода человеческого. Благоволением Бога Отца ниспосылалось прошение творению, которое изменило Творцу. Сын Божий жертвенной любовью искупал людей из рабства греху. Дух Святой оживотворял души человеческие, соделывая их достойными Небесного Царствия. Вочеловечившийся Господь странствовал по земле, просвещая мир Своим учением. Но вот настала пора принесения Крестной жертвы, и сердца Апостолов пронзила скорбью весть о близком расставании с Божественным Учителем. И тогда рек Христос: Лучше для вас, чтобы Я пошел к Пославшему Меня; ибо если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам (Ин. 16, 7). Сей Утешитель есть Дух Святой. Дух Истины, Который от Отца исходит (Ин. 15, 26). Что же означало это обетование Христово? И общение с Сыном Божиим, слышание слов Его не могло окончательно оживотворить даже лучших из людей – Апостолов, чему свидетельство и сонливость их в Гефсиманскую ночь, и смятение в день Распятия Господня. Посылая к ним Духа Святого, Спаситель довершал перерождение учеников в духе и истине. Сам Господь, Царь Небесный, соизволял войти в душу человеческую и обитать в ней. Сбывалось реченное: Царство Божие внутрь вас есть (Лк. 17, 21). Духом Святым был некогда призван из праха к Богоподобной Вечной жизни Адам, но осквернил храм души своей, и Господь оставил его. Со времен прародительских до животворной весны Нового Завета беззащитным сиротою блуждал человек по просторам земли, томимый гнетущим чувством Богооставленности, в тоске простирая руки к Небесному Отечеству. Но вот в благодатный день Святой Пятидесятницы Милосердный Господь возвратился в души ищущих Его людей, вновь призвал их в обители райские.

http://pravmir.ru/den-svyatoj-troicy-cht...

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор.3:17 ). И рабы Господни, при всей совершенной преданности Ему, не теряют своего лица, своей неповторимости, своей свободы. Господь не превращает их в слепые орудия Своей воли. Он всегда честно и ясно ставит перед ними выбор. И они всякий раз снова и снова, трезво и сознательно, выбирают Христа. Вторник. О единосущии Отца и Сына и Святого Духа Ин.16:2–13 Как ни утешал Господь учеников на последней вечери, – сердца их были переполнены печалью о предстоящей разлуке. И тогда Господь сказал: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Господь обещает Утешителя. Но что может утешить о потере любимого человека? – Ничто, кроме одного: если этот человек будет нам возвращен. Так и Апостолов, потерявших дорогого Учителя, могло утешить только возвращение им Его Самого. А ведь Господь обещал истинное утешение. Значит, Утешитель Святой Дух должен был не более и не менее, как возвратить Апостолам Самого Христа. И мы знаем, что в день Пятидесятницы это и произошло. Но Господь говорил ученикам, что даже «лучше для вас, чтобы Я пошел». И поистине так, потому что Святой Дух открыл Апостолам Иисуса Христа не только как совершенного Человека, но и как совершенного Бога, – чего они до сих пор не могли вместить. А если так, если Бог Святой Дух может вместить в Себя Бога Сына, значит, Сам Он во всем подобен, единосущен Ему, как и Бог Сын единосущен Богу Отцу. Но все же Бог Святой Дух остается Самим Собою, остается третьим Лицом Святой Троицы. И Он не только вернул Апостолам Христа, но и Сам пришел к ним навсегда, чтобы совершать дело их очищения и освящения. Господь говорил, что Дух, «пришед, обличит мир о грехе, о правде и о суде». До этого Апостолы были еще плотскими, привязанными к миру, сердца их были окамененны. Христос, пока был на земле, Сам обличал, учил и утешал. А когда Господь отошел к Отцу и послал Апостолам Святого Духа, они уже сами Духом Святым обличали мир «о грехе» неверия в Господа Иисуса Христа. Возвещали «о правде», что Он есть истинный Сын Божий, сшедший с небес, искупивший нас от вечной погибели, и вновь восшедший к Отцу. И – «о суде», что князь мира сего, диавол, побежден и осужден, и желающим наследовать спасение уже ничто не может помешать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

«Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода» ( 2Кор. 3:17 ). И рабы Господни, при всей совершенной преданности Ему, не теряют своего лица, своей неповторимости, своей свободы. Господь не превращает их в слепые орудия Своей воли; Он всегда честно и ясно ставит перед ними выбор. И они всякий раз снова и снова, трезво и сознательно, выбирают Христа. О единосущии Отца и Сына, и Святого Духа Вторник Ин. 16:2–13 Как не утешал Господь учеников во время последней вечерни, все равно сердца их были переполнены печалью о предстоящей разлуке. И вот что Он сказал в утешение: «Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел: ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам». Господь обещает Утешителя. Но что может утешить, если мы потеряли любимого человека? – Ничто, кроме одного: если этот человек сам будет нам возвращен. И что могло бы утешить Апостолов, потерявших дорогого Учителя? – Конечно же ничто, кроме возвращения им Его Самого. А ведь Господь обещал истинное утешение. И значит, Утешитель Святой Дух должен был не более и не менее, как возвратить Апостолам Самого Христа. И мы заем, что в день Пятидесятницы это и произошло. Господь говорил ученикам, что даже «лучше для вас, чтобы Я пошел». И поистине так, потому что Святой Дух открыл Апостолам Иисуса Христа не только как Совершенного Бога, – чего они до сих пор не могли вместить. А если так, если Бог Святой Дух может вместить в Себя Сына Божия, значит, Сам Он во всем подобен, единосущен Ему, как и Бог Сын единосущен Богу Отцу. Но все же Бог Святой Дух остается Самим Собою, остается третьим Лицом Святой Троицы, и Он не только вернул Апостолам Христа, но и Сам пришел к ним навсегда, чтобы совершить дело их очищения и освящения. Господь говорил, что Дух, «пришел, обличит мир о грехе, о правде и о суде». До этого Апостолы были еще плотскими, привязанными к миру, сердца их были окамененны, и Христос, пока был на земле, Сам обличал перед учениками мир, лежащий во грехе, учил и утешал их. А когда Господь отошел к Отцу и послал Апостолам Святого Духа, они уже сами Духом Святым обличали мир о грехе, о неверии в Господа Иисуса Христа; возвещали о правде, что Он есть истинный Сын Божий, сшедший с небес, искупивший нас от вечной погибели и вновь восшедший к Отцу; и – о суде, что князь мира сего, диавол побежден и осужден и желающим наследовать спасение уже ничто не может помешать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Скачать epub pdf Глава двадцать вторая «И показал мне чистую реку воды жизни, светлую, как кристалл, исходящую от престола Бога и Агнца» ( Откр. 22:1 ). В сердцевине самого города, нового Иерусалима, протекает удивительно чистая река воды жизни, светлая, как кристалл, исходящая от Престола Бога и Агнца. Что это за вода жизни? Это благодать Господа Бога, Духа Святого. Святой Дух – третья ипостась Святой Троицы. Дух Святой исходит от Бога Отца, а через Сына изливается на все творение. Как и предсказывали пророки, вода жизни – Дух Святой, Который излился теперь на людей. Дар, данный апостолам в день Пятидесятницы, станет явным после конца мира – этот дар и является сердцевиной, самой главной надеждой христиан. Почему он называется водой жизни? Потому что тот, кто выпьет этой воды, будет жить вечно. Эта вода жизни, вода бессмертия, наполняет человека так, что он уже больше не будет жаждать никогда. Как и сказал Господь: «Всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять, а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную» ( Ин. 4:13–14 ). «Рекою, исходящею из Церкви, – объясняет святой Андрей Кесарийский , – называется иносказательно крещение пакибытия, потому что омываемые в нем действием Духа Святого делаются чистейшими снега и кристалла. А протекающая по горнему Иерусалиму полная воды Божия река есть исходящий от Бога Отца Дух Животворящий, напояющий чрез Ангела и высшие силы, именуемые престолами Божиими, и стогны святого города, то есть жителей его». Престолом Бога Отца и Его Сына являются высшие небесные силы, которые так и называются – Престолами. Часто на иконах их изображают в виде огненных колес или в виде колес с множеством глаз на ободьях. Это высшие небесные силы, первыми принимающие на себя излияния Святого Духа, и далее от них Он ниспускается на все творение. И вот здесь апостол Иоанн говорит, что видел «чистую реку воды жизни» ( Откр. 22:1 ). Река Божия наполнилась, как и обещал древний пророк, то есть достигла нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010