В нашей Церкви день памяти всех святых связан с праздником Троицы, он выпадает на следующее воскресенье после Троицы, а в Западной Церкви он вроде бы как не связан, потому что День всех святых у них празднуется осенью, он какой-то демонический, почему так? Когда мы празднуем Святую Троицу, этот праздник выходит на воскресный день, и мы вспоминаем событие – явление Пресвятой Троицы праведному Аврааму в дубраве Мамры, именно поэтому мы украшаем храм зелеными ветвями, рассыпаем траву по полу, чтобы вспомнить это действительно удивительное событие, когда произошло богоявление древнему праведнику. Подобное происходило еще только один раз, только уже в Новом Завете – явление Святой Троицы Иоанну Крестителю на Иордане, поэтому этот день называется не только днем Крещения Господня, но еще и Богоявлением. Если говорить о явлении Аврааму, то это было явление трех ангелов, которые являлись иконой, т.е. образом Святой Троицы, вот почему в византийской традиции изображение Святой Троицы отличается от латинской. В латинской традиции изображается Бог-Отец , в чреслах его – Бог-Сын, а над Богом-Отцом в виде голубином Дух Святой.  А у нас изображается именно Мамврийский дуб, под ним сидят три ангела, которые являются иконой Святой Троицы. И на Троице Андрея Рублева мы видим, что два ангела смотрят на третьего, т.е. центральная фигура – это Бог-Отец, который возглавляет эту трапезу, далее – Дух Святой, и они смотрят на третью фигуру, которая смиренно приклонила голову, не взирает на них, т.е. принимает их решение. Т.е. Сын Божий на совете Святой Троицы принял решение стать жертвой за грехи всего мира. А вот связь с днем всех святых, возможно, этот праздник связан с понедельником. Понедельник  после Троицы – это день Святого Духа, т.е. здесь мы сугубо вспоминаем Пятидесятницу. А Пятидесятница – это и есть день рождение всей Церкви, потому что Церковь рождается тогда, когда Дух Святой сходит на апостолов в Сионской горнице, это настоящий день рождения Церкви. До этого эти люди находились еще в таком ветхозаветном состоянии, и они не могли принять Духа Святого до того, как Христос не умер на кресте, и своей драгоценной кровью не очистил их. И Он очистил их именно для того, чтобы они приняли Духа Святаго. Сказано «в лукавую душу не внидет премудрость Божия», и Христос сам говорил: «Лучше для вас, я пойду к Отцу, и Он пошлет вам Духа Святаго, который научит и наставит вас на всякую правду».

http://radonezh.ru/text/pryamoy-efir-ot-...

«Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа» – Владыка, Троица – это государственный праздник, и для большинства людей выходной в понедельник – это возможность отдохнуть, выехать на природу, на дачу. Если говорить о Троице в двух словах, то, что мы отмечаем в этот день? – Действительно, Троица, слава Богу, благодаря тому, что наше государство возвращается, хоть и частично, к традициям христианства, является государственным праздником. Этот праздник всегда попадает на воскресный день потому, что он празднуется через 50 дней после Воскресения Христова, после праздника Пасхи. И всегда в 50-й день совершается память схождения Святого Духа на апостолов, или праздник Пятидесятницы. Название «День Святой Троицы» более позднее – в этот день всегда совершалась память схождения Святого Духа. Это день рождения Церкви, поскольку в этот день апостолы получили дары Святого Духа для того, чтобы нести проповедь Евангелия по всему миру. Ведь кем были апостолы? Это были малограмотные рыбаки, простые работяги. Мы видим исторический парадокс: 12 неученых людей покорили весь мир – не оружием, не силой, не красноречием, не своей образованностью, а проповедью евангельской. Они, действительно, покорили всю вселенную, и без явной помощи Божьей сделать это было невозможно. Мы видим дары Святого Духа, которые апостолы получили и смогли применить, благодаря чему все мы верим во Христа и являемся чадами Церкви. «Именно в день Святой Троицы мы преклоняем колено…» – А в чем особенности богослужения в этот день? – Богослужение Святой Троицы отличается от обычных служб, которые совершаются по воскресным дням. В этот день по окончании Литургии, то есть утренней службы, совершается особая Троицкая вечерняя, во время которой читаются коленопреклонные молитвы, в которых мы просим, чтобы Господь послал нам обильно дары Святого Духа. В период от Пасхи до Пятидесятницы, праздника Святой Троицы, в церкви не совершаются коленопреклонения, потому что это дни особой Пасхальной радости, это дни, когда вся вселенная торжествует. И в этот период покаянная коленопреклонная молитва в церкви неуместна.

http://pravmir.ru/pochemu-troica-den-roz...

«Надлежит знать, что у евреев было три праздника — Пасха, Пятидесятница и Поставление кущей… Пятидесятница праздновалась евреями в воспоминание их злостраданий в пустыне — о том, как чрез многие скорби были они введены в землю обетованную, ибо тогда насладились плодами, хлебом и вином. Являл собою он и наши бедствия от неверия, и вхождение в Церковь, ибо и мы приобщаемся тогда Тела и Крови Владычней. Одни говорят, что Пятидесятница праздновалась у иудеев по этой причине, другие же — что в честь тех пятидесяти дней, когда Моисей постился, приняв по истечении их Богом написанный закон. Вспоминают при этом жертвоприношение тельцу и другое — то, что совершил Моисей, восходя на гору и нисходя с нее. Иные полагали, что Пятидесятница задумана евреями, как уже говорилось, ради достоинства числа семь, ибо, умноженное само на себя, оно, за вычетом единицы, составляет пятьдесят. Но достоинство числа пятьдесят относится не только к дням, но и к годам, из которых составляется у них юбилей, ибо он бывает при седмикратном умножении семи лет, когда и землю оставляют незасеянной, и скоту дают отдых, и купленных рабов на волю отпускают (ср. Втор. 31, 10)». После Вознесения Христа на небо апостолы собрались вместе и ожидали обещанного им Утешителя. И Дух Святой сошел на них именно в день иудейского праздника Пятидесятницы. И все это произошло ровно на пятидесятый день после Воскресения Христова. По всем этим причинам и называется этот день так интересно, от имени числительного. Мы расскажем детям и о том, как происходило Сошествие Святого Духа на апостолов. Для этого можно почитать Деяния апостолов, вторую главу. Если мы говорим с маленькими детьми, лучше не углубляться в поиск обоснований и глубины догматического богословия. А во-вторых, расскажем о Троице. Ведь именно в день Пятидесятницы нам открылась эта тайна — тайна Святой Троицы. Это тема непростая, конечно. Но мне кажется, здесь лучше не углубляться в поиск обоснований и глубины догматического богословия. Если мы говорим с детьми, тем более с маленькими, можно просто ограничиться простыми тезисами: о том, что Бог — один, но в трех Лицах. Что все наши службы, все молитвы начинаются с призывания Пресвятой Троицы, с прославления Ее: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа». Вот это и есть — Троица. И, конечно же, здесь будут уместными иллюстрации. Даже, может быть, всего одна: икона Троицы преподобного Андрея Рублева.

http://pravoslavie.ru/103985.html

Все попытки для соединения «Церквей» после схизмы 1054г. имели своим центральным вопросом ересь Filioque, с тем различием, что православные предлагали изъять добавление из учения Символа веры , в то время как латины чрезмерно удерживали это учение и конечно же утверждали, что православные убрали из Символа веры эту фразу. Показательным является то, что на Соборе в Лионе в 1274г. и на Соборе Ферраро-Флорентийском 1438–39гг. Filioque было центральным вопросом собеседований и конечно же позже после оказанного давления и насилия рассматривалось у православных как необходимое для исключения, как об это говорил свт. Марк Евгеник. Но и все стремления православных привести латинян к православной вере наталкивались на их догматическое учение о Filioque. Итак, схизма между двумя Церквами произошла из-за ереси Filioque, и по этому поводу Геннадий Схоларий сказал: «Схизма конечно же произошла из-за добавки в Символ, является достойным вернуть латинян через отвращение от прибавки». И Отцы Церкви утверждают, что невозможно вернуть обратно Папизм в Православную Церковь от которой он отпал, если он не отвратится от ереси Filioque. Богословское опровержение Filioque Давайте же обратим наше внимание на основные положения ереси Filioque, чтобы выявить большую важность этого вопроса. а) Согласно решению III Вселенского собора нельзя прибавлять или удалять ни одного слова из употребляемого Символа веры . И конечно Символ Никео-Константинопольский признается, потому что каждый Собор признал решения предшествующего Собора. б) Вопрос о Святой Троице является тайной, которую невозможно понять человеческой логикой. Только догмат о таинстве Святой Троице мы можем понять, но не таинство. Это означает, что находимся в состоянии доверия богооткровенным словам Христа, не подвергая их исследованию рассудком. в) Христос нам открыл связь Лиц Святой Троицы. Апостолы достигли личностного ведения в день святой Пятидесятницы. Таким образом таинство Святой Троицы является вопросом откровения Самого Бога а не откровения человека. Это откровение человек получил «однажды» в день святой Пятидесятницы (посл. Иуды, 3). Святые на протяжении веков участвуют в этом откровении, которое они унаследовали от Апостолов в день Пятидесятницы. Об этом говорится потому, что латиняне развили любопытную теорию, что с течением веков мы лучше начинаем понимать и углубляться в Откровение. Это имеет непосредственную связь со схоластикой. В Православии говорится, что догмат таинства Святой Троицы переживают те, которые постигают Откровение и его выражают соответственно нуждам каждой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Во второй день празднования Святой Троицы – Духов день – ранние утренние богослужения состоялись в уже названных русских женских монастырях и в церкви Святого Духа, расположенной в Греческой духовной семинарии на горе Сион. Паломники и богомольцы только один раз в году имеют возможность молиться здесь – в День Святого Духа. В этой известной в Иерусалиме церкви находятся нетленные останки святого новомученника архимандрита Филумена, зверски убитого в 1979 году на Святой Земле у алтаря церкви при Колодце Иакова в Наблусе (Самария). Как и в первый день празднования Святой Троицы на горе Сион богослужения возглавил греческий архиепископ Христодул. После Богослужения состоялся крестный ход вокруг расположенных неподалеку древней катакомбной церкви, где, по преданию, пребывали апостолы в день Пятидесятницы, а также Сионской горницы Тайной Вечери, и так называемой «гробницы царя Давида», расположенной на первом этаже того же дома, где находится ныне и горница Тайной Вечери. Как сообщил начальник Русской Духовной миссии архимандрит Тихон, еще со времен освящения Троицкого собора в Иерусалиме, его храмовый праздник установлено переносить на второй день Святой Троицы – на Духов День. В этот день по давней традиции богослужения в Троицком соборе возглавляет Патриарх Святого града Иерусалима и всея Палестины Блаженнейший Феофил. К этому дню Русская духовная миссия, отметил архимандрит Тихон, присоединяет празднование годовщины интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Колокольным звоном и цветами встретил Троицкий собор Блаженнейшего Патриарха Феофила, который в сослужении с греческими, украинскими и русскими священниками совершил здесь праздничное богослужение. На богослужении присутствовали многочисленные паломники и представители всех православных храмов Иерусалима. После богослужения состоялся крестный ход, путь которого пролегал по площади Москвы в Иерусалиме, где и находится Свято-Троицкий собор Русской Духовной миссии. Второй день Святой Троицы по традиции завершает торжественный прием в Русской Духовной миссии, на который приглашаются представители всех религиозных конфессий Иерусалима, а также дипломатического корпуса России и других стран, городской мэрии Иерусалима.

http://pravoslavie.ru/26890.html

Так, в День Пятидесятницы впервые явственно открылась тайна Божественного Существа, тайна Святой Троицы. Догмат о Святой Троице является основным в христианстве. Он объясняет все дело искупления грешного человечества. На вере в Триединого Бога зиждется все содержание христианского вероучения. Все наше богослужение, общественное и частное, начинается с прославления Пресвятой Троицы. Молитвы ко Святой Троице сопровождают человека от появления его на свет до смерти. Первые слова, с которыми Церковь обра­щается к только что родившемуся младенцу «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В Таинстве Крещения Церковь возрождает младенца «во имя Отца, и Сына, и Святого Духа». В Таинстве Миропомазания полагается на него «пе­чать дара Духа Святаго». С отроческого возраста кающемуся отпускаются на исповеди грехи его – «во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа». Во имя Святой Троицы совершается Таинство Брака. Наконец, последняя молитва иерея при погребении усопшего «Яко Ты еси воскресение» заканчивается обращением ко Святой Троице. Праздник Пятидесятницы, по словам церковных песнопений, есть празд­ник попразднственный, конечный (Пятидесятница, седален по 1-й кафизме). Он есть завершение всех великих праздников от Благовещения Пресвятой Богородицы, кончая Пасхой и Вознесением Господа Иисуса Христа. Празд­ник Пятидесятницы есть славный конец долгого, крестного, тернистого пути спасения мира Богочеловеком Христом, день рождения Церкви Христовой, в ограде которой совершается спасение людей благодатью Святого Духа. История праздника Праздник Пятидесятницы установлен самими апостолами. По сошествии Святого Духа апостолы ежегодно праздновали День Пятидесятницы и запо­ведали воспоминать его всем христианам ( 1Кор.16, 8 ; Деян.20,16 ). Уже в Постановлениях Апостольских есть прямая заповедь праздновать св.Пяти­десятницу: «Спустя десять дней по Вознесении бывает пятидесятый день от первого дня Господня (Пасхи), сей день да будет великим праздником. Ибо в третий час сего дня Господь Иисус послал дар Святого Духа» (Кн.5, гл.20). И праздник Пятидесятницы под названием Дня Святого Духа от самых первых времен праздновался Церковью торжественно. Особенную торжественность ему придавал обычай Древней Церкви совершать в этот день Крещение над оглашенными (см.пение на Литургии «Елицы во Христа крестистеся»).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/d...

Одним словом, вся жизнь Церкви, во всех своих бесчисленных Богочеловеческих формах и проявлениях, наставляется и руководствуется Духом Святым, Который присно есть Дух Богочеловека Иисуса Христа ( Гал.4:6 ). Посему святой Апостол и говорит: Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его ( Рим.8:9 ). По-херувимски погруженный в Богочеловеческую тайну Церкви как в самую умилительную Божию все-тайну святой Василий Великий изрекает всеистинное благовестие: «Дух Святой созидает Церковь Божию». Святой Пятидесятницей Боговоплощение доведено до полноты: при первом сошествии Дух Святой совершает в Святой Деве воплощение Бога Слова, и Бог Слово делается Богочеловеком и навсегда Им остается в Своем Теле; при втором Своем сошествии, в день Пятидесятницы, Дух Святой сходит на Богочеловеческое Тело и навсегда остается в этом Теле, которое есть Церковь . Налицо единое и неделимое домостроительство спасения. Дух Святой сходит на всецелое Тело Церкви и весь присутствует во всем Богочеловеческом существе и жизни Церкви. Как в человеческом теле ничего не бывает без пребывающей в нем души, так и в теле Церкви ничего не бывает без Духа Святого, ибо Он – душа Церкви. Это так через все века и через всю вечность. Церковь есть, собственно, непрестанная Пятидесятница. Дух Святой постоянно пребывает в ней как бессмертная животворящая сила. И непрестанно сходит на христиан: сходит через каждое святое таинство и через каждую святую добродетель; сходит через каждое богослужение, через каждое «Господи, помилуй!», через каждое обращенное ко Христу воздыхание. Святая Пятидесятница – это день рождения Церкви, а тем самым и день рождения каждого христианина. Кто такой христианин? – Тот, кто имеет Духа Христова. Кто Духа Христова не имеет – тот и не Его ( Рим.8:9 ). Христос подается и познаётся Духом Святым. А так как Богочеловек Христос – это Церковь , то христианства и нет вне Церкви и без Церкви; следовательно, нет его и вне Духа Святого, и без Духа Святого. Тайна всех тайн, тайна Пресвятой Троицы – вся в Церкви. В ней всё от Отца через Сына в Духе Святом; Царство Отца и Сына и Святого Духа; царствование Отца Сыном в Духе Святом.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

Приходилось читать, что в Греции и иных странах Пятидесятница всегда называлась Пятидесятницей, а наименование «Троица» закрепилось за ним именно на Руси… Троица — это обиходное название. Обратите внимание, мы не встречаем его ни в Типиконе, ни в церковном календаре, там мы читаем — «Неделя такая-то по Пятидесятнице». И это наименование праздника действительно славянское. И оно совершенно неслучайно закрепилось на Руси: ее духовный расцвет, эпоха преподобного Сергия Радонежского, его духовных детей и внуков, одним из которых был, по всей вероятности, преподобный Андрей Рублев,— неразрывно связана с почитанием Святой Троицы, тайна Которой открылась нам в полноте (хотя выражение «в полноте» здесь можно использовать только условно, человек не может своим ограниченным разумом в совершенстве познать природу Триипостасного Бога) именно при сошествии Святого Духа на апостолов. Сын Божий уже вочеловечился, уже сказал Своим ученикам: Я и Отец — одно (Ин 10, 30), уже принес Свою Крестную жертву и победил смерть. И вот, происходит то, что Он обещал (см.: Ин 14, 16–17; Деян 1, 8): людям является третье Лицо Святой Троицы, Дух Святой. Фото Анны Орловой Почему Троице предшествует один из дней сугубого поминовения усопших — Троицкая родительская суббота? Эту субботу стали праздновать как особый заупокойный день еще в IX веке. Смысл в том, что Троица есть день рождения Церкви, а у Церкви, как и у Бога, нет мертвых, она столько же Церковь усопших, сколько Церковь живых. Поэтому накануне Троицы поминают тех членов Церкви, которые находятся уже в мире ином, и поэтому — забежим немного вперед — коленопреклоненные молитвы третьей части на вечерне Троицы посвящены именно поминовению усопших. Троица всегда бывает в воскресенье, потому что это пятидесятый день после Пасхи; но начнем мы с вечера субботы, со всенощного бдения. Что мы услышим в храме в этот вечер? На вечерне мы встретимся с двумя песнопениями, которые, с одной стороны, хорошо нам известны и любимы нами, а с другой — мы не слышали их в храме со Страстной седмицы .

http://foma.ru/den-svyatoy-troitsyi.html

Святая Церковь совершает торжественно память о Сошествии Святаго Духа. Этот праздник называется днем Пятидесятницы, а также днем Святой Троицы. Церкви и дома украшаются древесными ветвями и цветами в память того, что под сенью зеленых кущей праздновали и евреи дарование им Закона. В прославление же новой благодати, излиянной на апостолов, Церковь воспевает: «Благословен еси, Христе Боже наш, Иже премудры ловцы явлей, низпослав им Духа Святаго, и теми уловлей вселенную, Человеколюбце, слава Тебе». По-русски: Благословен Христос Бог наш, Который явил премудрых ловцов, ниспослав им Святаго Духа, и чрез них уловил вселенную. Человеколюбец, слава Тебе! «Уловил вселенную» значит: привлек весь мир к истинной вере. Слово «уловил» употребляется тут потому, что апостолам, которые были рыбаками, ловцами рыбы, Господь сказал: «Я сделаю вас ловцами человеков». Литургия в этот праздник отличается тем, что за ней следует немедленно Великая вечерня с тремя коленопреклоненными молитвами. Следующий за днем Пятидесятницы день называется днем Сошествия Святаго Духа и есть продолжение того же праздника. Об обычае в праздник Святой Троицы украшать храмы и дома Воспоминая в этот день событие Сошествия Святаго Духа на апостолов, мы имеем обычай украшать храмы Божий и свои дома травами и цветами. Мы стоим в храме Божием с зелеными ветвями деревьев и благоухающими цветами, и везде, на улицах, площадях и в домах мы видим те же украшения цветами и ветвями. Откуда ведется этот обычай? Как он был установлен в нашей Церкви и почему соблюдается доныне? Просто так ничего не делается в нашей Православной Церкви. Если вдуматься и вникнуть глубже в смысл и значение этого благочестивого обычая, то увидим, что недаром установлен он в глубокой древности. Правда, обычай этот не дается нам ни в Священном Писании , ни в церковном уставе. Однако есть немало благочестивых обычаев Православной Церкви, которые не установлены ни Священным Писанием, ни церковными уставами и законоположениями, а, по преданию, передаются из века в век. К числу таких обычаев принадлежит и этот – в праздник Пятидесятницы благоукрашать храмы и жилища наши зелеными ветвями, травами и цветами. Свое начало этот обычай ведет от апостольских времен и освящен примером святых мужей первых времен христианства. О нем свидетельствует блаженный Августин еще в V веке. Вот как древен этот обычай.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Теперь вся церковь имеет вид четвероугольника, украшенного тремя куполами. Внутренность ее расположена крестообразно и заключает в себе три придела. В холодной престол во имя Живоначальной Троицы, над коим висит искусной резной работы золоченая сень, с живописью и четырьмя колоннами, поддерживающими оную. А над сенью в своде живописью изображено Всевидящее Око. Иконостас величественный, отличной резной работы и весь золочен. Иконы писаны прекрасной греческой кистью и от всех, посещающих этот храм заслуживает особенное уважение местная икона Воскресения Господня и другая по древности икона Живоначальной Троицы. Об ней повествуют, что ранее вышеозначенных церквей была церковь во имя Святой Троицы деревянная, находившаяся в полуверсте, которая сгорела от неизвестной причины и из всего церковного имущества вынесена одна только эта икона. В воспоминание чего церковь наша имеет святой обычай посещать это св. место крестными ходами с означенной иконой каждогодно пред литургией в день Пятидесятницы, где совершается молебное соборное пение при многочисленном стечении поклонников. Стены в оной церкви и свод расписаны прекрасной живописью из евангельских происшествий. В теплой церкви, - в средине заключается обширная трапеза с иконоставом. С правой стороны придел во имя Пророка Божия Илии, в нем иконостав золоченый и иконы грческого письма. С левой, во имя Николая Мирликийского Чудотворца, в нем украшение весьма хорошее. Колокольня высока (около 30 сажен со шпилем) и звон богатый.  Церковно-историческое и статистическое описание церквей Сольвычегодского уезда Вологодской епархии. 1854 год. (ГАВО. Ф 496. Оп. 1. Д. 12596. Л. л. 58-61). http://parishes.mrezha.ru С давних времен Черевковский приход имел одну отличительную особенность от соседних. Она заключалась в том, что служба в храме проходила ежедневно и совершалась духовенством по очереди, в то время как в соседних приходах богослужение проводилось лишь в воскресные, праздничные и высокоторжественные дни. С построением в Черевкове каменной Троицкой церкви зародился еще один местный обычай: в продолжение Великого поста в каждый воскресный и праздничный день совершалось крестное хождение в Успенскую церковь, где при многочисленном стечении народа служился молебен к Пресвятой Богородице. На протяжении столетий в день Святой Троицы перед Литургиею прихожане посещали с крестным ходом место, где ранее стояла Троицкая пустынь, а в последствии после сооружения в1891 году на том месте часовни посещали оную с совершением торжественного молебна.

http://sobory.ru/article/?object=06450

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010