4-е изд. СПб., 1905 [репринт: М., 1993]. Василий Анкирский, свт. О девстве. Ист.: PG. Т. 30. Col. 666–810 ; «De virginitate» de St. Basile/Texte vieux slave et traduction par A. Vaillant. Paris, 1943. Перевод отсутствует. Василий Великий , свт. Беседа 9. О том, что Бог не виновник зла. Ист.: PG. Т. 31. Col. 329–353 . Перевод: Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. T. 1: Догматико-полемические творения. Экзегетические сочинения. Беседы. (ПСТСО. Т. 3.) М.: Сибирская Благозвонница, 2008. С. 943–955. Письма. Ист.: Lettres. Texte critique et traduction par Y. Courtonne. «Collection des Universités de France». Paris, 1957 (t. I), 1961 (t. II), 1966 (t. III). Перевод: Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Т. 2: Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 440–956. Слово подвижническое. 13. Ист.: Sermo asceticus//PG. T. 31. Col. 870–881 . Перевод: Святитель Василий Великий , архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. Т. 2: Аскетические творения. Письма. М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 138–143. Григорий Богослов , свт. Слово 24. Ист.: Discours 24. PG. T. 36. Col. 624–661 . Texte et traduction par J. Mossay//Sources chrétiennes. 284. Paris, 1981. Перевод: Святитель Григорий Богослов . Слово 24. В похвалу святого священ-номученика Киприана//Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. T. 1: Слова. (ПСТСО. T. 1.) М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 294–303. Слово 45. Ист.: Discours 45. PG. T. 36. Col. 624–661 . Traduction par E. Devolder. «Les écrits des saints». Namur, 1961. Перевод: Святитель Григорий Богослов . Слово 45. Ист.: На Святую Пасху//Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. T. 1: Слова. (ПСТСО. T. 1.) М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 559–574. Письма. Ист. Lettres. Texte et traduction par P. Gallay. Collection des Universités de France. 2 vol. Paris, 1964, 1967; Lettres théologiques.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

71 . Лурье В.М. Две Церкви. Недоуменные вопросы русской церковной действительности и ответы преподобного Феодора Студита (copied 17. 02. 2010). 72 . Лурье В.М. Призвание Авраама: Идея монашества и ее воплощение в Египте. < (copied 17. 02. 2010). 73 . Стойкое В. Литургическое богословие//Доклад на конференции «Православное богословие на пороге третьего тысячелетия» (Москва, февраль 2000). (copied 10. 07. 2014). 74 . Флоровский Г. прот. Воплощение и Искупление. Cur Deus Homo? О Причине Воплощения. (copied 17. 04. 2010). 75 . Яков Кротов. Словарь святых. (copied 17. 02. 2010) 1 Характеристику нравов, царящих в обществе и Церкви, ко времени преподобного см. Доброклонский А.П. Преподобный Феодор, исповедник и игумен студийский. Одесса, 1913. Ч. 1. С. 151–155. 2 Прп. Феодор Студит . Великое оглашение (далее – ВО). 3. 24//Прп. Феодор Студит . Творения. Т. 1. М., 2010. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе (далее – ПСТСО); Т. 5.) С. 750. Ср. Прп. Феод. Студ. ВО. 3. 25//ПСТСО. Т. 5. С. 751; Sancti Theodori Studitae sermones magnae catecheseos (далее – MC)/Ed. J. Cozza Luzi, in A. Mai//Nova patrum bibliotheca (далее – NPB). T. 9/2. Roma, 1888. P. 83. 3 Сергей (Рыбко), иеромонах. С чего начать устроение обители?//ЖМП. 2003. 2. С. 26. Иларион (Алфеев) , митрополит. Монашество как Таинство Церкви//Международная богословская конференция Русской Православной Церкви «Монастыри и монашество: традиция и современность» (Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 23 сентября 2013 года). http://www.bogoslov.ru/text/3513905.html (copied 15. 10. 2014). 4 Прп. Феод. Студ. Малое оглашение (далее – МО). 89//ПСТСО. Т. 6. С. 166. Theod. Stud. Parvae catecheseos (далее – PC). 89//NPB. T. 9/1. Roma, 1888. P. 205; 6 В службе преподобному Феодору Святая Церковь величает его: «наставником Православия», «учителем благочестия и чистоты», «светильником вселенной», – см.: Минея. Ноябрь. М., 1980. Ч. 1. С. 296. То, что в этом песнопении преподобному (ср. с тропарем из общей службы исповеднику, см.: Полный молитвослов и псалтирь на всякую потребу. СПб., 2003. С. 210), как и в других текстах службы, прилагаются эпитеты, воспевающие подвиг исповедника, как нельзя лучше, указывает на значение, которое Церковь усваивает его жизненному пути – подвигу наставничества в свидетельстве Истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Иоанна Дамаскина . СПб., 1913. Т. 1. С. 354; ДВС. С. 463, 590; Творения святаго отца нашего Никифора Архиепископа Константинопольского. Указ. соч. С. 3–4. 493 Прп. Феодор пишет: «Будем крепко держаться (их) [т. е. древних церковных обычаев и преданий – К. В.], утверждаемые божественными отцами, хотя это и трудно для логического доказательства. Ибо говорят, что “простота веры должна быть сильнее логического доказательства”» (Theod. Stud. Antirrh. 1//PG. T. 99. Col. 349AB; ПСТСО. Т. 6. С. 261–262). Отсюда видно, что церковный опыт веры для преподобного более важен, чем богословские силлогизмы. 495 Theod. Stud. Antirrh. 1//PG. T. 99. Col. 344BC (ПСТСО. Т. 6. С. 257–258). Ср. Иоанн Дамаскин , прп. Три защитительных слова против порицающих святые иконы. Св. Троицко – Сергиева Лавра. РФМ, 1993. Слово II, 14. C. 55 и Слово III, 34. C. 113 503 Подводя итоги христологической полемики с иконоборцами, В. М. Лурье пишет: «В сохранившихся до нашего времени творениях Феодора Студита и других его современников мы тщетно стали бы искать подробных рассуждений о том, почему, если мы, как и несториане, признаем во Христе и человеческую природу, и человеческие ипостасные особенности, мы все- таки отказываемся признавать в Нем человеческую ипостась» (Лурье В.М. Указ. соч. С. 485). Подобное высказывание, на наш взгляд, не вполне корректно, так как с богословской точки зрения здесь достаточно сослаться на общецерковное учение о единой сложной ипостаси и анафему несторианскому учению (разделяемые и иконоборцами, см. ДВС. С. 589–590); подробные рассуждения по этому вопросу можно найти у Иоанна Дамаскина (см.: Творения прп. Иоанна Дамаскина . Христологические и полемические трактаты. Слова на Богородичные праздники. Изд., «Мартис», 1997. С. 90–94.). Но вопрос, применительно ко второму периоду иконоборчества, ставился не столько в определении ипостаси, сколько в возможности ее изображения без разделения, о чем у прп. Феодора можно найти рассуждения (например, см. Theod. Stud. Antirrh. 3//PG. T.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Texte et traduction par P. Gallay//Sources chrétiennes. 208. Paris, 1974. Перевод: Святитель Григорий Богослов , архиепископ Константинопольский. Творения: В 2 т. Т. 2: Стихотворения. Письма. Завещание. (ПСТСО. Т. 2.) М.: Сибирская Благозвонница, 2007. С. 417–562. Григорий Великий , папа Римский, свт. Моралии на Иова. Ист.: Grégoire le Grand.Morales sur Job. PL. 75–76. Traduction d’extraits divers par R. Wasselynck. «Les écrits des saints». Namur, 1964. Édition critique et traduction: Livres I-II par R. Guillet et A. de Gaudemaris//Sources chrétiennes. 32 bis. Paris, 1952, 1975; Livres XI-XIV par A. Bocognano HSources chrétiennes. 212. Paris, 1974; Livres XV-XVI par A. Bocognano. Sources chrétiennes. 221. Paris, 1975. Перевод отсутствует. Григорий Нисский , свт. Большое огласительное слово. Ист.: Discours catéchétique. Texte grec par E. Muhlenberg; traduction par R. Winling//Sources chrétiennes. 453. Paris, 2000. Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 1–110. [Переизд.: Киев, 2003/Под ред. Ю. А. Вестеля]. О душе и воскресении. Ист.: PG. Т. 46. Col. 12–160 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 4. М., 1862. С. 201–326. Слово об усопших. Ист.: PG. Т. 46, 497–537. Перевод: Слово к скорбящим о преставившихся от настоящей жизни в вечную//Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 7. М., 1868. С. 485–534. О блаженствах. Ист.: PG. Т. 44. Col. 1193–1301 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 2. М., 1861. С. 359–469. О молитве. Ист.: PG. Т. 44. Col. 1119–1194 . Homélies sur le «Notre Père». PG. T. 44. Col. 1120–1193 . Traduction par M. Péden-Godefroi. La Prière du Seigneur. Paris, 1982. Перевод: Святитель Григорий Нисский . Творения. Ч. 1. М., 1861. С. 380–469. Об устроении человека. Ист.: PG. Т. 44. Col. 128–256 . Перевод: Святитель Григорий Нисский . Обустроении человека/Пер., послесл. и примеч. В. М. Лурье; под ред. А. Л. Берлинского. 2-е изд. СПб.: Axioma, 2000. О девстве. Ист.: Grégoire de Nysse.Traité de la virginité.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

239 См. комментированное и снабженное предисловием издание русского перевода сохранившихся текстов св. Амфилохия игум. Вассианом (Змеевым) в приложении к книге: Святитель Василий Великий . Творения. Т. 2. (ПСТСО. Т. 4). С. 957–1072. 240 Оценка К. Холля: «...vielleicht darf man sagen, er war noch mehr praktischer Kirchenmann, als Theologe» (Holl K. Amphilochius von Ikonium in seinem Verhältnis zur den grossen Kappadoziern. Tübingen, 1904. S. 38). 241 См.: Порфирий (Попов), архим. О св. Амфилохии, епископе Иконийском//Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе. Ч. 14. 1856. С. 250–252. 243 См.: Порфирий (Попов), архим. О св. Амфилохии, епископе Иконийском//Прибавления к изданию творений святых отцов, в русском переводе. Ч. 14. 1856. С. 261–262. 244 Мы не останавливаемся подробно на сирийском монашестве, оттенив только некоторые моменты его развития, ибо уже имели повод говорить о нем. См. нашу вступительную статью: Сидоров А.И. Блаженный Феодорит Кирский – архипастырь, монах, богослов. Его значение в истории древнехристианской Церкви и православного богословия//Блаженный Феодорит Кирский . История боголюбцев. М., 1996. С. 97–133 (переизд.: Сидоров А.И. Святоотеческое наследие и церковные древности. Т. 3: Александрия и Антиохия в истории церковной письменности и богословия. М., 2013. С. 581–725). 245 Мы опираемся на французский перевод сочинений Афраата: Aphraat le Sage Persan. Les Exposés. T. I-II/Ed. par M.-J. Pierre//Sources chrétiennes. 349, 359. Paris, 1988–1989. 247 См. предисловие к переводу «Истории боголюбцев» на английский язык: A History of the Monks of Syria by Theodoret of Cyrrhus/Translated with Introduction and Notes by R. Price. Kalamazoo, 1985. P. XIX. 249 См.: Murray R. The Features of the Earliest Christian Ascetism//Christian Spirituality. Essays in Honour of G. Rupp. London, 1975. P. 70. 250 Дьяконов А. К истории сирийского сказания о св. Маар-Евгене//Христианский Восток. Т. VI. Вып. II. 1918. С. 108. 254 К подобной «религиозной миграции» можно отнести и паломничества из западных стран в Святую Землю. Однако этот «ранний поток мирных и радостных паломничеств обрывается в событиях, которые навсегда оторвали христианский Восток от власти византийских императоров» (имеются в виду события VII века) (Добиаш-Рождественская О.А. Западные паломничества в Средние века. Ленинград, 1924. С. 22).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Но пастырь должен остерегаться делать уступки господствующим направлениям века 1079 . Есть предел уступкам духу времени со стороны проповедника. «Задача проповедника – не принижать высоких требований Божественного закона до уровня понизившейся жизни» 1080 . Пастырь-проповедник, обсуждая сущность предъявляемых к нему требований, должен в точности определить, какие уступки он может сделать и какие делать не имеет права 1081 . Он обязан, например, решительно восстать против материалистического и утилитарного направления своего века, как противных духу евангельского учения; в случае необходимости он должен безбоязненно противопоставить гласу народа глас Божий 1082 . Никогда не упуская из вида единственной высокой цели церковного учительства, проповедник и в настоящее время должен указывать верующим путь спасения при наличии существующих внешних условий, не игнорируя назревших потребностей общественной жизни, но и не потворствуя во всем духу времени 1083 , не забывая наставления апостола: «не сообразуйтесь с веком сим» ( Рим.12:2 ). Далеко не все, чего требуют от пастыря-проповедника, подлежит удовлетворению; даже более: если бы он задался целью удовлетворить всем требованиям, какие к нему предъявляются, и ему это удалось бы, и все стали бы о нем «говорить хорошо» ( Лк.6:26 ), он сделал бы, в сущности, слишком мало. «Самые грустные моменты в жизни проповедника, – по справедливому замечанию Брукса, – те, когда он, сходя с кафедры, чувствует, что дал своим слушателям не то, что имел лучшего, а только то, чего они от него требовали. Их он удовлетворил, но самим собой он очень недоволен» 1084 . Сокращения Сет. Василий Великий . Творения Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения: В 2 т. М.: Сибирская Благозвонница, 2008–2009. (Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе; т. 3, 4). ПСТСО – Полное собрание творений святых отцов Церкви и церковных писателей в русском переводе. М.: Сибирская Благозвонница, 2007-.Т.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

70 О жизненном пути м. Игнатии – Марии (Соколовой) см.: Игнатия, монахиня. Церковные песнотворцы. М., 2005. С. 452–461. 72 Зарин С.М. Аскетизм по православно-христианскому учению. Этико-богословское исследование. СПб., 1914. Кн. 2. – Репринт: М.: Паломник, 1996. 80 Peter Hatlie. The Politics of Salvation: Theodore of Stoudios on Martyrdom (Martyrion) and Speaking out (Parrhesid)//DOP. 1996. Vol. 50. P. 263–287. 84 Афиногенов Д.Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784847). М., 1997. См. критические отзывы: Бармин А. В. Рецензия на: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997//ВВ. 1999. Т. 59. С. 249–252; Валентин Асмус , прот. Рецензия на: Афиногенов Д. Е. Константинопольский патриархат и иконоборческий кризис в Византии (784–847). М., 1997//БВ. 2004. С. 497–510. Ср. Афиногенов Д.Е. Еще раз о пользе чтения «между строк»: Методологические размышления//ВВ. 2001. Т. 60. С. 201–203. 86 Roman Cholij. Theodore the Stoudite: the ordering of holiness. Oxford University Press, 2002. 87 Например, ср. Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 300 (примечание 2) и Roman Cholij. Op. tit. P. 21 (примечание 114). 88 HieromonkPatapios. St. Theodore the studite and problem of the Paulicians//GOTR. 1998. Vol. 43. Nos. 1–4. P. 143–154. 92 См. критику: Lourie B. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine//Studia Patristica. Vol. XXXIV. Historica, Biblica, Theologica et Philosophica. Leuven, 2001. P. 165–167. Ср. также: Theod. Stud. Antirrh. 1//PG. T. 99. Col. 344B (ПСТСО. T. 6 . С. 257–258). 94 Dagron G. Le second iconoclasme et l’établissement de l’orthodoxie (787–847)//Histoire du christianisme des origines à nos jours. T. VI. Evêques, moines et empereurs (610–1054). Desclee. 1993. P.135–165. 101 Безансон Ален. Запретный образ: Интеллектуальная история иконоборчества. М.: МИК, 1999. С. 129. 102 Lourie B. Le second iconoclasme en recherche de la vraie doctrine//Studia Patristica. Vol. XXXIV. Historica, Biblica, Theologica et Philosophica. Leuven, 2001

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

302 Так в одном из оглашений преподобный говорит: «Ибо грех – мать смерти: грех сделал смертным праотца нашего Адама, бессмертного по благодати.» (Theod. Stud. PC. 117//NPB. P. 273 (ПСТСО. Т. 6. С. 212). Отсюда видно, что бессмертие для человека есть состояние причастности Богу по дару благодати. 306 Об этом преподобный говорит следующее: «.яростная [сила души нам дана – К. В.] для того, чтобы мы гневались на змия-обольстителя, не допуская его к себе.Диавол же, изменив и извратив силы души, издавна начал приготовлять нашу погибель. Каким образом? Силой желательной соблазнив праотца нашего Адама ко вкушению...Таков образ действий (трблоД и такова зависть врага», – см.: Theod. Stud. PC. 30//NPB. P. 73–74 (ПСТСО. T. 6. С. 77). Из этих слов видно, что для прп. Феодора, образ действия искусителя заключается в том, чтобы положительные силы души направить на ложное. Диаволу, как способному изменять и извращать, усваивается некое мастерство. В другом месте, преподобный, его называет «софистом зла», – см.: Theod. Stud. PC. 25//NPB. P. 61 (ПСТСО. Т. 6. С. 69, здесь переводится как «художник зла»). Также прп. Феодор отмечает, что «злой змий» представляет вещи иначе, сравнительно с тем, что они есть и таким образом соблазнил праотца, обманув его зрение (Theod. Stud. PC. 66//NPB. P. 157 (ПСТСО. Т. 6. С. 134) 307 Прп. Феод. Студ. ВО. 3. 24//ПСТСО. Т. 5. С. 750. В другом месте прп. Феодор причиной падения и изгнания называет невоздержание (Theod. Stud. PC. 49//NPB. P. 118 (ПСТСО. Т. 6. С. 109), самолюбие человека, см. Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 3//ПК. Е. 9 (ПСТСО. Т. 5. С. 434). 308 Прп. Феод. Студ. ВО. 1. 6//ПСТСО. Т. 5. С. 238, Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 28//ПК. Σ. 87 (ПСТСО. Т. 5. С. 486). 310 Например, отношение Бога к человеку, прп. Феодор описывает так: «Юноша не любит так своей возлюбленной, ни родитель своих детей, как нежно любит нас Владыка всего Бог», см. Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ.2. 85//ПК. Е. 265 (ПСТСО. Т. 5. С. 606); а об отношении человека к Богу – следующее: «Любовь к Нему [т. е. Богу – К. В.] совершенно изменяет почитателя, принуждая его принадлежать не себе, но Тому, Кого любит. И это можно наблюдать на любящих плотски. Ибо если муж любит жену, он всего себя отдает любимой, ею дыша и о ней мечтая», – см.: Theod. Stud. PC. 3//NPB. P. 7 (ПСТСО. Т.6. С. 31). Подобное сравнение отношений человека и Бога с отношениями влюбленных вполне традиционно, см. Творения блж. Иеронима Стридонского . Киев, 1880. Ч. 6 . С. 142; Творения Св. Григория Нисского . М., 1896. Ч. 3. С. 27

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Theod. Stud.Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni// PG. T. 99. Col . 812D–813A (ПСТСО. Т. 6. С. 437). Так, в «Завещании» для игумена прописано двадцать четыре заповеди, а для братии только три – см.:  Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col.   1817CD–1824AB (ПСТСО. Т. 6. С. 508–511). Обличая духовную неустроенность современного ему монашества, преподобный пишет о неопытных игуменах: «…затем, приняв обет, начальствуют здесь и господствуют над своими, приобретая себе рабов и всякое имущество. Вчера только давшие обет, ныне действуют как опытные игумены; вчера не умевшие управлять собою с рассуждением, ныне безрассудно принимаются руководить другими…», – см.: Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni// PG. T. 99. Col.812BC ( ПСТСО. Т. 6. С. 436 ). Так, в другом оглашении игумен поясняет, в чем сила добродетели: «Возлюбим же лучше добродетель, как делающую людей Ангелами, даже больше – богами, соответственно [сказанному]: Аз рех: бози есте и сынове Вышняго вси (Пс. 81:6). Какая же сила добродетели? Отвращение от мира и соединение с Богом», – см .: Theod. Stud. PC. 79//NPB. P. 186 (ПСТСО. Т. 6. С. 152–153); ср. Theod. Stud. PC. 26//NPB. P. 64 (ПСТСО. Т. 6. С. 71). Подробно о ссылках Студийского игумена на труды и примеры святых отцов см. у А. П. Доброклонского: Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 422–427. Так, если в одном месте прп. Феодор восхваляет терпение как «величайшую добродетель из добродетелей» ( Theod. Stud. PC. 19//NPB. P. 45 (ПСТСО. Т. 6. С. 58), то в другом называет девство «царицей добродетелей» ( Theod. Stud. PC. 65//NPB. P. 154 (ПСТСО. Т. 6. С. 132). Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col . 1816D (ПСТСО. Т. 6. С. 507). Так же см. ссылку в английском переводе - Timothy Miller. Testament of Theodore the Studite for the Monastery of St. John Stoudios in Constantinople// BMFD Series Dumbarton Oaks Studies 35 . Harvard University Press. Washington, DC. 2000. P. 76, 81 < http://www.doaks.org/typikaPDF/typ009.pdf > (copied 02. 03. 2008). Так же еще ссылки на Иоанна Синайского, см. Theod. Stud. PC. 29//NPB. P. 70 (ПСТСО. Т. 6. С. 75); ПСТСО. С. 264, 289, 336, 577, 639, 700; TSE. 2. S. 446 (ТФС. 2. С. 777).

http://bogoslov.ru/article/4954072

314 О метафорах из области права в посланиях ап. Павла см. Studer В., Brian D. Soteriologie in der Schrift und Patristik//Handbuch der Dogmengeschichte. – Freiburg; Basel; Wien, 1978. Bd. 3.T. 2 a. S. 37. 315 Прп. Феодор пишет: «…мне надлежит заботиться и бодрствовать о душах ваших, убеждать и вразумлять каждого наедине и публично, возвещать правду Божию и грядущий меч…» (Theod. Stud. PC. 44//NPB. P. 106 (ПСТСО. Т. 6. С. 101). Здесь, последние слова указывают на то, что эсхатологическим чаяниям в проповеди игумена отводится существеннейшее место. Так, в другом месте прп. Феодор пишет: «…и как тогда [т. е. по грехопадении – К. В.]нам повелено было за оскорбление благого Владыки впоследствии явиться пред Ним и дать Ему отчет о своей жизни в изгнании. Куда же мы пойдем? На тот свет…на страшный и всемирный Суд, где Судия и Бог всех…в мгновение ока рассудит все, воздаст каждому по делам его…», – см.: Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 83//ПК. Σ. 256–257 (ПСТСО. Т. 5. С. 600–601). Здесь, преподобный сопоставляет Божий суд, после грехопадения, над первыми людьми и суд вообще каждого человека, тем самым подчеркивая, как глубину падения, отступающих от заповедей Бога, так и неизбежность наказания. Думаю, естественно, что и при описании всемирного Суда, где Господь рассмотрит все и воздаст каждому, и при описании грехопадения отдельного человека, святой использует правовую терминологию; она позволяет предельно акцентировать внимание слушающих на неизбежности воздаяния. 316 Theod. Stud. PC. 40//NPB. P. 97 (ПСТСО. Т. 6. С. 93), PC. 101//NPB. P. 234 (ПСТСО. Т. 6. С. 185). 323 Theod. Stud. PC. 36//NPB. P. 89 (ПСТСО. Т. 6. С. 88). Ср. PC. 82//NPB. P. 192 (ПСТСО. Т. 6. С. 156). 325 Поясняя, насколько это состояние не благоприятно для спасения, в одном из поучений, игумен дает следующее сравнение: «Добро для человеческой природы так трудно, как крутой и неровный путь.», – см.: Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 81//ПК. I. 249 (ПСТСО. Т. 5. С. 595). 328 Theod. Stud. PC. 40//NPB. P. 97 (ПСТСО. Т. 6. С. 93), PC. 125//NPB. P. 295 (ПСТСО. Т. 6. С. 226).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010