Epistola 4//PL. Т.13. Col. 357-364. Hilarius Pictaviensis. Fragmenta ex aliis Sancti Hilarii operibus in veteribus monimentis relicta//PL. Т. 10. Col. 723-726. Hilarius Pictaviensis. Fragmenta minora//Corpus scriprorum ecclesiasticorum latinorum. Lipsia, 1916. T. 65. P. 227-228. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т.1. Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 2001. Т. 1. Амвросий Медиоланский, свт. Гимн 5. [На Рождество Христово]// Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений на латинском и русском языках. М.: Издательство ПСТГУ, 2016. Т. 6. С. 332-335. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. О Воплощении Господа, против Нестория// Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Доматико-полемические и аскетические творения//ПСТСО. Т. 11. М., 2020. С. 21-161. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Отдел третий. СПб., 1907. Говорун С.Н., Фокин А.Р. и др. Воплощение//Православная энциклопедия. М., 2005. Т. 9. С. 326-362. Поснов М.Э. История христианской Церкви. Джорданвилль, 2002.   Поснов М.Э. История христианской Церкви. Джорданвилль, 2002. С. 231. Болотов В.В. Лекции по истории Древней Церкви. Отдел третий. СПб., 1907. С. 191. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 143. Там же. Arnobius Iunior. Conflictus Arnobii catholici cum Serapione aegyptio//Corona patrum/ed. e trad. F. Gori. Torino, 1993. P. 172-174. Ср.: Амвросий Медиоланский, свт. Гимн 5. [На Рождество Христово]// Амвросий Медиоланский, свт. Собрание творений на латинском и русском языках. М.: Издательство ПСТГУ, 2016. Т. 6. С. 332-333. В данном издании эта строфа переведена следующим образом: Языков Искупителю, Яви от Девы Рождество, Пускай дивится смертный век: Достойно Бога таинство! Наш перевод отличается бóльшим буквализмом для связи с последующим рассуждением. Слова «не ставший богом есть человек (non deus factus est homo)» следует понимать в смысле отвержения воспринятого в несторианстве адопцианского учения о постепенном обожении Христа. Ср. у свт. Григория Богослова: «Если кто говорит, что Христос стал совершенен через дела , да будет анафема, ибо то не Бог, что получило начало, или преуспевает, или совершенствуется» ( Григорий Богослов, свт.

http://bogoslov.ru/article/6027561

Творения. М., 2011. Т. 2. С. 480-482). Hilari us Pictaviensis. Fragmenta ex aliis Sancti Hilarii operibus in veteribus monimentis relicta//PL. 10. Col. 0726C. Damasus . Epistola 4//PL. 13. Col. 0359A. Damasus. Epistola 3//PL. 13. Col. 0357D. Например, в CSEL он помещен в специальном разделе Fragmenta minora («Более мелкие отрывки»). См.: Hilarius Pictaviensis. Fragmenta minora//CSEL. 65. P. 227-228. Имеется опосредованный русский перевод это текста, благодаря переводу «Церковной истории» блж. Феодорита Кирского (греческий перевод этого послания был включен в свой труд блж. Феодоритом). Об этом см.: Говорун С.Н., Фокин А.Р. и др . Воплощение//Православная энциклопедия. М., 2005. Т.9. С. 329. Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т.1. С. 180. «Слышим, что клирики, мыслящие согласно с вселенской верою, с которыми и мы единомысленны, терпят большие притеснения» (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т. 1. С. 171). Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. М., 2001. Т. 1. С. 298-299. Выражение, использованное в коммониториуме (особом предписании, наказе) Келестина легатам. Coelestin us . Epistola 17//PL. 50. Col. 503. Именно такой вывод напрашивается из слов Фирма, епископа Кессарии Кападокийской (Деяния Вселенских Соборов. Казань, 1910. Т.1. С. 296). Прп. Иоанн Кассиан в сочинении «О Воплощении Господа, против Нестория» ( Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Доматико-полемические и аскетические творения//ПСТСО. Т. 11. М., 2020. С. 21-161) не приводит тех цитат, которые использует Келестин, хотя и ссылается на свтт. Амвросия Медиоланского и Илария Пиктавийского. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/6027561

471 Впрочем, традиционное призывание имени Иисуса Христа, для борьбы со страстями, также находит место в поучениях преподобного, см. Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 4//ПК. I. 12 (ПСТСО. Т. 5. С. 436). 473 Так если в одном месте прп. Феодор восхваляет терпение как «величайшую добродетель из добродетелей» (Theod. Stud. PC. 19//NPB. P. 45 (ПСТСО. Т. 6. С. 58), то в другом называет девство «царицей добродетелей» (Theod. Stud. PC. 65//NPB. P. 154 (ПСТСО. Т. 6. С. 132). 476 Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col. 1816D (ПСТСО. Т. 6 . С. 507). Так же см. ссылку в английском переводе – Timothy Miller. Testament of Theodore the Studite for the Monastery of St. John Stoudios in Constantinople//BMFD Series Dumbarton Oaks Studies 35. Harvard University Press.Washington, DC. 2000. P. 76, 81 < http://www.doaks.org/typikaPDF/typ009.pdf > (copied 02. 03. 2008). Так же еще ссылки на Иоанна Синайского, см. Theod. Stud. PC. 29//NPB. P. 70 (ПСТСО. Т. 6 . С. 75); ПСТСО. С. 264, 289, 336, 577, 639, 700; TSE. 2. S. 446 (ТФС. 2. С. 777). 477 В п. 1.2.1. настоящей работы, уже говорили о значении этих подвигов (отречения и послушания) для прп. Феодора, ср. со Св. Иоанн. Леств. Слово 1–3 и Слово 4 (соответственно), – см. Преподобного отца аввы Иоанна, игумена Синайской горы. Лествица. СПб., 1995. С. 14–31 и С. 32–35(соответственно). 478 Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 15//ПК. Σ. 43–44 (ПСТСО. Т. 5. С. 458). В другом месте прп. Феодор говорит: «Ибо ни воздержанием, ни бдением, ни постелью на земле, ни каким-либо другим трудом мы не можем так заслужить похвалу и так засвидетельствовать подвиг киновийной жизни, как отсечением своей воли», – см.: Theod. Stud. PC. 39//NPB. P. 96 (ПСТСО. Т. 6. С. 93). 479 Theod. Stud. PC. 10//NPB. P. 25 (ПСТСО. Т. 6 . С. 44). В другом месте прп. Феодор прямо осуждает неразумное рвение к телесным мучениям: «Зачем это часто некоторые горячие головы ищут телесных мучений за Христа? Перенеси мужественно и как следует здешние муки и страдания [речь идет о «мученичестве общежительного строя» – К. В.], не преклоняя колена перед Ваалом, не принося жертвы страстям души, не отрекаясь от того, что ты раньше исповедал.» (ПСТСО. С. 301–302). Отсюда видно, что верность однажды принятым обетам и не потакание страстным движениям души, и рассматривается Студийским игуменом как мученичество.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

279 Свт. Василий Великий , восхваляя иноческий образ жизни, пишет о сотериологическом значении такового следующее: «Они-то [т. е. истинные подвижники – К. В.] ясно показали жизни человеческой, сколько благ доставило нам Спасителево вочеловечение ( νανθρπησις), потому что расторгнутое и на тысячи частей рассеченное естество человеческое по мере сил своих снова приводит в единение и с самим собой, и с Богом. Ибо это главное в Спасителевом Домостроении во плоти – привести человеческое естество в единении с самим собою и со Спасителем и, истребив Лукавое рассечение (τν κατατομν), восстановить первобытное единство, подобно тому как наилучший врач целительными врачествами вновь связывает тело, расторгнутое на многие части» (Святитель Василий Великий , Архиепископ Кесарии Каппадокийской. Творения. Т. 2. – М.: Сибирская Благозвонница, 2009. С. 353). Отсюда видна сотериологическая миссия монашества – свидетельствовать миру своей жизнью о действенности Божественного Домостроительства. 287 Дионисий (Шлёнов), игум. Дорофей Газский. Аскетическое учение//Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2010. Т. 16. С. 38–43; Дионисий (Шлёнов), игум. Андрей Кордочкин, свящ. Иоанн Лествичник . Аскетическое учение//Православная энциклопедия/Под ред. Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. М., 2011. Т. 24. С. 409–421. 290 Theod. Stud. Oratio: 4. In Sanctum Pascha//PG. T. 99. Col. 712D-713A (ПСТСО. Т.6. С. 381); Ср. Theod. Stud. PC. 24//NPB. P. 58 (ПСТСО. Т.6. C. 67), веоб. ZrovS. Msy. катлх 2. 94//ПК. I. 295 (ПСТСО. Т. 5. С. 628). 291 Theod. Stud. PC. 20//NPB. P. 48 (ПСТСО. Т. 6 . C. 60), 100//NPB. P. 232 (ПСТСО. Т.6. C. 184); Theod. Stud. MC. 1. 42//NPB. P. 116 (ПСТСО. Т. 5. С. 357); веоб. ZrovS. Msy. катод. 2. 83//ПК. I. 256 (ПСТСО. Т. 5. С. 600), 2. 103//ПК. I. 334 (ПСТСО. Т. 5. С. 654). 293 Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 1//ПК. I. 1 (ПСТСО. Т. 5. С. 429). При этом прп. Феодор, видимо, придерживается традиционного для святоотеческой литературы учения о трехчастном составе души (из трех частей – мыслительной, яростной и желательной), см.: Прп. Феод. Студ. МО. 30//ПСТСО. Т. 6 . С. 77 (примечание

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

354 Theod. Stud. Oratio 4: In Sanctum Pascha//PG. T. 99. Col. 736A (ПСТСО. Т. 6. С. 395. Особенности перевода см. примечание 1). 356 Theod. Stud. PC. 11//NPB. P. 27 (ПСТСО. Т. 6. С. 46, см. также примечание 1). В другом месте прп. Феодор говорит: «Если вопросит тебя: для чего (Господь) повешен на древе (и носил даже терния), то скажи ему: чтобы искоренить терния и волчцы Адамовы.дабы худо возделанную преслушанием землю соделать более плодоносною чрез посредство Его собственного послушания» (Theod. Stud. Oratio 4: In Sanctum Pascha//PG. T. 99. Col. 717A; ПСТСО. Т. 6. С. 383–384). Отсюда видно, какое значение имеет послушание в деле спасения мира: если непослушание Адама расстроило всю первозданную гармонию, царившую на земле, то восстановление последней стало возможным, только через послушное перенесение Сыном Божиим крестных страданий. 360 Theod. Stud. Oratio 4: In Sanctum Pascha//PG. T. 99. Col. 713A (ПСТСО. Т. 6. С. 381, здесь предлагается перевод «избавил от господства дьявола», см. также примечание 3). 368 В другом месте прп. Феодор, рассуждая об исправлении жизни, говорит: «...добродетель труднодостижима для естества человеческого. И никто не может победить зла, не изнуряя себя многим и продолжительным трудом и не страдая» (Theod. Stud. PC. 28//NPB. P. 67; ПСТСО. Т. 6. С. 73). Отсюда видно, что по мысли игумена, борьба со злом в человеческой природе, поврежденной грехом, неизбежно связана с трудом и страданиями. 371 Theod. Stud. PC. 72//NPB. P. 170 (ПСТСО. Т. 6. С. 143). Прп. Феодор нередко, для описания таинства страданий Сына Божия, прибегает к сопоставлению величия Творца и Его смирения: «Ибо представим себе, братия, это великое и неизъяснимое таинство. Господь (в NPB здесь стоит «Θες » ), открывающий советы сердечные и знающий всякое помышление человеческое, ведется на совет, [присуждающий Его к] смерти, украсивший поверхность земли разнообразными цветами увенчивается венцом из терний для обесчещения; насадивший древо жизни в раю пригвождается на древе проклятом» (Theod. Stud. PC. 73//NPB. P. 173 (ПСТСО. Т. 6. С. 144). Ср. ПСТСО. С. 222. Полагаем, подобным сопоставлением, вполне традиционным (возможно здесь имеет место парафраз творения Свт. Амфилохия Иконийского , см. Свт.Амфилохий Иконийский. Слово на Великую Субботу. Перевод игумена Вассиана (Змеева)//БВ. 2005–2006. 5–6. С. 62), прп. Феодор хочет подчеркнуть ту мысль, что истинное величие Творца раскрывается в Его смирении.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

Ibid., P. 195. Отметим здесь и мнение А. П. Доброклонского, который считает, что для прп. Феодора цель иноческой жизни заключается лишь в нравственном совершенстве и спасении, см. Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 434. Полагаем такое мнение несколько поверхностным, т. к. оно не раскрывает то, в чем собственно есть спасение инока. Theod. Stud.Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni // PG. T. 99. Col.816C ( ПСТСО. Т. 6. С. 438). Theod. Stud.Oratio 12. Laudatio S. Arsenii anachoretae//PG T. 99. Col . 856B (ПСТСО. Т. 6. С. 457). Подробно о восхвалении киновии в трудах прп. Феодора см. у А. П. Доброклонского: Доброклонский А. П. Указ. соч. Ч. 1. С. 441–444. Theod. Stud.Oratio 12. Laudatio S. Arsenii anachoretae//PG T. 99. Col.856A (ПСТСО. Т. 6. С. 457). Theod. Stud.Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni // PG. T. 99. Col . 816D–817A (ПСТСО. Т. 6. С. 439). С тем же смыслом, но ближе к контексту (метафора приема пищи), здесь можно перевести κορ1στου γπης», как «ненасытной любви», см. Вейсман А. Д. Греческо-русский словарь/5-е изд. СПб.: Издание автора, 1899. – Репринт: М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. С. 42; Liddell H. G., Scott R. A Greek-English Lexicon. Oxford: at the Clarendon Press, 1996. P. 53. Здесь, возможно содержится аллюзия на слова Свт. Григория, см. Свт. Григорий Богослов. Слово 20//Свт. Григорий Богослов. Творения. М., 2007. Т. 1. С. 254–255. О высоте послушания прп. Феодор пишет: «Сам Единородный Сын Божий совершил Домостроительство спасения мира, послушлив быв даже до смерти, смерти же крестныя» (Флп. 2:8)», – см.: Theod. Stud. PC. 125//NPB. P. 295 (ПСТСО. Т. 6. С. 226). Этим Господь, по слову преподобного, совершил дело послушания Отцу: «… дело соверших, еже дал еси мне, да сотворю (Ин. 17:4), т. е. примирив небесное и земное, сделав нас самих сынами мира (ερνης) и любви (γπης)», – см.: Theod. Stud. PC. 11//NPB. P. 27 (ПСТСО. Т. 6. С. 46, см. также примечание 1). В другом месте прп. Феодор говорит: «Если вопросит тебя: для чего (Господь) повешен на древе (и носил даже терния), то скажи ему: чтобы искоренить терния и волчцы Адамовы… дабы худо возделанную преслушанием землю соделать более плодоносною чрез посредство Его собственного послушания» ( Theod. Stud. Oratio 4: In Sanctum Pascha// PG. T. 99. Col.717A; ПСТСО. Т. 6. С. 383–384). Отсюда видно, какое значение имеет послушание в деле спасения мира: если непослушание Адама расстроило всю первозданную гармонию, царившую на земле, то восстановление последней стало возможным только через послушное перенесение Сыном Божиим крестных страданий.

http://bogoslov.ru/article/4954072

233 О неавторитетности близких по времени отцов см.: Theod. Stud. Antirrh. 2//PG. T. 99. Col. 380D (ПСТСО. Т.6. 283). 234 Theod. Stud. In S. Joannis Bapt. Nativitatem//PG. T. 99. Col. 752B–756B (ПСТСО. Т.6. C. 405407). 235 Theod. Stud. In decollationem S. Joann. Bapt.//PG. T. 99. Col.761D–68D (ПСТСО. Т.6. С. 411414). 236 Theod. Stud. In S. Joannis Bapt. nativitatem//PG. T. 99. Col. 753C, 756A (ПСТСО. Т.6. С. 406407). 238 heod. Stud. In S. Joannis Bapt. nativitatem//PG. T. 99. Col. 749D-752AB (ПСТСО. Т6. С. 404405) и Theod. Stud. In decollationem S. Joann. Bapt.//PG. T. 99. Col. 761BC (ПСТСО. Т.6. С. 410411) соответственно. 245 TSE. 2. S. 421 (ТФС. 2. С. 768 в этом издании письмо ошибочно надписано «Монаху Антонию», вместо «Монаху Арсению», см.: Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 2. С. 347, примечание 253 Так даже в своем завещании, прп. Феодор наставляет будущего игумена: «Ты не должен преступать законов и канонов святых отцов, прежде всего (πρ γε πντων)) – божественного и великого Василия» (Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col. 1820C; ПСТСО. T.6. С. 510). Хотя и палестинская киновиальная традиция, описанная в сочинениях Дорофея Газского, для прп. Феодора, по-видимому, имела высокий авторитет. На это указывают палестинские традиции в студийском уставе, см.: Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5.С. 71–73. 259 «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»( 1Ин.4:16 ).О наличии идеи «христианского гносиса» у прп. Антония (в приписываемых ему посланиях) см. Сидоров А. И. У истоков культуры святости. Указ. соч. С. 84. 264 Отмечая, влияние личности прп. Антония на распространение идеалов монашества проф. Сидоров А.И. пишет: «Слава о нем [т. е. о прп. Антонии – К. В.] как о великом святом распространилась по близлежайщим местностям и привлекла многих…Даже когда центры иноческой жизни возникали независимо, великий старец служил как бы «точкой притяжения» для них, и между ними и прп. Антонием устанавливалась тесная связь», см. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. С. 129, 134.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

421 С тем же смыслом, но ближе к контексту (метафора приема пищи), здесь можно перевести «τς κορστου γπης», как «ненасытной любви», см. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь/5-е изд. СПб.: Издание автора, 1899. – Репринт: М.: Греко-латинский кабинет Ю.А. Шичалина, 2006. С. 42; LiddellH. G., ScottR. A Greek-English Lexicon. Oxford: at the Clarendon Press, 1996. P. 53. 435 Стоит при этом отметить, что прп. Феодор не считал таинство пострига столь же обязательным для спасения как и крещение; для преподобного монашество лишь более удобный и совершенный образ жизни (про восхваление иноческой жизни прп. Феодором см. Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 434–441). Также, очевидно, возвышенное отношение преподобного к святости брака (см. выше п 1.1.2). Кроме того, преподобный не разделяет христиан радикально на мирян и монашествующих в стремлении к совершенству; так, объясняя достоинства свойственные истинным христианам, игумен пишет в письме к Мариану спафарию: «Ибо не думай, господин, будто сказанное относится к монаху, а не все равно и к мирянину (лепкой), – хотя к монаху особенно, – кроме безбрачия и нестяжательности, за (несоблюдение) которых мирянин не осудится; впрочем, и у него есть времена воздержания и законы умеренности». (TSE. 2. S. 665; ТФС. 2. С. 482). Отсюда видно, что сказанное для монашествующих верно по большей части и для мирян. 439 Theod. Stud. PC. 29//NPB. P. 72 (ПСТСО. Т. 6. С. 76); ср.: PC. 21//NPB. P. 50 (ПСТСО. Т. 6. С. 62). 440 В ПСТСО: «великую», в ТФС: «мощную», – см.: Прп. Феод. Студ. МО. 107//ПСТСО. Т. 6. С. 196, примечание 1. 448 Theod. Stud. PC. 44//NPB. P. 106–107 (ПСТСО. Т. 6. С. 101); ср.: PC. 48//NPB. P. 115–116 (ПСТСО. Т. 6. С. 107). 450 О выражении «Царский путь» в святоотеческой традиции см.: Прп. Феод. Студ. ВО. 1. 4//ПСТСО. Т. 5. С. 230 (Примечание 1). 453 В Студийском монастыре, как и в первохристианской общине, социальному служению придавалось особое значение. В обители прп. Феодора была школа для детей, приют для странников; оказывалась щедрая благотворительная помощь, проводилось духовное окормление мирян; игумен входил в братство оказывающее помощь в погребении умерших бедняков и чужестранцев, см. Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 580–586.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

al., обличает не искусные по структуре иконоборческие ямбы и согласно сложившимся правилам пишет свои, полемические, см.: TSE. 2. S. 490 (ТФС. 2. С. 796–797). 138 В отличии от отца, о матери прп. Феодора сохранились сведения и ее жизнь более или менее освещена в исторической науке (Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. 292–298; Thomas Pratsch. Op. cit. S. 26–42), поэтому выделим лишь ключевые аспекты в характере семейной жизни этой удивительной женщины. 139 Феофан Византиец. Указ. соч. С. 367. 292–298; Thomas Pratsch. Op. cit. S. 26–42), поэтому выделим лишь ключевые аспекты в характере семейной жизни этой удивительной женщины. 140 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 805BC (ПСТСО. Т. 6. С. 433). 141 Так, именно темперамент Феоктисты, позволяет Осеру заключить, о прп. Феодоре: «...et toute sa vie temoigne en effet qúil fut l " image vivante de sa mere tant aimee», см. Irenee Hausheer. Saint Theodore Studite. L " homme et l " ascete//OC. 1926. Vol. VI-1. 22. P. 4. 143 Прп. Феодор говорит о каких-то магических обрядах (заклинаниях, повязках, ожерельях, амулетах), связанных с родами и имевших широкое распространение среди женщин, см.: Ibid., Col. 884C-885A (ПСТСО. Т.6. С. 468). 159 Theod. Stud. Oratio 13: Laudatio in matrem//PG. T. 99. Col. 889AB (ПСТСО. Т.6. С. 471). Этим словам вполне можно доверять, т.к. выше Студийский игумен обращается к слушающим: «Я знаю, что это подтвердите и все вы, кои пользовались ея гостеприимством», – см.: Ibid., 888D (ПСТСО. Т.6. С. 470). То есть, прп. Феодор произносит панегирик перед людьми, лично знавшими Феоктисту. 162 Подробнее о разнообразной благотворительной деятельности Студийского монастыря см. Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 1. С. 580–586. 164 Полагаем, именно этим объясняется тот факт, что воспоминания о матери прп. Феодора бережно сохранялись его учениками и дошли до нас. 166 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S. Platonis higumeni//PG. T. 99. Col. 821B (ПСТСО. Т6. С. 441). 168 Theod. Stud. Oratio 11: Laudatio S.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

294 Theod. Stud. PC. 20//NPB. P. 47–48 (ПСТСО. Т. 6. С. 60). Возможно здесь имеет место реминисценция, ср. Афан. Алекс., свят. Слово на язычников//Творения: В 4 т. Серг. П., 1902. Ч. 1. С. 127). У многих святых отцов есть учение о принадлежности образа Божия человеческой душе, ее существенным силам (см. Сильвестр (Малеванский), еп. Опыт православного догматического богословия (с историческим изложением догматов). Киев, 1889. Т. 3. С. 262–280). Свт. Григорий Богослов , прп. Иоанн Дамаскин прямо называли человеческую душу образом Божиим, см. Григорий Богослов , свят. Слово 38 на Богоявление, или на Рождество Спасителя//Творения. Т. 1.С. 527; Иоанн Дамаскин , прп. Источник знания./Пер. с др. – греч. и коммент. Д. Е. Афиногенова, А. А. Бронзова и др. – М.: Индрик, 2002. С. 209). 295 О том, что именно благодаря наличию образа Божия в нас мы можем быть причастны Богу и обожены, прп. Феодор пишет: «Я скажу и нечто высшее: и человек есть бог, как образ Божий (κα θες νθρωπος ς θεο εκν)», – см.: TSE. 2. S. 442 (ТФС. 2. C. 812). 296 Последнюю мысль раскрывают следующие слова Студийского игумена: «Итак, все спасайтесь и все старайтесь и стремитесь предстать Богу чистыми, какими были и сотворены от начала, имея подобие Божественного образа (τς θεας εκνος τν μοωσιν) – миролюбивыми и смиренными», – см.: Прп. Феод. Студ. ВО. 1. 56//ПСТСО. Т. 5. С. 357. Здесь видно, что «подобие», прп. Феодор, рассматривает в качестве цели и примера для добродетели, стяжать которую предстоит. 299 Через совершенное служение (соблюдение заповедей), совершенную любовь к Творцу, человек обретает причастность Богу. Так прп. Феодор наставляет: «...пусть так говорят о совершенстве твоей жизни, чтобы тебе стать славным как между своими братьями, так и вне. Ибо всякий человек, кто бы он ни был, раз он исполнением божественных заповедей стяжал в себе Бога, становится славным на небе и на земле, и эта слава становится тем больше, чем он больше, в свою очередь, увеличивает любовь к Богу» (Θεοδ. Στουδ. Μεγ. κατχ. 2. 55//ПК. I. 173–174; ПСТСО. Т. 5. С. 544–545). Отсюда видно, что «исполнение божественных заповедей» для человека есть путь к обожению («стяжал в себе Бога») и прославлению.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010