в духовной грамоте вел. кн. Московского Василия I Димитриевича, составленной ок. 1417.- ДДГ. 21. С. 58; в 1514-1516 на месте этого храма архит. Алевиз Новый построил церковь с тем же посвящением (ПСРЛ. Т. 30. С. 141), храм неоднократно перестраивался, в 1991 в нем возобновились богослужения). В 1-й пол. XV в. почитание Владимира Святославича приобрело черты церковно-гос. празднования. В ходе борьбы против Флорентийской унии на рус. почве была сформулирована идея о преемственности Московской Руси по отношению к Киевской, отразившаяся, в частности, в формуляре великокняжеских грамот, неотъемлемой частью которых стало обращение к «нашему прародителю, святому и равноапостольному великому князю Киева и всея Руси Владимиру» (Поппе. С. 44). Поминание «великаго и благочьстиваго царя и князя Владимира» включается в предисловия к синодикам монастырей и кафедральных соборов (Синодик ростовского Успенского собора, 2-я четв. XV в.- РНБ. Кир.-Бел. 6/1083. Л. 300-302 об., 80-е гг. XV в.; Синодик Успенского собора Московского Кремля, XVI в.//ДРВ. М., 17872. Ч. 6. С. 438, 491). О почитании Владимира Святославича московскими вел. князьями свидетельствует также пелена «Богоматерь Смоленская со святыми» (сер. XV в.), вышитая по заказу вел. кнг. Марии Борисовны, супруги вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича, - на правой кайме пелены изображен Владимир Святославич. Портрет Крестителя Руси присутствует в росписях Благовещенского собора Московского Кремля (ныне существующие фрески 1547-1551 гг. сохранили программу росписи 1508 г.). В этот период княжеское служение начинает восприниматься как подвиг, сопряженный со святостью. Когда вел. кн. Василий III Иоаннович хотел перед смертью принять монашеский постриг, противники пострижения говорили ему: «Князь великий Владимер Киевский умре не в чернцах, не сподобися ли праведного покоя? И иные великие князи не в чернцах преставилися, не с праведными ли обрели покой?» (ПСРЛ. Т. 6. С. 273-274). Наибольшее развитие представление о сакральном содержании княжеской и царской власти получило в эпоху царя Иоанна IV Васильевича Грозного, когда эта власть рассматривалась как «подвиг и долг перед своим народом, в первую очередь в сохранении веры, Церкви, Святой Руси» (Самойлова. С. 26); Владимир Святославич начал восприниматься как воплощение идеала правосл. государя. Автор «Казанского летописца» проводит аналогию между деяниями Крестителя Руси и царя Иоанна Грозного: Владимир Святославич «иногда Греческую землю ратовав, и обрете, яко свещу на светиле, истинную православную веру, и тою нас всех просвети... Тако же и государь наш... брався и Божиею милостию одоле врагов, и нас всех свободи... от Змаилтескаго нашествия от Казанскихъ бесермен» (ПСРЛ. Т. 19. Стб. 475-476). Знаменательно, что, молясь в Коломне о победе своего войска, царь обращается с просьбой о заступничестве в первую очередь к Владимиру Святославичу, а потом к князьям Борису и Глебу, называя их «богосадной отраслью» святого (Там же. Стб. 398).

http://pravoslavie.ru/38465.html

XV в.- РНБ. Кир.-Бел. 6/1083. Л. 300-302 об., 80-е гг. XV в.; Синодик Успенского собора Московского Кремля, XVI в.//ДРВ. М., 17872. Ч. 6. С. 438, 491). О почитании В. С. московскими вел. князьями свидетельствует также пелена «Богоматерь Смоленская со святыми» (сер. XV в.), вышитая по заказу вел. кнг. Марии Борисовны, супруги вел. кн. Московского Иоанна III Васильевича ,- на правой кайме пелены изображен В. С. Портрет Крестителя Руси присутствует в росписях Благовещенского собора Московского Кремля (ныне существующие фрески 1547-1551 гг. сохранили программу росписи 1508 г.). В этот период княжеское служение начинает восприниматься как подвиг, сопряженный со святостью. Когда вел. кн. Василий III Иоаннович хотел перед смертью принять монашеский постриг, противники пострижения говорили ему: «Князь великий Владимер Киевский умре не в чернцах, не сподобися ли праведного покоя? И иные великие князи не в чернцах преставилися, не с праведными ли обрели покой?» (ПСРЛ. Т. 6. С. 273-274). Собор во имя равноап. кн. Владимира в Херсонесе. 1861-1891 гг. Архит. Д. И. Гримм. Фотография. 2004 г. Собор во имя равноап. кн. Владимира в Херсонесе. 1861-1891 гг. Архит. Д. И. Гримм. Фотография. 2004 г. Наибольшее развитие представление о сакральном содержании княжеской и царской власти получило в эпоху царя Иоанна IV Васильевича Грозного , когда эта власть рассматривалась как «подвиг и долг перед своим народом, в первую очередь в сохранении веры, Церкви, Святой Руси» ( Самойлова. С. 26); В. С. начал восприниматься как воплощение идеала правосл. государя. Автор «Казанского летописца» проводит аналогию между деяниями Крестителя Руси и царя Иоанна Грозного: В. С. «иногда Греческую землю ратовав, и обрете, яко свещу на светиле, истинную православную веру, и тою нас всех просвети... Тако же и государь наш... брався и Божиею милостию одоле врагов, и нас всех свободи... от Змаилтескаго нашествия от Казанскихъ бесермен» (ПСРЛ. Т. 19. Стб. 475-476). Знаменательно, что, молясь в Коломне о победе своего войска, царь обращается с просьбой о заступничестве в первую очередь к В.

http://pravenc.ru/text/159104.html

274 Правдолюбов С. «Великий канон» святого Андрея Критского . Т. 1. С. 247–249, 252–257; Квирикашвили Л. С. 1) Композиция гимнографического канона/Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. доктора филол. н. Тбилиси, 1983. С. 20; 2) Вопрос о второй песни гимнографического канона//Известия АН Груз. ССР. Сер. языка и литературы. Тбилиси, 1977. 1. С. 69–77. 276 Мансветов И. Церковный Устав (Типик), его образование и судьба в греческой и русской Церкви. М., 1885. С. 144. 277 ПСРЛ. Т. 18: Симеоновская летопись. СПб., 1913. С. 273. – То же в Московском летописном своде конца 15 века (ПСРЛ. Т. 25. М.; Л., 1949. С. 309). Означенный факт указан мне А. М. Пентковским, за что приношу ему глубокую благодарность. 283 Именно во второй песни «Великого Покаянного канона» по Вологодской рукописи текст стихов-припевов воспроизведен полностью. В остальных песнях припевы отмечены чаще всего лишь начальными словами. 284 Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета. Т. 1: Пятикнижие Моисеево. С. 664. 294 Нова она только для рассматриваемого древнерусского текста, поскольку в нем содержатся не все тропари «Канона». 297 « въ великыи четвьртъкъ. веч(ерня). ева(н) г(елие) 7. – Архангельское Евангелие 1092 года. Исследования. Древнерусский текст. Словоуказатели. М.: Науч.-издат. Центр «Скрипторий», 1997. С. 260/Л. 109 об./). Ср. там же: « въ вел(икий) п(ток). на утрьнии... на часъ третии» – ( Мар.15:33–34 ) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 270–271/Л. 114 об.–115/) и « на ч ac 6» вновь (Мат.27:45–46) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 279/Л. 119/). Иная интерпретация последнего мгновения жизни Христа дана апостолом Лукой: « Б же година акы шеста и тьма бы по всеи зимли. до годины девты. и възглашь гласъмь великъмь. гс рече. оч е въ роуц твои. предаю дхъ мои. и се рекъ. издъше» – ( Лук.23:44,46 ) (Архангельское Евангелие 1092 года. С. 263/Л. 111/. Евангелие 8 в Великий четверг). 299 Невоструев К. И. Слово святого Ипполита об антихристе в славянском переводе по списку 12 века. С. 150.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Согласно вкладной книге Симонова мон-ря, «по своей душе и своем брате по князе Константине Дмитриевиче - иноке Кассиане, на поминок» богатые вклады и кормы Симонову мон-рю давал вел. кн. Василий I, а после него др. вел. князья и цари XV - нач. XVII в., неизменно указывая на необходимость поминовения К. Д. (см.: АСЭИ. Т. 2. С. 337. 339; С. 346-347. 351; АФЗХ. 1983. С. 176-177. 146; С. 267. 220; С. 270. 223; С. 273. 226; Алексеев, Маштафаров. 2006. С. 18, 20, 80). Со 2-й трети XV в. К. Д., как члена правящей в Сев.-Вост. Руси династии, поминали во мн. соборных и монастырских синодиках. В вечном синодике московского Успенского собора есть запись: «Князю Константину Дмитриевичу, нареченному в мнишеском чину Кассиану, вечная память» (ДРВ. Ч. 6. С. 442). «Благоверного князя Константина, во иноцех Кассиана» также поминали в новгородском Клопском муж. мон-ре ( Макарий (Миролюбов), архим. Археол. описание церк. древностей в Новгороде и его окрестностях. М., 1860. Ч. 1. С. 475. Примеч. 173; Янин. 1979. С. 56-57; Он же. 2004. С. 290; Кузьмин. 2014. С. 133-134). В Вологодском соборном синодике 80-х гг. XVI в. и Ростовском соборном синодике 1642 г., восходящих к общему протографу кон. XV в., К. Д. поминали без указания на его монашеское имя (РНБ. Погод. 1596. Л. 166; РГБ ОР. Ф. 344: Собр. П. П. Шибанова. 99. Л. 39 об.). Ист.: Родословная книга князей и дворян российских и выезжих. М., 1787. Ч. 1. С. 17; Родословная книга [по трем спискам, с предисловием и азбучным указателем]//ВОИДР. 1851. Кн. 10. Отд. 2. С. 15, 25, 27, 132-133; Вахромеев И. А. Книга Кормовая из Ярославля Поволгского Спасова мон-ря//Ист. акты Ярославского Спасского мон-ря. М., 1896. Т. 3. [Доп.]. С. 11, 12-13; ПСРЛ. Т. 4. Вып. 1; Т. 7-9; Т. 11; Т. 12; Т. 20. Ч. 1; Т. 21; Т. 23-28; Т. 30; Т. 33; Т. 35; Т. 37; Т. 39; Т. 42-43; ДДГ. С. 87. 34; С. 90, 91, 93-96, 98, 99. 35; С. 108, 110, 113, 115. 38; С. 169, 172. 56; С. 179, 183. 58; С. 194. 61; С. 230. 69; С. 233, 235, 237, 240, 242, 245, 247. 70; С. 252, 255, 258, 261, 263, 266. 72; С. 269, 271, 274. 73; С. 316, 320. 81; С. 323, 326. 82; С. 358, 448, 462. 89; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. М.; Л., 1950. СПб., 20022. С. 434, 444, 465; АСЭИ. Т. 3. С. 465. 479; Повести о житии Михаила Клопского/Подгот. текстов: Л. А. Дмитриев. М.; Л., 1958; Новые родословные книги/Сост.: М. Е. Бычкова//РИИР. 1977. Вып. 2. С. 79; АФЗХ: Акты Моск. Симонова мон-ря (1506-1613 гг.)/Сост.: Л. И. Ивина. Л., 1983. С. 189. 153; Фотий, митр. Сочинения: Книга глаголемая Фотиос/Подгот. текстов: Н. А. Кобяк, А. И. Плигузов. М., 2005. С. 357. Прил. 2; Алексеев А. И., Маштафаров А. В. Вкладная и кормовая книга Московского Симонова мон-ря//ВЦИ. 2006. 3. С. 5-184; Памятники истории рус. служилого сословия/Сост.: А. В. Антонов. М., 2011. С. 21.

http://pravenc.ru/text/2057070.html

В предварительных статьях Никоновской лет. список Тверских архиереев выглядит следующим образом: Симеон из Полоцка, Андрей из Литвы, Варсонофий, Феодор, Феодор, Василий, Евфимий, Арсений Чудотворец, Антоний, Илия, Моисей, Геннадий, Вассиан, Нил Гречин, Акакий (ПСРЛ. Т. 9. C. XXII). 4566 Андрей Ерденев или Эрдена – из князей литовских, двоюродный брат Псковского князя св. Довмонта (Тимофея). Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 179). Возводил клевету на митрополита Петра Патриарху, для разбора которой в Переяславле в 1311 г. был созван собор, на котором клевета была разоблачена. Вторая дата – дата ухода на покой (ПСРЛ. Т. 7. С. 187). Преставился, по Никоновской лет. в 1321 г., пребывая на покое в своем Введенском монастыре на р. Шеше (ПСРЛ. Т. 10. С. 188). 4567 Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 7. С. 187). Упоминается в 1325 г. как участник похорон князя Юрия Даниловича. (ПСРЛ. Т. 7. С. 199). Вторая дата – по: Титов A. А. Тверские епископы. Материалы для истории русской церкви. M., 1890. С. 12. 4569 Упоминается в Никоновской лет. под 1344 г. (ПСРЛ. Т. 10. С. 216). Вторая дата – дата ухода на покой. (ПСРЛ. Т. 10. С. 232). Скончался, по данным Воскресенской лет. 20.03.1367 в Отроче монастыре (ПСРЛ. Т. 8. С. 14). 4571 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 21). Вторая дата – дата снятия с кафедры (ПСРЛ. Т. 11. С. 125). 4572 Митрополичий протодиакон. Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Т. 11. С. 126). Вторая дата – дата кончины. Воскресенская лет. относит дату кончины к 1409 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 84), а Никоновская – к 1410 г. (ПСРЛ. Т. 11. С. 211–212). Никоновская лет. приводит наиболее полный рассказ о кончине святителя Арсения, а ее датировка лучше согласуется с датой поставления следующего епископа. Память – 02.03. 4573 Первая дата – дата поставления, по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 215). Упоминается при поставлении Новгородского архиепископа Симеона в 1416 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 88).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2970 Лаврентьевская лет: «В лто 1036 иде рославъ Новугороду и посади сына своего Володимера Новгород епископа постави Жидту» (В год 1036 поехал Ярослав в Новгород и посадил (на княжение) сына своего Владимира в Новгороде. Епископа поставил Жидята [Луку]) (ПСРЛ. Т. 1 Стб. 150–151) Дата преставления различается в Никоновской и в Софийской первой лет.: 1059 и 1060 гг. соответственно. В числах оба источника сходятся – 15.10 (ПСРЛ. Т. 9. С .91; Т. 6. Стб. 183). Память в Соборе Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице. 2971 По Никоновской лет., дата хиротонии – 1060 г., по Софийской – 1061 г. (ПСРЛ. Т. 9. С. 92; Т. 6. Стб. 184) Предпочтительной кажется вторая дата: временной интервал до поставления следующего епископа должен быть значительным. О насильственной смерти еп. Стефана в Софийской лет. говорится следующее: «И иде владыка Стефанъ въ Киевъ, и тамо свои холопи удавиша его». Дата в обоих случаях одинакова – 1068 г. (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 189; Т. 9. Стб. 96). 2972 Упоминается в 1071 г. в связи с мятежом язычников в Новгороде (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 196. Т. 9. Стб. 99 и др.). Дата преставления – 1077 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 18), причем в приложении к лет. указано, что скончался, покусанный собственным псом (Там же. Стб. 473). 2973 Первая дата по Никоновской лет. – ПСРЛ. Т. 9. Стб. 109. Местночтимый святой Новгородской епархии. 2974 Дата поставления – по Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 125). Дата преставления – 31.01.1109 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 203), 01.01.1109 (Никоновская лет.; ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141), 15.01.1109 (ПСРЛ. Т. 6. Стб. 218). Дата в списке считается общепризнанной. Память – 31.01, 30.04, 14.05. 2975 Дата поставления различается – 1108 г. в Никоновской, 1110 г. – в Софийской лет. (ПСРЛ. Т. 9. Стб. 141; Т. 6. Стб. 218). Противоречие разрешает Новгородская Первая лет.; «В лто 1110. Прииде в Новъгород архиепископъ Иоанн, мсяца декабря въ 20» (ПСРЛ. Т. 3. С. 203). (В год 1110 прибыл в Новгород архиепископ Иоанн, 20 декабря). Полагаем, что поставление относится к 1110 г. «Въ лто 6638 Въ се же лто отвьржеся архепископъ Иоанн Новагорода» («В этот год отвергся архиепископ Иоанн Новгорода») (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. Стб. 473; Никоновская лет. ПСРЛ. Т. 9. Стб. 156).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В летописях далее говорится, что Феодор Ростовский получил от патриарха Константинопольского сан архиепископа. По Воскресенской лет. преставился 28.11.1394 (ПСРЛ. Т. 8. С. 64, Т. 24. С. 160). Память – 28.11. 5338 По данным Воскресенской и Типографской лет. поставлен 14.03.1396 епископом для Ростова, Ярославля, Белоозера и Углича (ПСРЛ. Т. 8. С. 69; Т. 24. С. 165). Никоновская лет. уточняет, что этот архиерей – второй архиепископ Ростовский (ПСРЛ. Т. 11. С. 164). Вторая дата – дата кончины, причем в Типографской лет. архиепископ Григорий именуется Ростовским и Ярославским (ПСРЛ. Т. 24. С. 178). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых. 5339 Первая дата – дата поставления, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 180). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 94). Кончина его датируется 1427 г., но говорится, что следующий архиерей, Ефрем, был поставлен полугодом ранее – 13.04.1427, что невозможно. Однако в Воскресенской лет. говорится, что архиепископ Дионисий был на кафедре 7 лет и 5 месяцев, в то время как по датам, приведенным в нашем списке, 8 лет и 3 месяца, а, учитывая даты той же Воскресенской лет. – 9 лет и 3 месяца. Следовательно, дату кончины следует отнести к предыдущему, 1426 г. По A. А. Титову , упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв... С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых. 5340 Первая дата – дата поставления, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 182). Вторая дата – дата кончины, по Софийской Второй лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 127). 5341 Бывший духовник Великой княгини Софьи Витовтовны. Первая дата – дата поставления (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 127). Прибыл в Ростов 23.06 (ПСРЛ. Т. 24. С. 184). Вторая дата, по Типографской лет. – дата избрания митрополитом всея Руси (ПСРЛ. Т. 24. С. 185). Память в Соборе Московских святых – в Воскресенье перед 26.08. 5342 Духовник Великого князя Василия Темного. Первая дата – по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 185). Вторая дата – дата ухода на покой (ПСРЛ. Т. 24. С. 186). По словам A. А. Титова , упоминается как местночтимый святой Ростовской земли (Титов A. А. Синодики XVII и XVIII вв... С. 7 со ссылкой на «Книгу, глаголемую описание о Ростовских святых»). Память – 23.05 в Соборе Ростово-Ярославских святых

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

794 Упоминается в Никоновской лет. (ПСРЛ. Т. 11. С. 3). Вторая дата повторного пребывания на кафедре – дата кончины; дана По Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 13) 795 Первая дата – дата поставления По Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 20). В 1382 г. Константинопольский Патриарх возвел Св. Дионисия в сан архиепископа (Акты исторические, собранные и изданные Археографическою комиссиею. Т. 1. СПб., 1841. С. 471–472). Возможно, имел полномочия Патриаршего Экзарха, поскольку посетил Новгород и Псков и др. города как архиерей, имеющий властные полномочия в делах архипастырского попечения и церковного управления вне пределов собственной епархии. В 1384 г. поставлен в Константинополе Патриархом Нилом в митрополиты Киевские. Скончался в заточении в Киеве 15.10.1385 (ПСРЛ. Т. 8. С. 49). См. Всероссийская. Память – 26.06. 796 Архиепископ. По Воскресенской лет. в 1386 г. отбыл в Царьград для поставления во епископы Суздальские (ПСРЛ. Т. 8. С. 50). По Воскресенской лет. прибыл на Русь вместе с митрополитом Киприаном в 1390 г. в сане архиепископа (ПСРЛ. Т. 8. С. 60). Под 1406 г. в Воскресенской лет. содержится сообщение о поставлении в Суздаль нового епископа еще во время правления старого, что было совершенно невозможно (ПСРЛ. Т. 8. С. 78). Вероятно, епископ Евфросин в это время пребывал на покое. По Воскресенской лет. скончался 25.03.1407 (ПСРЛ. Т. 8. С. 81). 798 Упоминается в 1437 г. как сопровождающий митрополита Исидора на Флорентийский собор (ПСРЛ. Т. 8. С. 101). Упоминается под 1449 г. в числе членов собора, избравшего митрополитом Св. Иону (ПСРЛ. Т. 8. С. 121). 799 Вторая дата – дата поставления в митрополиты собором епископов по Софийской II лет. (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 160). Преставился 5.04.1473 (ПСРЛ. Т. 8. С. 177). Память – в воскресенье перед 26.08 в Соборе Московских святых. 800 Бежал с Брянско-Черниговской кафедры от литовцев, по Типографской лет. (ПСРЛ. Т. 24. С. 186): «...прибеже на Москву Еуфимей, епископ Брянскый и Черниговскый, покиня свою епископью. И даша емоу Соуждаль и Колугу и Торусоу...»

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Им же полюбился его духовный отец Климент, Богом отмеченный, и благословил его архиепископ Далмат на епископство собственной рукой.) Был поставлен в Киеве зимой 1276 г. (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 323). Дата преставления – 22.05.1299 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 329–330, 473). 2992 Был избран управляющим епархией в 1299 г. (Новгородская Первая лет.; ПСРЛ. Т. 3. С. 330). Там же сказано, что на поставление в Новгород прибыл митрополит Максим с Ростовским епископом Симеоном и Тверским епископом Андреем, которые и совершили епископскую хиротонию 29.07.1300 (ПСРЛ. Т. 3. С. 330). По сообщению Новгородской Первой лет. в 1308 г. ушел на покой из-за болезни, благословив на свое место Давида (ПСРЛ. Т. 3. С. 332) Скончался в 1310 г. в Благовещенском монастыре (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 1. Стб. 369–370). Память – 23.12 и 23.01. 2993 По сообщению Новгородской Первой лет., был избран народом, а затем благословлен архиепископом Феоктистом на поставление в 1308 г. 05.06.1309 был поставлен во архиепископа Новгородского во Владимире (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 332–333). Вторая дата – дата кончины, по Новгородской Первой лет. (Там же. Стб. 339, 474). 2994 По сообщению Новгородской Первой лет. избран новгородцами после кончины архиепископа Давида в 1324 г. В 1325 г. он упоминается уже как архиепископ, а в 1326 г. прибыл в Новгород (ПСРЛ. Т. 3. С. 340). В 1330 г. архиепископ Моисей покинул кафедру и принял схиму, благословив себе преемника (ПСРЛ. Т. 3. С. 342). В 1352 г. в связи с кончиной архиепископа Василия, бывшего преемником святителя Моисея, новгородцы, по сообщению Никоновской лет., послали письмо к митрополиту Св. Феогносту с просьбой вернуть им в качестве архиепископа Моисея и получили благословение митрополита (ПСРЛ. Т. 10. С. 224). В 1359 г., по свидетельству Новгородской Первой лет., архиепископ Моисей вторично добровольно оставил кафедру (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 365). Под 1362 г. в Новгородской Первой лет. говорится: «Постави Моисии владыка церковь камену святое Благовщение на Михаилов улиц». (ПСРЛ. Т. 3. С.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Исследование выполнено при поддержке РНФ, проект 19-18-00247 «Двор русских княгинь в системе властных структур Древней Руси и Западной Европы в период Средневековья и раннего Нового времени (XI-XVI вв.)». Полное собрание русских летописей (далее — ПСРЛ). Т. 25. М.; Л., 1949. С. 273. ПСРЛ. Т. 2. СПб., 1908. Стб. 300. А.А. Турилов показал, что с иконографической точки зрения речь в легенде о Меркурии идет об образе Тронной Божией Матери (Турилов А.А. Еще раз к вопросу о происхождении Торопецкой (Корсунской) иконы Богоматери: гипотеза историка//В созвездии Льва. Сборник статей по древнерусскому искусству в честь Льва Исааковича Лифшица М., 2014. С. 508-515). ПСРЛ. Т. 25. С. 273-274. РГАДА, ф. 135 (Древлехранилище), отд. I, рубр. I, 17. По-видимому, жена Даниила Пронского. ПСРЛ. Т. 35. М., 1980. С. 59. Смоленские бояре упоминаются в источниках и позднее, видимо, они сохранили свой статус, интегрируясь в литовскую элиту и получая земли от Витовта (см.: Полехов С.В. Смоленское восстание 1440 г.//Исторический вестник». Т. 7 2014. С. 172-173). Зимин А.А. Витязь на распутье: Феодальная война в России XV в. М., 1991. С. 172-173; Турилов А.А. Указ. соч. С. 508-515; Щенникова Л.А. Смоленские иконы Благовещенского собора Московского кремля и их списки XV века//История и культура Ростовской земли. Материалы конференции. Ростов, 1997. С. 49-54. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. М.; Л., 1950.С. 420. ПСРЛ. Т. 35. С. 60. Полехов С.В. Указ. соч. С. 186. Bapohih В.А. Князь Юраи Лыhrbehebiч Mcцicлaycki. Гicmapычhы партрэт. Mihck, 2010. С. 21-22; ПСРЛ. Т. 35. С. 34, 57, 76. Bapohih В.А. Указ. соч. С. 52-60. ПСРЛ. Т. 25. С. 226. Противень со стороны Юрия Дмитриевича (РГАДА, ф. 135, отд. I., рубр. II, 18а). Псковские летописи/Подгот. А.Н. Насонов. Вып. 2. М., 1955. С. 44. ПСРЛ. Т. 18. СПб., 1913. С. 174. См. также Тверской сборник: «А князъ великыи Василеи побжалъ, а княгини великая Софя затворишась въ град Москв. Князъ Юрыи пришедъ, Москву градъ взялъ, а княгиню Софию поималъ» (ПСРЛ. Т. 15. СПб., 1863. Стб. 490).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5838261...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010