Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАНИИЛ АЛЕКСАНДРОВИЧ (1261, Владимир-на-Клязьме (?) - 5.03.1303, Москва), св. кн. московский (пам. 4 марта, 30 авг., в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), 4-й, младший, сын св. кн. Александра Ярославича Невского . Небесным покровителем Д. А. был изображенный на его печати прп. Даниил Столпник . После смерти отца Д. А. получил в удел Москву, но поскольку к тому времени ему было ок. 3 лет, его взял под опеку дядя - вел. кн. Владимирский Ярослав (Афанасий) Ярославич , тиуны к-рого управляли Московским княжеством 7 лет (1264-1271). Рождение св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XV в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 24 об.) Рождение св. кн. Даниила Александровича. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XV в. (БАН. 31.7.30-1.Л. 24 об.) К нач. 80-х гг. XIII в. относятся первые сведения о том, что Д. А. стал принимать активное участие в политической жизни Сев.-Вост. Руси. На 80-90-е гг. XIII в. пришлось обострение борьбы за владимирский великокняжеский стол между сыновьями Александра Невского - св. кн. Димитрием Александровичем , к-рый опирался на поддержку могущественного правителя зап. улусов Орды темника Ногая, и Андреем Александровичем, искавшим помощи у ханов, сидевших в Сарае. Андрею, к-рого поддерживал также ряд рус. князей, удалось к нач. 1282 г. отнять великокняжеский стол у старшего брата. В это время Д. А. выступал на стороне кн. Андрея. В 1282 г. вместе с тверским кн. Святославом Ярославичем и новгородцами Д. А. участвовал в походе на Переяславль - центр удельного княжества Димитрия, войска к-рого встретили противников у Дмитрова. После 5-дневного стояния и переговоров был заключен мир. С этого времени можно говорить о сближении Д. А. с кн. Димитрием Александровичем и тверским кн. св. Михаилом Ярославичем . В 1285 г. в отражении нападения литовцев на владения Тверского еп. Симеона участвовали не только тверские, но и московские войска. По предположению А. Н. Насонова ( Насонов. 20022. С. 273), когда в 1285 г. кн. Андрей вновь попытался отнять великокняжеский стол у Димитрия, Д. А. вместе с тверским кн. Михаилом выступил на стороне вел. кн. Димитрия. Совместно они прогнали войско «царевича», к-рого привел из Сарая кн. Андрей (в летописях говорится о том, что «Дмитрии, съчтася с братьею, царевича прогна, а бояры Андреевы изыма»; см., напр.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 526). Когда в 1289 г. Михаил Ярославич «не въсхоте... покоритися» Димитрию Александровичу, Д. А. выступил на стороне вел. князя, с к-рым у него теперь установились особенно тесные связи. Вместе с др. князьями Д. А. участвовал в походе вел. князя на Тверь, закончившемся осадой Кашина и заключением мира.

http://pravenc.ru/text/171280.html

Жена К., Марья, скончалась к 28 сент. 1517 г., когда по ней был дан вклад в Троице-Сергиев монастырь (ВКТСМ. М., 1987. С. 48). Сын К., Афанасий († до 13 июня 1557), служил великокняжеским дьяком в 20-30-х гг. XVI в., к 1533 г. входил в ближний круг вел. кн. Василия III Иоанновича, впосл. принял монашество с именем Андроник; др. сын, Иван, служил дьяком в сер. XVI в. († не позднее 1553); сын последнего и внук К., Андрей, в 1550 г. был тысячником в Клину ( Лихачев. 1888. С. 86-89; Веселовский. 1975. С. 279-280; АРГ, 1505-1526. 108. С. 110; Алексеев А. И. Первая редакция вкладной книги Кириллова Белозерского мон-ря (1560-е гг.)//ВЦИ. 2010. 3/4(19/20). С. 50, 59). Ист.: Памятники дипломатических сношений др. России с державами иностранными. СПб., 1851. Т. 1. Стб. 8, 10-12, 26, 56, 80-82, 159-162, 165-167; Памятники дипломатических сношений Московского гос-ва с Польско-Литовским. СПб., 1882. Т. 1. С. 56, 60, 75, 91, 92, 105-107, 114-118, 138-144, 148, 150, 154, 162, 190, 229, 231, 233, 269-273, 276-277, 284-288, 198-299. (СбРИО; 35); Памятники дипломатических сношений Московского гос-ва с Крымскою и Ногайскою Ордами и с Турцией. СПб., 1884. Т. 1. С. 41-43, 47-51, 164, 238-239, 290. (СбРИО; 41); Иосиф Волоцкий, прп. Просветитель, или Обличение ереси жидовствующих. Каз., 1857, 1882, 1892, 1904; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955. Прил.: Источники по истории еретических движений XIV - нач. XVI в. (по указ.); ПСРЛ. Т. 8, 24, 25, 28, 32 (по указ.); Описи царского архива XVI в. и архива Посольского приказа 1614 г./Ред.: С. О. Шмидт. М., 1960. С. 47; АСЭИ. Т. 1. 427. С. 316; 523. С. 401; 642. С. 560; Т. 3. 291б. С. 315; Иоасафовская летопись. М., 1957. С. 123, 188. Лит.: Лихачев Н. П. Разрядные дьяки XVI в.: Опыт ист. исслед. СПб., 1888 (по указ.) 68, 86-87, 163; Ильинский Ф. М. Митр. Зосима и дьяк Феодор Васильевич Курицын//БВ. 1905. Т. 3. 10. С. 212-235; Сперанский М. Н. Тайнопись в югослав. и рус. памятниках письма.

http://pravenc.ru/text/2462297.html

В лит-ре встречается мнение о принадлежности И. т. н. Иоакимовской летописи (известна в выписках В. Н. Татищева из сборника нач. XVIII в.). Одни ученые, подвергая сомнению ее атрибуцию И., признают летопись важным источником: Лавровский П. А. Исследование о летописи Якимовской//УЗ ОРЯС. 1856. Кн. 2. Вып. 1. С. 77-160; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 1. С. 306. Примеч. 470; Янин В. Л. Летописные рассказы о крещении новгородцев: О возможном источнике Иоакимовской летописи// Он же. Средневековый Новгород: Очерки археологии и истории. М., 2004. С. 130-143; Азбелев С. Н. К изучению Иоакимовской летописи//НИС. 2003. Вып. 9(19). С. 5-27. Другие исследователи с нач. XIX в., считая Иоакимовскую летопись памятником XVIII в., признают ее уникальные сведения недостоверными: Карамзин. ИГР. СПб., 1818 2. С. XXVIII-XXIX; Евгений. Словарь. 1827. Т. 1. С. 220-225; Толочко А. П. «История Российская» В. Татищева: Источники и известия. М.; К., 2005. С. 196-245. В XIX в. И. приписывали авторство древнейшей части НПЛ; эта атрибуция была признана ошибочной после работ А. А. Шахматова по русскому летописанию. Ист.: НПЛ. С. 159-160, 163, 473, 477; ПСРЛ. Т. 4. С. 90-91, 113, 471, 582-583; Т. 16. Стб. 39-40, 315. Лит.: СИСПРЦ. С. 113; Никитский А. И. Внутренняя история Церкви в Великом Новгороде. СПб., 1879. С. 3, 17, 21, 202; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 241; Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 42-43; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Февр. С. 119-122; Окт. С. 33-34; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 39-40; Голубинский. История РЦ. Т. 1. 1-я пол. С. 671-672; он же. Канонизация святых. С. 157-158; Хорошев А. С. Церковь в соц.-полит. системе Новгородской феод. республики. М., 1980. С. 13-15, 17, 18, 93-95; он же. Летописные списки Новгородских владык//НИС. 1984. Вып. 2(12). С. 140; Творогов О. В. Иоаким//СККДР. 1987. Вып. 1. С. 204-206 [Библиогр.]; Янин В. Л. Некрополь Новгородского Софийского собора: Церк. традиция и ист. критика. М., 1988. С. 58-59, 174, 177, 182-184; Щапов Я. Н. Государство и Церковь в Др. Руси. М., 1989. С. 34, 207-208; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 2. С. 32, 38, 44, 69, 82, 102, 109; Рапов О. М. Рус. Церковь в IX - 1-й трети XII в.: Принятие христианства. М., 19982. С. 239-241, 272-273, 365; Толстая Т. В., Уханова Е. В. «Корсунские» реликвии и крещение Руси//Христианские реликвии в Московском Кремле/Ред.-сост. А. М. Лидов. М., 2000. С. 153; Святые Новгородской земли. Вел. Новгород, 2006. Т. 1. С. 24-33; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 78-80.

http://pravenc.ru/text/468869.html

Жмакин. Ук. соч. С. 263 и след. 818 Ср.: Макарий. 2–е изд. 7. С. 345–367. 819 Памятники старинной русской литературы. 4. С. 194–199 («Смиренного Даниила, митрополита всея Руси, о смирении и о съединении»). Ср.: Макарий. 6. С. 206–207. 820 См. об этом лучше всего: Филарет. Обзор. 1–2. 821 Голубинский. 2. 2. С. 181–182, 184–187. 822 Макарий. 10. С. 226–227. 823 Ключевский. Жития. С. 297, 298; о собрании Миней И. Милютина см.: Там же. С. 298 и Макарий. 11. С. 222. 824 ПДП. 188 (1916). О других, менее значительных агиографических сочинениях: Филарет. Обзор. 1. 303, 316, 319, 351, 354, 360, 367, 369; Макарий. 11. С. 220–222. 825 О св. Димитрии Ростовском см. монографию: Шляпкин И. А. Св. Димитрий Ростовский и его время. 1651–1709 (1891). 826 Голубинский. 2. 2. С. 192; Софийский временник, в: ПСРЛ. 6. 827 Макарий. 2–е изд. 6. С. 207–209; Никольский. Кирилло–Белозерский мон. 1. 1. С. LXVIII; Голубинский. 2. 1. С. 740. 828 Розанов С. «Никоновский» летописный свод и Иоасаф как один из его составителей, в: ИОРЯС. 1930. 13. С. 277; Стоглав. Гл. 100; Шахматов А. Иоасафовская летопись, в: ЖМНП. 1904. 5. 829 Голубинский. 2. 1. С. 740. 830 Там же. С. 620. Розанов. Там же. С. 268–270. Лавров Н. Заметки о Никоновской летописи, в: ЛЗАК. 34 (1927). 1. С. 55. Эта летопись носит название Никоновской, потому что рукопись ее принадлежала патриарху Никону. 831 Серебрянский. Ук. соч. С. 21, 39–46, 339–341, 345, 370. Многими сведениями об игумене Корнилии я обязан искусствоведу Н. Е. Андрееву (Прага), который сообщил мне о своих исследовательских работах, проведенных им в Псково–Печерском монастыре в 1937–1938 гг., и о своей монографии по материалам этих исследований, которая, к сожалению, во время войны 1939–1945 гг. была без всяких оснований конфискована немецкими властями и пропала. 832 Книга глаголемая о святых, в: Чтения. 1887. 4. С. 55 157). 833 Голубинский. История канонизации. С. 332. 834 Насонов А. Из истории Псковского летописания, в: Ист. зап. 18 (1945). С. 261. 835 Шляпкин И. Ермолай Премудрый, новый писатель эпохи Грозного, в: Сборник в честь С. Ф. Платонова (1911). С. 550, 553. Никольский Н. Еще об Еразме Прегрешном, в: Библиограф. летопись. 1 (1914); Ржига. Литературная деятельность Ермолая–Еразма, в: ЛЗАК. 33 (1926). С. 103–200; Яворский А. К вопросу о литературной деятельности Ермолая–Еразма, в: Slavia. 9 (1930/31). С. 59–80, 273–299. 836

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Имя М. М. было включено в «Книгу, глаголемую Описание о российских святых», известную в списках XVIII-XIX вв.: «Святый благоверный князь Мстислав Мстиславич, преставися в лето 6600» (Описание о российских святых. С. 33). Канонизация М. М. подтверждена включением его имени в Собор Новгородских святых, празднование к-рому было возобновлено 10 июля 1981 г. (Собор учрежден ок. 1831). Блгв. князю имеется тропарь (Святые Новгородской земли. 2006. С. 288). Ист.: ПСРЛ. Т. 1, 2; Т. 6. Вып. 1; НПЛ. Лит.: Пашуто В. Т. Очерки по истории Галицко-Волынской Руси. М., 1950 (по указ.); Эммаусский А. В. Мстислав Удалой. Киров, 1998; Литвина А. Ф., Успенский Ф. Б. Выбор имени у рус. князей в X-XVI вв.: Династическая история сквозь призму антропонимики. М., 2006 (по указ.); Святые Новгородской земли. Вел. Новг., 2006. Т. 1. С. 273-288; Домбровский Д. Генеалогия Мстиславичей: Первые поколения (до нач. XIV в.). М., 2015 (по указ.). А. А. Горский Иконография События, происходившие в княжение М. М., подробно проиллюстрированы на миниатюрах в Лаптевском томе Лицевого летописного свода 70-х гг. XVI в. (РНБ. F.IV.233; см.: Лицевой летописный свод XVI в.: Рус. летописная история. М., 2010. Кн. 24: Сопроводит. том. С. 47, 99; М., 2009. Кн. 4, 5). В основном М. М. изображен как человек средних или зрелых лет в княжеских одеждах, часто в доспехах и княжеской шапке, верхом на коне, иногда с оружием в руках. В Голицынском томе (РНБ. F.IV.225. Л. 241 об.- 242) содержатся 2 миниатюры, посвященные предсмертной болезни, постригу в схиму и преставлению М. М. На последней иллюстрации св. князь облачен в монашеские одежды, у него густые вьющиеся волосы и седая борода средней величины. Образ М. М. иногда вводили в композицию «Собор Новгородских святых» расширенного извода, с многочисленным сонмом чудотворцев, предстоящих образу Софии Премудрости Божией или чтимым новгородским иконам. По внешнему облику (надписи идентичны) изображение М. М. практически не отличается от образа его отца, блгв. кн. Новгородского Мстислава Ростиславича, прозванного Храбрым.

http://pravenc.ru/text/2564288.html

101 Книга глаголемая описание о российских святых…/Публ. и дополнения М. В. Толстого. М., 1995. С. 262; Барсуков Н. Источники русской агиографии. Прил. С. III. 102 Род преемника владыки Пимена на Новгородской кафедре, архиепископа Леонида, начинается с имени святителя Макария: “Род архиепископа Леонида: Митрополита Макария, архиепископа Васияна, священнодиякона Симеона, Анастасии, Александра, Фаддея, Матрону, Козму” (РНБ. Соф. 1550. Синодик XVII в. Л. 31). 103 В этом же году, 4 июля “манастырь на Росткине улици выгорел весь черницкой Рожество Иоана Крестителя” (ПСРЛ. Т. 3. С. 158). 104 Непозыбаный — непоколебимый, незыблемый (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 11. М., 1986. С. 220). 105 Шестой собор псковского духовенства был учрежден в 1471 году на основании благословенной грамоты Митрополита Филиппа I (РИБ. Т. 6. СПб., 1908. Стб. 731–734). Соборы городского духовенства — это структурная организация городского духовенства. 107 Резоимание — взимание процентов на ссуду, ростовщичество (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 22. М., 1997. С. 138). 109 См.: Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992. С. 19. Правило 42 (Слав. яз.). 110 Заповедь — штраф за нарушение какого-либо запрета (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 5. М., 1978. С. 273). 111 Однолично — непременно, обязательно (Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 12. М., 1987. С. 288). 1 Послание опубликовано А. Никольским в приложении к его статье “Сказание об обретении честных мощей святителя Никиты Новгородского” (ИОРЯС. Т. 10. Кн. 2. 1905. С. 12–13). Автор при этом не касался вопроса датировки и атрибуции данной грамоты. Этим занялся А. Малов (Послание об обретении мощей епископа Никиты//Сборник статей в честь академика Алексея Ивановича Соболевского. Л., 1928. С. 496–498). Он датировал послание июнем-июлем 1558 года, с чем вполне можно согласиться. Однако вызывает возражение сделанная им атрибуция. Обращение в грамоте к адресату как к “преподобию”, а также происхождение рукописи, в которой содержится послание, из Кирилло-Белозерского монастыря определило направление его поисков данного адресата. Исследователь писал: “…адресатом является Кирилловский

http://pravmir.ru/novgorodskiy-arhiepisk...

5109 Первая дата – определение Св. Синода и Св. Патриарха о принятии по покаянии из обновленчества в сущем сане, как ставленника архиереев каноничного поставления (РГИА ф. 831, оп. 1, д. 273, л. 71). По ММЛ РПИ, организовал «сектантское общество под маркой иоаннитов» (не соответствует действительности). На самом деле организовал кружок-сестричество в с. Богородское Череповецкого уезда, боролся с обновленчеством. Арестован в 1925 г. осужден на 3 года концлагеря (отбывал срок в СЛОН). Освобожден досрочно в 1927 г. Проживал в Новгороде. Впал в догматическое расхождение с учением Церкви о 9-м члене Символа Веры , отлучен группой Православных иерархов, но вскоре отошел от ереси и уже в 1932 г. был участником хиротонии епископа Сергия (Васильева). Организовал в Новгороде церковное «Трудовое братство» (22 человека). Все были арестованы 07(20)04.1933. Осужден 06(19)05.1933 на 5 лет ссылки, отправлен на Север. Дальнейшая судьба неизвестна. 5112 На епархии не был; по его же просьбе назначение отменено. Находился в ссылке в Средней Азии (Шахризябс, Самарканд), где проживал до следующего назначения на кафедру в 1936 г. См. Астанайская. 5113 Вторая дата – перевод с кафедры на должность настоятеля Князь-Владимирского собора в Ленинграде. Здесь арестован в августе 1937 г., приговорен и расстрелян 26.09(09.10)1937 в Ленинграде. 5121 Проживал в г. Тихвин. С 10(23)08.1937 – в должности настоятеля церкви в Череповце и благочинного. 05(18)10.1937 арестован. Приговорен и расстрелян в Ленинграде 01(14)12.1937. 5123 Из вдовых протоиереев, бывший ключарь Киево-Софийского собора. Вторая дата – определение на покой. Скончался в Киеве 12(25)02.1925. 5124 С титулом Черкасский и Чигиринский (одновременно именовался и Мелитопольским ?). С февраля 1925 по ноябрь 1928 г. – в тюрьмах Киева и Москвы, затем – в ссылке в пос. Кудымкар Уральской области (ныне – Пермский край). 5130 В предварительных статьях Никоновской лет. представлен следующий список архиереев: Неофит, Мартирий, Феодул, Иван, Феоктист, Ираклид, Ануфрий, Феотекн, Антоний, Порфирий, Захарий, Григорий, Исаакий (ПСРЛ Т. 9. С. XXII).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XV в. Ковчеги содержали также помимо мощей засурских преподобных частицы мощей визант. святых и Литовских мучеников (см. ст. Антоний, Иоанн и Евстафий ). Д. Б. был женат на кнг. Марии, после смерти мужа принявшей постриг с именем Марина. Исполняя волю покойного мужа, она в 1444 г. пожаловала суздальскому Спасо-Евфимиеву мон-рю село близ Суздаля (АСЭИ. Т. 2. 444. С. 485-486). От брака с ней у Д. Б. было 2 сына - Василий, запись о смерти к-рого сохранилась в рукописи кон. XIV в. ( Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. С. 366-370), и Иван, упоминаемый летописями под 1410 и 1414 гг. В договоре вел. кн. Василия II со своим дядей Георгием Димитриевичем от 11 марта 1428 г. Н. Новгород упоминается в перечне владений московского князя (ДДГ. 24. С. 64, 66). Следов., к этому времени Д. Б. уже скончался. Ист.: ПСРЛ. Т. 11; Т. 15. Вып. 1; Т. 18; Т. 23-25 (по указ.); АСЭИ. 1958. Т. 2. 444. С. 485-486; 1964. Т. 3. 294. С. 320-321; 298. С. 326; 480. С. 465; 482. С. 467; АФЗХ. 1951. Ч. 1. 273. С. 204-205; Мец Н. Д. Нек-рые вопросы систематизации монет Суздальско-Нижегородского княжества//Историко-археол. сб. М., 1962. С. 126-139; Федоров-Давыдов Г. А. Монеты Нижегородского княжества. М., 1989; Николаева Т. В. Произведения рус. прикладного искусства с надписями XV - 1-й четв. XVI в. М., 1971. С. 33, 35. Кат. 1, 3. (Археология СССР. САИ; Вып. Е1-49). Лит.: Экземплярский А. В. Великие и удельные князья Сев. Руси в татар. период с 1238 по 1505 г.: Биогр. очерки. СПб., 1891. Т. 2 (по указ.); Пресняков А. Е. Образование Великорус. государства. Пг., 1918; Насонов А. Н. «Русская земля» и образование территории Древнерус. гос-ва: Ист.-геогр. исслед. Монголы и Русь: История татар. политики на Руси. СПб., 2002. С. 330, 331; Рыбаков Б. А. Из истории московско-нижегородских отношений в нач. XV в. (Мощевик кнг. Марии 1410 г.)//МИА. М.; Л., 1949. Вып. 12. С. 186-191; Иванов Д. И. Московско-литовские отношения в 20-е гг. XV ст.//Средневековая Русь. М., 1999. Вып. 2. С. 79-115; Горский А. А. Судьбы Нижегородского и Суздальского княжеств в кон. XIV - сер. XV в.//Там же. М., 2004. Вып. 4. С. 140-170; Чеченков П. В. Нижегородский край в конце XIV - 3-й четв. XVI в.: внутреннее устройство и система управления. Н. Новг., 2004. А. А. Горский Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны

http://pravenc.ru/text/171296.html

1347 Teteriatnikov N. В. The Liturgical Planning of Byzantine Churches in Cappadocia. Roma, 1996, p. 165–182. 1349 Иоаннисян О. М. Основные этапы разития галицкого зодчества//Древнерусское искусство. Художественная культура X – первой половины XIII в. М., 1988, с. 45–49. 1350 Виноградов А. История кафедрального Успенского собора в губернском городе Владимире. Владимир, 1891; Георгиевский В. Город Владимир на Клязьме и его достопримечательности. Владимир, 1896, с. 43–90; Порфирий, архим. Древние гробницы во Владимирском кафедральном Успенском соборе и Успенском Княгинином девическом монастыре, с. 7–17, 50–52; Ушаков И. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губернии. Владимир, 1913, с. 35–74; Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси. Т. I. М., 1961, с. 149–186, 354–377. 1352 Рыбаков Б. А. Древности 11. М.–Л., 1949, с. 60–93. См. также: Рибаков Б. О. Блarobiщehcьka церква у Чephirobi 1186 року за даними розкопок//Apximekmyphi памятники. Kuib, 1950, с. 55–63. 1353 Карнабед А. А. Новые данные о памятниках Чернигова XI–XII вв.//Древнерусское искусство. Художественная культура Х – первой половины XIII в. М., 1988, с. 36–38. 1354 Холостенко Н. В. Исследования Борисоглебского собора в Чернигове. С. 198–210; Раппопорт П. А. Русская архитектура X–XIII вв., с. 41–43. 1365 Воронин Н. Н., Раппопорт П. А. Указ, соч., с. 254–273. Следует отметить, что погребений в приделах не обнаружено, но кладка и слой здесь были в очень плохой сохранности. 1367 Седов Вл. В. Афони русская архитектура начала XIII в. (причины влияния)//Архитектура в истории русской культуры. Вып. 1. М., 1996, с. 39–45. 1368 Каргер М. К. Храм-усыпальница в Евфросиниевском монастыре в Полоцке//СА. 1977. 1, с. 240–247. 1371 В 1235 г. упомянут Изяслав Новгородский, а в 1256 г. – Роман Новгородский. – ПСРЛ.Т. И. Стлб. 776, 816. 1372 Уваров А. С. Древний храм во Вщижском городище//Уваров А. С. Сборник мелких трудов. Т. I. М., 1910, с. 386–388; Рыбаков Б. А. Раскопки во Вщиже в 1948–1949 гг.//КСИИМК. Вып. 38. М., 1951, с. 34–40; Рыбаков Б. А. Стольный город Чернигов и удельный город Вщиж//По следам древних культур. Древняя Русь. М., 1953, с. 98–120.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Крест и сень близ могил преподобных Амфилохия и Дионисия Глушицких. Фотография. Нач. XXI в. Решением ликвидационной комиссии 5 сент. 1924 г. Г. м. был упразднен, постройки переданы детскому дому им. В. И. Ленина, движимое имущество - детскому дому и Глушицкой сельхозартели, часть церковных облачений - в «культурные учреждения» Свердловско-Сухонского р-на. Бархатная малиновая завеса от царских врат использовалась для изготовления флагов комсомольцев и пионеров, красная напрестольная ткань - флагов Морженгской ячейки РКП. В 1920-1921, 1923-1924 гг. из Г. м. в Вологодский музей иконописи и церковной старины вывозились святыни, в т. ч. сохранившиеся иконы Божией Матери «Знамение» (Воплощение) (нач. XVI в.; ВГИАХМЗ), «Покров Пресв. Богородицы» (1-я четв. XVI в.; ВГИАХМЗ), напрестольный кипарисовый крест (XVI в.; ВГИАХМЗ). Часть б-ки Г. м., в т. ч. Печерский патерик (К., 1678), неск. Евангелий XVIII в., также находятся в фондах ВГИАХМЗ. К нач. 2006 г. в дер. Сосновец Сокольского р-на Вологодской обл. сохранился фундамент Предтеченского храма Г. м., где под спудом почивают мощи прп. Дионисия и Амфилохия, 2-этажный келейный корпус с домовой церковью, погреб, часть ограды. Близ предполагаемого места захоронения преподобных братией Димитриева Прилуцкого мон-ря установлен поклонный крест. Арх.: РГАДА. Ф. 281. 2581, 2585, 2594, 2639, 2666, 2677; Ф. 1209. Кн. 62, 14726, 14732, 14733, 14737, 14880, 14881; ГАВО. Ф. 523 [Дионисиево-Глушицкий мон-рь]; Ф. 496 [Вологодская духовная консистория]; ВГИАХМЗ. 433, 1018, 1841, 1989, 2014, 2094, 2095, 2139, 7296, 7297, 10632, 26954/2. Ист.: ПСРЛ. Т. 6. С. 48; Т. 8. С. 242; Т. 12. С. 255; Т. 20. Ч. 1. С. 373; Т. 26. С. 295; Т. 39. С. 175; Ведомость о Глушицком мон-ре 1763 г.//Вологодские ЕВ. 1876. 18. С. 265-267; Опись Глушицкого мон-ря 1679 г.//Там же. С. 257-262; Пимен (Мясников), архим. Восп. М., 1877. С. 111-112; Ведомость о суммах, ассигнованных к отпуску из казны на штатное содержание по Вологодской епархии на 1888 г.//Вологодские ЕВ. 1888. 4/5. С. 56-57; АСЭИ. Т. 3. 252-262. С. 273-280; Соборное Уложение Алексея Михайловича, 1649 г.//Рос. законодательство X-XX вв. М., 1985. Т. 3: Акты Земских соборов. С. 107; Жития Димитрия Прилуцкого, Дионисия Глушицкого и Григория Пельшемского: Тексты и словоуказ. СПб., 2003; Семячко С. А. Житие Дионисия Глушицкого//Святые подвижники и обители Рус. Севера. СПб., 2005. С. 77-216.

http://pravenc.ru/text/165175.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010